Клонировать Шекспира

Страсти поулеглись, и я попробую восстановить пост, который я стёр в порыве эмоций. Впрочем, я последнее время не очень терпим к чужому мнению, и есть отличная от нуля вероятность, что я и этот пост убью…

Если кто пропустил весь срач, я пытался объяснить, почему некоторые мои сеттинги похожи на некоторые миры других авторов, и зачем я делаю первые, когда есть вторые. И отвечал я так: если это получилось непреднамеренно, то, скорее всего, я не знал о существовании того, на что это похоже, (или забыл, что со мной тоже иногда бывает) — ну вот не читал я, например, «Схизматрицу». (Правда, вряд ли я стану её читать ради того, чтобы получше обдумать некую сеттингоидею, к которой я всё равно не стану возвращаться.) Но в большинстве случаев я намеренно (хотя иногда неосознанно) пытаюсь сделать похоже на что-то — похоже, но иначе.

Ну и я взялся за литературные примеры. Итак, многострадальные Ромео и Джульетта. Тут я на самом деле крайне неудачно сформулировал свою мысль: перенесённый в другой антураж, шекспировский сюжет не станет невозможным. Но он неизбежно станет другим. Можно перенести действие пьесы в феодальную Европу эпохи рыцарства, можно на арабский Восток (хотя я на самом деле не уверен, что там пророк Мухаммед говорил о кровной мести), можно в Чикаго 30х, можно в мир киберпанковых корпораций. Но в каждом из этих антуражей герои неизбежно будут мыслить и действовать по-другому. Если сюжетообразующим конфликтом является любовь двух молодых людей из враждующих семей, то изменятся причины, вызвавшие эту вражду, как и методы совершения мести, изменится отношение общества к мести, к любви, к браку (если главные герои решат заявить своим родственникам «Идите вы нафиг, мы любим друг друга и собираемся пожениться!»), наконец, изменятся способы выражения любви героев друг к другу.

Возьмём другой пример — короля Артура. Если мы собираемся писать ролевую игру по артуровским легендам, то если мы будем придерживаться литературного первоисточника, и если мы будем пытаться привнести «историческую достоверность», у нас выйдут разные сеттинги. Если у нас на всю толстенную книжку два чародея: Мерлин и Моргана — и ещё немного мелких, то это одно, а если у нас у каждого не самого завалящего короля есть придворный волшебник — это другое. Если у нас нет появляющихся в кадре персонажей кельтского фольклора, если они есть, но дивны и загадочны и редко появляются в кадре, и если они являются разрешённой для персонажей игроков расой — это три разные вещи. Если же мы превращаем сеттинг в стимпанк (кстати, у меня была идея стимпанкового сеттинга с дальними потомками не-совсем-тех-же-самых-рыцарей) или космическую оперу, то изменится не только технологический уровень, — в первую очередь изменятся общественные отношения.

Впрочем, это если автор не халтурит, а повинен ли я в грехе халтуры — со стороны должно быть виднее. А когда речь заходит о ролевых играх, то тут возникает важный момент: эти самые «общественные отношения» не существуют вне отыгрыша их игроками и мастером. А хороший отыгрыш людей из иных социумов, нежели наш, встречается, наверное, реже, чем хотелось бы…

20 комментариев

avatar
Не страдай глупостями. Шекспир останется Шекспиром. Оставь текст, наряди героев в реквизит от «неспящих в Сиэтле» — получится тот же Уильям, что доказывается тысячами театров по всему шарику от ТЮЗов, до всяких Бродвеев.

Возможно дело тут именно в выбранном произведении. Твои слова были бы верны, скажем, для «Генриха VIII», за написание которого ему заплатили кругленькую сумму. Да и вообще для всех его хроник и для редких трагедий. Всё дело в идее и «посыле» к зрителю. Не важно, какие костюмы ты используешь, главное — сохранить вышеперечисленное.

Возможно всё дело в том, что ты подходишь к ролевым играм, как к «книжке, которую пишут игроки под руководством мастера», хотя я сторонник взгляда, что ролевые игры — это театральная постановка с элементами импровизации. Как и сторонник взгляда того, что ролевые игры — это моделирование событий и сцен, а не глубокий отыгрыш роли.
avatar
Оставь текст, наряди героев в реквизит от «неспящих в Сиэтле»
Чего уж там, давай сразу сделаем Ромео и Джульетту неграми афроамериканцами из Гарлема, но оставим, как ты предлагал, текст. Ты же сам сказал, что ничего не изменится, так?
что ты подходишь к ролевым играм, как к «книжке, которую пишут игроки под руководством мастера»
Эээ… что?
ролевые игры — это моделирование событий и сцен, а не глубокий отыгрыш роли
Я не понял: что ты подразумеваешь под «моделированием событий и ситуаций»?
avatar
Ты же сам сказал, что ничего не изменится, так?
Ничего. Пускай будет Гарлемская школа и две семьи мелких торговцев травкой на углу. Что идея, что посыл, будут теми же. Просто на эту постановку придут немного другие люди.

Эээ… что?

В каждом гайде новичку объясняется, что настольные ролевые игры — это будто ты пишешь вместе книгу. Когда ты пытаешься переписать книгу, а уже тем более не в одну пару рук, получается фанфик. Ибо в ней уже будет твой собственный посыл, твоя идея, которую ты углядел в оригинале. Почитай разные переводы Шекспира на русский язык — ты увидишь десятки разных произведений. Ибо все переводы, в первую очередь, являются адаптациями и подчиняются правилу перевода стихов.

Я не понял: что ты подразумеваешь под «моделированием событий и ситуаций»?
То и подразумеваю. Что ролевая игра, в моём представлении, строится на моделировании ситуаций, где отыгрыш и погружение того или иного актёра является желательным, но необязательным. И строится она так же, структурно, не на непрерывной истории отдельно взятой группы игроков, которые по системе Станиславского играют персонажей, а связанные сюжетными линиями сцены, где у каждой есть завязка, развязка и кульминация. И вся ролевая игра состоит из построения этих сцен и связи их между собой. «Что привело персонажей пьесы игры к сцене А? События из сцены В, которые были дополнены сценой Б».

Ты часто бываешь в театре?
avatar
Ничего. Пускай будет Гарлемская школа и две семьи мелких торговцев травкой на углу.
А тебе не кажется, что чернокожие торговцы травкой, разговаривающие точно так же, как современники Шекспира (ты первый сказал, что текст менять не надо), будут производить… несколько комическое впечатление?
В каждом гайде новичку объясняется, что настольные ролевые игры — это будто ты пишешь вместе книгу.
Ты можешь мне не поверить, но я, кажется, ни разу в жизни не читал ни одного гайда для новичков и уж точно не учился водить или играть по этим гайдам, поэтому мимо.
То и подразумеваю. (многабуков)
Понятнее не стало. Дай чёткое определение слова «моделирование».
avatar
несколько комическое впечатление?
Нисколько. Это может быть даже очень глубоко и трагично. Если туда идёт зритель, который не знает, на что он идёт — то да. Возможен шок. Я бы сходил.

поэтому мимо
Злой ты. Я же не обвинял в тебя, что «ТЫНУБЧИТАЛГАЙДЫОПОЗОРИЛСЯ». Это больше ко мне подходит, ибо когда начинал — всю сеть облазил в поисках помощи и советов.

моделирование
Исследование объектов познания на их моделях. Есть субъекты — игроки. Есть объект — например, начальник сверхсекретной службы её бессмертного величества галактической Императрицы вызывает своих молодых агентов, чтобы дать им задание и принять отчёт с предыдущего. Есть модель ситуации. ???.. Профит.
avatar
Возможен шок.
Окей, попробуем сократический метод. То есть шок возможен, так? А что будет вызывать шок?
Я же не обвинял в тебя, что «ТЫНУБЧИТАЛГАЙДЫОПОЗОРИЛСЯ».
Правильно. Ты сказал мне, что я должен действовать так-то и так-то, исходя из позиции, которой я не придерживаюсь.
Исследование объектов познания на их моделях.
Эээ… Или ты ещё более косноязычен, чем я, или вы в какие-то «другие» ролевые игры играете. Что является целью исследования?
avatar
А что будет вызывать шок?
Ситуация, которая расходится мировоззрением\подготовкой\знаниями отдельно взятого человека. От «земля круглая», до «О, боги, Ромео — НИГЕР!».

что я должен действовать
Не должен. Лишь предположения. Я «никто и звать меня никак», чтобы указывать, но как человеку разумному (надеюсь) мне позволительно делать предположения, в том числе неверные.

ещё более косноязычен
В том числе. Ну и сидя одним глазом в 1С бухгалтерии, когда рядом ходят разные хомячки, не до развёрнутых дискуссий, в которых, к слову, я слаб и немощен. Я люблю, но не умею спорить.

Что является целью исследования?
Боги, Ванатала, ты же сказал дать чёткое определение. Я же не говорю, что модель, используемая в ролевых играх, призвана что-то исследовать (но тут я, конечно, лукавлю. Ролевые игры в профессиональном смысле используются именно для исследования объектов и субъектов. На третьем курсе нас три часа в неделю заставляли играть в «собеседование» и прочие непотребства, исследуя наше поведение и такой моделью подготавливая к настоящей ситуации, где полученные навыки пригодятся.), скорее модель ради модели, методика ради методики. Если быть ещё точнее — сценическая механика разделения игры на меньшие полноценные блоки и полноценное моделирование, где конкретная сцена выступает объектом за которым наблюдают (сиречь «в который играют») субъекты (игроки, включая мастера). И из модели делаются выводы, которые приводят к следующей модели. Выводы из которой… Моделирование заканчивается с кульминацией.
avatar
«О, боги, Ромео — НИГЕР!»
Ладно… А если мы поставим пьесу про любовь юноши и девушки из враждующих семей гарлемских пушеров, но не будем называть их именами шекспировских героев, не будем буквально следовать сюжету шекспировской пьесы и не будем использовать оригинальный текст, то шок будет или нет?
Боги, Ванатала, ты же сказал дать чёткое определение.
Я именно это и сказал, а чёткого определения, что характерно, как не было, так и нет.
Слушай, ты случаем не из секты эдвардсопоклонников ли будешь?
avatar
то шок будет или нет?
Нет, шока не будет. Человек знающий, скажет, что это переложение Ромео и Джульеты на иной лад. Если идея сохранится, то получишь аплодисменты. Человек, мягко говоря, пришедший сюда по скидке, посмотрит, пожмёт плечами и скажет, что как-то не очень. Вот про белых было бы отлично, а это же нигеры. Они скучные.

как не было, так и нет.
Как скажешь, спорить не буду.

не из секты эдвардсопоклонников
Надо свериться с ежедневником. Нет, вроде, не записывался. Но кто его знает?
avatar
Нет, шока не будет.
Ага. А почему?
avatar
Ну, вестимо, потому что это будет очередной серой постановкой «по мотивам». Ведь на шоке и строится индустрия развлечений. Почему мы смотрим сериалы, фильмы, постановки? Почему мы читаем книги и играем в игры? Мы ждём шока. Это даже является одной из основных линз «искусства геймдизайна» Джейси Шелла.
avatar
????. ?????? ?? ? ????? ?????? ? ??????? ????????? ???, ? ? ?????? ?? ?? ??????????
???? ?? ???? ? ???????? ????????? ???????????.
?????????? ? ????? ?? ????????. ????, ???????, ?? ?? ????????? ????????? ?? «????????? ???????????».
avatar
Не будь профессором на сессии. Ты сам это всё уже давно знаешь, правда я не понимаю, чего ты хочешь добиться от моего скудного мозга. Шок в данном случае происходит от диссонанса декораций и текста. Мы убираем Шекспировский слог, добавляем характерных сцен для Гарлема и получаем бытовую серость, которая в лучшем случае вызовет позитивные эмоции из разряда «Неплохо переложили и сохранили дух оригинала».
avatar
Бинго! Именно к этому я и вёл. Нельзя превратить Ромео и Джульетту в гарлемских ниггеров, сохранив текст шекспировской пьесы в неприкосновенности. Потому что жители Гарлема не говорят и не ведут себя так, как аристократы эпохи Возрождения.

Более того. Современные жители родины Шекспира, даже совершенно англосаксонски белые и джентльменистые, тоже не говорят и не ведут себя так, как шекспировские герои.

Если же мы игнорируем это сознательно, то у нас выйдет театр абсурда. Возможно, в ролевых играх и этот жанр имеет право на существование, но я бы не стал утверждать, что он лучше всех прочих, ибо более шокирующ.
Если же мы игнорируем это просто потому, что не знаем о существовании такой вещи, или не считаем её значимой, то у нас получается именно то, что зовётся плохим отыгрышем.

Да, ты сказал, что ты отыгрыш не ставишь во главу угла. Но ты ставишь прежде всего некое моделирование ситуаций (не факт, что я понял, что ты имел в виду). Вопрос здесь вот в чём: если мы моделируем некую ситуацию, но при этом субъекты нашего исследования ведут себя не так, как должны были бы вести себя соответствующие элементы модели, то чего это моделирование стоит?
avatar
Выходит, аристократы Вероны эпохи Возрождения говорили возвышенными стихами на английском языке?
avatar
Выходит, аристократы Вероны эпохи Возрождения говорили возвышенными стихами на английском языке?
Конечно. А участники Троянской войны изъяснялись исключительно гекзаметром. А уж как говорили дружинники Владимира Святого…
avatar
Того же, чего стоит эта модель в обратном случае. Мы получаем иные результаты, которые приводят к иной кульминации. Модель не может быть субъективно оценена с той позиции, на которую ты давишь. Если субъекты ведут себя не так, то у нас есть возможность подстроить следующую модель под этих субъектов.

И, возвращаясь к:
Нельзя превратить Ромео и Джульетту в гарлемских ниггеров
Можно. Просто либо ты делаешь произведение «по мотивам» с сохранением идеи, либо ты делаешь классическую постановку но с другими декорациями. Да хоть, боги, Ромео, который зачитывает текст речетативом на фоне битбоксеров. Это в любом случае будет Ромео и Джульетта, потому что сохраняется изначальная идея и смысл.

Но если мы будем делать постановку, где главными героями будут их родители, про их вражду, интриги, переживания за своих чад — это уже будет другая история. И даже создавая их в классических декорациях — мы получим иное произведение с иным посылом для зрителя. Которое, возможно, так же вызовет шок («Мы никогда не думали о них в таком свете!», «Я думал тут будет про любовь, а не про закулисные козни!») и станет столь же ценным, как и оригинал, на котором данное произведение основано.
avatar
Вот ты пишешь «тупо в лоб перенести Шекспира не получится» как что-то плохое. А ведь это, наоборот, самое интересное — какие менять детали, чтобы сохранить драму! Главный творческий вызов в таких произведениях.
avatar
Вот ты пишешь «тупо в лоб перенести Шекспира не получится» как что-то плохое.
С чего ты взял? О_о
avatar
Нет, он пытается объяснить, почему он пишет похожие на что-то сеттинги.

Кстати, Вантала, почему ты не скажешь точно так же, как когда-то сказал Ник Перумов? «Это моё виденье!». И откажись от комментариев.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.