Дети Звёзд: Календурь

У меня уже мозг опух от размышлений — как мне устроить календарь. Гнусная в своей подлости попытка спихнуть решение на игроков успеха не возымела. С одной стороны — хочется чета такова оригинального (и календарь повзаимствованный из наследия древних римлян как-то не очень для пришельцев, скатившихся к родоплеменному строю), с другой стороны — опухший мозг на игре это очень плохо.
Здравый смысл подсказывает мне, что я не первая и не последняя, кто сталкивается с подобной проблемой. Поэтому я с радостью буду внимать чужому опыту.
PS. Да, календарь нужен и без него никак.

24 комментария

avatar
Опишите ТЗ чуть подробнее. Календарь нужен только для отсчета времени и учета праздников перехода от одного звездного покровителя к другому? или чего-то еще? и что там у вас на небе? сколько солнц, сколько лун, зодиак идет по эватору? Есть ли смена полушарий?
Базовый вариант говорит нам следующее: оседлые земледельцы используют солнечный календарь, кочующие скотоводы — лунный, мифология добавляет циклы длительностью в несколько лет/столетий/тысячелетий, внутри одного дня время определяют по солнцу или звездам, делая поправку на время года.
avatar
На небе там примерно тоже самое, что и у нас. Дело не в этом, а в том, что вот я напридумываю названия месяцев, их продолжительность и т.п., а игроки с выпученными глазами будут смотреть на это и вопрошать «ЩИТО?»
По собственному опыту — играли в фэнтезийный Вархаммер, и на тамошний календарь положили болт.
avatar
Ну, против ЩИТОхэпенс, как мне не раз доводилось убедиться, отлично работает коучевская триада: понятность, инфографика и шкуреный интерес. То есть в данном случае, возможно, в качестве названий месяцев стоит брать не произвольные красивые буквосочетания, а осмысленные слова. Что-то вроде Сезон Пилотов или месяц Командора. Стоит сделать простую схемку с графиком, на котором будет легко объяснить как рассчитывается время, составляется дата, и происходят прочие подобные процессы. Ну и создать у игроков заинтересованность в отслеживании времени — например начать первую сессию с празднования дня рождения одного из них и насовать ему по этому случаю пачку бонусов.

Ну а по поводу конкретики, вам, возможно, подойдет в качестве основы календарь майя. Его особенность в том, что он, по сути, состоит из двух календарей — один обычный солнечный, который в данном случае привязан к реалиям планеты, на которой ваши звездные иммигранты нынче живут. А второй чисто математический, основанный на циклах. Он в данном случае может быть наследником корабельного распорядка.

Можно, например сделать такой вариант. Пусть у нас солнечный год состоит ровно из 365 дней. Тогда он может делиться либо на 5 сезонов по 73 дня, либо на 12 месяцев по 30 дней, названных по именам созвездий, и еще маленький промежуток в конце года — ничейные 5 дней без покровителя. В последнем случае я бы эти 5 дней сделал таким большим шаббатом, в который никто не работает, потому как без покровителя любое начинание скорее всего обречено на провал.
И отдельно есть второй календарь, вышедший, допустим, из корабельного графика дежурств. Начиная с первого дня запускаются 2 цикла разной продолжительности. Например, 5- и 12-дневние, чтобы привязать их к пальцевому счету. Это такие своеобразные бинарные недели. Я сейчас вас скорее запутаю, если буду объяснять, но в вики-статье про календарь майя это неплохо объяснено.
Ну и, соответственно, конечная дата может записываться, например как 3.11.4-е инженера. Плюсом такого подхода является то, что одна и та же дата каждый год выпадает на один и тот же «день недели», что убеждает пользователей такого календаря в непогрешимости небесной механики.
avatar
Календарь майа у меня уже был задействован в игре про соответствующую местность. А вот насчет схемы — мысль дельная, я её сделаю и даже знаю, как её логично вставить в сценарий.
avatar
avatar
Это вот я все видела, у меня вопрос, как приторочить к игре и не облажаться.
avatar
Ну… как? Рисуешь круг. Делишь на месяцы (8, 12 или сколько надо). Месяцы подписываешь. Потом по каждому месяцу рассказываешь кратенько — как он примерно соотносится по датам с нашим реальным календарем (чтобы игроки представляли) — и что интересного и важного в это месяц происходит.

Если месяцы делятся на меньшие доли — соответственно называешь их (для лунного, очевидно — темный период, светлый период, убывающий период и нарастающий период). Не нравится слово «период»? Ну… придумай какой-нибудь термин, чтобы и на зубах не вяз, и просто было запомнить. Можно взять из древних языков Земли.

Что еще…
Учитывая твой сеттинг, советую посмотреть вот в эту сторону:
etnic.ru/wow/ekologicheskiy-kalendar-nentsev.html
cyberleninka.ru/article/n/kalendar-v-traditsionnoy-kulture-korennyh-narodov-zapadnoy-sibiri-k-metodologii-kulturologicheskogo-issledovaniya
slib.ru/etnografiya/item/175-prirodnyj-kalendar-khanty-i-mansi
avatar
Я уже даже поняла, как мне это вкрутить. Но не про то вопрос. А вопрос про то, доводилось ли кому реализовывать подобное и с каким успехом.
avatar
А вопрос про то, доводилось ли кому реализовывать подобное и с каким успехом.
Теперь уловил.

Да, доводилось.
Честно говоря, это хорошо как эксперимент. Это хорошо для создания Духа Эпохи — если у тебя неторопливая партия, которая может на лету пересчитать футы и дюймы в метры, галлоны в литры и которую не парит зримое отличие внутриигровых мер пространства/времени от таких же мер в реальности. Не только не парит, но и радует.

Тогда все получится.

Но в условиях короткой игры, игры по сети или ролеконовского ваншота я бы не советовал заострять на этом внимание.

То есть хорошо, если ты скажешь «В пятый день месяца холодных дождей случилось...» (и пояснишь страждущим, что это примерно соответствует середине октября) — повеет духом иного мира. Но если ты попросишь игроков дотошно высчитывать даты с учетом непривычного календаря… это будет утомительно.



Я пытался вводить свой календарь в одном из миров. Примерно в середине второй сессии игроки заявили «Аррис, давай не будем пользоваться этим календарем, он непривычный и неудобный. Шумеры 6000 лет назад придумали календарь, почему ты не хочешь пользоваться им?» (на самом деле они выразились гораздо более нелицеприятно, но суть такая).
avatar
Еще добавлю цитату:

Продолжительность тропического года в Кельрионе равна 364 суткам 3 часам 25 минутам. Таким образом, каждые семь лет «набегают» лишние сутки, которые обычно вставляют между концом седьмого года и началом следующего. Лишние сутки называют Ничьим Днем и не относят ни к одному месяцу.

Синодический месяц (период смены лунных фаз) в Кельрионе равен 28 суткам 16 минутам (на земле 29 суткам 12 часам 44 минутам). Год Кельриона состоит из 13 месяцев по 28 суток каждый.

Продолжительность суток в Кельрионе приблизительно равна земным, но сутки поделены на 16 часов, а не на 24 часа, как у нас.

Чтобы не перегружать книгу лишними деталями, все даты и часы событий приведены в соответствие с нашей календарной системой. Месяц в Кельрионе начинается в новолуние, новый год — после зимнего солнцестояния (Длинной Ночи). Сбор на Лайфеклике, созванный герцогом Джельсальтаром, был приурочен к началу второй седмины Месяца Волка (что примерно соответствует 2 декабря по нашему календарю).

А.В.Смирнов, Чернокнижник (Кельрион-3), есть на флибусте
avatar
Может быть в этом мире вращение планеты подогнано к её обращению вокруг солнца (не без участия Древних). Тогда и без месяцев обойтись. Ровно 360 дней и они нумеруются от солнцестояния.
avatar
Доводилось ли так делать? Если да, то с каким успехом?
avatar
«По ссылке не ходи, сразу отвечай»
Если отталкиваться от естественной 60-ричной системы счисления, то — 3 сезона в году, из двух частей каждый, по 60 дней в каждой из частей. «Лето — Осень — Зима» + «Нарождающееся — Уходящее». Ложится на привычный календарь, «Двадцать пятый день нарождаюшегося лета» легко определяется как «25 мая», а «52й день уходящей осени» как 22 декабря.
Между сезонами проставляем сезонные праздники по два дня «вне счисления» — они и так понятно где и как. При желании каждый 60-дневный месяц дробится на дюжину пятидневок, или на 5 блоков по дюжине дней. Итогом имеем свой достаточно логичный календарь, легко накладывающийся (кроме аналогов недель) на наш привычный.
avatar
Доводилось ли так делать? Если да, то с каким успехом?
avatar
Только аналитически, заготовил на будущее, если к фентезятине вернемся. Вживую же не получалось проверить, так как фентези не было уже лет эдак — а в остальных играх или реальный календарь, или вопрос абсолютной даты не всплывал постоянно (пользовались только относительными смещениями, и чтобы определить в какой-то момент текущую дату раз в четыре-пять сессий можно и потратить 5 минут на расчеты).
avatar
Хм. У меня в НФ всплывал вопрос необходимости учета абсолютной даты. Но недолго — пока игроки морочились расчетами навигации у личных космических кораблей.
avatar
Ну, по моему опыту странные календари и системы счисления игрокам больше в тягость, чем в радость.
Если уж действительно прям так надо чтобы оно было, введи календарь на основе десятичной системы — неделя 10 дней, месяц 5 недель. Это единственный формат, в котором у игроков есть шанс не запутаться. Ну а то, что он не совпадает с местным циклом вращения земли — ну опа, дети звезд же. Сезоные изменения описываются и корректируются вручную.
avatar
Ага, мое предположение подтверждается практикой. Я сейчас склоняюсь к такой модели, что месяца называются по природным явлениям, типа как в старославянском календаре, имеют все по 30. Месяцев 12 и год тут 360 дней ровно.
PS и вот это вот — это наработки первого поколения колонистов.
avatar
Вообще вопрос про календарь очень интересный :)

Еще и тем, что водящим по космоопере тоже надо о календаре задуматься. Планеты то разные :) Это Земля такая уникальная, что у неё 365d 7h с секундами 1 оборот. А если где-то 430 суток год? :)
avatar
Есть странное стёбное предложение… Взять абсолютно нормальный современный календарь, представленный в электронном виде (предположим, что так он выглядел на космокорабле) и в корне неверно его истрактовать. Например, стандартную «матрицу» месяца считать не датами, а годами, выделенные выходные — регулярным циклом лет тяжких испытаний… Ну и тому подобное, например, каждый месяц делить на две двенадцатидневные недели…
avatar
Это здорово, но если пригодится, то для другого раза.
avatar
Кстати да, а как измерять время в космооперах? Ведь во первых разный оборот планет, во вторых разная скорость кораблей. Делать какое-то усредненное время на всех, типа как у нас с Гринвичем?
avatar
Вот тут ничего сказать не могу, ибо космооперы не жалую.
avatar
Обычно либо не заостряют на этом внимание и меряют просто по земному, либо выбирают обй стандарт, привязанный к какому-то значимому объекту, и меряют так же как по-земному, но с пафосным указанием на этот стандарт.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.