Другие ролевые игры (но не те, о которых вы могли подумать)
Сегодня продажный Вконтакте выдал мне рекламный пост: запись некоего сообщества, посвящённого любым ролевым играм. Вид у этого паблика довольно отталкивающий — налицо попытка людей, далёких от понимания различий между разными хобби, срубить бабла на массовом привлечении аудитории (к счастью, пока в группе не более тысячи подписчиков). Низкопробный вымученный юмор, смешение мух и котлет и так далее. При этом, насколько я понял по репостам в этой группе, основной её аудиторией являются не поклонники НРИ или LARP.
Я поясню. Вот есть НРИ, есть LARP, есть CRPG, есть эpoтичеcкиe ролевые игры, есть обучающие/психологические ролевые игры. А есть ещё такое явление – если вы с ним сталкивались, вы легко поймёте, о чём я говорю – когда люди играют по сети текстом во что-то типа словески без мастера. У адептов таких игр в ходу фразы «играем по фэндому», «минимум один пост в день», «эротика/дружба» и ещё куча тэгов и типичных фраз, которые понятны тем, кто в теме. В том же вконтакте по слову «ролевая» находятся в основном группы, посвящённые именно таким играм. Обычно привязанные к различными популярным произведениям поп-культуры, зачастую аниме. И это реально отдельное хобби — у его поклонников свои мемы, свой юмор, свои проблемы и свои холивары. Очень многие из них никто не слышали о дайсах, правилах, подземельях и драконах.
Лично мне это явление само по себе до балды — ну, отдыхают так люди и ладно — но если подумать, то теоретически мне любопытно:
1) что я ни разу не натыкался на специфический (самобытный) термин (название), который объединял бы такие игры. Обычно пишут «словесная ролевая», что в моём круге общения обычно означает просто тип НРИ. Мой мозг имажинарца, привыкший анализировать всё, что связано с увлечениями, основанными на фантазировании, удивляется такому пробелу в каталогизации.
2) что несмотря на наличие вроде-как-видимых параллелей с НРИ адепты таких игр очень часто далеки от мира нерд- и гик-культуры (НРИ тоже «выходят из подвалов», но отпечаток-то остаётся). Иногда от слова «совсем», то есть игры могут быть по аргентинским сериалам. С другой стороны, чему тут удивляться — даже контингенты поклонников НРИ и ПРИ-то не так уж сильно пересекаются (и я даже наблюдал конфликты, связанные с тем, что LARP-еры тащили свои парадигмы в НРИ).
3) что я никогда не видел никакого анализа происхождения таких игр. С нами всё ясно — D&D (или, как упоминали на имке, что-то современное тогдашнему D&D), Гайгэкс, Арнесон и т.д. Куча книг по теории НРИ. А вот самоанализа в исполнении «интернет-словесочников» я не встречал.
Как-то раз под постом в сообществе Ролекона я пообщался с человеком из этой среды. Это был тотальный miscommunication (в основном с его стороны, так как я отчаянно пытался найти общий язык). Он упорно сыпал терминами вроде «игры по фандому» и отказывался понимать, что такое «игровой мир» и почему использование персонажей, придуманных авторами таких миров, не является ничем плохим.
И, конечно, нельзя не вспомнить игры на данженмастере (хоть я и мало о них знаю). Как я понимаю, они всё же ведут свой род от НРИ, перенесённых в онлайн с сопутствующими ограничениями и изменениями. Но мне кажется, что именно участники таких игр должны чаще всего пересекаться с «интернет-словесками».
Вот. Мысли вслух.
Я поясню. Вот есть НРИ, есть LARP, есть CRPG, есть эpoтичеcкиe ролевые игры, есть обучающие/психологические ролевые игры. А есть ещё такое явление – если вы с ним сталкивались, вы легко поймёте, о чём я говорю – когда люди играют по сети текстом во что-то типа словески без мастера. У адептов таких игр в ходу фразы «играем по фэндому», «минимум один пост в день», «эротика/дружба» и ещё куча тэгов и типичных фраз, которые понятны тем, кто в теме. В том же вконтакте по слову «ролевая» находятся в основном группы, посвящённые именно таким играм. Обычно привязанные к различными популярным произведениям поп-культуры, зачастую аниме. И это реально отдельное хобби — у его поклонников свои мемы, свой юмор, свои проблемы и свои холивары. Очень многие из них никто не слышали о дайсах, правилах, подземельях и драконах.
Лично мне это явление само по себе до балды — ну, отдыхают так люди и ладно — но если подумать, то теоретически мне любопытно:
1) что я ни разу не натыкался на специфический (самобытный) термин (название), который объединял бы такие игры. Обычно пишут «словесная ролевая», что в моём круге общения обычно означает просто тип НРИ. Мой мозг имажинарца, привыкший анализировать всё, что связано с увлечениями, основанными на фантазировании, удивляется такому пробелу в каталогизации.
2) что несмотря на наличие вроде-как-видимых параллелей с НРИ адепты таких игр очень часто далеки от мира нерд- и гик-культуры (НРИ тоже «выходят из подвалов», но отпечаток-то остаётся). Иногда от слова «совсем», то есть игры могут быть по аргентинским сериалам. С другой стороны, чему тут удивляться — даже контингенты поклонников НРИ и ПРИ-то не так уж сильно пересекаются (и я даже наблюдал конфликты, связанные с тем, что LARP-еры тащили свои парадигмы в НРИ).
3) что я никогда не видел никакого анализа происхождения таких игр. С нами всё ясно — D&D (или, как упоминали на имке, что-то современное тогдашнему D&D), Гайгэкс, Арнесон и т.д. Куча книг по теории НРИ. А вот самоанализа в исполнении «интернет-словесочников» я не встречал.
Как-то раз под постом в сообществе Ролекона я пообщался с человеком из этой среды. Это был тотальный miscommunication (в основном с его стороны, так как я отчаянно пытался найти общий язык). Он упорно сыпал терминами вроде «игры по фандому» и отказывался понимать, что такое «игровой мир» и почему использование персонажей, придуманных авторами таких миров, не является ничем плохим.
И, конечно, нельзя не вспомнить игры на данженмастере (хоть я и мало о них знаю). Как я понимаю, они всё же ведут свой род от НРИ, перенесённых в онлайн с сопутствующими ограничениями и изменениями. Но мне кажется, что именно участники таких игр должны чаще всего пересекаться с «интернет-словесками».
Вот. Мысли вслух.
41 комментарий
ссылка на статью.
Ужс.
Сто тысяч человек, чёрт возьми! Это в 6,5 раз больше, чем в самой крупной из известных мне русскоязычных групп, посвящённых D&D. Ну и как не удивляться взаимной изолированности смежных культурных явлений?
Моя подружка, кстати, водит такие вот игры. Нет, не эротические, а форумные. Или, скорее, чатовые, потому что водит она одного человека, более того, этот человек запросто переключается между разными персонажами. И игра эта, из её объяснений, больше похожа на эдакое совместное повествование: она даёт сеттинг, игрок помещает в него своего героя, она окружает его другими героями, и начинаю вместе развивать сюжет.
з.ы. А, кстати, ещё игры такого формата популярны в тумблере. Но там тоже-- два игрока, каждый берёт на себя по роли понравившегося героя, и разыгрывают обычно романтику-эротику. Что-то вроде совместного написания 18+ (а то и 21+) фанфика.
Было это, правда, лет десять с лишним назад, сейчас с половиной тех людей, с которыми мы этим занимались и с которыми знакомы ИРЛ, играем в эти-ваши самые обычные рулз-хэви системы.
А анализ… что там анализировать. Ещё один вид ролевых игр. Низкий порог вхождения для людей: не надо учить правила системы, потому что её нет. Хорошо бы знать фэндом, по которому проводится игра, и да, в основном это именно игры по какому-то произведению поп-культуры. Не знаю, как сейчас и как остальные, а мы играли в основном по звёздным войнам разного периода, ну плюс ещё одна игра по трансформерам Г1 чисто ради смехуёчков. В случае звёздный войн мы, правда, играли исключительно оригинальными персонажами, вводя персонажей оригинала в качестве НПЦ.
Люди, у которых так и прёт творчество по конкретному их увлечению, пишут фанфики и их не останавливает то, что писать они не умеют. Словесочники — они такие же (если не те же самые), только делают это группами. Поскольку порог вхождения низок, то и шанс встретить кого-то с не очень качественным пониманием игрового процесса — достаточно высок. В одной нашей игре (довольно узком кругу) это взлетело, в другой я встречал каких-то неадекватов, которых нельзя остановить правилами системы (их же нет). Многие не умеют чувствовать персонажей оригинала или уже самой игры, или зациклены исключительно на собственном персонаже (или собственной персоне — в некоторых случаях я не уверен, делали ли игроки различие). Но в настольных и тяжёлых играх такие люди тоже встречаются, так что ничего тут нового.
В общем, словесочки — очень даже годный вид ролевых игр (чистое творчество же), но только если люди находятся на одной волне или если они имеют очень низкий уровень стандартов к поступкам странных людей.
Как бывший игрок в словесочки (ну я бы и сейчас не отказался в них поиграть в старой компании, только мы и так в сплошных играх на разных системах, да и работаем теперь все, где мои 17 лет) я не делаю особых различий между системами с тяжёлыми правилами, с лёгкими правилами или с невыраженными правилами. Да, невыраженность правил приносит много неудобств, но также приносит дополнительное удовольствие тем, кто умеет их чувствовать и играть по ним.
И что тут анализировать — тоже не понятно в общем.
Например, интересно, когда этот вид досуга сформировался в том виде, в котором он существует сейчас, и имеет ли он общие корни с НРИ.
На всякий случай подчеркну, что в стартпосте я не напирал на противопоставление «игры с правилами — игры без правил». Я интересовался наличием связи между НРИ (в том числе теми, что мы называем словесками) и теми развлекательными ролевыми играми, которые возможно сформировались в отрыве от индустрии НРИ.
Что же касается корней, то, КМК, подобная форма ролевой игры — прото-форма. Игроки в «форумные РПГ» не знают о существовании других видов ролевых игр — всё-таки благодаря масс-медиа настольщики знают о ларперах и наоборот. Люди же из литературно-форумной тусовки отбиты настолько, что не догадываются, что словом «ролевая» обозначается не только такой формат.
Прото-форма, потому что когда человека посещают подобные мысли: самое очевидное, что приходит в голову это написание фанфика. Вместе с единомышленниками это превращается в игру.
Впрочем, некоторые из подобных игр преследуют другие задачи: мне часто попадались «проекты», где прописаны локации и регламентирован даже тайминг постов (в игре-«школе» можно постить с 8:30 до 14:10). Это уже выходит за рамки коллективных фантазий с участием любимых героев. Да и уёбищная жаргонная лексика вроде в таких играх присутствует.
термин, кстати, я тогда на «этой» стороне использовал «DIY-игры» (извините за ссылку на англоязычный текст, на русском всё кануло в Лету вместе с дневниками мансера), а буржуи на сторигеймсах, да и в комментах по ссылке, называют это «играми свободной формы».
при этом я однозначно согласен с тем, что феномен интересен для изучения. например, вот ты пишешь, что у них «словеска без мастера», а ведь это не совсем так! обычно на такой игре есть админы или модеры, которые по какой-то причине имеют авторитет на форуме и могут, например, допускать или не допускать к игре, или объявлять смену локации или времени суток, или ещё чего. несколько раз я видел, как такой «центральный человек форума» со временем начинал лабать свою сисетму, наступая, ессесно, на все возможные и невозможные грабли, но тем не менее нагибая весь остальной форум следовать за ним.
когда мы писали статью «форумная игра» в энциклопедию, попытались объединить всякие игры по медиуму: раз и то, и то на форуме, то давайте уж сразу про все форумные. забавный факт: по статистике эта статья — одна из самых читаемых, и несмотря на то, что сейчас термин «игры по фандому» действительно стал более популярен, в неё регулярно приходят какие-то левые анонимы, чтобы добавить свой сайт в список примеров в конце статьи.
В контексте ПРИ именно эти люди составили костяк «Хогвартских Сезонов», серии игр, растянувшихся на 8 (если я ничего не путаю) лет, из малоизвестного проекта превратившихся в отдельное культурное явление в ПРИ-среде центрального района. И если говорить об этих людях, некоторая часть из них (внимание, я подхожу к основной мысли) были внезапным образом очарованы VtM, что породило как и уже спавшую волну городских игр сомнительного качества, так и знакомство с НРИ как с явлением. Отсев огромный, но тем не менее.
Эти домыслы к вопросу о диффузии загадочного форумщика к привычному нам формату игры.
И я уверен, мы о многих не знаем.
Конверсией не занимаюсь. Но там явно выше «долей процентов». Я бы сказал на глаз: 15-80% в зависимости от тусовки
Какую-то попытку систематизировать знания и опыт, связанный с этими играми она пыталась сделать (ессессна, на своём филиале радагастопедии): Художественные РИ и Фандомные РИ. Также мне попадался паблик, занимающийся какой-то
обскурантной«просветительской» деятельностью, где рассказывалось, кто такие «Мэри Сью», как классифицировать игроков по количеству постов, какие формы организации игры существуют и т. д. Увы, чего-то более серьезного в этих наших интернетах я не встречал.Хотя некоторые считают, что это я ему продал душу, и когда я перестал писать на Имажинарию — на ней прекратили говорить про GURPS. На самом деле — это была такая длинная шутка, что Фланнан всюду тащит GURPS.
Это я к тому, что чтобы изобрести ролевые игры типа «словеска», ничего особенного не требуется, так что их наверняка изобретали в разных видах неоднократно с незапамятных времен. Просто в форумном виде они фиксируются.
Вот в VK в «базе игроков и мастеров» есть такой тег, как «игра текстом». При этом это явно не игра на «дэнжн-мастер» \ «в дискорде».
Я как то пытался понять, но реально там была проблема мисс-коммуникации.