GURPS предрассудок

В этом посте я не скажу ничего нового для тех, кто знаком хорошо с GURPS, так как они прекрасно знают это правило в GURPS. Суть его проста. «Включай в игру только то, что нужно/хочется включить».

Предыстория

На форуме МРИ, тут в комментариях можно найти людей, которые считают, что в GURPS надо включить всё, что написано. Своеобразный подход как в D&D, который каким-то образом сложился так, что «если написано в книге правило, то оно с необходимостью должно быть выполнено». Понятное дело, что опытный игрок в D&D знает, что «не все правила системы полезны» для Вашей игры.

GURPS

В GURPS дело состоит немного по-другому. Почти каждое правило в GURPS носят характер опциональных, и применимы не везде. Скорее всего новичок будет удивлён, что изначально нет никаких правил по кровотечению, попаданию по разным частям тела и другим правилам — которые носят опциональный характер. Исторически сложилось мнение, что GURPS — это «система про реализм» (хотя существует целый набор кинематографических правил). Но правила можно добавлять, а можно и не добавлять в свою игру по системе GURPS в зависимости от того, что вы хотите от этой игры получить. Таким же образом вы можете настроить «лёгкость» системы включив или выключив какие-либо из правил, а также направленность «кинематографичность/реализм», использовать различные жанрове инструменты, которые с лихвой описаны в книгах дополнениях (фэнтэзи, ужасы, детективы и т.п. и т.д.).
Главными при чтении и игре в GURPS на мой взгляд для новичков, приходящих в эту систему является несколько советов:
Не старайтесь угнаться за всем и сразу. Многие правила (если включать все правила, не только те, которые отражают реализм в игре) будут противоречить сами себе в силу того, что направлены на отражение разных аспектов игры. Другие для будут сильно тормозить для вас игру в силу того, что всё не упомнить, нужна привычка применения правил, практика, понимание. Третьи просто не будут вписываться в ваши представления о «законах вселенной/жанра» игры, в которую вы играете по этой системе, и такое использование правил приведёт вас к выводу, что система не подходит под ваш мир из-за «крайней реалистичности», которую она предлагает (хотя это только опциональные правила, которые можно было не включать).
Не GURPS задаёт игру, в которую вы играете, а только вы (вы или ваша группа вместе с вами решать опять же только вам). Каждый раз, когда включаете или отключаете какие-либо правила, вы создаёте систему для себя самого. Собираете из готовых блоков структуру, по которой ваши персонажи будут идти. Таким образом только вы задаёте то, что вы хотите или не хотите видеть в игре, а не сама система.
Но вы спокойно можете менять объём и специфику правил используем в игре непосредственно во время самой игры, чтобы тем самым отразить некоторые драматические моменты. Принято считать, что правила способны только «губить драматизм» моментов, но порой вставленное правило по «Истеканию кровью от ран» может превратить момент в эпический драматический момент, за которым все игроки будут с внимательностью наблюдать.
К примеру, доползёт ли израненный после большой битвы с культистами Тёмного Бога Конан до рычага, который способен поднять обратно девушку обладающую целительной силой, которую заключили под замок в тюрьму ящик, постепенно спускающийся на металлической цепи в расщелину с лавой (сначала правил по истеканию кровью не было, но так как это прибавило бы драматизма, Мастер может их включить в этот же самый момент)?

Постарайтесь чётко понимать, во что вы хотите играть. Точное представление игры, в которую вы играете, людей которые сидят за игровым столом (если вы таковой используете), их ожиданий, ваших ожиданий даст вам хорошую почву для того, чтобы понимать какие правила вам нужны, а какие нет. Иными словами это даёт возможность качественно формализовать какую-либо ситуацию языком системы таким образом, чтобы она стройно вписывалась в ваше личное представление о вселенной, в которую вы играете, а не наоборот.
Эта же формализация правил предоставит вам хорошую почву для того, чтобы понять ожидания ваших игроков и решит множество «спорных вопросов» между вами по вселенной и правилам их работы.
К примеру, зомби — они быстре или медленные, люди все не толерантны к какой-либо группе других людей, либо наоборт, это фэнтэзи, где смерть близка и неотвратима или можно легко избавиться от эффектов ранений и последствий затяжных боёв и т.д. и т.п.

Не используйте правил, которые вы не понимаете. Старайтесь не тратить игровое время на то, чтобы вместе со всей группой попытаться разобраться в каком-либо правиле, которое вам показалось не очень понятным (чем порой грешу я).
  • Оторвитесь и не используйте. Меняйте правила так, как вам кажется, было бы удобно для всей вашей группы и для вас в частности.
  • Непонятное для вас правило запишите или сделайте пометку, а потом воспользуйтесь либо своей дедукцией и разберите правило в свободное от игры время вместе с группой, либо сайтом МРИ в соответствующем разделе (почти для каждой игры существует такой раздел, где вы можете спросить о непонятных для вас моментах)

Помните, что не GURPS выстраивает для вас мир, а вы, пользуясь этим инструментом, делаете свой мир. GURPS, в отличие от множества систем, которые вы видите на полке, не претендует на то, чтобы ограничить вас в правилах подхода к миру и предоставить всем стройную модель поведения конкретной отдельно взятой вселенной или целого жанра. То есть сама система не пытается реализовать что-то конкретное. Она лишь предлагает варианты решения формализации некоторых составляющих в игре. Вы это поймёте, читая в дальнейшем книги дополнения, о которых можно написать отдельный пост.
Одна и та же магия может быть разной от книги к книге, псионика варьироваться от того, что вы хотите видеть в своей игре. Реализации вселенной Star Wars фанатами по GURPS могут быть совершенно разными (как, например, спец. возможности Джедаев могут быть реализованы как Псионика или как Клирическая магия данная Светлой стороной силы (аналог Светлого Бога наделяющая соответственными возможностями своего приверженца)), так как они будут отражать для них вопрос «Как я себе представляю Звёздные Войны?» (надо отметить, что даже WotC по-разному из системы в систему по ЗВ представляли её в каждой новой редакции правил).
Не нравится смертельность оружия, но вы не хотите уходить от пущего реализма? Вы имеете массу инструментов, чтобы сделать это, так как система это позволяет. И так можно решить любой вопрос в системе, начиная от введения сложных правил, заканчивая обычным человеческим не формализованным в рамках системы правилом о том, что пистолет убивает только с двух точно положенных выстрела в живую цель для людей.

Добавил:
В комментариях также дали ещё один очень хороший совет, про который я совсем забыл: Читать обе книги Basic Set от и до не обязательно, чтобы начать играть. Наверное, и так ясно из предложения, что имеются в виду. Остаётся лишь только дополнить это тем, что Вам не обязательно читать именно Basic Set, чтобы начать игру. Достаточно будет взять какую-либо более облегчённую версию правил как GURPS Lite (32 страницы правил, распространяется бесплатно, можно найти на русском языке) или GURPS Ultra-Lite (1 страница правил (ещё одна страница посвящена авторам и способу сложения второй страницы в красивый буклетик)).

P.S. Если вы оставите в комментариях какие-либо замечания, то я постараюсь включить их сюда. :3

53 комментария

avatar
Лет 5 назад я очень хотел написать этот пост на gameforums, но поленился. ;)
avatar
Неужели про GURPS?
avatar
А про что ещё?
avatar
Не знаю. Я не думал, что Вы играете в GURPS. У меня сложилось впечатление о тотальном использование *W.
avatar
Особенно «лет 5 назад», ага.
avatar
Лет 5 назад в приоритете могли быть другие системы не-GURPS.
avatar
Согласен, если мастер внезапно включает правила по кровотечениям в самый неожиданный момент, это действительно очень драматичная ситуация.
avatar
Забывчивость игроков — гарантия неожиданных моментов.
avatar
А как может существовать этот предрассудок вообще, если просто для начала игры надо знаючи выбрать Tech Level и тщательно отфильтровать несколько рулбуков?
avatar
Это делается интуитивно, осознать не успеваешь.
avatar
Данный предрассудок существует за счёт того, что не фильтруют несколько «рулбуков», они включают каждое написанное правило. После того, как у них «не получается» их любимый мир, говорят, что GURPS не способна на реализацию их мира.
avatar
Черт его знает. Людей, которые 600 страниц бейсика не осилили и сдались, я знаю порядком. А таких, что начитались адского количества рулбуков, не справились и потом жалуются, ни разу не встречал.
avatar
Я! Я не осилил всего Бэйсика!
:D
avatar
Как говорится, мастер отличается от любителя тем, что знает, где схалтурить :)
avatar
Вот именно. Мало кто в самом деле будет систематически читать бейсик сет, кроме переводчиков.
avatar
Не обязательно читать вообще всё. Главное, просто не включать всё подряд, что читаешь.
Есть ещё вариант пробегать только по необходимым правилам, а не всем сразу, к примеру, если магия не нужна, то и не смотреть её вовсе.

Есть некоторые книги, которые читаешь от и до, потому что они дико интересные. У меня так было с Horror, Mysteries… практически все, которые рассказывали о жанрах.
avatar
Да я не про то. Ты говоришь, это широко распространённая проблема, чуть ли не одна из основных, когда народ понапихает всех возможных правил в игру, не справится, а потом жалуется. Так вот, я такого особо не встречал, кроме разве что игроков Нютцена.
обычно если кто нагребет себе миллион правил в игру, то прётся, а не жалуется.
avatar
Ну а какой тогда был смысл читать всё и сразу? Говорят же, что не обязательно для игры. К тому же сами авторы, возможно, осознавая сложность чтения 600 страниц, предлагают воспользоваться такими продуктами как GURPS Lite, Ultra-Lite.
Тут нет никаких проблем найти для себя комфортный объём правил.
avatar
Как об стенку горох, честное слово. «Нет никаких проблем найти комфортный уровень правил», или все-таки есть куча народу, для которой проблема найти для себя комфортный уровень правил, и ты объясняешь, как легко решить их проблему? Ты уж определись.
avatar
Эх, я прекрасно понял о чём ты говоришь. Да, ты встречал людей, которые не смогли прочесть 600 страниц и сдались. Но зачем тогда они вообще начинали, если не знали, что смогут? Не проще ли было не совершать эту ошибку «объять необъятное» и начать с малого?
Это не ошибка «понапихать сразу и всё», а попытка «угнаться за всем сразу».
Нет никакой необходимости читать все правила GURPS (все 600 страниц), чтобы более или менее играть. В этом нет никакой необходимости. Поэтому люди, которые не смогли, это люди, которые просто не хотели.

Если хочешь — найдёшь способ, не хочешь — отговорку.
avatar
Нет никакой необходимости читать все правила GURPS (все 600 страниц), чтобы более или менее играть. В этом нет никакой необходимости. Поэтому люди, которые не смогли, это люди, которые просто не хотели.

Если хочешь — найдёшь способ, не хочешь — отговорку.
Зашибись классная игра ;)
Я лично не дочитал, потому что безумно скучно. И картинок нет =3
avatar
Сочувствую. Ты пропустил огромное количество невероятно хорошей литературы, которое не имеет картинок.
avatar
В ролевых играх?
avatar
Да, что очень забавно. Ведь там много интересных, именно, литературных произведений как минимум.
avatar
Где? Без издевательств, хорошей литературы в ролевых играл я не встречал (нВоД к хорошей литературе не относится).
А Гурпс — ну да хорошие жанровые справочники есть. Как я уже говорил где-то, кому-то, я предпочитаю Cahmpions.
avatar
???????? ?? ???-?? ?? ????????? ???????? "??????????"?
? ?? ?????? ? ?????????????? ????????????? ??? ????.
avatar
Википедия — хороший вариант, но там же написано: «Чаще всего под литературой понимают художественную литературу, то есть литературу как вид искусства.»
В современном обществе говоря «литература» ты автоматически обращаешься к наиболее частому значению. А именно — к художественной литературе (=

Кстати, если ты просто приведешь примеры текстов, которые считаешь хорошей литературой, это будет полезнее, чем статья на Википедии.
avatar
Изначально хотелось привести V:tM, но почему нельзя их приводить не понял. Тогда Exalted? Или это тоже самое? Красивые описания миров, отличная подача истории мира. Хорошее начало для любой очень хорошей книги.

Но если размышлять в этом смысле, тогда ты пропускаешь мимо много художественной литературы, если твои принципы распространяются на книги не НРИ тематики, а также хороших учебников по массе предметов (хотя некоторые есть с картинками). НРИ вряд ли относится к литературе в этом плане.

В любом случае в GURPS есть картинки, значит ты читал не GURPS. :C
avatar
Просто на мой вкус что Вампиры, что Экзолтеды — безумная графомания. При том, что я сам нежно люблю шизофреничность Экзолтедов и поддержал их на кикстартере. У них перегруженные миры и регулярное дурновкусие (абиссалов вспомнить?).

«нет картинок» — стандартная жалоба на скучный текст.
avatar
Это «дурновкусее» дико популярно, почему-то. Поэтому я их понимаю. Иногда ты делаешь, что-то реально интересное, а в этот мир ты добавляешь то, что понравилось бы другим, чтобы привлечь внимание игроков. На практике они очень нравились многим моим игрокам за их «стиль».
Тем не менее эта их шизофрения одним из моих игроков считается некоторой «особенностью», которую никак нельзя «убирать» из игры, так как именно она даёт возможность мастеру «разгуляться» в некотором мире.

А базовые правила GURPS не призваны веселить. Весело использовать эти правила.
avatar
Картинки есть. Я гарантирую это!
avatar
Да, вот это ещё один прекрасный миф о том, что для игры по GURPS обязательно надо проштудировать бейсик от корки до корки. Люблю.
avatar
Да. Надо бы добавить. Спасибо.
avatar
Я тут, надо признаться, жертвам этого мифа сочуствую. Все-таки называть два здоровенных кирпича Basic Set это как-то чревато.
avatar
ГУРПС — это такая корова, от который опытный повар всегда сможет отрезать сочный стейк. Неопытный поварёнок рискует наесться говна ©

Обычная универсальная система, не хуже прочих. Напрягают только многочисленные попытки засунуть её всюду и неприятие других сисетм (потому что там нет подмодуля правил для ловли крокодилов на спиннинг). Но последнее вообще характерно для хардкорных ролевиков. Надеюсь, что сейчас станет полегче.
avatar
Порой GURPS куда лучше смотрится, чем оригинальная система к некоторому миру. И тут дело не во «впихнуть» куда угодно из-за правила «по ловле крокодилов на спиннинг». К примеру, многим очень нравится реализация Fallout под GURPS, а не оригинальный Fallout P'n'P.
avatar
Существует крайне невежественное ШРЗ про «специализированные системы полюбому лучше». Это было бы верно лишь «при прочих равных». В реальности же, очень много сеттингов идет в комплекте с крайне посредственной системой. Конверсия в качественную универсальную систему пошла бы им только на пользу.
avatar
Я на своей памяти не видел ни одного, кому нравился бы GURPS больше, чем PnP, когда речь идёт об олдовом и «правильном» Фолаче.
avatar
Мне. Олдовый Фолач заключается в сеттинге, а не в кривой механике.
avatar
Как так? Кривая механика — это как раз таки «суть пустошей»!
avatar
:D
avatar
Тебе не познать боль умирающего мира с хорошей механикой, журпсовик! Страдание — ключ к пониманию постапокалипсиса!
avatar
Кстати, в «правильный» Фолл надо играть не только по оригинальной системе, но абсолютно не допускается заменить д100 на два д10.
От такого страдает атмосфера за игровым столом и хуже видна суть!
avatar
Самого слабого игрока разрешается съесть или угнать в рабство.
avatar
Почему ты используешь «или»?
Самого слабого игрока можно угнать в рабство, а там уж — в зависимости от обстоятельств, можно и съесть.
avatar
Сделать из него Брэинбота!
avatar
Два чаю этому джентельмену.
Играла и по оригинальной системе, и по GURPS. Последний вариант для меня предпочтительней.

Так что — уже двоих ты видел. :)
avatar
Почему никто не понимает моего сарказма? Я же там даже кавычки поставил. :(
avatar
Потому что я вполне себе представляю людей, для которых Фолач без, скажем, системы АП — не Фолач.
avatar
Надо не кавычки, надо так:
(но, кстати, я знала двух совершенно прекрасных мастеров, которые действительно очень любили оригинальную систему и не хотели ее ни на что менять.)

avatar
(вспоминает то несравненное чувство в Fallout 2, когда «можно было упереть сопло огнемета какому-нибудь негодяю в пупок, нажать на спуск и промахнуться, потеряв остатки топлива и всех стоящих рядом союзников»)
avatar
Обычная универсальная система, не хуже прочих. Напрягают только многочисленные попытки засунуть её всюду и неприятие других сисетм
Ээ. Но универсальные системы для того и создаются, чтобы пихать их всюду и заменять другие системы на них 8).

Надеюсь, что сейчас станет полегче.
Не надейся ;)
avatar
Надеюсь, что сейчас станет полегче.
Нет. теперь кроме GURPS везде будут предлагать ещё и *W.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.