Альтернативные магократии

Почему-то астионовская тема на МРИ про защиту фэнтезийного королевства от магократии, управляемой злым личем, навела меня на дурацкую мысль. Почему, если в некоем фэнтезийном государстве, если им правит какой-нибудь высокоуровневый маг, то он в половине случаев оказывается некромантом и личем? В крайнем случае — каким-то «неспецифичным», генерализированным магом — но что, кроме некромантии, других школ волшебства нет?

И тут моя мысль понеслась… Как могла бы выглядеть магократия, управляемая великим волшебником, специализирующимся на…

… призывании (Conjuration)
Правителю королевства подчиняются ангелы и демоны (как джинны царю Сулейману), и в случае необходимости он всегда знает, кого из иномировых существ призвать себе на помощь для решения данной конкретной проблемы. Сам он нейтрален и не делает особой разницы между существами верхних и нижних планов, призывая себе на помощь тех и других. Его подданные разводят животных, в чьих жилах течёт кровь иномировых созданий (призыв планарного существа для вязки — это, конечно, изврещённо… но имеет практическую пользу), и среди самих его поданных немало людей с планарной кровью. И не будем забывать о телепортационных кругах как средстве доставки людей и грузов и широком использовании заклинаний, создающих экстрадименсиональные карманы…

… прорицании (Divination)
Этот маг редко покидает свою «башню из слоновой кости» (не настоящую башню и не из настоящей слоновой кости, конечно же): он занят тем, что вглядывается в будущее. Он и его министры находят решение любой проблемы ещё до того, как проблема возникает, — хотя это даётся им ценой напряжённой работы мыслей. За границами королевства наблюдает множество волшебных глаз — враг не пройдёт (незамеченным), хотя король-маг и так узнаёт о выдвижении вражеской армии задолго до того, как она подойдёт к границам. Отправляться с тайными заданиями в это королевство рискуют лишь самые дерзкие и хитроумные шпионы — неумелых разоблачают очень быстро. Сотни прорицателей среднего ранга денно и нощно следят за подданными своего короля, предотвращая преступления и мятежи, — большой брат смотрит за вами!

… очаровании (Enchantment)
Подданные этого короля любят своего повелителя — об этом заботятся тысячи его агентов, лояльность которых обеспечивается магическими узами. Если кто-то не любит своего короля, к нему приходит «полиция мысли» и уводит с собой — и когда он возвращается, он уже любит своего повелителя. Ближайшие приближённые и доверенные слуги короля и других аристократов благодаря магии очарования абсолютно лояльны своим хозяевам. Заслать в это королевство шпиона — задача непростая: одно нужное заклинание — и шпион сам выложит все планы тех, кто его послал. Военные кампании выигрываются благодаря серии тщательно организованных предательств: вражеские полководцы в ответственный момент отдают не тот приказ или переходят на сторону противника, а жители вражеских городов сами открывают городские ворота перед осаждающими. Плюс в арсенале школы очарования есть заклинания, способные превратить простого солдата или слугу в яростного берсерка или не ведающего страха героя.

… пробуждении (Evocation)
У этого королевства нет в арсенале тех штук, которые доступны другим школам магии, зато оно неплохо продвинулось по части улучшения благосостояния подданных своего короля-мага. Дома и улицы освещают магические негаснующие огни, вызванные магией ветра надувают паруса кораблей, магическое пламя разогревает воду в паровых котлах (а почему бы и нет?), «летающие диски Тензера» используются для переноса грузов, а «руки Бибги» используются вместо подъёмных кранов. (Кстати, не забываем, что большинство заклинаний с дескриптором force относится именно к этой школе!) Ну и не стоит забывать о военных магах, швыряющихся огненными шарами, и пехоте с жезлами магических стрел, производство которых поставлено на поток…
Вообще, наверное, используемая в том или ином королевстве магия не должна ограничиваться заклинаниями только одной школы...

… иллюзиях
Агенты этого короля-мага довели до совершенства искусство шпионажа, наблюдая как за подданными самого монарха, так и за соседними королевствами. Замки короля-мага и других аристкратов содержат в себе множество потайных проходов, скрытых иллюзорными стенами. Вражеские армии, вторгнувшиеся в королевство, могут во время боя с удивлением обнаружить рядом с собой топографические объекты, отсутствовавшие на картах, причём они могут оказаться как иллюзорными, так и реальными. А ещё магия в этом королевстве является одной из форм искусства, и представления магов-иллюзионистов собирают целые площади зрителей (или концертные залы — для иллюзионистов пореспектабельнее).

… трансмутации
Можно сказать, что маги этой школы в определённой степени достигли «морфологической свободы», более уместной в каком-нибудь трансгуманистическом сеттинге. Если для выполнения какой-то задачи нужно научиться летать — они на время обретут способность летать, если нужно стать больше или меньше — они изменяет свои размеры, или проделают что-то из этого с «верными подданными» короля-мага. В этом королевстве нет предубеждений против использования магии на людях без их согласия или проведении магических экспериментов над разумными существами. Здесь можно увидеть огромное множество созданных с помощью магии (или алхимии) существ причудливого, противоестественного вида, и некоторые из этих существ обладают разумом и считаются подданными короля-мага. Химеры, зверолюди, оборотни, доппельгангеры — это ещё далеко не самые причудливые существа, которых можно встретить в этой стране…

Я знаю, что сейчас в комментах соберутся люди, приводящие примеры магократий из разных сеттингов, управляемых не личами и не магами-генералистами, — я вас заранее ненавижу готов внимательно выслушать.

62 комментария

avatar
По поводу королевств иллюзионистов — их как раз хвататет. Тут и Страна Оз/Изумрудный город, и «Лабиринт» с Дэвидом Боуи)

Enchantment как-то очень узко понят, как мне показалось, но мифологическая Артуриана близка к королевству энчантеров)

Что касается магократии злых личей — она удобна для авторов тем, что может длиться тысячелетиями, не пресекаясь по естественным причинам)
avatar
Что касается магократии злых личей — она удобна для авторов тем, что может длиться тысячелетиями, не пресекаясь по естественным причинам)
Что есть, то есть. :) С помощью других школ магии сложно обеспечить Злого Властелина, сидящего на своём троне целые эпохи.
мифологическая Артуриана близка к королевству энчантеров)
А не мог бы ты пояснить эту мысль? А то я её, кажется, не могу уловить…
avatar
Любимец фей и харизматический лидер, непобедимый в бою благодаря обладанию заколдованным клинком, обставляет каждую трапезу со своей дружиной, как магический ритуал. Преданные ему рыцари обязаны следовать сложному и нелогичному кодексу поведения, и готовы забросить дела государства и пожертвовать всем ради возможности обрести древний священный артефакт.
avatar
непобедимый в бою благодаря обладанию заколдованным клинком
Воу-воу! Ножнам, а не клинку. Ножны в разы круче.
avatar
И не любимец, а любимица )
avatar
Интересная трактовка Артурианы… :)
avatar
Будь славен, Астион, раз его потуги приводят к таким результатам)
Все очень здорово, только иллюзии немного разочаровали. Возможно, это королевство будет чем-то напоминать страну зачарователей, сместившуюся в сторону общества потребления. Не так важно, пошиты твои портки из шелка или из мешковины, имеет значение только, каков радиус их светозарной ауры и какова частота смены принтов. Ну и фамилия мага-автора, конечно же.
avatar
Да, общество потребления в королевстве иллюзий — это важный аспект…
avatar
Почему, если в некоем фэнтезийном государстве, если им правит какой-нибудь высокоуровневый маг, то он в половине случаев оказывается некромантом и личем? В крайнем случае — каким-то «неспецифичным», генерализированным магом — но что, кроме некромантии, других школ волшебства нет?
Потому что лич — довольно мощная метафора, а какие там школы напридуманы в той или иной редакции D&D дело десятое.
avatar
Вообще в ДнД же есть Тей с его Красными волшебниками, есть Иллитиды. Это что я могу назвать сходу, имя о ДнД оч поверхностное представление.

Помню была у меня мысль (после Planescape: Torment) о магократии, либо просто о некой могучей империи, в которой есть тайный, совет (возможно подменяющий реальную власть) полностью состоящий их нежити. Сотни верховных магов, либо просто выдающихся деятелей бесконечно заседают решая проблемы государства. Причем по задумке — с приемлемой эффективностью.
Можно сравнить с Сивиллой, если кто Психо-Паспорт смотрел.
avatar
Я ждал, я ждал, когда кто-нибудь вспомнит про Тэй… >:] Но я, честно говоря, с «Забытыми царствами» знаком весьма поверхностно, и не в курсе, какая у Красных волшебников «специализация»…
Сотни <...> просто выдающихся деятелей бесконечно заседают решая проблемы государства.
Почему-то у меня при этих словах в голове возник образ совета, составленного из призраков всех предыдущих правителей и исторических деятелей страны…
avatar
Обзидат же из Равники!
avatar
и не в курсе, какая у Красных волшебников «специализация»…
У них нет отдельной специализации — у них есть по одному зулкиру на школу магии
avatar
А, понятно… Хотя вряд ли мне эта информация пригодится — я никогда не испытывал желания играть/водить по миру Забытых царств… Как-то у меня всегда вызывало оторопь всё это количество информации о сеттинге и необходимость для потенциального игрока знать, какая разница между Драконьим берегом и Берегом Мечей, и где они расположены относительно друг друга географически, почему важно, что игра стартует именно в определённом году по календарю Фаэруна, и чем этот год отличается от года следующего и года предыдущего, и так далее…
avatar
Именно по этой причине рождается 90% ДнДшных хартбрейкеров, которые «не совсем фаэрун, но близко».
avatar
Ну, на самом деле не все так страшно. Даже удобно — открыл региональную книгу, а тут тебе все расписано — и история, и нпс, и подземелья, и всякое прочее. Просто бери и води.
avatar
А у них разве всё ещё есть по Зулкиру на каждую школу магии? Я думал, Сзасс Тэм их(как политические фигуры) уже благополучно помножил на ноль.

По теме: Тэй как раз не подходит, имхо, ибо эти Зулкиры были эвилами в неподражаемом дндшном понимании этого характера и гребли всё не в королевство в целом, а лично себе и своим ближайшим сторонникам. Но вот если брать конкретное состояние дел конкретно во владениях оных школ(а не страны в целом), то примерно так и было. С попрравкой на то, что все старались не слишком борзеть.
avatar
Но я, честно говоря, с «Забытыми царствами» знаком весьма поверхностно, и не в курсе, какая у Красных волшебников «специализация»
Они вроде на огне просто повернуты. А так, у них есть верховный орган, в который входят самые выдающиеся маги из каждой школы. Вообщем у них как раз правильная магократия, они могут всё.

Почему-то у меня при этих словах в голове возник образ совета, составленного из призраков всех предыдущих правителей и исторических деятелей страны…
Нее, яж хотел чтоб герои рано или поздно до него добрались. И вот спускаются они в подземелья, открывают двери, а там зал, ряды кресел и галереи скелетов в истлевших одеждах. И сотни (тысячи Карл!) багровых огоньков на месте глазниц смотрят в их сторону. И тут распорядитель такой «Вы кто такие? Чего вам надо? Мы тут голода, через десять лет избежать пытаемся!».
avatar
Почему-то у меня при этих словах в голове возник образ совета, составленного из призраков всех предыдущих правителей и исторических деятелей страны…
В Dominions 4 есть милейшее государство Nazca управляемое мумиями аристократии и жречества, правда, с намёками на то, что этих мертвецов приходится уж слишком дорого содержать — бюджет плохо справляется с тратами на золотые паланкины и носильщиков (сами мумии не ходящие, так что практически вечно сидящий совет, но с желанием роскоши и почёта). Причём бывшие жрецы и члены королевских фамилий (то есть все юниты мумий кроме самых слабых «простых аристократов») обладают свойством «Fortune teller» — «This unit can prevent bad events.» Так что они реально «избегают» голода в тех провициях, где находятся)
avatar
В одной из моих фентезей далеко на Востоке, на берегу океана лежали разноцветным ожерельем Самоцветные Города.

Берилл, Топаз, Рубин… и так далее.

Правили в этих городах-полисах могущественные волшебники.
<стена текста>

А самый южный из этих городов, Аметист, был разрушен в войне 504-го года — ведь правил в нем ужасный некромант, поддавшийся на посулы Бога-Императора Гарштанга и обратившийся к тёмным искусствам.

P.S. Внезапно, некромантия бывает и «светлая» :)
P.P.S. А вот иллюзионистов у меня не было. В сеттинге эта Школа под запретом.
avatar
в Аркануме некромантия делится на темнукю и светлую, ага)
avatar
Внезапно: не играл!

Поэтому расскажи про светлых)
avatar
Там всё просто: лечебные заклинания называются «белой некромантией», а «тёмной некромантией» называются классические заклинания вызова духов умерших, создания нежити, убийства живого и так далее.
avatar
Ну, магию можно разделить на школы по самым разным принципам — можно по стихиям, по цветам спектра, по временам года, по зверям или, вот, по драгоценным камням… С этой точки зрения ДнДшное разделение на школы — оно не особенно интуитивно: иногда можно усомниться, к какой школе должно относиться то или иное заклинание, и почему, собственно, школы именно такие… Но я уж взял то, что было. :)

<стена текста>
Расскажи уж, что у тебя там было, — мне интересно стало. :)
avatar
С этой точки зрения ДнДшное разделение на школы — оно не особенно интуитивно: иногда можно усомниться, к какой школе должно относиться то или иное заклинание, и почему, собственно, школы именно такие…
Мне как-то показали интересную схему:

Не то что она прям помогла, но заставила призадуматься.

ПС. Кстати, Вантала, а магократия по Abjuration возможна?
avatar
Вот я ждал, пока кто-нибудь заметит, что я про абъюрацию «забыл»… %) Честно говоря, я думал-думал, и ничего на эту тему не смог придумать: в школе абъюрации едва ли не большая часть заклинаний направлена на противодействие чужой магии. Из «бытовых» заклинаний там в основном всякие магические запоры, сигнализации и ловушки (безопасностЬ!).
avatar
Нутк значит в в такой магократии колдовать может только Большой Брат, остальным фига.
avatar
То есть получаем государство, которое успешно противостоит остальным магократиям и в котором маги-- госслужащие, а не правители. М?
avatar
Или Вэтлан (Суровая чукотская империя из Анакена)
avatar
Или так, да. :)
avatar
Великие Магические Дома постоянно грызутся друг с другом, и только абъюреры могут удержать верховную власть в государстве, ибо им никто ничего не может сделать. ;)
avatar
Еще возможно, что на усилении/прерывании/изменении магии будет разработана своеобразная цифровая технология, продвинется учет и обработка информации, и в таком королевстве появится своеобразная антибюрократия. Развитое самоуправление, модифицируемое диррективами из центра.
avatar
Хочешь колдовать в королевстве — лицензируйся. Погранцы периодически собирают скелеты нарушителей с границы, в остальном отдыхают. В случае войны войско противников без магической поддержки разбирают на запчасти местные маги других школ (если с ценой лицензии особо не наглеть — их будет достаточно), войско королевства под «защитой от стрел, магии и металла» или же офицеры противника целиком оказываются скованными в стазисе «Imprisonment».

Кстати, есть школа, которая специализируется на усилении заклинаний?
avatar
Только я бы переставил местами Enchantment и Conjuration.

В моей картине мира Conjuration призывает существ из иных слоёв, а Enchantment как раз работает с миром материальным.

И Divination с Evocation по той же причине.
avatar
Мне вот, кстати, эта диаграмма показалась ничего особенно не объясняющей, а только всё усложняющей: почему Abjuration — это Life, а Divination — это Death/Matter, я, конечно, могу найти объяснения, но с определённой долей притягивания за уши…
avatar
Великую звезду сил ты видел?
avatar
Кажется, что-то такое припоминаю… не помню в деталях, но примерно представляю, насколько там всё сложно. :)
avatar
Она показывает взаимоотношения сил друг с другом — как стихиальных, так и остальных.

На самом деле она простая, но форсить её сейчас и тут не буду ;)
avatar
Диаграмма вообще еретическая.
avatar
корова не моя, и вообще это ты ее мне показывал :D
avatar
Стена текста — флафф по этому миру.
В общем ты намного лучше изложил. Не возражаешь, если я импортирую твои выкладки в свой мир?
avatar
Да, конечно, импортируй. :)
avatar
Внезапный привет от Отряда внезапен.
avatar
Мне тут более импонирует «злая и запрещенная» некромантия и обычная приемлемая магия смерти из вархаммера фентези (мир его праху).
avatar
Еще вариант — вывести разницу между «легальной» и «нелегальной» некромантией в чисто юридическое поле, как у Олдей в фэнтези-цикле: добрые некроманты имеют лицензию, поднимают зомби только с дозволения родственников или правительства и соблюдают технику безопасности.
Хотя тут все зависит от метафизической сути некромантии («душа в рабстве», «не связаны с душой» или «спасение от окончательной смерти»).
avatar
Да даже если метафизическую суть отбросить и оставить одни законы. Правительство запрещает всё опасное для себя и ограничивает вещи двойного назначения.
Банальный пример из нашего мира. Ученый разрабатывал новый тип солнечных панелей, с высоким КПД и вроде бы низкой стоимостью. Заказал хим. реактивы. Государство пытается привлечь ученого к ответственности, потому что данные хим реактивы находятся в списке запрещенных. А работал бы он в НИИ, сделал бы запрос и получил бы в своё распоряжение то что хотел.
Другой вопрос, что в НИИ не факт бы ему разрешили заниматься этими солнечными панелями.
avatar
avatar
Снять с колдуна № все обвинения, потому как проводил ритуалы с целью познания, а не ради призыва демонов и узурпации власти.
avatar
Тег «бред» убери.
avatar
Магократия — это не когда правит маг, а когда маги — правящий класс.
avatar
Ну, одно другого не исключает…
avatar
Спасибо, кэп :)
Если маги — правящий класс, то очевидно, правит один из них.
avatar
Одно не вытекает из другого. Допустим у вас республика военная (или любая другая выборная система правления) и выбранный верховным главнокомандующим окажется магом. Хлобысь маг у власти и не магократия. Феодальная монархия ( или любая другая наследная система) и внезапно сын короля — маг. Племенной строй и при этом вождь племени — маг. Теократия и верховный жрец при этом еще и маг.
Магократия в теории должна подразумевать под собой необходимость занятия поста правителя и большинства прочих руководящих должностей — кастерами. При этом такая «специализированность» магократия теряет смысл. Это если бы как при феодализме рыцари решили использовать только один вид оружия ( например меч) и отказаться ото всех копий, алебард, полэксов, топоров, арбалетов. Да еще учитывая, что магия используется не только как боевое оружие — то запретить и все садовые и строительные инструменты не похожие на меч.
А некромантия — это школа-изгой. И обычно в фентези государство некроманта это не магократия, а обычная диктатура во главе которой стоит непропорциональной силы маг со смертью которого его царство тьмы разваливается на кусочки.
avatar
Хмм. Интересная мысль.
Конечно, мне, как фанатке Тедаса, при слове «магократия» сразу приходит в голову Тевинтер. Несмотря на то, что называется Империей, им правит отнюдь не император, а магистериум-- совет из магистров, который возглавляет верховный жрец. И все они маги. То есть это какая-то помесь аристократии, теократии и магократии. Какой-то чёткой специализации магии магистров, тем не менее, нет (хотя магия там на школы делится). Многие знают и используют запретную магию крови, однако далеко не все. Да и магию крови можно использовать в связке с другими заклинаниями, усиливая их. Ничего не мешает тебе использовать кровь раба для усиления заклинания исцеления, скажем. И магия там используется в основном боевая, благо воевать Тевинтеру есть с кем.
Касательно «специализированных» магократий-- тут встаёт вопрос, как такое получилось. Почему маг стал правителем-- понятно. Но почему в регионе встали у власти именно маги одной школы? Возможно, регион такой, усиливающий магию одной школы?
avatar
Почему маг стал правителем-- понятно. Но почему в регионе встали у власти именно маги одной школы?
Вот это главная логическая дыра во всех моих построениях… Но что если предположить, что в каждом королевстве большинство самых «знаковых» заклинаний, широко использующихся в жизни королевства, разработана лично королём-магом, и «высшие эшелоны власти» укомплектованы его учениками и учениками его учеников, а поскольку сам король-маг специализировался на одной школе, то и заклинания, разработанные им, тоже принадлежали к этой школе?..
avatar
А может как в жизни? Ведь рынок захватывает не всегда лучший со всех точек зрения продукт. Маги определенной школы набрали силу и постепенно (или быстро и резво) подмяли власть под себя.
С личами-некромантами просто картина ясна, пришел, всех запугал, ордами нежити всех захватил. Рядовая магическая тирания.

P.S.
Любопытный вариант был в манге «Маги: Лабиринт волшебства». Там маги жили и учились в утопической башне, а под ней в огромной воронке жили тысячи людей. Их там никто не удерживал, у них были дома, им давали еду, алкоголь и вроде даже наркоту какую-то — просто чтоб было чем себя занять. Жили они там без всяких дел и законов, просто как животные. А маги, впитывали их жизненную силу, которая как пар поднималась из воронки в башню.
avatar
С личами-некромантами просто картина ясна, пришел, всех запугал, ордами нежити всех захватил. Рядовая магическая тирания.

Возможен и противоположный вариант: аномальная некротическая зона, из которой лезет нежить. Волшебник её влияние нейтрализует и охраняет город.
avatar
А у меня вообще сеттинг с одними некромантами… Который я ещё не написала… Но он есть )
avatar
А у меня был ещё вариант, что каждый из королей-магов является богом более чем просто правителем, и его владения изменяются под действием его сил. То есть во владениях каждого из королей заклинания одной из школ становятся сильней, но не короли-маги поселились в этих землях потому, что в них сильнее магия их школы, а магия их школы сильнее в их владениях, потому что там правит король-архимаг соответствующей школы. (Birthright случаем не пробегал ли мимо?)
avatar
а поскольку сам король-маг специализировался на одной школе, то и заклинания, разработанные им, тоже принадлежали к этой школе?..
На самом деле не стоит говорить о том, что в соответствующем полисе изучают заклинания единственной школы. Это неправдоподобно.

Я бы сказал так: заклинания соответствующей школы в приоритете. Далее, последователи соответствующей школы имеют доступ к специальным заклинаниям — которые можно получить только «из уст в уста» у наставника и нельзя прочитать в спеллбуке (и записывать их туда — дурной тон).

Эти специальные заклинания могут или быть совсем особыми, или отличаться от стандартных какой-то фишкой (навскидку, в школе Evocation у файрболла вылетает на один, а два подряд, но послабее… и тому подобное).

Вообще это логично — если волшебники уделяют годы исследований какой-то дисциплине — логично, что они научатся каким-нибудь необычным фишкам.
+ метамагия с завязками на свою традицию.

То есть представители Школы владеют Общей Магией + специфическими для школы приёмами.

У меня, по крайней мере, это реализовано именно так :)
avatar
В одном самиздате был такой вариант короля-лича: он заключил сделку с демонами и в результате ему не нужно было тратить силы на поддержание созданной нежити (в отличие от остальных некромантов сеттинга). Поэтому он очень скоро стал единственным производителем нежити в королевстве, сдавая скелетов «в аренду» другим магам (которые и сформировали класс магической аристократии).

Соответственно, похожую историю можно придумать и для других школ:
Король владеет неким источником силы(предметом, местом, договором...), который значительно облегчает использование определенного типа волшебства для него и всех его избранных (очарование длится дольше, прорицание работает точнее и т.д.). Понятно, что с таким бонусом большинство магов будут изучать эту школу.
avatar
Объединяя с первым, получаем сеттинг для темной фэнтези.

Пользуясь временным молчанием богов, демоны подбросили по очереди нескольким королевствам источники сил — у одного короля стало прорицание точнее работать, у другого — скелеты бесплатные, третий мог призывать планаров с минимумом проблем. В результате — большая, истощающая война, в которой демоны, поставляющие оружие, торговали со всеми воюющими сторонами и каждый раз требовали новую плату — принести в жертву всех пленных, разрушить храмы богов… Ресурсов требовалось все больше и больше, налоги становились все тяжелее.

В результате получился мир магократий, высасывающих из подданных все соки — иногда даже буквально. Боги забыты и свергнуты. Периодически демоны, для развлечения, обрушивают равновесие — подбрасывают кому-нибудь из королей новую игрушку. Восстания либо физически невозможны, либо немедленно караются. Остатки королевств, которые не смогли справиться с восстаниями, поделены между оставшимися.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.