Scum & Villainy - Клинки в космической тьме. Обзор

«Космопорт Мос Эйсли. Ты вряд ли найдешь где-нибудь большее скопище подлецов и отбросов общества» – так сказал Оби-Ван Кеноби Люку про город Мос-Эйсли. В оригинале он назвал обитателей Мос Эйсли «Scum and villainy», и англоязычный фанат великих и ужасных сразу узнает отсылку. Потому очередной хак «Клинков во тьме» – на этот раз под космооперу – создатели и назвали именно так.
Увы, в русском переводе, если следовать тексту сценария – «Подлецы и отбросы общества» – отсылка терялась. Не очень-то она и просматривается том варианте, который я выбрала – «Подлецы и отбросы космоса» – но он хотя бы передаёт суть.
Сразу скажу, что я не буду писать про механику «Клинков» – о ней можно прочитать в этой статье, и в «Отбросах космоса» она изменена незначительно. Конечно, поменялись классы, вместо типа банды – тип корабля, вместо захвата территории – установка новых модулей на корабль; но единственным более-менее значимым изменением стало введение гамбита – ресурса наподобие удачи, позволяющего получить +1 кубик к броску. На старте гамбита мало: всего 2 (а у команды охотников за головами вообще 1), но зато каждый впечатляющий успех проверки в рискованной позиции даёт +1 гамбит. А ещё будьте готовы к тому, что из снаряжения исчезла тяжёлая броня: теперь для того, чтобы ваша броня считалась тяжёлой (2 ячейки защиты, а не одна), вам нужно взять особый талант. Как это объяснили создатели – «Это игра про ловких космических негодяев, а не спецназовцев в экзоскелетах». Ладно, за точность цитаты не ручаюсь, но смысл был такой!
А теперь перейдём к сеттингу.



Итак, у нас есть… Космос! Далёкая-предалёкая галактика, населённая людьми, нелюдями (тут их зовут ксеносами), и кучей руин предтеч (их тут называют Ур), космической магией (Сила ой, пардон, Путь) и империей, которая – правильно угадали! – тоже называется не империей, а Гегемонией. Впрочем, классической космооперной империей (читай: милитаристическим государством, от которого попахивает третьим рейхом) она не является, и скорее напоминает Рим в космосе. Здесь есть Гегемон, чей трон находится в центре галактики, есть легионы – армия Гегемонии, есть множество культов, ответственных за религию и духовные скрепы народа, и гильдии, которые являются полновластными хозяевами целых отраслей технологий. О каких-либо других государствах в космосе, как человеческих, так и ксеносских, не сказано; здесь ведущему дана полная свободна действий. Что весьма привлекает. Хочешь, добавляй ксеносскую державу зеленокожих красоток с партеногенезом, хочешь – республику, которая считает, что Гегемония недостаточно демократична. Не менее легко ведущему будет «настроить» Гегемонию под свои нужды. Из описания понятно, что государство это расизмом не страдает, средний класс там имеется, спецслужбы не зверствуют, однако рабочие живут бедно и не довольны, а Гегемон хочет и дальше расширять имперские границы. При желании ведущий может сгладить углы и показать, что Гегемония – гранат стабильности, без которого галактику разорвут на куски войны и бандитизм; или же может сгустить краски, нарисовав жестокое аристократическое государство с голодным народом и беспределом преступных картелей.
В любом случае, делать это ему придётся на примере места, в котором происходит действие – сектора Процион. Состоит из четырёх систем и считается задницей галактики… Надо заметить, Гегемония реально зажралась, раз считает сектор с 10 (!) пригодными для обитания планетами бесперспективным и захолустным. Видимо, в метрополии дела обстоят ещё лучше. Благодарить за это стоит космическую магию и предтеч: именно они построили гиперврата, позволяющие перемещаться между системами, терраформировали часть планет, и даже оставили вполне прилично работающую терраформирующую установку (которой ныне владеет одна из гильдий). Но хватит о них.
Итак, Процион считается захолустьем и глубокой провинцией, а, значит, как вы догадываетесь, идеальным местом для приключений. Здесь есть полно руин Предтеч, которые Церковь Звёздного Пламени (местная Инквизиция!) ещё не успела опечатать ленточками с надписью «Ересь» – у неё нет особого влияния в этом секторе. Здесь есть огромные преступные синдикаты, которые по могуществу могут поспорить с правительственными войсками. Да и сами правительственные войска, как и губернатор, и гильдии, плетут здесь заговоры и вынашивают планы, пользуясь удалённостью от метрополии… И это не говоря уже о культах, что запрещены в Гегемонии и нашли себе укрытие здесь.
Вот первое отличие «Отбросок космоса» от «Клинков»: они масштабнее. Действие не ограничено стенами одного города и окрестностями, а интриги между парой лордов в совете уступают место тихой войне контрразведки с губернатором, планирующим переворот легионерам и разным маньякам, которых хлебом не корми, а дай собрать из пяти таинственных артефактов шестой, нажать на красную кнопку и посмотреть, насколько сильно бабахнет. Отражается это и на механике: например, подозрения скинуть с себя гораздо легче – достаточно сбежать в соседнюю систему. Другое дело, что, забивая на снижение подозрений (здесь за это отвечает действие «отсидеться»), можно обнаружить, что тебя разыскивают уже по всему Проциону. Упс! Придётся драпать в другой сектор, который не описан, а ведущий может отказаться описывать, и финита приключениям.



Планеты в секторе не особенно оригинальны – типовой суповой набор космооперы: планета-пустыня, ледяная планета, планета-джунгли (целых две), экуменополис, до предела индустриализированный гадюшник, станция на газовом гиганте, и не вращающаяся вокруг своей оси планета, где жить можно только на экваторе. Самая оригинальная – это Найтфолл, планета с 13 лунами, где постоянно происходят солнечные затмения. Однако она же одна их самых скучных с точки зрения лора: ни руин предтеч (на самой планете), ни интересной флоры с фауной, ни аборигенов-ксеносов. Другое дело, что типичность планет трудно назвать минусом, учитывая особенности системы; скорее это, наоборот, плюс, потому что на каждую из них можно воткнуть практически всё что душе угодно. Скажем, упомянутый выше Найтфолл описан как гламурный город с небоскрёбами и высшим обществом; по желанию ведущего её можно превратить как в ещё один экуменополис, так и добавить обширные сумрачные леса, полные светящихся цветов и опасных животных, которые выходят на охоту когда стемнеет. А ещё авторы системы не поскупились и на зацепки для местечковых приключений. Почти все «примечательные личности» той или иной планеты – потенциальные квестодатели. Кто-то хочет сбыть добычу, кто-то нашёл замороженного ксеноса и хочет переправить его на другую планету, кто-то ищет напарников для охоты на гигантского зверя. Не в обиду «Клинкам» будет сказано! – эти зацепки будут чуть поинтереснее, чем в Даскволле.
Но хватит о планетах, скажем о главном – героях. Нам на выбор предлагают шесть архетипов: механик, боец, мистик, пилот, пройдоха, переговорщик и скальпель. С чем связан таланты каждого из них, пояснять, думаю, не надо: механик чинит, боец укладывает врагов из именных пушек, пройдоха косплеет Хана Соло и стреляет первым, пилот пилотирует, мистик – использует силу Пути, а переговорщик – социалит (практически всё что он может). Скальпель (в оригинале «stich» – «шов», «сшиватель», но, как видите, в переводе я сместила акценты) не столько хилер, сколько учёный, который может и вскрытие провести, и с артефактами предтеч управиться, и пройти в закрытую зону, потому что доктор может понадобиться везде. Интересные таланты есть у всех архетипов – у кого-то больше, у кого-то меньше. Любителям милых сайдкиков придутся по нраву механик и пилот: механик в качестве особого снаряжения получает умное домашнее животное и дрона (неразумного робота), а пилот – урбота (разумного робота с процессором предтеч в голове). Ну а мистик может может взять световой меч – конечно, он так не называется (авторские права ж!), и кристалл нужно через некоторое время менять, но если хотите почувствовать себя джедаем или ситхом, препятствий нет.



Вместо типа банды тут выбирается тип команды, он же определяет тип корабля. Вместо активов территории – апгрейды на корабль: разные примочки вроде шаттла, защитных щитов, или криокамер. Надо заметить, что эта система переусложнена и невнятно объяснена: есть особенности команды, особенности корабля, вспомогательные модули… Чтобы понять, чем всё это друг от друга отличается, нужно внимательно прочитать книжку несколько раз. Для улучшения кармы облегчу вам задачу. Среди апгрейдов есть:
1) особые апгрейды – особые комплект примочек для каждого типа команды (например, контрабандисты могут взять комплект фальшивых документов, а повстанцы – секретную базу). Особые апгрейды другой команды брать нельзя;
2) апгрейды системы; их у корабля четыре – корпус, двигатели, сенсоры, орудия (например, в качестве модуля корпуса можно взять потайной отсек, а в качестве модуля двигателей – стелс-систему). Фишка в том, что количество модулей не может превышать качество системы;
3) все остальные апгрейды. Например, кавайный ИИ на корабль, или инопланетная зверушка – в компанию к питомцу механику, видимо. Их число ничем не ограничено.
В отличие от активов, апгрейды хотя бы не обязательно нужно захватывать в бою. Их можно купить как за кредиты, так и получить за левел-ап, или за выполнение задания. В принципе, системы гибкая, хоть и не особенно хорошо описанная, и некоторые моменты не регулируются правилами, а должны (судя по всему) решаться в разговоре с ведущим (например, герои могут поставить на корабль криокамеры, но какое количество – нигде не оговорено…).
Однако создатели системы избавили игроков от одного большого геморроя. Им не придётся придумывать, как называть корабль! (Честное слово, в первой и единственной игре по Кориолису мы дольше спорили о названии корабля, чем генерились.) Название корабля зависит от типа команды: у контрабандистов будет «Звёздный танцор», у охотников за головами – «Цербер», у повстанцев – «Огненный змей».
Да, типов команд всего три. На первый взгляд, немного, однако каждый чётко задаёт стиль игры. Игра за контрабандистов будет отличаться от игры за охотников, и уж тем более от игры за повстанцев.
Контрабандисты – самый нейтральный вариант. Эти ребятишки не любят открытые столкновения, перевозят грузы и людей, берутся за мелкие диверсии, кражи и шпионаж. Самый интересный аспект их работы – чёрная археология: копание в руинах ур и выкапывание разных опасных артефактов (опционально – мирового зла в придачу).
Охотники за головами подойдут тем, кто предпочитает играть мускулами. Убийства, похищение, охрана, эвакуация из опасных мест, охота на пиратов/сражение на стороне пиратов – примеры тех дел, которые им подойдут. Иными словами, если вас тянет к «Светлячку», выбирайте контрабандистов, а если к «Тёмной материи» – охотников за головами. Такой подход не исключает скрытных миссий (те же похищения или наоборот поиск пропавших людей), но всё равно смещает акцент на конфронтацию в бою. Надо отметить интересную особенность: один из талантов охотников за головами даёт доступ к тяжёлой броне (то бишь у них две ячейки защиты, а не одна). Да-да, броня, указанная в снаряжении – обычная, повстанцам и контрабандистам придётся раскошелится на талант «ветеран», чтобы тоже её получить. Правда, для шпионских миссий она не подходит, поскольку заметная и с отличительными знаками команды. Другой аспект – у охотников есть талант, снижающий подозрения, если они ловят цель, за которую назначила награду Гегемония. Если работать аккуратно, то подозрения вообще не будут повышаться; любителям космических империй игра за охотников однозначно зайдёт.
Ну а противоположность охотников – повстанцы. Работа – самая разнообразная, главное, чтобы против Гегемонии! Звезду смерти они пока не построили, но это не значит, что нельзя мечтать её взорвать. Сам концепт повстанцев располагает к эпичным и масштабным историям, где герои будут баламутить народ и устраивать революцию. Надо заметить, их таланты в большинстве своём скучные и не особо полезные – но вот игра в таких «робингудов» может быть интересной чистой из-за концепта.
Итак, персонажи созданы (тут это быстро!), команда сформирована… И теперь очередь ведущего – подать на игровой стол интересный сюжет. К счастью, эта часть – самая сильная в «Отбросах космоса». Да простят меня «Клинки», но их фракции меня не впечатлили на фоне «Отбросов». Наверное, потому что «Отбросов» я освоила первыми, и там фракций больше, а их планы – куда масштабнее. Есть свой «лорд Скарлок»: губернатор Малклейт, который очень недоволен назначением в Процион, и коллекционирует мистические артефакты, надеясь, что это поможет ему восстановить престиж в глазах Гегемона. Эта идея пришла ему не сама собой, а её нашептал на ухо «злой визирь» – мистик культа Говорящих-с-ночью. Вместо грызущихся между собой членов совета – Гильдии, огромные корпорации, готовые тоже выгрызть друг другу печень за большую сферу влияния. Там, где в Даскволле банды воюют за кварталы, в Проционе преступные синдикаты пытаются выжать друг друга с планеты. Есть недовольные рабочие. Есть разумные урботы. Есть контрразведка. И целая эльфийская принцесса, впрочем, это немного спойлер. Каждый ведущий найдёт себе фракцию по душе: любителю вархаммера приглянётся Гильдия инженеров (лайт-версия техножрецов) и Церковь Звёздного Пламени (никто не ждёт гегемонийскую инквизицию), любителю звёздных войн понравятся почти-джедаи Бдительные, а если он симпатизирует империи – упомянутая выше конрразведка (с красивым названием «Беззвёздная завеса») и тюрьма Изотропа. Если хочется сделать акцент на безбашенных приключениях и поисках артефактов – к вашим услугам Рыцари Конкордата, аристократы, которые ищут некий «Грааль»; кто, как ни они, подкинет героям работку с приключениями.
Что очень радует, ни одна фракция не представлена злодеями. (Хотя врём, парочка есть, злобных с какой стороны ни посмотри) Но при этом ведущий легко может добавить организации негативных или позитивных черт, сделав их как хорошими парнями, так и плохими, или же оставить «морально серыми». Вот выше я охарактеризовала советника губернатора как «злого визиря». Да, ведущий может сделать из него и такого. А может – мудрого мистика, последний оплот борьбы против злых инквизиторов – Церкви Звёздного пламени. В то же время кто сказал, что Церковь – зло? Артефакты предтеч могут быть опасны, и тем более опаснее то, что они оседают в руках у богатых и беспринципных, которые будут их использовать, чтобы захапать больше власти. Интересны и конечные цели некоторых фракций. Если у вас кончились идеи, просто дайте одной из фракций, ещё не задействованной в сюжете, достичь своей цели! Сразу появится, из чего лепить сюжет. Более того, в бесплатных материалах даны неплохие завязки дел, по четыре на каждый тип команды.
(При этом завязка за «Охотников за головами» очень сильно напоминает сюжет сериала «Мандалорец». Совпадение? Или Филони спёр удачную задумку?)



Я тут так вдохновенно расхваливаю «Подлецов и отбросов», как будто хочу их вам впарить, да? Но ладно, поговорим о минусах. Те, что лежат на поверхности, скорее технические недоделки: плохо объяснено, откуда брать тяжёлую броню, излишне усложнённая (или, точнее невнятно описанная) система сборки корабля, контакты команды могут меняться, а места на бланке, чтобы подписывать новые, нет, и так далее. Глубже лежит тот недостаток… Что это «Клинки во тьме». В космосе, но всё ещё клинки во тьме. Иначе говоря – система не универсальна. Это отличный симулятор банды, но, скажем, если вы захотите поиграть за инквизицию Звездного Пламени, или контрразведку, или археологов, вам придётся обрабатывать систему не напильником, а топором. Проще будет взять другую, а не натягивать глобус на сову… Или наоборот?
Пожалуй, здесь мой рассказ про «Подлецов и отбросов космоса» стоит завершить. Чтобы вы могли оценить системы на практике, прилагаю перевод всех бесплатных материалов и пересказ основной книги правил.
(У нас ведь пересказы пока не запрещены, верно? А «Отбросы космоса» сто первыми пока не лицензированы, так что, надеюсь, никому не мешаю)

Скачать:
Пересказ правил
Материалы для ведущего
Материалы для игроков

13 комментариев

avatar
Как-то рассеянно зашёл на Имку, кликнул заголовок не глядя, рассеянно читаю, и постепенно понимаю, что пишет Nalia. По стилю узнал, о как!
avatar
Отлично. Очень хорошо, что изложение сфокусировано на отличиях от клинков.
Я набрел на эту систему года три назад, наткнувшись в сети на эту картинку (я тогда про BitD еще ничего не знал:



Чем-то она меня зацепила и теперь это моя любимая «космическая» система (я, вообще-то коричневый плащ, но играть по Firefly RPG почему-то никто не хочет).
avatar
Да простят меня «Клинки», но их фракции меня не впечатлили на фоне «Отбросов». Наверное, потому что «Отбросов» я освоила первыми, и там фракций больше, а их планы – куда масштабнее.

Как-то так (перевод стыдный, прошу прощения, но я давно ждал, куда можно запостить эту картинку).
avatar
Не получается увеличить.
avatar
Да, зашакалилось почему-то. На имке есть ограничения по объему и/или формату?
avatar
А может так оно и лучше? Показал сколько фракций и связей, но никаких копирайтов не нарушил.
Или залить не шакальную версию?
avatar
avatar
Нам на выбор предлагают шесть архетипов: механик, боец, мистик, пилот, пройдоха, переговорщик и скальпель.
Это же семь?

Обзор понравился!
avatar
Вот почему мне трудно водить системы где математика сложнее «сложи шесть плюс шесть»… )
avatar
Хороший обзор.
Но ЕМНИП то то что написано на буклете — не название корабля, а модель.
avatar
Нет, модель написана в поле «Марка». Например, Танцор это «Грузовой корабль серии CF-350 класса “Скарабей”
avatar
Иначе говоря – система не универсальна. Это отличный симулятор банды, но, скажем, если вы захотите поиграть за инквизицию Звездного Пламени, или контрразведку, или археологов, вам придётся обрабатывать систему не напильником, а топором.

Ну тот же «Кориолис» не дает поиграть непосредственно за Легион, например; только за бомжей, нанятых за мелкий прайс сделать работу до которой у больших дядь не доходят руки. Издержки жанра.
avatar
боец укладывает врагов из именных пушек
А еще его именная пушка может быть его главным другом или, о-оу, главным врагом. Офигеть.

в оригинале «stich» – «шов», «сшиватель», но, как видите, в переводе я сместила акценты
Вот лично мне не нравится. «Шов» — отличное слово, короткое и емкое. А «скальпель» — более узкое в контексте.
Например, Саймона Тэма и Вениамина Бобкова можно назвать «скальпелем», а пастора Бука и Полину Родионову — нет, хотя все четверо имхо «stich»
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.