Дженга, seriously

Я надеюсь, что скоро будут подведены итоги “Кашевара”, и тогда я напишу полноценный post mortem по тому, что я прислал на конкурс. Но кое о чем я хотел бы поговорить уже сейчас.

Вышло несколько отзывов, и их авторы дружно задавали вопрос о том, почему я предлагаю использовать дженгу в “Наследстве”. Конкретная критика заключалась в следующих моментах: дженга требует ловкости рук от игрока, и поэтому ставит их в неравные условия, дженга не зависит от статистик персонажа, дженга отвлекает от игры. Поправьте, если я что-то упустил.

По первому вопросу я хочу сказать довольно очевидную на мой взгляд вещь. Когда для игры в ДнД4 требуется собрать билд или принять тактическое решение в бою — это делает игрок, а не персонаж. Игроки, которые лучше умеют справляться с этими задачами, будут иметь преимущество. В игре, где нужно собрать улики и выбрать правильную трактовку, чтобы добраться до злодея, преимущество будут иметь игроки, способные к анализу улик. И это нормально.

Второй пункт напрямую соотносится с жанром игры. Это хоррор. Игра не про то, как герои проявляют бойцовскую доблесть, чтобы справиться с противниками, которые бы убили более слабых людей. Это игра про то, что есть неуязвимое чудовище, которое хочет и может всех протагонистов убить, и убивает их одного за другим. И шанс умереть не зависит от того, является ли протагонист ветераном трех войн с гранатой под подушкой или одиннадцатилетней воспитанницей института благородных девиц. Нужна ли в игре про это механика с навыками и бросками?

С другой стороны дженга, на мой взгляд, весьма хорошо отражает клише жанра. Группа несет потери как единое целое — поэтому одна башня на всех. Люди идут на риск ради нарративных выгод (ура, мы добрались до подвала, теперь он нас точно не достанет! ) в обмен на нарастание напряжения — что и симулируется ходами в дженге.

В “Наследстве”, правда, я несколько изменил эту базовую механику, но это потому что акценты в игре смещены с тщетных попыток выжить на динамику обмена информацией.

Наконец, третий пункт, на мой взгляд, вполне обоснован. Если “пропсы” отвлекают игроков, то их использовать не надо. Но тут мне есть что сказать по личному опыту. Мне довелось играть в свое время в кабинетку, где важная часть игры симулировалась именно дженгой. Грубо говоря, для достижения целей ряда персонажей было необходимо вытащить некоторые конкретные блоки (они был маркированы). А падение башни, согласно правилам, приводило к весьма плачевным последствиям для всех.

Мне досталась роль, которая была завязана на дженгу. Мне доводилось тянуть блоки, причем иногда в тайне от других игроков (“ой, доктор, а что это вы делаете с реактором?” — “тише, тише, это важный научный эксперимент”). И это было весьма эмоционально яркой частью игры.

Я не берусь утверждать, что в настолке дженга будет работать так же хорошо, как сработала для меня в той игре. Проведу — расскажу. Но у меня есть довольно большая надежда на это.

21 комментарий

avatar
Когда для игры в ДнД4 требуется собрать билд или принять тактическое решение в бою.
В D&D 4e, будем честны, весьма тяжело собрать неиграбельный билд. Я бы сказал, надо постараться. Кроме того, любое принятое решение в бою имеет игромеханический вес. Даже если выбор представляет из себя «ударить точно, но послабее» или «ударить сильно, но неточно», то игрок оперирует внутриигровой механикой.

И шанс умереть не зависит от того, является ли протагонист ветераном трех войн с гранатой под подушкой или одиннадцатилетней воспитанницей института благородных девиц
А разве солдат, который прошёл три войны, иметь какую-никакую психологическую защиту? Он буквально смотрел в глаза смерти, видел гибель родных и близких людей, как даже сверхъестественное зло в таком случае воспринимать будет легче.
avatar
В D&D 4e, будем честны, весьма тяжело собрать неиграбельный билд.

Замени на любую другую систему с неравноценными альтернативами в билдах. Важен принцип.

А разве солдат, который прошёл три войны, иметь какую-никакую психологическую защиту? Он буквально смотрел в глаза смерти, видел гибель родных и близких людей, как даже сверхъестественное зло в таком случае воспринимать будет легче.

Я говорю о клише жанра. Выживает «девственица», а «атлет» всегда погибает.
avatar
У меня, допустим, дженги нету… Поэтому ее надо доставать, или выдумывать альтернативу, или не пользовать модуль.
(на мой взгляд, это по пункту «не упустил ли я что-то»)
avatar
Я подумываю использовать колоду карт, как в детской игре «сортир».
avatar
(оффтопик) Сортир = выходить? )))
avatar
А это как?
avatar
Это такой советский аналог Дженги )) Колоду карт складываешь на столе неровной кучкой, а сверху ставишь «сортир» (домик из двух карт). Дальше все игроки по кругу вытаскивают карту из кучи под сортиром, чтобы он не рухнул ))
avatar
А у кого-то нету d4, d8, d12 и d20. Значит, все модули под Дневник Авантюриста им не подходят…
:)
avatar
Можно посчитать ролевиков с дженгой и ролевиков с д20. Я может последний из вторых, но не из первых, фигзает :)
avatar
А еще можно посчитать, что дженга стоит раза в три-четыре дороже комплекта костей (которые удобно иметь каждому игроку, в отличие от), и что ее можно использовать и по прямому назначению. Профит. :)
avatar
И рулбуки выбирать, у которых бумага помягче — тоже профит иногда…
avatar
My point is: дженга — это не полоний-210, и достать ее проблемы представляет не больше, чем достать дайсы.
avatar
Наконец что-то по сути :)
avatar
>Все модули
>Кашевар

Их два было, что ли.
avatar
А уж сколько их было до Кашевара…

Я специально подчеркнул, что не хочу обсуждать этот вопрос применительно к Кашевару. По той простой причине, что это может быть воспринято как попытка защиты «Наследства», что было бы, с моей точки зрения, неправильно.
avatar
Мне довелось играть в свое время в кабинетку, где важная часть игры симулировалась именно дженгой.

Забавно, что у нас и в живых играх похожий вопрос вставал в свое время. Про использование головоломок для моделирования взлома замков, починки реактора и тому подобной деятельности.
Позиция лагеря противников простая — вместо того чтобы играть в «ролевую» игру, бедняга механик вынужден тратить драгоценное игровое время на решение головоломок, которое по сути к «ролевым» играм никакого отношения не имеет.
avatar
Тут могу только сказать, что игра — это не спортивная дисциплина и не арт-проект. Говорить, что кто-то играет «неправильно» — это странно. Мне вот разные физического характера испытания в кабинетках нравятся. Просто нужно принимать некоторые условности.

В той же игре у нас ныряли за артефактами на морское дно. Два человека (пилот субмарины и оператор манипулятора) вставали спина к спине, привязывались друг к другу и запускались в темную комнату. Пилот получал фонарик, оператор — зимние перчатки на руки. Оба — маски для плавания на лицо. И нужно было за ограниченное время найти и вытащить в перчатке CD-болванку с кодом. Было весело.
avatar
У меня претензия была не столько к самой дженге, сколько к конкретной ее реализации. Вроде бы там хоррор, нагнетание атмосферы, которую старательно описывает мастер, но вот наступает момент какой-нибудь проверки — и вместо одного быстрого действия, мы прерываемся на вытягивание сразу четырёх блоков башни. Это не так сложно, если не торопиться и делать все аккуратно. Но это занимает время и жестко рубит игровой процесс на фазы «играем в хоррор» и «тягаем дженгу». Во всяком случае, у меня сложилось именно такое впечатление.
avatar
Я так и понял. Практика покажет.
avatar
Дженга идеальна в таких играх. Ее использование оправдано полностью.
avatar
Плюсую. Не скажу, что идеально, но вполне пристойно. Я удачно использовала неоднократно. И ее тоже можно хакать и придумывать доп. правила, в ролевых модулях-то особенно.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.