Проблемы отыгрыша чуждых существ, и нужно ли это вообще

Тут в недавнем обсуждении вспомнили компьютерную игру Ascendancy, и я, вспомнив, что сам в далёкие годы в неё играл, решил предаться ностальгии. Кто не в курсе — это древняя Master of Orion-образная космическая стратегия, где все играбельные расы представляют собой Starfish Aliens. Вот тут можно найти их список и описания — в числе существующий во вселенной игры рас есть, например, рептилоиды, для которых стресс является катализатором мыслительных способностей; раса с воинской культурой, не рискующая смертью в бою благодаря фантастическим способностям к регенерации; или разумные телекинетические грибы, практически неподвижные и считающие «бессмысленное» движение злом.

Вот мне стало интересно — были бы для ролевой общественности интересны игры, так или иначе имеющие в качестве основных идей подобных существ — с непривычной физиологией, негуманоидной анатомией и/или нечеловеческой психологией? И, что мне в данном случае особенно интересует, чем именно и в каких аспектах вас бы интересовала тема «чуждых» существ?
Да, в теме, на которую я ссылался, уже прозвучало утверждение о невозможности отыграть таких существ, и я в целом согласен с тем, что это, как минимум, нелегко, но в данном случае меня интересуют только аргументы «за».

К тем, кто будет постить в комментариях указания на игры, где такая тема уже так или иначе была раскрыта (я не сомневаюсь, что такие существуют, и предполагаю, что такие есть и среди знакомых мне, просто я про них забыл), БОЛЬШАЯ просьба не ограничиваться просто указанием названия, а хотя бы в нескольких словах рассказать, что это за игры такие, и как там эта тема раскрыта.

Нет, я не собираюсь в обозримом будущем пытаться раскрыть эту тему сам в своих ванталосеттингах.

14 комментариев

avatar
Хех, я бы вряд ли смог в такое играть, у меня какой-то ментальный ксенофобный блок на такие штуки) Я и в фентези-то играю почти исключительно людьми и изредка эльфами именно по этой причине)

Если бы попытался, то на нечеловеческой психологии сразу крест. Непривычная физиология возможно проканала бы, но в основном в юмористическом контексте.
  • Rex
  • +2
avatar
Меня крайне интересует отыгрыш True Fae из CtL как существ из принципиально другой реальности и соответственно совершенно другой психологией. Они возникают, существуют и исчезают иначе (этот процесс нельзя назвать «рождением», «жизнью» и «смертью» соответственно), и у них другая логика, оперирующая не фактами и вероятностями, которых в их реальности попросту нету. Из них трудно сделать персонажей игроков, однако персонажи мастера получаются просто замечательные.
avatar
The Game of Immortals из Equinox Road, я полагаю, ты видел?
avatar
но в данном случае меня интересуют только аргументы «за»
Ну, были бы для начала вменяемые аргументы «против».
Что нам нужно «чуждого»?
Мотивацию? Легко. Было бы стройное описание в сеттингбуке, а не невнятное «ну, типа они такие чуждые».
Ввод чувственных данных и способы влияния на окружающий мир? Хорошая система справится. Ну или протез системы в виде художественных описаний.
Способность решать проблемы? Если не вымерли в процессе эволюции, значит способны. А тут еще и в космос вышли.
Слой культурной специфики? Тут главное, чтобы игроку не пришлось зубрить тонну материала (память и свободное время не резиновые).
Понятное дело, что и игроку, и мастеру в голове нужно держать несколько больше, чем при отыгрыше а-ля «я тот же самый Вася, но только эльфийская лучница». Ну так каждому свой уровень.

И, что мне в данном случае особенно интересует, чем именно и в каких аспектах вас бы интересовала тема «чуждых» существ?
Во-первых, это банально интересно — пробовать разное.
Во-вторых, хорошо продуманная система взаимоотношений между чуждыми друг другу формами жизни создает необычную дипломатическую картину. И даже, если она продумана ниочинь, может сработать для затравки отдельного сюжета.
В-третьих, может быть интересно играть в контрасты отношений между отдельными личностями (например, игровыми персонажами).
В-четвертых, интересно испытывать на прочность границы обыденного представления о разуме, поведении и даже банально морфологии. В зависимости от серьезности, это может быть хоть лулзом, хоть философским упражнением.
Это только те потенциальные причины, что пришли в голову сразу. Уверен, есть еще куча.

Постскриптумом замечу, что подавляющая часть «чуждых форм жизни» в существующем фикшене «чужда» довольно относительно. Если такая форма способна практически участвовать в игре в качестве игрового персонажа и работать в группе (а не быть чисто умозрительным конструктом), то и играть ее будет сравнительно несложно.
avatar
Я с тезисами про интерес итд согласен, но
Если такая форма способна практически участвовать в игре в качестве игрового персонажа и работать в группе .., то и играть ее будет сравнительно несложно.
вот с этим не вполне.
Мой опыт игры «не человеком», ограничивается V:tM-ными вампирами (просто потому, что влиянию на персонажа его этики, отводится довольно много места). При этом, сущностные отличия (почти бессмертные, зависимые от крови, способные добывать её преимущественно насилием, психически не стабильные в ряде ситуаций) вообщем-то куда меньше, чем у некоторых алиенов. И играть можно, играют же люди, но старание следовать этому делу как описано, очень сильно нагружают игрока. Просто потому, что игрок не персонаж. И если в других играх, мы чуть чуть смещаем мотивы (я хочу защищать невинных) и реакции (я вызову на дуэль любого, кто оскорбит меня, мою даму или короля) то в случае с нечеловеками мы должны смещать всё это ну очень сильно.
Это не невозможно, но это нифига не просто. И на мой взгляд, если играть в это по хардкору игра будет преимущественно про это. Проэкипаж межгалактической станции, где уживаются представители разных видов или про дипломатов (или детективов) каких-нибудь, которые постоянно перекраивают свой мозг и этику под чужие стандарты, чтобы лучше входить в контакт с чужимы.

В тех же вампирах, на сколько помню прямо рекомендуют брать человечность даже при игре за Шабаш, потому что: 1. Ребят с чуждой этикой не так много как кажется. 2. Это может быть реально сложно играть.
avatar
Ты вырвал из контекста последнего абзаца. В нем я говорил отдельно про «подавляющую часть «чуждых форм жизни» в существующем фикшене».
Так что не очень понятно, с чем ты споришь: я выше то же самое, что и ты, сказал. Проясни, если вопрос не исчерпался.
avatar
Да нет, не было задачи «сорвать покровы». Вы правы, перечитал последний абзац и понял что речь идет именно о большинстве «чуждых форм жизни». С такой позиции да, хоть говорящие деревья, хоть прямоходящие омары, обычно являюстя человекамм с иной физиологией и экзотической культурой.
avatar
Я отыгрывал как-то раз бесполый человекоподобный кибернетический механизм. Попросту говоря, андроида. Это было очень круто, но можно ли считать, что я отыгрывал Чужого? Вряд ли.
avatar
Зависит от того как играл. Собственно, в этом и есть суть проблемы, о которой Вантала пишет. Часто нелюдью играют как обычными людьми, просто с доолнительными свистелками)
avatar
Очень люблю играть всякими нехами, и обожаю пытаться играть ими аутентично. Вероятно, это какой-то сорт симуляционизма — одного из базовых стимулов игры. Собственно, тема на которую вы ссылаетесь предпоследняя в серии, и следующей будет как раз описание чуждых существ сеттинга, тоже доступные для игры.

Что касается возможности и невозможности играть подобными существами, тема уже не раз поднимаась в ролевом сообществе и на имочке в том числе. Мне наиболее нравится довод «за», в котором говориться, что люди принципиально способны моделироват нечеловеческую психологию, и это блестяще показано в некоторых литературных произведениях. Так что проблема не в невозможности, а в том, что игроки за нелюдей просто не играют в нелюдей.

Что до игр, в которых тема раскрыта, тут в голову сходу приходят два примера. Первый — это стратегии, где вы играете за нечеловеческие расы. Там достаточное отдаление, чтобы не возникало проблем с вживением в шкуру конкретной особи, но если хорошо прописаны и подкреплены игромеханически особенности расы, то в какой-то момент начинаешь строить тактику и стратегию, исходя из тех же столпов, на которых должна формироваться психология этих алиенов. Наилучшим представтелем данного подхода мне редставляется Endless saga.

Другой вариант — симулятор нечеловеческого мышления, демонстрирует Miegakure, которая все никак не выйдет. Четыехмерный платформер, для игры в который приходится ломать себе мозг, пытаясь выйти за пределы рамок трехмерного пространства. По крайней мере, такой эта игра кажется, судя по рекламным роликам.
avatar
Miegakure
глянула.
Вспомнилась игрушка Monument Valley в стиле картин Эшера.
avatar
Какая занятная штука! надо посмотреть, спасибо)
avatar
И, что мне в данном случае особенно интересует, чем именно и в каких аспектах вас бы интересовала тема «чуждых» существ?
Пожалуй, то о чём вкратце упомянул Грей. Заинтересовало в плане стройности и формировании целостностного образа. Если какая-то раса живёт в морях из жидкой ртути, значит, их субмарины должны быть из урана. А не просто описание «чтобы все офигели от комбинации нечеловеческих свойств». Что касается же способности решать проблемы и анализаторов, то тут скорее не соглашусь. Без той самой стройности и продуманности окажется, что раса с определённым способом решать проблемы должна была сдохнуть ещё в докосмическую эру, а псионические слепцы-карлики ничем не отличаются от видящих непсионических летающих медуз.
avatar
В недавнем модуле мастер показал нескольких существ с психикой «иных».
Хозяин (Хранитель) — другого имени нет, разве что Истинное Имя, но мы его не раскопали. Бессмертный, бесплотный и бестелесный дух, «тело» которого простирается на тысячи километров. За многие годы общения с двуногами он почти начал понимать их язык. Но не понятия/культуру. И двуноги обычно его не понимают.
Ты у него спрашиваешь поправится ли мама, а в ответ тебе на нос садится светлячок. Просишь спасти жизнь умирающего друга, а его засовывают в лазарет, где понятие времени и пространства отсутствует. Милый дух :-)
Несколько «ближе к людям» его супруга — Жар-Птица. Не на столько вечная (всего около 5000 лет). Умеет говорить, нуждается в еде, знает что люди нуждаются в еде. Зачастую выступала посредником о общении с первым.
Дух матери, жизнь — высшая ценность, пацифизм. Гиперопека. Птенец в 30 лет — летать не умеет, он еще слишком мал. Дочка 1,5 тыс лет — недостаточно опытная, за ней нужен пригляд. Нашему дому угрожают враги? Мы отступаем! Уйдем в горы, там то уж выстоим, отгородимся.
С этими чужими было приятно общаться, интересный опыт и для игроков и для мастера.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.