Class Warfare или классовая борьба, но Маркс тут не при чём

30 августа свершилось то, чего ждали все любители «Мира подземелий» («Dungeon world») – издательство Indigo games перевело книгу «Классовая борьба», которая изменяет и расширяет систему архетипов «Мира подземелий». Последний многие ругали за то, что его буклеты (если говорить о ванильном Мире подземелий) приравнены к традиционным классам DnD: вот воин, вот маг, вот жрец со следопытом. Нет каких-то архетипов, которые бы расширяли рамки обычного гемплея и вводили в игру новые сущности, как, например, делают в постапокалипсисе Мастер До (владелец бара), Звезда (чемпион гладиаторской арены, окружённая толпой фанатов), или Чоппер (вожак банды). Отчасти исправили положение дополнения к Миру подземелий: в «Небесной тверди» («Inverse world») можно играть големом (опционально – съедобным!), капитаном летающего корабля, беженцем у которого враги сожрали родную хату и семью; готический «Мрачный мир» («Grim world») добавил некроманта, мучимого жаждой крови убийцу, инквизитора, а также буклет призрака, рыцаря смерти и того-парня-который-умер-но-вернулся-и-может-видеть-призраков. В интернете есть и куча самописных буклетов, и незаконченный «Мир пиратов» («Pirate world»)…
А есть «Классовая борьба», которая пошла другим путём.



Все архетипы там разнесены на пять групп: авантюристы, последователи, маги, плуты и бойцы. Последователи – это те, кто черпает силу из веры в божеств, а авантюристы – все, кто не последователь, не маг, не плут и не боец. У каждого архетипа указаны урон, нагрузка и телосложение, ходы за расу, снаряжение и узы. Плюс мировоззрение – напомним тем кто забыл или не знал, что в DW за отыгрыш мировоззрения даётся опыт, а как его отыгрывать – указано в буклете класса: например, добрый воин должен защищать кого-то слабого, а добрый друид – помогать кому-то или чему-то вырасти.
Дальше начинается самое интересное – нужно выбрать специализацию. У каждого архетипа больше десятка специализаций: например, последователь может быть чудотворцем, экзорцистом, повелителем стихий… Одновременно. Буклет тут складывается из нескольких специализаций, каждая из которых имеет свои ходы, своё снаряжение (добавляется к стартовому), своё мировоззрение и расовые ходы (ими можно при желании заменить те, что получили за архетип). Авантюрист может быть дворянином (свой замок прилагается), купцом (свой бизнес прилагается), наследником (в вас течёт кровь монстров… Скажите спасибо своему прадеду – озабоченному барду!), мудрецом (вы читали много книг и потому можете доставать всех советами) и так далее. Список довольно внушительный у всех пяти архетипов.
Что самое лучшее – игрок отнюдь не ограничен специализацией одного архетипа. Игра ставит перед ним выбор:
• берёшь две специализации одного архетипа – может взять сложный ход одной;
• берёшь три специализации одного архетипа – сложного хода не получаешь, только стартовые от всех трёх;
• берёшь две специализации одного архетипа и одну специализацию другого архетипа – стартовые ходы всех трёх, плюс некоторые ограничения: например, воин, взявший специализацию мага, уменьшает наносимый урон.
Всё достаточно логично и просто расписано. Комбинаций можно настрогать великое количество: мрачный наследник замка с демонической кровью в венах, который владеет силой теней? Дворянин + наследник + тень. Бард, который из пения сплетает магию и за которым таскается толпа фанатов? Бард + певец заклинаний + знаменитость (специализация бард относится к авантюристам и он может творить заклинания). Паладин, который специализируется на изгнании демонов и имеет кровоточащие стигматы? Крестоносец + экзорцист. Можно быть магом и жрецом одновременно, с книгой заклинаний в одной руке и святым символом в другой. Можно быть купцом-бакалейщиком. Можно быть бардом, который не умеет колдовать и вообще придурок, но зато везучий придурок.



Конечно, из-за невозможности комбинировать три разных архетипа не всякий типаж можно воплотить на старте: например, магом-вором-дворянином выйти нельзя, выберите два – либо маг-дворянин, либо маг-вор. Ключевое слово здесь – «на старте», потому что в ходе игры можно взять любую дополнительную специализацию, если удовлетворяете указанным в описании условиям (например, для того чтобы стала доступна специализация оракула, нужно «выпить воду жизни и пережить агонию правды, испытав опьяняющие видения, вызванные действием ядов» – что бы это ни значило). Да и в ходе развития персонажа можно совершенно законно брать ходы других классов – два другой специализации своего архетипа и два – другого архетипа. В общем, для любителей создавать нинздя-пирата-зомби-космодесанткника-кошкодевочку тут раздолье. Или горе, потому что уровней в DW только 10.
Некоторые фишки, впрочем, оставлены за бортом. Это оборотни (в «Мире подземелий» это было основной фишкой друида), и некоторые другие типажи, которые были в дополнениях к DW – например, некромант (хотя есть возможность поднимать зомби, когда владеешь 3 уровнем заклинаний, но в «Мрачном мире» это было реализовано куда интереснее и с первого уровня), или капитан корабля, или выживший (последние два из «Небесной тверди»). Но при желании их можно дописать, даже не боясь, что они сломают баланс – потому что баланса в «Мире подземелий» особо нет.
Нет его и в «Классовой борьбе»: одни специализации сильнее других. Скажем, спелеолог-путешественник будет уметь весьма мало по сравнению с чудотворцем-учёным магом, которому будет доступна святая и тайная магия. Надо заметить, из всех архетипов заклинателей только четыре имеют стабильный доступ к заклинаниям: чудотворец и живое воплощение – к святой магии, учёный маг и вэнсовский маг – к тайной магии. Правда, с оговорками заклинания доступны некоторым другим специализациям (например, паломник, побывав в святом месте, получает некоторую энергию для сотворения заклинаний; надо полагать, швыряется в противника освящённой землёй?), да и уже на втором уровне можно законно взять ход, связанный с сотворением заклинаний. Тем не менее, невысокая вероятность полного успеха на кубиках уравнивает все буклеты: даже жрец-маг-ниндзя-убийца всего живого может жёстко сфейлиться, а дурак-спелеолог убьёт дракона заточенной веткой и, главное, получит удовольствие от игры. «Классовая борьба» чудесна в этом плане: она как бы говорит – хочешь набрать столько мощных, на твой взгляд, умений, сколько можешь – набирай, хочешь поиграть просто очень эрудированным владельцем лавочки с книгами – да сколько угодно. То, как дать спотлайт вам всем – проблема ведущего, не ваша.



Если вы предпочитаете традиционные буклеты, то «Классовая борьба» всё равно вам пригодится: в начале книги описано, как лепить из специализаций новые буклеты, и вообще советует обращаться со специализациями как с палитрой, и не бояться создавать что-то новое. Весь текст под Creative Commons Attribution Share-Alike 4.0 Unported License, так что созданные на основе «Классовой борьбы» классы можно спокойно поместить в книгу, которую вы планируете издать.
Ещё одно применение «Классовой борьбы», которое пришло мне в голову по ходу чтения – игра в жанре низкомагичного фентези, где герои поначалу будут обычными людьми: нужно лишь из всех специализаций оставить наиболее приземлённые, не владеющие магией (или владеющие немного), возможно, уменьшить их доступное количество (например, ты можешь взять две специализации своего архетипа, или одну – но уже на 1 уровне получаешь сложный ход, или две – разных архетипов), и готово. Все магичные и сильные специализации оставить в качестве «престижей», дав возможность брать их уже по ходу игры.
И всё это удовольствие – за 690 рублей в магазине Indigo games. Опечатки и пара неясностей есть, но в остальном книга сделана отлично. Все иллюстрации в книге выполнены нейросетью Midjorney: тут Индиго пошла в ногу с прогрессом, даже, может, его обгоняя (много вы вспомните книг, иллюстрированных нейросестью? Ладно, может, и много, а я просто не прокинула покопаться в памяти).
Вердикт: отличное дополнение к «Миру подземелий», которое переворачивает его с ног на голову и подталкивает к творчеству.

18 комментариев

avatar
Хм, получается «Зомби Вестерн» во второй редакции вернулся к корням (ходы DW переписанные под 4 характеристики переписали обратно)? Даже интересно стало какие ещё изменения за семь лет с первой редакции про шли.

avatar
«Классовая борьба» чудесна в этом плане: она как бы говорит – хочешь набрать столько мощных, на твой взгляд, умений, сколько можешь – набирай, хочешь поиграть просто очень эрудированным владельцем лавочки с книгами – да сколько угодно. То, как дать спотлайт вам всем – проблема ведущего, не ваша.
Что-то меня с этого бомбануло слегка.
PbtA в целом не про баланс, поэтому не будем считать это недостатком. Но и считать это достоинством — слегка чересчур.

Книга даёт вам набор разных классов и это ок, если вы планируете строить игру от персонажей.
(И то, зачастую требуется мастерский навык, чтобы собрать излишне разноплановых персонажей в интересную историю)
Но если у вас другой план (например, полазить по подземельям) то придётся или тщательно фильтровать список доступных специализаций или смириться с тем, что некоторые персонажи будут существенно слабее других, а шансов блеснуть своими сильными сторонами им представится очень мало. Ну вот не завезли в конкретное подземелье головоломок, требующих эрудиции для решения.
avatar
Ну, предупреждён значит вооружён, верно?
И фильтрацию специализаций можно целиком переложить на игроков. «У нас в этом приключении будут подземелье и драки, так что позаботьтесь о том чтобы ваши персы принесли там какую-то пользу».
avatar
Но почему-то в отношении 3.5\PF и иже с ними идея «целиком переложить на игроков» оптимизацию не вызывает восторга. Вы уж там определитесь что-ли)
avatar
Сравнила… В 3.5/PF тупо больше элементов, которые можно скомбинировать как очень эффективно, так и получить инвалида просто потому что тупо качал следопыта, не заморачиваясь билдами и мультиклассами.
(Следопыта просто в пример привожу, не знаю как там с ним в семействе 3.5, просто в пятёрке его считаются слабым)
В DW+CW если ты создаёшь персонажа, малопригодного для драк в подземелье, ты это сразу видишь — и это твой выбор. А суперубиватор всё равно имеет шанс, делая свой суперубиваторский ход, получить 6-, и сгенерировать сюжетный поворот. То есть система такая, что проблем с оптмизаторами возникает меньше.
avatar
Сам подход «целиком переложить на игроков» порочен. В игре есть много вещей, которые стоит переложить на игроков, но генерация персонажей к их числу не относится — мастер должен проверить и утвердить до игры всех персонажей, принимая во внимание то, что им играть вместе.

На самом деле, в DnD\PF и иже с ними нет проблемы с оптимизацией, есть проблема с тем, что водят иногда люди, которые в системе не разбираются и не понимают или забившие на эту самую проверку листов персонажей всей партии, а потому свою лень или непонимание прикрывающие «проблемами с оптимизацией».

делая свой суперубиваторский ход, получить 6-

Ну вообще, шанс выбросить 3 на 2д6 (ну то есть если мы говорим о оптимизаторе, то бонус у него для его суперхода будет не меньше трех, не так ли, если не больше) не настолько ниже, чем выбросить 1 на д20 (8.33 против 5), чтобы давать серьезно более высокий пруф).
Ну и в ДнД тебе не нужно выкидывать какие-либо значения для сюжетных поворотов же, если они тебе так нужны именно в этот момент. Захотела — ввела, так что и тут преимущество.
Последний раз редактировалось
avatar
Немного не по этой теме напрямую, но по ассоциации:
Сам подход «целиком переложить на игроков» порочен
Порочен, по-моему, вообще подход на уровне отношения «это не моё дело, пусть другие участники игры сделают мне красиво». То есть скидывать вместо совместной игры на одного участника нагрузку — это обычно плохая идея, если жанр не требует этого (условная игра-головоломка требует сперва её придумать, например).

мастер должен проверить и утвердить до игры всех персонажей, принимая во внимание то, что им играть вместе.
В DW-подобных играх — не обязательно, кстати. Там — при настрое на совместное творчество сеттинга и игре «от персонажей» — действительно такая проблема не встаёт. Замечу, однако, что такой стиль не единственный. Я вот частенько предпочитаю в том же DW более «классический», и спокойно вожу в его рамках.

На самом деле, в DnD\PF и иже с ними нет проблемы с оптимизацией, есть проблема с тем, что водят иногда люди, которые в системе не разбираются и не понимают или забившие на эту самую проверку листов персонажей всей партии, а потому свою лень или непонимание прикрывающие «проблемами с оптимизацией».
«В пилотировании авиалайнера нет совершенно ничего сложного, просто иногда за штурвалами оказываются лентяи и идиоты, не способные посадить самолёт при отказавших двигателях». То есть «проблемы нет» в конкретном сегменте игроков с достаточным согласованием привычек, а так сложность PF\D&D 3.5 вполне объективна, как и искусственность многих приёмов для синхронизации и предотвращения проблем, которые возникают, если у нас есть разрыв в отношении к оптимизации и привычках — просто к ним привыкают и начинают считать естественной частью игры. В этом смысле 3.5\PF с их обилием заведомо менее эффективных опций (с нетривиальными причинами) и ростом, который быстро может обеспечить разрыв по эффективности в разы — действительно игра с большим количеством заложенных мин. Просто есть типы игроков, которым эти мины столь же объективно не мешают.

Однако, замечу, подход Налии действительно слишком оптимистичен. В DW действительно можно перекосить баланс спотлайта и действительно «сами разбирайтесь» далеко не всегда работает. Как и утверждение про «проблем с оптимизаторами возникает меньше» (собственно, утверждение Налии про вымотанность после сессии в соседней теме — оно, подозреваю, в заметной мере из-за необходимости импровизировать с лишним набором переменных, которые могут обеспечиваться и настроем «игра должна катиться сама, без согласования игроков», равно как и «с неравенством проблем нет, сгладим на месте»).

По-моему, кстати, в DW обычно связанных с оптимизаторами проблем возникает меньше не потому, что система так уж от этого защищена, а потому что игроки этого типа обычно в DW не играют: там практически нет поля для получения удовольствия от оптимизации в том духе, которая характерна в 3.5\PF. Если рассматривать прокачку в DW как инженерную задачу, то можно легко вырваться вперёд на фоне тех, кто не желает таким заниматься. Просто награда мала.
Последний раз редактировалось
avatar
В игре есть много вещей, которые стоит переложить на игроков, но генерация персонажей к их числу не относится — мастер должен проверить и утвердить до игры всех персонажей, принимая во внимание то, что им играть вместе.

В PbtA в идеале должно быть наоборот: мастер должен строить сюжет, опираясь на выбранные буклеты. Такая специфика игры. Потому что во многих звездочках есть классы, привносящие новые сущности: как я написала выше, в AW — мастер До: владелец забегаловки в постапокалиптическом мире. Соответственно, только шариться по подземельям не выйдет, в игре должны быть сюжетные повороты и проблемы, связанные с забегаловкой (ходы Мастера До помогут). В ванильном DW таких нет, но CW добавляет лавочника, дворянина, купца — соответственно, притаскивающих в игру магазин, владение и бизнес. Эти штуки, конечно, приносят пользу, но куда больше служат сюжетными крючками (Какие проблемы возникнут у купца, когда он выкинет 6-, делая ход предприниматель? Как нашествие орков повлияет на количество товара в лавке?).
avatar
на 6- нашествие орков-шопоголиков в ч0рную пятницу =)
avatar
з.ы.
ну то есть если мы говорим о оптимизаторе, то бонус у него для его суперхода будет не меньше трех, не так ли, если не больше

Если бонус +3 оптимизатор может получить на 3ем уровне, повысив характеристику (в DWUE ему ради этого придётся пожертвовать аж двумя ходами), то сделать его выше — хлопотная задача, потому что большая часть фишек, которые дают бонус, либо требуют других ходов и соответственно бросков, либо имеют узкие рамки (например, +1 к попыткам договориться с нежитью). То есть оптимизатор не просто билд должен рассчитать, а ещё и действовать определённым образом, постоянно рискуя сфейлиться, чтобы получить вожделенное +4 и больше.
К тому же кроме 6- он может получить 7-9, то есть вроде и успех, но часто с осложнениями, которые портят радость победы.
К тому же-2, в ванильном DW опыт даётся за провалы. То есть если персонаж не валит броски, то он не получает экспы.
То есть оптимизатором в DW быть можно, но это приводит к меньшим проблемам, чем в семействе 3.5 и даже 5, и опкупается меньше.
avatar
Нет, не имеет шанса, ибо у суперубиватора будет и ход превращающий 6- в 7-9, или вообще ресурс за который можно без броска брать 10+ в своём супер ходе, пример из «Зомби Вестерна»:
avatar
Если в PbtA много ходов, которые дают автоуспех (или авто частичный успех), это дурной подход к генймдизайну.
В CW есть возможность превратить 6- в 7-9, или получит 10+, но таких ходов и заклинаний немного, и автоуспех/авто частичный успех они дают на таких ходах, как найм, опасное путешествие, разбить лагерь; один даёт возможность превратить провал в частичный успех, когда спасаешься от опасности, но опансность должна исходить нечестивой магии и только в руках смертного; другой — то же самое, но с помощью, что даёт союзнику гарантированный бонус +1, но при этом помогающий огребает. Так что в этом месте у CW всё путём.
avatar
Эм, купец имеет ход «успешный человек» 10+ за трату прибыли, находим свободное время — тратим прибыль — получаем 3 прибыли — повторяем — переводим прибыль в деньги — нанимаем армию которую и отправляем в опасное путешествие…
У вот Легенды хотя бы лимит на 10+ броски был…
avatar
Находим свободное время — ключевая фраза. Сколько свободного времени для этого нужно, решает ведущий, опираясь на логику повествования. То есть он просто говорит: «Окей, через неделю ты получишь прибыль. А теперь вернёмся к истории...». И в итоге армия у купца будет — но уже тогда, когда у нас история близится к кульминационному моменту, и орды тёмного властелина идут на родную деревню героев. И ввод в повествование армии помогает сделать всё только круче.
А если купец хочет отправить армию вместо себя в опасное путешествие… Да сколько угодно! Если другие герои отправляются вместе с ней, то продолжаем историю, а армия становится средством, которое сделает её масштабнее и интереснее. Если не отправляются, то «Итак, предводители этой армии победили орков и вернулись героями. Тебя, <вставьте имя купца>, конечно, помнят как того, кто собрал и экипировал эту армию, но настоящая слава достаётся другим героям. Всё, история закончена».
Видишь, сколько возможностей даёт этот ход сделать всё интереснее? Ну а если купец захотел заспидранить приключение — окей, спидран готов, кто будет водить следюущим?

(Тут надо заметить, что другие игроки вряд ли оценят идею спидрана. А если оценят — то они просто не хотят играть)

(А если герои пойдут вместе с армией, у них есть шанс взять специализацию полководца… В общем, ДА БУДЕТ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД!)
Последний раз редактировалось
avatar
вот воин, вот маг, вот жрец со следопытом.
Следопыт это питомец такой, да? :)
avatar
Да. Гончая, выслеживаающая еретиков, одержимых и демонов
avatar
Редкий пример рисунка авторства tomoboshi, на котором все героини комплектные. :-D
Последний раз редактировалось
avatar
Стоит только отметить, что ничего инновационного (для НРИ в целом, не для ПбтА) в таком подходе нет. GURPS Action 4, например, использует очень похожий подход (базовый шаблон и несколько дополнительных тематических линз), а эта книжка еще в 2015 году вышла (и, наверно, это далеко не самый ранний пример).
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.