puzzles

«реалистификация» поднимает много вопросов, в том числе тех, которые в большинстве сеттингов или остаются нерешёнными (точнее, отдаются на волю случаю), или шьются белыми нитками.

вот, например, паладины. да, паладины, и не кривитесь так, мы не в эхе модыныдыадыныды, где Ленский, добрая ему память, объявил их вместе с вишами злостным офтопиком. так вот, паладины. ну, в общих чертах с ними всё ясно: доспехи сверкают, глаза тоже горят, добрые дела направо и налево, гроза для врагов, идеал для друзей. деталей тоже можно допридумывать, и я как-нибудь по свободе напишу про переосмысленных паладинов нового Сальвеблюза. но один из универсальных вопросов, который можно поставить перед мастером-миростроителем — это вопрос шантажа и заложников. вот у нас есть паладин, у него в правой руке верный меч, а в левой волшебный артефакт, который надо спрятать от главгада — да вот только этот главгад стоит прямо перед ним с кинжалом у горла маленькой девочки и требует отдать артефакт прямо ему прямо сейчас. может ли паладин пожертвовать маленькой девочкой? нет. может ли пожертвовать артефактом? нет. всегда ли он может придумать третий путь, чтобы все были довольны? не всегда.

или вот высший суд. закон суров, всё такое, это мы знаем. но вот беда: одним из качеств, имманентных человеческой природе, является вредность. она имеет множество проявлений, и в том числе такое, что человека убеждают в чём-то и по-хорошему, и силой, и он вроде как склоняется, но не соглашается при этом, не раскаивается. ему говорят, что ты вот сделал то-то и то-то, и за это будешь гореть в аду, а он в ответ плечами пожимает и отвечает, что гореть в аду — это, конечно, неприятно и даже порою больно, но всё равно он всё правильно сделал и о поступках своих не жалеет. это нормально, если судья — староста деревни в дюжину душ, или если ответчик — душегуб окаянный. а если нет? а если это верховные судьи, которые подводят итог всей жизни существа на Прайме? грубо говоря, если они считают человека хаотик-ивилом, а он себя — лофул-нейтралом? с одной стороны, ясно, что это его проблема, а не судий, а с другой стороны — а не офигели ли они пропускать через себя чувака, который так и остался уверенным в своей лофул-нейтральности?

раз уж разговор про высшие сущности пошёл, есть ещё такая штука, как молитвы. конечно, в нашем мире «черти» — это условное обозначение внутренних комплексов и пороков человека, и молитва является личным психосакральным ритуалом, поэтому вопрос о том, что божественная сущность «не отвечает» на молитвы, поднимается всерьёз разве что в анекдотах или в пьяных спорах быдлоатеистов. ну а в «реалистифицированном» фэнтези-мире? там, где черти реальны, где они жёстко прописаны главными врагами, и вот они стучатся в дверь, грозятся съесть живьём, и их потенциальные жертвы молятся, обращаются к высшей сущности с совершенно реальной проблемой, которая отчасти порождена собственно верностью этой самой сущности, и которую эта сущность может помочь решить. в такой ситуации «не ответить» сущность просто не вправе.

отгадки.

что касается паладинов, я всегда придерживался той точки зрения, что если хочется играть в паладинов, то категорически неверно создавать такие вот ситуации и загонять их в угол. третий путь должен быть всегда. просто потому, что раз паладин выберет «наименьшее зло», два раза выберет, а на третий или с катушек слетит от душевных травм, или молнию свыше словит. но это метаигровые соображения, а как сделать так, чтобы они были логичны, если смотреть изнутри? думаю, что только чугуниевым ицмеджиком: с одной стороны паладинам строго запрещается «идти на переговоры с террористами», а с другой стороны, на каждого такого террориста падает неотвратимое и тяжёлое проклятие. это не лучший путь, но пока что я другого не вижу.

с высшим судом можно поколдовать и придумать такую систему, при которой придираться даже самым вредным существам будет не к чему. например, отменить ад вообще, и тогда каждому просто будет доставаться «рай» его любимого формата: кому ангелы с арфами, кому групповуха с девственницами, кому вечный бой, покой нам только снится. с выбором можно будет поспорить, но впереди вечность, успеешь передумать и всё понять.

с молитвами где-то посередине: то есть нужно довольно чётко понимать, на что будет ответ, а на что реакция даже без обращения, и нужно разрабатывать целую систему знаков и их трактовок. (в допкнигах второй адыныды это кое-где даже есть).

вот такие вот тараканы у меня в бороде в ночь с октября на ноябрь.

7 комментариев

avatar
Ну я в своих играх предпочитаю осторожно относится к подобного рода вещам. Например, «высший суд» я вообще не возьмусь в игру вводить и отыгрывать. С молитвами (которые не жреческие заклинания) все сложно и я предпочитаю не формулировать универсальный принцип, а решать в каждой ситуации отдельно, применительно к конкретной игре, персонажам, ситуациям и т.п.

Что до паладинов — водить паладина, чтобы постоянно ставить его перед такими выборами и наслаждаться его душевными муками — это какое-то специфическое развлечение, кайф от которого мне не понятен. Уж если я берусь водить игру «про паладинов» там либо «правильный» ответ таки есть, хотя может быть неочевиден, либо такая ситуация — одна на сюжет и является эмоциональной кульминацией игры конкретного персонажа. А ставить перед персонажами неразрешимые моральные дилеммы по 10 раз на дню — это дурной тон и пошлятина, IMHO.
avatar
«высший суд» в игру можно и не вводить, если не хочется, но суть в том, что он там есть. он существует где-то в недрах сеттинга и работает, и так как он высший, нужно сделать так, чтобы ни одна мразь во всём мироздании не подкопалась к его вердиктам. даже при всём желании. недаром его во многих культурах представляли в виде весов: весы не подкупишь и не обманешь. можно быть прекрасным ритором, разливаться соловьём весь день и довести галеб духров до слёз, но ни легче, ни тяжелее ты от этого не станешь. я хочу постулировать, что высший суд работает именно настолько непогрешимо.

неразрешимые моральные дилеммы по 10 раз на дню — это другой стиль и другая игра. это парадигма «меньшего зла», которая тоже вполне работает в качестве идеала рыцарского ордена, и тоже позволяет ставить перед персонажами нетривиальные моральные дилеммы (только система должна быть неэпистемической, то есть позволять враньё и неверные данные). но это однозначно не то, что я хочу — по крайней мере для паладинов.
avatar
Мне кажется, ключевой вопрос — зачем человеку хочется играть в паладинов. Мне, например, нравится вставать перед такими выборами (и без них игра не мила), в некоторых тусовках даже специальное название для таких игр до сих пор используют, а Клинтон Никсон целую сисетму специально под это дело написал, так и называется, Paladin. И если игрок заявляется паладином, я всегда перед игрой тщательно стараюсь выяснить, в «моих» паладинов он собрался играть, или в «гремлиновских». Потому что это, чёрт возьми, очень важный момент.

По поводу молитв у меня мнение простое — высшее существо имеет право ответить, имеет право не отвечать, имеет право в ответ показать язык и рассказать смешной стишок про бегемота. Ну там, например, про двери лица его, пламенники пасти его, и т.д.

Про высший суд ничего сказать не имеют, сталкивался только в Планшкафу, где всё может упереться в то, что у судей внезапно закончились бронзовые скрижали с Формой 6-Б, а им ещё три миллиона таких умников нужно засудить до обеденного перерыва. Но твоя идея клёвая. Забавно, сколько помню, в нашей тусовке нередко придумывали персонализованный ад, а вот персонализованный рай никто вроде не пытался делать.
avatar
понимаешь ли, в «Паладине» кодекс сформулирован очень хорошо: сам по себе он непротиворечив (не «не убий», а «не убий невинного» и пр.), и предлагаемые Никсоном хуки только комбинируют его с обстоятельствами, что уже само по себе позволяет вывести какую-то трактовку, подходящую персонажу. (если можно выжидать и высматривать слабое место ведьмы, а не сразу бежать на неё с мечом, то можно выждать и пока она вылечит чумных детей; если в законе сказано «не позволять нежити страдать», то раз уж ведьма создала нестрадающего чувака, то фиг с ним, пусть живёт пока). это к вопросу о «третьих гремлиновских путях»: они тут тоже есть, и их можно выбрать, и я даже согласен, что сам процесс выбора — куда более интересная и наполненная игра, чем просто зомби в кровавом угаре. но есть, что выбирать. безусловно, будут факапы и будут страдания по ним, но свет есть, и к нему можно стремиться.

не пробовал ли ты, случайно, «Торчвуд» смотреть? я как-то в период особенной ломки по отсутствию новых эпизодов докторху посмотрел его весь, и там вот как раз про таких чуваков, которые вроде как в нише паладинов, но их всё время макают в такое го… ре, что жертвоприношения девственниц и детей вроде как ради высшего блага входит просто в ежедневную процедуру. но там это фишка такая, я просто лишний раз подчёркиваю, что хочу провести линию между паладинами, у которых есть шанс хоть как-то соответствовать своим идеалам чистоты, и вот этими вот гнидами, которые за доброе дело мать родную ёршиком изнасилуют, а вовсе не между «твоими» паладинами и «гремлиновскими».
avatar
а торчвуд силён. потому-что очень живой и настоящий. 1-2, и немного 3, хотя РТД его уже начал умучивать, а в четвертом умучал совсем.
avatar
// В моей концепции //

Ну думается персонализированный рай это и лишнее — в том плане что иномирье, потустороннее, посмертие оно вообще одно, если персонаж с ним резонирует — то это будет рай и он общий, а если не резонирует (совершал неправильное осознанно) — то это и будет ад, персональный — потому что каждый будет «не совпадать» по-своему.

«Как бы в стекле, во сне передо мною
возник обетованый Ад и Рай:
когда последние оттрубят трубы,
когда тысячелетний мир скрепят
печатями, когда сотрутся Время,
эфемериды этих пирамид,
черты и краски прошлого во мраке
кристаллизуются, представ лицом
недвижным, спящим, неизменным, вечным
(лицом любимой, может быть — твоим),
и видеть этот близкий, неизбежный,
вневременной и запредельный лик
и будет Адом для того, кто проклят,
и Раем для того, кто отличен.»
avatar
ко всему посту: лично мне вспоминается Order of the Stick. смешной, конечно, комикс, шуточный — но там точно упоминался момент про «точно проверябельную жизнь после смерти»(не смог найти сейчас)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.