Внутри записной книжки мастера игры.
Среди прочих моих фетишей, основным является блокноты.
Благо моё хобби позволяет использовать их так часто, что бы оправдывать их неприличное количество.
И сейчас я намерен рассказать, как я использую их в своих играх.
Я редко использую официальные системы, гайды с собой не таскаю, а ДМ-ский набор заключается в папке с картами (если они нужны), портретами (раньше использовал смартфон, да он почил), дайсами и блокнотом.
Все данные в нем — нужные. Во-первых, я очень часто вожу на импровизации (как ни странно, получается лучше), во вторых, при моих смышленых
Что у меня в блокноте
Страничка с именами для НПС
-как для готовых с кратким описанием типа «Джонни Лиготти, итало-американский гангстер», «Борг, лысый хромой дворф» или «Шейла, больная на голову сексуальная данмерская стерва», так и для тех, которые придут в игру в моменты импровизации. Для последних, есть просто список имен/фамилий/прозвищ
Страничка с данными по экономике
-это краткие записи сколько стоит ночлег, бутылка вина, проезд и услуги врача. Мои игроки весьма подкованы в экономике и с ними нужно держать ухо востро: пару раз, по моему недосмотру, они разрабатывали схемы которым позавидовали бы не только «маги, торгующие кусками железной стены», но и господин Мавроди. Так же эта страница вмещает записи об обменном курсе и среднем заработке по профессиям.
Страничка с политическими или управленческими схемами
-Как Городской магистрат соотносится с городским советом, как император соотносится со своими вассалами, а те — со своими, схема равенства званий в пехоте и морячков или как «рангуются» жрецы.
Страничка со стилистическим элементом
-это моя прелесть. Набор тегов, связанных с игрой стилем и жанром, которые я использую для создания внешней атмосферы. Если у нас мафия и двадцатые, там можно встретить «начищенные штиблеты», «чечетка», «пулеметный блюз», «шляпа федОра», «кольт 1911» или «двуборное пальто». В темном фентези можно встретить «гнилое сено на полу», «мертвые псы на крюках скотобойни», «ржавый механизм колодца», «подростковые банды» или «покрытый струпьями труп монаха».
Страничка с сюжетным элементом
-то же самое, но про события. Используется для мгновенной генерации ситуации или истории, при импровизации или неожиданного для мастера поворота игры. Теги выглядят как «похищение ребенка», «подделка индульгенций», «загадочное исчезновение пассажиров корабля», «ограбление поезда», «внезапное наследство», «громкая свадьба» или «нежелательные воспоминания из детства».
Страничка с географическим и локационным элементом
-чаще всего актуально для открытых миров. Попытка набросать несколько десятков мест, которые запомнятся своей природой или типажом. «Овраг под огромным деревом», «тихий лесной луг с белыми цветами», «грибная долина», «пыльная дорога из красного камня», «ивовые заросли в грозу», «горный слон после обвала», «затопленный лес», «покинутые пристани» или «бывший погреб, а ныне засыпанная ветками пещера».
Профессии и род деятельности для нпс
-в один момент мне надоело, что игроки выспрашивают новости только у трактирщика, пьянчуг-завсегдатаев и охраны у ворот. Так появились «свечник», «гончар», «церковный служка», «лудильщик», «гробовых дел мастер». В остальных сеттингах можно заметить «домоправителя», «почтальона», «тесла-инженера», «биопсихолога», «дрессировщика ящеров» или «виртуальную бордель-маман».
Страница про оружие
-если игра предполагает насилие она есть всегда. Начиная от «монтировка», «бита с гвоздями» или «нож для колки льда», до трех-четырех видов копий и длинных мечей, калибром пистолетов и распространенными гранатами. Часто указывается цена оружия, его доступность, качество и принадлежность к какой-то братии (типа «оружие стражи» или «табельное у ФБР в эти годы»).
Страница про броню, транспорт или девайсы
-то же самое, что с оружием, но не всегда столь же полна. «Бригант(д)ина», «Бахтерец», «Лорика сегментата», «Бурка» -зависит от сеттинга и стиля. Есть и большая экзотика «Двуствольный наруч-пистоль», «заплечный химический огнемет», «нож в носке сапога» и, конечно, классический «кинжал в трости».
Сеттингообразующие данные: культуры, народы, расы
-что бы никого не забыть. В фентези это «глинолицые», «песчаные гоблины», «лисьи морды», «злые энты», «толстые хоббиты». В остальных сеттингах, это перечисление действующих народов (например на юго-западном фронте второй мировой), доступные языки, религии, мировоззрения и философии.
Сеттингообазующие данные: точки опоры для глобального сюжета
-существует для прослеживания взаимосвязей и каталогизации ключевых НПС. «Кайрос Первый, кайзер Обервайса, ненавидит магов», «Годрик Вильберштайн, промышленник, опора консерваторов, страстный игрок» или «Френки Дарабонт, владелец охранного бюро, сын мафиози, хороший малый». А между ними — цветные стрелочки, в рамках их планов на будущее и отношения к друг другу.
Это не всё, но самое запоминающееся.
14 комментариев
Большая часть записей это: имена важных НПЦ и короткие пояснения о том кто они (5-6 слов), названия локаций и пояснения к ним(также 5-6 слов) и заголовки типа Глава 1 «Убийство в Венделе»(что примечательно, без пояснения))). Но можно найти и полностью написанные модули(2-3 страницы мелким почерком, плюс столько же под описание НПЦ).
Как-то так.
— Куски статблоков и темплейтов персонажей
— Куски игромеханической информации
— Организационные диаграммы
— Таймлайны
Алсо, туда же намешана моя игроковская информация — чарники, имена встреченных неписей и пр.
Но в целом я на бумаге храню мало и обрывочно — всё самое основное лежит в электронном виде.
Сейчас использую тетрадь с кольцами формата А5, ту самую, в которую можно листики вставлять. Очень удобно. Разные кампании разделены цветными вставками.
Внутри у меня:
— Набор рандомных таблиц со всякими именами, приключениями и комнатами подземелий (в начале тетрадки, для всех кампейнов)
— Замысел / Базис;
— Несколько листов с детальным описанием PC — каждому по одной странице
— Заметки по сюжету, чтоб не забыть
— Имена/названия с кратким описанием.
Главное, что можно не экономить бумагу — при необходимости всегда можно добавить, так что я для каждого топика обычно завожу новый лист.
Механика у меня обычно генерится на ходу, так что в тетрадке ее обычно нету.
Попробую к идущей игре сделать что-то подобное, может в электронном формате.
А то каждая предыдущая попытка систематизировать все записи и наработки заводила меня в пучину отчаяния.
— На первых страницах расположена ключевая информация о мире: ключевые фигуры, места, организации, система конфликтов и отношений.
Далее я отвожу по одному развороту на каждый игровой сценарий (как правило, разыгрывается он за одну-две встречи):
— С левой стороны выстроена примерная схема модуля. Её вид зависит от системы и самой игры. Для DW это будут расписанные фронты, для СЫЩИКА — схема ключевых схем с уликами и связями между ними.
— С правой стороны я записываю детали сценария: таймлайн предшествующих игре важных событий, имена встречных персонажей и названия мест. Если потребуется, этой информацией можно будет легко воспользоваться впоследствии, когда уже знакомые персонажи вновь появятся в сюжете.
За последние примерно три года из собственно ролевого стаффа в блокноты попали:
— краткий лог мини-кампейна по DW (список отыгранных сцен в столбик) — чтобы не забыть «содержание предыдущих сессий» в случае долгого перерыва, а также для игрового отчёта, который я так и не написал;
— краткая выжимка правил Bacchanalia, чтобы во время игры не листать буклетик;
— список персонажей на ван-шоте по S&W;
— граф, в общих чертах иллюстрирующий расположение 8 комнат подземелья с той же сессии, плюс очень схематичная карта ещё 5 (всего у меня в голове было под 30 комнат, персонажи игроков на сессии посетили около 20);
— заметки для подземелья, накиданного на кубиках по соответствующим генераторам от Зака нашего Смита.