Стимпанк: просто добавь шестерёнок, да выпей чаю.
Говоря о стимпанке, не могу не процитировать сериал The Guild:
— Стимпанк — это не просто мимолетный каприз, детка. Это стиль жизни! И весьма специфичный гардероб.
— Эм, а что в этом такого? Надо достать костюм, вести себя надменно — вот и все дела.
Ни для кого не секрет, что данный жанр сейчас популярен и востребован, поэтому ярлык «стимпанк» клеят к чему ни попадя. Но эта заметка не за тем, чтобы разбираться в том, что есть стiмпанкъ истинный,
Здесь я перечислю некоторое количество малоизвестных, но весьма любопытных игр, отвечающих хотя бы одному из следующих критериев:
— старый добрый «high tech, low life» — передовые, фантастические технологии соседствуют с низким уровнем жизни;
— паровые технологии, конечно же (хотя бы присутствующие фоном);
— стиль ретро, обычно псевдо-Викторианский антураж или же условный Дикий Запад;
— магия и технология развиваются параллельно (что вообще никогда не было признаком стимпанка, но сейчас встречается в любом связанном сеттинге);
— буйная эклектика (от изобретений по работам Н. Теслы до биотехнологий) и стереотипы (безумный учёный, ганслингер, автоматон с часовым механизмом).
Предисловие
Я не ставил перед собою цель описать про вообще все игры или сеттинги в этом жанре. Не ставил цель проследить историю стимпанка в геймдизайне. Не ставил цель назвать самые известные или крупные линейки игр. Я просто рассказал про то, что понравилось мне самому, в расчёте на то, что кто-то ещё найдёт это интересным. Начнём, пожалуй.
1) Castle Falkenstein (1994)
Если бы эта игра вышла сейчас, её бы сразу же признали радикальным инди-проектом. Посудите сами: упор на нарратив и атмосферность сочетаются с оригинальной, но удобной механикой. Вместо кубиков — две колоды карт (одна для магии, другая для остальных действий) — потому что «вряд ли джентльмены и леди XIX века имели доступ к многогранным игральным костям», «дневник» вместо чарлиста, «действующие лица» вместо игровых персонажей, уклон в театральность и коллективное творчество… Мало? Романтизм, пронизывающий подробнейший гайд по сеттингу (который выполнен в виде путевых заметок геймдизайнера из нашего мира, попавшего туда), цитаты Оскара Уайльда среди игромеханических правил, выдающиеся деятели культуры в качестве неписей (хотите знать статы Льюйса Кэррола? А Чарльза Диккенса?). Сам же сеттинг представляет собой Новою Европу после магической индустриальной революции, помимо людей населённую фейри, вампирами и прочими сверхъестественными существами.
2) DragonMech (2004) и Etherscope (2005), сеттинги для d20 System
Обе игры выпущены Goodman Games, и обе заслуживают пристального внимания от любителей небанального фэнтези.
Суть DragonMech можно описать одним предложением: Battletech пришел в D&D — люди, дварфы и эльфы, вынужденные обороняться от могучих драконов, научились строить колоссальные машины — мехи, используя энергию двигателей, приводимых в действие паром, магией, некротической энергией или сотнями рабов. Книги изобилуют описаниями, рисунками и техническими характеристиками мехов, их оружия и комплектацией команд. Помимо указанных, добавляет ещё некоторое количество рас (разумные динозавры, рыболюди и ожившие механизмы в их числе), а так же новые, специфические классы и престиж-классы, относящиеся к управлению и обслуживанию мехов или борьбе с ними.
Etherscope же — попытка перенести киберпанк (в значительной степени вдохновлённый «Матрицей» Вачовски) в антураж городского фэнтези, где платоновский пятый элемент Эфир заменяет собой виртуальную реальность, а евгеника — генетику. Подробнее здесь:
imaginaria.ru/p/etherscope.html
3) Cadwallon — The Free City (2006)
Тактическая ролевая игра во вселенной легендарного французского скирмиш-варгейма Confrontation, ныне почившего в бозе. Rules-heavy система, делающая упор на схватки в мире Aarklash, где в условном фэнтезийном Средневековье эльфы, дварфы, люди, гоблины, огры и вульфены рвут друг другу глотки при помощи стали, пороха и заклинаний в войне, охватившей весь континент. События ролевой игры разворачиваются в вольном городе Кадваллон, в котором идёт борьба множества соперничающих друг с другом гильдий, преимущественно наёмников. Особенностью рулбука являются великолепные арты и терминология, взятая из «большого брата» — Конфронтации. Goodnight, sweet prince.
4) RunePunk (2007), сеттинг для Savage Worlds
Как бы низко я не оценивал Savage Wolrds\Дневник Авантюриста, большим плюсом этой системы является приличное количество оригинальных и увлекательных миров, написанных по её лицензии. Например Рунопанк — антиутопическое тёмное фэнтези, вдохновлённое работами Майкла Муркока и Чайны Мьевиля. Помимо мрачных реалий города ScatterPoint, рулбук включает в себя странные, но впечатляющие иллюстрации в духе Тима Бёртона, новые расы: живых мертвецов, крысолюдей, демонических отродий и паровых киборгов, некогда бывших людьми; три специфические магические школы, и правила по росписи магическими рунами всего и вся. Подробнее можно почитать здесь:
imaginaria.ru/p/runepunk.html
5) Abney Park's Airship Pirates RPG (2011)
Широко известная в узких кругах группа Abney Park выпустила настольную ролевую игру про приключения пиратов воздушного корабля в постапокалиптическом мире, изобилующую отсылками к их собственным песням, использовав для этого систему Heresy Engine (на которой основана Victoriana 2nd Edition). Рулбук поражает качеством оформления и иллюстрациями, но сама игра всё же для фанатов.
6) Iron Kingdoms: Full Metal Fantasy Roleplaying Game (2012)
Выросший из приключения для D&D варгейм Warmachine\Hordes обзавёлся своей ролевой системой, обратно с ним совместимой. Что с одной стороны порождает некоторые проблемы, так как движок оперирует категориями, РПГ не свойственными. С другой же — как много игр дают возможность вырастить собственного полководца, который поведёт за собой многочисленную армию при помощи фирменных миниатюр и удобных правил? Сам сеттинг яркий и запоминающийся — на фоне разгорающейся мировой войны около десятка крупных королевств ведут политические и шпионские игры, тем временем по городам и полям битв шагают здоровенные роботы с паровыми котлами и запрограммированными магией мозгами, а в пустынях, болотах, густых лесах и далёких островах дикие и враждебные человечеству силы копят военную силу.
В прикреплённом файле — бесплатное демо-приключение по Железным Королевствам.
7) Tephra: The Steampunk RPG (2012)
Выдвинутая на награду сразу в двух стимпанк-номинациях после выхода, Тефра использует свою собственную, достаточно консервативную Clockwork Sytem, завязанную на броске только одного, взрывающегося, дайса — d12 (+ атрибут, + модификаторы, против целевого числа). Но главная фишка этой игры в том, что она отвечает на вопрос: «Что будет, если совместить стимпанк и аниме?». А будет несложная генерация базовых характеристик персонажа (единственное отличие — здесь значение атрибута равно сумме нескольких соответствующих навыков) и затем долгий мучительный выбор между четырьмя сотнями возможных специальностей, а так же схематично прописанный, но симпатичный сеттинг, где люди соседствуют с громоздкими, мускулистыми и неуклюжими эльфами, генетически модифицированными сатирами и прочими мутантами.
8) Victoriana, 3rd edition (2013)
По это игре маловато информации, поэтому про неё мне сложно сказать что-либо, кроме того, что: она есть, книга содержит достаточно симпатичные чёрно-белые иллюстрации, и Heresy Engine, судя по старым редакциям — не самая удобная в использовании и не самая оригинальная система. Судя по отзывам, к третьему изданию её серьёзно поправили.
9) Through The Breach: A Malifaux Roleplaying Game (2014)
И снова у нас ролевая игра по варгейму! Набирающий популярность скирмиш Малифо — готические ужасы в стилистике викторианского стимпанка с щепоткой Дикого Запада. В другом мире обнаружен заброшенный город, я неподалёку от него — шахта с уникальным минералом, который значительно усиливает магические способности, и даже придаёт их тем, у кого их не было. За контроль над поставками этого минерала, камней душ, на альтернативную Землю XIX в., сражаются больше пяти фракций — от мистической мегакорпорации до магов-революционеров, пока чудовищные местные обитатели сужают кольцо вокруг людских поселений, а в глубинах древнего города просыпаются древние божества, некогда послужившие причиной гибели цивилизации этого мира. Что касается системы — круг замкнулся, снова у нас колода карт в качестве рандомизатора, упор на нарративность и совместное сотворение захватывающей истории. А так же почти полная совместимость с варгеймом-прародителем, гибкая система классов, встроенная в систему магии лёгкая и удобная в обращении метамагия, таинственные предсказания в качестве обязательного этапа генерёжки и таланты, обращающие ваши недостатки в достоинства.
P.S. Почему я не написал про Lady Blackbird и Deadlands? Потому что они гораздо более известны, чем остальные игры в этом списке. Как и Эберрон, Rippers, как и бесчисленное количество сурсбуков к G.U.R.P.S и d20.
Больше шестерёнок, хороших и разных!
Вторая часть Марлезонского балетаСлучись это, я заменю свои органы заводными механизмами и продамся в музей стимпанка.— снова The Guild.
11) Steampunk Musha: Victoriental Adventures (2006), сеттинг для Iron Gauntlets
Представляли ли вы себе когда-нибудь условную средневековую Японию с её тонкостями, пороховым оружием и специфической местной нечистью? Лично я ясно представлял после шедевральной «Принцессы Мононокэ» Миядзаки. Автор данной игры тоже её себе представлял, но немного по-другому. Шесть основных рас, из которых чисто человеческие только две: нормальные люди и гайдзины-еворпейцы; плюс ронины с часовым механизмом, полулюди — потомки демонов-они, звероподобные джуунши и гоблины-кешу.
Очень симпатично оформленный рулбук с черно-белыми иллюстрациямими, куча живности вроде водяных-капп и лис-оборотней кицу в бестиарии, приличное количество разновидностей оружия, от вполне исторических нагинаты, камы и вакизаши, до Гатлинг-пулемёта, особенности местной политики, религии и магии… Короче, любителям восточной экзотики будет где разгуляться, а остальные просто смогут получить приличную долю удовольствия, тем более, что предложенная система получила достаточно лестные отзывы. В 2012 завершилась кикстартерная кампания по переизданию сеттинга для Pathfinder, с новыми расами, классами и др.
12) Sundered Skies (2008), сеттинг для Savage Worlds
Называть Расколотые Небеса стимпанком — прекрасный пример натягивания совы на глобус. Но невзирая ни на что
13) Unhallowed Metropolis, Revised (2011)
Меня никогда не привлекала тематика зомби-трэша, но Нечестивый Город — настолько атмосферный, выделяющийся и сочный зомби-апокалипсис в викторианском стиле, что даже я не удержался. Хардкорная (от слов «total party kill») система, удачно дополняющая мрачное настроение игры, и противогазы, защищающие от густого, из-за постоянно работающих крематориев, лондонского смога… Всё это далеко не сразу найдёт своего игрока, но уж если встретит — это будет любовь до гроба.
14) Über RPG: Steampunk (2011)
Снова анимешный стимпанк, и снова достаточно простая (атрибут + скилл определяют дайспул d6, против количества успехов), но при этом гибкая система (собственно Über RPG) с большим количеством опций для игроков, трио интересных сурсбуков, и как «встроенными», так и отдельно идущими LARP-правилами для игры вживую.
15) Clockwork & Chivalry 2nd Edition (2012)
Некогда сеттинг для весьма популярной ролевой игры 80-х Runequest, C&C базируется на движке Renaissance (достаточно похожем на d20), создана авторами Airship Pirates и не является «чистым» стимпанком. События её происходят во время гражданской войны в Англии XVII в., раздираемой двумя фракциями — роялистами и сторонниками Парламента. Социальное происхождение и вероисповедание тоже играет значительную роль — католицизм, пресвитерианство или даже сатанизм для самых отчаянных. Кроме этого, игрокам предоставляется выбрать одну из 37 профессий и, скорее всего, умереть смертью храбрых, так как и эта система в значительной степени смертельна для персонажей. Магия здесь — хаотичная и трудноуправляемая сила, поэтому провальный бросок может нести летальные последствия для колдующего.
И да, несмотря на то, что кроме людей, из рас никаких эльфов
(бонус) Lamentations of the Flame Princess: Weird Fantasy Role-Playing (2013)
Эта, если не культовая, то по крайней мере легендарная игра к стимпанку не имеет вообще никакого отношения и никем так не классифицировалась. Но, если вспомнить основные критерии — простые люди живут тяжелой, полной невзгод и лишений жизнью пока маги и прочие сливки общества наслаждаются жизнью в фамильных замках и волшебных башнях; условный XVII в. с использованием огнестрельного оружия (правила для него на общих основаниях появились в последней редакции), и мрачновато-безумные приключения с большой долей грязи и жестокости, то выйдет, что даже на ретро-клон (A)D&D можно навесить ярлык «steampunk».
Инди-игра от одного человека, LotFP заслужила славу своей оригинальной, жутковатой и мрачной атмосферой, которая особенно чувствуется в крайне самобытных приключениях и дополнениях, практически каждое из которых заслуживает отдельного внимания.
Для жаждущих больше, здесь список и статьи, посвящённые различным играм жанра:
www.voxorbisdesigns.com/?p=126
ageofravens.blogspot.ru/2013/06/history-of-steampunk-victoriana-rpgs_12.html
56 комментариев
животноводствоForgotten Futures!Но разве это кого-нибудь волнует? :D
За авторством Ролевого Общества Кэмбриджского Университета
Правда, не знал тогда, что это Кембридж :)
Да есть список настольных стимпанк-рпг, так там больше 50 наименований! Я не ставил цель написать про них всех, или проследить историю стимпанка в геймдизайне. Я просто писал про те, которые привлекли моё внимание, в расчёте на то, что ещё кто-то найдёт их интересными =)
За наводку спасибо =)
— Все воруют. Просто ты честней других. Ты искренне сочиняешь чужое.
«Ландыш серебристый»
ageofravens.blogspot.com/
Edit: впрочем, это не актуально — в исходном посте уже появилась ссылка на статью оттуда.
Scientific Romance: Space: 1889, Forgotten Futures, Terra Incognita, Adventures and Expeditions by GASLIGHT, The War of the Worlds, Full Light, Full Steam, The Committee for the Exploration of Mysteries, Pytheas Club, Space 1889: Red Sands, Verne, Leagues of Adventure, Stars of Empire
Fantasy Victoriana: For Faerie, Queen, & Country, Castle Falkenstein, Midgard Abenteuer 1880, Age of Empire, GURPS Goblins, Sunset Empires, Victorian Age: Vampire, Victoriana, Oktoberlandet – Hammaren & Trollspöt, Passages, Fabulas, Legacy of the Rose, Magicians of England, Ghosts of Albion, Agents of the Crown, Gaslight Victorian Fantasy, The Kerberos Club, Příběhy Impéria, This Favored Land, Dark Harvest: The Legacy of Frankenstein, Finsterland, Historia Rodentia, Mechanika: Empires of Blood and Steam, Victorian Lost
Steampunk: Wooden Suits & Iron Men, GURPS Steampunk, Broken Gears, Gearcraft, Sweet Chariot, GURPS Infinite Worlds: Britannica-6, Lady Blackbird, Brass, Blood and Steam, Hardened Heroes & Fiendish Foes, Steamfortress Victory, Edison Force, Steamfunk, Über RPG: Steampunk
Steampunk with Magic/Fantasy: Gear Antique, Ecryme, Deadlands, Iron Kingdoms, Terra the Gunslinger, Mecha Compendium, Rippers, Etherscope, Tenra War, Queensguard, Wolsung: Magia Wieku Pary, The New Epoch, Steam, Savants and The Kandris Seal, Brass & Steel, Noggle Stones, The Widening Gyre
Fantasy with Steampunk: Discworld RPG, C-13: The Thirteen Colonies, Children of the Sun, Absinthe, Sorcery & Steam, Doom Striders, DragonMech, Eberron, OGL Steampunk, Steam and Steel, Exil, Runepunk, Steampunk Musha, Steamworks, Clock and Steam, Elyrion, Opus Anima, Steamworks, Sundered Skies, Engines & Empires, Carmine, Zeitgeist, Radiance, Tephra, Zobeck
Weirdpunk: Tradition Book: Sons of Ether, Planescape, Mechanical Dream, a/state, Perfect, Unhallowed Metropolis, Warsaw, La Brigade Chimerique, Clockwork & Chivalry, OZ: Dark & Terrible, Abney Park's Airship Pirates, The Cog Wars, Arclight Revelation Tianmar, Eidolon: The Electrodyne Opera
С таким же успехом, можно назвать любой "-панк" киберпанком и сказать, что большому счету все эти различия ничего не значат. Как мне кажется, то все эти поджанры (clockpunk тот же) различают именно потому, что стимпанк — это только паровые технологии и шестерёнки. И киберпанк — соответственно, только продвинутые технологии, вроде глобальной сети, компьютеров, продвинутых протезов и робототехники.
Как раз проблема и есть в том, что сейчас зачастую стипанком называют такой логике:
«1) Мне нравится стимпанк; 2) Это не похоже на то фэнтези, во что я обычно играю; 3) Это мне нравится; 4) Это — стимпанк».
Иногда п.2 выбрасывается. Как-то так.
Да, кстати, часть "-панк" я намеренно исключил из своего комментария и не рассматривал, хотя она, если полагаться на мнение Франца (а я не могу с ним не согласиться) — "-панк" в каждом из этих жанров тоже может отличаться.
Например, тот же Etherscope, по моему, делает уверенные шаги в направлении киберпанка, хоррора и трансгуманистической фантастики (евгеника, которая работает), стараясь сохраняя при этом антураж стимпанка. Хотя, не уверен, давно читал.
Совсем уж оффтопик, но на этом в частности была построена моя сеттингоидея «Clockwork Transhumanism», которая эксплуатируя антураж клокпанка, базируюется тем не менее на тропах и конфликтах трансгуманистической нф и хоррорного детектива.
cargocollective.com/JamesCosperDesign/Etherscope-Tabjammers
Ну, признаюсь, плот сеттинга я читал по диагонали, но троперы считают, что
Сходу, всех деталей не упомню, но ты можешь пробежаться по статье посвященной игре и посмотреть на изложенные факты.
- Можно начать с того, что жрецы добрых богов могут быть злого мировоззрения и ничего им за это не будет, пока их вера достаточно сильна.
- Расовые мировоззрения — почти ничего не значат, могут быть нейтральные бехолдеры и злые серебряные драконы.
- Corrupt Corporate Executive: Dragonmarked Houses aren't always led by the nicest people.
- Death is no release. In 3.5, it's confirmed that people who die end up wasting away to Oblivion in the afterlife that is Dollurh. Но оттуда можно сбежать...
- Cybernetics Eat Your Soul: Grafts. Some of them are biological symbiotes that try to take control of your body. Or make you go evil and Ax-Crazy.
- Deconstruction: The classic D&D good alignments are cheerfully sebverted here and most of the evil ones, aside from the Always Chaotic Evil types, as well. Fits the setting, considering that it's a fantasy equivalent of the modern era up to the first two decades of the 20th century.
- The Extremist Was Right: Whoever came up with the Trust of Zilargo may have been on to something-despite the below trope, it's a genuinely nice place to live if you don't mind intrigue.
- False Utopia: Zilargo. Happy, safe, orderly, and with free speech...and filled to the brim with a race of born Manipulative Bastards who regard Gambit Roulette as a fun pastime, and with a devastatingly effective Secret Police to maintain said order in spite of that. Gnomes think it's a fair trade.
- Fantastic Racism:… actually, name a canon character or a faction in this setting, there is a good chance it has racist tendencies.
- Grey and Gray Morality: The Lawful Evil Vampire King? He works for world peace. The Neutral Good Queen? She's planning world domination.
- Private Military Contractors: Various. House Deneith is the most famous.
- Urban Segregation: Sharn. The lower you go the tougher things get.
- А еще Последняя Война по своему формату больше похожа на Первую или Вторую Мировую, чем на классические фентези войны, что, по моему, вписывается в понимание троперами данжнпанка:
Остается только решить — достаточно ли тебе gritty, cynical tone для того, чтобы считать произведение/сеттинг "-панком". Так например, Planescape считается прародителем тропа, а Planescape: Torment — вдохновителем, в частности, по визуальному наполнению. Подозреваю, что это один из тех случаев, когда троп, суммирующий некие свойства есть, а жанра — нет. Так, в PS "-панка" в разы больше, чем в Эберроне, но в последнем больше соответствующих клише, вроде магических технологий, имплантантов и мегакорпораций. И вообще он — сборная солянка.Что не значит, что в Эберроне вообще нет панк-компоненты — её просто меньше потому, что приходится делиться местом с другими жанрами: нуарный детектив, шпионский роман, пальповые приключения, остро-социальная драма и соответствующими клише и сценариями. И Эберрон определённо можно вести как панк-игру т.к. ряд событий в сеттинге нарочно оставляется неясным, чтобы мастер заполнил пробелы и принял окончательное решение о том, кто поступал плохо, а кто — хорошо. И почему.