Barbarian Prince или "Заколдованная страна" по английски. Гадание на дайсах былых, ушедших времён.

Раз тут Цирк заметил, что у нас нет шевеления, а времени на что-то полноценно-ролевое — увы и ах, вот вам давно откладывавшееся, лежащее в черновиках. «Варварский принц» — это чистой воды настольная игра 1981 года. Не ролевая в строгом смысле — потому что списки заявок закрыты, но несущая дух эпохи. Зато это соло игра (игрок сражается «против поля») с фентезийным миром (с гексовой картой!), таблицами случайных энкаунтеров (точнее, 48-страничной книжкой с параграфами под них) и варваром-героем, который тянется к золоту не хуже приключенцев ранних редакций — цель игры в добыче 500 золотых.

По моему она неплохо передаёт дух того, что относительно «старой школы» кто-то на МРИ пару лет назад называл «судьбой героя как гаданием на дайсах» (отсюда и заголовок).

Она попалась группе «старичков», в которую входит и ваш покорный слуга, в Tabletop Simulator прошлой зимой, так что вот вам пример партии с комментариями.

Evil events have overtaken your Northlands Kingdom. Your father, the old king, is dead — assassinated by rivals to the throne. These usurpers now hold the palace with their mercenary royal guard. You have escaped, and must collect 500 gold pieces to raise a force to smash them and retake your heritage. Furthermore, the usurpers have powerful friends overseas. If you can’t return to take them out in ten weeks, their allies will arm and you will lose your kingdom forever. Now consult r 201 to determine the starting attributes (r 202) of yourself as the Barbarian Prince, and then return to this event and read the paragraph below.

Делаем два броска (на стартовое золото и Wit & wiles) — и… (стук падающих дайсов) м-да, 0 золота на старте. Наш принц Cal Arath, видимо, бежал, схватив только верный меч Backbiter, невзирая на свою смекалку чуть выше среднего:
Combat Skill: 8
Endurance: 9
Wit & wiles: 4
Food: 0
Gold: 0

To escape the mercenary royal guard, your loyal body servant Ogab smuggled you into a merchant caravan to the southern border. Roll one die to see where the caravan takes you (while poor Ogab faces the wrath of the royal guards back home), you are in…
(стук падающих дайсов)
Вешор (Weshor).
Now, at dawn you roll out of the merchant wagons into a ditch, dust off your clothes, loosen your swordbelt, and get ready to start the first day of your adventure. See r 203 for possible actions available to you.


Итак, мы стоим на северном краю карты. Первым делом нужно податься на юг, потому что королевская стража уже скачет по пятам. Но прошлый опыт путешествий подсказывает, что соваться в болото это очень плохая идея, потому что оттуда не выбраться.

Поэтому придётся выдвигаться на юго-восток в надежде, что один день пронесёт. Кидаем два дайса: на движение и случайные события. (стук)
Принцу удалось не заблудиться по пути, но потом с ним случилось событие…
(Тут играет роль тип дайса — это farmland, (стук))
E078
Местность по пути оказалось очень неровной и неподходящей для лошадей, но поскольку принц шёл пешком и в одиночку, его это не затронуло.
Ближе к вечеру, поскольку он остался без еды, он был вынужден отправиться на охоту…
(стук, и на двух дайсах выпадает почти «крит» — 2 и 1)
И смог добыть аж целых 9 единиц еды (потому что бросок вычитается из суммы CS+Endurance). Впрочем, охотиться среди ферм, надо думать, просто — главное, не забыть скинуть колокольчик с шеи добычи. Учитывая, что максимальный переносимый вес — 10, это весьма немало. Впрочем, ещё до ужина героя может нагнать королевская стража…
(стук)
… но ему везёт (видимо, сказалась неровность местности).
Week 1, day 2
Combat Skill: 8
Endurance: 9
Wit & wiles: 4
Food: 8
Gold: 0
До берега реки (стук) принц добрался, не заблудившись по пути.
Чудна река Трагот при тихой погоде! Если ты нищий и разыскиваемый принц, то вдвойне — потому что она отделит тебя от преследователей. Увы, перебираться через неё придётся своими силами.
(стук — и дайсы показывают 1 и 1, убаюкивая бдительность ненормальным везением)
И переправа прошла на удивление гладко. Да и весь оставшийся день прошёл без особых происшествий. Поужинал принц из своих запасов, потому что нести больше еды все равно вряд ли получится.
Week 1, day 3
Combat Skill: 8
Endurance: 9
Wit & wiles: 4
Food: 7
Gold: 0

А на юге вздымается горная гряда — Горы Жора (Zhor), в которых расположился храм Жора. Не иначе как покровительствующего принцу, судя по запасам пищи. Решено — пытаемся пробиться к храму. Если получится перебраться через горы и достигнуть северного перевала, то по дороге идти будет гораздо проще. В горах водится мало зверей и легко заблудиться, но запасы еды пока достаточные.
(стук)
В этот раз, впрочем, за пределами ферм, принц заблудился и за день так и не достиг гор.
Решив всё-таки восполнить запасы он отправился на охоту.
(стук)
И запасся мясом с избытком. Поужинав и бросив излишки еды он приготовился предпринять новую попытку достичь гор на следующий день.
Week 1, day 4
Combat Skill: 8
Endurance: 9
Wit & wiles: 4
Food: 10
Gold: 0
(стук)
На этот раз он успешно достиг безымянных (?) гор и начал нелёгкий подъём. (Чтобы покинуть гекс гор, нужно кинуть меньше 7 на первом броске и охотиться в них нельзя).
(стук)
Путешествие шло на редкость гладко и принцу удалось достичь дороги в горный храм на пятый день после побега.
Week 1, day 5
Combat Skill: 8
Endurance: 9
Wit & wiles: 4
Food: 8
Gold: 0
Выдвигаемся к северному перевалу… Что до дорог — то у них есть плюс. Каким бы варваром ты ни был, заблудиться на них нельзя, потому бросок в день только один — на событие.
(стук)

Week 1, day 6
Combat Skill: 8
Endurance: 9
Wit & wiles: 4
Food: 7
Gold: 0
(стук)
И на шестой день с персонажем что-то происходит…
Е022 Monks: You have encountered a monk or monks, roll one die again for the event:…
На дороге принц встретил четырёх монахов-воинов, в доспехах и при оружии, идущих пешком на север. Он мог попытаться поговорить с ними, напасть на них или попытаться уклониться от встречи.
Хм… практика показывает, что ничего хорошего из этого обычно не выходит, но всё-таки у нас не столь уж плохо подвешен язык у принца. Пробуем поговорить:
(стук)
Монахи оказались особо разговорчивыми, поскольку, по всей видимости, путешественники в этих краях встречаются редко. Разговор занял много времени, не оставляя возможности для других действий и охоты.
В процессе разговора принц выяснил, что монахи готовы обеспечить ему охрану за один золотой в день, но поскольку в карманах меховых трусов Их Светлости ветер гулял, от предложения он был вынужден отказаться.
Week 1, day 7
Combat Skill: 8
Endurance: 9
Wit & wiles: 4
Food: 6
Gold: 0
(стук)
Путь проходит без особых проблем, и в первый день второй недели, принц, наконец-то, прибыл в храм Жора.
Week 2, day 1
Combat Skill: 8
Endurance: 9
Wit & wiles: 4
Food: 5
Gold: 0
В храме он попытался добиться встречи с верховным жрецом.
(стук, и тут кубики наконец показывают, что ни одно везение не длится вечно)
Жрец встаёт с улыбкой коварного визиря, и набежавшие стражники накидывают на принца сеть и тащат в храмовую темницу.

You and your party are imprisoned. All your money, possessions and mounts are confiscated and lost. While in prison, you are
provided with food and lodging. At the start of each day roll one die, 1 means you escape, any other result means you continue to remain captive. If you escape, roll one die again for each character in your party, another 1 means they escape with you, any other result means they cannot escape and are lost. When you escape, including any followers, see r 218 for procedure. The escape takes the entire day, after it you must find food for the evening meal ( r 215).

(А пока принц гремит цепями в темнице, сделаем небольшой перерыв. Продолжение следует).

Продолжаем:
(стук), (стук), (стук)
И на исходе третьего дня заточения принц находит способ выбраться из темницы (неизвестно, фигурировали ли там подожжёная куча соломы и рисунок маяка на стене камеры) и бежит на северо-восток, на дорогу.
Week 2, day 4
Combat Skill: 8
Endurance: 9
Wit & wiles: 4
Food: 0
Gold: 0

Возвращаться в храм — не лучшая идея (принц теперь имеет статус a wanted man в этом месте), но можно хотя бы чувствовать ветер на своём лице и бурчание в желудке. Этой проблемой он и занимается первый день… (стук) и сразу же запасается едой по максимуму. Денег всё ещё нет, и дальнейший курс не ясен, но хотя бы голодная смерть персонажу не грозит, ура!
Week 2, day 5
Combat Skill: 8
Endurance: 9
Wit & wiles: 4
Food: 9
Gold: 0

Ну что же. Горы Жора уходят на юг, отделяя равнины от пустыни Кабир, и далеко на юге в холмах у их подножия находятся руины Пелгара. Любой искатель приключений знает, что в руинах можно найти сокровища… ну или погибель, это уж как повезёт. Решено — нас ждёт Пелгар!

Week 2, day 6
Combat Skill: 8
Endurance: 9
Wit & wiles: 4
Food: 10
Gold: 0
Идём на юг, запасаясь едой по пути. Скоро нас ждут холодные, продуваемые ветрами горы, где будут проблемы с дичью. А ещё скоро пройдёт 20% максимального времени — а у принца, что характерно, ни разу не было даже завалящего медяка в кармане.

Под стук дайсов идём дальше на юг:
Week 2, day 7
Combat Skill: 8
Endurance: 9
Wit & wiles: 4
Food: 9
Gold: 0

И в начале третьей недели удача принца закончилась, и он заблудился в горах.
Week 3, day 1
Combat Skill: 8
Endurance: 9
Wit & wiles: 4
Food: 8
Gold: 0
(стук), (стук), (стук)

Потребовалось два дня, чтобы выбраться в холмы на юге. Но когда усталый принц спускается по каменистым осыпям, глядящий сверху наблюдатель увидел бы крадущуюся по соседним склонам тень — это горная кошка:

You are surprised by a great hunting cat, with combat skill 6, endurance 3. It surprises you in combat ( r 220) and selects one victim (see r 343). As soon as the cat kills this victim it disappears into the wilds, carrying off the victim and any wealth or possessions the victim might carry. The victim’s mount (if any) is killed, but left behind. When in combat with the cat, the victim cannot escape, but the rest of your party may escape combat.

Поскольку наш принц всё ещё путешествовал в одиночку, выбирать гигантской холмовой кошке особо не из кого. И рывок поджарого хищника начинает сюрпрайз раунд битвы…

(стук)
И кошка сразу же наносит принцу одну рану ещё до того, как он успел опомниться, после чего атакует снова. Но на этот раз промахивается. Принц, будучи не в состоянии бежать из боя, атакует в ответ, с модификатором -1 за рану — и его меч наносит зверю две раны, но тот не намерен бросать столь хороший источник пищи в холодных горах. И принц с горным хищником начинают кружить друг вокруг друга…
(стук, включающий ещё пару раундов)
И после продолжительного боя, кошка, наконец, повержена. Две раны героя — дорогая цена случайного столкновения, потому что у кошки нет сокровищ или хотя бы съедобного мяса. Впрочем награда тут — возможность продолжить путь.

Week 3, day 2
Combat Skill: 8
Endurance: 9 (-2)
Wit & wiles: 4
Food: 7
Gold: 0


До руин Пелгара остался всего день пути… если не заблудиться по дороге.
(стук)
Week 3, day 4
Combat Skill: 8
Endurance: 9 (-2)
Wit & wiles: 4
Food: 5
Gold: 0

И вот принц стоит перед колоннами, поднимающимися над древними заросшими руинами.
(стук)
В руинах сокровищницы дворца, принц обнаруживает тайник…
(стук)

И вот так внезапно он становится обладателем тех самых пятисот монет, которые требуются, чтобы собрать армию и вернуть себе трон.
The End?

Да уж, старый добрый дух случайности. С другой стороны, у нас нет (или я не нашёл) чётких правил по тому, когда кончается игра — и учитывая, что в руинах Пелгара водятся разве что горные кошки, а не наёмники, будем считать, что принц должен донести золото хотя бы до ближайшего селения.

Так что начинаем сиквел — возвращение варварского принца!

Week 3, day 5
Combat Skill: 8
Endurance: 9 (-2)
Wit & wiles: 4
Food: 5
Gold: 500

И принц вновь идёт по неверным горным тропам, благо еды стало меньше и груз золота удаётся тащить на спине.

Week 3, day 6
Combat Skill: 8
Endurance: 9 (-2)
Wit & wiles: 4
Food: 4
Gold: 500

Снова с гор, в холмы (но горные кошки пока что остерегаются вставать на пути принца), и опять в горы… и дайсы показывают, что нам кто-то встречается.
(стук)
Десять гоблинов и хобгоблин.
Нам предлагают проследить за ними или пытаться скрыться. Сложить голову в битве, когда в мешке позвякивает верная дорога к трону не слишком хочется и герой отступает — и оказывается на юго-западе, глубже в незнакомые горы.
(стук)
А тем временем над перспективами принца сгущаются тучи. В самом буквальном смысле — ливень обрушивается на горы. Под ледяными секущими струями принц пытается найти укрытие, и прячется в узкой щели — но наутро чувствует болезненный жар (и получает одну рану):
Week 4, day 1
Combat Skill: 8
Endurance: 9 (-3)
Wit & wiles: 4
Food: 3
Gold: 500
Следующим утром дожди могут продолжаться…
(стук)
Но погода прояснилась. И принц, перебарывая предательскую слабость, пытается найти путь на север.
Week 4, day 2
Combat Skill: 8
Endurance: 9 (-3)
Wit & wiles: 4
Food: 2
Gold: 500

Еще день — и в мешке с провизией проглядывает дно. Принц пытается отклониться к северо-западу, чтобы спуститься с гор в холмы — но горные тропки запутаны и коварны, и найти спуска не удаётся.
Week 4, day 3
Combat Skill: 8
Endurance: 9 (-3)
Wit & wiles: 4
Food: 1
Gold: 500

Только свист ветра среди камней и кружащие в высоте стервятники сопровождают принца, когда тот бредёт на север. Чуда не происходит — еда закончилась, а ночёвки на холодном камне не позволяют избавиться от удушающего кашля и тошнотворной слабости.
Week 4, day 4
Combat Skill: 8
Endurance: 9 (-3)
Wit & wiles: 4
Food: 0
Gold: 500

Но под вечер этого дня унылые серые склоны начинают идти под уклон и принц видит северный край проклятых гор. Там, в зелёных холмах у подножия можно найти пищу, восстановить силы — и может быть даже найти союзников. Из последних сил принц-изгнанник ищет тропы вниз, спотыкается и съезжает на предательских осыпях, чтобы… Впрочем, продолжение в следующей серии.

Серия третья.

Итак, спустившись к холмам у отрогов гор Жора принц рухнул наземь без сил на траву и провалялся так добрый час. Поднять его смогло только бурчание пустого желудка. Увы, в надвигающейся темноте поймать что-нибудь не удалось.

Week 4, day 5
Combat Skill: 8 (-1)
Endurance: 9 (-3)
Wit & wiles: 4
Food: 0
Gold: 500
Starving x1

Зато ветер несёт с севера тёплый, пыльный воздух — за холмами начинается пустыня. С трудом держащийся на ногах принц пытается собраться с силами, отогреваясь на солнце. Это обходится ему в ещё день задержки — но жар спадает, кашель отступает… и зверский аппетит напоминает, что он уже второй день ничего не ел. Вечером Cal Arath отправляется на поиски зверья — и вместо этого едва не сталкивается со спускающимися с гор гоблинами: всё той же десяткой и вожаком. Герой бежит, петляет, пытаясь сбить врагов со следа в сгущающихся сумерках… и оказывается оттеснён в горы к северу. Без еды.

Week 4, day 6
Combat Skill: 8 (-2)
Endurance: 9 (-2)
Wit & wiles: 4
Food: 0
Gold: 500
Starving x2

Рука с мечом утрачивает силу, а ноги едва держат, но делать нечего — надо искать дорогу на север, потому что спуститься с бесплодных скал можно разве что в бесплодную же пустыню к западу.

Week 4, day 7
Combat Skill: 8 (-3)
Endurance: 9 (-2)
Wit & wiles: 4
Food: 0
Gold: 500
Starving x3

(стук)

Мешок за плечами становится всё тяжелее и тяжелее, угрожая превратиться в груз, который утянет в пропасть или останется лежать рядом с обглоданными воронами костями. Но принц, плутая и пошатываясь от голода, упрямо бредёт на север.

Week 5, day 1
Combat Skill: 8 (-4)
Endurance: 9 (-2)
Wit & wiles: 4
Food: 0
Gold: 500
Starving x4

Ещё день…


Week 5, day 2
Combat Skill: 8 (-5)
Endurance: 9 (-2)
Wit & wiles: 4
Food: 0
Gold: 500
Starving x5

И на севере охваченный голодным равнодушием принц видит спуск в долину у храма Жора. Можно спускаться на северо-восток, но герой отдаёт себе отчёт, что в нынешнем состоянии он не сможет поймать и кролика.
Поэтому придётся идти в храм и надеяться на хитрость.
(стук)

Храм кажется так близко, но горные тропы петляют и у принца уже нет сил, чтобы перескакивать через расщелины или подниматься по крутым склонам. И когда один из камней у дороги вдруг шевелится, ему сперва кажется, что это галлюцинация — но это всего лишь полурослик.

На халфлинга, предсказуемо, можно напасть или поговорить с ним.
Не будучи в силах сражаться даже с одиночным полуросликом, принц останавливается поговорить. И халфлинг поведал о деревне к юго-востоку, в горах (теперь она останется всю игру).

С одной стороны, это риск, потому что горы.
С другой стороны, в городе должна быть еда, особенно у халфлингов.
И там на принца, возможно, не охотятся.


Week 5, day 3
Combat Skill: 8 (-6)
Endurance: 9 (-2)
Wit & wiles: 4
Food: 0
Gold: 500
Starving x6

(стук)
Еле волочащий ноги герой пытается добраться до деревни… но снова и снова выходит к одним и тем же камням.

Week 5, day 4
Combat Skill: 8 (-7)
Endurance: 9 (-2)
Wit & wiles: 4
Food: 0
Gold: 500
Starving x7

Горы коварны — с них далеко видно, но чтобы дойти до места, до которого, кажется, рукой подать, приходится искать длинные обходы. Это замечательно, когда ты здоров и бодр, но наш герой умирает с голода и еле бредёт, согнувшись под весом золота. А ведь совсем недавно, стоя в руинах Пелгара, он считал себя везунчиком!

Week 5, day 5
Combat Skill: 8 (-8)
Endurance: 9 (-2)
Wit & wiles: 4
Food: 0
Gold: 500
Starving x8

Сил никаких. Меч кажется неподъёмно тяжёлым. Попадись сейчас принцу горная кошка — она съест его с потрохами.
(стук)
И словно отзываясь на эти мысли, горное эхо отдаётся звуком приближающихся шагов. Не кошка — но снова банда гоблинов. И принц, подстёгивамый страхом, на невесть откуда появившихся остатках сил бежит, падает, снова бежит, катится по склону… и приходит в себя лишь когда понимает, что лежит лицом не на камнях, а на сочной траве. Гоблины выгнали его с гор в шестиугольник к северо-востоку!

Этих же остатков сил хватает, что отправиться на поиски еды — ягод, побегов, мелкой дичи…
(стук)
И принцу даже удаётся поймать что-то некрупное. С голодухи он съедает двойную порцию и будет помнить об этом пиршенстве даже если сумеет вернуть дворец своего отца.

Week 5, day 6
Combat Skill: 8 (-6)
Endurance: 9 (-2)
Wit & wiles: 4
Food: 1
Gold: 500
Starving x6
Вот тут, проглядывая старые, ноябрьские ещё записи, я вижу допущенную ошибку. От голода грузоподъёмность снижается вдвое. 500 монет как раз составляют весь переносимый вес, и тащить их с едой вместе нельзя. В книге правил есть, неожиданно, правила по созданию тайников — золото можно закопать, запомнив место, и потом вернуться за ним (и не найти, или увидеть, что его нашёл кто-то другой… Подозреваю, что в нынешнем состоянии с принца вполне сталось бы закопать золото с приметой вида «над тем местом было облачко»). С другой стороны, я зря вычитал пищу за время пребывания в темнице. Будем считать, что это компенсирует друг друга.

А принц, всё ещё не в форме, но в куда лучшем настроении идёт на север по дороге, обходя храм с его коварным жрецом.

Week 5, day 7
Combat Skill: 8 (-4)
Endurance: 9 (-2)
Wit & wiles: 4
Food: 0
Gold: 500
Starving x4

(стук)
И тут дайсы напоминают, что сбрасывать их со счетов не стоит. Две шестёрки на броске охоты — по правилам это критический провал, и принц получает две раны. Видимо, погнавшись за добычей, он не рассчитывает сил и валится в какую-нибудь яму. Для пущего счастья дорога кончается и перед нами снова горы — последние, за которыми течёт Трагот, на северном берегу которого стоит Вешор. Тот самый, где два месяца назад принц вывалился из повозки торгового каравана и отправился на юг.

Week 6, day 1
Combat Skill: 8 (-5)
Endurance: 9 (-4)
Wit & wiles: 4
Food: 0
Gold: 500
Starving x5

Но делать нечего. Каждый день на дороге — это риск, а время тикает. Потому принц вспоминает узурпаторов, нежащихся во дворце, сжимает зубы и собирается с силами для последнего рывка. И снова холодный горный ветер свистит вокруг…

Week 6, day 3
Combat Skill: 8 (-7)
Endurance: 9 (-4)
Wit & wiles: 4
Food: 0
Gold: 500
Starving x7

Но горы удаётся пересечь относительно быстро, и вечером второго дня голодный и измученный принц уже спускается по северному склону, сберегая последние крохи сил для охоты…
(стук)
… которая даже оказывается относительно успешной. В этот вечер на северных отрогах загорается небольшой костерок, на котором жарится какой-нибудь горный суслик, и возле которого смертельно усталый оборванный бродяга с тяжёлым мешком смотрит на тёмную ленту реки Трагот и далёкие огни Вешора за ней. В воздухе уже читается, что когда-нибудь придворные сочинители приукрасят эту сцену так, что её никто не узнает.

Week 6, day 4
Combat Skill: 8 (-5)
Endurance: 9 (-4)
Wit & wiles: 4
Food: 1
Gold: 500
Starving x5

Горные орлы видят, как крошечная фигурка с тяжёлым грузом спускается к Траготу. Два месяца скитаний, конечно, отличная маскировка, но принц не решается идти к переправе — кто-нибудь ещё может узнать его в лицо. Переправляться своими силами в его состоянии тоже рискованно (мешок снова наливается весом), но на этот риск стоит пойти. Жребий брошен!
(стук)

И судьбы — или кто там из почитаемых жрецами типов? — на стороне нашего героя.
Week 6, day 5
Combat Skill: 8 (-4)
Endurance: 9 (-4)
Wit & wiles: 4
Food: 0
Gold: 500
Starving x4


И за Траготом с каждым шагом фигурка всё меньше напоминает безродного бродягу и всё больше становится похожей на будущего правителя Севера. Вешор (и край карты) уже рядом, остаётся последний бросок, который может принести случайную встречу…
(стук)

Всё. Даже в самой строгой интерпретации правил это победа. Все славят нового короля!

11 комментариев

avatar
О у меня такая игра в электронке на русском есть)
Комментарий отредактирован 2018-05-26 06:16:34 пользователем Saruman130
avatar
А можно ссыль?
avatar
лучше поздно чем никогда)
quest-book.ru/directory/barbarianprince/
avatar
Нашел, скачал, надо бы поиграть.
avatar
Поставил продолжение, в котором наш герой достигает одной цели и влипает во вторую серию.
avatar
С нетерпением жду продолжения! Прямо не верится, что за три с половиной десятка лет до VTNL могли существовать подобные игры!
avatar
Ну, поскольку не тебе одному не слишком хочется проверять курсовые — вот и третья часть, пожалуйста.
avatar
Да здравствует Король! Нет правды, кроме правды, знаемой дайсами!
avatar
«Воля к жизни».
avatar
Комментарий отредактирован 2018-05-28 18:33:40 пользователем MyAinsel
avatar
Кстати (по итогам ещё полудюжины партий после оформления текста; встряхнуло старое...), надо отметить, в игре довольно грамотная работа с таблицами и неплохо сделана система энкаунтеров (в смысле соотношения объём\разнообразие). Сочетания порой странные, но вот по количеству зацепок для фантазии на строчку — неплохо.
И да, бои тут в духе старой школы весьма брутальные. Партия из примера (где была единственная схватка с горной кошкой) довольно нетипична, а столкновений часто стоит избегать.
Комментарий отредактирован 2018-05-31 12:17:02 пользователем Geometer
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.