Утопия в Антарктиде и связанные мысли
Что-то в последнее время ко мне приходят сеттингоидеи, которые я, возможно, хотел бы не просто записать, а расписать подробно (примерно настолько, насколько, например, вот эти), но я сейчас, как назло, занят другими проектами и не хотел бы от них отвлекаться. Увы, может быть, как-нибудь в другой раз — сейчас я это просто запишу, чтобы не забыть.
«Было вовсе не невозможно построить Утопию в Антарктиде. Что действительно было невозможно, так это построить её где-то еще.»
Чем вдохновлялся: в какой-то степени мирами Overwatch и Big Hero 6 («Город героев»), хотя, как этообычно всегда бывает, получившаяся картина может быть похожа на уйму разных произведений, о которых я не слышал (например, на «Землю будущего», которую я не смотрел, и ещё энное количество произведений на схожую тематику), или которые мне знакомы, но о которых я не думал в момент записывания этой идеи. Итак…
С чего всё началось: Во второй половине XX века, после тяжело давшейся победы над нацистским режимом и атомных бомбардировок Японии, на фоне холодной войны, грозившей перейти в тотальную ядерную, группа учёных из разных стран по обе стороны железного занавеса решилавыбрать нечто иное — выбрать Восторг создать общество, свободное от войн, нищеты, голода и эксплуатации человека человеком. Ни богов, ни царей. Только Человек. В качестве места для строительства общества будущего была выбрана Антарктида — как земля, на которую вряд ли кто-то стал бы претендовать, и которая находилась как можно дальше от возможных полей ядерной войны, если такая случится. Поначалу большой мир либо не интересовался маленькой антарктической колонией, либо считал её основателей сумасшедшими — кто в здравом уме решил бы поселиться в таком месте? И благодаря этому ироническому нелюбопытству большой мир, погружённый в свои заботы, пропустил момент, когда маленькая колония (вероятно, откопавшая в Антарктиде залежи анобтаниума или руины инопланетян, иначе с чего бы у них так рванул прогресс?) превратилась в футуристический город, на земле Антарктиды под стеклянными куполами зацвели яблони, объявившая о своём суверенитете Антарктида начала запускать ракеты в космос и обогнала остальной мир в научном развитии на сотню лет — технологии прямиком из ненаучной фантастики стали в Утопии предметами повседневного быта. Пока же Утопия процветала, большой мир погружался в пучину войн, экономических и политических кризисов… и с обеих сторон омывающих Антарктиду вод были желающие изменить ситуацию — только у них были разные видения того, как её надлежит изменить…
Настоящее время: приблизительно 2040е-2050е годы. Ситуация в мире: как сейчас, только намного хуже.
Протагонисты: как ни странно, изначально задуманный жанр — супергероика, и главные герои здесь — люди, защищающие Утопию от внешних и внутренних врагов, а также иногда творящих добро в отношении людей внешнего мира, и всё это с помощью арсенала футуристических гаджетов и местами кибернетических/генетических аугументаций. В качестве дополнительной идеи — в «войсках» Утопии (в кавычках, потому что сами себя они так не называют — идеология Утопии включает в себя отрицание войн) служат преимущественно люди юношеского возраста, потому что взрослые заняты более важными вещами — двигают вперёд научный прогресс (и иногда курируют юных защитников добра, чтобы те не наломали дров).
Да, сеттинг намеренно сделан местами наивным и сознательно сделан с нарушениями законов физики, экономики и человеческой психологии. Супергероика ж!
Демоны внешние и внутренние: поскольку Утопия вынуждена сосуществовать с совсем неутопическим внешним миром, её отношение с этим миром довольно сложные. Господствующие «партии» считают, что сверхсовременные технологии Утопии не должны оказаться в руках людей большого мира, так как с высокой вероятностью они будут использованы во зло, — но есть и те утопийцы, кого возмущает сама идея скрывать достижения науки от людей. С другой стороны, облечённые властью люди большого мира были бы очень рады наложить руки на супертехнологии Утопии, и утопийской разведке приходится пресекать подобные попытки. Несколько раз дело доходило до военных столкновений между Утопией и другими странами — с довольно плачевным для последних результатом благодаря подавляющему технологическому превосходству утопийцев. Есть, разумеется, и утопийцы, занимающиеся контрабандой технологий своей родины (на самом деле, так или иначе Утопия поддерживает активные торговые связи с внешним миром, отгружает тонны гуманитарной помощи нуждающимся странам, принимает туристов и вообще не полностью закуклилась в себе), есть и те, кто задаёт райановский вопрос: «разве не имеет права человек на то, что зарабатывает в поте лица своего?»
Для утопийцев есть и ещё один больной вопрос: должны ли они вообще вмешиваться в жизнь обитателей большого мира? Есть сторонники изоляции, говорящие: пусть большой мир, погрязший в своих проблемах, разбирается с ними сам — когда он пройдёт весь нужный путь и дорастёт до нашего уровня, мы с радостью примем его в свои объятья. И есть те, кто утверждает: мы не только можем, но и должны помогать нуждающимся людям других стран, мы не имеем права оставлять их наедине со своими проблемами и замыкаться в себе. Благодаря вторым гуманитарные и миротворческие миссии из Утопии действуют во множестве стран мира… а супергерои в футуристическими гаджетами супергеройствуют.
Вообще, у меня была мысль на тему того, чтобы сместить антураж Утопии от ненаучной фантастики с ховербордами им. Марти МакФлая и доспехами им. Тони Старка в сторону жёсткой НФ с тотальным трансгуманизмом. Остановился я по той причине, что тогда граница между утопийцами и остальными землянами будет пролегать по грани человечество/постчеловечество — а у меня это в данном контексте вызывает смутные расистские ассоциации… В смысле, если утопийцы будут «уже не людьми», это даст им ещё один повод смотреть на обитателей внешнего мира сверху вниз — что может окончательно закрепить их в статусе высокомерных снобов...
И тут я подумал: где-то здесь меня догнала мысль, что получившийся образ Утопии как государства, владеющего недоступными остальному человечеству ништяками и неохотно ими делящегося, выглядит довольно несимпатично. Собственно, насколько я могу судить, в произведениях на схожую тематику, где есть люди нашей Земли, «не заслуживающие» светлого будущего, и есть люди параллельно существующего общества будущего, эти вторые тоже показаны не очень симпатично. У утопийцев есть обоснование своему изоляционизму, что человечество ещё не готово к технологиям будущего, и что их «выброс на рынок» приведёт к куче социальных последствий, не всегда хороших (хотя где был тот реализм, когда в Антарктиде ВНЕЗАПНО появились футуристические города?), но всё равно они выглядят не такими уж идеальными, хоть и задумывались как «хорошие парни».
Возможное решение здесь могло бы быть в том, что гипотетические протагонисты могли бы пытаться нести те самые свои технологии в массы, выполняя задачи типа «как решить проблему голода в стране третьего мира, не вызвав при этом непредвиденный кризис и в процессе отбиваясь от местного диктатора и собственных утопийских изоляционистов». Ну или можно сделать оных изоляционистов главным злодеями, готовыми даже уничтожить всё человечество за пределами Утопии с помощью «оружия судного дня», — вполне супергеройски. :)
Кстати, а сталкивались ли уважаемые читатели с ситуацией, когда им бы портило впечатление от знакомства с сеттингом то, что некая организация/государство/вотэвер, представителями которой, по замыслу авторов сеттинга, должны были быть персонажи, была бы изображена настолько несимпатично, что это отбивало бы желание играть такими персонажами? Бонусные очки, если при этом фракция, заявленная в качестве антагонистов, вызывала большую симпатию, чем предлагаемые протагонисты. Или я, как это со мной часто бывает, вижу проблему там, где её нет?
«Было вовсе не невозможно построить Утопию в Антарктиде. Что действительно было невозможно, так это построить её где-то еще.»
Чем вдохновлялся: в какой-то степени мирами Overwatch и Big Hero 6 («Город героев»), хотя, как это
С чего всё началось: Во второй половине XX века, после тяжело давшейся победы над нацистским режимом и атомных бомбардировок Японии, на фоне холодной войны, грозившей перейти в тотальную ядерную, группа учёных из разных стран по обе стороны железного занавеса решила
Настоящее время: приблизительно 2040е-2050е годы. Ситуация в мире: как сейчас, только намного хуже.
Протагонисты: как ни странно, изначально задуманный жанр — супергероика, и главные герои здесь — люди, защищающие Утопию от внешних и внутренних врагов, а также иногда творящих добро в отношении людей внешнего мира, и всё это с помощью арсенала футуристических гаджетов и местами кибернетических/генетических аугументаций. В качестве дополнительной идеи — в «войсках» Утопии (в кавычках, потому что сами себя они так не называют — идеология Утопии включает в себя отрицание войн) служат преимущественно люди юношеского возраста, потому что взрослые заняты более важными вещами — двигают вперёд научный прогресс (и иногда курируют юных защитников добра, чтобы те не наломали дров).
Да, сеттинг намеренно сделан местами наивным и сознательно сделан с нарушениями законов физики, экономики и человеческой психологии. Супергероика ж!
Демоны внешние и внутренние: поскольку Утопия вынуждена сосуществовать с совсем неутопическим внешним миром, её отношение с этим миром довольно сложные. Господствующие «партии» считают, что сверхсовременные технологии Утопии не должны оказаться в руках людей большого мира, так как с высокой вероятностью они будут использованы во зло, — но есть и те утопийцы, кого возмущает сама идея скрывать достижения науки от людей. С другой стороны, облечённые властью люди большого мира были бы очень рады наложить руки на супертехнологии Утопии, и утопийской разведке приходится пресекать подобные попытки. Несколько раз дело доходило до военных столкновений между Утопией и другими странами — с довольно плачевным для последних результатом благодаря подавляющему технологическому превосходству утопийцев. Есть, разумеется, и утопийцы, занимающиеся контрабандой технологий своей родины (на самом деле, так или иначе Утопия поддерживает активные торговые связи с внешним миром, отгружает тонны гуманитарной помощи нуждающимся странам, принимает туристов и вообще не полностью закуклилась в себе), есть и те, кто задаёт райановский вопрос: «разве не имеет права человек на то, что зарабатывает в поте лица своего?»
Для утопийцев есть и ещё один больной вопрос: должны ли они вообще вмешиваться в жизнь обитателей большого мира? Есть сторонники изоляции, говорящие: пусть большой мир, погрязший в своих проблемах, разбирается с ними сам — когда он пройдёт весь нужный путь и дорастёт до нашего уровня, мы с радостью примем его в свои объятья. И есть те, кто утверждает: мы не только можем, но и должны помогать нуждающимся людям других стран, мы не имеем права оставлять их наедине со своими проблемами и замыкаться в себе. Благодаря вторым гуманитарные и миротворческие миссии из Утопии действуют во множестве стран мира… а супергерои в футуристическими гаджетами супергеройствуют.
Вообще, у меня была мысль на тему того, чтобы сместить антураж Утопии от ненаучной фантастики с ховербордами им. Марти МакФлая и доспехами им. Тони Старка в сторону жёсткой НФ с тотальным трансгуманизмом. Остановился я по той причине, что тогда граница между утопийцами и остальными землянами будет пролегать по грани человечество/постчеловечество — а у меня это в данном контексте вызывает смутные расистские ассоциации… В смысле, если утопийцы будут «уже не людьми», это даст им ещё один повод смотреть на обитателей внешнего мира сверху вниз — что может окончательно закрепить их в статусе высокомерных снобов...
И тут я подумал: где-то здесь меня догнала мысль, что получившийся образ Утопии как государства, владеющего недоступными остальному человечеству ништяками и неохотно ими делящегося, выглядит довольно несимпатично. Собственно, насколько я могу судить, в произведениях на схожую тематику, где есть люди нашей Земли, «не заслуживающие» светлого будущего, и есть люди параллельно существующего общества будущего, эти вторые тоже показаны не очень симпатично. У утопийцев есть обоснование своему изоляционизму, что человечество ещё не готово к технологиям будущего, и что их «выброс на рынок» приведёт к куче социальных последствий, не всегда хороших (хотя где был тот реализм, когда в Антарктиде ВНЕЗАПНО появились футуристические города?), но всё равно они выглядят не такими уж идеальными, хоть и задумывались как «хорошие парни».
Возможное решение здесь могло бы быть в том, что гипотетические протагонисты могли бы пытаться нести те самые свои технологии в массы, выполняя задачи типа «как решить проблему голода в стране третьего мира, не вызвав при этом непредвиденный кризис и в процессе отбиваясь от местного диктатора и собственных утопийских изоляционистов». Ну или можно сделать оных изоляционистов главным злодеями, готовыми даже уничтожить всё человечество за пределами Утопии с помощью «оружия судного дня», — вполне супергеройски. :)
Кстати, а сталкивались ли уважаемые читатели с ситуацией, когда им бы портило впечатление от знакомства с сеттингом то, что некая организация/государство/вотэвер, представителями которой, по замыслу авторов сеттинга, должны были быть персонажи, была бы изображена настолько несимпатично, что это отбивало бы желание играть такими персонажами? Бонусные очки, если при этом фракция, заявленная в качестве антагонистов, вызывала большую симпатию, чем предлагаемые протагонисты. Или я, как это со мной часто бывает, вижу проблему там, где её нет?
7 комментариев
Как вариант — в какой-то момент N лет назад Утопия накрыла себя двусторонненепроницаемым барьером (например, в ответ на попытку одного из правительств силой получить доступ к технологиям), эффект которого кончился только сейчас. Тогда они сильно выпали из мирового контекста и идея действовать осторожно, что бы не наломать дров, выглядит лучше.
Именно в РПГ — нет. Но в книгах бывало, и не только с «Сумерками». Например протагонисты Ефремовского Часа Быка у меня вызывают дикую, некотролируемую ненависть и желание убивать людей.
Мол есть ряд фракций в Атлантиде. Одни за то чтобы вмешиваться, другие, за то чтобы не вмешиваться. И те и те смотрят на это по разному.
Грубо говоря, есть гумманисты, которые за то чтобы отправлять врачей и тушенку.
Есть миротворцы (как раз типа героев) которые занимаются поддержанием мира и прекращением войн.
Есть просветители какие-нибудь, которые занимаются контрабандой технологий Атлантиды, считая что все проблемы из-за технологической отсталости людей.
А среди тех кто за невмешательство, точно так же, одни дома сидят и контрабандистов ловят, другие шпионят за политиками, какие они планы затевают, третьи отправляются на миссии и возвращают/уничтожают украденные из Атлантиды технологии.
Это я к тому, что ни на ни другая не фракция, не добро и зло. Позволяет создавать ситуации интересных моральных выборов (вот мы тут все за просвещение, а нашей технологией, вместо лечения рака, суперсолдат штампуют) и сталкивать героев не только с человеками но и с такими же суперчеловеками.