О арабская ночь, о дивный восток: отчёт. Часть 2

Часть 1

Итак, остановилась я на том, что наша бан… То есть герои добрались до оазиса, и даже не оскорбили шейха до такой степени, что он их вышвырнул. Хоть один из игроков и был близок к этому.
Наутро купец Азиз отправился вести с шейхом переговоры о заключении торгового соглашения, а герои получили возможность насладиться свободным временем.
Тут я допустила тупую ошибку: не сказал игрокам, что вообще есть в этом оазисе. Казалось, что проще, сказать «Из интересного тут есть торговец, сокольник, сказительница и жрец Деумутефа (бог пустыни, кочевников и лучников), ну это не считая тренирующихся в стороне воинов и бегающих между палатками детишек». Так нет же, не сказала-- захотела выпендриться: мол, чтобы места интереса сами попались на глаза героям. В рамках повествования, так сказать. В результате вышло неуклюже, и интересные встречи произошли лишь с двумя.
Пока дервиш развлекал танцем детишек, а чакали на это смотрел, наёмник немного потренировался с местными воинами и… Салимой. Да, дочь шейха настоящая бой-девка, которая ненавидит, когда хвалят её внешность (она и так знает, что писаная красавица), ей хочется, чтобы кто-то похвалил её воинские качества. Ушебти же успел познакомиться-- и поругаться-- с местным жрецом по имени Фатхи. Понимаете ли, Фатхи довольно фанатичный парень: джиннов ненавидит настолько люто, что даже сказки о них считает злом, и гоняет детишек, который играют в «джиннов и Сулейиана» — собственно, с этой сцены и началась встреча со священником. Ушебти же мало того что посвящённый-- их Фатхи просто не особенно уважает, считая заблудшими душами-- но начал доказывать, что у Иблиса, бога зла, а, значит, и у джиннов, есть своё место в мироздании. Ой-ой. Слава ушебти не упала только потому, что ещё -1 — и за его голову назначат награду, что слишком слишком для ситуации. Оскорблённый в лучших чувствах жрец удалился в свою палатку, очистить душу молитвой, а не менее ушебти остался снаружи, в который раз понимая, что эти кочевники-- дикий и узколобый народ.



А жрец Кармелоса (которого через сессию за глаза начнут звать «Кармелотом») вдруг заметил… Нечто, сидящее на палатке шейха. Это нечто напоминало грифа, только какого-то слегка неживого, с давно вытекшими глазами, без половины перьев (уцелевшая половина в основном концентрировалась в районе крыльев). Заметила это и пара других героев. В странной птице они узнали гнилогрифа-- нежить из Гекаты, развалин некогда великой империи, где сейчас только нежить и бродит. Про гнилогрифов ходят слухи, что эти птицы-де чуют кровопролитие и слетаются туда, чтобы пожрать (зачем нежити жрать, в бестиарии не конкретизируется). Успешно вспомнивший этот факт Кармелот сразу шарахнул по гнилогрифу молнией. Опалённая тушка бухнулась на землю, а ушебти, узнавший о плохом предзнаменовании, начал паниковать. Он заявил, что скоро всех убьют и надо срочно продать добычу с погибшего каравана и валить. Продавать добычу герои пошли, а вот валить не очень-то хотели. Торговец ещё им попытался впарить несколько одноразовых магических штуковин, с гордыми и цветистыми названиями, достойными артефактов, но игроки, узнав про одноразовость, махнули рукой. Мол, заклинания мы и сами кастовать умеем, на хрен нам деньги тратить? Получив свою долю, ушебти немедленно побежал к верблюдам. Он твёрдо намеревался сесть на одного и вернуться в Султанат. То, что для этого ему придётся несколько дней пилить по пустыне в одиночку, с большой вероятностью заплутать и помереть, его не останавливало. Горожанин, что с него взять. Не останавливало его и то, что он, по сути дела, крадёт верблюда: мол, всё равно тут все умрут, разве можно красть у мертвецов!
И крик, раздавшийся от палатки шейха, только укрепил его опасения. Все, кроме него, побежали к палатке. Обнаружили выскочившего из неё Азиза, бледного и трясущегося. После того, как наёмник безжалостно влепил ему пощёчину, тот достаточно пришёл в себя, чтобы выдавить что-то про чудовищ, и про то, что шейх убит. Это, надо сказать, героев (и игроков) не удивило-- гнилогриф был достаточно ясным знамением, что с шейхом произойдёт что-то плохое. Песок вокруг вдруг ожил, собираясь в безобразные подобие фигур людей, в руках у которых были чёрные сабли!
Убегающему ушебти не повезло больше всего. Вокруг него появилось аж трое таких песколюдов…
Тут я допустила кучу ошибок, что начисто убило весь бой и нанесло тяжёлую рану моему энтузиазму. Первой ошибкой было напускать на ушебти аж трёх песколюдов. Логика в этом была: песколюды реагируют на движение, а он бежал. Но тот факт, что ушебти был наименее боевым персонажем в пати, что у него не было оружия-- точнее, маткомонента для заклинания-- наготове, стал его приговором. Он успел только достать фигурку, необходимую для вызова телохранителя, а самого вызвать не успел. И песколюды его прикончили буквально за раунд. И игрок обиделся. За то, что на него навалили столько врагов, как специально, за то, что оружие в битве надо иметь наготове, не то должен делать несколько действий, напомнил другой игрок… Причём тот игрок, который правила знает наизусть, но не стесняется мне про них напоминать только когда ему хочется (тот самый, что играет за Кармелота). В общем, игрок обиделся и захотел уйти, причём больше не приходить. А я этого не хотела. Я сказала ему, что его персонаж не умер-- просто потерял сознание. И игрок остался. Настроение у меня, однако, было испорчено конфликтом, я ждала ещё одного-- что взбеленится уже игрок-буквоед-- и я начала путаться в правилах. Забыла, что у меня есть фишки, забывала добавлять противникам бонус за скрытность, в результате чего им ни разу не удалось успешно нанести скрытую атаку героям, и умерли от пары щелбанов. Какая уж тут атмосфера ужаса из пустыни, когда этот ужас так легко убить и герои чувствуют себя практически неуязвимыми!
Вынесла я для себя из этой ситуации два урока: 1) когда встаёт вопрос, сколько врагов атакует героя-- кинь чёртов кубик, лучше всего-- дай ему кинуть, не будет выглядеть так, как будто ты завалить его хочешь; 2) следи внимательнее за этими ****ими бонусами и штрафами. Это вроде как само собой разумеется, но мне это очень трудно…




Отвага тех героев, кто не бежал, а сражался, была вознаграждена. Они не получили ни царапины. А вот струсивший ушебти выжил каким-то чудом, и очнулся среди раненых, с поломанными рёбрами, но живой. Ему пришлось, однако, выслушать нравоучительную проповедь Фатхи, во время которой он пожелал, чтобы его добили и не мучили. В довершении всего, когда встал вопрос, скольких бедуинов убила эта атака, я назвала слишком маленькую цифру, про… теряв всю атмосферу окончательно. Кидай кубики, Налия, кидай кубики, переваливай ответственность на рандом!
Если кому-то покажется, что я слишком тютюшкаюсь с этим игроком-- он мой друг и у него не лучшее время в жизни. И к тому же он приболел и сидел температурой. И к тому же Кармелот своим внезапным вспоминанием аспектов правил, о которых забыли все, включая ведущего, способен выбесить и святого. Все мы люди, все мы иногда тупим. Это первое. Второе-- его персонаж выходил самым колоритным, хоть и не особо приятным. Такой высокомерный мальчик из богатой семьи, с магическим даром и деньгами, который воображает о себе куда больше, чем значит на самом деле-- и который, столкнувшись с реальными испытаниями, показывает свою истинную сучность, и хочет за свои же ошибки отомстить всем вокруг, только вот слишком слаб для этого, а потому делает вид, что ошибок не было. Забавный трусоватый антигерой. Эдакий Яго без Джафара, который корчит из себя Джафара. Плюс игрок живо интересуется тайнами сеттинга, а его биография может дать неплохие зацепки для продолжения модуля… Словом, его смерть была преждевременной.
Послевкусие после этой сессии осталось самое дурное, и я ломала голову, как же это исправить. С игроками вроде как поговорила по душам, игрок за ушебти понял и признал свои ошибки, Кармелот за меня не разозлился, у прочих игроков сессия не оставила впечатление дерьмовой… Увы, к следующей сессии у меня не хватило времени нормально подготовиться, потому что не пришла в голову пара интересных идей, как должны выглядеть баньши в моём сеттинге, и перед сессией я писала про баньши и не могла остановиться. Сама себе злобная буратина, наплевала на заветы книжки «Всегда во всеоружии»… Полный провал не вышел лишь потому, что раньше я воспользовалась заветами этой книжки и хорошенько расписала разговор с Фатхи и Салимой, так что мне оставалось читать с листка.

Кончина шейха, убитого песчаными людьми (они просто появились у него в шатре, порвав ковёр, и убили прежде, чем он успел выхватить оружие) повергла весь оазис в горе и шок (плюс потери, хоть и не такие большие, среди их жителей). Толпа бедуинов едва не попыталась линчевать героев, обвинив во всём их, но Фатхи смог их остановить проникновенной речью.
Тут была отличная возможность героям дать испытать своё красноречие на фоне опасной ситуации, но… Я знала, что у всего оазиса против моих ребят, закатанных в броню и обкастованных по самые уши, шансов не так много, тем более при моём-то знании правил системы, по которой я первый раз вожу. И игроки это знали. А потому они бы не стали тратить силы на уговоры и приняли бы бой. Фатхи спас героев от расправы? Нет, Фатхи спас оазис от поголовного вырезания в лучших традициях фоллаута! Жрец призывал, во имя Деумутефа, не оскорблять память шейха тем, что на его гостей поднимут оружие, тем более что гости, вполне определённо, не виноваты, а виновато какое-то великое зло. К нему присоединилась Салима-- обстоятельства ей даже не дали времени порыдать над трупом отца: пришлось вспомнить свой долг дочери шейха и единственной в данный момент присутствующей в оазисе наследницы (два её старших брата в отъезде). Девушка пафосно поклялась отомстить тому чудовищу, что убило шейха. Через несколько часов, во время которых беду скорбели, Кармелот помогал выхаживать раненых, а ушабти, стеная от боли в рёбрах (три ранения-- не шутка!) требовал срочно подать ему гашиша или хотя бы вина, героев и торговца позвали в палатку шейха. Там Салима и Фатхи говорили много и красиво, но вся эта красота нужна была для того, чтобы донести до героев одну-единственную мысль: они помогают отомстить за шейха-- торговому контракту с Азизом быть, они не помогают-- могут идти на все четыре стороны. В произошедшем Фатхи винит свою младшую сестру, Баширу, заклинателя джиннов, которую давным-давно изгнали из оазиса. У неё есть мотив отомстить, она уже вызывала существ из песка (за что её, собственно, и изгнали), женщина, похожая на неё, недавно поселилась в нескольких днях пути от оазиса-- всё сходится! (по мнению жреца)



Да, тут я тупо читала текст с листка. С другой стороны, учитывая, что любовь аль-ширкунцев к плетению словес--особенность сеттинга, это было не так уж и тупо… И игроки не заскучали. Так что это можно записать даже в плюс, а не в минус. Другой вылезший минус-- не моя вина, а вина того готового приключения, которое я водила (хоть я его и модифицировала): маловато мотивации для героев переться в пустыню, искать джинна, который покажет им дорогу к главному злодею. Точнее, мотивация такая: вы-- герои, вам предназначено это судьбой! Хамсины шепчут ваши имена, идите выполняйте квест! Я решила, что это слишком легкомысленно. Потому ещё на этапе подготовки многое изменила, сделав всё менее прямолинейным и введя новых героев… Но всё равно вопрос «А на хрена нам это надо?» у игроков возник. Главным мотиватором стал Азиз. Он так желает заключить контракт с племенем, так желает доказать отцу, что способен быть торговцем, что не постоит за ценой. Он обещал героям богатую награду, всё увеличивая и увеличивая цену. На тыще золотых игроки сдались.

Сходится по мнению жреца. Игроки же (и их песонажи) чуют какой-то подвох. Что жрец говорит что-то не совсем искренне. Что он то ли что-то скрывает, то ли его что-то гложет. В любом случае, Салима вроде как поддерживает его версию. Обещает дать следопыта, который доведёт их до места, где сейчас якобы живёт Башира, и верблюдов.
Увы, ведущий, то есть я, от расстройства не акцентировал(а) внимания на прошлой сессии на такой важной штуке, как высохщие сердца с выжженными на них иероглифами, которые обнаружились в кучках песку, оставшихся после убийства песколюдов. Упомянула их мельком, и игроки о них забыли. Тем более мимо ушей они пропустили слова сказительницы о каком-то владыке песков, который пробудился. Игрок же, чей персонаж — маг кем-хеку — должен был сыграть важную роль в сюжете, не пришёл… Словом, вышло кривовато и некрасиво. Часть подсказок, что «песчаная ведьма» не виновата в произошедшем, была сунута игрокам под нос слишком грубо, часть-- так, что они их едва увидели. Shit. Вместо того, чтобы исправить ошибки, я насажала новых!
Один из немногих моментов, которыми я осталась довольна: игроки (их персонажам хватило ума промолчать) начали рассуждать, не стоит ли сам Фатхи за нападением на шейха? Я знала, что они придут к такому выводу, и начала их всячески поддерживать. Заодно указала, что по законам детективов, куда вероятнее, что убийцей окажется Салима-- неожиданно же! Или Азиз-- ещё неожиданнее! И вообще, все неписи, у которых есть имена, под подозрением!




И вся следующая неделя ушла у меня на размышления о том, как исправиться. И снова меня спасли советы из книжки «Всегда во всеоружии» (спасибо Левиафану за перевод ещё раз!), то, что у меня уже была готова таблица случайных столкновений. И то, что перед следующей сессией, перед самым началом, я просто заткнулась наушниками, включив тематическую арабскую музыку, и погрузилась в медитацию, проговорив про себя всё, что будет, по идее, на этой сессии. Помогло! Всем советую.

После того, как герои собрались уже у себя в палатке, к ним заявилась неожиданная гостья-- Салима. Ей герои уже, не стесняясь, рассказали о своих подозрениях насчёт Фатхи. Скрипя сердце, она согласилась, что такое может быть-- хоть она и не верит этому. Но, сами понимаете, обвинить Фатхи она ни в чём не может, единственная зацепка, которая у них есть-- Башира. Что с этой дамой нужно хотя бы поговорить, признали все игроки. А ещё Салима сказала, что она попрётся в пустыню с героями, и именно она-- тот самый обещанный следопыт. Она должна отомстить-- и точка! Магш ушебти и Кармелот уговаривали её не делать этого… Но, поскольку старался в основном маг ушебти, Кармелот обошёлся лишь парой фраз и броском на убеждение, а наёмник наоборот, всячески поддерживал решимость Салимы-- я сделала вывод, что девушку отговорить от рискованной и не самой умной затеи не удалось. Теперь героям предстоит защищать не только себя, но и прынцесску! И надеяться, что их не обвинят в похищении дочери шейха, потому что о таких мелочах прынцесса не думает, считая, что записка, оставленная Фатхи, всё исправит. Заодно устами Салимы я напомнила и о загадочной фразе сказительницы, что-де «Старые сказки ожили», и про найденные сердца.
Лучше поздно, чем никогда-- эти зацепки, пусть и несколько нарочитые, сыграли свою роль. Герои побеседовали со сказительницей со звучным именем Люджейн, которая рассказал им историю о Владыке Песков-- страшном чёрном колдуне, что вырывал сердца у людей и заставлял их таким образом служить себе, и что этого колдуна заточила могучая волшебница. Люджейн была приятным неписем, описывать её было одно удовольствие, да и слова за неё не читала с листка-- моя самооценка немного повысилась. Герои нашли того, кто мог бы прочитать иероглифы на высохших сердцах (гекатийский язык, которого не было ни у одного из герпоев)-- и этим «кем-то» оказался Азиз! Я давала подсказки в самом начале модуля, что Азиз-- скорее учёный, чем торговец, а в бизнес полез, чтобы доказать отцу, что достоин продолжить семейное дело. Но догадался показать сердца торговцу не ушебти-- который общался с Азизом больше всех-- а дервиш. Чисто интуитивно. У этого игрока вообще интуиция развита отлично. Надпись гласила что-то типа того «Заклинаю вас служить мне своим именем, именем Барсула Туга!». Игроки сразу вспомнили злого некроманта Долбара Нопа («Долбоёба») из комикса Бронелифчик. Похоже, Барсул Туг (он же Барсук, он же Барсундук)-- его инкарнация в этой вселенной. Главгад с дурацким именем, которого надо идти и валить, но который, правда, пока непонятно где. Поэтому пошли пока к Башире. Пошёл даже ушебти со своими двумя ранами (одну таки удалось отлечить). Пустыня вновь открыла им свои объятия…

На этом пока закруглюсь-- телега вышла великовата, причём в основном о своих ошибках говорю, а не о сюжете. Говорю не для того чтобы на жизнь пожалиться, а потому, что, может, мой опыт позволит другим этих ошибок избежать. Итак, коротко, что я для себя вынесла:
1) Не знаешь, какую цифру назвать? Кидай кубик, рандом сраму не имет.
2) Помедитируй перед вождением.
3) Когда нет вдохновения, куча записей, сделанных во время подготовки, станет палочкой-выручалочкой. Поэтому они должны быть. На всякий случай.

В следующей серии, то есть отчёте-- как чуть не устроить ТПК в саваге, что делать если часть игроков заболела, как попытка сделать эффектный поворот оборачивается фейлом.

8 комментариев

avatar
Да нормально всё было, Про штрафы (свои) игрок сам должен помнить. Да и всё логично… Вот только заново вводить игрока фразой «придумай сам, что с тобой было» не лучший вариант. А игрок, знающий правила, это всегда полезно. Есть спорный момент — он его решит с наибольшей вероятностью.
avatar
Вот только заново вводить игрока фразой «придумай сам, что с тобой было» не лучший вариант.

Ты ж его знаешь. Ему могло бы не понравится, что я придумала, и он бы на меня дулся. А так я решила дать ему больше нарративных прав. Он ими пользоваться не пожелал…
Но об этом будет в следующим отчёте.
avatar
Мне кажется, что это работает не так. Уж не знаю, почему он тогда упомянул о вводе в игру, но просто сказать сам придумывай тоже не очень…
avatar
Я перед этим читала Dungeon World-- там это так и работает.
avatar
А ссылочку на рекламируемую книжку «всегда во всеоружии» не кинешь плз?
avatar
avatar
А вообще отличный отчёт, вот серьёзно!!!

На мой взгляд лучший из вашей кампании. Отчёт по игре, это конечно, не сама игра, но пишешь как минимум:
— интересно
— познавательно
— полезно
и главное видно, что стараешься над ошибками работать!
avatar
Классный отчёт! :)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.