Несессер мастера

Дама сдавала в багаж: Диван, Чемодан, Саквояж…
С. Маршак

Эта статья родилась из обсуждения предметов, которые обычно берут мастера, собираясь проводить игру на выезде (на конвенте, в антикафе, в гостях и т.д.), а не у себя дома.

Часть 1, в которой я буду невыносимо капитанить

“… тебе понадобится бумага для записей, карандаши и несколько игральных кубиков…”
Нечто подобное мы видим практически в любой книге правил для настольных ролевых игр. И этого минимума действительно достаточно для большинства словесок и некоторого количества “облегченных” систем. Но даже если вы водите некий “хэви-рул-систем”, вам все-равно это дело понадобится. Итак:

Кубики — это священный символ нашего увлечения. Они бывают прикормленными, злыми, намоленными, счастливыми или какими угодно еще, но они должны быть. Как минимум один комплект. Дома вы можете использовать свои любимые кубы из обогащенного урана, окропленные слезами игроков и кровью их персонажей, но с собой лучше взять те, что не жалко забыть или потерять. Желательно два комплекта.

Карандаши и ластик — не поленитесь по пути на место заглянуть в магазин канцтоваров или в газетный ларек и купить штук пять самых дешевых карандашей и ластик. Эта небольшая трата сэкономит много времени и нервов всем, даже если они придут с собственными палками-писалками. Ластик нужен обязательно, даже если каждый купленный карандаш снабжен таковым.
Кроме всего прочего, карандаш служит индикатором: как только игрок берет карандаш и начинает рисовать на обратной стороне листа персонажа эрегированный мужской половой хуй — пора повысить градус интересности приключения.

Бумага — лучше всего использовать бумагу, которую после игры легко подшить в папку, а на следующей встрече разъять и раздать игрокам — так никакие записи не потеряются. Идеально подходят обычные листы А4 и папка с прижимной скобой. В эту же папку помещаются и листы персонажей, о которых ниже. Имея отдельную папку на каждое текущее приключение, вы легко можете держать все бумаги/карты/записи в одном месте, ничего не терять и потом легче составить отчет о компании.

Листы персонажей — очевидно, они нужны в количестве, равном числу игроков… помноженному на два. Как минимум. Ибо может случайно выясниться, что:
а) в команде пополнение, либо кто-то не пришел, а вместо него пришел кто-то другой
б) игрок, взявший в прошлый раз свой чарник с собой, чтобы тот не потерялся, забыл его дома
в) вам внезапно придется спасать лист персонажа, погибший от нечаянно пролитого чая
г) кто-то окончательно протрет ластиком дыру, делая постоянные исправления в своем чарнике
д) кто-то из персонажей таки умрет и игроку придется делать нового

Книгу правил — а лучше две или три, ибо нет ничего более жалкого, чем передача одной книги из рук в руки при генерации персонажей. Ясно, что у мастера редко бывает более одного экземпляра книги правил на руках, так что можно предварительно отксерить несколько страниц, касающихся генерации и подшить их в отдельную папку.

Наброски сценария, фронтов, сюжетных арок и т.п. — различные задумки мастера на предстоящую сессию в зависимости от системы.

Ну вот, казалось бы, и все, что требуется мастеру на первый взгляд. Но было бы глупостью писать статью ради того, чтобы написать эти самоочевидные вещи. По этому дальше я перечислю то, что я обычно беру с собой на выездные игры сверх базового комплекта.

Часть 2, мой несессер

Обычно мой набор мастера помещается в заплечном ранце от ноутбука. В основном это благодаря тому, что я не таскаю с собой фигурки, террейн и прочую атрибутику классических воргеймов. Помимо вышеизложенного там обычно обитают:

Песочные часы — купленные в аптеке обычные песочные часы на 2 минуты. Крайне помогают от разговоров “за жизнь” и излишне долгих бесплодных споров. Уже само присутствие часов на столе как бы объявляет игрокам, что их время ограничено. А в случае необходимости просто переверните часы и игроки поймут, что на обсуждение у них осталось не более двух минут. Очень полезно на конвентах, где время партии жестко лимитировано.

Карточки амуниции, заклинаний или ходов — я обожаю карточки. Они чрезвычайно упрощают жизнь, круто выглядят и позволяют подержать что-то вещественное в руках. Обычно карточки я делаю форматом с покерную карту, с одной стороны помещаю картинку и название (предмета, заклинания или хода), а с другой — описание и параметры. Клею это добро на плотный картон и ламинирую скотчем. Дешево и сердито.
Во время генерации, когда игроки начинают выбирать амуницию, я выдаю им колоды оружия, брони и всякого дополнительного оборудования (магам и клирикам — заклинания и молитвы). Никто не рвет друг у друга книгу просматривая таблицы — один просматривает колоду оружия, второй — доспехов, третий — снаряжения, четвертый — заклинаний или молитв. Отобрав нужное, каждый передает колоду дальше. Если два игрока хотят одно и то же оружие — значит они используют одну карточку на двоих, передавая ее друг-другу при необходимости. Если во время игры кому-то нужно посмотреть параметры своей амуниции — он просто смотрит карточку, лежащую перед ним на столе.

Листы NPC — лист мастерского персонажа. Обычно это лист А5. С одной стороны имя, титул или должность и портрет — эта сторона демонстрируется игрокам. С другой — параметры, цели и тайны персонажа, которые знает только мастер. Ясно, что в ходе игры появится масса новых npc, листы для которых не заготовлены, но листы самых ярких личностей лучше иметь заранее.

Карты, записки, послания — куда круче выдать игрокам, нашедшим в сумке гонца тайное послание, свернутый в трубочку лист с текстом, нежели передавать его содержимое на словах. Подготовьте заранее важные улики, послания, записки, манускрипты и прочие раздаточные материалы. Вы будете вознаграждены удивленными взглядами игроков, когда заявив, что-то вроде “в углу вы нашли смятый черновик письма” вы вынете из папки лист, скомкаете и легким броском отправите в угол комнаты.

Игрушечные деньги — я использую банкноты из Монополии, но можно также использовать монеты из Доминиона или любые другие деньги из настольных игр. Это существенно повышает удовольствие от получения награды или гонорара — игрок не просто записывает себе +100 монет, а получает в руки вполне ощутимую хрустящую купюру.

Покерные фишки — я использую их как всякие токены: для обозначения запаса маны у персонажей, в качестве фейт-поинтов в FATE или в качестве собственно фишек в Savage Worlds (вкупе с колодой карт).

Стикеры — для обозначения состояний или долговременных эффектов, о которых все всегда забывают. Например, сложно все время держать в голове, что в игровом мире темно и холодно, когда вы сидите в жаркой и хорошо освещенной комнате. Тогда можно взять стикер, написать на нем “ТЕМНО” и приклеить посреди стола. На втором написать “ХОЛОДНО” и также приклеить. Как уже все догадались, это не мое изобретение — я позаимствовал это из FATE, но оно неплохо работает.

Ширма мастера — этим атрибутом я пользуюсь не часто, но это в основном из-за небольшого размера столов в антикафе. На большом столе бывает очень удобно расположить все сценарные наброски, фронты и листы npc на внутренней стороне ширмы, дабы иметь их перед глазами.

Вот собственно и все, что я обычно пихаю в свой рюкзачок. Ну разве еще бутылку воды и огромную пачку чипсов, но это уже не имеет прямого отношения к теме. А что в свой дорожный набор кладете вы?
  • нет
  • avatar
  • 3
  • +8

6 комментариев

avatar
Ноутбук.
комментарий был удален
avatar
Тут весьма зависит от системы. Где-то, например в ПбтА достаточно

1) Блокнота и карандаша.

2) Если система рулз-хеви то неплохо иметь какой-никакой GM SCREEN (позволяет искать нужное куда быстрее ноутбука)

3) Если не можешь держать все потенциально важные для игры правила и сущностей в голове или на листках — ноутбук. Прощайте, игры на свежем воздухе. Мы играем по магам.

4) Если есть часто меняющиеся но не слишком многочисленные характеристики (фейтпойнты/очки крови/мана/воля) — неплохо иметь для них фишки. Лови драмадайс — это не метафора.

5) Если есть часто используемые подсистемы не покрытые ГМ скрином (напр. правила каста в миротьмовских магах, криты в ВФРП) — то полезно иметь cheat sheet.

6) Что-то что можно использовать в качестве миниатюр. Нарпимер миниатюры. Или чашка кофе, мобильник и зефирка.
7) Да, дайсы. Ну или игроки принесут.

Набора ноут/планшет и блокнот для заметок хватит для всего, если тащить лень или не выходит.
Хотя я боюсь спросить по чему вы водите что игрокам не хватает своего чарника и своих же заметок.
avatar
боюсь спросить по чему вы водите что игрокам не хватает своего чарника и своих же заметок

Ну тут дело не в системе, как обычно. Просто своих старых знакомых я вожу у себя дома, без выезда на место. А в клубе или в антикафе обычно вожу людей новых, не знакомых, чаще всего новичков. Они почему-то часто грешат тем, что теряют/забывают свои чарники/записи, и приходят на встречу без кубиков или карандашей. Так что я предпочитаю всегда иметь парочку запасных чареников, карандашей и кубов.
avatar
Если ситуация стоит что или дома или нубов водить — то используемый/необходимый набор разрастается еще раза в два, да )))
avatar
Общая тетрать А4. На одной странице все, что нужно для предстоящей сессии, на другой — записи по ходу сессии, по которым я готовлюсь к следующей.
Коробка дайсов.
Карандаши, ластики.
Иногда «шпаргалка» системы страницы на 1-3.
Теоретически миньки и тайлы/плейматы, но использую очень редко.
Карточки NPC/угроз
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.