Феечки и киберпанк

Недавно поиграла я в Shadowrun Returns. Честно купила за свои кровные. Если честно, пятисот рублей она не стоила: основная компания короткая и линейная. Это скорее квест с прокачкой и драками, чем ролевая игра. Среди фанатских же поделок пока что не нашла ничего достойного.

Тем не менее, атмосфера передана на ура. Хмм… Сказала так, будто я знаю, какая должна быть атмосфера в шедоуране. Нет, не знаю. Читала переведённый на русский таймлайн, листала английские книжки, однако количество кубок и характеристик меня морально убило-- такое ощущение, что игра постаралась совместить все самые геморные элементы сторителлинга и r&k. Но пока я играла, прониклась мрачностью сеттинга. Ведь, по сути дела, мы играем по миру неосредневековья. Когда человечество, достигшее значительных успехов в технологиях, вместо того, чтобы шагать к светлому будущему, проваливается в глубокое прошлое. Вот и получается недобрая сказка с эльфами, драконами и индейнцами. Не вестерн, не фентези, не киберпанк, не азиатский боевик, а всё это вместе. Как эти элементы смогли не сдетонировать и не взорваться ядерным грибком-- не представляю.

(моменты, когда твой декер несётся по психоделическому миру матрицы, сражаясь со вражескими программами, чтобы разблокировать двери лифта, а вся остальная команда в реальном мире защищает его, стоя насмерть против бессмертных жуков-- бесценны).

А теперь о главном. Мир шедоурана мне чем-то неуловимо напомнил мир changeling: the dreaming. Неуловимо, но сильно. И там, и там есть эльфы-тролли-гномы в декорациях бетонных джунглей? Да, но это не главное. Скорее, общая атмосфера. Атмосфера потерянной сказки, и не просто потерянной, а зверски убитой и расчленённой. И в Шедоуране, и в Ченджелингах мир полон магии и чудес. И в Шедоуране, и в Ченджелингах эти чудеса не делают мир лучше. В Ченджелингах герои балансируют между банальностью и безумием: шаг вплево, шаг вправо-- и ты забываешь себя. В Шедоуране тоже есть две стороны: жизнь добропорядочного буржуа с ГРЕХом (универсальным электронным паспортом) и полной зависимостью от коорпораций, жизнь, полная страха перед сильными мира сего, которые могут в любой момент превратить твою жизнь в ад, или жизнь безгрешная-- то бишь без паспорта, без работы, без крыши над головой. И нужно как-то балансировать между ними, не давая ни преступному миру, ни благополучной тюрьме затянуть тебя. В Ченджелингах кошмары обретают плоть; также и в Шедоуране. Бессмертные жуки из иного мира. Врач-психиатор, который мало того что держит больных в нечеловеческих условьях, так ещё и расчленяет некоторых из них, чтобы собрать эдаких чудовищ франкенштецна.
Но главное, что есть общего у этих двух сеттингов-- нелюбовь, граничащая с ненавистью, к… как бы это сказать… обычному миру, что ли. Ченджелинги не видят в Банальности ничего положительного-- хотя именно она спасает от того, чтобы съехать с катушек; причём от Банальности всегда можно пробудиться, вновь вспомнив себя, а вот от безумия… что-то не помню таких упоминаний. В Шедоуране же мир коорпораций представляется благополучным адом, где отец калечит парня своей дочери только потому, что ему этот парень не нравится. Герой даже пожалеть не может обо всех десятках охранников, которых он положил по пути к цели-- хотя эти охранники-- живые люди, просто честно выполнявшие свой долг. И некоторые наверняка с семьями, с планами на будущее-- с тем, чего у героя-бомжа никогда не было. Иначе говоря-- налицо в обоих сеттингах довольно-таки подростковое желание бороться против системы просто потому, что она есть.
Не могу сказать, что мне это нравится. Наверное, я это переросла. Или просто всегда была слишком ленива и слишком ценила благополучную жизнь. Но-- если ты играешь в эти сеттинги, с подобной точкой зрения нужно смириться…
Наверное, это и есть американская культура.

44 комментария

avatar
Я советую тебе вторую кампанию Шадоурана пройти, там есть один замечательный разговор в самом начале с персонажем аугментированным настолько, что этот персонаж почти полностью потерял свою эссенцию. Почти. От него настолько веело феечками, что менять чуть не сдуло со стула. Если сомневаешься с покупкой, то, как обычно, торренты предоставляют отличнейшие «демоверсии».
avatar
А вторая компания также линейна, как первая?
avatar
Нет, авторы всё же прислушались и сделали новую кампанию менее линейной. Хотя до звания песочницы всё ещё далеко.
avatar
Вторая кампания на голову выше, чем первая. Советую там тоже играть декером и/или магом/шаманом.
avatar
Когда ж я до нее доберусь… а что там за декеров и магов?
avatar
Некоторые диалоги или действия имеют определенные требования. Например, упомянутый мною выше разговор доступен только для кастера. Поэтому сочетание декера и кастера даёт тебе довольно много возможностей, которые были бы закрыты при другом раскладе. Хотя сам по себе персонаж получается и не настолько страшным. Просто играть интересней.
avatar
Черт, а я бы предпочел рубаку. Ну ладно.
avatar
Играть-то можно кем-угодно, просто потом захочется пройти ещё раз, чтобы посмотреть, что ты пропустил. Декер/кастер тоже не покрывают все варианты.
avatar
And that's exactly why I cheated.
avatar
У меня был персонаж-шаман… ну как шаман, навык у него был вкачан, а вот заклинания я ему почти не покупал до очень поздних пор, да и как купил использовал постольку-поскольку, в основном занимался массовыми расстрелами. Так что никт не мешает вкачать одно из двух и при том быть убиватором.
avatar
Шаманский Haste III-IV уровней — ничего так, для стрелка.
Haste 3 — Increases the friendly target's AP by 1 for 4 rounds.
Haste 4 — Increases the friendly target's AP by 2 for 3 rounds.
NB #1: «Friendly» включает самого шамана, если что.
NB #2: Ради одного только Haste можно обвесить шамана кибернетикой по самые уши. Благо этих двух спеллов хватит на всё про всё.
avatar
Кстати, еще меня порадовала эпичная риторика в конце игры, и хотя она оказывает мало вплоть до никакого влияния на оппонента (что, даже логично), интересно было как минимум задуматься и над вариантами реплик и на мотивацией героев истории (и просто героев, коли такая пьянка пошла)…
avatar
Я тут максимально без спойлеров, так что выйдет немного обтекаемо.

На последнем уровне вообще очень много моментов, которые заставляют серьёзно задуматься. Скажем так, в начале первого разговора с Главгадом, он меня почти купил. Но потом выяснилось каким методом он всего хочет достичь и необходимость принимать решение меня как-то отпустила. Но вот в этом самом последнем разговоре, меня спросили, что бы я выбрал, не будь его методы столь сомнительными? Только я уже знал ответ.
avatar
Я вот тоже подумал, что в этой игре сделал много странных и непривычных для себя решений, которые до сих пор кажутся мне правильными. Например, сайд-миссии мне кажутся очень похожими на глобальный сюжет игры. Когда ты проходишь через все стадии «расследования», узнаешь полную картину и как твои суждения меняются/развиваются под грузом информации.

Или, когда. я расправлялся буквально с каждой шайкой, которая появлялась на пути героев, а потом внезапно решил заплатить на переходе через мост, только потому, что со мной был кто-то еще, помимо моей команды. Определённо, не невинные и не слабаки, и не согласные с моим решением, но люди, которые могут поплатиться за принятые мною решения. В любой другой игре, если моего персонажа останавливает бандит на мосту, для него всё оказывается не очень радужно. (не думаю, что это спойлер, так как момент незначительный, на самом деле).

А вот самый спойлерный момент заключается в…
avatar
Меня из сайд-квестов больше смутил момент, когда в одном из них со мной связывается клиент и ставит довольно серьёзную задачу, ради упрощения которой фиксер даже предлагает предварительно подготовиться. Я всё делаю, в процессе выясняю ЧЕМ именно там занимались, а в конце… читаю финальные титры и задумываюсь.
avatar
Можешь в личке объяснить, о чем ты? Потому, я уже потерялся.
avatar
С этим персонажем стоит болтать после каждой сюжетно значимой миссии) Да и с остальными хорошо бы)
avatar
Все хороши. На Базаре каждый персонаж интересен.
avatar
Кстати, не стоит забывать, что один из членов команды тусуется в баре, а не со всеми вместе.
avatar
Если честно, пятисот рублей она не стоила: основная компания короткая и линейная.
Поэтому надо брать на распродаже. И да, тебе верно говорят — попробуй сыграть в Shadowrun: Dragonfall. К слову, первая кампания мне всё равно скорее понравилась и прям скупую ностальгическую слезу выдавила.
Читала переведённый на русский таймлайн, листала английские книжки, однако количество кубок и характеристик меня морально убило-- такое ощущение, что игра постаралась совместить все самые геморные элементы сторителлинга и r&k
Именно так, точно такое же впечатление.
avatar
Мне в этом плане (сказка, но далеко не детская) вспомнилась, как ни странно, гениальная досовская Darklands. И не только благодаря наличию гномов, драконов и кобольдов.

В плане «системы» и взаимоотношениях с ней мне понравилось то, как это было ненавязчиво подано в ней же, при том вряд ли авторы собирались делать из этого какую-то борьбу.

Суть: партия может снять комнатку в таверне, работать, копить полученные гроши на доспехи, коня, оружие и прочие и прочие атрибуты приключенца… проматывая время и не получая никаких полезных навыков. И это очень философски именно в своей «жизненности» и напоминает одну из платиновых тем ролевизма.
avatar
А я медленно, но верно вспоминаю про остальные сходства Shadowrun Returns: Dragonfall и феечек. Собственно в конце игры будет разговор со Спойлером, где высокий навык колдовства даст доступ к не менее феечковому разговору. И я не знаю кем надо быть, чтобы в нём не разглядеть тоску по Лету.
avatar
А там по разному можно толковать.
avatar
Вот и вопрос: может, Шедоуран-- это ядерная Зима Грёзы? )
avatar
Интересная идея.
Я как-то склонялся к версии, что от Зимы феечки передохнут все.
avatar
Скорее уж просто уйдут в спячку. «Закуклиться», как от передоза банальности. Но души-то их останутся. Как знать, может, и доживут до Весны.
avatar
C т.з. глобального кроссовера маловероятно, что будет чему доживать. Как бы Time of Judgement не откладывался, МТ — это большая пороховая бочка. В этом плане, Шедоуран, еще милое местечко, здесь герои are making the difference, как и в классическом фентези. Ну, по крайней мере, в Dragonfall создается такое впечатление.

Скорее уж просто уйдут в спячку.
Да и тут есть версии разной степени оптимистичности.

В любом случае, у меня к тебе вопрос. Как ты себе представляешь с т.з. «физики» сеттинга, что Зима, вместо того, чтобы окончательно отрезать Мир Тьмы от Грезы, а следовательно и фей с химерами от своих воспоминаний, наоборот — рассеет Туманы и проявит всех фей реальному миру, как существ из плоти и крови? То есть даже, не столько — «как?», сколько — почему? Definitely, i didn't see this coming.
avatar
Как ты себе представляешь с т.з. «физики» сеттинга, что Зима, вместо того, чтобы окончательно отрезать Мир Тьмы от Грезы, а следовательно и фей с химерами от своих воспоминаний, наоборот — рассеет Туманы и проявит всех фей реальному миру, как существ из плоти и крови? То есть даже, не столько — «как?», сколько — почему?
Если верить википедии, то учёные расходятся во мнениях, какой эффект будет иметь гипотетическая ядерная зима. Одни говорят о «ледниковом периоде», другие же предполагают, что может возникнуть парниковый эффект. По аналогии: один сумрачный гений из числа подменышей вознамерился предотвратить Зиму. Для его он решил, эмм, «нагреть» Грёзу, вызвав небывалый выброс гламура в реальный мир. Вначале мир отчаянно сопротивлялся: рост кооропраций, настоящая война за ресурсы-- всё это последствия усиления Банальности во всём мире. Затем наступает «взрыв»-- его можно приурочить как к эпидемии ВИТАСа (последняя попытка мира защититься) или к последующему Пробуждению, когда начали появляться эльфы и гномы. Гламур неконтролируемым потоком несётся в мир. Тем не менее, Банальность никуда не девается Если представить её отношения с Гламуром, то это примерно отношение воздуха (гламур) и песка (банальность) в пылевой буре. Благодаря тому, что казавшиеся нереальными вещи вдруг воплотились в реальность, что люди вынуждены были поверить в них и воспринять как реальность, гламур и банальность смогли образовать устойчивые соединения. Иначе говоря, волшебство, эльфы, драконы-- всё это стало банальным, обрело из плоть банальности. Миру подменышей же от подобного лучше не стало, напротив, там наступил настоящий ледниковый период: волшебство, грёза-- всё это вдруг стало для людей банальным и начало использоваться ими для достижения более чем банальных целей. Думаю, количество подменышей, способных пережить кризалис, редко уменьшилось: сложно поверить в чудо, когда чудо реально. Видишь прыгающие по стенам тени? А не значит ли это, что у тебя способности шамана? И так очередное дитя умирает, не родившись для мира фей. В общем, всё ещё более грустно и депрессивно, чем Осенью. )
avatar
Затем наступает «взрыв»-- его можно приурочить как к эпидемии ВИТАСа (последняя попытка мира защититься) или к последующему Пробуждению, когда начали появляться эльфы и гномы. Гламур неконтролируемым потоком несётся в мир.
Зачем так сложно? В самом сеттинге Шадоурана есть событие, называемое the Awakening — возвращение магии в мир. Это событие ознаменовало конец пятого мира (Fifth World) и начало шестого (соответственно Sixth World).
avatar
Кстати, спустя десять лет после Пробуждения произошла Гоблинизация, в ходе которой многие люди проснулись троллями или орками.

Шадоуран и феечек вообще скрещивать довольно просто.
avatar
Потому, что Мир шт question — не Шадоуран, а МТ.

В Шадоуране до Awakening был местный аналог Зимы, а потом начала пробуждаться магия и фентези расы.

В МТ, магия находится в фазе Осени. Она как бы есть, но слабая, и станвится еще слабее с каждым мгновением. После этой фазы по идее должен наступить не Awakening, а полная жо… то есть, Зима и полное отсутствие магии. Ну, если это не тот сценарий с возвращением Фоморов и финальной битвой…
avatar
Так вот что это за возможность толковать по-разному. Проблема в том, что я не считаю наличие магии признаком потепления.
avatar
Ты не считаешь, корбук CtD — считает. Впрочем,
«Каждый водит свой Мир Тьмы.»
Я вообще являюсь сторонником идеи, что МТ не подчиняется циклическому времени и после Time of Judgement всех линеек Земля и Умбра разрушаются до полной аннигиляции, все умирают, а МТ погружается в полнейшее ничто, в котором ничего нет, не было и никогда не появится. Вернее, нигде никогда ничего не было в первую очередь и не может быть в принципе. Потому-то, этого и нельзя допускать.
avatar
Мы говорим о кроссовере шадоурана с феечками? Корбук CtD считает, корбук шадоурана не считает. Что дальше?
avatar
Я ни слова не говорил о кроссовере Sh-run и CtD. Я говорю о реализации МТ шэдоурановского (или подобного) сценария. Всё это время. Собственно, я надеялся, что это будет понятно из моего коммента, адресованного Налии.

А потом даже уточнил:
Потому, что Мир in question — не Шадоуран, а МТ.
А так, да, прямой кроссовер CtD и Shadowrun — это совсем другое дело, но я подумал Налия отвечала не про него.

В любом случае, я кросоверы люблю на уровне идей/сценариев, а не деталей, как правило, потому мне не очень интересно сращивать предысторию Шэдоурана и Подменышей — они слишком расходятся, IMO, чтобы сложить одно с другим.
avatar
Просто я твой комментарий прочитал до апдейта, а потом читал уже ответы на него, так что мы говорили о разном.
avatar
Видимо, так и есть.
avatar
У нас один сумрачный гений уже пытался такое устроить в отдельно взятом Сан-Франциско. Еле успели остановить.
avatar
Это та сессия, отчёт о которой здесь лежит? ) Вот видишь. Не остановили бы, получился б Шедоуран.
avatar
Не получился бы.)
avatar
Ну, да, мы просто не знали, чем подобные манипуляции череповаты для города и для Грезы. Так, что именно по этой причине решили пресечь все несанкционированные престолом ритуалы.
avatar
А я бы сыграл.
avatar
да там весь метаинфослой магии — феечковый
avatar
Ведь, по сути дела, мы играем по миру неосредневековья. Когда человечество, достигшее значительных успехов в технологиях, вместо того, чтобы шагать к светлому будущему, проваливается в глубокое прошлое.
О ужас, где вы там такое увидели? 0_о
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.