"Верю или нет, вот в чем вопрос..." Отношение к отыгрышу роли.

Что для вас есть отыгрыш роли?

Да, такой вот фундаментальный вопрос. Но я хотел бы задать его не в том плане, как вы формально трактуете понятие, а в контексте лично вас, каждого кто хочет на него ответить: в каком случае вы обычно считаете, что некий игрок действительно отыгрывает своего персонажа? Сразу хочу отмести очевидные случаи, типа когда у игрока нет выраженного крезилунерства или манчкинизма. В общем, какие этому соответствуют, на ваш взгляд, факторы? Да, я в курсе что существуют два основных подхода, которые обычно называют «режиссерский» и «актерский». Но, возможно, у вас есть иное видение?

Ну и прежде всего интересует что, по вашему мнению, существенней для восприятия отыгрыша: то как персонаж игрока говорит или как действует? Возможно многие скажут, что «оба, разделять их бессмысленно». Но вместе с тем есть ведь, люди, которые не любят технические заявки или наоборот. И они ведь не пытаются обычно сочетать подходы или ещё что-то в этом духе.

Лично мне ближе «актерский подход», потому что в этом случае мне кажется, что игрок, по крайней мере, пытается вжиться в чужой образ, а действовать можно и чисто рационально, в духе " я заявил, что у моего персонажа есть качество Х, поэтому он совершит поступок Y в ситуации Z".

33 комментария

avatar
Ну… Для меня это обычно становится ясно, когда я вижу игрока играющим двух разных персонажей в двух разных играх, и его отыгрыш их отличается.
А так вообще для меня во многом вопрос не имеющий смысла: пока игрок не впадает в одну из крайностей — ни слишком очевидным образом воспринимает своего игрока как болванчика-аватару игрока, ни рушит игру из каких-то отыгрышевых соображений — я не слежу за игроками бдительным оком, чтобы они соответствовали высоким стандартам отыгрыша.
Прости, возможно, я вообще не понял вопрос. -_- Возможно, именно потому, что он для меня не настолько важен.
Последний раз редактировалось
avatar
я не слежу за игроками бдительным оком, чтобы они соответствовали высоким стандартам отыгрыша.
Вот мне и интересно, а что есть этот самый «высокий стандарт отыгрыша» лично для каждого.
ни рушит игру из каких-то отыгрышевых соображений
Из этого следует, что сколько-нибудь хорошо персонажа отыграть невозможно, потому что «разрушение игры» ведь по сути метагеймовое соображение. То есть любой принципиальный в чем-то персонаж автоматически не может проявить свою… принципиальность? Ну или игрок согласен персонажем пожертвовать из соображений отыгрыша и начать играть за нового.
avatar
Помимо обозначенного у меня еще есть дополнительный пункт по отыгрышу (возможно его можно отнести к одному из двух ранее обозначенных), и он упирается в лист персонажа. То, что имеет самые высокие параметры, взятые атрибуты и прочее из подобного списка — это способ персонажа решать проблемы, а способ решать проблемы также формирует некий образ. Иными словами, если игрок часто использует слабые с числовой точки зрения стороны персонажа, то он действует несвойственно персонажу, ибо то, чем персонаж пользовался часто (он же как-то там в вымышленном мире пребывал), и подняло чиселки. Конечно, можно придумать экзотические случаи, когда обратное будет уместно, но я по большей части говорю о подавляющем большинстве.
avatar
Как будто никто не встречал людей, которые любят с видом знатока делать что-то, чего они не умеют делать, получая в итоге результат им. дядюшки Поджера из «Трёх в лодке». %) Ну, то есть, «персонаж *что-то* любит делать, но не умеет» — это тоже может быть черта персонажа, которую можно отыгрывать.
Последний раз редактировалось
avatar
С одной стороны да, такое бывает, с другой… Я подозреваю тут имеется ввиду ситуация, когда игрок заявлялся каким-нибудь гигачадным варваром-нагибатором, но вместо того чтобы доминировать, властвовать и унижать использует не предназначенные для этого средства системы, а совсем другие и образ получается другой на практике.
avatar
Хм. Помню, Геометр на рпг-ворлде выкладывал перечень того, что люди понимают под отыгрышом. Да и я сам неоднократно поднимал эту тему раньше, но за это время мое понимание этого явления чуть изменилось.

Отыгрывание — это диегетическое принятие решений за персонажа, а уж как именно игрок это реализует — совершенно неважно. Это может быть как красочное описание, так и понятное ведущему выражение «чарджу с паунсом на фулл БАБ в ближайшего, +13».

Приблизительно так трактует понятие roleplaying и Джастин Александер через концепцию «ассоциированных» действий.
avatar
Спасибо за ссылку, наверное стоит глянут в целом тред) Потому что приведенный список мне навевает про «классификацию животных по Борхесу»…
Это может быть как красочное описание, так и понятное ведущему выражение «чарджу с паунсом на фулл БАБ в ближайшего, +13».
А разве вторая часть, собственно, не является чисто технической заявкой? То есть мне кажется что проявление персонажа через такие действия кажутся чем-то отвлеченным, тем что у него «под капотом» игромеханики происходит, но не в реалиях мира игры.
avatar
А разве вторая часть, собственно, не является чисто технической заявкой?
Замечу, что это разные плоскости, если я верно понял. То есть техническая заявка — это форма заявки, а отыгрыш в большинстве смыслов выше — это содержание и намерения.

Соответственно, заявка, нацеленная на отыгрыш в каком-то из смыслов выше может быть и технической (вопрос лишь в том, не сбивает ли это кого-то с толка). В конце концов, когда упомянутый в моём примере в старой теме Бильбо Бэ утаскивает Аркенстон из сокровищницы Смога, это можно подать и описанием («Рука Бильбо, повинуясь таинственной силе, потянулась к Аркенстону и взяла его. Его коротеньким пальчикам было не сомкнуться вокруг большого и тяжелого камня, но Бильбо ухитрился поднять его и, закрыв глаза, сунул в карман»), и механической заявкой («прячу в инвентарь, проверяю маскировку\ловкость рук\архетип Взломщика, чтобы никто не заметил»). Сам поступок, его мотивы и последствия от этого не меняются.
avatar
То есть техническая заявка — это форма заявки, а отыгрыш в большинстве смыслов выше — это содержание и намерения.
Сам поступок, его мотивы и последствия от этого не меняются.
Что ж, вот где-то тут у меня камень преткновения. Потому что я не считаю, что форма для восприятия отыгрыша не важна. В какие-то моменты можно обойтись технической заявкой, но в какие-то — нет, потому что ломает восприятие персонажа как внутримировой сущности. И видится выпадением из роли, соответственно.
avatar
«Не влияет», «Не определяет» и «Не имеет значения» — это три разные вещи, которые могут скрываться за словом «не важна» в быту.

Влиять-то влияет в какой-то мере всё. Выше говорится, что не определяет (то есть в любом из указанных выше смыслов отыгрыш может обеспечиваться и техническими заявками. Не всегда только ими, но ими — запросто. При этом форма подачи имеет значение (но она должна соответствовать запросам другой стороны: это не абсолютное значение, там важная переменная — как думают другие, чтобы не нагружать их добавочно).

А влияет вообще многое. Совершенно прекрасный с точки зрения образа персонажа момент легко может перечёркиваться в восприятии, например, тем что у игрока смешной и писклявый голос. Или тем, что он не следит за гигиеной и от него пахнет. И прочими вещами, имя которым легион.
Последний раз редактировалось
avatar
«Не влияет», «Не определяет» и «Не имеет значения» — это три разные вещи, которые могут скрываться за словом «не важна» в быту.
В данном случае я имел ввиду все три вещи, да.

Опять же, в этом случае «техническая заявка» для меня просто отображение факта управления игроком персонажа в рамках системы правил. Нет раскрытия образа, лишь метагеймовый лог. Это не столько абстрактно «плохо», сколько просто не воспринимается мной как отыгрыш.

И да влияют действительно многие вещи. Но сущности вроде «писклявого голоса» все равно ведь ломают образ не в плане что не соответствуют ему самому, а противоречат мотивации игрока отыгрывать персонажа, для восприятия образа которого другими игроками это важно.
avatar
Справедливости ради, в моем примере отыгрывания нет ни единого компонента метагейма :)
«чарджу с паунсом на фулл БАБ в ближайшего, +13».
Чарджу — не «подхожу и бью», не «крадусь», а «чарджу». На полной скорости влетает в противника (наверняка даже с определенными последствиями в зависимости от механики)
Паунс — герой делает серию атак при столкновении с целью, а не одну.
На фулл БАБ — герой не жмотится и не применяет всякие хитрые защитные стойки, а во всю свою мощь, обеспеченную встроенным умением, атакует врага.
+13 — во многих системах есть таблицы соответствий или иначе сформулированные способы интерпретировать числа в описательных категориях. Статья про Bounded Accuracy говорит, что когда ДМ описывает, что «хобгоблин носит чешуйчатую броню», то игроки могут ожидать его АС в районе 14-16. Тот же фейт предлагает «лестницу», где бонусы в диапазоне [-2;+8] представлены от «ужасно» до «легендарно». Поэтому +13 из моего примера сразу дает понять, насколько серьезен этот бонус и какой commitment у героя.
В ближайшего — не в дальнего, не в любого подряд, а в ближайшего.

Проблема топика, на мой взгляд, как обычно в неназывании вещей своими именами. Есть отыгрыш, а есть лицедейство (оно же «актёрствование») и одно никак с другим не связано.
Последний раз редактировалось
avatar
Я бы не сказал, что никак не связано — учитывая, что актёрская игра, в общем-то, и придумана как способ передачи некоторого образа и трансляции намерений для аудитории. Именно как понятный способ что-то выразить.

Это как раз язык (причём довольно естественный) для решения как минимум части той самой задачи. Другое дело, что участник игры совершенно не обязательно сколько-то хороший актёр, настрой групп бывает разным, а отыгрыш в некоторых смыслах выше может вообще быть внутренним. Но в большинстве случаев, однако, это всё-таки акт, учитывающий группу и удачен он тогда, когда его заметили и в этом качестве восприняли.
avatar
Есть отыгрыш, а есть лицедейство (оно же «актёрствование») и одно никак с другим не связано.

Определения с чёткой разницей, пожалуйста. Чтобы было чем в срачах оппонентам грозить.
avatar
Например.

«Актёрствование» — изображать персонажа как актер на сцена. Мимика, жесты, голос, манера говорить, характерные словечки и т.д. (Внешняя сторона персонажа)

Отыгрыш — принятие решений исходя из сути персонажа, обычно отображенной в чарнике (Внутренняя сторона персонажа)
avatar
Отыгрыш — принятие решений исходя из сути персонажа, обычно отображенной в чарнике (Внутренняя сторона персонажа)

Минуточку. А как же «вы не можете угрожать, потому что ваша сила не сила» или «слишком умный план для того, у кого инт 3»?
avatar
А как же «вы не можете угрожать, потому что ваша сила не сила» или «слишком умный план для того, у кого инт 3»?

Это пример очень плохого разрешения заявок. Пытаться угрожать может вообще кто угодно. Это может быть смешно, но.
А вот это «слишком умный план для того, у кого инт 3» вообще классический пример «как не надо», так как логическим продолжением будет «а у меня инта 25, придумываю очень умный план, мастер, расскажи мне его».
Ну и вообще, игрок не отыгрывает характеристики, он отыгрывает персонажа.
Последний раз редактировалось
avatar
«слишком умный план для того, у кого инт 3»?
По этой причине я рекомендую запрещать игрокам генериться с интеллектуальными параметрами ниже среднечеловеческих. Тогда можно просто сказать, что гениальный план — это результат удачного броска или длительных раздумий.

Но если вы всё-таки хотите, чтобы в партии был тупой тролль, то вы можете использовать метагейм и заявить, что умный план пришёл в голову партийному умнику, хотя разработал его игрок партийного громилы.
avatar
Вот именно поэтому я после первых же игр в настолки считал интеллектуальных характеристики полной ерундой. Либо, если верить в разумность создателей игр, что эти характеристики как-то нелепо интерпретируют игроки. Что, кстати, неудивительно, то же Телосложение, например, у многих в нулевые обозначало буквально «толщину» персонажа. 3 — худыш-анорексик, 18 — жиробас-сумоист. Где это отражено в ПХБ? Нигде, просто «вот так считается».
avatar
По этой причине я рекомендую запрещать игрокам генериться с интеллектуальными параметрами ниже среднечеловеческих.

А если у персонажа сверхчеловеческий интеллект ты говоришь ему, что его планы слишком глупые для его персонажа?
avatar
Не бывает слишком глупых планов.

«Вламываемся в переднюю дверь и действуем по обстоятельствам» — вполне нормальный план для волшебника с вымакшенной интой.

Бывают планы, которые не учли что-то важное. В этом случае я попрошу у игроков бросок подходящего навыка (или просто инты), и на успехе укажу им слабое место плана.
Если игра идёт совсем серьёзная, я даже бросок требовать не буду.
avatar
Чёэта? «Тугодумы – люди, которые думают правильные мысли не торопясь».

Если нужно пробросить инициативу сориентироваться в трудно предсказуемой или быстро меняющейся обстановке или, возможно, вспомнить внутриигровой факт из области, в которй персонаж хорошо ориентируется, пусть бросает.

А во время белого совета пусть у него хоть три хоть двадцать интеллект, нехай выдвигает свои гениальные идеи.
Последний раз редактировалось
avatar
Минуточку. А как же «вы не можете угрожать, потому что ваша сила не сила» или «слишком умный план для того, у кого инт 3»?
Это откуда такие цитаты?
В целом, пытаться угрожать или выдумывать умный план может кто угодно. Не факт, что эти угрозы или этот план сработают на практике. Также как кто угодно может схватить меч и напасть на закованного в латы рыцаря — но если этот персонаж физически слабый, не умеет сражаться мечом и не закован в доспехи, то он скорее всего бой проиграет.
avatar
Почти дословные цитаты из обсуждений и игр разных годов. И более того, буквально в начале лета мне доказывали, что персонаж со статом меньше 10 — невероятно ущербен и должен быть немедленно перенакидан. А если это не так — то мастер душнила и хочет издеваться над игроками.

Т.е. я к тому, что определение «отыгрыша» выше, выведенное из чарника — малость хромое. Не поймут-с за пределами круга.
Последний раз редактировалось
avatar
Так там вроде нет «выведенной из чарника», там и отыгрыш, и чарник выводятся из «сути» персонажа.
А «отыгрыш характеристик» — порочная практика, да.
avatar
буквально в начале лета мне доказывали, что персонаж со статом меньше 10 — невероятно ущербен и должен быть немедленно перенакидан

«У тебя сумма бонусов атрибутов ниже нуля? Ну можешь перекидаться разок. Что, второй раз или просто не нравится? Standard array тебе в помощь».
avatar
Не очень понял к чему это, но ситуация

— Моя придумывать вумный план!
*бросок*
— Моя план — стукать!

вполне «отыгрышная»
avatar
Я определяю отыгрыш как принятие решений с точки зрения персонажа. Если игрок принимает решения, исходя (в том числе) из характера, личности, биографии, образа мыслей (и т.д.) персонажа, а не (только) из собственных желаний, игромеханической эффективности, логики сюжета и т.д., то он персонажа отыгрывает. Как именно при этом он формулирует заявки (технически или описательно, от первого лица или от третьего, меняя голос или нет) и/или насколько вживается в персонажа — не принципиально, вполне можно отыгрывать персонажа техническими заявками, от третьего лица и без вживания.
avatar
Я поднимала такую тему: тык
avatar
Ну, я подозревал, что моя тема уже затрагивалась в каком-то виде, просто:

1. Не вполне хорошо искал её.
2. Хотел затронуть аспект личного отношения, чтобы составить статистическую картину и вывести подмножества из ответов. Но в ссылке, приведенной Евгением как оказалось такое тоже было)
avatar
Хороший отыгрыш — это когда ни у одного из участников процесса не возникает вопроса: «Ты чо творишь, пёс?!»
avatar
… В том числе потому, что «труъ отыгрышъ» участника процесса ведёт игру куда-то не туда.
avatar
Идеальное определение.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.