Старые заклинания. Clone.

Этим полукреслом мастер Гамбс… Да нет, не будем загадывать, может и не сложится серия — тем более, что тут многие почему-то кинулись публиковать сообщения на Имажинарии, и есть эффект «все побежали, и я побежал». Но этот пост может быть развёрнут.
Подтолкнуло меня недавнее обсуждение астральной проекции. Дело в том, что я люблю некоторые D&D-шные заклинания — причём атмосферные, а не ходовые. Из тех, которые перепечатываются от редакции к редакции — и в значительной мере не попадают в реальные игры, а если попадают — то в качестве сюжетных элементов, а не решений типовых задач. В них интересно копаться, находить мифологические прототипы и смотреть, во что это превращалось за долгие годы подземно-ящеричной системы. Все эти Magic Jar, Guards and Wards и прочие «а зачем они это вообще впихнули?».

Потому встречайте, перед тем как посмотреть астральную проекцию, разгонимся на Clone. На всякий случай: весь этот материал есть на радагастопедии, ничего принципиально нового — кроме менее академического языка — из фактов не будет. Разве что в обсуждении, если оно вдруг случится.

Итак, Clone. Заклинание, которое позволяет возвращать вашего любимого злодея, даже если PC с особым цинизмом надругались над правом любого тёмного властелина на пафосную финальную речь и потайной ход. Шучу, естественно — персонаж, которому заклинание клона доступно, это весьма серьёзный волшебник, которому потайные ходы не нужны. Он сам себе и вертолёт и подводная лодка. Но во всех редакциях заклинание делало одно и то же — в случае, когда и план А, и план Б не срабатывали, где-то в волшебных лабораториях начинал развиваться запасённый загодя кусочек плоти, чтобы через несколько месяцев крышка откинулась и копия нашего волшебника вылезла на свет, чувствуя себя немного личем, но без сопутствующего отказа от удовольствий плоти. Горбатый карлик-слуга с «добро пожаловать обратно, хозяин!» в базовый комплект не входит.

Старые редакции

Клон — ровесник Грейхока. Впервые это заклинание появилось именно в первом описании сеттинга, и там оно несёт характерный такой муркоковский дух. Это не утилитарное заклинание поздних редакций, а именно что ощутимая магия, что проглядывает даже через скупые строчки. Заклинание требует «маленький кусок плоти» и создаёт копию существа без ограничений, со всеми знаниями и навыками — но если оригинал жив, клон пытается найти его и уничтожить. Либо и клон, и оригинал сходят с ума. В AD&D просто чуть расширили детали — и оригинал, и клон чувствуют невыносимую неправильность бытия в двух лицах, и пытаются стать единственной копией. Тогда же появилась длительность выращивания клона (2d4 месяца) и эффект сдерживания — если кто-то не может добраться до своей копии, то кто-то из пары, не выдержав мук, сходит с ума и убивает себя. В 90% случаев это клон, а в 2% — и клон, и создатель. Говорите, похоже на LoFP и иже с ними? Старые D&D были довольно жёстки по настрою, да.

В AD&D же в заклинание впервые добавили защиту от нелицензионного копи… пардон, просто ограничение, которое несколько ограничивало хитроумных PC. С AD&D клон, как и воскрешение, стал сокращать показатель телосложения, так что делать армию клонов стало проблематично.

Естественно, это не могло обрубить все хитрости применения клона — и NPC это демонстрировали в полной мере. В эту эпоху возникли (или были задуманы) и фаэруновский Маншун, «злодей, многоразовый как шаттл», фирменным знаком которого стала практика резервного копирования, и равенлофтовская С. — плод опытов затейника-Азалина со сменой пола, и даже ловушки, рассчитанные на создание клона персонажа в перспективе. Хотя будем честны — для мгновенной встречи с пугающим двойником куда полезнее всякие Mirror of Opposition (которым тоже не откажешь в атмосферности при минимальном желании), а для долгосрочных последствий через несколько месяцев есть куда более эффективные способы. Впрочем, клон тут оказывается в своей нише именно потому, что он атмосферен — а желание отучить персонажей раскидываться руками направо-налево во всяких там Облачных городах вторично.

Новые редакции

Поворотной точкой в клоне стала не AD&D 2, как во многих случаях, а D&D 3. Когда систему перетряхивали, чисто атмосферные вещи вроде ощущения чудовищной неправильности убрали, и клон стал «консольной точкой сохранения». Теперь, если злая мастерская воля не вмешается, пока жив оригинал, клон остаётся только мёртвым куском мяса (которое, кстати, может испортиться, если клон не сохранить магически — впрочем, учитывая, что заклинание клона относится к школе некромантии, у хозяина явно нет проблем со средствами для этого). Как только хозяина убивают, его душа отправляется в клон. Именно убивают, кстати — смерть от старости клоном не обманешь. Отчасти клону повезло — Трёхсполовинка была поляной для сборки самых разных трюков, но почти всё, что мог предложить клон, куда проще делалось через заклинание симулякра.

Потом D&D накрыло волной D&D 4, которая отправила все старые наработки на давно упразднённый План Вакуума. В Четвёрке клону места просто не нашлось — персонажи Четвёрки жили новым временем и временная шкала клона банально не вписывалась в пятнадцатиминутный день приключенца, а хрупкость четвёрочного персонажа была куда меньше oD&D-шного. Впрочем, в конверсии The Last Slave Lord визарды всё-таки сломались, и клон вернулся в качестве ритуала, впрочем, с куда большим вниманием к внешней стороне — впервые за все редакции клонирование стало включать обязательное плавание тела в прозрачном баке. Попутно клонирование стало и самым дорогим за все редакции — но шкала цен Четвёрки всё равно трудно переводится в другие D&D, так что с относительной ценой ещё вопрос. Зато клон Четвёрки можно было выпускать из бака до смерти оригинала, снова получая злодея-противника. Про неправильность не было сказано ничего (и судя по описанию, речь скорее о инстинктивной антипатии).

Пятёрка вернула клон, причём Пятёрочный принцип «вам больше не надо создавать хитрые комбинации, если уж заклинание что-то делает, то оно будет делать это честно и из коробки» внезапно ударил по некромантам. Да, клон теперь требует трети года на созревание и довольно дорог (экономика Пятёрки вернулась к корням, так что высокоуровневый персонаж тут совершенно не обязательно таскает на себе эквивалент пары небольших королевств в форме магических предметов), но клон стал предохранять от старости. Точнее говоря, он позволяет создавать омоложенные версии себя — с логичным допущением, что это увеличивает продолжительность жизни. (Допущение не такое очевидное — скажем, монахи в Пятёрке умеют останавливать старение, после чего живут быстро (или медленно, по вкусу) и умирают молодыми. Потому что когда приходит отмеренный срок, местные психопомпы незримо являются к ним в тельняшке и густым морским басом командуют «отдать концы!»).

Но забавный эффект именно таков — если волшебник может выращивать свой клон в коротких штанишках, то ниша лича внезапно съёжилась. Фактически всю историю D&D он был способом получить вечную жизнь для талантливого мага. Способом мерзким и неприятным, с кучей побочных эффектов — но фактически неизбежным, если ты не вошёл в ряды очень ограниченного числа счастливчиков, которые добыли какой-то личный секрет бессмертия. Нет, в AD&D можно было пытаться регулярно омолаживаться — но с ощутимым риском каждый раз. В D&D 3.5 была добрая дюжина способов помучить систему и получить бессмертие — но в основной массе это была или эксплуатация дыр в правилах, или тематические престиж-классы, в которых надо развиваться до упора. Тот самый путь, в конце которого ты становишься радугой. А в Пятёрке заклинание восьмого круга — и ты вечно молод на зависть даосам. При том, что личем, если проводить аналоги с другими редакциями, можно попробовать стать где-то на круг раньше — но, Холмс, зачем, если ты не престарелый гот?

41 комментарий

avatar
Блин, промахнулся и поставил 0 вместо +. Материал и манера изложения классные! Я ничего не смыслю в сеттингах ДнД, но было очень интересно!
avatar
Не самая плохая предыстория персонажа: клон какого-нить злого мага, который из-за ошибки в формуле получился хаотично-добрый воином с покоцанной памятью )
avatar
О, надо игроку предложить из соседней с вами партии :)
avatar
Клон — ровесник Грейхока. Впервые это заклинание появилось именно в первом описании сеттинга,
Вот поэтому я говорил, что отсуствие нормального ссылочного аппарата — рак, убивающий радагастопедию. Когда математик пытается заниматься историей, почему-то на выходе получается Фоменко.

Во-первых, заклинание Clone впервые появилось в кампании Арнесона по Блэкмуру, хотя установить точную дату уже не представляется возможным:

The adventure took place in 1976 at TSR's Dungeon Hobby Shop. Gary, myself and Dave Arneson were the only participants. Dave's campaign had been running for some time previous to this and many adventures into that fabled city had taken place before ours. Dave had in fact published a Blackmoor piece with an accompanying map in the long defunct newsletter for the Castle and Crusade Society, «Domesday Book,» issue #13, 1972 (Editors/Founders: Gygax/Kuntz).

{snip} The cross netted over 100,000 gold; the scrolls were all clone spells (Dave's invention); and the candles were «Nobelite» (i.e, dynamite).
© Rob Kuntz, Oerth Journal, No.6, 1997, p. 52.

Во-вторых, Supplement I: Greyhawk, на с. 26 которого заклинание Clone впервые появилось в печати, не является описанием одноименного сеттинга. Первое руководство по миру Грейхока — The World of Greyhawk — вышло только в августе 1980 г.

В-третьих, игровой мир постепенно придумывался как сеттинг домашней кампании Гигакса начиная с осени 1972 года, задолго до обеих упомянутых публикаций, так что слово «ровесник» тут в любом случае некорректно.
Последний раз редактировалось
avatar
Ну, с таким комментарием захочешь все бросить и больше ничего не писать. Все равно интересный же обзор
avatar
Ну, с таким комментарием захочешь все бросить и больше ничего не писать
Это, кстати, очень странно бы — с чего бы бросать-то? Вот уж чем никогда не страдал — желанием получить только поглаживания (что вообще контрпродуктивно).
Последний раз редактировалось
avatar
Да, со вторым и отчасти третьим примечанием я соглашусь (более того, держал в голове этот факт — но формат не тот, тут и так много примечаний, потому расписывать детали в духе «овца, чёрная минимум с одной стороны» я не стал). Действительно, первое описание сеттинга по естественным причинам не совпадает с оформлением первого сеттинга.

По первому и фрагменту третьего — ты, сдаётся, путаешь формат. Это не историческое исследование и не научная статья — это довольно вольное обращение к старине, которое целью имеет расшевелить обсуждение и повытаскивать набор идей. Потому Фоменко тут всё-таки не к месту — точно так же как странно высказывать претензии к газетной статье за отсутствие библиографических ссылок или к сказке о репке за отсутствие латинского названия вида растения для ботаников и свидетельств очевидцев в формате полицейской сводки. Потому за факт с Анерсоном спасибо, как и за тот факт, что надо точнее указать, что это не историческое исследование — максимум обзор по редакциям. Я-то думал, что второе самоочевидно — но это действительно опасное слово.
Последний раз редактировалось
avatar
Ну, никто ж не говорит про историческое исследование. Но задуматься о том, чтобы не вводить читатей в заблуждение и сделать элементарный факт-чек — можно же?
avatar
Стоп-стоп-стоп! При всей благодарности за уточнения — давай посмотрим, что такое "элементарная проверка" применимо к этой ситуации. Честно говоря, мне не кажется, что Oerth Journal, No.6 относится к элементарным источникам, которые проверяются автоматически (учитывая ещё и контекст упоминания The City of the Gods) — а фактическую-то неточность я вижу в этом. Можно говорить о небрежности формулировок, тут я с тобой соглашусь целиком, но потому и подчёркиваю разницу между стандартом научной статьи и стандартом упоминания. Ты уверен, что не проецируешь послезнание на ситуацию? В моём представлении нормальный уровень проверки тут — это скорее отслеживание базовых книг разных редакций и формулировок в них.
avatar
В какой-то степени ты здесь прав, но мне кажется довольно естественным, прежде чем писать, что-то такое, забить в поиск гугла простейший запрос «clone spell first appeared in» — et voilà, в первых строках выдачи оказывается ссылка на соответствующий вопрос на rpgstackexchange (ты ведь держишь этот ресурс под рукой, правда?), где в третьем, самом подробном ответе приводятся воспоминания Кунца ровно с той же самой цитатой из Oerth Journal.

А лень проделывать эту минутную операцию — ну так всегда можно написать, что «насколько мне известно, первое упоминание заклинания Clone в официальнх публикациях относится к 1975 году, когда вышел сборник опциональных правил для oD&D...». Придерживай своё красноречие, у тебя не получается им пользоваться без ущерба для содержания.
avatar
Возможно, мой коммент был неправильно понят. Я ни в коему случе не имел в виду, что данному посту необходимы ссылки на источники. Я всего лишь хотел сказать, что не следовало в этом посте писать откровенную лажу. Пример со сказкой о репке тут вообще никаким боком, это текст фольклорного жанра, который не претендует на рассказ о реальных событиях. У тебя я что-то не заметил приписки о том, что все персонажи вымышлены, а совпадения имён случайны.

Позиция «мне это достаточно интересно и важно, чтобы накатать об этом простыню текста, но недостаточно интересно и важно, чтобы проверить сообщаемые в этой простыне факты» находится за пределами моего понимания.
avatar
«Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам.»
avatar
Ага, мы точно друг друга понимаем по разному. В том числе и о фокусе текста — который, в моём представлении, о идеях связанных с заклинанием Clone и антуражных моментах в первую очередь, а о деталях публикации — минимум во вторую. Претензии принял. Если тебе глаза режут конкретные места — в принципе, могу подредактировать (хотя, кажется, обсуждение тут само по себе полезно).
avatar
Уважаемый, на радагастопедии есть механизм редактирования статей. Добро пожаловать. Там можно изливаться более продуктивно.
avatar
Я когда-то был весьма активен на радагастопедии, но руки опустились. Не в последнюю очередь именно из-за того, что правка чужих излияний пожирала время, которое хотелось потратить на написание интересных мне статей. А попытки объяснить Геометру и Радагасту, что прежде чем писать «имярек впервые упомянут в журнале Dragon за такой-то год», неплохо было бы самому открыть этот самый журнал (и с шансами увидеть, что имярек там не упомянут вообще), натыкались на глухое непонимание. Счастливо оставаться.
avatar
которое хотелось потратить на написание интересных мне статей.
Написал в итоге-то? :)
avatar
Ребят, у меня есть просьба. Переругивания без уточнений, игры в имкомафию на разных уровнях и так далее — ну, если вам не надоело, давайте такого плана вещи вести хотя бы за пределами этого конкретного блога, а?
avatar
мы может ради такого и играем в рпг)
avatar
Открою страшную тайну — для того, чтобы такое делать, играть в ролевые игры не обязательно, это смежное хобби.

Для того, чтобы иметь возможность пить чай на заседаниях Лондонского королевского общества по развитию знаний о природе совершенно не обязательно писать мемуар о физике, сэр! Достаточно быть другом члена общества…
avatar
^_^
Последний раз редактировалось
avatar
Положим, что Дмитрий делает правильно (точнее, более правильно, чем через редактирование) — одно дело вносить правки, другое дело излагать свою позицию кому-то, у кого ты подозреваешь принципиальное расхождение в позиции или систематические ошибки. Второе, в общем-то, не столь удобно делать в вики-формате — это действительно вопрос личной беседы. В скобках, конечно, уточним что провоцировать споры — оно не лучший способ, потому совсем правильный это способ когда у тебя есть некоторый манифест, к которому ты хочешь привлечь внимание, а не просто частная претензия.
avatar
В пятерке много такого… что убирает сложность игры за визарда. Иногда к сожалению, иногда к счастью.
avatar
Спасибо большое за статью! Очень интересно узнать о развитии идей из редакции в редакцию. Особенно, когда прежние версии систем известны лишь понаслышке =)
avatar
Довольно мало кампаний, где РС дорастают до подходящего уровня и имеют 120 дней на выращивание клона. К тому же в отличие от превращения в лича клон оставляет владельца уязвимым к захвату души (у лича последняя хранится в банке-филактерии). Так что это скорее для вредных НПС которые возвращаются даже если их победить.
avatar
Cтрого говоря, вроде как раз наличие у Пятёрочных персонажей всяких backgrounds, ideals и проч. в теории должно хотя бы подталкивать не к режиму «пришли в начале игры из-за края карты, после победы над финальным боссом ушли в закат» (хотя тут уж кто как привык). А что до 120 дней — так клон не ребёнок, его выпускать из бака погулять не надо (и даже противопоказано). Там час на заклинание. На обустройство места куда больше времени уйдёт — ну так на что героям с восьмым кругом ученики, любовницы, гомункулы и подданные? (Часть из этого может быть совмещена в одном лице). Опять же, к двузначным уровням не иметь своей башни и жить у родителей — коллеги будут посохами показывать и хихикать в бороды!

А если серьёзно — я же говорю, что потому и вытаскиваю посмотреть. Это ещё и артефакты иных времён и стилей игры (которые, кстати, показывают, насколько она может быть разной по стилю и как произвольны умолчания).
avatar
кстати вчера еще подумалось что клон не позволяет вылечить рак.
avatar
Две скумы этому магику! Приятно, что мой незамысловатый пост с вопросам и рассуждениями об Astral Projection вдохновил этот. Очень интересная тема. Теперь и самому захотелось нырнуть в старые книжки и покопаться.

З.Ы. Кстати, я тоже как-то использовал не то Клон, не то Симулякр, будучи мастером, но не для злодея, а скорее для детективной загадки. Мол, вот есть труп, есть улики. Душу не призвать, не воскресить… А человек нужен! Что ж все-таки случилось и где его искать (ну или душу его)? Помню довольно смутно в чем же там был замут, отпишусь, когда восстановлю в памяти детали. Была там какая-то комба высокоуровневых заклинаний как раз в духе тематики поста.
Последний раз редактировалось
avatar
Спасибо. Как говорят хаджиты — от скумы и от тюрьмы не зарекайся. Попробуем добраться до астральной проекции…
avatar
Шикарный экскурс!

Десять линеек из десяти этому Геометру!

фаэруновский Маншун, «злодей, многоразовый как шаттл», фирменным знаком которого стала практика резервного копирования
Ему надо было пользоваться облачным хранилищем, чтобы избежать конфликтных версий потом.
Последний раз редактировалось
avatar
Ежели память не изменяет мне со склерозом, то как раз конфликт версий — одно из событий связанных с Маншуном. У него были войны клонов, пробудившихся одновременно, и выясняющих, кто оригинал, а кто форк позорный и подлая трансгуманистическая свинья.
avatar
К ним и отсылка, да. =)

Manshoon Wars.
Последний раз редактировалось
avatar
Дурацкий вопрос от мимопроходила и, возможно, не по теме: не было ли в старых редакциях D&D заклинания для выращивания в чане нового полноценного персонажа, не являющегося своим клоном?
avatar
Именно выращивания в чане? Теоретически, в голову приходят несколько более или менее извращённых вариантов, но они скорее вызовы, чем выращивания. Либо полноценные персонажи в итоге откровенно нечеловеческие. Может, знатоки старых редакций чего и подскажут, я же не настоящий сварщик…

А чем вызван вопрос, если не секрет? Просто подозреваю, что типовая ситуация старых редакций (да и не только их) — это всё-таки отсутствие дефицита типов, готовых стать персонажами — просто везёт далеко не всем. То есть в типовом сеттинге способ конвертации времени и слотов в персонажа это скорее взять и обучить сироту с улицы или там поставить мускулистого паренька крутить колесо и «Джонни, сделай мне монтаж!»
avatar
Вэнс, развлечения Пандельюма и примазавшихся к нему вроде Туржана Миирского.
Забавы ради он создал девушку экзотической внешности и нарек ее Флориэль. В душу ему запали волосы девушки, которую он видел на ложе Кандива в праздничную ночь, и он наделил свое детище точно такими же бледно-зелеными волосами. У нее была смуглая кремовая кожа и широко расставленные изумрудные глаза. Когда она, влажная и совершенная, вышла из чана, Туржан был сам не свой от радости. Она схватывала все на лету, и очень скоро они уже могли вести друг с другом беседы. Натура у нее была задумчивая и мечтательная, не ведая забот и тревог, она часами бродила по цветущему лугу или молчаливо сидела на берегу реки. И все же она была милая девушка, и ее кроткий нрав забавлял Туржана.
Если бы я был магом старших уровней, я бы заинтересовался подобной практикой как минимум чисто ради престижа.
Последний раз редактировалось
avatar
Где-то я видел дополнение для ДнД по сеттингу Dying Earth (3rd party, конечно). Дома поищу название… Не удивлюсь, если там есть.
avatar
Симулякр эффективнее.
avatar
Возможно, меня смутило слово «персонаж». Создаваемая там девушка была именно персонажем в смысле потенциального PC? Если создавать собеседника или слугу — тут выбор побогаче.

К слову, канонические конструкции на базе именно Clone довольно широки — упомянутая С. является клоном Азалина женского пола (что характерно, на момент её создания Азалин давно был физиологически мёртв, так что как он обеспечил требования по «минимум кубическому дюйму живой плоти» тоже не очень ясно). Похоже, что маги могут варьировать клон, если это работа штучная, не потоковая.
avatar
что характерно, на момент её создания Азалин давно был физиологически мёртв, так что как он обеспечил требования по «минимум кубическому дюйму живой плоти» тоже не очень ясно

Может, у него было заранее припасено.)) Кубический дюйм — это, правда, довольно много, фалангой мизинца так сходу не отделаешься. Но вот если добиться, чтобы клеточная культура росла — там можно много интересного организовать.
… вспомнились кадавры на основе собственных дублей, изготовляемые профессором Выбегалло…
avatar
были. во всяком случае персонаж воительница которая бегала вместо с Драгонбейтом была создана вполне искусствено
avatar
Однако ни описания, ни даже хотя бы названия соответствующего заклинания нигде не приводилось, насколько я знаю.
avatar
Более того, создавший её персонаж, если я не путаю, потом вообще стал божеством.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.