Грань Вселенной - небольшое импровизационное приключение.

Недавно отводил, кажется, лучшую импровизацию по Грани Вселенной. Теперь вот хочу рассказать, как это было. Хочу – и расскажу! Вдруг кто-то на что-то вдохновится.


Итак, начиналось всё как обычная импровизационная игра. Заявка на Ролекон, просьба связаться с мастером. И вот каких героев мы получили:
  1. Раэлит с дурацким именем Боберт. Был совершенно порабощён Машиной, но сознание ему вернул Странник по имени LR – известным лишь Бездне образом. Раэлит воспринимал его учителем и много про него рассказал: он «слышащий», у него очень длинные волосы, имя – от обозначения на наплечниках, left и right, чтобы он по рассеянности не надевал скафандр задом наперёд.
  2. Инженерша Спарк с зондом AWESOME, подаренным каким-то Странником. Всё время в поисках железяк, в которых можно ковыряться, и железяк, которыми можно ковыряться.
  3. Странник Лир с мутным прошлым. Слышит голос Бездны и пытается донести его тем, кто готов его воспринять.
  4. Тень Ольви, верный адепт клана Ледяного Дракона, расчищающий наставникам путь к предателю клана.
  5. Уже на самой игре к нам присоединился Цензор Джулиан, маниакально ищущий заговор синтетиков. Действительно маниакально. Ты увидишь.

Я редко пытаюсь персонофицировать сюжет, значительно завязать его на героев. Встретились, набросали зацепок с помощью Генераторов, погнали. Но в этот раз, задавая в личке игрокам вопросы про их героев, я почувствовал нечто большее. Мне не давало покоя, что у двух (из тогда четырёх) героев есть завязки на некоего странника, а третий – сам Странник и наверняка знает кого-то из «единоверцев». Сюжетостроение учит нас, что, если в истории появляются одинаковые элементы, это не может быть случайностью. Я решил, что наше приключение будет связано со странником. Если брать архетипы Проппа, то это явно типаж мудрого наставника. Ну и Ольви я сюда же привяжу – ей учителя могли сказать, что странник поможет выйти на предателя (история потом внесла коррективы в мою задумку). А раз LR всем так нужен, то, значит, с ним что-то случилось – например, он пропал.

Была мыслишка сказать, что LR заказан Тени, но это означало бы прямой конфликт в партии, а PbtA обычно не про это. По крайней мере, у меня, и по крайней мере, такой конфликт.
Ещё одно искушение, которое я поборол – придумать заранее зачин или какие-то детали сюжета. Это было бы не интересно и нечестно: обещал людям импровизацию, в конце концов.

Итак, урочный час настал, игроки начали собираться. Тут я узнал, что игроки Раэлита и Инженерши реально имели ввиду одного и того же странника. Оказывается, это персонаж игрока Инженерши из кампании, которую водил игрок Раэлита. В ней же водилась игрок Тени.
В этот момент ставки резко повысились. У 60% игроков есть контекст, которого я не знаю, и я связал с ним сюжет. Значит, если я в него попаду, будет очень круто, а если нет – то довольно посредственно.

Игроки бросили кубики, и я сверил значения с Генератором. У нас получилась планета с агрессивной средой, оказывающей сильное действие на людей; поселение находится в диких землях (вероятно, на этой планете), это тюрьма, и имеет некое Значение; событие: убита некая персона из Империи, и это имеет большое значение. Я понятия не имел, как всё это связано с пропажей странника, но решил идти по квази-плану.
В это время игроки представляли персонажей, и пришедшая вместе компания удивлялась, насколько Странник-игрок похож на странника из их историй: тоже «слышащий», тоже хорошо говорит, даже имя похоже. Тут у меня возникла идейка. Где-то 2/3 игры я обдумывал её, приглядывался к происходящим событиям и взвешивал, получится или нет.
Так или иначе, я поведал Лиру, что его единомышленник пропал, и Бездна сказала ему собрать конкретно этих людей, чтобы его найти. В этот момент я ещё не знал, насколько окажется важной эта формулировка: ведь, если с записавшимися на игру заранее было более-менее понятно, то как с пропавшим связан Цензор, никто не знал. В результате на игре, если у Джулиана что-то круто получалось, кто-нибудь говорил: так вот зачем он нужен! А потом эта привычка распространилась и на других.
Вообще, игроки подобрались весьма открытые и дружелюбные, обстановка складывалась расслабленной. Много шутили. Я счёл, что и модуль тогда может быть таким же, в хорошем смысле легкомысленным.

Мы весело сгенерили корабль – т.к. игроков 5, я попросил отметить каждого по одной системе. А производство странниками позволяло заменить некоторые встроенные системы на дополнительные. В результате получился в меру карикатурный звездолёт, отлично сочетавшийся со стилем.
Я редко даю генерить корабль, потому что это всегда не быстро. Но тут, во-первых, это было весело, во-вторых, мне показалось, на этот раз это сыграет. Мы же занимаемся поиском – наверное, придётся много летать. Так и вышло: время от времени оказывалось важно, что на корабле есть, чего нет, сколько осталось зарядов реактора и т.д.

Усомнившись, с чего начать, я сделал так, как делаю обычно в подобных ситуациях: спросил игроков. «Ну, и какая ваша первая подсказка?» Игрок Ольви моментально предложила кинуть кубик на карту – к какой планете ближе, туда и летим. Так мы отправились к Вальхалле – затянутому льдом миру суровых варваров.
Я всё ещё не понимал, как связать зацепки с теперь уже Вальхаллой и спросил игроков, что они делают, прибыв на место. Лир вернул мне вопрос: «ищу совета у Бездны». И я сказал первое, что пришло в голову – вам надо сесть в конкретную точку. Тем более, что при путешествии была выбрана опция «корабль кем-то замечен», а я не придумал, кто может заметить их на орбите.


Когда герои приземлились, я рассказал игрокам вкратце о Вальхалле – в том числе то, что практически вся жизнь обитает в толще льда. А сам вспомнил, какое существо живёт на поверхности – благо, в сети есть приключение про Вальхаллу.
Я помнил, что ледяные пауки – огромные кремнийорганические существа, реагирующие на тепло. Судя по всему, именно он заметил корабль, нагревшийся при прохождении через атмосферу и источающий тепло. И пришёл на огонёк.

Герои бодро попрятались от него в корабль, а я нашёл его ТТХ и описание в упомянутом приключении, выяснил, что тепло он не любит, и теперь, вероятно, хочет закопать корабль. Тут герои таки решились дать ему бой. Он был непростым: паук-то реально танк. Герои постепенно обмерзали, пока Спарк не поняла его уязвимость и не полила его незамерзайкой. Лир закончил дело, на секунду запустив двигатель. Он хотел вылететь из ямы, вырытой для корабля пауком, но в итоге поджарил и монстра, и Спарк – к счастью, последнюю не насмерть.
Герои исследовали останки ледяного гиганта и спросили, есть ли там что-то ещё. К этому моменту я уже знал, что есть. Я задумал маленькую подлость. Уже некоторое время ребята за соседним столом вели себя довольно громко, и мне хотелось иронично отомстить. Потому внутри паука оказался джаггернаут, огромный местный житель, чистый варвар – это позволило мне легально реветь и стучать по столу кулаком! Надеюсь, ребята за соседним столом не обиделись, я постарался не злоупотреблять.

(слева!)
К тому же эта сцена была забавной и вписывалась в стиль нашей игры. Джаггернауты, если что, с некоторой натяжкой действительно способны на такое.
Дикарь по имени Бен-Бен набросился на героев с криками, что ему надо было просидеть внутри паука ещё два дня, и где теперь искать нового. В перепалке Лир спросил Бен-Бена, а не видел ли он тут другого странника. Джаггернаут видел (надо ж как-то сюжет двигать) – оказалось, тут был кто-то похожий на LR’а. Он убил аристократку из Империи, которая хотела нанять Бен-Бена (и обещала ему славы и подвигов), а потом его забрали какие-то люди (и отвезли в тюрьму, но этого дикарь не знал)
Я пока понятия не имел, что произошло, просто пора было связывать происходящее с зацепками. В процессе вождения импровизационных модулей я выработал правило, которому очень непросто следовать: «говори, потом придумаешь». Если какое-то действие или сцена кажется классной, но ты даже приблизительно не знаешь, как это может быть – всё равно озвучивай. У тебя потом будет время продумать, как так вышло, и что бы это значило. Это такой «прыжок веры». Надо делать яркие события.
После долгих переговоров Бен-Бен проводил их в пещеру, где лежал шлем LR'а и шмотки некоей Мариссы Акоста (имя выбрал из генератора, а над фамилией судорожно подумал. Напрашивалась Анхил, династия мятежников, но они показались банальными, и я выбрал утончённых Акоста; не могу сказать, что тем самым облегчил себе жизнь).

Я сказал цензору, что ему знакомо это имя, и попросил описать, чем. Он сообщил, что подозревал её в том, что она синтетик, но её семья заступилась. За время игры это было уже примерно семнадцатое обвинение кого-то в «синтетизме» из его уст, но… Что ж, фанатичный цензор, считал Мариссу Акоста синтетиком, пусть так.
Лир сразу же прицепил шлем себе на плечо. Про аристократку Бен-Бен сказал, что её с простреленной головой сбросили в ледяную расщелину. Странника забрали какие-то люди в чёрно-белой броне с красным визором (я просто нашёл у себя картинки в одной униформе).

Я всё размышлял: кто это? Почему они доставили LR’а в никому неизвестную тюрьму, а не в Империю? Значит, Марисса была связана с ними тайно, они занимаются чем-то непонятным и со странником хотят сделать нечто неизвестное. Я решил, что это какая-то религиозная организация, и, помимо прочего, им не нравится вера странников. Придумал им название: Общество Чистоты.
Всё это я хотел сообщить героям через Цензора – он выглядел наиболее осведомлённым в таких делах. Но он решил держать информацию втайне. Кажется, он довольно часто играет против партии, как я понял. Без каких-либо особых причин. Других игроков это немного раздражало, что не мешало им (и мне) получать удовольствие.
Но героям пришлось лететь в систему с нормальной инфосетью, чтобы получить информацию. Лир дал обещание (подтверждённое Бездной) Бен-Бену преумножить его славу и подвиги, потому в обиталище дикаря остался маяк: «Бен-Бен, великий герой, просидевший в ледяном пауке пять дней, жаждет славы и подвигов и ищет работу».

В соседней системе герои наконец вызнали про Общество Чистоты (но без подробностей, потому что я сам их не знал) и координаты их базы. И отправились туда. Всё это время AWESOME диагностировал, что за ними кто-то следит, но Спарк не придала этому значение.
Выйдя из гиперпространства по нужным координатам, корабль столкнулся с небольшим астероидом (после сорок четвёртого обвинения в «синтетизме» от него пострадал именно Цензор) и нашёл на нём – внезапно! – пояс LR’а. Его тоже забрал Лир.
База Общества располагалась на безжизненной маленькой планете-бродяге, подвергавшейся действию опасного космического излучения. В основном она была построена под землёй, над поверхностью был лишь большой корабельный шлюз и орудия. Пока герои готовились к проникновению, Боберт понял, что на него, раэлита, излучение почему-то действует благотворно.
Чтобы сесть на планету, даже с маскировочным полем, кораблю требовался отвлекающий манёвр. Герои запустили маленький маячок, транслирующий по всем частотам «ПРИШЁЛ БЕН-БЕН, ВЕЛИКИЙ ГЕРОЙ, ЖАЖДУЩИЙ СЛАВЫ И ПОДВИГОВ, ПРОСИДЕВШИЙ В ЛЕДЯНОМ ПАУКЕ ПЯТЬ ДНЕЙ!» — но так, чтобы это выглядело полноценным вторжением. Благо Инженер и такое может. Пока истребители искали потенциального противника, корабль сел, и Тень под маскировкой проникла через открытые створки, увидела прямо под ними «площадь» неизвестного назначения – истребители располагались не на ней, так зачем она ровно под шлюзом? – и смогла подобраться к ведущей наружу технической двери, через которую можно впустить соратников.
Герои решили, что нужен ещё один отвлекающий манёвр. Они посадили в имевшийся на борту перехватчик цензора (бессознательного после столкновения с астероидом), оставили ему записку «мы попали на базу синтетиков» и направили в сторону шлюза. От будильника Джулиан открыл глаза – и огонь. Как известно, паладины всегда покупаются на фразу «там зло за дверью». Противники от его стрельбы забегали, открыли ответный огонь, и выглядели, как показалось Джулиану, слишком резвыми. Явные синтетики.
Ольви открывает дверь соратникам, и тут Раэлит замечает, что враги – на самом деле синтетики! Вот это поворот! Это либо сильно модифицированные люди, либо и не люди вовсе. Боберт пытается пленить одного, и завязывается бой. Спарк влезает в систему управления ворот и резко захлопывает их, так, что возвращающиеся на кипеш истребители противника бьются о них, как в Звёздных Войнах.

Как только я подумал, что у противника должно быть слабое место (герои-то тут не случайно), игрок Спарк спросил меня, может ли быть у этих синтетиков узловой элемент, и я подтвердил – но Инженерше надо было взломать «пехотинца», на которого уже наседали Раэлит и Странник, пока Тень отвлекала тех, кто не был занят Цензором. В тяжёлом бою цель была достигнута, и герои вычислили узловой элемент и даже смогли его ослабить (новым взломом), пока он не появился.
Т.к. Цензор не мог бесконечно держаться под превосходящими силами (некоторое время помогали энергощиты), я завёл ему счётчик. Он пробовал вызвать своих соратников, но не прокинул – вероятно, в Цензуре его тоже не очень-то любят. Когда перехватчик начал дымиться, Джулиан, игнорируя попытки Ольви помочь, попробовал затеряться в боковых проходах. Но его ждала неудача: противник с гранатомётом, вдаривший по перехватчику и проводивший пролетающую над ним горящую машину взглядом Клинта Иствуда.

Противостоять наседающим врагам остальным героям сначала помогла якобы мёртвая Марисса Акоста, появившаяся из той же двери, что и герои чуть раньше. А потом Лир привлёк на себя внимание противников и увёл их за собой вглубь базы. По пути он нашёл и напялил ещё одну вещь LR’а – мантию. Кажется, осталось найти только наплечники. Ну и самого странника.
В это время эффектно появляется лидер синтетиков, а по совместительству – их узловой элемент. Он вступает с героями в бой, говорит пафосную речь про чистоту и то, что сейчас-то нечестивцы узрят, и, раскинув руки, впитывает излучение, пробивающееся в наконец разрушенные истребителями створки шлюза. Герои так и не выяснили, что непонятная площадь – место полу-религиозных ритуалов синтетиков, где они насыщались опасным для обычных людей излучением. А не узнали потому, что Ольви нанесла скрытный удар и с одного раза лишила лидера жизни. «Вот зачем она была нужна!» ©

Наверняка у такого сильного противника были способы защититься, но очень уж крутая получилась сцена.
Вырубаются все синтетики, а Боберт, Спарк и Ольви вместе с Мариссой идут изучать базу. Попутно выясняется, что LR не убил её, а уничтожил что-то в мозгу, что чуть не сделало её синтетиком, и оставил подумать на Вальхалле в расщелине – а сюда она попала, тайно пробравшись на корабль героев. Отсюда и замеченное AWESOME чьё-то внимание.
Герои обыскивают базу, находят каких-то людей, а в одной из ячеек – наплечники. «Кажется, это моё» — раздаётся за их спиной. Лир (за которого нагло играю я), уже в другом шлеме, поясе, мантии, нацепляет на места наплечники с буквами L и R и окончательно превращается в LR’а. Тяжело узнать Странника в другом скафандре, особенно если он состриг свою приметную шевелюру и вообще не хочет быть узнанным. Он хотел уничтожить это зловещее место и привёл сюда самых нужных людей. Фанатичного борца с синтетиками (Цензор), того, кто хорошо в них разбирается (Раэлит), ту, кто поймёт, как с ними справиться (Инженер) и ту, кто нанесёт удар (Тень). Вот зачем вы были нужны.
На выходе, прямо на площади, герои увидели сделанную странником надпись: «БЕН-БЕН – ВЕЛИКИЙ ГЕРОЙ, ЖАЖДУЩИЙ СЛАВЫ И ПОДВИГОВ, ПРОСИДЕВШИЙ В ЛЕДЯНОМ ПАУКЕ ПЯТЬ ДНЕЙ!»

Конечно, в тексте звучит не так круто, как было на самом деле. Упущено много забавных деталей и тонких нюансов: про шутки команды над Цензором, про нелюбовь Бен-Бена к какао, про не сдававшегося синтетика и много чего ещё. Но тогда было бы невозможно это читать, а так, я надеюсь, хоть как-то удалось передать игру и её настроение.
Конечно, многие вопросы остались без ответов: чего хотели синтетики, чем занималась Марисса Акоста для них, почему ей был нужен джаггернаут, как LR сбежал из тюрьмы и так далее. Но это скорее из-за ограниченности времени – и, более, из-за того, что такие подробности ощущались несущественными всеми участниками. Как-то не до них было. Но лично мне было приятно, что нашлось объяснение, как Лир, слушая Бездну, так ловко находит следы пропавшего… себя же.

Почему получилось хорошо:
  1. Самое главное – настроенные, раскованные игроки. Реально, не чувствовалось никакого напряжения – разве что с Цензором.
  2. Много крутых действий, что заявлялось и мной, и ими. Чувствовалась большая взаимоподдержка, никто не придирался к чужим идеям – а наоборот. Ход игры ведь зависит ото всех, и инициативные игроки гораздо больше делают её крутой, нежели просто реагирующие.
  3. Персонофикация. Сложно создавать сюжет, основанный именно на героях – но на этот раз такая возможность была, я сделал это и не прогадал. Это же тоже идеи игроков, причём предложенные по их инициативе – круто, когда получается их использовать. Но обычно игроки сочиняют свои истории, не объединяющиеся в одну. Подумаю, что с этим можно сделать.
  4. Сработала высокая ставка, описанная вначале. Разворачивающийся сюжет не противоречил прежним историям части игроков, а дополнял их. Их энтузиазмом заражались и другие участники.
  5. Мне везло. Магическим образом происходило то, что оказывалось более работающим на замес. Игроки в нужные моменты задавали самые подходящие вопросы, Спарк проигнорировала чужое внимание, детали костюма собирал не кто-то, а Лир. В финале каждый участник ярко проявил себя. Всё это создавало эффект, будто так и задумано изначально.
  6. Я немного рисковал, вторгаясь в сферу ответственности игроков. Я так часто делаю, описывая за игроков реакцию их персонажей, когда нахожу это уместным – и нахожу это удачным решением. Но вот так нагло персонажей отбираю редко (хотя придумал про это приём, в другой раз расскажу). Но и это было воспринято хорошо – хотя тут было попроще, игрок Странника мне хорошо знаком.

Я ещё выложу свою лекцию про импровизацию, но пока упомяну один важный тезис: случайности не случайны. Используй все совпадения, особенно повторяющиеся образы. Даже если сначала не знаешь, как они связаны. По ходу игры придумаешь.

Буду рад вопросам, мнениям, обратной связи.

… Это приключение тоже было посвящено Opportunity.

9 комментариев

avatar
Ооо, всё ещё более идеально!
Игрок за Странника поведал, что имя образовано от немецкого Leer — «пустой».
Офигенно!
avatar
Когда отнимают персонажа, грустно :( Но если заранее знать, что ему норм…
avatar
Тут дело такое. Я не то что бы знал — надеялся. Но это был осознанный риск.

И ещё два ответа:
1. Для меня персонаж — инструмент рассказывания истории. Важный, любимый — но инструмент. Если для того, чтобы получилась крутая история, им нужно пожертвовать — надо жертвовать. Конечно, обычно это решение самого игрока, и в этом есть тот самый риск. От игрока внезапно требуется отпустить персонажа, подняться на следующий уровень восприятия и взглянуть на картину в целом. Весьма нагло с моей стороны требовать такое. Но, опять же на мой взгляд, попробовать было можно. Я же не эгоистически отбираю, чтобы показать свою власть — а беру ингредиент для совместного создания истории.
2. Я вообще люблю разные эксперименты с нарративными правами, сюжетостроением и прочим верхнеуровневым инструментарием. Так что этот случай был основан на почве разнообразного опыта.
avatar
Со мной так не надо — не оценю.
avatar
У нас в воскресенье игра вообще без сложных вывертов (ну, почти). Хотя тоже на Вальхалле.
avatar
Вот поэтому и пишу, что игра)
avatar
Я так и понял!
avatar
Очень круто, особенно для импровизации.
avatar
Спасибо! Действительно вышло отлично.
Прямо кое-чему немножко научился.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.