Во многом знании - немалая печаль

Недавно вспомнилась мне одна вещь, о которой я хотел написать давным-давно, но всё откладывал и в итоге забыл.

Имея возможность наблюдать за ролевиками, я начал приходить к мысли о том, что слишком глубокие познания в том, что у ролевых игр «под капотом» — в смысле, как функционируют игровая механика и игровой процесс в смысле взаимодействия игроков и ведущих, — некоторым людям идут во вред. «Тем, кто любит колбасу и уважает законы, лучше не знать, как делается то и другое», — возможно, аналогичное верно и для ролевых игр.

На всякий случай предупреждаю, что сделанные мною наблюдения сделаны преимущественно на основании наблюдений за форумными играми.

Есть, например, люди, которые слишком глубоко изучили механику систем, по которым играли, и нашли в них слабые места и поломы, — и в результате либо пишут огромное число хоумрулов, чтобы исправить все авторские недочёты (иногда де-факто занимаясь переписыванием системы — и занимаясь этим в течение многих месяцев), либо водят по каким-нибудь экзотическим системам, где дыр в правилах меньше. Это, как минимум, слегка повышает порог вхождения для новых игроков — впрочем, не является таким уж серьёзным препятствием.

Есть люди, которые слишком часто обжигались на том, что при игре с незнакомыми игроками или у незнакомых мастеров что-то шло не так, в результате чего считают всех игроков-новичков и мастеров-новичков априори не заслуживающими того, чтобы играть с ними/играть у них, пока не доказано обратное, а сами предпочитают играть с теми, кого хорошо знают лично. Это в целом не плохо — когда ты играешь с теми, с кем давно знаком, ты знаешь, чего ожидать от этих людей. Проблема в том, что если закукливаться в своей компании, то рано или поздно незаметно для себя начинаешь думать, что привычный для твоей компании игровой стиль — это общепринятая норма, и как играешь ты и твои друзья, — так играют все (а те, кто играют не так, как ты и твои друзья, играют НЕПРАВИЛЬНО). Это, в целом, тоже не доставляет больших неудобств… до тех пор, пока ты не приходишь на форум ролевиков и не сталкиваешься с реальностью, где другие люди, внезапно, играют не так, как тебе привычно.
Тут вы можете спросить меня, какое отношение это имеет к заявленной теме. В данном случае я приводил это как пример «людей, слишком хорошо познавших, как незнакомые игроки/мастера могут испортить игру, и на этой почве постаравшихся максимально изолировать себя от взаимодействий с незнакомыми соигроками». Замечу, что по моему опыту, в начинающих игроках нет ничего особенно страшного (в отличие, впрочем, от начинающих мастеров), — напротив, для меня самая проблемная категория игроков — это опытные игроки, у которых уже выработалось мнение о том, как надо правильно водить/играть, каковому мнению я, конечно же, не соответствую. Но такие игроки заявляются ко мне редко.

Есть люди, которые слишком хорошо знают, какие формы игр «не работают» (или их трудно заставить работать), и играют только в те, которые гарантированно будут работать. Мы знаем, что форумные игры редко доходят до логического завершения, — значит, мы будем водить только ваншоты. Мы знаем, что длинные предыстории персонажей никто не читает, а оставленные в них зацепки никто не использует, — мы будем водить только таких персонажей и по таким сюжетам, где никакая биография не имеет значения. Мы знаем, что описания сеттингов никто не читает, — мы будем водить только попаданцев или персонажей с амнезией, у которых знания о сеттинге отсутствуют по определению. Мы знаем, что в форумной игре любой игрок может отвалиться в любой момент, — мы будем водить только суровое выживалово, где смерть любого персонажа в любой момент будет абсолютно логична и ожидаема. Нет, во всё это можно играть, можно получать от этого удовольствие, и такие игры, наверное, действительно понижают риск того, что игра развалится на полпути из-за человеческого фактора. Но, на мой взгляд, это сильно ограничивает выбор того, во что и как играть.

Но бывают и вырожденные случаи. Есть на dungeonmaster.ru один пользователь, профиль которого на значительный процент состоит из перечислений того, что этот пользователь, как игрок и мастер, «не должен» своим игрокам и мастерам, что он не умеет и не будет делать — не будет писать развёрнутые истории персонажей, не будет писать развёрнутые литературные посты, не будет даже пытаться изучить какую-либо игровую систему, не будет ждать, когда игра провисает, и много чего ещё не собирается делать — во всех случаях с подробным, аргументированным обоснованием, почему он этого не будет делать, — потому что он пробовал, понял, что у него это не получается, и решил больше даже не пытаться. При этом его нельзя обвинить в лени — когда он хочет (не обязательно обосновать своё нежелание делать что-то), он может закопаться в информацию и писать длинные развёрнутые тексты. Когда же он водит сам, он пишет не менее длинные перечисления того, что он, как мастер, не обязан своим игрокам: может отклонить любую заявку или вывести из игры любого игрока без объяснения причин, не обещает, что игра дойдёт до финала или хотя бы до старта, и так далее (что весьма забавно смотрится в сочетании с первым пунктом). Самое забавное начинается тогда, когда наш герой пишет в раздел «набор игроков», что «у меня нет ни одной активной игры, поводите меня кто-нибудь!» (что случается регулярно — неудивительно, что при таком подходе у него часто нет ни одной игры в списке активных), ему предлагают варианты, а он воротит нос и говорит «нет, в это я играть не буду».
Вы снова можете меня спросить, какое это отношение имеет к заявленной теме. Тут вообще есть по чуть-чуть из двух предыдущих пунктов, но в целом здесь, на мой взгляд, ситуация, когда человек слишком глубоко изучил себя, понял, что некоторые вещи ему не даются, и решил, что не будет даже пытаться их делать. Ну и немножко готтентотской морали-лайт: «другие игроки и мастера ещё должны мне доказать, что достойны моего внимания, а я никому ничего подобного не должен — я ведь и так знаю, что я достаточно хорош!».

Ну а я сам играю в неидеальные игры, по неидеальным системам, у неидеальных мастеров и с неидеальными игроками — и не считаю, что если у чего-то есть недостатки или потенциально могут быть недостатки, то это надо бросать и стараться, чтоб всё было идеальным.

4 комментария

avatar
Я играю в неправильный Мир Тьмы. Я создал систему которая почти словеска. Я играю в ролевые игры где во главе угла стояит эротика. Я водил форумки. Я люблю нарратив. Я играю в стратегию по Миру Тьмы на движке Сторителлинга. И мне все это нравится)

Тут кто то выбирает что то себе по вкусу, кто то снобствует и закрывается, кто то закрывается из-за того что «и тут неплохо», кто то просто не может выбрать что ему по душе. Это вопрос индивидуальный.
avatar
TEACH ME!
avatar
играю в ролевые игры где во главе угла стояит эротика
играю в стратегию
Теперича и мне по мотивам Рэнса в Мир Тьмы поиграть захотелось.
avatar
Я не думаю, что это именно из за многих знаний. Я думаю, что эта штука, того же поля ягода, как и то, что осмеивает анекдот в конце моего сообщения. Есть люди, которые хотят, чтоб сделали красиво, но ничего не влаживать, причем не «в общем красиво» а «красиво так, как я хочу», и очень удивляются, когда к их дверям не выстраивается толпа тех, кто красиво будет делать. Вроде тех ребят, которые честно удивляются, что на их вакансию «погромист/землекоп за минималку» не приходят толпы, а те кто приходит, странные, и уходят как только захотят.

Опыт работы от 50 лет.
Вы должны победить дракона.
Ненормированный рабочий день.
Наличие прав на управление вертолетом.
Умение программировать на всех возможных языках.
Знание языка суахили не ниже уровня upper intermediate.
Расширение клиентской базы на 100500 человек в день.
Знание основ термоядерного синтеза.
Уверенное использование телекинеза в рамках компетенции.
Большая концентрация мидихлорианов в крови.
Наличие золотой или серебряной медали с одной из олимпийских игр.
Наличие собственной базы клиентов.
Наличие нобелевской премии по физике как плюс.

Мы предлагаем:
Стул, кипяток.
Комфортабельный офис в здании заброшенной психбольницы напротив кладбища.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.