Четырехлетний DM


Картинка для привлечения внимания

Ну что ж, пора бы уже и написать свой первый пост в 2015-м. Однако мозг после каникул в работу никак не включится, умных советов не выдает, так что давай-те ка я лучше расскажу об уникальном экспириенсе, который посетил меня на новогодних каникулах.

Меня водила моя четырех- (ну ладно, уже почти пяти-) летняя дочь. И это было нечто абсолютно прекрасное.

Подробности под катом.

Тем, кто меня читает нерегулярно, напомню: мы с дочерью активно осваиваем различные настольные и ролевые игры, и по объему игрового опыта она, наверное, уже делает меня образца 20-летнего возраста :)

Ну так вот. На новогодних каникулах ввиду 20-градусного мороза за бортом и чихающего ребенка в основном пришлось сидеть дома и развлекаться уж чем придется. Соответственно, через несколько дней такого времяпровождения надоело уже буквально все, что только может, и высказанная чадом идея «а давай я буду мастер?» вызвала исключительно позитивную реакцию.

Как я и предполагал, за основу истории ребенок взял игру, в которую я не так давно водил ее по D&D, но доработал в соответствии со своими представлениями о прекрасном. Получилось весело, местами – странновато, конечно, но в целом очень хорошо. А что касается некоторой, хмм… гротескности происходящего – так это нормально, в голове у юного мастера пока еще просто не сформировались границы нормального, так что ее фантазию ничто пока не сдерживает. И это – отлично.

А еще, кстати говоря, очень забавно было видеть у ребенка ошибки любых начинающих ведущих, от которых не застрахованы и взрослые :)

Ну ладно, чего это я все мыслью по древу. Итак, вот как это было.

Времени на подготовку дочери не потребовалось, сюжет, видимо, родился сразу же. По просьбе начинающего ведущего со шкафа мною были сняты коробки с тайлами, миниатюрами и картонными фишками персонажей. Первым делом, естественно, мне было предложено сгенерить себе героя. Главное в этом деле, конечно, это выбор портрета персонажа :) С механикой особо заморачиваться не стали – я решил, что механистическую часть возьму на себя, и просто взял себе один из валявшихся без дела плейбуков для DW. Стал я вор.

Когда с выбором чара было покончено, началась, собственно, игра. Дочь, сосредоточенно покопавшись в тайлах, выложила на стол плашку с изображением деревенской избы. «Это твой дом», сказала мастер, «ты в нем живешь». Я поставил в дом свою фишку. Немного пожил там, поспал, пообедал, все такое, и тут ко мне пришли гости – «тук-тук-тук».

Я открываю дверь. На пороге стоит некий дядя и сходу говорит: «Я беспокоюсь за мою жену. Я давно ее не видел, и боюсь, что с ней могло что-то произойти. Узнай, что с ней». Вот так, сразу к делу, без всяких обиняков. Ребенок теорию усвоил хорошо, и знает, что в истории непременно должен быть квест и квестодатель.

Мне отдельно было интересно сподвигнуть дочку на креатив, чтобы она начала импровизировать и придумывать что-то по ходу; и посмотреть, что из этого выйдет. Соответственно, я принялся выяснять всякие детали, знакомиться с квестодателем, клянчить награду и так далее. Надо отдать должное, мастер справилась с задачей безо всяких проблем. Мужика зовут Мартин (популярное имя – так зовут коллегу из детского сада), и он сообщил несколько немаловажных нюансов. Во-первых, жена живет далеко-далеко в высоких горах. Во-вторых, она колдунья. И в-третьих, ей нужно еще и доставить целебные травы, вот они. А за выполнение задачи мне положено денежное вознаграждение.

На этом этапе я уже начал потихоньку узнавать историю. Суть сюжета-прототипа состояла в том, что некая волшебница сдуру открыла в своей башне портал, из которого полезли демоны, и герой по ходу пьесы помогал ей этот портал закрыть. И если все будет развиваться в том же ключе, то вскоре мне придется встретиться с троллем, который сидит на мосту и никого не пускает.

Итак, в путь!

Тайл с домиком был убран, и на его место – да, я угадал – был водружен тайл с речкой и мостом. Но тут начались некоторые отхождения от изначальной истории. Порвышись в коробке с фишками, дочь водрузила на мост дракона! Вот, говорит, дракон. Сидит на мосту. Я, испорченный шаблонами обычных ролевок, решил, что дракон – это ого-го, может быть опасен, так что спрятался за деревом и высовываться не собирался. Потребовались тесты на скрытность и плавание, и мне удалось тихонько перепылыть речку. Уфф, пронесло. Дочка молодец, не стала меня в драку втравливать, хотя ей явно хотелось. Однако, ей, видимо, стало печально от того, что с драконом в итоге никто не повзаимодействовал, так что вскоре к нему прилетел еще один, и они принялись друг с другом сражаться. Ну и ладно, пусть что хотят делают, главное, меня не трогают.

Двинулись дальше. Лезу в горы. И тут – оп-па – стоят посредине поляны два орка. В руках у них большие кольца, и через них звери прыгают «прям как в цирке». Отлично, ребенок начал дополнять базовую историю своими образами, молодец. А что, спрашиваю, за звери-то? Дочь как-то неопределенно махает рукой и говорит: «ну, медведи там, драконы всякие, демоны».

Я представляю себе эту фантасмагорическую картину, челюсть моя опадает на пол, и я хриплым голосом спрашиваю, можно ли их обойти как-нибудь. Помня, видимо, свой неудачный опыт с драконом, ребенок сообщает что нет, слева и справа от орков высоченная стена, и не обойти, не перелезть ее никак не получится.

Ну, что ж делать. Сражаясь с подступающим хохотом, я иду прямо на орков-дрессировщиков. Однако вступать c ними в конфронтацию нет никакого желания, так что я говорю: «Здравствуйте, орки! Можно мне пройти?» Дочь подумала и сказала «Да, проходи». И так я благополучно вышел из этой щекотливой ситуации.

Иду дальше. И вот вижу – поляна, на поляне дуб, к дубу привязана женщина, а вокруг него бегают какие-то демоны (видимо, отсылка к любимому мультфильму про бременских музыкантов, где так же поймали короля). Осторожно подхожу ближе. Мастер мне описывает, что вокруг поляны деревья, на деревьях дома, и в них тоже демоны! Жуть какая! Идея влезать в бой мне совсем не нравится. Я внимательно изучаю чарник и нахожу на нем запись о том, что у меня есть сонный яд, который надо добавить в пищу. Ага, у меня созревает план действий!

Делаю заявку скрытно подмешать в еду демонам свое зелье. Дочь просит проверку скрытности, которую я с треском проваливаю. И тут все эти полчища нечисти бросаются на меня! А я – от них! Следует успешная проверка силы, и я убегаю. Однако, как сообщает мне мастер, слышно, как негодяи рыщут по окрестностям и вопят «Ты где? А ну-ка вылезай!». Ха, смекнул я, раз они все тут, то у дуба никого нет! Поделившись своими соображениями с ведущим, я делаю заявку вернуться на поляну. И точно – все разбежались, бедная жертва стоит одна. Я развязываю веревки, и мы по-тихому валим.

Не успеваю я познакомиться со спасенной и отдать ей квестовый предмет, как она вываливает на меня новое задание. Угу, да, в башне портал, и из него вылезли все эти демоны. Нужно закрыть брешь, для чего колдунье требуется ритуал. Но вот беда – компонентов-то нужных нету. А нужно всего-то ничего – зуб дракона и волшебная трава. И с сияющим видом дочь мне заговорщическим шепотом сообщает «пап, помнишь, там у моста есть дракон!».

Ну уж нет, на рельсы меня не загнать! Будем воспитывать в мастере импровизационные скиллы. Говорю «так, где дракона взять, я представляю, а вот где трава-то эта водится?». Подумав две секунды, спасенная колдунья мне говорит, что нет ничего проще – воо-он там есть подземелье, где, собственно, эта трава и лежит. Эх, ну, что ж делать. Для порядка выбив из квестодателя награду и убедившись, что колдунью опять не поймают, я бреду к подземелью.

Добираюсь. Дочь увлеченно выкладывает на стол тайлы из дэнжен-набора. На стол среди прочего ложится плашка, на которой изображен большой стол с яствами. И, когда я осторожно вхожу в подземелье, дочь мне говорит, что у стола сидят и едят орки (орки — дефолтные противники, видимо). И начинает выкладывать фишки монстров вокруг стола.

Стол большой. 6х2 клетки, наверное. А фишки кладутся на каждую клетку. 16 рыл получается. В ход идут не только орки, но и все другие фишки, которые попадаются под руку – звери всякие, нежить, демоны, мелочи какие. На моем лбу выступает испарина. Я представляю, как сейчас вся эта братия встает из-за стола и задает мне перцу. Я робко прошу разрешения прокрасться мимо. Проверка скрытности, и, о чудо – я преодолеваю эту пирующую компанию и приближаюсь к заветной двери, закрытой на замок, где, вероятно, и хранится чудо-трава.

Но тут дочь смекнула, видимо, что как-то оно все просто слишком выходит, и перед дверью откуда ни возьмись материализуется… великан! Большая минька с молотком в руках. На вопрос «а откуда, собственно, он взялся», мастер неопределенно пожимает плечами и говорит что-то в духе «ну так… он тут был…». Ну, был так был.

Короче, зараза сторожит дверь и никого не пускает. Прокрасться нельзя. Вздыхаю, выхожу вперед и пытаюсь отвлечь стража фразой «смотри, дракон!». Страж отвлекается, но увы, на дальнейшие броски это никакого влияния не оказывает. И у нас начинается битва! Балансировать энкаунтеры – дело и для взрослого сложное, да и кидалось мне не слишком, так что великан эффективно начинает меня нарезать.

Но надо отдать мастеру должное, она чувствует, что уровень сложности слегка высоковат, и надо его подправить. Однако делает это в присущей детям прямолинейной манере. «И тут великан отправляется обедать», говорит мне мастер. «А по пути из его кармана падает ключ от двери». Шах и мат. Не веря своему счастью и тупо гогоча, я подбираю ключи и отпираю ими дверь.

А за дверью – там-та-да-дам! – дракон! Волшебная трава там тоже имеется, но до нее, не победив дракона, добраться невозможно. Дочь в ажитации, прыгает вокруг и говорит что-то в духе «ой, как все славно вышло, вот дракон, у него есть зуб, следовательно, квест можно сразу сделать». Ну и никаких опций, кроме как просто порубить чудище, не просматривается. Ну что ж, бару меч и обреченно иду в атаку.

А видимо, предполагается боссфайт. Мастер мне сразу говорит, что это очень сложный противник и, цитирую «четыре точечки на кубиках не считаются». То есть, перевожу, мне -4 к атаке. Кое-как удалось убедить ведущего сбросить значение брони противника с 5 до 3, и то хлеб.

Результат немного предсказуем. За пару-тройку раундов дракон укатал меня в минуса. На этот раз ребенок был непреклонен, и никакая мастерская воля не спасла моего героя от ужасного конца. Вор пал, сражаясь в хранилище с ужасным драконом. Занавес.

Дочь вздохнула, сказала, что это был очень сложный бой. В общем, вполне закономерно, что так все вышло. И спросила: «ну как, понравилось?». Я совершенно искренне ответил что да, очень. Ребенок обрадовался и весь день потом носился по квартире и предлагал еще поводить. Однако подобный экспириенс – штука довольно сильная, сразу много не съешь, может дурно стать :) Так что я отбивался и предлагал поиграть «как-нибудь потом».

Ну вот, как-то так. В общем, результат, я считаю, положительный. Все получилось очень даже неплохо. Я, правда, на первый раз все больше просто наслаждался процессом, а если это дело пойдет, то, наверное, начну потихоньку в игровой форме базовые мастерские принципы прививать. Черт его знает, мне все кажется, что рано еще, а с другой стороны, если интересно, то почему бы и нет?..

На этом – умолкаю. И просьба – дайте мне знать в камментах, насколько такого рода посты интересны, чтоб знать на будущее и сделать выводы.

До скорого!
  • нет
  • avatar
  • +36

24 комментария

avatar
Жуть как интересно! Не бросай описание становления нового игрока и мастера :)
И — первая мысль по прочтении: что же из дитя вырастет, ежели оно в столь юном возрасте уже воров драконами изводит?!
avatar
Да я думаю, ничего страшного. Пока изводит лишь оттого, что нет у ребенка в голове принципиальной разницы между драконом и орком. Первый просто красивше и оттого интереснее :)
avatar
Ну, осознание необходимости соразмерять силы ещё придёт, дело в другом — буде сие увлечение закрепится, то в зрелом возрасте может породить игродела, буквально с младых ногтей взрощенного на НРИ :)
avatar
Здорово! Очень интересно. :)
avatar
Это чудесно! И очень мотивирует играть, водить и заводить своих спиногрызов
Ждём новых отчётов!
avatar
Лучшее, что я тут читал за последнее время!
avatar
Лучшее, что я читал тут вообще.
avatar
начну потихоньку в игровой форме базовые мастерские принципы прививать. Черт его знает, мне все кажется, что рано еще, а с другой стороны, если интересно, то почему бы и нет?..

Ну что значит рано? По большому счету ведь, мастерение это искусство рассказчика + умение импровизировать.
Я вот только плохо представляю как критиковать ребенка, чтобы не убить напрочь всё желание.
Не исключено, что торопиться некуда и вместе с взрослением дочери, будут взрослеть и её игры, а учиться она будет просто на личном (вашем) примере. Собственно это один из лучших принципов воспитания и обучения)
avatar
Я вот только плохо представляю как критиковать ребенка, чтобы не убить напрочь всё желание.
Как вариант — от лица персонажа жаловаться на несправедливость жизни, Вселенной и вообще :D

Ну и самому водить её, подчеркнуто используя определенные приемы и шаблоны. Гиперболизацией ребенка не смутить :)
avatar
Жестокий мир! Ну почему я не смог вернуться и ещё раз увидеть свой дом? А Мартин наверно там весь изведется от горя, так и не узнав, что стало с его женой. А ведь я и пожить то не успел толком!
Нанесешь ребенку травму и будет он как я, только неписей убивать)
avatar
Подбрасывать ДМ'у «правильные» заявки.

«И тут я из последних сил!..» И проверить удачу на предмет попадания дракону в… самое жизненно важное. По морде, например. С оглушением и выбиванием ценного зуба.
avatar
Ну что значит рано? По большому счету ведь, мастерение это искусство рассказчика + умение импровизировать.
Я вот только плохо представляю как критиковать ребенка, чтобы не убить напрочь всё желание.
Не исключено, что торопиться некуда и вместе с взрослением дочери, будут взрослеть и её игры, а учиться она будет просто на личном (вашем) примере. Собственно это один из лучших принципов воспитания и обучения)
Собственно, я не про умение рассказывать истории, а скорее про некую «культуру ведущего», что ли. Ну, про то, что мастер должен быть честным, не пытаться выиграть, стремиться говорить «да» и все такое прочее…

Но в любом случае да, надо быть очень аккуратным, а то можно все желание отбить. Причем, возможно, очень надолго.
avatar
И просьба – дайте мне знать в камментах, насколько такого рода посты интересны

Очень интересно! Такой редкий опыт дорогого стоит.

Черт его знает, мне все кажется, что рано еще, а с другой стороны, если интересно, то почему бы и нет?..

Раз справляется и получает удовольствие — значит, не рано, я думаю. То, что не по силам, не заставишь делать добровольно.

Собственно, все «дошкольные» детские игры, какие я помню, подразумевали наличие ведущего или водящего :D
avatar
Собственно, все «дошкольные» детские игры, какие я помню, подразумевали наличие ведущего или водящего :D
Кстати, да.
Я вот когда впервые услышал про некие «настольные ролевые игры», все хотел узнать, а что это такое. А когда наконец мне рассказали, оказалось, что мы с братаном уже лет пять как в них играем :)
avatar
Хомяк в восторге. Растет смена-то, растет!
avatar
А то ж! :)
avatar
Фигасе как круто!!!
avatar
Превосходно, как и всегда, Сволод! :)
А пробовали играть без ДМа, в такое «совместное творчество» (кто скзал Мифик?? ;) )?
avatar
Превосходно, как и всегда, Сволод! :)
А пробовали играть без ДМа, в такое «совместное творчество» (кто скзал Мифик?? ;) )?

Спасибо!

Да по сути, любая игра с ребенком в его игрушки — это и есть совместное творчество. Я отыгрываю зеленый паровоз, она — сний, потом меняемся и т.д. :)
avatar
Напомнило axecop.com/
avatar
Весьма интересно, особенно в плане непредсказуемости детей вроде «и великан пошел обедать».
avatar
Очень круто! Больше нового поколения ролевиков! (=
avatar
Просто прекрасно)
Зато как выглядела бы запись в профиле, а? «ГМ-лю с четырёх лет» )))
avatar
«Однако подобный экспириенс – штука довольно сильная, сразу много не съешь, может дурно стать :)»

О, да!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.