Данженомика. О реализации драконьего золота бродячими убийцами…

С появлением свободного времени продолжу-ка терроризировать Имаджинарию переводами Данженомики… Оригинал: www.critical-hits.com/blog/2014/10/25/when-murder-hobos-liquidate-a-dragons-horde/

Давайте притворимся, что наша шайка бродячих убийц живёт в мире с настоящими деньгами, а не с удобными, универсальными и разделёнными на десятки золотыми, серебряными и электрумовыми монетами. Рациональная, опирающаяся на логику и основанная на десятках валюта датируется в лучшем случае серединой 19 века — фунт стерлинга был переведён в десятичную систему только в 1971 году. А единой всемирной валюты не существует и по сей день; межгосударственным хождением пользуется только евро. Вам в это не верится? Езжайте в Виндзор, добудьте пару канадских четвертаков и попробуйте кинуть их в американский автомат по продаже газировки.

Деньги суть общественная галлюцинация, принимающая разные формы — долговых обязательств, монет, банкнот, информации, гигантских каменных дисков. Давайте совершим небольшой мысленный эксперимент и примем монеты за то, чем они были на протяжении истории: отражение долгового обязательства между двумя людьми, воплощение государства на локальном уровне, физическое мерило социального класса и довольно неудобная в переноске груда металла. Получилось? Здорово.
Прежде чем мы успеваем задать пару вопросов — эй-эй-эй, не так быстро! — бродячие убийцы спускаются под гору и убивают дракона.

Вопрос #1: Куча каких монет стоит больше: золотых или серебряных?

Взяв для примера двух драконов, — красного дракона с кучей золота и синего дракона с кучей серебра — обратившись к историческому курсу валют и не переплавляя металл в слитки, мы задаемся вопросом о цене драконьих сокровищ. Расстанемся с искусственным правилом, приравнивающим золотую монету к 10 серебряным и покопаемся в книгах.
Ответ? Зависит от условий.

1. Примерно равны с учётом действующего курса валют

Что стоит больше в 15ом веке, золотой флорентийский флорин или серебряный английский фунт стерлингов? Цена зависит от времени года, местонахождения в Европе и личного мнения менялы. Деньги лишь абстрактная иллюзия; серебряная и золотая куча равноценны, если цена монет в них при обмене примерно равна. Поэтому в теории они стоят одинаково.

Но возьмём крайний случай. Что, если эта куча практически полностью состоит из сильно обесценившихся частично золотых монет вроде поздневизантийского гиперпирона (дракон разграбил город на греческом побережье), а в волшебном королевстве бродячих убийц хождением пользуются сицилийские серебряные дукаты? Ни один сицилийский лавочник не примет к оплате гиперпирон, но он с радостью возьмёт ваши дукаты. Золотые монеты по сути бесполезны, ведь деньгами являются серебряные дукаты. Поэтому серебряная куча будет в разы дороже золотой. Конечно, наши бродячие убийцы могут бросить свою кучу монет в тигель, отделить золото от свинца или никеля, переплавить его в слитки и обменять их на серебряные дукаты у торговца золотом. Серебряную же кучу они смогут потратить сразу.

Так что же стоит больше? Ответ таковой: всё зависит от принадлежности монет, их хождения и курса валют.

2. Ни одна из них: Обе бесполезны.

Дракон спал на своей горе сокровищ тысячу лет и за это время монеты превратились в груду бесполезного металла. Не физически — они всё такие же круглые и напоминают собой монеты. Но они больше не пользуются хождением и потому их нельзя обменять на товары и услуги. Они перестали быть деньгами. Для того чтобы они стали деньгами, кто-то должен принимать к оплате древние монеты из драконьей сокровищницы.

Представьте: вы (читатель) выкопали у себя во дворе огромный сундук, полный дублонов. Двести лет назад в этих краях преследуемые церковью за ересь пираты-тамплиеры решили закопать свой сундук с дублонами (почему дублонами? потому что это пираты-тамплиеры). Теперь у вас есть сундук с дублонами. Поздравляем! Они круглые. Золотые. На них выбиты Фердинанд и Изабелла. А теперь отправляйтесь в ближайшую забегаловку и купите на них двойной чизбургер и картошку фри.

Вот-вот.

Вы стали гордым обладателем большого сундука с кучей металла. У вас есть чудесные возможности: пригласить археологов для раскопок в вашем дворе, переплавить их в слитки (но где это сделать без лишнего шума?), сдать их в рекламируемый по ночному каналу подозрительный ломбард, отыскать богатого ценителя со способностью неким таинственным образом превратить металл в настоящие деньги или заново закопать сундук. Поиски покупателя сопряжены с определёнными уступками, государственными налогами, тёмными личностями и, разумеется, погонями и перестрелками.

Знаете что? Вот она, лопата.

Вернёмся к драконьим сокровищам: потратить древние монеты, будь они серебряными или золотыми, будет не легче чем купить бургер за дублоны. Эта валюта не пользуется спросом здесь и сейчас. Без кузни, монетного двора и способа обменять эти древние монеты на пользующуюся спросом валюту — или кучи дварфов-археологов, готовых выкупить их за небольшое вознаграждение (стоп, у дварфов есть археологи?) — бродячие убийцы являются гордыми обладателями горы тяжёлого металла.

3. Ни одна из них++: Они стоят ещё меньше, чем ничего.

Бродячие убийцы нанимают небольшую армию, которая фасует монеты по ящикам и выкатывает их из пещеры. И, ради примера, предположим что древние золотые монеты сомнительной ценности всё ещё находятся в обиходе. Ура! Бродячие убийцы теперь сказочно богаты. Они тратят свои деньги. Они лепят монеты на шляпы и ходят в шляпах из чистого золота. В местных лавках они расплачиваются за лук мешками монет. Скоро так за лук платят все. Очень скоро.

Наши бродячие убийцы занялись тем, что мы скромно поименуем количественным снижением цен. Они вбросили огромное количество валюты в экономику с небольшим количеством циркулирующих монет. Теперь у всех есть деньги! Огромные мешки денег! И поэтому лавочники могут устанавливать цены в мешках монет, зарабатывая тем ещё больше мешков монет, которые они используют для покупки товаров других лавочников.

Вскоре золото обесценивается.

Слишком большое количество неожиданно свалившихся средств раздувает денежный запас. Цены взмывают ввысь. Люди расплачиваются за хлеб телегами драконьего золота. Гиперинфляция. Крах экономики. Обнищание. Коллапс королевства. Вторжение соседей. Злобные варвары рубят головы добрых и мудрых королей. Гибнут империи. Конец эпохи, начало тёмных веков!

Общество возвращается к богатой бандами налётчиков дистопии в духе Безумного Макса. Хорошие новости для бродячих убийц: Экспа!

Другой дракон собирает забытые всеми монеты в своей пещере и ложится спать.

Историческая справка: после длившегося 1100 лет периода (от падения Рима до 1550 года), проведённого почти в полном отсутствии пригодных для чеканки монет металлов — за исключением зарубежного импорта — Испания поработила население Перу и начала массовую добычу золота и серебра. Конкистадоры отправляли его на родину целыми кораблями. Испанский монетный двор как заведённый чеканил дублоны, которые при попадании в экономику вызвали 300%-ную инфляцию по всей Европе. В Западной Европе началась депрессия. Пираты-тамплиеры закапывали сундуки в вашем дворе.

Такие дела.

Итак, теперь мы поняли что крупномасштабное перемещение золота из драконьей пещеры в экономику может оказаться довольно неразумным шагом.

Вопрос#2: Как бродячим убийцам реализовать сиё монструозное богатство?

Мы не будем запрещать бродячим убийцам убивать драконов. Это уже случилось. Дело прошлое. Там было задание! Честь! Победа над злом!

Так как бродячим убийцам избавиться от этой в некотором роде бесполезной и вероятно опасной горы монет определённо жёлтого цвета? В конце концов, дракон мёртв. Деньги теперь принадлежат им — если они смогут с ними справиться. Вот несколько идей…

1. По примеру конкистадоров покорить местных и основать королевство
Если мирная банда бродячих убийц сможет вытащить золото из пещеры, удержится от огромных и бешеных трат (нет, волшебник, тебе не нужна эта башня), увезёт их за тысячу миль в самое дикое место своего мира — если таковое имеется — отразив бесчисленные бандитские нападения, поднимется на несколько уровней, найдёт место в побитых ветрами горах фронтира, частично умертвит местное население и построит себе крепость, то у этой банды может получиться пограничное королевство с основанной на драконьем кладе валютой. Конечно, это будет молодая держава — лишённая всех удобств вроде лавок по опознанию предметов, ярмарок по продаже магических артефактов и ванных — использующая в качестве стандарта древний драконий клад. Если бродячих убийц не устраивают проблемы с ограниченным размерами клада валютным резервом, отсутствием излишка денег для оплаты услуг армии с целью повоевать с изгнанными их бандой из священных земель предков мирным народом орков и возможности расширить свои границы, то им нужны золотые шахты. Им нужен монетный двор.

И бродячие убийцы используют старый драконий клад для создания нового клада, заставляя местное население построить всю необходимую инфраструктуру. Постепенно новая валюта вытесняет драконий клад. Древние монеты снова бесполезны. Банда прячет их в расположенной близ королевства пещере. Там поселяется дракон. В далёком будущем новая группа натыкается на эту пещеру и цикл возобновляется. Бесконечный цикл покоряющих горизонты бродячих убийц.

Тем временем наши бродячие убийцы разжились пограничным королевством, которое надо развивать и которое они держат в законопослушных злых ежовых рукавицах. Им нужны торговые пути, регулярная армия и способ очистить земли от коренного населения, заселив их взамен фермерскими деревушками и выстроив свою феодальную систему. Им нужна стабильность. Каждому достаётся доля власти. Теперь у бродячих убийц больше нет времени на приключения, ведь они заняты игрой в мрачную версию Age of Empires.

2. Реализовать сокровища посредством наёмников.

Есть одна группа, готовая принять драконий клад у бродячих убийц: наёмники. Они, конечно же, крайне мерзопакостные злодеи. Паладин вновь жалуется на то, что партия постепенно движется к нейтральному злому мировоззрению. Но наёмникам наплевать. Они готовы принять любой клад в любой валюте от любой страны и волшебным образом превратить металл монет в крупномасштабную кровавую баню. У наёмников своя особая алхимия.

Конечно, наёмники примут деньги от бродячих убийц без лишних вопросов, но это будет крайне бездарно. Партии пришлось постараться ради этих сокровищ. Они могут заплатить этим наёмникам только потому что дракону — мыслящему, разумному существу со своими мнениями, родственниками, хобби и политическими взглядами — пришлось умереть. Нависающая над мирной деревушкой драконья пещера находится в центре большого и мирного фэнтезийного королевства с готовой инфраструктурой, состоящей из дорог, деревень, крестьян, ферм, шахт, монетных дворов и ванных комнат. Никому никуда не надо ехать. Орки останутся жить на священных землях своих предков. Ничего не надо строить и развивать. Паладин справится с моральной дилеммой. Недвижимость. Лучший способ реализовать драконий клад и превратить металл во что-то полезное. Приобретение целого королевства позволит быстрее всего превратить монеты из драконьего клада в деньги.

Тут мы должны проинформировать паладина о том, что ей стоит попробовать побыть законопослушным злым паладином. Всё в порядке. Мир?

После того как бродячие убийцы уничтожают армию королевства (никто не ожидал этого от возлюбленных народом героев), кидают старого короля в темницу и награждают самых наглых наёмников титулами, им нужно решить кто будет править и чем. Кому-то нужно стать во главе их мирного фэнтезийного королевства.

Воин видит в этом возможность последовать традиции и стать королём.

Священнику угодно основать подотчётную богам добра и света теократию — ведь что может быть лучше, чем королевство под властью единой доброй церкви?

Колдунья предлагает диктатуру тёмной и прекрасной королевы.

Волшебник вносит рациональное предложение о создании тайной Звёздной Палаты равноправных олигархов.

Бард призывает всех одуматься, начинает писать конституцию и предлагает республику — для чего, разумеется, требуется уничтожить феодализм и гильдии, переписать политическую философию всего королевства и устроить маленькую, незаметную революцию. Совсем-совсем крохотную.

Паладин выпрыгнула в окно ещё до начала потасовки.

По крайней мере, бродячим убийцам удалось обменять драконий клад на королевство, власть, земли и верных дворян из числа бывших наёмников.

3. Найти нового дракона

А может бродячие убийцы, подумав хорошенько о всех этих вариантах, понимают что сокровища того не стоят. Иногда денег бывает слишком много. И поэтому они отправляются на поиски нового дракона. Группа заманивает его в пещеру, сажает на золото и позволяет очень-очень редко наводить ужас на местную мирную крестьянскую деревушку. Одна несчастная деревня это куда лучше чем гибель всего королевства, верно? Королевство должно выстоять, несмотря на… нас. Новый дракон это правильный выбор.

И всё было бы хорошо. Но на прошлой неделе наши бродячие убийцы прикончили Тощего Джимми и сожгли его Неоспоримо Злое Драконозаводческое Ранчо. Тощий Джимми был злодей! Он злобно разводил драконов. Он намеревался натравить их на королевство! Или же он продавал их бродячим убийцам, которым внезапно понадобилось посадить дракона на кучу золота. В фантастических вселенных на каждую бизнес-модель найдётся свой делец.

Если бродячим убийцам повезло, то Неоспоримо Злые Ранчо являются сетью драконозаводческих ферм с отделениями в крупных городах по всему королевству. Но цены у них — атас. Закачаешься. Выращивать драконов для того, чтобы приключенцы посадили их на кучу сокровищ — штука недешевая. Надо как-то покрывать расходы на питание и чистку загонов. Даже маленький дракон стоит целую кучу денег. Бродячим убийцам потребуются деньги для избавления от своих денег. Конечно же поблизости найдётся нуждающийся в ликвидации архилич или лорд-бихолдер… С этими-то точно не будет проблем.

В некотором роде вывод

Есть четвёртый вариант, основать банк, но для этого потребуется целая диссертация из лекций на тему курса обмена валют, финансирования королевских долгов и медленного строительства финансовой империи. Этот вариант вполне реален, но заканчивается потасовкой. Кому-то нужно быть главным. В общем, достойно отдельной статьи — может быть, на следующей неделе. Скажу только что в итоге выживет только один член партии, нейтрально злой параноик во главе криминального синдиката. Да, в победителях останется вор. Хорошо быть злым!

В первой редакции D&D по достижении 10го уровня персонажи игроков могли расходовать своё монструозное богатство на личную крепость. Но то была давняя, невинная пора когда игры были далеки от реальности. Игра заканчивалась, когда члены партии становились королями, королевами, лордами и герцогами. Хорошие времена. Простые времена. Времена, когда TSR публиковала дополнения с таблицами курса валют.

Мораль истории такова: Оставьте дракону его монеты. Пусть спит. Так будет лучше.

Значок нарисовал Lorc, его можно скачать на game-icons.net

37 комментариев

avatar
В первой редакции D&D по достижении 10го уровня персонажи игроков могли расходовать
своё монструозное богатство на личную крепость. Но то была давняя, невинная пора когда
игры были далеки от реальности.
То есть авторка полагает, что сейчас-то игры все по уши в реальности?
avatar
Мораль истории другая: Мало убить дракона, нужно ещё придумать как не облажаться с тем, что у него награбил.

Ушлые приключенцы вполне могут договориться с местным лордом, купеческой гильдией или ещё кем, что они не будут сорить деньгами и камнями, а в обмен получат их услуги в любое время дня и ночи, пусть и по завышенной цене.

Они могут вложиться в тех, кому всегда нужно золото и камни — магов энчантеров, которые золото и другие вещи буквально прожирают при создании волшебных предметов.

Они могут договориться с менялами о вложении средств в их дело — те через своих людей, не торопясь, распределят деньги через сеть своих знакомых, в обмен открыв приключенцам что-то вроде кредита. Это будет куда менее сильный удар для рынка, потому как даже для территории пары графств сумма там будет не такая уж и большая.

Не стоит забывать также, что приличную часть сокровищ дракона составляют оружие/броня приключенцев, которые ходили к нему до этого и были несколько менее удачливы. Часть вещей можно забрать себе, ещё часть использовать, чтобы организовать пару дочерних «компаний», а оставшиеся продать местной аристократии по завышенным ценам, как трофеи из логова дракона.
avatar
О, привет, данженомика. Погоди секунду, за попкорном сбегаю.
avatar
Ох лол.
межгосударственным хождением пользуется только евро
Кажется, кое-кто никогда не был в странах второго и третьего мира и не видел, что там может доллар.
Деньги суть общественная галлюцинация
Эм. Я вроде таблеток не принимал, ни синих, ни красных. Ну да ладно. Вещай дальше о том, что ложки денег нет.
в теории они стоят одинаково
О, автор открыла для себя древний вопрос «что весит больше — килограмм сена или килограмм железа»! Прогресс не стоит на месте!
Золотые монеты по сути бесполезны, ведь деньгами являются серебряные дукаты.
Тут автор радостно забывает, что золотой — это прежде всего золотой, а уже потом деньга.
И если в Сицилии каждый лавочник может безошибочно отличить рандомно взятую монету одной страны от другой такой монеты другой страны — что-то слишком образованные и опытные лавочники получаются.
Теперь у вас есть сундук с дублонами.
Ага. И пока разум недалёкого пейзанина будет думать, как на это купить карттофель в забегаловке, я это продам коллекционерам и куплю не только забегаловку, но и пейзанина.
стоп, у дварфов есть археологи?
Шел 15й век. Люди стали что-то подозревать о дварфах.
Скоро так за лук платят все. Очень скоро.
Отставив в стороне вопрос «почему приключенцы — круглые идиоты и платят золотом за лук, который стоит медяки». Ситуация, когда все платят столько возможна только если эти самые все, по отдельности или вместе, найдут себе по пещере с грудой золота.
раздувает денежный запас
Шел 15й век. От нахождения небольшой кучи золота, распроданного в развес, обнищала Священная Римская Империя.
Что-то я от такого огорчения разом доел весь оставшийся попкорн. Полагаю, тот факт, что все примеры в статье взяты с потолка и притянуты на глобус так, что бедной сове и не снилось, очевиден. Хочется сказать что-нибудь обидное об умственных способностях автора — но ведь не увидит.
В общем, пойду я отседова, пока от расстройства со мной чего не приключилось. Продолжайте без меня =(
avatar
В этой статье есть некоторое количество здравых (возможно, я просто не могу оценить их здравость как следует) мыслей, но они густо перемешаны с нездравыми. Вообще, как уже было замечено, в этом цикле статей у автора получается какой-то странный винегрет: тут у нас историческое средневековье с менялами и королями, тут у нас фэнтези с драконами и паладинами, а тут у нас экономические теории, и переключение между этими тремя состояниями осуществляется даже не по желанию левой пятки мастера, а по принципу того, что создаст у протагонистов наибольшие проблемы. Мне даже интересно: автор статьи реально водила игры в описанном стиле? И игроки от неё не разбегались?

Если уж мы серьёзно подходим к вопросу о том, как продать кучу монет давно исчезнувшей империи, найденных в пещере дракона, то мне сначала было бы интересно послушать ответ на вопрос: а как эти монеты в этой пещере оказались? В смысле, я имею в виду, что если у нас в мире есть данжены и пещеры драконов с тысячами золотых, то экономические отношения в этом мире не могут быть точно такими же, как в историческом средневековье.
avatar
Яркий пример васянства, да!
avatar
Учитывая, что все статьи в основе своей имеют бродячих убийц, то, возможно, мы имеем дело с автором, у которой от бродячих убийц травма и которая пытается написать инструкцию «как издеваться над бродячими убийцами».
avatar
ВСЁ ОЧЕНЬ ПЛОХО.
Вернёмся к драконьим сокровищам: потратить древние монеты, будь они серебряными или золотыми, будет не легче чем купить бургер за дублоны. Эта валюта не пользуется спросом здесь и сейчас. Без кузни, монетного двора и способа обменять эти древние монеты на пользующуюся спросом валюту — или кучи дварфов-археологов, готовых выкупить их за небольшое вознаграждение (стоп, у дварфов есть археологи?) — бродячие убийцы являются гордыми обладателями горы тяжёлого металла.
google: свободная чеканка

Ну и далее по тексту. Человек настолько не ориентируется в вопросе, что просто слов нет.
avatar
Я в вопросе вообще не профессионал, но ведь золотые монеты ценились за то, что они были из золота, а не потому, что они были монеты. Этот треп про деньги как коллективную галлюцинацию хорош сейчас — в условном средневековье деньги — это абсолютно материальные золото, серебро и то, на что их можно обменять. Так в чем проблема растопить довольно-таки легкоплавящееся золото, серебро и платить каплями золота?
avatar
Не совсем так. Во первых, были всякие королевские монополии на чеканку и гарантии на определенное содержание золота в таких монетах, во вторых на торговлю и добычу золота тоже были монополии. Но это, разумеется, не делает просто золото ничего не стоящим.
avatar
Кстати секунду. А вот реально была разница между 10г золота и 10г золотой монетой? Что-то мне подсказывает, что из-за примесей в монете, ценность 10г золота была бы даже выше, не смотря на затраченную при чеканке работу.
avatar
Были — и ценились там именно гарантии короны по содержанию золота.
Но начало чеканки королем новых монет не выводило из легального обращения монеты старого короля и монеты других стран. Собственно в кошельке богатого купца могло быть порядка десятка разновидностей монет своей страны, не говоря уже о чужих. И испанский дублон начала 16го века ценился как два дублона конца 16го века и никто не воспринимал их как равнозначные денежные единицы
Без особых проблем можно было совершать покупки в лавках скажем Парижа при помощи дирхемов или флоринов или скажем талеров. Естественно, курс обмена каждый лавочник устанавливал свой, который разумеется был даже хуже, чем обменный курс валютных менял, но купить было можно.

Ну и некоторые монеты — типа тех же флоринов или дукатов были вполне себе «общей» валютой. То есть их свободно принимали практически везде.
avatar
Кстати да. То тут то там в фентези всплывают какие-нибудь «двойные дукаты» или «драхмы красного золота», вообщем некая уважаемая валюта с гарантированно высоким содержанием золота, которая очень нравится всем.

Так я не понял. Вот есть у меня испанский дублон конца 16го века, есть равновесный ему кусок золота. Кусок золота дешевле (из-за затрат на оценщика) или дороже (из-за гарантированных примесей в монете)? Или от времени и страны всё зависит?
avatar
Кусок золота тоже с какими-то примесями, и в принципе близкого к дублону качества, если никто не играет в порчу монеты. В реалиях 16 века — у дублона скорее всего выше ликвидность, а золото, если не искать специалиста, тебе придётся отдавать с какой-то скидкой относительно теоретической оценочной стоимости.
avatar
Так я не понял. Вот есть у меня испанский дублон конца 16го века, есть равновесный ему кусок золота. Кусок золота дешевле (из-за затрат на оценщика) или дороже (из-за гарантированных примесей в монете)? Или от времени и страны всё зависит?

Естественно зависит от страны и времени. Потому что где-то примеси могли составлять до 60-70% веса в номинально золотой монете (по сути превращая ее не в золотую) — там очевидно кусок золота стоил бы больше. А где-то выпускались почти чистые монеты с весом примесей менее 10% — там картина конечно будет иная.
avatar
Встает вопрос, нафига вообще государства заморачивались с золотом и серебром? Чеканили бы себе медь. Это же деньги верно?
Ну или сразу бумагу, пергамент или папирус, всё с печатями. Подделать тоже было бы довольно тяжело по тем временам, а производить значительно легче.
avatar
Наверное, из-за того, что золото и серебро было универсально ценно, потому что красивое и долговечное, а ценность меди и бумаги не ушла бы далеко дальше места, где их объявили бы деньгами. Я это так понимаю.
avatar
Да это сарказм был)
Золото по тем временам обладало целым рядом достоинств:
1. Тяжело подделать
2. Не поддается коррозии
3. Признается большинством государств и народов

Государство смогло протолкнуть медь (на сколько я знаю), потому что медь всё же цветной металл. И медь вполне себе ценилась, хотя конечно не так как серебро и тем более золото.
А с бумагой там вообще весело, очень хорошо это проиллюстрировано у Праттчета в «Делай деньги» и «Опочтарение».
Изначально, это были расписки на драгоценности, с обозначенной ценностью. То есть ты теоретически мог прийти в банк или ломбард или ещё куда и забрать эти драгоценности. Только люди начали обмениваться расписками, не забирая фактические ценности. Когда банкиры разобрались в этом, они начали создавать расписки не обеспеченные ни чем. По началу соотношение было 1 к 3 (1 реальная), потом вроде бы увеличилось до 1 к 20.
avatar
На некотором этапе лист пергамента стоил дороже золотой монеты ;-)

Но на самом деле фишка еще вот в чем: полновесный золотой вызывает большее доверие, чем бумажка. К тому же многие ли в средневековье умели хотя бы читать (я уж не говорю о том, чтобы писать!).

А многие ли из читающих смогли бы отличить фальшивую ассигнацию от настоящей?

Теперь по поводу чеканки.
Золото хорошо еще и тем, что оно:
— тяжёлое
— жёлтое
— мягкое (то есть обрабатывать удобно).

Примеси в золотой монете гораздо заметнее, чем примеси в медной.

P.S. ах сарказм… прошу прощения :)

Кстати, емнип, на Кринне в ходу стальные монеты.
avatar
На некотором этапе лист пергамента стоил дороже золотой монеты ;-)
На этом месте Вантала вспомнил старую шутку, что в ДнД волшебники пишут свои книги заклинаний, покрывая страницы тонким слоем позолоты и соскабливая ненужное. Потому что, согласно приведённым ценам, унция чернил стоит в два с половиной раза дороже, чем унция золота.
avatar
Они используют чернила для струйных принтеров? )
avatar
Когда в нашей тусовке было повальное увлечение «мы работаем в типографии», один игрок на полном серьезе хотел построить ризограф для печати спеллбуков :)
avatar
И опять моя любимая империя Тан )

(Алмазная сутра, фронтиспис. Бумага, печать, 9 век, тираж около 10000 экземпляров)
avatar
Какая красота!

Нет, со спеллбуками была единственная проблема — в том, что в них часто записаны заклинания в активном состоянии. То есть само чтение спеллбука вводит читателя волшебным образом в особый вид медитации, в которой знания отпечатываются в памяти.
avatar
А чтение Алмазной сутры, значит, не вводит читателя волшебным образом в особый вид медитации? )
avatar
Уточню: в нашей игровой традиции спеллбуки не просто объясняют, как кастовать, они еще и особым образом настраивают мистический орган волшебника, использующийся для кастования (мы называем его «кастовало»).

Алмазная сутра наверняка передает какой-то особый вид мудрости, но научить человека плавать она вряд ли может. А спеллбук именно учит заклинанию.
avatar
мистический орган волшебника, использующийся для кастования (мы называем его «кастовало»)

А они называют его Фо Синь, «природа Будды». И Алмазная сутра не научит человека кидать файрболлы — она учит видеть сквозь иллюзию Сансары )
avatar
Я отказываюсь произносить имя Будды вслух ;)
avatar
В качестве противовеса, может и не «правильности», но, по крайней мере, играбельности, хочу привести такие фрагменты:

Грифоны действительно исчисляют цены в той системе, о которой было упомянуто. Они пользуются терминами ливр, су и денье (я позволил себе заимствовать исторические французские названия) для обозначения «золотого», «серебряного» и «медного», которые фигурируют в наших ценниках.
Фокус же заключается в том, что понятия эти (за исключением денье) не обозначают, вообще говоря, конкретные монеты. Это – так называемые счетно-денежные единицы. Не существует монеты, номиналом в один ливр. И су тоже не существует как монета. Это, правда, еще не означает, что наши единицы бессмысленны.
Существует ряд причин, по которым таких монет не чеканят. Одна из них – размеры. В слаборазвитом обществе, каким являются грифоны, ценность монеты привязана к весу драгметалла, который в ней содержится. И получилось так, что су, отчеканенная из серебра, оказалась бы слишком большой, неудобной монетой. А если чеканить из золота, получится слишком мелко и как-то несерьезно.
Поэтому грифоны сначала определяют цену покупки в ливрах, су и денье, а затем начинают набирать нужную сумму монетами разного номинала. Все это не так уж и сложно. Вообразите, что в нашей нынешней денежной системе вдруг пропадет рублевая монета. Мир ведь не рухнет, верно? Будем выкручиваться пятидесятикопеечными. Вот так и грифоны.
Еще один персонаж средневековья – меняла. Менял полным-полно на рынках и в портах, везде, где обращаются деньги. Главная сущность менялы – перепродажа монет. Если у вас в кошельке только один фадарийский пикколодоро, а нужно заплатить два денье за ночь в трактире, вы попали в сложную ситуацию. Не существует государственных учреждений, где можно разменять монету, тем более – иностранную. И трактирщик об этом знает. Сколько сдачи он должен сдать? Да столько, сколько захочет! Нет закона, который бы предписывал известные цифры. Трактирщик может даже отказаться принять вашу монету. Решением этой проблемы и занимаются менялы. Вы приходите в палатку менялы и предлагаете свой полновесный пикколодоро. Меняла жмется, прикидывает и предлагает за него девятнадцать гро. Вы напоминаете, что Вам нужны денье. Он говорит, что денье под рукой нет, так что можно взять восемнадцать гро и восемь денье. Вы долго торгуетесь, и, в конце концов, он Вас уговаривает. Вы уходите, не получив написанной в нашей книжке цены. Меняла же радуется, поскольку он лучше Вас знает, что деньги – товар.
Это ТриМ. Достаточно интересная подача того же самого, только с других позиций.
avatar
Историческая справка: после длившегося 1100 лет периода (от падения Рима до 1550 года), проведённого почти в полном отсутствии пригодных для чеканки монет металлов — за исключением зарубежного импорта — Испания поработила население Перу и начала массовую добычу золота и серебра. Конкистадоры отправляли его на родину целыми кораблями. Испанский монетный двор как заведённый чеканил дублоны, которые при попадании в экономику вызвали 300%-ную инфляцию по всей Европе. В Западной Европе началась депрессия. Пираты-тамплиеры закапывали сундуки в вашем дворе.

Даже 600%ную. За 150 лет. Ну то есть с инфляцией примерно в 1,5% в год. Нам бы такую!
Хотя конечно, в условиях тогдашней экономики это была относительно большая инфляция, но вот вызвана она была далеко не только серебром из Нового Света (которого возили к слову столько, что никакой дракон не смог бы столько собрать). Следует заметить, что за это время было удвоение добычи серебра в самой Европе, серия крупных войн (в их числе 80 и 30 летние войны, религиозные войны во Франции, войны с Оттоманской Портой и так далее) и определенные климатические изменения.

В любом случае, сундук или даже сто сундуков с монетами не привели бы к серьезному кризису.
avatar
Это просто праздник какой-то! Я про статью в целом :)

Ну а теперь разбор полётов :)

Рациональная, опирающаяся на логику и основанная на десятках валюта датируется в лучшем случае серединой 19 века — фунт стерлинга был переведён в десятичную систему только в 1971 году. А единой всемирной валюты не существует и по сей день;

Автор статьи намеренно не упоминает важный момент: простой курс 1:10:100 введен не для введения игроков в заблуждение, а всего лишь для упрощения игры.

Во-первых, если мы играем не в экономичку и не менялами и банкирами, считать мы все равно будем в золоте или в какой-то самой крупной и (при этом) самой распространенной монете — талере, дублоне, фунте, марке или единице Ресурса.

Во-вторых, игроки очень быстро покидают стадию «трясусь над каждым медяком». Персонажи неизбежно богатеют и если мы не играем в экономичку — мелкие монеты уже и не считают (или считают очень редко). А в ряде игр Деньга так вообще не делится (а ну-ка, отрежьте мне половину от Мотка Шерсти в Исландских Сагах)

В-третьих, я пробовал вводить нестандартные курсы в игре. И по собственному опыту скажу — это очень занудное дело. Хорошо, я сказал, что в 1 золотом 12 серебра, а в 1 серебре 60 медяшек. Это еще более или менее круглые числа, которые несложно прикинуть в уме. А если бы я сказал, что в одном золотом девять серебряшек, а в одной серебряшке от 47 до 51 медной монеты в зависимости от фазы луны и настроения менялы? Да меня бы игроки без соли съели (и были бы совершенно правы).

Вскоре золото обесценивается.
Слишком большое количество неожиданно свалившихся средств раздувает денежный запас. Цены взмывают ввысь.… Гибнут империи. Конец эпохи, начало тёмных веков!

И опять автор исходит из неверной предпосылки.

А верная предпосылка вот какая: на фоне общего объема денежной массы в экономике среднего государства гора золота из драконьей сокровищницы — тьфу, мелочь. Максимум что она вызовет — региональное колебание цен в ближайшем городке (ну в том, где приключенцы бабло скинут).

Но вот представим — приключенцы бабло скинули. В Тьмутараканске золота пруд пруди. До их приезда кружка пива стоила медяк, после — 10 золотых.

Забегаю я в буфет, ни копейки денег нет, разменяйте десять миллионов.

Но гора золота конечна. Теперь она уже не в руках группы приключенцев, а «размазана» по всему городку. По мере появления торговцев в городке она будет все больше и больше размазываться — по региону, потом по королевству. Конечно зависит от размеров горы, но она все равно конечна. Это вам не испанские галеоны, это один дракон.

До приключецев:

Mкоролевство / P (население) = x (количество танги на жителя).

После приключенцев:

(Mкоролевство + m дракон) / P (население) =…

Ага,
прежнее x (количество танги на жителя) + ( m дракон / P (население) )

то есть прирост денег у отдельно взятого жителя королевства невелик.

Можно конечно посчитать количество жителей в среднефентезийном королевстве, размеры кучи и количество монет, но мне лень :)

Интересно другое. Введенные в экономику деньги в ней и остаются. Поэтому следующая куча золота, экспроприированная у дракона, окажет меньшее влияние на экономику.

А теперь представьте, что дракона грабят регулярно. Хотя бы раз в год. Сколько там лет существует королевство? 100? 200? Вы знаете, я думаю, поход к дракону за деньгами — это не эпик приключение, а просто выгодный бизнес. Примерно как у нас сейчас банк ограбить :)

Я к сожалению не обладаю экономическим образованием, чтобы нарисовать по этому поводу красивые графики и рассказать высокоученым языком, но, я думаю, на пальцах я объяснил понятно.
avatar
Вы знаете, я думаю, поход к дракону за деньгами — это не эпик приключение, а просто выгодный бизнес. Примерно как у нас сейчас банк ограбить :)
Поэтому у себя в сеттинге мы открыли драконьи банки. :)
avatar
Нанимаете драконов охранять банки? Эт' прально!

И овцы сыты, и драконы целы, и приключенцам вечная память.

P.S. Аррис представил королевство, чья экономика построена на регулярных грабежах драконов.
avatar
Нет, не охранять. Драконы — одна из наших играбельных рас. Они этими банками владеют.
avatar
Круговорот золота в королевстве.

Приключенец — торговец — казна — дракон — приключенец.
avatar
Постепенно новая валюта вытесняет драконий клад. Древние монеты снова бесполезны.
Всё та же ошибка. Автор упорствует :(

Древние монеты не бесполезны, древние монеты органично вплелись в экономику, а со временем их переплавили и из этого золота начеканили новые монеты. Несколько древних драконьих монет лежат в альбомах нумизматов, а одна стоит в музее как символ «с чего все начиналось».

Дальнейший пассаж про покупку королевства я комментировать отказываюсь ;)

И да, значок.
avatar
Низкий поклон переводчику, осилившему сделать грамотный перевод такого… такого… такого эээ… васянства!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.