Вопрос пола
Полёт, невидимость и воровство отыгрываются по жизни
© правила к одному из наших маленьких «Сигилов»
Тема кросс-пола всплывала и будет всплывать в том или ином свете. Попробую немного разложить всё по полочкам для себя лично. Я приблизительно понимаю, почему она бывает острой в полевых играх. И чуть меньше понимаю некий ажиотаж вокруг неё в настольных ролевых.
На полёвках всё довольно просто. Если игра подразумевает, что боевое взаимодействие отыгрывается боевым взаимодействием, то лучше бы на ролях великих воителей были те, кто действительно умеют хорошо драться. И в большинстве случаев, это всё-таки мальчики. Некоторые игры без сурового боевого взаимодействия отличаются жёстким кастингом. И если в сетке ролей сказано, что глава дома — широкоплечий высокий мужик с окладистой бородой и скверным характером, то будут искать игрока соответствующей комплекции и актёрских качеств. Если визуальная достоверность имеет значение на данной игре, то кросс-пол будет очень редким явлением. Это не значит, что его не будет вообще. Девочки могут теоретически сыграть юных принцев или пажей, а мальчики — например, старух. Я видела мальчиков, которые очень здорово изображали прекрасных эльфиек. И девочек, которые, напялив кольчуги, были брутальнее иных мальчиков. И, может быть, в глубине души закрадывались сомнения, но игре это никак не мешало и картину мира не ломало.
Бывают игры пародийного толка с тотальным кросс-полом. Бывают игры без суровой боёвки, где кросс-пол разрешён, и они вызывают нездоровый ажиотаж среди уважаемой бородатой ролевой общественности: «Кааак? Баба будет играть мужикааа? Бу-га-гааа». Да ради богов Олимпа, да хоть двух мужиков, лишь бы играла хорошо! «Но баба же плохо сыграет мужика!» Ну вот откуда вам знать? Позиция: «лучше любой какой угодно игрок мальчик на мужскую роль, чем девочка», — мне кажется странной. Я не думаю, что мужская роль, плохо сыгранная мальчиком, чем-то лучше и позитивнее, чем мужская роль, плохо сыгранная девочкой. Это просто плохо сыгранная роль и всё!
Тем не менее, полевые игры — хобби весьма специфическое и налагающее определённые физические ограничения, будь то моделирование магии и воровства или физические данные игроков. И как бы ты ни хотел сыграть стройную эльфийку с нежным тонким голосоком, тебе придётся подобрать себе другую роль, если ты огромный широкоплечий и бородатый мужчина. Как бы ты ни хотела сыграть широкоплечего кузнеца с воот таким молотом, скорее всего придётся довольствоваться прекрасной эльфийкой, если ты маленькая хрупкая девушка.
Настольные игры не накладывают физических ограничений. Можно швыряться файерболлами (а не шишками или мячиками, обмотанными красной тряпкой), кататься на драконах (а не на велосипедах, накрытых попоной из гардины), перелезать через высокие стены замков (а не нырять под деревянные «конверты» из досок или нетканку) и играть кого угодно (а не надоевшую уже прекрасную эльфийку или брутального воителя в зависимости от комплекции и устоявшегося стереотипа относительно данного игрока. Вот однажды вывезешь в лес алхимическую лабораторию, и потом тебя только алхимиком и будут всюду звать, а ты уже в гробу видел эту шоу-химию и эти тонны стекла, и хочешь сыграть безответственную принцессу без научных заморочек). Но и тут внезапно возникает проблема кросс-пола.
Кросс-пол в настольных ролевых играх. Зло или не очень зло?
1. Когда игрок берёт персонажа не своего пола, он играет его недостоверно. «Женщина никогда достоверно не сыграет мужчину и наоборот». Почему девочка достоверно сыграет вампиршу с тауматургией или, скажем, величественную осеннюю фею, а мужчину не сыграет? Мужчин-то она видит всяко чаще, чем вампирш и фей. Почему мужчина может сыграть полуоборотня-полудракона-полуэльфа или, скажем, тифлинга-мага, который налево и направо шмаляет дезынтегрейтами, а женщину не сыграет? Он полуоборотней-полудраконов видит чаще, чем женщин? Учитывая некоторое количество популярных анекдотов о ролевиках, может быть, так оно и есть, но верится с трудом. Достоверность — так себе аргумент. Забавно, что к ведущему, который играет неписей разных полов, как правило, претензий нет.
2. Когда игрок берёт персонажа не своего пола, он начинает глумиться. Бывает такое. Впрочем, это бывает и тогда, когда игрок берёт персонажа любого другого пола. Если игра не заявлена как пародийная, то это явление называется крэйзилунизмом, и кросс-пол тут ни при чём.
3. «Я хочу, чтобы девочки играли девочек, потому что это эстетически приятно». Ну что я могу сказать? Если девочкам тоже приятно, то и ладно. Но девочки нынче пошли зубастые и во многом прозревают шовинизм. Даже там, где он действительно есть.
4. «Есть много прекрасных женских ролей, зачем брать мужские?» Обычно так рассуждают мальчики, которые сами были бы не прочь сыграть эти роли, но предпочитают, чтобы их всё-таки играли девочки из эстетических соображений (см. п.3) либо не берут эти роли, потому что кросс-пол — это стыдно или в компании не принято. Девочки почему-то далеко не всегда выражают восторг, когда им предлагают эти «много прекрасных женских ролей» и предпочитают более простые и не особо прекрасные мужские.
А что это нам всем неймётся играть не свой пол?
1. Старая книжная и киношная традиция. Большинство «типичных сказочных» героев, которые разводят приключенческо-героическую активность, — мужчины. Женщины — либо приятное исключение, либо награда за выполненный квест.
2. Интересно сыграть какой-то нюанс, который тебе не вполне доступен в реальной жизни. Будь то эльф, орк, огненный маг, программист или мужской/женский пол.
3. Ряд интересных сеттингов (преимущественно исторических или привязанных к определённым историческим эпохам, будь то Ктулху в Средневековье или вампиры в Древнем Риме) предполагают широкий спектр мужских ролей и очень узкий — женских. Social stigma никуда не девается. Далеко не всем нравится играть в этот нюанс человеческих отношений (предвижу тут эмоционально окрашенные фразы от уважаемых джентльменов: «А я б сыграл». Так играйте же! Кто или что вам мешает?).
Что касается меня, то на полёвках я играю преимущественно женские роли, хоть и кросс-польные у меня случаются. В настолках — преимущественно мужские в большинстве случаев из-за сеттингов и из-за книжных стереотипов.
© правила к одному из наших маленьких «Сигилов»
Тема кросс-пола всплывала и будет всплывать в том или ином свете. Попробую немного разложить всё по полочкам для себя лично. Я приблизительно понимаю, почему она бывает острой в полевых играх. И чуть меньше понимаю некий ажиотаж вокруг неё в настольных ролевых.
На полёвках всё довольно просто. Если игра подразумевает, что боевое взаимодействие отыгрывается боевым взаимодействием, то лучше бы на ролях великих воителей были те, кто действительно умеют хорошо драться. И в большинстве случаев, это всё-таки мальчики. Некоторые игры без сурового боевого взаимодействия отличаются жёстким кастингом. И если в сетке ролей сказано, что глава дома — широкоплечий высокий мужик с окладистой бородой и скверным характером, то будут искать игрока соответствующей комплекции и актёрских качеств. Если визуальная достоверность имеет значение на данной игре, то кросс-пол будет очень редким явлением. Это не значит, что его не будет вообще. Девочки могут теоретически сыграть юных принцев или пажей, а мальчики — например, старух. Я видела мальчиков, которые очень здорово изображали прекрасных эльфиек. И девочек, которые, напялив кольчуги, были брутальнее иных мальчиков. И, может быть, в глубине души закрадывались сомнения, но игре это никак не мешало и картину мира не ломало.
Бывают игры пародийного толка с тотальным кросс-полом. Бывают игры без суровой боёвки, где кросс-пол разрешён, и они вызывают нездоровый ажиотаж среди уважаемой бородатой ролевой общественности: «Кааак? Баба будет играть мужикааа? Бу-га-гааа». Да ради богов Олимпа, да хоть двух мужиков, лишь бы играла хорошо! «Но баба же плохо сыграет мужика!» Ну вот откуда вам знать? Позиция: «лучше любой какой угодно игрок мальчик на мужскую роль, чем девочка», — мне кажется странной. Я не думаю, что мужская роль, плохо сыгранная мальчиком, чем-то лучше и позитивнее, чем мужская роль, плохо сыгранная девочкой. Это просто плохо сыгранная роль и всё!
Тем не менее, полевые игры — хобби весьма специфическое и налагающее определённые физические ограничения, будь то моделирование магии и воровства или физические данные игроков. И как бы ты ни хотел сыграть стройную эльфийку с нежным тонким голосоком, тебе придётся подобрать себе другую роль, если ты огромный широкоплечий и бородатый мужчина. Как бы ты ни хотела сыграть широкоплечего кузнеца с воот таким молотом, скорее всего придётся довольствоваться прекрасной эльфийкой, если ты маленькая хрупкая девушка.
Настольные игры не накладывают физических ограничений. Можно швыряться файерболлами (а не шишками или мячиками, обмотанными красной тряпкой), кататься на драконах (а не на велосипедах, накрытых попоной из гардины), перелезать через высокие стены замков (а не нырять под деревянные «конверты» из досок или нетканку) и играть кого угодно (а не надоевшую уже прекрасную эльфийку или брутального воителя в зависимости от комплекции и устоявшегося стереотипа относительно данного игрока. Вот однажды вывезешь в лес алхимическую лабораторию, и потом тебя только алхимиком и будут всюду звать, а ты уже в гробу видел эту шоу-химию и эти тонны стекла, и хочешь сыграть безответственную принцессу без научных заморочек). Но и тут внезапно возникает проблема кросс-пола.
Кросс-пол в настольных ролевых играх. Зло или не очень зло?
1. Когда игрок берёт персонажа не своего пола, он играет его недостоверно. «Женщина никогда достоверно не сыграет мужчину и наоборот». Почему девочка достоверно сыграет вампиршу с тауматургией или, скажем, величественную осеннюю фею, а мужчину не сыграет? Мужчин-то она видит всяко чаще, чем вампирш и фей. Почему мужчина может сыграть полуоборотня-полудракона-полуэльфа или, скажем, тифлинга-мага, который налево и направо шмаляет дезынтегрейтами, а женщину не сыграет? Он полуоборотней-полудраконов видит чаще, чем женщин? Учитывая некоторое количество популярных анекдотов о ролевиках, может быть, так оно и есть, но верится с трудом. Достоверность — так себе аргумент. Забавно, что к ведущему, который играет неписей разных полов, как правило, претензий нет.
2. Когда игрок берёт персонажа не своего пола, он начинает глумиться. Бывает такое. Впрочем, это бывает и тогда, когда игрок берёт персонажа любого другого пола. Если игра не заявлена как пародийная, то это явление называется крэйзилунизмом, и кросс-пол тут ни при чём.
3. «Я хочу, чтобы девочки играли девочек, потому что это эстетически приятно». Ну что я могу сказать? Если девочкам тоже приятно, то и ладно. Но девочки нынче пошли зубастые и во многом прозревают шовинизм. Даже там, где он действительно есть.
4. «Есть много прекрасных женских ролей, зачем брать мужские?» Обычно так рассуждают мальчики, которые сами были бы не прочь сыграть эти роли, но предпочитают, чтобы их всё-таки играли девочки из эстетических соображений (см. п.3) либо не берут эти роли, потому что кросс-пол — это стыдно или в компании не принято. Девочки почему-то далеко не всегда выражают восторг, когда им предлагают эти «много прекрасных женских ролей» и предпочитают более простые и не особо прекрасные мужские.
А что это нам всем неймётся играть не свой пол?
1. Старая книжная и киношная традиция. Большинство «типичных сказочных» героев, которые разводят приключенческо-героическую активность, — мужчины. Женщины — либо приятное исключение, либо награда за выполненный квест.
2. Интересно сыграть какой-то нюанс, который тебе не вполне доступен в реальной жизни. Будь то эльф, орк, огненный маг, программист или мужской/женский пол.
3. Ряд интересных сеттингов (преимущественно исторических или привязанных к определённым историческим эпохам, будь то Ктулху в Средневековье или вампиры в Древнем Риме) предполагают широкий спектр мужских ролей и очень узкий — женских. Social stigma никуда не девается. Далеко не всем нравится играть в этот нюанс человеческих отношений (предвижу тут эмоционально окрашенные фразы от уважаемых джентльменов: «А я б сыграл». Так играйте же! Кто или что вам мешает?).
Что касается меня, то на полёвках я играю преимущественно женские роли, хоть и кросс-польные у меня случаются. В настолках — преимущественно мужские в большинстве случаев из-за сеттингов и из-за книжных стереотипов.
29 комментариев
Правда пункт 4 выглядит несколько "дискуссионным", т.к. можно легко истолковать в духе "Гомофобы - это латентные геи, те, кто против кросс-пола - просто завидуют".
+ могу добавить еще два варианта объяснений:
5. "Если девушка будет играть мужчину, то мне придется с ней соревноваться и доказывать, что мой персонаж (а значит и я сам) круче".
6. Вопросы пола - табу. От кросс-пола одни шаг до трансвестизма, смены ориентации и вообще у нас получатся "другие ролевые игры" (с).
Точно так же, как сэр Жан Фэй-Лян из Asrta Feudalis не может быть девочкой, так и Саммер Найт из DFRPG не может быть мальчком. Иначе весь поинт теряется.
правда на самом деле запрет на кросс-пол это всетаки не такая уж проблема. обычно все просто играют свой пол и не заморачиваются, если когда и приходит мысль играть за другой пол то от нее обычно отказываешься - остальные игроки затроллят, мастер не пропустит, а если пропустит то скорее всего будет требовать ролеплеить тонким голоском, короче нафиг такие проблемы.
кстати хорошим методом провести всетаки кросс-пол может быть приключение когда все игроки играют свой противоположный пол, либо когда просто все играют один пол. мы так однажды в мафию играли - все игроки были феечками, а мафия это были феечки по ночам варившие вкусный кисель по секретному рецепту, ни с кем им не делящиеся
Во-вторых, у меня вот часто та же ситуация, что и у агента Грея, только наоборот: мне мальчиками просто интереснее.
Правда, я, в основном, вожу, а не играю - так что мне проще. Но муж жалуется, что неписи сплошь мужики .
В компании, в которой я начинала играть, был запрет на кросс-пол. Но это, всё-таки, были просто тараканы йуного идейного лидера тусовки: он ещё не сам так думал, а транслировал то, чего нахватался от Опытных Теоретиков (тм). А ведь если б вдумался, самому же стало бы смешно: мы пафосно назывались КРМ - клуб ролевого моделирования, мы распрягали про вживание, спектр ролей, все дела; неумение сыграть какой-то социальный аспект - это стыдно, у нас все диалоги полностью отыгрывались, речь от первого лица. А гендер - это же чистый социальный конструкт; то есть восточного аристократа-военного сыграть можно, а европейскую женщину - нельзя .
Первая проблема - это проблема понимания терминологии. Пол как физиология, действительно, различается; но до тех пор, пока мы не отыгрываем вживую _физиологию_, это не имеет такого уж значения (вот в полёвках такие задачи могут возникнуть, да). А за столом мы вообще отыгрываем психологию, поведение - то есть набор культурно обусловленных паттернов и всё такое; в этом случае, пол у нас - это социальный гендер. Просто не все эти самые Опытные Теоретики (тм) так подкованы в теме.
Характерный пример: у нас тут в недавно проходили всереспубликанские разборки на тему гендерного равенства (там хотели чего-то на законодательном уровне принять, и проводили дискуссии). Так вот, на одной такой дискуссии какой-то мальчик с жаром доказывал, что "мужчины и женщины физиологически различаются - женщина вот может уйти в декретный отпуск!".
>>мужчины и женщины физиологически различаются - женщина вот может уйти в декретный отпуск!".
Хе-хе. По современному ТК РФ мужчина тоже может уйти в декретный отпуск.
Кстати, добавлю про отыгрыш физиологии/психологии: у нас в группе есть еще сильный тренд отыгрывать меметику: то есть не то, что есть IRL, а то, что существует в культурном пространстве, в том числе и в чисто художественном. В кино, видеоиграх, комиксах, например - там гендер несет на себе зачастую несколько иной багаж связанных с ним тропов нежели это "реалистично".
Дмитрий, главное, чтобы ты нравился девочкам.
Dusha, пункт 4 истолковать можно в общем-то как угодно, но если не латентные геи, то просто шовинисты. И я прямо не знаю, что позитивнее. С остальными пунктами согласна. Если можно, я бы их добавила в свой пост. Можно?)
nonsense, описанная вами ситуация в общем-то подходит под "в нашей компании так не принято" с элементами крэйзилунизма.
Agt. Gray, спасибо за "отыгрывать меметику", вернее даже за "меметику". Это слово выпало из моей памяти, а оно очень полезное. Мы тоже достаточно часто играем литературные или кинематографические образы и не стремимся к тотальной физиологической достоверности.
Женя Воскресенская, спасибо за весьма подробно раскрытую тему.
95%, что ты его уже знаешь, но если не знаешь, то предупреждаю, что в него можно выпасть из реальной жизни суток на несколько! =)
В общем я просто выражаю свое мнение, ибо заметил, что оно отличается от мнения большинства.
При этом реально я играла кросспол в нормальной игровой партии всего-то два раза.
На всяких отродоксальных ДМов, у которых кросспол низзя: а вот если заявить персонажа, который переодевается? Их таких много в истории было, всё вполне адекватно описать можно. И придраться не к чему .
Повторюсь, пусть каждый делает что хочет, но часто это просто дополнительная гиря для тяжелейшего противовеса кучи условностей и без того мешающего погружению.
это так, сторонний коммент.
Если в стене у дома дыра, то не стоит еще для полного счастья и крышу разламывать.
Я же говорю, все доводы верные - но полно вещей которые хороши лишь в теории. И кросспол без проблем - это светлое будущее ролевых игр. Если это конечно не игра в духе нерожденного BBB.
Ганс, мы со Злодеем друг друга поняли без посредников. И в услугах таковых лично я не нуждаюсь. Надеюсь, что Злодей тоже. Хима не так страшна, как может показаться, так что не стоит судорожно спасать от неё "беззащитных" имажинариев, которые сами способны поддержать дискуссию во вполне приятной манере. Мне не очень нравится, когда вместо намеченного собеседника мне внезапно начинает читать нравоучения Ганс, равно как тебе, Ганс, наверное, не очень нравится, когда вместо Химы тебе начинает отвечать Аве не в самой располагающей к милой беседе манере.
И немного оффтопика. Я была бы крайне признательна уважаемым джентльменам, если бы они не упоминали здесь Кракена (я не знаю толком, кто это, но, наверное, это не очень здорово, когда кого-то приводят в качестве негативного примера за его спиной), а также воздержались от слов типа "мудаковатость", потому что мне не нравится, когда такие слова появляются в обсуждении, которое изначально претендовало на цивилизованность (чем меня неимоверно радовало). Давайте помнить о том, что тут ещё пока что иногда попадаются дамы и кавалеры.