Зачем нужны РПГ-сеттинги как таковые

Когда-то давно, когда я писал «рыцарей звёзд», у меня спросили, «зачем они нужны, если есть Звёздные Войны?». Учитывая, что у меня было аж несколько возможных («Рыцари Звёзд» были скорее клоном Dragonstar или даже «Вархаммером без гримдарка») или даже сознательных (как «Галактика Света, Галактика Тьмы» — но я наработки по ней показывал считанному количеству людей) клонов ЗВ, ответ на этот вопрос есть у меня довольно давно.

Вселенная «Звёздных Войн» не устраивает меня как РПГ-сеттинг именно тем, что про неё написано много всего. Даже не тем, что информация из «Расширенной Вселенной» может противоречить оригинальным трилогиям (тоже отличающимся между собой) и различным частям самой себя, а тем, что у неё уже есть свои герои. Герои Звёздных Войн — это многодетная семья Скайуокеров/Соло, гранд-адмирал Траун, Мэри Джейд Сьюуокер, Боба Фетт, Дарт Реван — тысячи их, и персонажам игроков среди них нет места. Все лорды ситхов уже убиты — и их убил кто-то другой. Все значимые битвы выиграл или проиграл кто-то другой.
Можно, конечно, играть простыми клонсолдатами, охотниками за головами, бойцами Сопротивления и обитателями Нал Хатты. Но что бы ты ни делал, Торговая Конфедерация попытается атаковать Набу, начнётся Война Клонов, Палпатин отдаст приказ 66, Энакин Скайуокер станет Дартом Вейдером, его сын уничтожит Звезду Смерти, и так далее. Любая попытка значительно повлиять на ход событий выльется в альтернативную историю. А я довольно отрицательно отношусь к историям типа «Планше, Гримо, Мушкетон и Базен спасают Францию, делая всю работу своих хозяев» или «второй отряд Хранителей защищает Фродо сотоварищи всю дорогу, при этом Братство Кольца об этом так и не узнаёт».

Можно, конечно, и так. Но если уж мы позволяем себе переписывать историю, написанную не нами, почему нельзя спилить серийные номера нафиг?

22 комментария

avatar
На мой взгляд, делать самостоятельный сеттинг имеет смысл тогда, когда накопилась критическая масса отличий от оригинального сеттинга. В остальных случаях гораздо проще оформить их в виде хоумрулов и просто какого-то документа, описывающего отличия.

Тут есть ещё одна сложность. Каждый хороший сеттинг так или иначе держится не только на личностях героев, но и на более базисной вещи — на авторском взгляде, который выражает его СУТЬ, так или иначе. На том, какие проблемы авторы поднимают и как их оценивают. Вокруг чего, собственно, и вертится повествование. Это определяет образы героев, места действия, да, и по сути, весь остальной сеттинг.

В случае несогласия с ними в принципе всё относительно просто. В случае со средиземьем есть Еськов и другие, в случае со всем остальным есть фанфики, которые доказывают что всё совсем не так, а иначе.

А вот когда проблемы, поднятые авторами, ни мастера ни игроков никак не трогают — это уже значительно снижает ценность и интересность сеттинга для этих людей.

Вот на примере со Звёздными Войнами. Сеттинг SW, при всём моём к нему уважении, лично меня в этом плане не «трогает». Почему? Потому что одна из его центральных идей, на мой взгляд, это «гражданская война в США в таком виде, в каком её понимает некоторая часть современных американцев». Есть насквозь прогнившая Республика. И есть некая тоталитарная Империя. Империя вроде как обещает порядок, но в конечном итоге получается что Республика, которой правили «сукины сыны, но это наши сукины сыны» всё же как бы лучше. Вместе со всем бардаком, который в ней творится. Это несколько напоминает популярные сейчас в англоязычных интернетах срачи о том, что если бы в гражданской войне победили южане, то сейчас было бы лучше. Была бы Духовность, Патриархальные Ценности, Баварское пиво (нужное подчеркнуть, недостающее вписать) и вообще Россия Америка-которую-мы-потеряли. Я могу ошибаться, но мне эти аллюзии кажутся достаточно заметными. По крайней мере если отбросить извечный западный срач о противопоставлении демократии и диктатуры.

Вот. Это их видение проблемы, такое, как его понимаю я. Я не то что бы был считал эти самые постулаты верными или неверными с некой идеологической точки зрения, я просто вижу по-другому. Например, что гражданская война — это в первую очередь треш, угар и различная степень содомии, что, например, мастерски показали в Красной Земле. Что противостояние некой шаблонной «демократия» и некоего шаблонного «тоталитаризма» это вовсе не битва сил Света и Тьмы, а, грубо говоря, «борьба была равна». Что например, хорошо раскрыли в New Vegas.

Если же всё это переделывать под мои вкусы, то в результате получится далеко не SW. Вот, собственно, поэтому — а смысл? Проще и эффективнее будет заняться чем-то интересным лично мне и моим игрокам, в том числе и потенциальным, чем в очередной раз пытатьсь переделать что-то по-своему.
avatar
Ты ещё не постиг Дао WoT'а. Возвращайся, когда узнаешь, чему равна площадь твоей тени. :)
avatar
Определенные аллюзии на конфедерацию есть, но вообще-то их там не так много. Империя это скорее помесь цезаря с гитлером.
avatar
Подобные аллюзии достаточно быстро появляются при вбросах на тему «Джедаи/Республика и их отношение к рабству».
avatar
Не считая общего бесправия роботов в SW, я не замечал рабовладения в Республике. Оно вроде вообще было только на Татуине, который сам по себе, потому что никому не нужен.
avatar
Ну, если говорить о Расширенной Вселенной, то безусловно рабовладение в республике есть. Та же республиканская корпорация Czerka обращала в рабство вуки в КОТОРе, процветала торговля твилекками.
В фильмах с примерами сложнее, но использование клонов это вполне себе рабство — по сути замена дроидов живыми людьми.
avatar
Вот как раз на нём, ага. Просто срачик был на тему «Если Джедаи вроде как за Добро, то почему не против рабства?». Ну и с дальнейшим развитием идеи, привлечением ссылок разной степени каноничности и так далее.

Вслед за рабством припомнили общегалактический бардак, когда никто в упор не замечает что у них собираются целые армии, и так далее и так далее.

Но суть в том что так или иначе вот это непонимание я периодически встречал и периодически мне такие мысли в голову приходят. Тем более вряд ли Лукас специально вдохновлялся конфедератами, это, скорее, общая атмосфера, которая приходит на ум при постановке вопросов «а что вообще может быть интересного приключенцам на государственном уровне?».

Поэтому у меня осталось стойкое ощущение что «что-то такое есть».
avatar
Вслед за рабством припомнили общегалактический бардак, когда никто в упор не замечает что у них собираются целые армии, и так далее и так далее.
Да, это нам, живущим на постсоветском пространстве, может быть такое незаметно, а на западе наверное ожидают от правительства большего количества порядка.
avatar
Мне кажется, это из серии «если бы у рыбы была шерсть».
avatar
Ну СПГС там ещё тот, да.
avatar
А можно сделать так, как сделали Bioware со своим KOTOR — выбрать отрезок времени, сдвинутый на тысячу-другую лет в прошлое/будущее относительно времени действия всех этих книг и фильмов и сказать, что в целом всё осталось как прежде (джедаи, ситхи, республика, не те дройды, Сила и т.д.), но действующие лица совсем другие. Вот и свобода игрокам, отыгрывающим своих доморощенных Реванов и Изгнанников.
Хотя, конечно, далеко не каждый сеттинг может выдержать такой финт ушами.
avatar
Я, к слову, так и делал. «Республика после Великой Гиперкосмической, но до реформы Дарта Бэйна». И фпирёт.
avatar
Ну и всегда можно сказать, что в твоей версии звёздных войн герои — это именно персонажи игроков (а Люк Скайуокер никогда не родился или трагически богиб в раннем детстве), и начиная с момента начала игры история может развиваться по-другому.
Но стереотипы и ожидания могут сильно давить на игроков. Вдвойне, если разрешить играть именно конкретными личностями из опубликованного материала.
avatar
Я повторю вопрос: а почему тогда не спилить серийные номера нафиг? Более того: зачем играть по вселенной фильма, выбрасывая ключевых героев этого самого фильма?
avatar
Вселенная SW — это же не только герои фильмов и книг. Это Сила, связывающая и влияющая на каждое живое существо, это благородные Джедаи, это хитрые и вероломные Ситхи, это сказка в декорациях фантастики (да, аллюзий на гражданскую войну в Америке я в этой вселенной никогда не видел). И если люди хотят играть именно в SW, пусть даже в этой игре не будет Анакина «Дарт Вейдер» Скайуокера с детишками, почему бы и нет?

P.S. Только что внезапно осознал, что хотел бы поиграть по SW. Очередное прохождение KOTOR2 даром не проходит.
avatar
Тут какое дело, спилить серийные номера и набросать для себя на их месте новые можно, а если тебе нужно — дело хорошее. Но постороннему человеку твои новые вариации на тему нужны ещё меньше, чем оригинал, вот он и удивляется. Чтобы было полезно многим, нужно скорее набросать мир широкими мазками и зафиксировать несколько конкретных моментов, чтобы от них отталкиваться, чем расписывать его на миллион постов. The Wild Blue Younder тут хороший пример.
avatar
Но если уж мы позволяем себе переписывать историю, написанную не нами, почему нельзя спилить серийные номера нафиг?
Можно. Легко. Но спилить или не спилить — вопрос запросов и вкуса. Я однажды целиком менял жанр и мир, сохраняя одни только серийные номера. Но не припомню за собой, чтобы когда-то сохранял сеттинг, эти номера спиливая.
avatar
Abash:

Если Вы читаете сеттинг и в нем ходят толпами всякие любимые авторские НПЦ и ногебают друг-друга, в результате чего случаются великие по масштабам сеттинга события, то скорее всего, Вы читаете героецентричный сеттинг.

В таком сеттинге любимые авторские НПЦ (Муся Викос, Байюси Юджиро, Император Палпатин) будут обладать высокими уровнями игромеханнического могущества, а в правилах по генерации персонажей игроков будут приведены рекомендации в стиле «лучше начинать играть малолетним ребенком-рахитиком, а потом уже, когда игроки добьются...» Попытки следовать данным рекомендациям обычно приводят к TPK и всеобщей фрустрации.

Я, в последнее время, старательно ищу в текстах, написанных для таких сеттингов, описания архетипических свершений любимого авторского НПЦ (потупить в квестах Обертусов в ДаркЭйджах, предать Обертусов на всеобщую погибель, потупить в квестах в Войну прицев, собрать Convention of Thorns, стать во главе ноддистов Шабаша, водить крестовые походы, пафосно троллить коллег в первом сценарии Геены) и рассчитываю по игромеханике, какой уровень мощи необходим для различных этапов этих свершений.

После чего, персонажи игроков идут строго параллельно основным метаплотам, заменяя кого-нибудь из любимых авторских НПЦ, либо имея собственный всемирный метаплот, в котором любимые авторские НПЦ выступают исключительно на подхвате, либо в качестве побиваемых антагонистов.

Вуаля.
avatar
Как бы это сказать… Если с тобой соглашается Абаш — тебе следует остановиться и серьёзно подумать: а не мудак ли ты? Если ты сам соглашаешься с ним — боюсь, у меня для тебя плохие новости.
avatar
А с Абашем-то что не так? :)
avatar
Вопрос — а что мешает игрокам быть героическими защитниками Империи, которые под улюлюкание бластеров лично убивают Хана Соло, сбрасывают Дарта в Космос (ибо мешает), и лично выстреливают из Звезды Смерти в Явин IV? Наличие прописанной вселенной и таймлайна не мешает мастеру и игрокам их менять и переделывать.
avatar
Некоторое время назад я тоже задавалась вопросом, вынесенным в заголовок. И по итогам размышлений написала вот это Что такое хороший сеттинг или ролевая игра как фанфик
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.