Добро и зло: поиски определения

Может быть, понятия добра и зла религиозной философии насколько чужды человеку, что он их понять и не может, но многие люди в обиходе пользуются понятиями добра и зла, не получив религиозно-философского образования.

В настольных ролевых, там где это требуется, добро или зло определить просто. Добро — это по нашу сторону баррикад, зло — на стороне противоположной, по желанию, ярлыки можно поменять.
Мне в своё время повезло с преподавателями философии, и во время очередного «умного разговора» в столовой я рискнул задать им такой вопрос: «Что такое добро?».
После этого последовало много умных разговоров, все из которых сводились к следующему: добро — это то, что хорошо для данного сообщества. Кто же определяет, что хорошо? Скажем, для викингов вполне хорошо было ограбить близлежащую деревеньку. Разве это добро?
Постепенно меня сократовским методом довели до вывода, что абсолютное добро — «объективное, справедливое, честное»© — существует лишь в религиозной морали, где оно является проявлением божественного начала. Вне религии мы можем делать добрые поступки, но теряем систему координат, по которому деяние можно объективно оценить, как однозначно доброе.
Потом мне предлагали переводиться на философское отделение и писать кандидатскую на эту тему, но это уже другая история.
Недавние беседы на Имажинарии с любезным flannan снова навели меня на похожие размышления. А вдруг я ошибаюсь? Уважаемые имажинарии и имажинарцы, как вы считаете?

64 комментария

avatar
начнем с простого
Вне религии мы можем делать добрые поступки, но теряем систему координат, по которому деяние можно объективно оценить, как однозначно доброе.
слово «обьективно» мне тут кажется предельно неуместным, кроме того, совсем не нужен бог, чтобы иметь систему координат
ну или давайте тогда поговорим о том, что такое бог, а то вот у меня система координат имеется, и весьма абсолютизированная, может я просто поклоняюсь сам себе и сам себе суфий, сам себе йог? (просто в этом случае получается, что без проблем можно убрать слово бог из обсуждения, впрочем его и так почти всегда можно без проблем убрать)
далее, существуют весьма серьезные основания полагать, что а) существующие варианты этики — результат социальной эволюции и это просто наиболее удобные варианты из всех возможных и б) существующие варианты этики проистекают из какой-то биологически обусловленной «прото-этики», которая тоже таки результат эволюции
и уже лишь поверх всего этого существует религия, которая эти, вполне естественным путем сформировавшиеся паттерны поведения обьявляет божественной истиной
или же не эти, но какие-то прямо построенные на этих паттернах — сократовская этика в христианстве, например
avatar
Поговорить всегда хорошо, особенно, когда есть шанс что-то вынести из разговора.

Правильно ли я понимаю из ваших слов, что добро — это такая форма взаимоотношений, которая представляет максимальные удобства их участникам?
А религия объясняет это образным и понятным для большинства языком?
avatar
добро — это такая форма взаимоотношений, которая представляет максимальные удобства их участникам?
не то, чтобы я прямо вот так и считал бы, но да, точка зрения правдоподобная
avatar
я тут еще это помозговал, и могу некую выжимку выдать
этика — результат эволюции социума и приспособления к окружающей действительности, в том числе в лице социума
основана она на биологически обусловленной прото-этике из рефлексов, которая тоже результат эволюции
этика стремиться быть эволюционно-стабильной стратегией и на нее давят с одной стороны абсолютизация принципов, которая препятствует изменениям и способствует стабильности, а с другой — нахождение уязвимостей и изменение окружения, которому стратегия перестает адекватно соответствовать
религия — один из методов, достаточно простой и эффективный, абсолютизировать принципы
те этические системы, которые кажутся оторванными от биологических прототипов, так или иначе ими вдохновлены и построены на противопоставлении биологии
ну и очень важно понимать, конечно, что у человека есть рассудок и рефлексия, позволяющие заниматься «отладкой» принципов почти на лету
как сказано у Поппера — разница между Эйнштейном и амебой в том, что амеба обречена умереть со своими принципами, а Эйнштейн — нет
avatar
ну и очень важно понимать, конечно, что у человека есть рассудок и рефлексия, позволяющие заниматься «отладкой» принципов почти на лету
и вот собственно большая часть возни вокруг этики, которую мы наблюдаем во все времена — это и есть результат работы этой отладки, которая далеко не всегда улучшает систему, поскольку работает методом проб и ошибок
avatar
И теперь осталось лишь заняться этой самой отладкой в моём случае… Хм, будет о чём ещё поразмышлять. Спасибо!
avatar
под этикой ты имеешь в виду, конечно, мораль
avatar
Термин этика иногда употребляется также для обозначения системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы.

Мора́ль (лат. moralitas, термин введён Цицероном[1] от лат. mores — [здесь] общепринятые традиции, негласные правила) — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающая из этих представлений.[2] Иногда термин употребляется по отношению не ко всему обществу, а к его части, например: христианская мораль, буржуазная мораль и т. д.
я всякий раз затрудняюсь четко отделить одно от другого
avatar
Простое правило: этика не бывает общая, только личная (хотя «личная этика» в русском языке является калькой с английского, правильнее говорить «нравственность») и профессиональная. Мораль не бывает личная, только общественная и профессиональная.
avatar
Э́тика (греч. ἠθικόν, от др.-греч. ἦθος — этос, «нрав, обычай») — философское исследование морали и нравственности
точно?
Термин этика иногда употребляется также для обозначения системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы.
уверен?
раздел философии, наука, изучающая мораль, нравственность как форму общественного сознания и как вид общественных отношений ◆ Этика стоиков. ◆ Идеалистическая этика Канта. ◆ Материалистическая этика.
нормы поведения, мораль человека или какого-либо класса людей ◆ Врачебная этика. ◆ Физкультурная этика. ◆ Этика учёного.
я вот совсем нет
Синонимы
— мораль, нравственность
так или иначе, я совершенно не вижу смысла вводить принципиально разные термины для обозначения личных и общественных норм и ни в коем, ни в коем случае не путать их
avatar
К сожалению, термины уже существуют и обозначают разные вещи. Так что тебе остается теперь только идти против системы.
avatar
ну тут есть три момента
а) система на моей стороне и в словарях этика синонимична нравственности и морали тогда, когда не обозначает раздел философии
б) я уже привык к такому словоупотреблению и не в том возрасте, чтобы переучиваться
в) это никак не влияет на взаимопонимание, потому как разница между предложенными тобой значениями слишком ничтожна для этого — говорю я «этика» или же «мораль» — понятно, что я имею ввиду

не говоря уж о
Происходит от др.-греч. ἠθικά, от ἠθικός «касающийся нравов, моральный», из ἦθος ср. р. «местоположение, жилище, стойло; нрав, обычай»
avatar
А почему ты из всех слов происхождения выделил «моральный», а не, скажем, «стойло»? Вот уж аргумент.
avatar
потому что этика происходит от древнегреческого слова, обозначающего мораль, которое происходит от слова, обозначающего обычай, стойло и так далее
и это не единственный аргумент, а так, дополнение
аргумент в том, что я не нашел ни одного словарного определения, которое бы подтверждало твою позицию, а я честно искал
зато нашел кучу опровержений
avatar
Вот же, в твоем первом же посте с цитатами:
Термин этика иногда употребляется также для обозначения системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы.

Мора́ль (лат. moralitas, термин введён Цицероном[1] от лат. mores — [здесь] общепринятые традиции, негласные правила) — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающая из этих представлений.[2] Иногда термин употребляется по отношению не ко всему обществу, а к его части, например: христианская мораль, буржуазная мораль и т. д.
avatar
система норм группы и принятая в обществе совокупность норм — принципиально разные понятия, я понимаю

словарь ушакова, например, прямо указывает на мораль, как на Нравственное учение, свод правил нравственности, этики, а этику, как Нормы поведения, мораль, совокупность нравственных правил среди членов какого-нибудь общества, какой-нибудь общественной группы, профессии.

короче, пустой спор какой-то, ни о чем
по сути сказанного ведь нет возражений?
avatar
Все правильно. Мораль в том числе означает свод правил этики (где этика, вероятно, понимается как философское учение о морали). Этика может означать мораль нравственной группы. Сепульки и сепулькарий, короче.

По сути я все, что хотел, уже сказал. В остальном ответ «мне все равно, и так понятно» принимается. Ответ «мне все равно, но я прав, муахахаха»… ну, в общем, тоже, что-то нет у меня былого задора, постарел.
avatar
«добро — это то, что хорошо для данного сообщества»

эээмммм, боюсь сейчас показаться страшной наивным хомяком — но это не добро. Добро, или АБСОЛЮТНОЕ ДОБРО — это то, что хорошо хотя бы для одного выгодополучателя и не несет в себе ЗЛА ни для одного из субъектов входящих в систему отношений «Добро-Зло». :)

Ну например. Дерево может не входить в такую систему отношений, поэтому срубить дерево — это не плохой поступок. А вот старенькая бабушка скорее всего будет входить в такую систему, поэтому любой вред этой бабушке уже априори делает поступок недобрым (я не говорю, что он его делает злым).
avatar
Не спорю, более того, в изначальном посте я пытаюсь сказать то же самое, возможно, не так понятно, как хотелось бы.
Но вот в данном определении… Скажем, наказание ребёнка за крупный проступок — деяние в общем доброе, ибо служит воспитанию хорошего человека, но оно несёт вполне явное насильственное зло конкретному ребёнку в конкретное время…
Впрочем, я для того и начал топик, чтобы для себя расставить все точки над i )
avatar
Ну я бы не назвал наказание или воспитание злым или добрым поступком. Это просто поступок. Добрый поступок — это спасти ребенка от смерти, а не воспитать его «хорошим» или «плохим» человеком. :)
avatar
С другой стороны, должное воспитание, может и не спасёт человека в будущем от смерти (впрочем, как знать), но может избавить от многих проблем.
Ну и да, формулировка «воспитать хорошего человека» и так не слишком удачна, а в контексте обсуждения и вовсе выглядит неуклюжей.
avatar
Это спорно. Думаю, каждый из нас при желании сможет привести несколько примеров некрасивых поступков «да это же для его же блага», как из истории так и из повседневной жизни. Те самые благие намерения, которыми мостят дорогу в известном направлении.
avatar
Я, в свое время дискутируя на эту тему, вывел для себя следующее определение — добрый поступок, это поступок, который, со стороны наблюдателя субъективно, благоприятно влияет на своего субъекта, при этом приносит больше пользы, нежели вреда.
Такие дела.
avatar
Кстати, определение очень неплохое, как по мне, спасибо, что поделились им!
avatar
Благодари Джэка ^_^
avatar
Джека?
avatar
avatar
avatar
Я пьяный не соответствую ничему из вышеперечисленного. Любопытства и дискусси на тему алкоголя в мире НРИ — в личку или в отдельный топик.
И, к слову, картинка не верна)
avatar
Оу… Оукей…
Спасибо, Джек!
avatar
Такой же точки зрения придерживаюсь я. Спасибо, что сформулировал.
avatar
Ну, собственно, и ты благодари Джэка)
avatar
ИМХО «объективное» определение добра и зла — перенос на реальность своей или перенятой системы морали. На мой взгляд избежать этого и не впасть в моральный релятивизм достаточно просто — оценивай остальных как тебе хочется, но помни что для них ты скорей всего будешь не прав. Тем не менее считаю что иметь субъективное мнение лучше чем не иметь никакого.
avatar
Хорошо, перефразирую вопрос: Значит, дать корректное определение понятиям добра и зла невозможно? Если «объективное» определение является по факту субъективным?
avatar
Опять же, чисто на мой взгляд — да.
avatar
Хорошо, спасибо )
avatar
Не стоит переводиться на философское, не прочитав основ. Ты, как мне показалось (извини, если я ошибаюсь) берёшь и используешь слово «добро», считая что у него есть единый смысл для всех. А его — сюрприз! — нет. В частности, ты приписываешь некоторые свойства — в то время как даже в монотеистической религиозной картине действия божества могут восприниматься как зло, например. Ну не совпадают действия творца или текущего князя мира сего с интересами человека, к примеру…

Потому «добро» — это слово, и не более того. В разных «системах координат» ему приписывается разный смысл. Иногда оно объективно в этих смыслах. Иногда нет. Иногда при этой самой объективности оно ещё и измеримо. Иногда опять-таки нет.
avatar
Ну вот тут я как раз пытаюсь понять, насколько ошибаюсь я )))
Просто я не верю в «просто слова». Для меня, по образованию, школьного учителя языка, каждое слово имеет смысл, и исключения (наподобие того отрывка из Калевалы, которое цитирует Толкин в эссе «О волшебных сказках») только подтверждают это правило. Или подтверждали.
И я задал этот вопрос с целью понять — насколько прочна моя текущая позиция, насколько она соответствует «общей температуре по больнице», и самое главное — какие ещё существуют сравнимые точки зрения, какие мне стоит принять во внимание. И соответственно, да, мне более интересны те из них, при которых добро, при своей объективности, ещё измеримо.
И Боже упаси кому-нибудь воспринять мои теоретические выкладки за поучения.
P.S.: Насчёт философского я тогда примерно так и сказал )
avatar
Слова имеют смысл. Беда в том, что слова в массе своей — даже в обыденной речи — имеют более, чем один смысл. Слово «горячий», например, для сталевара, биржевика и работника порноиндустрии будет иметь разные значения (первые приходящие в голову, как минимум). Извини за несколько поучительный тон, меня порой заносит. Потому словом «добро», как мне кажется, в рамках разных этических и моральных систем обычно маркируют то поведение, которое хотят поощрить, или ту ценность, которую хотят выделить. Кроме общеположительного смысла пересечения у них мало. Я уж не говорю про бытовой язык, который отличен от набора философских терминов.

А объективность-то с измеримостью есть много где. От кантовского принципа (где в общем-то всё просто — поступай в согласии с тем принципом, который бы хотел применять к себе, и ещё основываясь только на этом — то есть в идеале не получай удовольствия от процесса, тогда поступаешь морально), до, например, сколь угодно жёсткой аксиоматической системы взглядов с фиксированной временной шкалой рассмотрения поступков — скажем, в примере с викингами, если мы примем ценность человеческой жизни как высшую, будет более добрым и правильным тот поступок, который позволит существовать большему числу людей в итоге (в данной временной шкале). Если нападение и разграбление спасёт больше жизней в деревне скандинавов — это относительное, но добро…
avatar
Постепенно меня сократовским методом довели до вывода, что абсолютное добро — «объективное, справедливое, честное»© — существует лишь в религиозной морали, где оно является проявлением божественного начала.
Нет, абсолютное добро и зло могут в морали любого, принявшего себе абсолютную шкалу ценностей. А религии на такие вещи довольно падки. Вот и получается, что заметнее всех в абсолют возводят именно они.
avatar
Допустим. Но, насколько я знаю, религии при абсолютизации этой шкалы, пытаются хоть немного претендовать на объективность. О каких других абсолютных «системах координат» можно сказать то же самое?
avatar
Мне такие претензии неизвестны, обычно все ограничивается чем-то вроде «потому что я верю, что эта книга надиктована/вручена/одобрена Им Самим». Апелляция к вере — это не претензия на объективность.
Или ты о чем-то другом? Может, что-то конкретное припомнишь, чтобы разобрать уже на примере?
avatar
Я, конечно, могу ошибаться, но вроде бы ранним христианам запрещали есть свинину не просто потому, что «такова Его воля», но и потому, что в том климате это было вредно для здоровья.
Тот же Великий Пост, как явление сугубо религиозное, направлен не только на соблюдение церковных норм, но и на физическое и психологическое оздоровление верующих. Сделано это было ещё и потому, что так было проще добиться результата, нежели объяснять, почему не подчиняться таким нормам вредно. И аргумент «Так сказал Сам!» скорей носил вспомогательную функцию, чтобы заставить подчиниться тех, кого иначе было не вразумить.
И да, я не говорю, что всё христианство (обращаюсь к нему, поскольку больше о нём знаю) состоит именно из таких рациональных заветов, но такие тоже встречались.
avatar
Хотелось бы ссылку на серьезную статью по этому поводу. То есть, многие из традиций христианства имели практический смысл для общества — но я сильно сомневаюсь, что это намеренно. Скорее всего, христианские секты с более непрактичными заповедями, а таких было множество, проиграли в конкуренции.
avatar
Хорошо, я постараюсь найти подтверждение своим словам. Насколько помню, это я узнал из разговора с одним дьяконом, весьма критически относившемся к своему призванию, а он, в свою очередь, ссылался на жития каких-то святых.
Я поищу.
avatar
Когда система морали включает в себя нормы, уменьшающие вред здоровью — это естественно, и легко достигается обычным естественным отбором. Норма "веди здоровый образ жизни, насколько мы его понимаем" ничем не более «объективна», чем норма "не убий".
avatar
Хорошо. Я поищу ответ на свой вопрос, а пока скажу, что либо я не прав в плане религии, либо не имею аргументов, что мало отличается одно от другого.
avatar
Стоп! Тут путается объективность и обоснованность. Это разные вещи. Обсновать можно, в общем-то, любую шкалу измерения «добра» (предпочительности поступка) рациональными способами — это несложно. Вопрос в том, что брать за основу. Что общественное благо (причём довольно примитивно понимаемое изначально — как конкурентоспособность общества) берётся за основу в большинстве исторически сложившихся систем — в общем-то, вызвано внешними причинами. Просто общества, которые имели иную систему ценностей, вытеснялись и проигрывали тем, которые имели это преимущество. Потому большинство традиционных религий и принимают такие ценности — но это же верно и к учениям внерелигиозным в обществах того периода…

Кстати, если обсуждать «добро» как поведение, которое обеспечивает психологический комфорт в наибольшей степени, то оно во многом будет коррелировать с нужным для общества (пусть и примитивного) поведением в общих чертах. Потому что естественный отбор среди стай приматов вёлся и по этому критерию, и в нас заложен набор некоторых шаблонов поведения, который заточен на благо стаи.
avatar
Да, признаю свою ошибку, и, боюсь, мне теперь нужно будет «пересобрать» свою точку зрения с учётом этого. Вряд ли будет разумно и дальше опираться на путаницу в понятиях.
Спасибо за беседу!
avatar
Добро — это оценка в рамках системы морали общества. Мораль — сюрприз — не имеет рационального обоснования, но является продуктом общественного согласия.
avatar
Точку зрения понял, спасибо!
avatar
Постепенно меня сократовским методом довели до вывода
вот и верь после этого в сократовский метод, хихи
avatar
На курсах по режиссёрскому делу нам приводили примеры того, как грамотно срежиссированным фильмом можно доказать любую точку зрения, оправдать любой поступок. Думаю, то же самое можно сказать и о сократовском методе )
avatar
ну, обычно-то сократовскому методу поют хвалу именно как ведущему к истине
что, видимо, не совсем так
avatar
Видимо… Но я пока не готов начинать разговор об истине, пока не готов )))
avatar
Нет, к истине ведёт только научный метод, с выдвиганием теорий и постановкой экспериментов. =)
Если бы сократовский метод вёл к истине, древние греки бы за время жизни Сократа нашли бы очень много истины.
avatar
Нет, к истине ведёт только научный метод, с выдвиганием теорий и постановкой экспериментов.
ох, если бы
avatar
Quod est veritas?
avatar
Платон в своих диалогах, используя сократовский метод, доказывал такое, знаете, ли…
avatar
кстати, да
avatar
Сократ, помнится, не одобрял софистов.
avatar
Платон говорил, что Сократ не одобрял софистов ;)
avatar
Александр, почитайте Майкла Вальцера. Может поспособствовать.
avatar
Спасибо за наводку! Заглянул в Интернет и нахожусь перед распутьем. С чего лучше начинать?
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.