О формулировке "будь фанатом персонажей игроков"

Внимание, в посте содержится «плохое» аниме
Я не люблю правило «Будь фанатом персонажей игроков». Оно плохо говорит о том, что пытается донести. Оно контринтуитивно говорит о важных вещах, и это может сбить с толку как начинающего мастера, так и уже опытного ведущего, желающего углубиться в теорию игр. Даже с объяснением, приведённым в любом PbtA, это может значить что угодно. На всякий случай напомню его формулировку из Dungeon World:

Будь фанатом персонажей игроков/Be a fan of the characters
Относитесь к персонажам игроков как к героям любимой книги, фильма или сериала: радуйтесь их победам, и печальтесь, когда те терпят неудачу. Не подталкивайте их в определённом направлении, а участвуйте в рассказе про них и их свершения.
Think of the players’ characters as protagonists in a story you might see on TV. Cheer for their victories and lament their defeats. You’re not here to push them in any particular direction, merely to participate in fiction that features them and their action.
Почему я так считаю? Как минимум потому, что слово «фанат» далеко не всегда означает что-то хорошее… и, чтобы показать это, я привёл ниже примеры мастеров, которые определённым образом интерпретировали это правило. И лучше бы эти истории были бы выдуманны.



1. Фанат-садист
Представьте себе ситуацию, в которой мастер, желая увидеть настоящий триумф персонажа, подкидывает им невероятное препятствие — например, отправляет персонажей первого уровня в Темнейшее Подземелье или натаскивает на них дракона. Оно им не по зубам, да, но настоящий герой всегда отыщет способ как-то всё это преодолеть. Ведь настоящий герой, как в любом сериале, фильме или книге, найдёт выход и выйдет с высоко поднятой головой из любой передряги, либо же достойно проиграет и поймёт, что делать дальше, как расти над собой, ввысь…
… но вместо этого игрок, отыгрывающий персонажа, тупит, и его персонаж умирают, либо же со словами «Мастер, что это за херня?!» встаёт из-за стола и начинает спорить. И мастер недоволен случившимся: в конце концов он же фанат его персонажа, а автор персонажа, собственно игрок, его ругает за то, что он ставит перед ним проблему, которую он должен решить, ведь герои решают проблемы! Он ни разу не подталкивает их в определённом направлении, он просто поставил перед ними препятствие, чтобы узнать, что будет дальше…
Он считает, что если ты — фанат персонажей игроков, то нужно ставить перед ними невероятные угрозы, а возможно даже прерывить их отдых, лишать всего, до чего они дотянутся, мучить их, чтобы увидеть, как они стойко всё преодолевают.
Ведь… в этом же суть героев, не так ли?



2. Фанат-булочка
Конечно же, не все мастера такие. Далеко не все хотят видеть, как персонажи умирают. Они действительно хотят, чтобы до самого конца приключения они сумели всё преодолеть, они достигли своих целей, вернулись целыми и невредимыми из невероятных опасностей… и по итогу ставят перед ними самые безопасные столкновения, которые только возможны. Он может говорить о том, что дракон перед ними злой, ужасный и разрушает города под своими лапами, но герои убивают его в три хода без потери здоровья. Он может заявлять, что переход опасен, крут и под ним гибли тысячи приключенцев, но смехотворно низкие проверки ясно дают понять, что эти герои не умрут. Он может показать могущественного принца демонов, под дудку которого пляшут сами боги… чтобы затем бездарно слить его под ударом волшебной дубинки.
И в конце концов однажды мастер обнаруживает, что его игра как-то игрокам не интересна. Некоторые отмалчиваются, некоторые прямо говорят, что не чувствуют себя как-то особенными, несмотря на то, что они преодолевают препятствие одно за другим. Некоторые откровенно указывают, что в игре нет риска. И мастер не понимает, что не так — ведь на игре были и монстры, и опасности, и испытания, и захватывающий сюжет! И он не видит проблемы в том, что они с лёгкостью прошли через всё, ведь оценка «легко» довольно субъективна, как ни погляди…
Он считает, что если ты — фанат персонажей игроков, то не нужно им давать трудные задачи и не нужно их ставить на грань жизни и смерти. Ведь какие же это герои, если они ни с чем не справляются, не так ли?



3. Фанат-бабушка
Чаще всего такие мастера — это вторая стадия фанатов-булочек, которые постепенно поняли, что сильные на бумаге, но слабые на деле опасности — это плохо. Но, так и не расставшись с желанием увидеть персонажей живыми до финала, он начинает осыпать их сокровищами как из рога изобилия: от мечей на +5 и +6 (при максимально возможных +3) и карманных сфер аннигиляции до поддержки сильных мира сего за просто так, включая архимагов, драконов, полубогов, ангелов и демонов. Такой мастер хочет увидеть, как игроки, имея все возможности на руках, сумеют все имеющиеся с лихвой запасы, чтобы одолеть великую угрозу…
Но игроки либо берегут эти возможности, либо от обилия кнопок упускают их, а иногда они вообще отказываются от очередного дара, ведь уже и так имеется множество разнообразных артефактов. Но такой мастер упорно даёт вкусные плюшки персонажам игроков, словно любимым внукам, несмотря на то, что у них уже кончилось место в карманах.
Он считает, что если ты — фанат персонажей игроков, то их стоит баловать, всячески помогать им и одаривать множеством преимуществ, и чтобы их обязательно любили все окружающие, от простых людей до врагов. Ведь какие же это герои, если их никто не любит и не желает им помогать, не так ли?



4. Фанат сквозь слёзы
Такие мастера — в чём-то люди с печальной судьбой. Посудите сами — игроки наделены свободой воли, они всегда найдут способ свернуть с мастерских рельс, найти какую-то лазейку или полностью проигнорировать зацепку. Они могут вести себя как самовлюблённые дети, диктовать свои требования и гнуть свою линию, ломая сюжет, а иногда у них память как у золотой рыбки и они не помнят, что человек, который стоит перед ними — это не злодей кампании Саурон, а его приспешник Саруман (имена-то похожи!). Но тем не менее они отыгрывают своих персонажей, и ради этих персонажей приходится наступать на горло собственной гордости и эмоциям…
И убеждать себя, что ты их фанат, даже если это не так. Нужно провести их историю до конца, позволить им воссиять и почувствовать себя крутыми и классными, сделать так, чтобы персонажи в конце кампании стали лучше, а игроки были довольны. Такой мастер играет в первую очередь не ради себя, а ради других.
Он считает, что если ты — фанат персонажей игроков, то им нужно быть до конца, вопреки всему, ведь так делает хороший мастер. Ведь какие же это герои, если у них нет никого, кто ради них постарался бы проложить путь, не так ли?



5. Терминальный фанат
Наконец, представьте себе ситуацию, когда мастер считает, что правила можно нарушать или он плохо читает. Или конкретно строчку «не подталкивайте их в определённом направлении» он воспринимает чересчур превратно. Для такого мастера игра — это такой же способ проявить собственные хотелки, как и для игроков. Как игроки через персонажей будут проецировать свои желания и… «фетиши», так и мастер делает всё тоже самое… через НИПов… и через взаимодействие с персонажами игроков.
У таких мастеров дракон может соблазнить барда, а потом завести с ним детей, которые будут всячески помогать остальной группе. У такого мастера часть персонажей из кампании уже погибла по причине «они мне не нравятся» и заменена чередой эльфийских лучниц. Сюжет кампаний у таких мастеров чаще всего действительно вертится вокруг персонажей, но как ключевых фигур, а не как героев. И в целом это всё выглядит как… ну… фанфик фаната, в красках описывающий, как, с чем и почему мастер любит своего любимчика.
Он считает, что если ты — фанат персонажей, то… наверняка у тебя должна иметься дакимакуры и куча фигурок с этими персонажами, а также несколько идей о том, что и как ты будешь делать, чтобы показать, как ты их любишь. Ведь какие же это герои, если по ним не фанатеют, не так ли?



Слово «фанат» за долгое время своего существования исказилось от действий самих фанатов — пожалуй, к этой мысли я бы хотел подвести данный сумбурный пост с мнением. Его нельзя трактовать даже как что-то нейтральное, и я достаточно часто видел как в пределах НРИ, так и в пределах каких-нибудь фандомных тусовок так называемых «фанатов», которые могли с пеной у рта доказывать свою позицию относительно того, что им нравится.
Однако вместе за долгое время существования настольно-ролевых игр поменялось и восприятие персонажей в них. К ним раньше относились намного легкомысленней и проще, они не отличались глубиной и при смерти одного персонажа можно было легко заменить на другого, нужно было только успеть сделать лист нового персонажа. Но сегодня персонажей воспринимают как что-то важное, как проекция и вложенные усилия по отыгрышу и развитию как со стороны игрока, так и со стороны мастера. Смерть персонажа стала для многих не чем-то само собой разумеющимся, а чем-то памятным, важным, ведь на этом моменте закончилась чья-то жизнь. И правило «Будь фанатом персонажей игроков» говорит о том, что не нужно относится к персонажам игроков бесстрастно и безучастно. Не следует воспринимать их как листы с цифрами. Нужно проявлять к ним чувства и эмоции, какие бы мастер проявил к своей кампании или игре. Однако формулировка «будь фанатом персонажей», на мой взгляд, доводит это правило до некоей чрезмерности. Её следовало бы сделать другой.
Ведь важно то, что к героям не относятся равнодушно, а не что их беззаветно любят и чего-то от них ожидают, не так ли?

36 комментариев

avatar
Перефразировать можно в стиле старой школы «Будьте беспристрастным рефери».
avatar
Как раз роль ведущего в PbtA не быть реффери, а быть активным соучастником происходящего.
В принципе быть рефери не получится, как минимум потому что системы очень далеки от симуляционизма. И механика говорит мастеру — вот тебе, куча вотэтоповоротов разной степени тяжкости, выбирай наиболее подходящий к ситуации по твоему мнению.
Последний раз редактировалось
avatar
Разве что только в плане правил.
avatar
Этот подход, что характерно, не обязательно противоречит заглавному принципу. Как минимум в заметной части пониманий он вообще в другой плоскости — в смысле обработки заявок и того, что случилось, после того как фигуры расставлены, а не как готовить и на что обращать внимание.

Кстати, он тоже хороший пример того, как его — при той же краткости — можно сильно по-разному понимать и применять.
avatar
Ведь важно то, что к героям не относятся равнодушно, а не что их беззаветно любят и чего-то от них ожидают, не так ли?
Ну, в общем, да) Я считаю это правило в первую очередь означает, что история на игре так или иначе должна крутиться вокруг персонажей игроков, чтобы они не чувствовали себя щепками в водовороте событий, а не то что их надо холить и лелеять. То есть дать им прочувствовать, что их выборы и действия что-то меняют, пусть не для всего мира, но хотя бы для себя.
avatar
Традиционно для Имки, заголовок вводит в заблуждение. Кажется, будто автор собирается оспорить помянутый принцип, но далее в посте возражения лишь к тому, как именно он сформулирован в конкретных (да ещё и переводных) игровых текстах.

Но главное, если всё дело в ведущих, которые не умеют читать, то почему для критики выбрана именно эта формулировка и именно этого принципа? Описанные в топике уникумы с тем же успехом расшибут себе лоб о любую другую строчку из книги правил.
avatar
Традиционно для Имки, заголовок вводит в заблуждение.
Какой тогда должен быть заголовок? «Будь фанатом игроков — плохое правило»?
Почему для критики выбрана именно эта формулировка и именно этого принципа?
Потому что именно с искажением этого принципа я сталкивался больше всего. Я выразил свои мысли касательно именно этого принципа, который по моему опыту вытащили из PbtA и в другие игры, у меня не было цели разбирать все остальные, как какой-нибудь условный SMART из программирования.
avatar
Какой тогда должен быть заголовок? «Будь фанатом игроков — плохое правило»?
«О формулировке „будь фанатом игроков“»
«Неправильный способ быть фанатом игроков»
avatar
Традиционно для интернета вообще.
avatar
Забавно то, что эта классификация мастеров работает в целом, вне зависимости от того, есть ли в книге правило «будь фанатом персонажей» (или его вариации) или нет. Как минимум с типажами 1, 4, 5 я играл ещё до существования AW и производных.
avatar
Целая статья описывает проблему «некоторые люди не умеют не впадать в крайности» (прикидывается, правда, статьей «люди читают жопой», но чтение глазами в данном случае не помогло бы). На этом, собственно, все — выводов никаких нет, автор и сам это признает.
Зачем я это прочитал. Наверно, Магия Безе виновата.
avatar
Расчитай обратно)
avatar
В целом, именно из-за размышлений над Магией Бейзер этот пост и появился. Поэтому да. Виновата
avatar
Не издевайтесь над человеком, над ним уже автор издевается. Ономастика MahoAko основана на французском языке, и Утэна выбрала себе псевдоним, вполне соответствующий ее тематике — «Поцелуй».
avatar
Я знаю. Знаю и то, что помимо «поцелуя» этот псевдоним значит кое-что ещё…
avatar
Хороший пример, кажется, как возникают всякие богословские проблемы и ереси.

Люди придумали принцип — верный в основе и рабочий. Люди смогли изложить его кратко и афористично, так что его запомнили и цитируют, избежав как минимум забвения. Но дальше оказывается, что без примечаний (заметно превышающих по объёму и исходный принцип, и даже породившую его игру) толкования формулировки без понимания общего принципа в контексте и перевод на личные языки порождают кучу вариантов, формально вроде бы и верных, но обычно ситуационных (некоторые из перечисленных здесь как негативные варианты я бы на играх, например, приветствовал — скажем, с драконом и детьми. Но понимаю, что оно сильно зависит от группы и того, что там в игре в дефиците).
Последний раз редактировалось
avatar
Как фанат-садист протестую против первого пункта. Степень героизма прямо пропорциональна степени риска, на который идет герой — и да, именно в этом суть героев и заключается. Нечестно «натравливать» на персонажей то, с чем они не могут справиться только в случае, если одновременно отрезать и возможность убежать; куча произведений искусства про то, как персонажи встречаются с чем-то, что им не по зубам, после чего отправляются в путешествие, чтобы стать достаточно сильными, вернуться и победить.
avatar
Нечестно «натравливать» на персонажей то, с чем они не могут справиться только в случае, если одновременно отрезать и возможность убежать;
Все ли мастера честны? Или в целом отдают отчёт своим действиям и понимают, где надо продолжать гнуть линию, а где они всё-таки перегибают?
avatar
Нет, но тут проблема тогда не в том, что они как-то неправильно понимают принцип «будь фанатом», а в том, что у них есть видение того, как должна проходить игра, и они запихают тебе его в глотку, хочешь ты или нет. Это плохо независимо от того, является мастер фанатом персонажей или нет.
avatar
Или не плохо, а просто надо это самое видение как можно скорее доносить до игроков, чтобы остались только те, кого это видение устраивает?
avatar
Извините, у меня флэшбеки от игр, где мастера считали, что игра тем интереснее, чем больше проблем они наваливают на игрока, но забывали разбавлять бесконечные проблемы чем-то хорошим. Или хорошее происходило, но оно было несоразмерно количеству плохого.
avatar
Делаю так много лет, игроки довольны, брат жив. ЧЯДНТ?
avatar
ЧЯДНТ?

Ты же сам выше писал:

проблема тогда не в том, что они как-то неправильно понимают принцип «будь фанатом», а в том, что у них есть видение того, как должна проходить игра, и они запихают тебе его в глотку, хочешь ты или нет. Это плохо независимо от того, является мастер фанатом персонажей или нет.
avatar
Одна из формулировок, которые я терпеть не могу, так как она совершенно бессмысленна и противоречива.

Think of the players’ characters as protagonists in a story you might see on TV.

За такие вот формулировки надо убивать. Всякий раз, когда НРИ сравнивают с кино или книгой где-то умирает кошкодевочка. Нет блин, персонажи игроков это персонажи НРИ, а не фильма. И это прямо очень большая разница.

Cheer for their victories and lament their defeats.

Интересно, много ли фанов печалились бы поражениям своих кумиров, имея возможность им помочь? Благо, мастер же здесь чтобы

merely to participate in fiction that features them and their action.

В общем просто очень плохой случай, когда в целом разумный совет формулируют так, что от его разумности не осталось вообще ничего.
Последний раз редактировалось
avatar
hink of the players’ characters as protagonists in a story you might see on TV.

Многие хаки крайне кинематографичны. Очень удобно представлять в воображении фильм, где разворачиваются события игры. Такая формулировка позволяет подчеркнуть, что все происходящее должно быть зрелищно. Как бы это не звучало в контексте игры голосом)

Cheer for their victories and lament their defeats.

Не унывай, когда не удалось убить персонажей игроков, не радуйся, когда они проиграли. В противовес частому стилю ДнДушных мастеров.
avatar
Многие хаки крайне кинематографичны.
Да при чем тут конематографичность-то? Конкретно базовая идея тут в том, что это история про персонажей, что именно персонажи игроков должны играть в повествовании главную роль. И в качестве иллюстрации этого приводится кино, где собственно персонажи неинтерактивны и следуют скрипту.

Не унывай, когда не удалось убить персонажей игроков, не радуйся, когда они проиграли.

Это-то тут при чем? Я про то, что если тебя вот прямо печалит поражение игроков (как в циатате) и в твоей полной власти избегать оных поражений, то какой же ты будешь фан, если допустишь поражение?
avatar
Да при чем тут конематографичность-то?
При том, что наративизм, в отличие от симуляционизма и в некоторой степени от геймизма близок кинематографичности.
avatar
то какой же ты будешь фан, если допустишь поражение?
Взволнованный, полный эмоций, желающий героям превзойти самих себя и дающий им этот шанс.
avatar
Взволнованный, полный эмоций, желающий героям превзойти самих себя и дающий им этот шанс.

Только это фанат не персонажей, а истории. Я достаточно знаю фанатов спортивных команд, чтобы уверенно сказать, что они хотят в первую очередь победы своей команды, а не яркой и упорной борьбы и выбора между красивым кинематографичным поражением и скучной победой с отрывом в условные 30 очков у них не стоит.
При желании, можешь также почитать фанфикшн, чтобы увидеть отношение фанатов en mass к персонажам от которых они фанатеют.
avatar
Согласен, что одни и те же слова можно понимать по разному. Таковы ограничения человеческой коммуникации
¯\_(ツ)_/¯

Обычно принцип — это красивая фраза, которая является ярлыком к более подробному описанию. Поэтому аыцикливаться на дословном понимании слов самой фразы смысла не очень много.
avatar
Да при чем тут конематографичность спортивные фанаты-то?
avatar
Да при чем тут конематографичность спортивные фанаты-то?

Да примерно там же где фанаты персонажей кино и персонажей любого другого медиума. Фанат желает видеть своих кумиров достигающими успеха, поскольку он собственно активно болеет за них. Если фанату дать инструмент воздействия, способный помочь кумиру, он совершенно естественно им воспользуется, в принципе независимо от медиума.

Более того, в данном примере прямо сказано «Cheer for their victories and lament their defeats.» — но у мастера есть всегда способ сделать так, чтобы «defeats» не случались. И если он фанат и не любитель оплакивать и страдать, то…

Еще раз — в принципе разумная идея, стоящая за фразой выражена так, что от ее разумности ничего не остается.
avatar
Я бы сказал, что фанат скорее желает, чтобы кумиры сделали свой коронный приём.
avatar
Ну, короче, весь оригинальный пост о том, что короткую и ёмкую фразу «будь фанатом персонажей своих игроков» без дополнительных пояснений можно понять несколькими разными, подчас противоположными способами.
avatar
Примерно как и название книги.
Поэтому не стоит судить о книге по обложке)
avatar
Честно, наступала на все перечисленные выше грабли. Шишки от них до сих пор дают о себе знать.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.