Тифлинги: скромное обаяние дьявола
Когда-то я была сопливой задроткой и нежно любила дроу. Сейчас я понемногу стареющая задротка, но моими любимчиками стали тифлинги.
Поэтому я решила написать статью о них. В конце концов, нужно же объяснить, почему я так назвала собственный блог вконтакте?
Тифлинги. Полудемоны. Нет, полудьяволы. Точнее, не совсем – всё сложно. Обладатели няшных рожек и гибких хвостов. Но не всегда – тут всё ещё сложнее. Если верить статистике D&D beyond – находятся на шестом месте по популярности. Как ни странно, драконорождённые их обогнали, однако и полуросликов, и гномов, и дженази, и собственную светлую противоположность – аазимаров тифлинги обошли. Впервые появившись в мире Драконов и подземелий, рогатые черти проделали долгий путь от экзотичных аутсайдеров до жителей Книги игрока… О чём я и хочу рассказать.
ADnD: жители Сигила
Тифлинги родились на свет в 1994 году, в книге «Planescape Campaign Setting». Отцом стал геймдизайнер Вульфганг Баур (Wolfgang Baur). Он составил слово «тифлинг» из двух частей: «tief» (нем. «низко», «глубоко») и «ling» (отпрыск, потомок). Да-да, брюшной тиф тут не при чём, а если постараться перевести слово «тифлинг» на великий и могучий, получится «низушек». Название бесхитростно отражало суть – тифлинги были внуками существ с нижних планов: демонов, дьяволов, ракшас, и прочих асоциальных элементов. Почему внуками? Потому что полукровки звались алю (мать с нижних планов) или камбионом (отец с нижних планов), и были они такими же социопатами, как «нижний» родитель, а потому в число рас для персонажей игроков не попали. Если камбион или алю решали завести детей с простым смертным, рождались наши тифлинги. Им перепадала часть родительской социопатии: законно-доброе мировоззрение им было недоступно (следовательно, класс паладина тоже), и окружающие смотрели на них косо даже в таком мультирасовом месте, как Сигил. Теоретически тифлинга можно было встретить и на каком-то из миров Прайма – только вот вероятность этого была исчезающе мала. Наверное, простой люд сразу убивал странных детишек, ведь кровь уроженца нижних планов проявляла себя во внешности: вертикальные зрачки, ноги с копытами, хвост, горящие красным глаза, рога, неестественные тени на лице… Игрок сам выбирал две-три внешние особенности, которым обладал его тифлинг. Какого-то единого «облика» у расы не было. У меня самой, помнится, была персонажка-тифлинг, которая косила под полуэльфа.
Получали сигильские тифлинги штрафы к силе и мудрости, бонусы – к интеллекту и харизме, и тяготели, таким образом, ко всяким бардам да магам. Умели видеть в темноте (это умение оставалось с ними все редакции) и сами призывать магическую темноту.
Анна-из-Теней, героиня Planescape: Torment
Хаэр'Дэлис, бард-клинок из Baldurs gate 2: Shadows of Amn. Верит в постепенный упадок всего сущего и раздаёт всем прозвища в честь птиц
DnD 3.5: теперь и на Прайме тоже
Время шло, ДнД менялось, тифлиги, надо полагать, плодились и размножались, так что в сеттинге «Planescape» им стало тесно. Потому они начали понемножку мигрировать на Прайм, в том числе и в Забытые Королевства. В «Forgotten Realms Campaign Setting» тифлинги появились как раса для персонажей игроков. Это были всё те же рогатые (опционально)-хвостатые (тоже опционально) создания, чьи предки как-то осквернили себя контактами с обитателями нижних планов. Не обязательно секс – это могло быть заключение сделки или просто долгий контакт с чуждой энергией. Опять же, игрок выбирал, чьё наследие несёт персонаж – демона, дьявола, ночной карги, ракшаса – и как это отражается на его внешности. Тифлинг мог быть с рогами и хвостом. Мог быть без рогов и хвоста, но с чёрными белками глаз и запахом пепла изо рта, шестью пальцами и другими подобными чертами.
Бонус к харизме у тифлинга третья с половиной редакция отобрала, заменив на штраф, дав взамен бонусы к интеллекту и ловкости. Способность вызывать темноту осталась, равно как и появились бонусы к обману и скрытности, и некоторое сопротивление огню, холоду и электричеству. За харизму обидно: ведь это профильная характеристика бардов и чародеев. Чисто концептуально тифлинги отлично сочетаются с чародейским классом, а потомку суккубы сама Селюне велела выйти бардом, но из-за штрафа такой чародей и бард будут слабее. Система упорно подталкивала к тому, чтобы мы делали тифлигов-воров, но хоть всякие ограничения на мировоззрение сняла. Теоретически тифлинг мог стать паладином. Но кому нужен паладин со штрафом к харизме и бонусом бесполезных для этого класса интеллекта и ловкости?
Так что – в редакции 3.5 тифлинги хоть и прекратили быть чисто сигильской диковинкой, всё равно остались аутсайдерами во всех смыслах, экзотикой для любителей играть всеми презираемых изгоев.
Заметим (а то вдруг неясно), что тифлинги – это именно мутировавшие люди. Другие помеси называются иначе: танарукки (орки+демоны), фей’ри (эльфы+демоны), маэлюты (дварфы +дьяволы), воргесты (гоблины + баргесты), висплинги (хафлинги+демоны), мур-жагулы (тролли+демоны), и бафитавры (минотавры+демоны). Каков зоопарк, а!
За некоторых можно даже поиграть, например, за фей’ри, но как персонажи игроков они так себе. У фей'ри, конечно, есть кожистые крылышки, что мило, но внагрузку к милоте – хаотично-злое мировоззрение. Редко – хаотично-нейтральное. Очень редко – истинно-нейтральное. И в отличие от тифлингов фей’ри живут тесными злобными общинами, а значит те диссиденты, что не хотят грабить, убивать и трахать гусей, организованно выслеживаются и уничтожаются.
Ну и зачем в такое играть, если только у вас компания не за зло? А потому эта куча помесей была благополучно забыта в следующих редакциях.
В отличие от тифлингов.
Newerwinter Nights 2, Нишка-воришка
Newerwinter Nights: Hordes of Underdark. Вален, воитель в зелёных доспехах
А кто это, вспомнят лишь полные задроты. Ладно, не буду томить: Icewinddale 2. В двух из пяти готовых пати есть тифлинги с таким портретом. Первая — Налин, законно-добрый монах ордена сокрушения. Её мать была убита её же отцом-паладином, о чём она не знает; путешествует она вместе со своим братом по отцу, о чём тоже не знает (брат стремается рассказать ей про того, кто оставил её сиротой). Вторая — Молчание прежде стали, монах старого ордена безо всякой драмы в прошлом и настоящим.
DnD 4: рога и хвосты
Время шло – и вот Мистра снова умерла. Вместе с ней приказала долго жить третья с половиной редакция, а на смену пришла четвёртая, радикально перетряхнувшая всё, до чего могла дотянуться. Систему алигментов упростили, планов – тоже, система приблизилась к варгейму, а тифлиги… Тифлинги тоже очень сильно изменились за лето.
Во-первых, больше никакой вариативной внешности. Все тифлинги теперь с рогами, хвостами, кожей странного цвета (впрочем, может быть просто смуглая) и нечеловеческими глазами – радужки нет, зрачка как такового тоже, весь глаз равномерного чёрного, красного или жёлтого цвета.
Во-вторых, никаких больше ракшас и демонов. Только дьяволы, только Девять Адов. Тифлинги теперь в основном потомки дворян порочной империи Бэль Турас (Bael Turath; на вики я встречала транслитерацию Баэль Турах, но мой вариант кажется правильнее), которые активно заключали сделки с Асмодеем и другими архидьяволами. Не ищите Бэль Турас на карте Фаеруна или Грейхока: базовым сеттингом четвёрки является «Points of light» – «Островки света», который примечателен лишь тем, что описана всего-то парочка локаций, а остальное отдаётся на откуп мастеру. Создавался с тем расчётом, чтобы его можно вставить в практически любой другой сеттинг, не поломав его. Так что Бэль Турас одновременно и везде, и нигде.
В-третьих, тифлинги переехали в книгу игрока, став одной из стандартных рас. Причины понятны – авторы четвёртки посчитали, что рогатые полудьяволы привнесут в застоявшееся дженерик фентези свежести. Собственно, внешности тифлингам поменяли по той же причине – они должны были всем своим видом показывать опасность и соблазнительность. Дизайнеры даже говорили, что хотели создать что-то похожее на вампиров: устрашающее и прекрасное одновременно.
Ну а в-четвёртых, справедливость восторжествовала: тифлингам вернули бонус к харизме (опционально можно было выбрать бонус к телосложению или интеллекту). Также они получили бонус к скрытности и обману, некоторое сопротивление огню, умение наносить больше урона серьёзно раненым (состояние «окровавлен») врагам, и преисполняться адским гневом, который позволял больнее бить тех кто бил их.
Вроде всё хорошо, но… Четвёртые Драконы и подземелья встретили примерно так же, как четвёртых Героев меча и магии: вопросом «Шта эта за хрень?». У нового подхода к геймдизайну нашлись фанаты, но большая часть сообщества на нововведения плевалась и пошла играть в Пасфайндер.
Поэтому революцию свернули, а разрушенный до основания мир насилья начали отстраивать опять.
Я начала играть в NwN Online ради тифлингов, но игра мне очень, очень быстро надоела. Даже хвостатая задница героини положение не спасла
DnD 5: адские милашки
Поскольку сфера «исправленная и дополненная 3.5» была занята Пасфайндером, пятёрку повели в другом направлении: взяли 3.5 и серьёзно облегчили, исправив некоторые косяки. Вернулись прежние алигменты, планы мультивселенной, классы и игровая механика… Но тифлинги остались. Это нововведение было, уж не знаю гласно или негласно, признано удачным. Они по-прежнему обитают в книге игрока (и злорадно хихикают над аазимарами, которых ввели только в «Справочнике Воло по монстрам»… Впрочем, вариант аазимара есть уже в Книге мастера). Правда, теперь тифлинги под грифом «необычная раса» – по сравнению с людьми, эльфами, дварфами и полуросликами они не так сильно распространены.
У тифлигов остались рога, хвост и кожа необычного цвета – правда, рога стали поменьше (а то в четвёртой редакции они были настолько внушительными, что баран позавидует), а также бонус к харизме и интеллекту. Им вернули способность вызывать тьму (правда, не с первого уровня), карать ударившего их врага, а также подкинули приятную мелочь – заговор чудотворство. Относится к моей любимой категории заклинаний «есть сто одно применение, но ты должен его придумать сам», и если мастер подходит к вождению творчески – чудотворство может пригождаться в самых разных ситуациях.
Тифлинги по-прежнему несут на себе печать дьяволов. Чаще всего это Асмодей, дипломированный специалист по мелкому шрифту в договорах – именно тифлинг Асмодея и представлен в Книге игрока. Но в «Mordenkainen's Tome of Foes» любители чертей могут найти другие варианты: тифлинг Зариэль, Фьёрны, Мефистофеля… Отличия между ними в основном в заклинаниях и заговорах, которые дарует такое родство. А фаэрунский тифлинг может поменять все эти алахай-малахай на крылья и способность летать.
В целом раса хороша своей гибкостью. Темновидение есть, а заклинательные способности разных происхождений достаточно разнообразны, чтобы можно было найти подходящую любому классу. Если вы используете «Tasha's Cauldron of Everything» (в просторечии –Ташу, или Наташкин котелок), которая позволяет переставлять бонусы к характеристикам как душе угодно, вам не нужно беспокоиться, что бонус харизмы или интеллекта улетит в молоко. По статистике roll20, тифлингу чаще всего выбирают класс колдуна: это стало такой же классической связкой, как дварф-воин, эльф-лучник, полурослик-вор и полуэльф-бард.
В винрарном шоу Critical roll тифлинги тоже отметились. Во второй компании целых два персонажа игроков были тифлингами. И, нет, ни один из них не был колдуном: Лора Бэйли играла жрицу бога-трикстера Джестер, а Талисин Джаффе – кровавого охотника (хоумбрю-класс) Молли Тифлифа. Оба персонажа вышли запоминающимися и обаятельными. Джестер так вообще была сердцем группы, и когда актриса не пришла играть из-за болезни, я с трудом досмотрела выпуск до конца…
Что всё это значит? Что тифлинги прижились в ДнД. Они прошли проверку временем и редакциями, и сейчас без рогатых чертей трудно представить Фаэрун, а без тифлинга-колдуна с тяжёлым детством – стереотипную пати. Неплохо для тех, кто начинал как аутсайдер во всех смыслах. Терпение, труд и гибкий хвост всё перетрут!
Baldurs Gate 3, потенциальный сопартиец: Карлах, следпыт, снайпер, бывшая рабыня Зариэль и убийца демонов
Pathfinder: тифлинг 3.5 на максималках
Как же обойти вниманием DnD 3.75, или в народе Pathfinder! Он ставил целью быть дополненной и улучшенной 3.5, так что подход к тифлингам у него схожий: это раса из дополнительной книги правил, обладает бонусами на харизму и интеллект, способностью вызывать темноту, некоторым сопротивлением огню, холоду и электричеству. Внешне тифлинги могут быть самыми разными: как ставшие классическими рога и копыта, так и серая кожа с запахом пепла. Происхождение игрок тоже выбирает сам – это может быть как дьявол, так и демон, или див, ракшаса, демондад, даже клиппот… Последний, если что, хтоническое создание пустоты и небытия, эдакий мини-ктулху (хорни бард пошёл сочинять новый фанфик с тегом «щупальца»). В ещё одной дополнительной книге описаны разные бонусы от выбранного происхождения тифлинга, и, конечно, ему отсыпали расовых фитов, заклинаний и престиж-классов. Словом, как в 3.5, но богаче.
Мельком просмотрела вторую редакцию PF. Отличия между ними двумя я понимаю плохо, ибо пасфайндеровский билдострой успел мне всю плешь проесть в PF: Kingmaker и PF: Wrath of the righteous и я не углублялась в изучение 3.75. Из интересного – полюбовалась на табличку случайных способностей и внешних особенностей тифлинга. Кроме рогов, копыт, хвоста или раздвоенного языка там есть такая штука, как гермафродитизм! Вопрос, есть ли у них внутри тоже двойной комплект половых органов, остаётся на усмотрение мастера…
Несмотря на всё своё непонимание PF, в какой-то мере их подход интереснее, чем в моей любимой пятёрке. В том плане что внешность тифлинга не ограничена рогами и хвостом, как родство – архидьяволами, что даёт больше свободы при написании предыстории. Справедливости ради, в пятёрке уже появился «тифлинг бездны», пока что в Unearthed Arcana, но тенденция намечена. Авось скоро у нас появятся демонические тифлинги, у которых можно выбрать происхождение от суккубы или там йоклол.
(Хорни бард задаётся вопросом, как это делать с йоклол; у него есть несколько гипотез и он жаждет проверить это на практике).
Канера (Каэсси) из Pathfinder: Kingmaker, кинетик-элементалист
Вольджиф Джефто из Pathfinder: Wrath of the Righteous, мистический ловкач (вор-маг)
*W: о да, и тут они
Нельзя просто так взять и не написать о моём любимом *W (так называют Dungeon World и дополнения к нему)! В базовой книжке DW тифлингов нет. Да там даже полуорков нет – только базированные хьюманы, дварфы, эльфы и полурослики. Впрочем, чуточку фантазии позволит вставить тифлингов без труда: нужно лишь договориться с ведущим и придумать расовый ход для взятого буклета.
А вот Grim World, которым я восторгалась, не обошёл рогатых стороной. Правда, он назвал их не тифлингами, а инферналами. И хвоста у них нет – только рога. А вот в качестве особого умения у них не сопротивление огню и не способности к заклинательству, а… +1, когда убеждаешь кого-то пойти против своей природы, мировоззрение или совести. Если кто не знает, +1 в DW – весомый бонус. Мне это умение очень нравится: оно отражает именно дьявольскую природу тифлигов, умение смутить, соблазнить, увести с дороги. Чего-то такого мне немного не хватает в пятёрке: всё-таки умение лупасить врага заклинаниями – это по части демонов, а дьяволы именно что хитрожопые крючкотворы.
И всё же: почему я люблю тифлингов?
Раньше я любила дроу, но потом объект моего обожания изменился. Во-первых, в половине модулей, где я играла, дроу было выйти нельзя. Во-вторых, чем старше я становилась, тем больше кринжовала от карикатурной злобности негроэльфов. Ну и книги о Дзирте меня в своё время разочаровали: думала про стильного мрачного антигероя, получила вьюношу, который весь такой белый и пушистый, но не понятый и не принятый.
Рогатые же черти вписываются в среднестатистическую пати куда лучше, чем дроу; пусть к ним и относятся с подозрительностью, но их раса хотя бы не известна на весь мир своей привычкой периодически вылезать наружу и вырезать пару поселений (и уводить в рабство всех, кого не вырезали). Они не слепнут на солнце. Они, в конце концов, растут не в карикатурно злобном матриархате, а в обычном человеческом обществе. У них могут быть любимые родители, которым они пишут письма, друзья детства, за которыми не нужно спускаться в андердарк, и так далее.
Вместе с тем – рогоносцы проходят по категории «нитакиекакфсе снежинки». Не буду врать, мне это импонирует (я ярко выраженный интроверт, а потому чувство, что я «нитакая», возникает частенько). Плюс у них хороший лор: есть внятная основа, и достаточно свободы для творчества. Примерь тифлингу любую предысторию – и она сразу станет интереснее. Как воспринимали рогатого в торговой гильдии? Что толкнуло его стать солдатом? А моряком? Пожалуй, только преступник, бездомный и шарлатан не дадут новых идей для предыстории: тифлинг-изгой на дне общества, рога по классу и по духу – самая распространённая особь. Анна-из-теней, Нишка и Вольджиф не дадут соврать. Другое дело, банально – не значит плохо, пока все получают удовольствие.
Мои фавориты – тифлинги-паладины. Связка не настолько дикая, насколько кажется на первый взгляд. Особенно до «Таши»: у тифлингов бонус к харизме, у паладина одна из основных характерик – именно харизма. Тифлингу, который насмерть бьётся со своей дьявольской натурой, подойдёт клятва доблести, а для злого, поддавшегося тёмной стороне, есть клятвы мести и покорения.
Тифля-паладинка, в честь которой назван этот блог, была одним из моих первых персонажей по ДнД 5: Карен Диас, законно-добрая комсомолка (красная, как советский флаг), спортсменка (а вы потаскайте на себе латы!), и просто красавица (по пьяни пыталась подкатить к дракону, но тот не ответил взаимностью). Играла ей аж в трёх модулях. Один загнулся, во второй по моей глупости загнулась она (я плакала два дня Т_Т), но в третей она прошла длинную компанию и в итоге стала настоящей героиней Мистерии (страна тифлингов в авторском сеттинге).
Ещё я создала её в Pathfinder: Kingmaker (как только вышло дополнение с тифлингами), но поскольку реакция на её расу была нулевая, я дропнула игру. Возможно, создам её для Pathfinder: Wrath of the Righteous, для пути ангела, но будет она не паладином, а варваром со священной яростью (убей не помню, как там это класс назывался). Но это планы на будущее, игра проходится очень медленно и под настроенье.
Какой бы итог подвести?
Тифлинги – это круто. Это раса, родившаяся не из классического фентези, а в АДнД, и постепенно ставшая таким же символом дженерик фентези, как эльфы с дварфами. Будьте как тифлинги. Играйте тифлингами. Вписывайте их в свои сеттинги. Это угодно Асмодею и повышает стоимость вашей души на 19,9%*.
И всегда читайте мелкий шрифт в договорах и особенно в лицензионных соглашениях. На всякий случай. А то потом будете теряться в догадках, откуда у вашего ребёнка рога и хвост…
* Акция не действует в Эльтуреле и Вратах Балдура.
Поэтому я решила написать статью о них. В конце концов, нужно же объяснить, почему я так назвала собственный блог вконтакте?
Тифлинги. Полудемоны. Нет, полудьяволы. Точнее, не совсем – всё сложно. Обладатели няшных рожек и гибких хвостов. Но не всегда – тут всё ещё сложнее. Если верить статистике D&D beyond – находятся на шестом месте по популярности. Как ни странно, драконорождённые их обогнали, однако и полуросликов, и гномов, и дженази, и собственную светлую противоположность – аазимаров тифлинги обошли. Впервые появившись в мире Драконов и подземелий, рогатые черти проделали долгий путь от экзотичных аутсайдеров до жителей Книги игрока… О чём я и хочу рассказать.
ADnD: жители Сигила
Тифлинги родились на свет в 1994 году, в книге «Planescape Campaign Setting». Отцом стал геймдизайнер Вульфганг Баур (Wolfgang Baur). Он составил слово «тифлинг» из двух частей: «tief» (нем. «низко», «глубоко») и «ling» (отпрыск, потомок). Да-да, брюшной тиф тут не при чём, а если постараться перевести слово «тифлинг» на великий и могучий, получится «низушек». Название бесхитростно отражало суть – тифлинги были внуками существ с нижних планов: демонов, дьяволов, ракшас, и прочих асоциальных элементов. Почему внуками? Потому что полукровки звались алю (мать с нижних планов) или камбионом (отец с нижних планов), и были они такими же социопатами, как «нижний» родитель, а потому в число рас для персонажей игроков не попали. Если камбион или алю решали завести детей с простым смертным, рождались наши тифлинги. Им перепадала часть родительской социопатии: законно-доброе мировоззрение им было недоступно (следовательно, класс паладина тоже), и окружающие смотрели на них косо даже в таком мультирасовом месте, как Сигил. Теоретически тифлинга можно было встретить и на каком-то из миров Прайма – только вот вероятность этого была исчезающе мала. Наверное, простой люд сразу убивал странных детишек, ведь кровь уроженца нижних планов проявляла себя во внешности: вертикальные зрачки, ноги с копытами, хвост, горящие красным глаза, рога, неестественные тени на лице… Игрок сам выбирал две-три внешние особенности, которым обладал его тифлинг. Какого-то единого «облика» у расы не было. У меня самой, помнится, была персонажка-тифлинг, которая косила под полуэльфа.
Получали сигильские тифлинги штрафы к силе и мудрости, бонусы – к интеллекту и харизме, и тяготели, таким образом, ко всяким бардам да магам. Умели видеть в темноте (это умение оставалось с ними все редакции) и сами призывать магическую темноту.
Анна-из-Теней, героиня Planescape: Torment
Хаэр'Дэлис, бард-клинок из Baldurs gate 2: Shadows of Amn. Верит в постепенный упадок всего сущего и раздаёт всем прозвища в честь птиц
DnD 3.5: теперь и на Прайме тоже
Время шло, ДнД менялось, тифлиги, надо полагать, плодились и размножались, так что в сеттинге «Planescape» им стало тесно. Потому они начали понемножку мигрировать на Прайм, в том числе и в Забытые Королевства. В «Forgotten Realms Campaign Setting» тифлинги появились как раса для персонажей игроков. Это были всё те же рогатые (опционально)-хвостатые (тоже опционально) создания, чьи предки как-то осквернили себя контактами с обитателями нижних планов. Не обязательно секс – это могло быть заключение сделки или просто долгий контакт с чуждой энергией. Опять же, игрок выбирал, чьё наследие несёт персонаж – демона, дьявола, ночной карги, ракшаса – и как это отражается на его внешности. Тифлинг мог быть с рогами и хвостом. Мог быть без рогов и хвоста, но с чёрными белками глаз и запахом пепла изо рта, шестью пальцами и другими подобными чертами.
Бонус к харизме у тифлинга третья с половиной редакция отобрала, заменив на штраф, дав взамен бонусы к интеллекту и ловкости. Способность вызывать темноту осталась, равно как и появились бонусы к обману и скрытности, и некоторое сопротивление огню, холоду и электричеству. За харизму обидно: ведь это профильная характеристика бардов и чародеев. Чисто концептуально тифлинги отлично сочетаются с чародейским классом, а потомку суккубы сама Селюне велела выйти бардом, но из-за штрафа такой чародей и бард будут слабее. Система упорно подталкивала к тому, чтобы мы делали тифлигов-воров, но хоть всякие ограничения на мировоззрение сняла. Теоретически тифлинг мог стать паладином. Но кому нужен паладин со штрафом к харизме и бонусом бесполезных для этого класса интеллекта и ловкости?
Так что – в редакции 3.5 тифлинги хоть и прекратили быть чисто сигильской диковинкой, всё равно остались аутсайдерами во всех смыслах, экзотикой для любителей играть всеми презираемых изгоев.
Заметим (а то вдруг неясно), что тифлинги – это именно мутировавшие люди. Другие помеси называются иначе: танарукки (орки+демоны), фей’ри (эльфы+демоны), маэлюты (дварфы +дьяволы), воргесты (гоблины + баргесты), висплинги (хафлинги+демоны), мур-жагулы (тролли+демоны), и бафитавры (минотавры+демоны). Каков зоопарк, а!
За некоторых можно даже поиграть, например, за фей’ри, но как персонажи игроков они так себе. У фей'ри, конечно, есть кожистые крылышки, что мило, но внагрузку к милоте – хаотично-злое мировоззрение. Редко – хаотично-нейтральное. Очень редко – истинно-нейтральное. И в отличие от тифлингов фей’ри живут тесными злобными общинами, а значит те диссиденты, что не хотят грабить, убивать и трахать гусей, организованно выслеживаются и уничтожаются.
Ну и зачем в такое играть, если только у вас компания не за зло? А потому эта куча помесей была благополучно забыта в следующих редакциях.
В отличие от тифлингов.
Newerwinter Nights 2, Нишка-воришка
Newerwinter Nights: Hordes of Underdark. Вален, воитель в зелёных доспехах
А кто это, вспомнят лишь полные задроты. Ладно, не буду томить: Icewinddale 2. В двух из пяти готовых пати есть тифлинги с таким портретом. Первая — Налин, законно-добрый монах ордена сокрушения. Её мать была убита её же отцом-паладином, о чём она не знает; путешествует она вместе со своим братом по отцу, о чём тоже не знает (брат стремается рассказать ей про того, кто оставил её сиротой). Вторая — Молчание прежде стали, монах старого ордена безо всякой драмы в прошлом и настоящим.
DnD 4: рога и хвосты
Время шло – и вот Мистра снова умерла. Вместе с ней приказала долго жить третья с половиной редакция, а на смену пришла четвёртая, радикально перетряхнувшая всё, до чего могла дотянуться. Систему алигментов упростили, планов – тоже, система приблизилась к варгейму, а тифлиги… Тифлинги тоже очень сильно изменились за лето.
Во-первых, больше никакой вариативной внешности. Все тифлинги теперь с рогами, хвостами, кожей странного цвета (впрочем, может быть просто смуглая) и нечеловеческими глазами – радужки нет, зрачка как такового тоже, весь глаз равномерного чёрного, красного или жёлтого цвета.
Во-вторых, никаких больше ракшас и демонов. Только дьяволы, только Девять Адов. Тифлинги теперь в основном потомки дворян порочной империи Бэль Турас (Bael Turath; на вики я встречала транслитерацию Баэль Турах, но мой вариант кажется правильнее), которые активно заключали сделки с Асмодеем и другими архидьяволами. Не ищите Бэль Турас на карте Фаеруна или Грейхока: базовым сеттингом четвёрки является «Points of light» – «Островки света», который примечателен лишь тем, что описана всего-то парочка локаций, а остальное отдаётся на откуп мастеру. Создавался с тем расчётом, чтобы его можно вставить в практически любой другой сеттинг, не поломав его. Так что Бэль Турас одновременно и везде, и нигде.
В-третьих, тифлинги переехали в книгу игрока, став одной из стандартных рас. Причины понятны – авторы четвёртки посчитали, что рогатые полудьяволы привнесут в застоявшееся дженерик фентези свежести. Собственно, внешности тифлингам поменяли по той же причине – они должны были всем своим видом показывать опасность и соблазнительность. Дизайнеры даже говорили, что хотели создать что-то похожее на вампиров: устрашающее и прекрасное одновременно.
Ну а в-четвёртых, справедливость восторжествовала: тифлингам вернули бонус к харизме (опционально можно было выбрать бонус к телосложению или интеллекту). Также они получили бонус к скрытности и обману, некоторое сопротивление огню, умение наносить больше урона серьёзно раненым (состояние «окровавлен») врагам, и преисполняться адским гневом, который позволял больнее бить тех кто бил их.
Вроде всё хорошо, но… Четвёртые Драконы и подземелья встретили примерно так же, как четвёртых Героев меча и магии: вопросом «Шта эта за хрень?». У нового подхода к геймдизайну нашлись фанаты, но большая часть сообщества на нововведения плевалась и пошла играть в Пасфайндер.
Поэтому революцию свернули, а разрушенный до основания мир насилья начали отстраивать опять.
Я начала играть в NwN Online ради тифлингов, но игра мне очень, очень быстро надоела. Даже хвостатая задница героини положение не спасла
DnD 5: адские милашки
Поскольку сфера «исправленная и дополненная 3.5» была занята Пасфайндером, пятёрку повели в другом направлении: взяли 3.5 и серьёзно облегчили, исправив некоторые косяки. Вернулись прежние алигменты, планы мультивселенной, классы и игровая механика… Но тифлинги остались. Это нововведение было, уж не знаю гласно или негласно, признано удачным. Они по-прежнему обитают в книге игрока (и злорадно хихикают над аазимарами, которых ввели только в «Справочнике Воло по монстрам»… Впрочем, вариант аазимара есть уже в Книге мастера). Правда, теперь тифлинги под грифом «необычная раса» – по сравнению с людьми, эльфами, дварфами и полуросликами они не так сильно распространены.
У тифлигов остались рога, хвост и кожа необычного цвета – правда, рога стали поменьше (а то в четвёртой редакции они были настолько внушительными, что баран позавидует), а также бонус к харизме и интеллекту. Им вернули способность вызывать тьму (правда, не с первого уровня), карать ударившего их врага, а также подкинули приятную мелочь – заговор чудотворство. Относится к моей любимой категории заклинаний «есть сто одно применение, но ты должен его придумать сам», и если мастер подходит к вождению творчески – чудотворство может пригождаться в самых разных ситуациях.
Тифлинги по-прежнему несут на себе печать дьяволов. Чаще всего это Асмодей, дипломированный специалист по мелкому шрифту в договорах – именно тифлинг Асмодея и представлен в Книге игрока. Но в «Mordenkainen's Tome of Foes» любители чертей могут найти другие варианты: тифлинг Зариэль, Фьёрны, Мефистофеля… Отличия между ними в основном в заклинаниях и заговорах, которые дарует такое родство. А фаэрунский тифлинг может поменять все эти алахай-малахай на крылья и способность летать.
В целом раса хороша своей гибкостью. Темновидение есть, а заклинательные способности разных происхождений достаточно разнообразны, чтобы можно было найти подходящую любому классу. Если вы используете «Tasha's Cauldron of Everything» (в просторечии –Ташу, или Наташкин котелок), которая позволяет переставлять бонусы к характеристикам как душе угодно, вам не нужно беспокоиться, что бонус харизмы или интеллекта улетит в молоко. По статистике roll20, тифлингу чаще всего выбирают класс колдуна: это стало такой же классической связкой, как дварф-воин, эльф-лучник, полурослик-вор и полуэльф-бард.
В винрарном шоу Critical roll тифлинги тоже отметились. Во второй компании целых два персонажа игроков были тифлингами. И, нет, ни один из них не был колдуном: Лора Бэйли играла жрицу бога-трикстера Джестер, а Талисин Джаффе – кровавого охотника (хоумбрю-класс) Молли Тифлифа. Оба персонажа вышли запоминающимися и обаятельными. Джестер так вообще была сердцем группы, и когда актриса не пришла играть из-за болезни, я с трудом досмотрела выпуск до конца…
Что всё это значит? Что тифлинги прижились в ДнД. Они прошли проверку временем и редакциями, и сейчас без рогатых чертей трудно представить Фаэрун, а без тифлинга-колдуна с тяжёлым детством – стереотипную пати. Неплохо для тех, кто начинал как аутсайдер во всех смыслах. Терпение, труд и гибкий хвост всё перетрут!
Baldurs Gate 3, потенциальный сопартиец: Карлах, следпыт, снайпер, бывшая рабыня Зариэль и убийца демонов
Pathfinder: тифлинг 3.5 на максималках
Как же обойти вниманием DnD 3.75, или в народе Pathfinder! Он ставил целью быть дополненной и улучшенной 3.5, так что подход к тифлингам у него схожий: это раса из дополнительной книги правил, обладает бонусами на харизму и интеллект, способностью вызывать темноту, некоторым сопротивлением огню, холоду и электричеству. Внешне тифлинги могут быть самыми разными: как ставшие классическими рога и копыта, так и серая кожа с запахом пепла. Происхождение игрок тоже выбирает сам – это может быть как дьявол, так и демон, или див, ракшаса, демондад, даже клиппот… Последний, если что, хтоническое создание пустоты и небытия, эдакий мини-ктулху (хорни бард пошёл сочинять новый фанфик с тегом «щупальца»). В ещё одной дополнительной книге описаны разные бонусы от выбранного происхождения тифлинга, и, конечно, ему отсыпали расовых фитов, заклинаний и престиж-классов. Словом, как в 3.5, но богаче.
Мельком просмотрела вторую редакцию PF. Отличия между ними двумя я понимаю плохо, ибо пасфайндеровский билдострой успел мне всю плешь проесть в PF: Kingmaker и PF: Wrath of the righteous и я не углублялась в изучение 3.75. Из интересного – полюбовалась на табличку случайных способностей и внешних особенностей тифлинга. Кроме рогов, копыт, хвоста или раздвоенного языка там есть такая штука, как гермафродитизм! Вопрос, есть ли у них внутри тоже двойной комплект половых органов, остаётся на усмотрение мастера…
Несмотря на всё своё непонимание PF, в какой-то мере их подход интереснее, чем в моей любимой пятёрке. В том плане что внешность тифлинга не ограничена рогами и хвостом, как родство – архидьяволами, что даёт больше свободы при написании предыстории. Справедливости ради, в пятёрке уже появился «тифлинг бездны», пока что в Unearthed Arcana, но тенденция намечена. Авось скоро у нас появятся демонические тифлинги, у которых можно выбрать происхождение от суккубы или там йоклол.
(Хорни бард задаётся вопросом, как это делать с йоклол; у него есть несколько гипотез и он жаждет проверить это на практике).
Канера (Каэсси) из Pathfinder: Kingmaker, кинетик-элементалист
Вольджиф Джефто из Pathfinder: Wrath of the Righteous, мистический ловкач (вор-маг)
*W: о да, и тут они
Нельзя просто так взять и не написать о моём любимом *W (так называют Dungeon World и дополнения к нему)! В базовой книжке DW тифлингов нет. Да там даже полуорков нет – только базированные хьюманы, дварфы, эльфы и полурослики. Впрочем, чуточку фантазии позволит вставить тифлингов без труда: нужно лишь договориться с ведущим и придумать расовый ход для взятого буклета.
А вот Grim World, которым я восторгалась, не обошёл рогатых стороной. Правда, он назвал их не тифлингами, а инферналами. И хвоста у них нет – только рога. А вот в качестве особого умения у них не сопротивление огню и не способности к заклинательству, а… +1, когда убеждаешь кого-то пойти против своей природы, мировоззрение или совести. Если кто не знает, +1 в DW – весомый бонус. Мне это умение очень нравится: оно отражает именно дьявольскую природу тифлигов, умение смутить, соблазнить, увести с дороги. Чего-то такого мне немного не хватает в пятёрке: всё-таки умение лупасить врага заклинаниями – это по части демонов, а дьяволы именно что хитрожопые крючкотворы.
И всё же: почему я люблю тифлингов?
Раньше я любила дроу, но потом объект моего обожания изменился. Во-первых, в половине модулей, где я играла, дроу было выйти нельзя. Во-вторых, чем старше я становилась, тем больше кринжовала от карикатурной злобности негроэльфов. Ну и книги о Дзирте меня в своё время разочаровали: думала про стильного мрачного антигероя, получила вьюношу, который весь такой белый и пушистый, но не понятый и не принятый.
Рогатые же черти вписываются в среднестатистическую пати куда лучше, чем дроу; пусть к ним и относятся с подозрительностью, но их раса хотя бы не известна на весь мир своей привычкой периодически вылезать наружу и вырезать пару поселений (и уводить в рабство всех, кого не вырезали). Они не слепнут на солнце. Они, в конце концов, растут не в карикатурно злобном матриархате, а в обычном человеческом обществе. У них могут быть любимые родители, которым они пишут письма, друзья детства, за которыми не нужно спускаться в андердарк, и так далее.
Вместе с тем – рогоносцы проходят по категории «нитакиекакфсе снежинки». Не буду врать, мне это импонирует (я ярко выраженный интроверт, а потому чувство, что я «нитакая», возникает частенько). Плюс у них хороший лор: есть внятная основа, и достаточно свободы для творчества. Примерь тифлингу любую предысторию – и она сразу станет интереснее. Как воспринимали рогатого в торговой гильдии? Что толкнуло его стать солдатом? А моряком? Пожалуй, только преступник, бездомный и шарлатан не дадут новых идей для предыстории: тифлинг-изгой на дне общества, рога по классу и по духу – самая распространённая особь. Анна-из-теней, Нишка и Вольджиф не дадут соврать. Другое дело, банально – не значит плохо, пока все получают удовольствие.
Мои фавориты – тифлинги-паладины. Связка не настолько дикая, насколько кажется на первый взгляд. Особенно до «Таши»: у тифлингов бонус к харизме, у паладина одна из основных характерик – именно харизма. Тифлингу, который насмерть бьётся со своей дьявольской натурой, подойдёт клятва доблести, а для злого, поддавшегося тёмной стороне, есть клятвы мести и покорения.
Тифля-паладинка, в честь которой назван этот блог, была одним из моих первых персонажей по ДнД 5: Карен Диас, законно-добрая комсомолка (красная, как советский флаг), спортсменка (а вы потаскайте на себе латы!), и просто красавица (по пьяни пыталась подкатить к дракону, но тот не ответил взаимностью). Играла ей аж в трёх модулях. Один загнулся, во второй по моей глупости загнулась она (я плакала два дня Т_Т), но в третей она прошла длинную компанию и в итоге стала настоящей героиней Мистерии (страна тифлингов в авторском сеттинге).
Ещё я создала её в Pathfinder: Kingmaker (как только вышло дополнение с тифлингами), но поскольку реакция на её расу была нулевая, я дропнула игру. Возможно, создам её для Pathfinder: Wrath of the Righteous, для пути ангела, но будет она не паладином, а варваром со священной яростью (убей не помню, как там это класс назывался). Но это планы на будущее, игра проходится очень медленно и под настроенье.
Какой бы итог подвести?
Тифлинги – это круто. Это раса, родившаяся не из классического фентези, а в АДнД, и постепенно ставшая таким же символом дженерик фентези, как эльфы с дварфами. Будьте как тифлинги. Играйте тифлингами. Вписывайте их в свои сеттинги. Это угодно Асмодею и повышает стоимость вашей души на 19,9%*.
И всегда читайте мелкий шрифт в договорах и особенно в лицензионных соглашениях. На всякий случай. А то потом будете теряться в догадках, откуда у вашего ребёнка рога и хвост…
* Акция не действует в Эльтуреле и Вратах Балдура.
28 комментариев
Один лишь волнует вопрос малышей:
что Гэндальф курил до колец из ушейнасчет происхождения самого слова «тифлинг».Эта подтвержденная версия? А то я почему-то всегда считал, что «тифлинг» — это немецкое Teufel «черт» + суффикс -ing в значении «потомок» (как в фамилии Browning) или «один из множества» (как в слове viking, «один из купцов/наемников/пиратов из региона Вик, что на Рюгене»).
С другой стороны, моя сестра вообще выводила это слово от τυφλός — дескать, из-за их странных глаз без зрачков тифлинги кажутся слепыми.
«Teufel» и «tief» — родственные слова, поэтому «тифлинг» выводят из обоих.
Вот тут, если я правильно понимаю, сам Wolfgang Baur рассказывает, как они название тифлингам придумали:
«I told him that the word he wanted would be something like ‘tief’, which is German for ‘deep.’ Maybe a ‘tiefling’, a creature from the depths.»
Например тяжко будет первоуровневому гештальту маг/архивариус, если взять расу силового дракона…
И ритуалы, которые очень полезны если с 14 до 15 уровня в этом кампейне твой визард уже не апнется, а получить расу с плюшками хочется.
Я именно поэтому никогда не брал гибридные расы, мало того, что гетерозис никак себя не проявляет, так и непонятно кто родится в случае смешанной пары (например, в случае полуэльфа и эльфийки будет ли это четвертьчеловек?)
Единственная градация силы, которая была в АДнД — полукровка была алю или камбионом (но у них в родителях были не какие-то там лорды, а банальные инкубы и суккубы), а нижний на четверть уже становился тифлингом. Будут ли тифлингами его/её дети, рождённые от человека — вопрос открытый. Может, какая-то книга его и закрывала, но я о неё не знаю.
С полуэльфами мастер и игроки тоже решают на своё усмотрение. Можно выйти полуэльфом и сказать, что он эльф на четверть, просто эльфийская кровь оказалась сильна, можно взять «своё происхождение» из Таши и сказать, что это эльф на четверть.
Я, кстати, играла тифлю со «своим происхождением», в которой демоническую натуру вскоре после рождения пытались блокировать магией, а потому она выглядела точно как человек и никакими тифлингскими способностями не обаладала. Другой из нашей пати тоже взял «своё происхождение», он выглядел как тифлинг, но тоже никакими способностями не обладал.