Сомнительная ценность. Отчёт по игре "Бедного могила исправит"
В качестве эксперимента решил поводить ваншот по маленькой системе “Бедного могила исправит”, недавно изданную у нас Silver Hoof Games. Очень уж мне понравилась задумка. В двух словах: эта система — хак на PbtA, в котором вы играете гробокопателями, которые используют свои навыки для незаконной добычи тел из земли, чтобы впоследствии завладеть их сокровищами. Действие моей игры происходило в условной Италии в столь же условные времена где-то между поздним Ренессансом и промышленной революцией.
В какой-то степени вышла история в духе The Hood, только с уклоном в мистику и абсурд. На дело отправилось три персонажа:
Лоренцо по прозвищу Великолепный — спиритист и разорившийся аристократ
Флавио по прозвищу Молния — реаниматор, использующий электричество
Константино по кличке Могила — кающийся упырь, бывший университетский преподаватель, но все ещё немного каннибал.
Завязка была достаточно простой: к Лоренцо обратился аристократ с просьбой о встрече, чтобы выполнить одно специфическое поручение. Встреча состоялась в неприметной таверне на окраине города, куда спиритист пришел немного заранее, чтобы разведать обстановку. Наниматель ждал его за столиком в углу. Лоренцо завязал разговор и выяснил, что «работодателем» был Фернандо де Наварро, аристократ средней руки, чей род происходит из торговцев ювелирными изделиями. Чуть погодя пришли и остальные подельники Лоренцо, после чего благородный синьор изложил свою “деликатную просьбу”: ему нужно, чтобы банда достала из гроба его недавно умершей матери Фелиции дорогое ожерелье с сапфиром, которое она завещала похоронить вместе с ней и некоторыми другими драгоценностями. Фернандо было нужно лишь ожерелье, по одному предмету прочей бижутерии он согласился “отдать” в качестве платы за работу. Условий у него было лишь два: чтобы все прошло тихо и никакие ниточки не вели к нему как заказчику. Перед тем как уйти Могила инстинктивно окинул взглядом таверну, пытаясь найти что-то подозрительное, но вместо этого поймал на себе улыбку официантки, из-за чего отвлекся.
Мать Фернандо была похоронена на самом старом и крупном кладбище в городе. Оно состояло из трех “районов” и склеп де Наварро находился в самом охраняемом — внутреннем, что был огорожен железным забором и единственные ключи были у смотрителя, чья сторожка была пропускным пунктом. Помимо этого в городе начались празднования в честь надвигающегося Дня всех святых, поэтому на кладбище можно было легко встретить праздношатающиеся кампании. При этом территорию регулярно патрулировали сторожа с собаками. Лоренцо вспомнил, что в это время, по народным поверьям, можно легко наткнуться на дух умершего, решившего ненадолго вернуться на бренную землю. В общем, условия для работы те ещё…
Осматривая территорию кладбища, внимание гробокопателей привлекли двое рабочих, что рыли свежую могилу и один странно выглядящий мужчина, что бродил по мощеным дорожкам внешнего района. Могила своим чутьем опознал в нём мертвеца, а Лоренцо вспомнил легенду об умершем во время представления театра дель арте актёра по имени Пьерро Аргенти. Призрак действительно оказался им и сожалел о том, что его имя забыли со временем, так как он был довольно бедным актером и похоронили его в безымянной могиле на окраине внешнего района. У партии созрел план: выкопать останки актера и перезахоронить их в более свежую могилу, которую в данный момент копали рабочие. А заодно позаимствовать их инструменты, чтобы попасть в склеп де Наварро.
Призрак довел партию до своего места упокоения, а Молния протестировал своё новейшее изобретение, которое заставило кости подняться из могилы электрическим разрядом и теперь у них был ходячий скелет. Реаниматор отдал шубу, которая досталась ему в наследство от отца, чтобы ходячая груда костей хотя бы издалека могла сойти за человека. Тут очень некстати подвалила толпа пьяных студентов, которых до этого прогнали с кладбища сторожа, но Могила ясно дал им понять, что… лучше бы им идти куда-нибудь ещё. Из-за спутанного алкоголем сознания студиозусы приняла скелета за костюмированного актёра и ушла восвояси.
Гробокопатели смогли договориться с работниками кладбища немного поработать за них, в обмен на право использовать инструменты, после чего Молния заставил скелет Пьерро копать могилу для своих же останков. Лоренцо с помощью долото грубо вытесал имя Пьеро Аргенти на могильном камне, после чего призрак смог упокоиться с миром, предупредив напоследок, что во внутреннем районе появился новый злой призрак пожилой женщины, которую он прежде не встречал. “Похороны” чуть не испортил случайно подошедший патруль с кладбища, но Могила даже с ними смог найти общий язык и те решили не устраивать допрос на месте и отложить разборки до возвращения настоящих рабочих.
Партия отправилась к ограждению внутреннего района и дошла до ворот… которые были уже открыты. Возникло ощущение, что их опередили конкуренты, но тем не менее, надо пользоваться моментом: герои вошли во внутренний район и отыскали семейный склеп де Наварро, после чего с помощью лома, взятого у рабочих, и особой “вилки” Могилы открыли его и нашли саркофаг синьоры Фелиции де Наварро.
Разграблению могилы пытался помешать её призрак, однако Лоренцо с помощью своих оккультных знаний создал идеальный защитный круг от появившегося вскоре призрака Фелиции. В гробу на шее у трупа матери Фернандо висело заветное ожерелье. В порыве кулинарной страсти Могила оторвал и съел палец тела Фелиции, после чего случайно вышел за пределы круга и та попытался задушить нарушителя своего покоя, но экзорцизм Лоренцо спас подельника от жуткой смерти.
Вернулись гробокопатели уже в другое обусловленное место встречи, где должны отдать ожерелье. В момент передачи их окружило четверо головорезов, которых привел другой мужчина, напоминающего такого же аристократа, как и Фернандо. Стало понятно, что конкуренты всё это время следили за нерадивым наследником де Наварро. Выбор у гробокопателей был простой: попытаться защитить своего заказчика, ввязавшись в драку или отдать ожерелье и уйти живыми и невредимыми. Рисковать партия не стала. Фернандо попытался переубедить игроков встать на его сторону, но не смог и решил убежать, но городская планировка сыграла против него. Наниматель бандитов оценил решение персонажей игроков и отпустил их, на чем партия и закончилась.
А теперь хотелось бы высказать некоторые мысли касательно системы и её вождения. Прежде всего — я разочарован общей скудностью книги. Даже как хак PbtA “Бедного могила исправит” содержит ну очень мало механики. Мне, честно говоря, не совсем понятно на что рассчитывал автор системы, потому как ничего нового она не даёт.
Может хотя бы классы персонажей подробно и интересно расписаны? А вот нет. Куцая строчка в описании двух “способностей”, которые приходится трактовать на своё усмотрение и три предмета экипировки, которые надо, опять же придумывать самому, серьезно? Нет, я понимаю, что система заявлена как повествовательная но… как от этого должно стать легче мастеру? Может, книга предлагает интересный материал, который можно использовать для приключения? Снова нет. По большей части мне пришлось многие вещи придумывать с нуля, система в этом почти не помогает. Завязки для приключений, примеры вещей и возможных противников — это, конечно, хорошо, но в таком объеме я мог бы себе их накидать и сам.
В итоге… я не совсем понимаю за что отдаю деньги, кроме самой идеи и вкраплений игромеханики. Будь классы персонажей сделаны хотя бы на уровне обычных PbtA-буклетов я бы ещё понял, но тут предлагается какой-то огрызок в духе “делай теперь с этим что хочешь”. Так что, извините: за идею, юмор в тексте и иллюстрации спасибо, а за всё остальное — фу. Как продукт рекомендовать эту книгу не могу.
4 комментария
М.б. что-то для Клинков во Тьме.
А вот эта вот завязка с псевдоренессансным аристократом средней руки и ожерельем его матери, она целиком твоя придумка, расписана в книжке в качестве одного из вариантов, накидалась по табличкам?
похож на издёвку со стороны автора