Стимпанк: просто добавь шестерёнок, да выпей чаю.


Говоря о стимпанке, не могу не процитировать сериал The Guild:
— Стимпанк — это не просто мимолетный каприз, детка. Это стиль жизни! И весьма специфичный гардероб.
— Эм, а что в этом такого? Надо достать костюм, вести себя надменно — вот и все дела.

Ни для кого не секрет, что данный жанр сейчас популярен и востребован, поэтому ярлык «стимпанк» клеят к чему ни попадя. Но эта заметка не за тем, чтобы разбираться в том, что есть стiмпанкъ истинный, а что конъюнктурный ширпотреб. Вопрос в том, во что стоит поиграть. Надеюсь, вам не станет плохо от постоянного упоминания данного жанра.

Здесь я перечислю некоторое количество малоизвестных, но весьма любопытных игр, отвечающих хотя бы одному из следующих критериев:
— старый добрый «high tech, low life» — передовые, фантастические технологии соседствуют с низким уровнем жизни;
— паровые технологии, конечно же (хотя бы присутствующие фоном);
— стиль ретро, обычно псевдо-Викторианский антураж или же условный Дикий Запад;
— магия и технология развиваются параллельно (что вообще никогда не было признаком стимпанка, но сейчас встречается в любом связанном сеттинге);
— буйная эклектика (от изобретений по работам Н. Теслы до биотехнологий) и стереотипы (безумный учёный, ганслингер, автоматон с часовым механизмом).


Предисловие
Я не ставил перед собою цель описать про вообще все игры или сеттинги в этом жанре. Не ставил цель проследить историю стимпанка в геймдизайне. Не ставил цель назвать самые известные или крупные линейки игр. Я просто рассказал про то, что понравилось мне самому, в расчёте на то, что кто-то ещё найдёт это интересным. Начнём, пожалуй.

1) Castle Falkenstein (1994)

Если бы эта игра вышла сейчас, её бы сразу же признали радикальным инди-проектом. Посудите сами: упор на нарратив и атмосферность сочетаются с оригинальной, но удобной механикой. Вместо кубиков — две колоды карт (одна для магии, другая для остальных действий) — потому что «вряд ли джентльмены и леди XIX века имели доступ к многогранным игральным костям», «дневник» вместо чарлиста, «действующие лица» вместо игровых персонажей, уклон в театральность и коллективное творчество… Мало? Романтизм, пронизывающий подробнейший гайд по сеттингу (который выполнен в виде путевых заметок геймдизайнера из нашего мира, попавшего туда), цитаты Оскара Уайльда среди игромеханических правил, выдающиеся деятели культуры в качестве неписей (хотите знать статы Льюйса Кэррола? А Чарльза Диккенса?). Сам же сеттинг представляет собой Новою Европу после магической индустриальной революции, помимо людей населённую фейри, вампирами и прочими сверхъестественными существами.

2) DragonMech (2004) и Etherscope (2005), сеттинги для d20 System
Обе игры выпущены Goodman Games, и обе заслуживают пристального внимания от любителей небанального фэнтези.

Суть DragonMech можно описать одним предложением: Battletech пришел в D&D — люди, дварфы и эльфы, вынужденные обороняться от могучих драконов, научились строить колоссальные машины — мехи, используя энергию двигателей, приводимых в действие паром, магией, некротической энергией или сотнями рабов. Книги изобилуют описаниями, рисунками и техническими характеристиками мехов, их оружия и комплектацией команд. Помимо указанных, добавляет ещё некоторое количество рас (разумные динозавры, рыболюди и ожившие механизмы в их числе), а так же новые, специфические классы и престиж-классы, относящиеся к управлению и обслуживанию мехов или борьбе с ними.

Etherscope же — попытка перенести киберпанк (в значительной степени вдохновлённый «Матрицей» Вачовски) в антураж городского фэнтези, где платоновский пятый элемент Эфир заменяет собой виртуальную реальность, а евгеника — генетику. Подробнее здесь:
imaginaria.ru/p/etherscope.html

3) Cadwallon — The Free City (2006)

Тактическая ролевая игра во вселенной легендарного французского скирмиш-варгейма Confrontation, ныне почившего в бозе. Rules-heavy система, делающая упор на схватки в мире Aarklash, где в условном фэнтезийном Средневековье эльфы, дварфы, люди, гоблины, огры и вульфены рвут друг другу глотки при помощи стали, пороха и заклинаний в войне, охватившей весь континент. События ролевой игры разворачиваются в вольном городе Кадваллон, в котором идёт борьба множества соперничающих друг с другом гильдий, преимущественно наёмников. Особенностью рулбука являются великолепные арты и терминология, взятая из «большого брата» — Конфронтации. Goodnight, sweet prince.

4) RunePunk (2007), сеттинг для Savage Worlds

Как бы низко я не оценивал Savage Wolrds\Дневник Авантюриста, большим плюсом этой системы является приличное количество оригинальных и увлекательных миров, написанных по её лицензии. Например Рунопанк — антиутопическое тёмное фэнтези, вдохновлённое работами Майкла Муркока и Чайны Мьевиля. Помимо мрачных реалий города ScatterPoint, рулбук включает в себя странные, но впечатляющие иллюстрации в духе Тима Бёртона, новые расы: живых мертвецов, крысолюдей, демонических отродий и паровых киборгов, некогда бывших людьми; три специфические магические школы, и правила по росписи магическими рунами всего и вся. Подробнее можно почитать здесь:
imaginaria.ru/p/runepunk.html

5) Abney Park's Airship Pirates RPG (2011)

Широко известная в узких кругах группа Abney Park выпустила настольную ролевую игру про приключения пиратов воздушного корабля в постапокалиптическом мире, изобилующую отсылками к их собственным песням, использовав для этого систему Heresy Engine (на которой основана Victoriana 2nd Edition). Рулбук поражает качеством оформления и иллюстрациями, но сама игра всё же для фанатов.

6) Iron Kingdoms: Full Metal Fantasy Roleplaying Game (2012)

Выросший из приключения для D&D варгейм Warmachine\Hordes обзавёлся своей ролевой системой, обратно с ним совместимой. Что с одной стороны порождает некоторые проблемы, так как движок оперирует категориями, РПГ не свойственными. С другой же — как много игр дают возможность вырастить собственного полководца, который поведёт за собой многочисленную армию при помощи фирменных миниатюр и удобных правил? Сам сеттинг яркий и запоминающийся — на фоне разгорающейся мировой войны около десятка крупных королевств ведут политические и шпионские игры, тем временем по городам и полям битв шагают здоровенные роботы с паровыми котлами и запрограммированными магией мозгами, а в пустынях, болотах, густых лесах и далёких островах дикие и враждебные человечеству силы копят военную силу.
В прикреплённом файле — бесплатное демо-приключение по Железным Королевствам.

7) Tephra: The Steampunk RPG (2012)

Выдвинутая на награду сразу в двух стимпанк-номинациях после выхода, Тефра использует свою собственную, достаточно консервативную Clockwork Sytem, завязанную на броске только одного, взрывающегося, дайса — d12 (+ атрибут, + модификаторы, против целевого числа). Но главная фишка этой игры в том, что она отвечает на вопрос: «Что будет, если совместить стимпанк и аниме?». А будет несложная генерация базовых характеристик персонажа (единственное отличие — здесь значение атрибута равно сумме нескольких соответствующих навыков) и затем долгий мучительный выбор между четырьмя сотнями возможных специальностей, а так же схематично прописанный, но симпатичный сеттинг, где люди соседствуют с громоздкими, мускулистыми и неуклюжими эльфами, генетически модифицированными сатирами и прочими мутантами.

8) Victoriana, 3rd edition (2013)

По это игре маловато информации, поэтому про неё мне сложно сказать что-либо, кроме того, что: она есть, книга содержит достаточно симпатичные чёрно-белые иллюстрации, и Heresy Engine, судя по старым редакциям — не самая удобная в использовании и не самая оригинальная система. Судя по отзывам, к третьему изданию её серьёзно поправили.

9) Through The Breach: A Malifaux Roleplaying Game (2014)

И снова у нас ролевая игра по варгейму! Набирающий популярность скирмиш Малифо — готические ужасы в стилистике викторианского стимпанка с щепоткой Дикого Запада. В другом мире обнаружен заброшенный город, я неподалёку от него — шахта с уникальным минералом, который значительно усиливает магические способности, и даже придаёт их тем, у кого их не было. За контроль над поставками этого минерала, камней душ, на альтернативную Землю XIX в., сражаются больше пяти фракций — от мистической мегакорпорации до магов-революционеров, пока чудовищные местные обитатели сужают кольцо вокруг людских поселений, а в глубинах древнего города просыпаются древние божества, некогда послужившие причиной гибели цивилизации этого мира. Что касается системы — круг замкнулся, снова у нас колода карт в качестве рандомизатора, упор на нарративность и совместное сотворение захватывающей истории. А так же почти полная совместимость с варгеймом-прародителем, гибкая система классов, встроенная в систему магии лёгкая и удобная в обращении метамагия, таинственные предсказания в качестве обязательного этапа генерёжки и таланты, обращающие ваши недостатки в достоинства.

P.S. Почему я не написал про Lady Blackbird и Deadlands? Потому что они гораздо более известны, чем остальные игры в этом списке. Как и Эберрон, Rippers, как и бесчисленное количество сурсбуков к G.U.R.P.S и d20.

Больше шестерёнок, хороших и разных!
Вторая часть Марлезонского балета

Случись это, я заменю свои органы заводными механизмами и продамся в музей стимпанка.
— снова The Guild.

11) Steampunk Musha: Victoriental Adventures (2006), сеттинг для Iron Gauntlets

Представляли ли вы себе когда-нибудь условную средневековую Японию с её тонкостями, пороховым оружием и специфической местной нечистью? Лично я ясно представлял после шедевральной «Принцессы Мононокэ» Миядзаки. Автор данной игры тоже её себе представлял, но немного по-другому. Шесть основных рас, из которых чисто человеческие только две: нормальные люди и гайдзины-еворпейцы; плюс ронины с часовым механизмом, полулюди — потомки демонов-они, звероподобные джуунши и гоблины-кешу.
Очень симпатично оформленный рулбук с черно-белыми иллюстрациямими, куча живности вроде водяных-капп и лис-оборотней кицу в бестиарии, приличное количество разновидностей оружия, от вполне исторических нагинаты, камы и вакизаши, до Гатлинг-пулемёта, особенности местной политики, религии и магии… Короче, любителям восточной экзотики будет где разгуляться, а остальные просто смогут получить приличную долю удовольствия, тем более, что предложенная система получила достаточно лестные отзывы. В 2012 завершилась кикстартерная кампания по переизданию сеттинга для Pathfinder, с новыми расами, классами и др.

12) Sundered Skies (2008), сеттинг для Savage Worlds

Называть Расколотые Небеса стимпанком — прекрасный пример натягивания совы на глобус. Но невзирая ни на что (даже на порочное происхождение от SW\ДА), мир получился достаточно увлекательный. Магическая катастрофа расколола землю на тысячи островов, парящих в воздухе, а с недобрых местных небес льётся оранжевое сияние, грозящее привести к безумию и мутациям. Растительные фашисты-эльфы вывели расу разумных человекоподобных животных (или звероподобных людей?), а здешние драконорожденные — дракины, особенно персонажи игроков, могут вырасти в полноценных драконов, я джва года ждал такую игру. Авантюрные приключения, воздушное пиратство и коварные интриги прилагаются. К сожалению, при всей относительной известности, водят эту вселенную достаточно редко.

13) Unhallowed Metropolis, Revised (2011)

Меня никогда не привлекала тематика зомби-трэша, но Нечестивый Город — настолько атмосферный, выделяющийся и сочный зомби-апокалипсис в викторианском стиле, что даже я не удержался. Хардкорная (от слов «total party kill») система, удачно дополняющая мрачное настроение игры, и противогазы, защищающие от густого, из-за постоянно работающих крематориев, лондонского смога… Всё это далеко не сразу найдёт своего игрока, но уж если встретит — это будет любовь до гроба.

14) Über RPG: Steampunk (2011)

Снова анимешный стимпанк, и снова достаточно простая (атрибут + скилл определяют дайспул d6, против количества успехов), но при этом гибкая система (собственно Über RPG) с большим количеством опций для игроков, трио интересных сурсбуков, и как «встроенными», так и отдельно идущими LARP-правилами для игры вживую.

15) Clockwork & Chivalry 2nd Edition (2012)

Некогда сеттинг для весьма популярной ролевой игры 80-х Runequest, C&C базируется на движке Renaissance (достаточно похожем на d20), создана авторами Airship Pirates и не является «чистым» стимпанком. События её происходят во время гражданской войны в Англии XVII в., раздираемой двумя фракциями — роялистами и сторонниками Парламента. Социальное происхождение и вероисповедание тоже играет значительную роль — католицизм, пресвитерианство или даже сатанизм для самых отчаянных. Кроме этого, игрокам предоставляется выбрать одну из 37 профессий и, скорее всего, умереть смертью храбрых, так как и эта система в значительной степени смертельна для персонажей. Магия здесь — хаотичная и трудноуправляемая сила, поэтому провальный бросок может нести летальные последствия для колдующего.
И да, несмотря на то, что кроме людей, из рас никаких эльфов и прочих жыдопланетных педеросатанистов не предлагается, в бестиарии присутствуют нежить и драконы. А ещё к ней существует прельстивное и любовное дополнение Clockwork and Cthulhu, привносящее в игру дух лавкрафтианского безумия (или гомерического хохота, зависит от мастера).

(бонус) Lamentations of the Flame Princess: Weird Fantasy Role-Playing (2013)

Эта, если не культовая, то по крайней мере легендарная игра к стимпанку не имеет вообще никакого отношения и никем так не классифицировалась. Но, если вспомнить основные критерии — простые люди живут тяжелой, полной невзгод и лишений жизнью пока маги и прочие сливки общества наслаждаются жизнью в фамильных замках и волшебных башнях; условный XVII в. с использованием огнестрельного оружия (правила для него на общих основаниях появились в последней редакции), и мрачновато-безумные приключения с большой долей грязи и жестокости, то выйдет, что даже на ретро-клон (A)D&D можно навесить ярлык «steampunk».
Инди-игра от одного человека, LotFP заслужила славу своей оригинальной, жутковатой и мрачной атмосферой, которая особенно чувствуется в крайне самобытных приключениях и дополнениях, практически каждое из которых заслуживает отдельного внимания.

Для жаждущих больше, здесь список и статьи, посвящённые различным играм жанра:
www.voxorbisdesigns.com/?p=126
ageofravens.blogspot.ru/2013/06/history-of-steampunk-victoriana-rpgs_12.html

56 комментариев

avatar
Хех… а где же Unhallowed Metropolis?
avatar
Специфическая, но атмосферная штука! Не знал про неё =)
avatar
Метрополис волшебен, как сеттинг :) Как система не очень. Я по моему на него тоже когда-то писал обзор.
avatar
Я тут понял, что это та самая идеальная игра с колоритными архетипами и высокой смертностью для проведения паранормального ХСОМ, после чего возрадовался до плеши.
avatar
Благодаря системе кораптов, смертность среди тех кому она доступна довольно низкая, но в целом для «паранормального Х-Кома» в лице Рипперов в нашей компании она идеально подошла. И сочетание высокой смертности среди неписей и низкой смертности, но травматичности для партии, тоже было очень к месту.
avatar
А где же GURPS Steampunk/Screampunk?
avatar
… и животноводство Forgotten Futures!
avatar
В ЖУРПСе есть всё, это и так все знают =) а Forgotten Futures меня как-то не зацепила
avatar
а что конъюнктурный ширпотреб
Как будто это что-то плохое.
avatar
Каждый раз, когда на свет появляется конъюнктура, где-то плачет маленький эстет.
Но разве это кого-нибудь волнует? :D
avatar
Yup.
avatar
Так же имеется, к сожалению не читаный мной стимпанк пост-апокалипсис Broken Gears
За авторством Ролевого Общества Кэмбриджского Университета
avatar
Однако…
avatar
Ждем ответного удара со стороны Оксфорда.
avatar
Я вспомнил, его я скачал с офсайта, полистал, не проникся и удалил.
Правда, не знал тогда, что это Кембридж :)
avatar
Victoriana 3rd Edition была написана моим коллегой и редактором по A!C проекту — Чэдом Боузером. Игра рассказывает о фэнтази мире, который находится на пороге индустриальной и социальной революции. Мир напоминает Британию времен королевы Виктории (вторая треть царствования). Важное значение для героев имеет политическая ориентация. Что касается новой системы, то она намного лучше тех (Fusion и Ubuqity), что применялись в первой и второй редакции.
avatar
Вторая флаффом хороша и там время другое. Мне кора и книга магии понравились в третьей
avatar
Где в этом списке Deadlands и Сандеред Скайс?
avatar
Deadlands в постскриптуме, Sundered Skies в следующей заметке — золотое правило «не больше одного сеттинга для этого вашего SW» в действии.
avatar
Kerbetos club, warsaw, demolished ckub,unhallowed metropolis. Нашел блозик, так несколько оброзов с 80-хх. На викториану прошу не это самое. Сеттинг дедадьный, прлрисанный и механика редакций два и три ковентится.
avatar
Пишу с мобустройства, извините ageofravenblogspotвот блозик там несколько статей с 80хх по 2012
avatar
Про Викториану 3 сказать ничего конкретного не могу без книжки, сама-то она мне симпатична, но опыт прошлых редакций настораживает.
Да есть список настольных стимпанк-рпг, так там больше 50 наименований! Я не ставил цель написать про них всех, или проследить историю стимпанка в геймдизайне. Я просто писал про те, которые привлекли моё внимание, в расчёте на то, что ещё кто-то найдёт их интересными =)
За наводку спасибо =)
avatar
Вторая это апдейт первой, а в третьей ьайлайн другой. Вообще там море ётого от элементов в резиномордгом фёнтехи до космоса. Мне же импогирует виктлрианэра/стим
avatar
Все давно сделано вас)))
avatar
— Лёва, я близок к краю. Всё стоящее уже кем-то создано.
— Все воруют. Просто ты честней других. Ты искренне сочиняешь чужое.
«Ландыш серебристый»
avatar
Пишу с мобустройства, извините ageofravenblogspotвот блозик там несколько статей с 80хх по 2012
Удалось восстановить адрес в
ageofravens.blogspot.com/
Edit: впрочем, это не актуально — в исходном посте уже появилась ссылка на статью оттуда.
avatar
Из нового чай, печенье от мофидиуса и квокворк эмпайр пока только квикстарт и карты. Мнтересно reign of accurred будет со стим штуками
avatar
Перенес на стену.
avatar
Не знаю, что это значит, на спасибо =)
avatar
avatar
Pure Victoriana/Gothic: Victorian Adventure, London by Night, Cthulhu by Gaslight, Holmes & Company, Dark Continents, Aventures Extraordinaires & Machinations Infernales, Private Eye, Masque of the Red Death, The Golden Dawn, GURPS Age of Napoleon, d20 Past, Imperial Age, Victoria
Scientific Romance: Space: 1889, Forgotten Futures, Terra Incognita, Adventures and Expeditions by GASLIGHT, The War of the Worlds, Full Light, Full Steam, The Committee for the Exploration of Mysteries, Pytheas Club, Space 1889: Red Sands, Verne, Leagues of Adventure, Stars of Empire
Fantasy Victoriana: For Faerie, Queen, & Country, Castle Falkenstein, Midgard Abenteuer 1880, Age of Empire, GURPS Goblins, Sunset Empires, Victorian Age: Vampire, Victoriana, Oktoberlandet – Hammaren & Trollspöt, Passages, Fabulas, Legacy of the Rose, Magicians of England, Ghosts of Albion, Agents of the Crown, Gaslight Victorian Fantasy, The Kerberos Club, Příběhy Impéria, This Favored Land, Dark Harvest: The Legacy of Frankenstein, Finsterland, Historia Rodentia, Mechanika: Empires of Blood and Steam, Victorian Lost
Steampunk: Wooden Suits & Iron Men, GURPS Steampunk, Broken Gears, Gearcraft, Sweet Chariot, GURPS Infinite Worlds: Britannica-6, Lady Blackbird, Brass, Blood and Steam, Hardened Heroes & Fiendish Foes, Steamfortress Victory, Edison Force, Steamfunk, Über RPG: Steampunk
Steampunk with Magic/Fantasy: Gear Antique, Ecryme, Deadlands, Iron Kingdoms, Terra the Gunslinger, Mecha Compendium, Rippers, Etherscope, Tenra War, Queensguard, Wolsung: Magia Wieku Pary, The New Epoch, Steam, Savants and The Kandris Seal, Brass & Steel, Noggle Stones, The Widening Gyre
Fantasy with Steampunk: Discworld RPG, C-13: The Thirteen Colonies, Children of the Sun, Absinthe, Sorcery & Steam, Doom Striders, DragonMech, Eberron, OGL Steampunk, Steam and Steel, Exil, Runepunk, Steampunk Musha, Steamworks, Clock and Steam, Elyrion, Opus Anima, Steamworks, Sundered Skies, Engines & Empires, Carmine, Zeitgeist, Radiance, Tephra, Zobeck
Weirdpunk: Tradition Book: Sons of Ether, Planescape, Mechanical Dream, a/state, Perfect, Unhallowed Metropolis, Warsaw, La Brigade Chimerique, Clockwork & Chivalry, OZ: Dark & Terrible, Abney Park's Airship Pirates, The Cog Wars, Arclight Revelation Tianmar, Eidolon: The Electrodyne Opera
avatar
И зачем?
avatar
Теперь вопроса во что играть не будет
avatar
Вопроса, во что играть не было. Он звучал как «во что стоит поиграть (из огромного списка предлагаемых нам игр на выбранную тематику?».
avatar
Викториана, игра от мофидиуса и метрополис. Можно вэто для начала
avatar
Ты совсем забыл про Iron Kingdoms, а это один из важнейших сеттингов в ролевом стимпанке.
avatar
Ты совсем забыл про Iron Kingdoms
Он вроде №6 в исходном посте.
avatar
А… Не углядел… Извиняюсь.
avatar
Там он есть в графе стим с фентези
avatar
Я ValdTin-у написал :)
avatar
Если ты написал про Sundered Skies, то и про Эберрон бы накатал.
avatar
Но… как же? Это ж Магитек чистой воды! При том сборная солянка, с нуарными дварфами детективами, страдающими алкоголизмим и другими полезными излишествами. Причем тут стимпанк?
avatar
При том, что стимпанк — это не только шестерёнки.
avatar
Ну, при всём моем неодобрении поведения мр. гаррета, я согласен определением стимпанка у него на стене. И если технологически Эберрон — это магитек, то жанрово — это всё же данжнпанк.

С таким же успехом, можно назвать любой "-панк" киберпанком и сказать, что большому счету все эти различия ничего не значат. Как мне кажется, то все эти поджанры (clockpunk тот же) различают именно потому, что стимпанк — это только паровые технологии и шестерёнки. И киберпанк — соответственно, только продвинутые технологии, вроде глобальной сети, компьютеров, продвинутых протезов и робототехники.
avatar
to Firkraag
Как раз проблема и есть в том, что сейчас зачастую стипанком называют такой логике:
«1) Мне нравится стимпанк; 2) Это не похоже на то фэнтези, во что я обычно играю; 3) Это мне нравится; 4) Это — стимпанк».
Иногда п.2 выбрасывается. Как-то так.
avatar
Наверное, ты прав, но хотелось бы знать, что думает сам Катикрис.

Да, кстати, часть "-панк" я намеренно исключил из своего комментария и не рассматривал, хотя она, если полагаться на мнение Франца (а я не могу с ним не согласиться) — "-панк" в каждом из этих жанров тоже может отличаться.

Например, тот же Etherscope, по моему, делает уверенные шаги в направлении киберпанка, хоррора и трансгуманистической фантастики (евгеника, которая работает), стараясь сохраняя при этом антураж стимпанка. Хотя, не уверен, давно читал.

Совсем уж оффтопик, но на этом в частности была построена моя сеттингоидея «Clockwork Transhumanism», которая эксплуатируя антураж клокпанка, базируюется тем не менее на тропах и конфликтах трансгуманистической нф и хоррорного детектива.
avatar
Если говорить про Etherscope, там определённо киберпанк в викторианском антураже — я пока готовил пост, натыкался на черновую картинку из рулбука и её финальный вариант с комментарием «такой её попросил сделать арт-директор, чтобы она передавала стилистику „Матрицы“».
cargocollective.com/JamesCosperDesign/Etherscope-Tabjammers
avatar
Ну а что касательно клокпанка, дизельпанка и прочих кадавров, то моё имхо — их придумали любители тегосрача, чтобы подчеркнуть минорные изменения, которые человек со стороны не факт, что заметит, и которые особой роли не сыграют. Как, например, хардкор панк, трешкор и стрит-панк в рок-музыке.
avatar
Ты не прав. Дизельпанк — вполне самостоятельный стиль, выкованный стилистикой тотальных войн.
avatar
Но на отдельный жанр он не тянет.
avatar
Читать конкретные произведения надо и делать выводы. Имеют ли они различие или нет. Я например фанат всяких псевдотехнологий, которые выглядят технологично, мне например обидно- ну, не обидно, но они мне не кажутся минорными, хотя я и не инженер никакой. Хотя, что это я — сам ни дизельпанка, ни стимпанка, ни клокпанка, ни даже киберпанка не читал. Я с ними знаком чисто визуально, по кинолентам и по играм. «Джонни Мнемоник», «Shadowrun Returns», «Etherscope», «Арканум», насколько он вообще может считаться.
avatar
Интересно, где эти люди в Эберроне нашли "-панк"?
avatar
WARNING: Daily Power — Wall of Text.

Ну, признаюсь, плот сеттинга я читал по диагонали, но троперы считают, что
Dungeon Punk: Eberron almost defines this trope.
Сходу, всех деталей не упомню, но ты можешь пробежаться по статье посвященной игре и посмотреть на изложенные факты.
  • Можно начать с того, что жрецы добрых богов могут быть злого мировоззрения и ничего им за это не будет, пока их вера достаточно сильна.
  • Расовые мировоззрения — почти ничего не значат, могут быть нейтральные бехолдеры и злые серебряные драконы.
  • Corrupt Corporate Executive: Dragonmarked Houses aren't always led by the nicest people.
  • Death is no release. In 3.5, it's confirmed that people who die end up wasting away to Oblivion in the afterlife that is Dollurh. Но оттуда можно сбежать...
  • Cybernetics Eat Your Soul: Grafts. Some of them are biological symbiotes that try to take control of your body. Or make you go evil and Ax-Crazy.
  • Deconstruction: The classic D&D good alignments are cheerfully sebverted here and most of the evil ones, aside from the Always Chaotic Evil types, as well. Fits the setting, considering that it's a fantasy equivalent of the modern era up to the first two decades of the 20th century.
  • The Extremist Was Right: Whoever came up with the Trust of Zilargo may have been on to something-despite the below trope, it's a genuinely nice place to live if you don't mind intrigue.
  • False Utopia: Zilargo. Happy, safe, orderly, and with free speech...and filled to the brim with a race of born Manipulative Bastards who regard Gambit Roulette as a fun pastime, and with a devastatingly effective Secret Police to maintain said order in spite of that. Gnomes think it's a fair trade.
  • Fantastic Racism:… actually, name a canon character or a faction in this setting, there is a good chance it has racist tendencies.
  • Grey and Gray Morality: The Lawful Evil Vampire King? He works for world peace. The Neutral Good Queen? She's planning world domination.
  • Private Military Contractors: Various. House Deneith is the most famous.
  • Urban Segregation: Sharn. The lower you go the tougher things get.
  • А еще Последняя Война по своему формату больше похожа на Первую или Вторую Мировую, чем на классические фентези войны, что, по моему, вписывается в понимание троперами данжнпанка:
Welcome to Dungeon Punk, a Punk Punk genre which tries to apply the gritty, cynical tone of Cyber Punk and Steam Punk to a Heroic Fantasy setting.
Остается только решить — достаточно ли тебе gritty, cynical tone для того, чтобы считать произведение/сеттинг "-панком". Так например, Planescape считается прародителем тропа, а Planescape: Torment — вдохновителем, в частности, по визуальному наполнению. Подозреваю, что это один из тех случаев, когда троп, суммирующий некие свойства есть, а жанра — нет. Так, в PS "-панка" в разы больше, чем в Эберроне, но в последнем больше соответствующих клише, вроде магических технологий, имплантантов и мегакорпораций. И вообще он — сборная солянка.

Что не значит, что в Эберроне вообще нет панк-компоненты — её просто меньше потому, что приходится делиться местом с другими жанрами: нуарный детектив, шпионский роман, пальповые приключения, остро-социальная драма и соответствующими клише и сценариями. И Эберрон определённо можно вести как панк-игру т.к. ряд событий в сеттинге нарочно оставляется неясным, чтобы мастер заполнил пробелы и принял окончательное решение о том, кто поступал плохо, а кто — хорошо. И почему.
avatar
Я накатал про него в постскриптуме =)
avatar
Ой, точно, я там только по началу увидел только Rippers и Deadlands.
avatar
есть еще один интересный момент. Пишут стимпанк современные люди да и проскальзывают в нем современные тенденции
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.