Дети Звёзд: Календурь
У меня уже мозг опух от размышлений — как мне устроить календарь. Гнусная в своей подлости попытка спихнуть решение на игроков успеха не возымела. С одной стороны — хочется чета такова оригинального (и календарь повзаимствованный из наследия древних римлян как-то не очень для пришельцев, скатившихся к родоплеменному строю), с другой стороны — опухший мозг на игре это очень плохо.
Здравый смысл подсказывает мне, что я не первая и не последняя, кто сталкивается с подобной проблемой. Поэтому я с радостью буду внимать чужому опыту.
PS. Да, календарь нужен и без него никак.
Здравый смысл подсказывает мне, что я не первая и не последняя, кто сталкивается с подобной проблемой. Поэтому я с радостью буду внимать чужому опыту.
PS. Да, календарь нужен и без него никак.
24 комментария
Базовый вариант говорит нам следующее: оседлые земледельцы используют солнечный календарь, кочующие скотоводы — лунный, мифология добавляет циклы длительностью в несколько лет/столетий/тысячелетий, внутри одного дня время определяют по солнцу или звездам, делая поправку на время года.
По собственному опыту — играли в фэнтезийный Вархаммер, и на тамошний календарь положили болт.
Ну а по поводу конкретики, вам, возможно, подойдет в качестве основы календарь майя. Его особенность в том, что он, по сути, состоит из двух календарей — один обычный солнечный, который в данном случае привязан к реалиям планеты, на которой ваши звездные иммигранты нынче живут. А второй чисто математический, основанный на циклах. Он в данном случае может быть наследником корабельного распорядка.
Можно, например сделать такой вариант. Пусть у нас солнечный год состоит ровно из 365 дней. Тогда он может делиться либо на 5 сезонов по 73 дня, либо на 12 месяцев по 30 дней, названных по именам созвездий, и еще маленький промежуток в конце года — ничейные 5 дней без покровителя. В последнем случае я бы эти 5 дней сделал таким большим шаббатом, в который никто не работает, потому как без покровителя любое начинание скорее всего обречено на провал.
И отдельно есть второй календарь, вышедший, допустим, из корабельного графика дежурств. Начиная с первого дня запускаются 2 цикла разной продолжительности. Например, 5- и 12-дневние, чтобы привязать их к пальцевому счету. Это такие своеобразные бинарные недели. Я сейчас вас скорее запутаю, если буду объяснять, но в вики-статье про календарь майя это неплохо объяснено.
Ну и, соответственно, конечная дата может записываться, например как 3.11.4-е инженера. Плюсом такого подхода является то, что одна и та же дата каждый год выпадает на один и тот же «день недели», что убеждает пользователей такого календаря в непогрешимости небесной механики.
ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%83%D0%BD%D0%BD%D0%BE-%D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B5%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%8C#.D0.9B.D1.83.D0.BD.D0.BD.D0.BE-.D1.81.D0.BE.D0.BB.D0.BD.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.BA.D0.B0.D0.BB.D0.B5.D0.BD.D0.B4.D0.B0.D1.80.D0.B8
Если месяцы делятся на меньшие доли — соответственно называешь их (для лунного, очевидно — темный период, светлый период, убывающий период и нарастающий период). Не нравится слово «период»? Ну… придумай какой-нибудь термин, чтобы и на зубах не вяз, и просто было запомнить. Можно взять из древних языков Земли.
Что еще…
Учитывая твой сеттинг, советую посмотреть вот в эту сторону:
etnic.ru/wow/ekologicheskiy-kalendar-nentsev.html
cyberleninka.ru/article/n/kalendar-v-traditsionnoy-kulture-korennyh-narodov-zapadnoy-sibiri-k-metodologii-kulturologicheskogo-issledovaniya
slib.ru/etnografiya/item/175-prirodnyj-kalendar-khanty-i-mansi
Да, доводилось.
Честно говоря, это хорошо как эксперимент. Это хорошо для создания Духа Эпохи — если у тебя неторопливая партия, которая может на лету пересчитать футы и дюймы в метры, галлоны в литры и которую не парит зримое отличие внутриигровых мер пространства/времени от таких же мер в реальности. Не только не парит, но и радует.
Тогда все получится.
Но в условиях короткой игры, игры по сети или ролеконовского ваншота я бы не советовал заострять на этом внимание.
То есть хорошо, если ты скажешь «В пятый день месяца холодных дождей случилось...» (и пояснишь страждущим, что это примерно соответствует середине октября) — повеет духом иного мира. Но если ты попросишь игроков дотошно высчитывать даты с учетом непривычного календаря… это будет утомительно.
Я пытался вводить свой календарь в одном из миров. Примерно в середине второй сессии игроки заявили «Аррис, давай не будем пользоваться этим календарем, он непривычный и неудобный. Шумеры 6000 лет назад придумали календарь, почему ты не хочешь пользоваться им?» (на самом деле они выразились гораздо более нелицеприятно, но суть такая).
А.В.Смирнов, Чернокнижник (Кельрион-3), есть на флибусте
Если отталкиваться от естественной 60-ричной системы счисления, то — 3 сезона в году, из двух частей каждый, по 60 дней в каждой из частей. «Лето — Осень — Зима» + «Нарождающееся — Уходящее». Ложится на привычный календарь, «Двадцать пятый день нарождаюшегося лета» легко определяется как «25 мая», а «52й день уходящей осени» как 22 декабря.
Между сезонами проставляем сезонные праздники по два дня «вне счисления» — они и так понятно где и как. При желании каждый 60-дневный месяц дробится на дюжину пятидневок, или на 5 блоков по дюжине дней. Итогом имеем свой достаточно логичный календарь, легко накладывающийся (кроме аналогов недель) на наш привычный.
Если уж действительно прям так надо чтобы оно было, введи календарь на основе десятичной системы — неделя 10 дней, месяц 5 недель. Это единственный формат, в котором у игроков есть шанс не запутаться. Ну а то, что он не совпадает с местным циклом вращения земли — ну опа, дети звезд же. Сезоные изменения описываются и корректируются вручную.
PS и вот это вот — это наработки первого поколения колонистов.
Еще и тем, что водящим по космоопере тоже надо о календаре задуматься. Планеты то разные :) Это Земля такая уникальная, что у неё 365d 7h с секундами 1 оборот. А если где-то 430 суток год? :)