Философский эксгибиционизм
В общем, последующее словоблудие - самоцитата из моей беседы с друзьями. Она приводится здесь до конца не знаю по какой причине. Просто не хочу это все держать в себе, наверное, пусть эти мои мысли - серьезно ничем не подкрепленный наивняк. Зато выстраданный.
Знакомые со мной люди знают, что я загоняюсь по следующим темам: фантазия, эмпатия, дети, мифология (религия, вера). И я не просто так загоняюсь, эти темы являются основами моего мировоззрения. В общем, сейчас будет поток сознания Васисуалия Ветропека на тему мироустройства. Я предупреждал.=)
[b]1. Эмпатия, дети[/b]
Западное (и немножко - наше) общество умудрилось решить для себя проблему "что бы пожрать". И столкнулось с другой проблемой (то есть как бы ВНЕЗАПНО, хотя проблема существовала, просто была отодвинута на второй план) - социальным взаимодействием внутри себя и снаружи. И оказалось, что ролевая модель "животное" (которая была и остается основной) эту проблему не может решить. То есть простые и привычные реакции типа "агрессия на агрессию" и "защита интересов стаи" приводят к рождению новых бед. Вывод: эта самая ролевая модель "животное" отжила свой век, надо переходить на новую.
Что нужно было от "животного"? Грубая сила, способность к выживанию. "Котлы народов" достигли цели? Да (и сейчас продолжают катиться по инерции, но это уже политота).
Что нужно от новой ролевой модели? Понимание, способность к адаптации. Кто является идеальным (и единственным) кандидатом на эту роль? Ребенок.
Какие у детей есть основные механизмы, которые позволяют мгновенно адаптироваться к чему угодно (и которые общество может заимствовать без ущерба для себя)? Их два:
1) Способность сопереживать себе и другим, т.е. многосторонняя эмпатия. Тут все понятно.
2) Фантазия как способ мышления.
[b]2. Фантазия[/b]
[quote]"...Он чувствовал грубую поверхность гудрона под пальцами, над ним — холодный слой воды, огибающей их, и тут раздался голос, вполне нормальный, даже приятный голос, обратившийся к нему из водостока.
— Привет, Джорджи.
Джордж моргнул и вновь посмотрел вниз. И не смог поверить тому, что увидел. Это тянуло на выдуманную историю или на фильм, в котором зверушки разговаривали и танцевали. Будь он на десять лет старше, он бы точно не поверил тому, что видел, но он не прожил шестнадцати лет. Только шесть.
В водостоке находился клоун. Освещение там оставляло желать лучшего, но света все-таки хватало, так что Джордж Денбро не сомневался в том, что видел. А видел он клоуна."
(С) С. Кинг, "Оно"[/quote]
Так вот, Джордж Денбро из-за "фантазии как способа мышления", своей способности воспринимать мир "как есть", попал в ловушку чудовища и погиб. Это я к тому, что огульно отказываться от грубой силы и способности биться за себя нельзя - это глупо и смертельно опасно.
Но сейчас главной проблемой для общества является не столкновение с чудищами из других миров, а внутренние конфликты, и тут исконно детская "незашоренность" и способность интересоваться чем угодно является почти панацеей. Именно она, а не знания по этонографии, развивающие понимание того, какие все разные. Она, а не знания по математике, развивающие рацио и способность упорядочивать.
Потому что без "фантазии как способа мышления" этнограф может быть антисоциальным сухарем (как Миклухо-Маклай), а математик - фанатом биореактора.
Современное общество становится из "мира сильных" "миром слабых". И это правильно, это верное направление пути. Даже перекосы не такие страшные: американо-европейская "позитивная дискриминация" геев и африканцев - это противно, но по сравнению с фашизмом она просто пена морская.
И ролевая модель "ребенок" - это идеальный выбор "мира слабых". Я так считаю.
[b]3. Религия.[/b]
И теперь после всего этого словоблудия возвращаюсь к теме религии. Я считаю, что в современном мире вера должна в очередной раз измениться. И стать сказкой, волшебством. Не нравоучением взрослых, а чудом детей.
Раз мы действуем по ролевой схеме "ребенок" (а мы ДЕЙСТВУЕМ, пусть и неосознанно), то смотрим, что для детей есть вера. А для них вера - это компонент "фантазии как способа мышления". Волшебные миры и существа для детей - это площадки для их когнитивно-фантазийного аппарата. Причем у сказок свои законы, очень четкие, многочисленные и неявные - однако дети эти законы просекают и вычленяют довольно быстро. При этом "беззаконные" бредомиры а-ля наркотический постмодерн детей, как правило, не привлекают - потому что там делать нечего, нечего исследовать.
Мой вывод: религия должна потихоньку становиться из "веры животных" (с ее агрессивностью, "стайными" доминантами и апелляцией к собачьей преданности) "верой детей". То есть фантазийно-агностическим конструктом с четкими и необычными законами и допущениями, который будит фантазию и дает ощущение чуда, "небывалого-которое-рядом".
Поэтому я считаю, что вера может и должна быть полезной. Как и наука, которая некогда была алхимией и богословием, - и поглядите на нее сейчас.
0 комментариев