Грани PbtA, или как я наконец-то протестировала бету третьей редакции

Итак, у меня была ОТЛИЧНАЯ игра по бете третьей редакции «Граней вселенной». Что особенно лестно, учитывая что я ДМила – но отдаю себе отчёт что хорошей игра вышла в основном благодаря игрокам. Из пятерых трое игроков плотно играло в Грань, и знала, как работает PbtA, что там нужно ТВАРИТЬ (немного от слова «тварь»), а не пытаться выжать из своего перса максимум эффективности.
Протестировать бету тройки я обещала ещё в январе. Как видите – всё же протестировала, почти полгода спустя. Банально не было вдохновения, доводила длинную компанию по ДнД, никак не могла придумать сюжет… В конце концов, воспользовалась генератором. И не тем, что есть в «Гранях». Гораздо больше мне нравится генератор в «Подлецах и отбросах космоса». Да, все фракции там другие – но тем и интересно! Я быстренько накидала там сюжет: надо найти учёного, затруднение в том что он связан с преступной группой, и это связано с фракцией Последователь Бранкшадеша. Суть этой организации в том, что народ там одевается одинаково, носит одинаковую одежду, и в принципе считает что ключ к счастью лежит через уподобление друг другу. В мире Граней такой организации нет – но тем и веселее, вписать в Рукав Приора новую сущность. Приключение я писала урывками, на работе, а дописывала – пока мои обучающиеся читали мне домашнее задание. Утром перед тем, как пойти на игру, я в запарке корректировала грани противников, создавая своих на основе тех, что есть в квикстарте.
К счастью, у меня был образец – приключения для Shadowrun: Anarchy, коротенькие, на одну страничку, с кучей места для импровизации. «Окей, Налия, если ты нормально провела их, проведёшь и это!» – сказала я себе.



В порядка обмена опытом

Я окончательно убедилась, что когда делаешь по нарративной системе приключение в формате одной миссии, не фронта, то ключевых момента два:
1. Мастер должен чётко визуально представлять места действия и неписей, их атмосферу и назначение.
2. История должна подстраиваться под персонажей игроков, под их способности. Собственно, это и есть предназначение мест действий. Пример – у меня целый ночной клуб «Неон» появился только чтобы социальному персонажу было где и с кем договариваться.
Из чего следует: сначала сделайте набросок сюжета, потом узнайте, каких персов взяли игроки (в случае Граней – какие буклеты они взяли) и модифицируйте приключение под них.


Игроки представили мне своих персонажей, один красочнее другого:
1. Силко дар Улик дар О. Бард. Пардон, проститут. Пардон, компаньон. Умеет соблазнять, но и без этого социалит как бог. Из аристократической семьи, но эта семья плотно завязла в тёмных делишках, и он выбрал наименее преступный путь. Почти самый большой добряк в пати.
2. Маркус Райт. Раэлит. Не знает об этом. Да, ванильный раэлит выглядит как кибербиологическое нечто и точно не может не знать над тем что над ним поработала Машина – но мы модифицировали буклет, и вышел персонаж, который считает, что пролежал в криокапсуле хрен знает сколько лет и только сейчас был разморожен. Он прекрасно замаскированный под человека дрон машины, в которого была записана личность реального человека, и который все свои необычные способность объясняет тем что «я просто крутой оперативник». Нуарен, курит, холодно логичен.
(Игрок сказал: «Понимаю, это концепт для большой компании, не для ваншота». Я ничего не сказала. Я знала, что в этом ваншоте будет Машина, его раэлитство может сыграть свою роль).
3. Вергилий. Кинетик. Сбежавший плод экспериментов на Хорусе. Ищет своего Отца – человека, который в «школе для икс-менов» заменил ему семью. Собственно, когда Отец куда-то пропал, он и сбежал. Хочет его найти. Немного ребёнок, которому просто нравится играть со своей силой.
4. Альтаир. Янычар. Мой самый нелюбимый буклет. Был, пока я не поводила Альтаира. Персонаж вышел трогательный. Элитный сардаукар, выполняет миссию – поиск некого изгоя и предателя Эльхаллы. Игрок – девушка, но янычар мужского пола.
5. Горо Такемура. Киборг. Персонаж того же игрока из другой игры PbtA. Стремится к смерти, как и положено самураю. Ронин, изгнан из клана за то, что привёл в него чужого человека… А тот… Изгой с Эльхаллы… Предал и клан тоже. Собственно, на этой почве и спелся с Альтаиром – они разыскивают одного и того же человека. Их дуэт – заклятая дружба: постоянные подколки, абсолютно разные мировоззрения, но когда один в опасности, другой рвёт жопу чтобы не дать тому сдохнуть. Ибо нехрен.



В общем, получилась весьма взрывоопасная смесь, как видите, и впечатляющая банда. Я тихонько вздохнула, когда представила, как они будут вести расследование. Ведь миссия, которая на них была возложена – именно расследование исчезновения учёного, главы научно-исследовательского отдела одного из заводов, Иеремии Фрауда. Действие происходило на Цети – капиталистическо-олигархическом гадюшнике с загаженной экологией. Герои уже выполнили несколько заданий для службы безопасности одного из олигархов, и на первый взгляд выглядело плёвым. Суть: Иеремия Фрауд подозревался в промышленном шпионаже – и только СБ собиралась взяться за него всерьёз, он вдруг пропал. С момента пропажи прошли сутки. Герои должны в кратчайший срок разобраться, куда, и вернуть его – живым или мёртвым. Или даже притащить доказательства, что его вернуть уже нельзя: он вполне мог убраться с планеты. Но если не убрался, если просто загулял, если попробовал залечь на дно, если скрывается где-то у главных конкурентов – олигархов Сур… Словом, зацепок было две: квартира Фрауда и ночной клуб «Неон», в который он любил захаживать.
Чувствуя, что игроки немного иронично настроены – мол, у чувака было сто шансов слинять с планеты, зачем нам его искать? – я постаралась показать небольшую компетентность оперативников СБ этого олигарха. Кажется, перестаралась, потому что Маркус со своей колокольни машинной логики сделал вывод, что на этой планете все дебилы.
А ещё я после некоторых раздумий познакомила их с неписем, который тоже не особо умён. Хотя наоборот – умён, но очень без царя в голове и с убитым инстинктом самосохранения. Он был списан с одного из моих любимых персонажей, Ши Цинсюаня (китайская новелла «Благословение небожителей»), точнее, с него в одном из AUшных фанфиков. Да, вот так сложно.
Если коротко: Элион Сур, гламурное создание неопределённого пола (впрочем, говорит о себе в мужском роде), блогер-любитель и хакер-профессионал, суёт нос в каждую щель, и кажется считает себя бессмертным. Он младший брат олигарха Сура, который пытался переманить к себе Фрауда. Включая Элиона в модуль, я очень сильно рисковала его жизнью: персонажи сначала хотели его пристрелить, потом сдать охране, потом снова пристрелить. Я была готова к такому исходу – тогда бы они заполучили себе врага в виде его брата. Но этого не произошло, а Элион здорово помог мне как мастеру в паре моментов. Правда, не так, как я рассчитывала: я-то думала, он будет помогать им хакать компьютеры, но герои с этим благополучно справились сами.



В общем, герои как раз обыскивали квартиру, когда Элион написал своему знакомому – Силко – «Привет, давай встретимся», и после не-отрицательного ответа в стиле «Хорошо, но давай попозже» просто влез в окно, поднявшись по пожарной лестнице. Естественно, на него сразу направили стволы, но всё-таки герои решили не убивать этого придурка и продолжили обыск.
Что обнаружил обыск? Что Фрауд был на редкость унылой личностью. Никаких признаков, что у него было хоть какое-то хобби, и даже цветы искусственные. Никаких признаков также, что он собирался в спешке. Героев заинтересовали дроны-уборщики; на первый взгляд ничего подозрительного, ведь Фрауд работал как раз на заводе, который их производил, но когда они их разобрали… Ну как разобрали – один Маркес расстрелял, просто на всякий случай, другой Горо Такемура раздолбал своей катаной (6- на ходе чинишь или разбирает). Даже это позволило понять, что уторщики не так просты, все системы у них дублируются не по разу и в каждом есть взрывное устройство. Ещё герои нашли в углу, куда не доставали роботы-пылесосы, обрывок рекламного буклета сообщества «Монолик» – секты дао цифры, которые считают, что ключ к счастью – это максимальная унификация людей и соединение их разумов в единую сеть. Ни разу не подозрительно звучит, да? Скажем так: на приличных планетах существование такой секты никогда б не допустили, но это Цети. Также герои исследовали компьютер Фрауда, предварительно его разобрав – нормально разобрав – и, конечно, обнаружили там взрывное устройство. После этого Фрауд окончательно получил у них кликуху Йошикаге Кира. Из интересного на компьютере обнаружили также сведения, что Фрауд заключил контракт с контрабандистами и хочет как можно скорее покинуть планету, причём корабль улетает буквально через несколько часов. А ещё – сведения о его переговорах с Моноликом и стремлении вступить в секту. Причём, судя по всему, первые сведения герои должны были быстро найти, после чего компьютер взорвался бы, а вот вторые были припрятаны получше.



Йошикаге Кира – Персонаж из сериала JoJo, маньяк, который убивает женщин и отрезает им руки. Обладает способностью превращать что угодно в бомбы. Запомнился фанатам тем, что не апокалиптический злодей, а самый обычный человек, который просто хочет чтобы ему никто не мешал убивать и коллекционировать руки.

В порядке обмена опытом: мне кажется, я слишком легко подкинула героям обрывок рекламного проспекта «Монолик». Ведь основная интрига была в том, что Фрауд старается направить героев по ложному следу, на корабль контрабандистов, в то время как сам отправился на базу секты «Монолик». Впрочем разобрав компьютер, герои всё равно докопались до правды.
Герои и Элион решили найти ещё зацепок и отправились в «Неон», штаб банды «Ифриты». Я представляла это место как «Последнюю каплю» из мульфильма «Аркейн» после таймскипа: полная бандитов забегаловка, залитая зелёным неоновым светом, а один из лейтенантов Ифритов была копией Сейвики. Интересно, что Неон был вставлен в приключение буквально за день до игры, причём в основном чтобы дать героям возможность вести переговоры хоть с кем-то. В итоге вписался как влитой, и там произошла самая напряжённая сцена игры.
Возникли некоторые трудности на входе – Альтаира не хотели пускать – но герои их преодолели, и, рассосредоточившись по забегаловке, начали искать улики. И надираться. Силко удалось узнать, что Фрауд всегда выбирал одну и ту же проститутку – Силксонг, а Маркус разговаривал с Карлой Вонг – грозной женщиной, которая кажется тут была большой шишкой. Увы, он получил 6- на переговорах, и Карла, хоть и сказала, что Фрауд подрабатывал у них, а накануне взял нескольких её людей для сопровождения и пропал, не стала им говорить что под «Неоном» тайная мастерская последнего.
С помощью Элиона я подсказала героям другой путь: поговорить с местными дамами для удовольствий. Силксонг подкинула героям записку, чтобы, мол, кто-то из них уединился с ней. Силко принял предложение – так он узнал про тайную мастерскую, где Фрауд модифицировал импланты, оружие и транспортные средства ифритов. Иногда Фрауд позволял Силксонг помогать ему там, и дама искренне считала это проявлением любви. (Неважный спойлер: она ошибалась, но герои этого так и не узнали).
И так началась самая драматическая сцена в приключении. Силко позвал по комму Горо, и они вместе пошли исследовать тайную мастерскую. Вам тоже кажется, что это хреновая идея – тащиться в мастерскую маньяка-взрывателя только вдвоём? Да?
Силксонг открыла дверь ключом-карточкой; Горо с Силко вошли, но дверь захлопнулась у них за спиной. Механический голос толкнул небольшую речь, насколько слаба и ничтожна плоть, а в темноте зазвучало металлическое клацанье.
И нет, это были не просто роботы-уборщики. Это были дроны машины. За основу я вяла противника «Рам» из беты третей редакции, немного его ослабив; но он остался очень живучей опасной хренью, способной регенерировать за счёт пожирания металла вокруг себя. А ещё сражаться с ними пришлось в долбаной темноте. Нужно ли говорить, что через пару мгновений Силко звал на помощь по комму? И Маркус со словами «Я в туалет» пошёл искать героев?



Только вот Карла не такая уж и дура и что-то заподозрила, направившись к тайной мастерской. Вывалившиеся из прорезанной катаной двери Силко с Горо столкнулись с ней нос к носу, как и с прибежавшим на помощь Маркусом.
Дроны сзади, очень разозлённая Карла, размахивающая пушкой – спереди. А тут ещё кинетик, подумав, захотел пойти на помощь Маркусу, но головорезы в забегаловке достали пушки – такова были инструкции Карлы перед тем, как она ушла. Не дать странной компании бар.
В общем, разверзся хаос. И я в очередной раз вспомнила, почему я ЛЮБЛЮ ПбтА. Потому что эта система позволяет играть такие вот замесы очень непринуждённо. Не нужно бесконечно заглядывать в книгу насчёт каких-то правил, не нужно считать хиты. Просто плыви туда, куда тебя несёт нарратив. Быстро, весело, брутально. Особенно последнее: сначала Карла мстительно пристрелила Силксонг, потом её протез взорвался, потом Маркус раздавил дрона машины куском выпиленной Горо двери, потом драка переместилась в бар, где Элиона взяли в заложники. Ну, попробовали. Они познакомились сначала с ятаганами Альтаира, а потом с катаной Горо. Тут голова одного из бандитов взорвалась (это была реакция краха) – и они кинулись врассыпную. Покрытый кровью, своей и чужой, самурай кинулся за ними.

Он вернулся через десять минут, оставляя кровавые следы. Сказал бармену, спрятавшемуся под стойкой: «Налей что-нибудь». Бармен подчинился и упал в обморок. Горо Такемура залпом впил содержимое стакана. Одинокий самурай в залитом кровью баре.
И тут герои вспомнили, что Элиас снимал стрим на свой навороченный комм. «ТВАЮМАТЬ, нас что, стримят?». Я сказала им бросить кубики на удачу. Вышло, что да, Элиас не успел прервать стрим, когда его взяли в заложники.
Занавес.




Решив, что им терять нечего, герои собрали с бандитов лут и пошли продавать, а заодно зализывать раны. Особенно это нужно было Горо Такемуре – у него были все серьёзные состояния, кроме критического. Элиас, подрастерявший в жизнерадостности, перевёл им награду за спасение собственной жизни. Карманные деньги у брата олигарха водились хорошие, а потому Силко радостно понял, что теперь им хватит на свой корабль!
На «базе» они вспомнили, что им ещё нужно в космопорт. Я хотела сказать, что они опоздали, но потом плюнула и сказала – вы успеете, но впритык. Вытряхнув Горо из душа, а Силко – с дивана, они понеслись в космопорт. Там работник попробовал вымогать у них взятку за то чтобы отвезти в нужный ангар, но Маркус просто врезал ему по морде, прыгнул на нечто вроде машинки-тележки, на которых тут довозили до нужных ангаров, и понёсся. На тележку успели вспрыгнуть все остальные герои, кроме Силко (он вообще пошёл покупать корабль) и Элиаса. Они прибыли в ангар, обнаружив, что корабль всё ещё на месте… И как бы даже движки не разогревает. И как бы вообще обесточен. Они не стали пытаться открыть дверь, а сразу прорезали в ней дырку. Предчувствия их не обманули: на корабле была ещё пара дронов Машины, трупы бандитов, что сопровождали Фрауда, и трупы владельцев корабля. Это было очередной ловушкой Фрауда! Последователя Церкви Апокалипсиса, причём на свой лад – он хотел стать частью Машины и сам себя переделал в раэлита, после чего отправился в Монолик, чтобы заразить их особым вирусом, который стёр бы их разум и сделал пешками Фрауда.
Впрочем, этого герои так и не узнали. Посовещавшись, какой корабль они больше хотят – этот, мёртвого контрабандиста, или тот что купил Силко – и выбрали второе. Получили сообщение от Элиаса, который сказал, что разрулил ситуацию с работниками космопорта (заплатил им и соврал, что Маркус гнался за сбегающей с любовником женой), они позвонили ЛаКруа. Рассказали всё, что узнали о Фрауде, потребовали плату – и заявили, что не собираются больше заниматься этим делом. После чего отряхнули прах Цети со своих ног, свалив с планеты. The end первой серии.



Это действительно ощущалось как первая серия НФ-сериала, и если бы её сняли, она вышла бы достойной, хоть драка в баре сожрала б весь бюджет. Хоть, конечно, такое окончание вызвало бы вопросы у зрителей – как, они так и не встретились с Фраудом?
Да, не встретились. Не спасли Монолик. Маркус так и не раскрыл свою сущность раэлита. Написанный кусок приключения так и не был задействован. Грустно? Ну разве что самую малость: игра и так вышла красивой, а Фрауд всегда может вернуться в роли злодея. Даже ни разу не появившийся во плоти, он вышел весьма зловещим. Имидж совершенно обычного человека вкупе с его любовью к взрывающимся ловушкам сделал его реально похожим на Йошикаге Киру, причём совершенно ненамеренно.
Элион Сур стал противоположностью Фрауда: зарекомендовал себя придурком, но добродушным и весёлым. Пару раз помогал в расследовании, один раз побыл девицей в беде, в итоге хорошо профинансировал героев, особенно спасшего его от бандитов Альтаира. В итоге Альтаир подарил ему талисман, и теперь почувствует, если с Элиасом будет беда. Ещё одна прекрасная сюжетная зацепка.
Сюжетные зацепки мне нужны, ибо я понятия не имею, что будет дальше. Год, не меньше, водила готовые сюжеты, и тут вдруг решилась резко нырнуть в мир PbtA-импровизации. И, знаете, я уже забыла, как захватывающе это чувствуется. Трудно – но захватывающе. Всё, что мешало мне в DnD5, тут просто исчезает, и я чувствую, как будто сбросила с плеч тяжёлый ранец. Да, я НАСТОЛЬКО не люблю считать.
Иными словами – система работает отлично, как должна работать PbtA. Отдельное спасибо за интересные буклеты, практически каждый из которых тащит за собой сюжетную линию и подсказывает, что может быть в следующей серии. Единственную трудность составляли фейтообразные хиты противников, выраженные в гранях – игроки не понимали, по какому принципу рассчитывается урон, а я не слишком ловко манипулировала ими (гранями, не игроками). Тут нам однозначно надо больше тренироваться, что я надеюсь достичь на следующих сессиях.
Систему советую опробовать всем любителям даже нелюбителям PbtA. Несмотря на то, что третья редакция Граней – бета-версия, она совершенно играбельна, никаких поломов найдено не было. Приключение «Дело о пропавшем инженере» прилагаю. Как мне показалось, оно вышло неплохим, ибо там есть место и для социалки, и для боёвки, и оно легко прогибается под практически любой набор буклетов.
Всем таких же клёвых игр, как у нас получилась эта!



Дополнение: вторая серия тоже прошла успешно, хоть и менее драйвово, чем первая. А именно – герои приключались в Асуре, поясе астероидов с законами дикого запада, и задачей было перевести на СОВЕРШЕННО НЕ ПОДОЗРИТЕЛЬНУЮ станцию СОВЕРШЕННО НЕ ПОДОЗРИТЕЛЬНУЮ учёную. Всё обернулось встречей с шиноби из клана Ледяного Дракона. Примечательно тем, что герои избежали всех предполагавшихся драк, включая бой с пиратами, и оставили шиноби с носом и планом отомстить. Сейчас мне предстоит третья серия + два новых игрока. Что называется, I’m looking forward to it.


4 комментария

avatar
з.ы. Я ленивая задница и не вижу смысла заливать приключение отдельно на яндекс диск, чтоб кинуть ссылку сюда, ведь я уже закинула его вконтакт: vk.com/wall-214463944_228
avatar
Бард. Пардон, проститут. Пардон, компаньон.
Хорни бард, ясно. :)
Из аристократической семьи, но эта семья плотно завязла в тёмных делишках, и он выбрал наименее преступный путь.
Это ж насколько его семья завязла в тёмных делишках, если ЭТО сошло за наименее преступный путь… %)
avatar
Да это просто «Светлячок» какой-то! Очень здорово.
Он вернулся через десять минут, оставляя кровавые следы. Сказал бармену, спрятавшемуся под стойкой: «Налей что-нибудь». Бармен подчинился и упал в обморок. Горо Такемура залпом впил содержимое стакана. Одинокий самурай в залитом кровью баре.
Медленные аплодисменты.
avatar
Звучит здорово! Очень хорошо, что Вы позволяете игрокам творить всякое непотребство поступать по-своему, даже если это противоречит изначальной задумке, а задумку оставляете на потом) Не у каждого мастера хватает на это мудрости и выдержки. И вообще, звучит как хорошо продуманный детектив с неожиданными поворотами сюжета, вы молодец.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.