Вождение-диалог: мой опыт
Дело было вечером, делать было нечего, в Лаборатории игр речь зашла…
90% моих сессий — это вождение 1:1 Если не больше. Уж не помню, когда я водил последний раз группу. Я б даже написал статью на эту тему, но не знаю с чего начать. Давайте просто замечаний из своего опыта накидаю.
1. Основное
Надо понимать сразу, что это не игра, не полилог, а ДИАЛОГ.
Твой игрок получает 100% «спотлайта» и сам же создает себе отвлекающие факторы, благодаря которым он его теряет. Скажем, у меня так получается, что через какое-то время (час-два обычно) я резко «устаю» и хочу перевести дух. И начинается лёгкий оффтоп, который легко переходит в нелёгкий. Если при вождении партии ты можешь отдохнуть, пока они там себе белый совет устраивают, то при диалоге-вождении все очень-очень плотно.
К тому же игрок когда один — думает (как правило) гораздо быстрее, то есть нагрузить его квестом и сказать «пойду, пока он думает, покурю/чаюпопью» не выйдет. Ты уходишь на кухню и через тридцать секунд игрок прибегает с вот такими глазами: «О_О Аррис, я вот что подумал, а нафига я вообще этим занимаюсь? Пускай этой проблемой оперативники занимаются, зачем они еще нужны?»
2. Неписи и место в игре
Вот да. В таком диалоге Неписи обретают намного больший вес, чем обычно.
Попробую аналогию с небесными телами:
Вождение-полилог: мастер и игроки — крупные небесные тела и вождение — задача нескольких тел. Неписи в такой картине — редкие кометы, но в основном — звезды на небосводе.
Вождение-диалог: есть только два крупных небесных тела — солнце и планета. Неписи — меньшие небесные тела — спутники, астероиды, кометы. Они встают на орбиты вокруг крупных объектов.
3. Игромеханика
Так, что еще… По моим наблюдениям, когда водишь соло-игру, гораздо легче пренебречь игромеханикой. Гораздо больше мотивов это сделать или упростить её применение до максимума.
Я лично игромеханики вообще не особо люблю, но при вождении-диалоге у меня их использовать так вообще не получается. При вождении партии еще кажется важным применять правила броска именно такие, как договорились, а не как бог на душу положит, а при вождении-диалоге у тебя судья ровно один — твой собеседник. И если он согласен — этими правилами пренебречь очень-очень легко, вы даже не заметите, что ваша игра все больше и больше скатывается в словеску* и диалог.
Кстати, при игре-диалоге словеска — это вовсе не взаимное почёсывание друг другу пузика (хотя и такие игры бывают, и в них тоже есть свой смак), а интеллектуальный диалог.
4. Место действия
Далее, соло-игру можно водить практически где угодно — в транспорте, за рулем, на улице — куда-то прогуливаясь или просто сидя на лавочке. Помешать могут только погодные условия и случайные прохожие.
Более того, когда я кого-то вожу соло — меня так и тянет пойти и погулять. Привычка, наверное :)
5. Так на чём мы остановились?
Как начинается вождение? Как правило, мы начинаем трепаться о всякой сопутствующей фигне и разговор «как-то так выходит». Или, чаще, после обсуждения вской неигровухи игрок заявляет «Ладно, Аррис, а на чем мы там остановились?» :)
6. Взаимодействие
Вообще, если при партии появляется межигроковое взаимодействие, то при соло-игре такого, очевидно не будет. На мастера направлены 100% помыслов игрока, он не флудит с сопартийцами, не отвлекается… с одной стороны мастеру сложнее. А с другой — проще.
Сложнее: нужно больше концентрации. Не отдохнуть (см выше).
Проще: в начале сессии под игрока подстроился, установил раппорт и поехали :)
Ага. Заведи мастерского непися, «тульпу», который играет важную роль в деле. Скажем, доктора Уотсона :) И уделяй ему много внимания, общаясь с ним как бы от лица мастера.
Это довольно стрёмный подход и лёгкий шаг в сторону шизофрении, но твой Уотсон же не будет занимать место Тебя-Реального в тушке. Значит все будет нормально ;-)
При диалоге-вождении тебе только поможет твой опыт отслеживания реакций игроков. Точнее игрока. У него все равно будут реакции… и, возможно, гораздо больше — они все будут направлены на тебя. Я вообще люблю соло-вождение в реале (хотя вожу и по аське так, но там совсем другой коленкор). Интонации, невербальные сигналы, жесты, позы…
Более того, если при вождении-полилоге значительная часть реакций игрока направлена на партию (в рамках партийного взаимодействия), то при вождении-диалоге… Все это слегка напоминает флирт.
Распределять внимание очевидно не надо — если только между Доктором Уотсоном и игроком.
Про Ритм я сказал выше — держать его тяжеловато и очень легко отвлечься оффтопом.
Если при партийном вождении игроки редко отвлекаются на «о, стой, щас прикольную штуку расскажу...», то при диалоге так отвлечься довольно легко (и часто у меня случается, кстати, хотя тут от игрока сильно зависит).
7. Резюмируя
Если у тебя большой опыт вождения партий — переключиться на вождение одного игрока для тебя труда не составит никакого. И смотри, может так понравиться, что водить партию уже и не захочешь ;-)
Чует моё сердце, я забыл ответить на пару важных вопросов :( Каких?
P.S. Призыв к астрологам: Да начнется неделя статей о вождении игр-диалогов!
Aleksandr Vagrant Народ, а есть толковые статьи о вождении один-на-один? Предпочтительно — на русском, но не принципиально. Я просто открываю для себя новые форматы вождения. Такой для меня ещё в новинку. Личный опыт послушать тоже было бы интересно.
90% моих сессий — это вождение 1:1 Если не больше. Уж не помню, когда я водил последний раз группу. Я б даже написал статью на эту тему, но не знаю с чего начать. Давайте просто замечаний из своего опыта накидаю.
1. Основное
Надо понимать сразу, что это не игра, не полилог, а ДИАЛОГ.
Твой игрок получает 100% «спотлайта» и сам же создает себе отвлекающие факторы, благодаря которым он его теряет. Скажем, у меня так получается, что через какое-то время (час-два обычно) я резко «устаю» и хочу перевести дух. И начинается лёгкий оффтоп, который легко переходит в нелёгкий. Если при вождении партии ты можешь отдохнуть, пока они там себе белый совет устраивают, то при диалоге-вождении все очень-очень плотно.
К тому же игрок когда один — думает (как правило) гораздо быстрее, то есть нагрузить его квестом и сказать «пойду, пока он думает, покурю/чаюпопью» не выйдет. Ты уходишь на кухню и через тридцать секунд игрок прибегает с вот такими глазами: «О_О Аррис, я вот что подумал, а нафига я вообще этим занимаюсь? Пускай этой проблемой оперативники занимаются, зачем они еще нужны?»
2. Неписи и место в игре
Chimera Borealis В соло-детективе в принципе проблема, что игроку не с кем посоветоваться, кроме как с персонажами ведущего. Хотя это может и не стать проблемой. От ведущего зависит.
Вот да. В таком диалоге Неписи обретают намного больший вес, чем обычно.
Попробую аналогию с небесными телами:
Вождение-полилог: мастер и игроки — крупные небесные тела и вождение — задача нескольких тел. Неписи в такой картине — редкие кометы, но в основном — звезды на небосводе.
Вождение-диалог: есть только два крупных небесных тела — солнце и планета. Неписи — меньшие небесные тела — спутники, астероиды, кометы. Они встают на орбиты вокруг крупных объектов.
3. Игромеханика
Так, что еще… По моим наблюдениям, когда водишь соло-игру, гораздо легче пренебречь игромеханикой. Гораздо больше мотивов это сделать или упростить её применение до максимума.
Я лично игромеханики вообще не особо люблю, но при вождении-диалоге у меня их использовать так вообще не получается. При вождении партии еще кажется важным применять правила броска именно такие, как договорились, а не как бог на душу положит, а при вождении-диалоге у тебя судья ровно один — твой собеседник. И если он согласен — этими правилами пренебречь очень-очень легко, вы даже не заметите, что ваша игра все больше и больше скатывается в словеску* и диалог.
Aleksandr Vagrant Я куда строже отношусь к игромеханике и редко пренебрегаю ей правилами. Другое дело, что я тщательно выбираю её под игру.
Кстати, при игре-диалоге словеска — это вовсе не взаимное почёсывание друг другу пузика (хотя и такие игры бывают, и в них тоже есть свой смак), а интеллектуальный диалог.
4. Место действия
Далее, соло-игру можно водить практически где угодно — в транспорте, за рулем, на улице — куда-то прогуливаясь или просто сидя на лавочке. Помешать могут только погодные условия и случайные прохожие.
Более того, когда я кого-то вожу соло — меня так и тянет пойти и погулять. Привычка, наверное :)
5. Так на чём мы остановились?
Как начинается вождение? Как правило, мы начинаем трепаться о всякой сопутствующей фигне и разговор «как-то так выходит». Или, чаще, после обсуждения вской неигровухи игрок заявляет «Ладно, Аррис, а на чем мы там остановились?» :)
6. Взаимодействие
Вообще, если при партии появляется межигроковое взаимодействие, то при соло-игре такого, очевидно не будет. На мастера направлены 100% помыслов игрока, он не флудит с сопартийцами, не отвлекается… с одной стороны мастеру сложнее. А с другой — проще.
Сложнее: нужно больше концентрации. Не отдохнуть (см выше).
Проще: в начале сессии под игрока подстроился, установил раппорт и поехали :)
Aleksandr Vagrant, Меня в плане вождения больше всего беспокоит то, что я в каком-то смысле привык работать на публику: отслеживать реакции игроков, распределять внимание, держать ритм. Справлюсь ли я с этим в случае одного собеседника — вот, в чём вопрос.
Ага. Заведи мастерского непися, «тульпу», который играет важную роль в деле. Скажем, доктора Уотсона :) И уделяй ему много внимания, общаясь с ним как бы от лица мастера.
Это довольно стрёмный подход и лёгкий шаг в сторону шизофрении, но твой Уотсон же не будет занимать место Тебя-Реального в тушке. Значит все будет нормально ;-)
При диалоге-вождении тебе только поможет твой опыт отслеживания реакций игроков. Точнее игрока. У него все равно будут реакции… и, возможно, гораздо больше — они все будут направлены на тебя. Я вообще люблю соло-вождение в реале (хотя вожу и по аське так, но там совсем другой коленкор). Интонации, невербальные сигналы, жесты, позы…
Более того, если при вождении-полилоге значительная часть реакций игрока направлена на партию (в рамках партийного взаимодействия), то при вождении-диалоге… Все это слегка напоминает флирт.
Распределять внимание очевидно не надо — если только между Доктором Уотсоном и игроком.
Про Ритм я сказал выше — держать его тяжеловато и очень легко отвлечься оффтопом.
Если при партийном вождении игроки редко отвлекаются на «о, стой, щас прикольную штуку расскажу...», то при диалоге так отвлечься довольно легко (и часто у меня случается, кстати, хотя тут от игрока сильно зависит).
7. Резюмируя
Если у тебя большой опыт вождения партий — переключиться на вождение одного игрока для тебя труда не составит никакого. И смотри, может так понравиться, что водить партию уже и не захочешь ;-)
Чует моё сердце, я забыл ответить на пару важных вопросов :( Каких?
P.S. Призыв к астрологам: Да начнется неделя статей о вождении игр-диалогов!
4 комментария
imaginaria.ru/p/singleplayer-ili-pochemu-mne-ponravilos-vodit-odnogo-igroka.html
Вождение партии и вождение соло — это в общем то совсем разные игры. Я вожу и те, и другие.
Вождение соло — это диалог или дискуссия.
Все твое внимание сосредоточено на одном человеке. С одной стороны это легче — материал нужно подавать в одной версии и не думать «а как же так его подать, чтобы все поняли так, как тебе надо». С другой стороны — не отдохнешь особо — даже если игрок внимания и не требует к себе, все равно диалог очень плотный.
Статистически, самые интересные сессии, самые продуктивные по идеям, по результатам — именно соло. Именно на них мои игроки проживают, переживают наиболее плотно и полно мир, события, социальные взаимодействия. Именно на них плотность решенных (на единицу затраченного реального времени) квестов/проблем больше. Именно на них игрок наиболее полно раскрывает аспекты мира.
Нельзя сказать, что на этих сессиях нет веселья и приколов. Есть. Но они «внутриигровые» и рождаются от взаимодействия игрока с НИПами. Вне контекста эти приколы очень часто непонятны стороннему наблюдателю.
Иногда в такие соло-сессии удается вовлечь наблюдателя — отыграть НИПа. Это разбавляет сухость процесса неожиданным фаном, «оживляет» игру.
Водить соло интересно, но не так весело, как партию.
P.S.
И ниже:
imaginaria.ru/p/razmer-partii-imeet-znachenie.html#comment141305
Я смотрю, многие не осознали, зачем тут эта хрень.
Поясняю для неосознавших: