Witch Hunter: The Invisible World - мини-обзор
Охотники на ведьм - это "колониальный свашбаклинг хоррор", как пишут авторы. Игра в соломонов кейнов и прочих асоциальных типов, которые спасают человечество, огребая шишки с обеих сторон.
(я в свое время это выкладывал на геймфорумсах. копирую сюда, потому что оные в настоящий момент скорее мертвы, чем живы, увы).
[b]Cеттинг[/b]
Это альтернативная Европа конца 17-ого века. Большинство исторических событий соответствует нашей реальности, хотя есть некоторые исключения.
Например, в Испании Карл II внезапно исцелился от своих болезней при помощи "госпитальеров", и империя имеет все шансы на возрождение. В Португалии набирает популярность "Католицизм с индейским лицом" - синкретическая религия Los Santos Nuevos. Людовик XIV чуть не был отравлен сатанистами и на почве этого устроил свою собственную инквизицию, не подконтрольную Папе. Ну а в родной Московии никоновская церковная реформа сошла на нет стараниями охотников на ведьм.
Описательно больше внимание уделяется Новому (Мрачному) Свету с бесконечными колониями, не завоеванными ацтеками и прочими индейцами. Есть, например, достаточно сильное государство ирокезов (есть реальный прототип). Отдельная главка посвящена Нью Амстердаму (был такой городок, сейчас он зовется Нью Йорком). В целом играть предлагается именно там.
Кстати, мне понравилось, что описания стран и колоний даются "от лица разных охотников". К каждому прилагается врез с информацией "а на самом деле оно вот так", причем иногда открытым текстом говорится, что мол наш брат заблуждается в некоторых местах своего описания родной страны.
[b]Охотники[/b]
Игра, как я уже говорил, про одиночек со спецспособностями, которых часто преследуют за то, что они не такие, как все. Ориентируемся на "Ван Хельсинга" (фильм, где он с бензиновым арбалетом) или "Ведьмака" пана Сапковского.
Людей таких исторически притесняли еще со времен христианизации Римской Империи (у Константина были какие-то параноидальные заморочки). Отдельно нужно сказать спасибо Папе Льву Иннокентию, который инициировал процесс против тамплиеров, среди которых было много охотников. В итоге общей организации у охотников нет, хотя после пожара в Лондоне в 1666 году разные ордена договорились о сотрудничестве в стиле "ребята, давайте жить дружно".
На выбор дается несколько орденов, хотя для желающих иного такая возможность оставлена. Об орденах подробнее.
Апостолы новой зари. Это первопроходцы-авантюристы, которые идут с экспедициями в терра инкогнита и всегда имеют пару трюков в кармане на любой случай жизни.
Аскеты десяти гонений. (Десять гонений - это когда Калигула преследовал ранних христиан). Местные нищенствующие малковиане. Имеют десять специальных заповедей, которые зачастую исполняют буквально (запрещено прикасаться к монетам, поэтому с деньгами мы обращаемся только в перчатках). Набирают рекрутов в тюрьмах и борделях. Могут использовать одну из 10 спецабилок, которую выбирают утром на весь день.
Неприкосновенные крестоносцы. Выжившие тамплиеры, с большим количеством секретов и запасами реликвий на все случаи жизни. Работают по принципу "цель оправдывает средства". В общем, масоны-манипуляторы.
Братство обугленного креста. Паладины с комплексом вины за невинно убиенного Папу Сергия, которого тамплиеры сожгли не кресте. Работают по правилам, хотят заслужить официальное признание от Католической Церкви.
Люди-призраки. Охотники на ведьм из индейцев, которых после их общения со сверхъестественным нормальные индейцы традиционно изгоняют из племен. Могут быть благородными дикарями, могут быть просто дикарями. Хорошо прячутся.
Просветители. Ученые от мира искусств, которые исповедуют гуманизм и презирают людей, которые сознательно отвернулись от Бога. В общем - для любителей много знать и все исследовать.
Егеря невидимой охоты. Ведьмаки из Восточной Европы минус мечи плюс медвежьи капканы и дальнобойные мушкеты. Охотятся на всяких собак Баскервилей и прочую неразумную живность из ада.
Поборники Св. Христофора. Особые защитники путешественников, которые бьют врагов методом охоты на живца (в качестве живца выступают они сами). Очень странный орден, на мой вкус.
Солнцевороты. Русские богатыри, которые работают по методу из анекдота про "посыпь-ка этого французика мелом, ща я его бить буду". Раззудись рука, размахнись плечо. Промыли мозги царю Федору Алексеевичу (или Алексею Михайловичу, уж не знаю), что внушает.
[b]Механика[/b]
Система не прошла мимо таких находок предшественников, как драма дайсы и бруты. Но если сравнивать с тем же 7 морем, Охотники в чем-то сложнее.
Трейтов 9 штук, по три на физические, ментальные и духовные вещи. Также есть навыки, коих под 50 штук в 5 группах. Много заморочек с языками (уровень 1 - знаешь пару слов, уровень 3 - говоришь с акцентом, читать и писать - только за отдельную плату за каждый язык).
Основной бросок - дайспул из д10, равный трейту + скиллу, причем скиллы жестко привязаны к трейтам. Набрасываются успехи (7+), 10ки взрываются. Если успехов нет, и есть хотя бы одна единица - это ботч.
Все вкусные фишки загнаны в таланты, которые просто либо есть, либо нет. За таланты берется кастовалка, школы фехтовальния и тп. Таланты бывают трех степеней крутости, причем для многих крутых есть пререквизиты.
В общем, генериться можно часами, что для меня является однозначным минусом.
Очень странно выглядят драма дайсы. Во-первых, они слабые (на фоне седьмоморских), потому что можно вкладывать только по 1 штуке в действие, и заявлять нужно до броска. Во-вторых, за драма дайс можно использовать любой отсутствующий талант, если для него соблюдены пререквизиты (кто не выучил все таланты заранее - сам себе лох). С другой стороны, их можно использовать на снижение и преодоление последствий вреда, что хорошо.
Но помимо драма дайсов есть еще и их антипод, который сделан очень грамотно. Есть шкала, на которой с одной стороны набирают истинную веру (дает защиту от способностей врагов, требуется для некоторых магшмоток и талантов), а с другой - проклятие (которое не curse, а damnation, то есть груз грехов). За пункты проклятия даются драма дайсы от Сатаны. Они быстро восстанавливаются, и их можно тратить сколько угодно за раз - но за каждое использование охотник получает дополнительный пункт проклятия. А чем больше у тебя этих пунктов, тем легче сатанистам и прочим противникам использовать против тебя магию.
Снимать проклятие можно - но сложно, и эта возможность зависит от мастерского произвола. Конкретно для этого есть вторая механика, которая мне в системе понравилась. Каждому охотнику обязательно дается 1 порок и 1 добродетель. Каждую из них можно использовать двумя разными способами.
Порок можно призвать в любой момент и получить за него солидный бонус, но при этом охотник получает еще один пункт проклятия. Либо мастер может подкинуть ситуацию, когда нужно либо поддаться пороку и огрести люлей в той или иной форме, или преодолеть его и избежать неприятностей. Поддавшиеся в дополнение к люлям получают драма дайс. Не поддавшиеся - не получают ничего.
Добродетель работает точно так же. Если ей не следовать в какой-то левой ситуации, то получаешь пункт проклятия. Но если ситуация неоднозначная, и следование добродетели однозначно принесет неприятности, но тут можно либо забить не нее и не получить негативные последствия, либо последовать и получить драма дайс, который можно немедленно потратить на то, чтобы списать пункт проклятия. И это единственный способ искупления, который я пока что видел.
В общем истинная вера, проклятие, добродетели и пороки - очень вкусная часть системы.
Кастовалка есть, она странноватая, но полезная. Есть даже файрбол раз в 4 раунда.
Ну и пару слов о врагах. Охотники в качестве своих антиподов имеют подручных злодее. Злодеи же специально сделаны так, чтобы в одиночку сражаться с целой группой охотников. У них даже защита растет в зависимости от числа героев. Ну и злодейские способности у них соответствующие - бессмертие, неуязвимость, подсаживание копии своей личности в другое тело...
[b]Ну и еще пара слов[/b]
Я лично в это играть не буду - сложная механика, да и заявленный хоррор мне не близок. Хотя можно было бы что-нибудь сделать в плане низложения Царевны Софьи или приключений Петра во время Великого Посольства.
Очень правильно даны зацепки на возможные приключения, хотя для удобства их стоило бы давать не в описаниях регионов, а в одном месте. Есть советы для мастера по вождению (откровений искать не стоит).
Слишком много заморочек с языками. Исторично, но неудобно. (А во Франции в каждой провинции говорят на своем диалекте, так что даже парижанам нужен переводчик, - злобно хихикают авторы).
За русскую тему в целом зачет. Откровенной клюквы нет. Еще было смешно, что Италию записали в "прочие страны, для описания которых у нас не хватает места" вместе с Швецией, Норвегией, Польшей/Литвой и Московией. В 7 море, хочу заметить, так поступить не решились.
А еще там есть клевые, хоть и несколько гротескные, иллюстрации. Мне понравилась монашка с мечом и солнцеворот, светящий из дароносицы на беса, которого держит за ногу на весу.
8 комментариев
Кстати, в дополнительной книге "The Blessed and the Damned" добавляются еще четыре ордена (среди которых откровенно угарные монашки-воительницы, а также евреи), а в "Grand Tome of Adversaries" - не менее колоритные сообщества злодеев.
Я в свое время рассматривал Witchhunter'ов, как одну из систем и сетингов для вождения, но быстро отказался, т.к. несмотря на близость мне темы и любовь к тяжелым системам. Местная система "не вкусная", т.е. она нагружена всякими утяжелениями, но почему-то на гейм-тесте оказалась очень пресной.