Алая Буря: обзор религий, ч.1.

Первая часть обзора верований мира Алой Бури. В следующей части: 6 форм верований в духов, поклонение марам, огнепоклонничество пеплорожденных и культ предков. Перечень остальных статей о сеттинге, выстроенный в логическом порядке — тут.

Одал-Мидгард подобен разбитому зеркалу – и это проявляется во всем. От политики и до религии. Верования, выросшие на руинах религий прежних времен; культы, обретшие второе рождение в эпоху беснующегося эфира; секты, возведшие в ранг божественного обыденные для доштормового человека вещи; и, наконец, запутавшиеся в правде и лжи последователи древних верований.

Их-за условий долгой изоляции и раздробленности вера перестала быть камнем преткновения – в большинстве анклавов, по крайней мере. Удивительная для подыхающего мироздания толерантность. Конечно, вражда на религиозной почве никуда не исчезла – просто стала более редким явлением. Чаще она представляет собой не походы против «поклонников ложных религий», а раздор из-за противоположных интересов самих культов и их богов. Например, борьба гениев районов за «влияние», противостояние разнонаправленных архонтов и, как следствие, культов этих духов и т.д.

Чаще всего, каждый культ и секта обладают по-своему толкуют одни и те же явление или же выбирают свой пантеон духов. Мало кто может почитать одновременно всех гейстов – слишком часто они друг с другом конфликтуют и требуют от последователей поддержки. На двух стульях усидеть получается очень и очень не у многих.

Кроме того, нередки случаи, когда у конкретного человека – свой пантеон сущностей, которым он поклоняется. Их состав – целиком и полностью остается на усмотрение человека и его мировоззрения. Зачастую такие вот «личные пантеоны» — самое удобное верование, не принуждающее к почитанию сущностей, не представляющих для человека интереса или же вовсе, противоречащих его видению мира.

Асатру
Это верование основано на поклонение асванам, живым небожителям, воплощающимся в телах смертных и правящих Мидгардом. Условно его последователей можно разделить на две части: традиционалистов, слуг и так называемых «далеких». Для первых асатру, скорее, дань традициям и культуре Мидгарда, нежели вера. Это попросту вбитые в голову установки, не соблюдение которых превращает тебя в белую ворону и знатно осложняет жизнь. Слуги – те, кто близки к великим родам или же обладают достаточными богатством, властью и влиянием, чтобы контактировать с асванами. Когда ты ежедневно прислуживаешь живому богу или его потомкам или же торгуешься с ним за очередную долю бюджета для своего анклава – преклонение медленно отходит на второй план. «Далеких» можно назвать самыми верующими из всех трех категорий: это те мидгардцы, что видят асванов лишь издали (если вообще хоть раз им повезло лицезреть одного из них) или же попавшие под влияние пропаганды иностранцы. Их вера – чиста, а поклонение самозабвенно. Нередко они мечтают попасть на службу в рода асванов. И если им удается, очень быстро они переходят в категорию слуг – божества должны быть далеки и загадочны. Нет удара по вере страшнее, чем вытирать блевоту после перепившего божества.

Лукавые Боги
Вероятно, одна из древнейших религий, последователей коей можно найти в любом конце Ойкумены. Некоторые историки и теологи полагают, что изначальная форма поклонения Лукавым Богам канула в Лету после Шторма, и нынешний их культ – лишь искаженная версия, выстроенная на сохранившихся ритуалах. В любом случае, большинство склонны считать, что оригинал этого верования был широко распространен еще до Рагнарёка – именно потому колоды карт с сакральными изображениями и узорами были обнаружены во всех руинах древних городов. Тем не менее, точный пантеон и его изначальное значение было утрачено, как, вероятно, и имена самих богов.

Лукавые Боги – покровители преступных замыслов, криминальной деятельности, свободы и бунта. Большинство преступников того или иного рода поклоняются им, хотя и обычные граждане могут к ним взывать, если идут на нарушение закона. Впрочем, большинству Лукавые Боги знакомы с другой стороны (то, что жрецы Лукавых Богов, круппиты, называют «рубахой»): как боги-покровители азарта и удачи. Таинства круппитов проводится по особым правилам, и в них все участники действа – наравне. Более того, это таинство выстроено в виде игры, а пожертвования разыгрываются между участниками. Тот, кому благоволят боги и забирает себе выигрыш. Азарт и возможность подзаработать и привлекают на таинства круппитов многих обывателей и даже власть имущих.

Лукавые Боги делятся на четыре рода, называемых «мастями»:
• Боги, ассоциируемые с темными силами и смертью. Их изображение – черные трилистники. Поклоняются: убийцы, идущие на смерть.
• Боги-покровители темных страстей и воровского искусства, чьим символом являются красные сердце. Поклоняются: воры всех видов.
• Масть, отвечающая за хитрость и знания. Их символика – красные ромбы. Поклоняются: жулики, мошенники, аферисты.
• И, наконец, боги тайных троп и нелегальных ремесел. Их метка – перевернутые черные сердца. Поклоняются: контрабандисты, наркоторговцы.

В каждой масти есть множество божеств, низшие из которых носят имена-номера (от 6 и до 10), старшие же известны лишь по титулам. Самым загадочным из старших богов является Тууз, т.к. он единственный выбивается из понятной системы рангов и, при этом, является сильнейшим из божеств. Туузиты – те, кто поклоняются пантеону из 36 Лукавых Богов – являются непримиримыми врагами другого течения, джокерников. Их пантеон отличается большим количеством младших богов (теперь самый слабый из них – 2), а также включением двух над-божеств – Красного и Черного Джокеров. Обе ветви обвиняют друг друга в ереси (якобы туузиты вычеркнули полноправных Лукавых Богов из пантеона, а джокерники, наоборот, включили неких лже-божеств), но обычным людям, как правило, наплевать и они посещают таинства обоих сект.

Культы Крови
Разнообразные верования генотреллов, объединенные почитанием основателей породы – Предтечи. Но форма этого поклонения приобретает тысячу и одно воплощение. Некоторые и вовсе почитают в большей степени себя как улучшенных потомков предтечи. Все как один культы крови, очень близкие поклонению предкам, стараются ответить на множество вопросов – и каждый отвечает на них по-своему. Благо ли получение генотреллом свободы? Есть ли у него право выбора и самоопределения? Как относится к Вознесению и последующей замене первоначального генетического образца на новый? Какое место должны занимать естественнорожденные потомки Предтечи? И, в конце концов, как относится к себе самому, потомку собственного же бога?

Примасианство
Это – общее название для поклонения Перволюдям (или же Пятой Расе), жившим до Шторма, и их наследию. Одно из самых раздробленных верований, оно почти не имеет общих черт, кроме названных выше. Слишком многое зависит от того, что произошло с перволюдьми во время Алого Шторма девять веков назад по мнение той или иной секты. Конечно, большинство из них склоняются к мнению о вознесении – иначе бы в примасианстве как таковом не было смысла. Эта форма культа предков отличается тем, что примасиане считают: перволюди были (или стали) превосходить нынешних по всем параметрам. Так что культы примасиан выстраиваются вокруг технологических находок и артефактов до-штормовой эпохи или вокруг идеи о вознесении перволюдей и, соответственно, стремлении последовать за ними. Многие монотеистические культы Иберии и экситариты – виды примасинской веры.

Теизм
Ворох различных верований, уходящих корнями в авраамические религии. Из-за последовавшего после Шторма раскола, многие из теических верований исказились. И чем больше люди начинали контактировать друг с другом, тем больше учились мириться с разницей в трактовке. Для выживания тогда важнее была некая общность идей, которую уже можно было использовать как мост через разделяющую культуры пропасть. Большинство сект в теизме склоняются к мнению, что Шторм и был обещанным апокалипсисом… а вот дальше уже трактуют кто как: битва с Темным была проиграна; Всеотец отвернулся от порочных детей своих; выжившие оказались недостойны Рая. Надо ли говорить, что разность в мировосприятии и теологии теических сект вызывает в более спокойные времена немало и внутренних конфликтов.

Темпеститы
Штормопоклонников объединяет лишь одно: они видят в Алом Шторме и Алых Бурях промысел Божий. Кроме этой веры в сакральность ужасающих Ойкумену катаклизмов, у них нет общих черт. Одни уверенны, что Бури – лишь проявление воли Бога, тогда как другие считают, что эти катаклизмы – и есть бог. Одни странствуют за Бурями, завершая начатое ими, а другие стремятся попасть в их око в надежде на откровение свыше. Большинство темпестических сект – апокалиптически по своей сути и стремятся прекратить агонию мира и человечества. А сами штормопоклонники из-за постоянного влияния Бурь – безумны, искажены разумом и телом, беспредельно жестоки и безгранично преданы своим идеалам энтропии. Несмотря на запрет темпестии в большинстве проявлений (и даже разрешенные формы находятся под постоянным наблюдением), у верований темпеститов есть основания. Вот только что на самом деле прячется за шепотом на неизвестном языке, что можно услышать в оке Бури?

2 комментария

avatar
Отлично написано) Особенно колода богов позабаыила
avatar
Кек, спасибо. Моя гражданская жена тоже дико с нее угорала.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.