«Как водить настольные ролевые игры»: сюрприз из ящика пандоры

Книжку «Как водить настольные ролевые игры» я поддержала на CrowdRepublic ещё в ноябре, если мне изменяет память. Она должна была быть готова к новому году – но, как водится, возникли сложности, и она издалась только в апреле. Ещё и за доставку пришлось платить отдельно, потому что PandoraBox не использует доставку Crowd-а. Это была неприятная, но не сказать, что очень сильно, мелочь.



И вот я держу книжку в руках. Пардон, не книжку, а «десятки лет игрового опыта». Книга представляет собой сборник статей от опытных ведущих и геймдизайнеров. Нет, Мэтт Мёрсер тут только на обложке – его статьи к сожалению в книге нет. Зато есть статья Кейта Бейкера, автора «Эберрона», и Эда Гринвуда, одного из создателей «Забытых Королевств». Надо заметить, наличие статьи Бейкера стало одним из факторов, которые сподвигли меня заказать книгу: знакомая фамилия, и сеттинг мне его очень нравится.

А что же под обложкой?

Первое, что бросится в глаза – иллюстраций внутри почти нет. Только одинокий чёрно-белый ящеролюд за ширмой мастера с надписью «ведущий» на футболке, который будет повторяться несколько раз – в начале каждого раздела. Это компенсируется содержательностью статей.

Впрочем, сначала я ощущала лишь разочарование. Но давайте не забегать вперёд.

Я тут упомянула про разделы. Их в книге четыре: «Узнайте своих игроков», «Подготовка к игре», «Ход игры», «Между игровыми сессиями». Довольно-таки логичный порядок, на мой взгляд. В каждой по несколько статей; правда, последний раздел совсем короткий – там только две статьи. После каждой статье небольшая врезка со сведениями об авторе.

Итак, начнём, по заветам короля из «Алисы в стране чудес», с начала.



Узнайте своих игроков:

  • «Помогаем игрокам проявить себя», Дэн Кларк. Опытный игрок, музыкант, программист, чемпион мира по ДМингу, любитель «Пасфайндера» и котят. Общие указания, как дать игрокам почувствовать себя крутыми: не требовать бросков кубиков на тривиальные задачи, красочно описывать успехи и провалы, вплетать прошлое персонажа в сюжет. Неплохо, хоть ничего особо нового нет. 5/10.
  • «Играем? Как провести игру, интересную всем», Аманда Хамон-Кунц. Геймдизайнер, замешана в разработке «Старфайндера» и «Пасфайндера». Если коротко, статья о том, что не нужно на игре унижать геев и шутить про изнасилования. Вроде и дело говорит, но потикорректность в последнее время даже меня начала задалбывать (когда потребовала любить трансов и аутистов), а потому мне совсем не понравилось. 3/10.
  • «Проведение игр для детей», RpgGamerDad. Гордый отец и ДМ для собственных детей. Советы даёт дельные. А ещё у него есть подкаст на rpggamerdad.wordpress.com, посвящённый играм для всей семьи. 7/10.
  • ! Насчёт игр с детьми, кстати, есть неплохие статьи на имажинарии и окрестностях.

  • «Поощряем инициативу», Шанна Гермейн. Писательница, редакторка, авторка игр. Работала над «Нуменерой». Статья посвящена тому, как расшевелить стеснительных игроков: давать спотлайт, награждать за инициативу, просить других игроков помочь, наконец поговорить с самим игроком, если уж ничего не помогает. 7/10.
  • «Те, кто собрался за столом», Фрэнк Ментцер. Легенда, писал ДнД вместе с Гэри Гигаксом. Тем не менее, его статья очень общая – какие типы игроков бывают, когда ведущему лучше пойти на встречу игрокам и так далее – и лучше бы её не в конец, а в начало раздела. 7/10.

Да, изучение игроков закончено, начинается другой этап.



Подготовка к игре:

  • «Советы начинающим ведущим», Дэн Диллон. Игрок, ДМ, стал ролевиком случайно. Даёт общие советы – читай книгу правил, общайся с игроками, вовлекай их в сюжет и прочая. Я не начинающий мастер, а потому на ней начала скучать. 6/10.
  • «Советы для ведущих со стажем», Майкл Э. Ши. Автор книги «Ленивый мастер», хозяин сайта slyflourish.com (может кому-то будет интересно), писал приключения для известных компаний. Имеет лютоволка по имени Джебу. Так что на самом деле он наверное Старк, а не Ши. Советы в основном – не замыкайся в одном стиле и одной системе, развивайся, борись с выгоранием. И снова – всё по делу, но скучновато. 5/10. Моя скука усилилась. Но тут…
  • «Четыре этапа планирования кампании», Моника Валентинелли. Снова писательница, редакторка, разработчица игр. К сожалению, не сказан, каких, но принимала участие в создании легендарного сериала «Светлячок». Её сайт – www.booksofm.com. А теперь об интересном: эта статья меня разбудила, потому что описывала, как создать компанию, не сажая игроков на рельсы, но вместе с тем не полагаясь полностью на импровизацию. Я не буду подробно расписывать, как она предлагает строить сюжет, рисуя его в виде паутины (посвящу этому отельную статью) – скажу только, что мне это показалось неплохим способом создать сюжет длинной компании, но для короткого модуля слишком громоздко. Также не хватало конкретных примеров применения «паутины» на практике. Но в целом – интересно. 9/10.
  • «Тема любви в НРИ», Джеймс Джейкобс. Креативный директор «Пайзо Инк». Отвечает за ту часть в приключениях, что связана с романтическими отношениями. Учитывая, что прописал в качестве потенциальной возлюбленной персонажа игрока суккуба – возможно, именно он создал Арушалай. Как, не знаете, кто это? Срочно играть в «Гнев праведных», русскую игру, сделанную по официальной компании пасфайндера.
  • О чём бишь я? А, о романах. Откровений от советов не ждите, но они дельные: если есть намёки на романтику хоть между персонажем игрока и неписем, хоть между двумя персонажами игрока, сразу обговорите, насколько подробно будет описываться секс, если до него дойдёт. И не делайте из возлюбленных вечных девиц в беде, тем более не убивайте их, пусть наоборот отношения будут давать герою какие-то преимущества, а не создавать проблемы. Как мне кажется, это самый важный совет. 8/10.
«Импровизация в игре», Брэндон Ходж. Любитель хоррор-приключений и писатель их же. Отлично и с юмором написанная статья, которую можно было бы озаглавить «Как написать приключение за полчаса» – процесс расписан по минутам. Очень понравились зацепки, которые автор привёл в пример: например, ваш знакомый кузнец начинает говорить на каким-то инфернальном языке непонятные вещи. Думаю, я посвящу этой главе отдельную статью. 10/10.
«Приключение на одну игровую сессию», Кейт Бейкер. Йееей тот самый Бейкер! Который придумал Эберрон с его подменышами! Хмм, если мне очень нравятся подменыши, значит ли это что я в душе агендерный трансгендер? Ладно, об этом на тумблере спрошу. Бейкер предлагает несколько тем для коротких сюжетов – работа которую нужно выполнить за короткий срок любой ценой, ограбление, расследование, выживание. Но главное, говорит он, создать устойчивую мотивацию для персонажа участвовать в этом приключении. Тут он предлагает мастеру либо дать уже готовых персонажей с мотивацией и связями с другими персонажами, либо потребовать от игроков прописать эту мотивацию самим. Вот так. Хорошая, годная статья. 9/10.
«Повышаем вовлечённость игроков», Лилиан Каэн-Мур. Редактор и ещё одна любительница ужастиков. Не отметилась участием в написании игр и приключений к ним, но советы даёт дельные: используйте все крючки предыстории, какие есть у персонажей игроков, и ни в коем случае не убивайте родных персонажей. А ещё узнайте, чего хотят ваши игроки – не самая лёгкая штука, если честно… 8/10.




Хей, с подготовкой закончили, начинаем непосредственно игру.

  • «Знание правил и ведение игры», Билл Уэбб. Инженер, любитель лягушек, когда-то работал с Гэри Гигаксом, создатель игр не известных в России. Пишет о том, что ведущему, с одной стороны, правила нужно знать, с другой – опираться на здравый смысл, придумывая рулинги в ситуациях, когда правила работают плохо. Например, не заявлять, что хилый волшебник не может раздавить паука потому что у него маленькая сила. 7/10.
  • «Искусство театральной игры», Стефан Покорны. Театру все возрасты покорны, да? Создатель компании по производству 3Д ландшафта для ДнДшных игр. И любитель стиля игры, когда ведущий переодевается в костюмы, меняет голоса когда говорит за разных неписей, свитки с подсказками и картами – это реально свитки, которые выдаются игрокам. Хоть я и не любитель театральщины, но некоторые советы довольно милые. 7/10.
  • «Смех, телефоны и факторы, отвлекающие от серьёзной игры», Клинтон дж. Бумер. Полубог в компании для 4-6 персонажей седьмого уровня. Не спрашивайте, что это значит. Главное, что он говорит в статье – смех во время серьёзных моментов нормален. Когда игроки напряжены, они непроизвольно пытаются это напряжение снять. А вот если они тупо пялятся в смартфоны – это хуже, это нужно отдельно обговаривать, но только когда это начнёт действительно мешать игре. Неплохая статья. 7/10. Но следующая лучше.
  • «Да катись оно! Что делать, если всё идёт не по плану?», Стив Кенсон. Автор издательства Green Ronin, того самого, которое создало Dragon AGE RPG. Сайт – stevekenson.com, если кто захочет познакомиться с автором поближе. В статье советы, как вернуть игроков на рельсы, если они с них сошли, незаметно для самих игроков. Или точнее как подкидывать им зацепки для квестов, чтобы это не выглядело как обязаловка. 8/10.
  • «То густо, то пусто. Как водить большие группы или одного игрока», Эд Гринвуд. ТОТ САМЫЙ Эд Гринвуд!!! Папочка «Забытых Королевств»! Статья именно о том, что написано в заголовке. Основной посыл – ищите тему, которая интересна всем игрокам (когда игроков много) или твоему единственному игроку (когда вы вдвоём). Когда игроков много, предлагается их грузить событиями, а когда игрок один – сконцентрироваться на теме, которая ему/ей интересна, и дать ей/ему в помощники непися, который по характеру будет во многом противоположен единственному герою. Эд Гринвуд отмечает, что для одиночных игр отлично годятся сюжеты про суперагентов, неважно в каком сеттинге. 9/10.
  • «Миниатюры в сторону! Как добиться более плавного течения игры», Вольфганг Баур. Геймдизайнер, любитель Равенлофта и Мидгарда, и писатель кампаний под последний. А ещё он папа всех тифлингов – именно он когда-то придумал эту расу для Планшафта. Описывает плюсы и минусы отказала от миниатюр и полей в клеточку в пользу «театра разума» – устного описания поля боя. Сам он явно предпочитает второй подход. Я в принципе тоже. 10/10.
  • «Снова наладить дела», Стив Винтер. Участвовал в создании классических сеттингов под АДнД, в том числе Грейхока и Аль-Квадима, а также в написании кампаний под пятёрку. В статье он рассказывает, как вывести зашедшую в тупик игру из этого тупика: перечислены самые частые проблемы и их решения. 8/10.



Заключительный раздел книги Между партиями самый короткий и посвящён таким проблемам как:

  • «Разбираемся с ТПК. Как спасти персонажей игроков, кампанию и репутацию», Девид «Зеб» Кук. Несостоявшийся палеонтолог, состоявшийся геймдизайнер. Участвовал в создании классических сеттигов, в том числе и Планшафта; сейчас участвует в создании ММОРПГ «Древние свитки онлайн» (квесты там, кстати, довольно интересные). Пишет о причинах, по которым может случиться ТПК, особо говоря о том, что мастер ни в коем случае не должен использовать оное как наказание, и о том, что делать дальше. Есть варианты «отыграть всё назад» (если пати легла из-за ошибки мастера), так и дать игрокам роли союзников умерших персонажей, которые будут пытаться найти тела основных персонажей и воскресить их, сделать героев пленниками антагонистов (конечно, с возможностью сбежать), или даже продолжить приключения на том свете. Дельная статья. 9/10.
  • «Смена перспективы», Кевин Калп. Геймдизайнер, правда его игры (опять) в России неизвестны. Пишет о такой интересной проблеме, как повествование во время ролевой игры не о том, что происходит непосредственно с персонажами: например, «врезка» о чем-то, что случилось далеко от них, о чём они не знают и знать не могут, или видение, или вещий сон. Приёмы эти вряд ли будешь использовать часто, но они способны разнообразить игру. 8/10.

На этой интересной ноте книжка заканчивается.

Что сказать? Среди статей были как очень дельные, так и те, которые ничего нового мне не дали. К счастью, первых больше. Мой личный топ это «Импровизация в игре», «Четыре этапа планирования компании» и «Миниатюры в сторону» – их советы я намереваюсь использовать на практике. Думаю, у других читателей рейтинг будет свой.

Немного портит впечатление оформление книги. О том, что рисунки почти отсутствуют, я уже говорила. Мои редакторские глаза поймали три опечатки, но в принципе переживабельно. Сокращения «ПИ» (персонажи игроков) и «ПВ» (персонажи ведущего) резали глаз. Но больше всего резала глаз транслитерация названий ролевых игр. Вместо того, чтобы написать «АДнД» или AD&D, там почему-то пишут «А дэ енд Дэ (AD&D)». Даже «Dungeons and dragons» написано не как «Драконы и подземелья», а «Дэнжонс энд Дрэгонс (Dungeons and dragons)». В то время как другие названия – Пасфайндер, Старфайндер, Равенлофт – написаны нормально. Вот серьёзно, зачем эта унылая транслитерация, да ещё с указанием английского названия в скобках?

Но в целом, книга стоила своих денег. Я настолько вдохновилась, что хочу заказать книжки из той же серии «Как создавать собственные миры» и «Как создавать сюжеты и кампании»… В конце концов, я же не трачусь на шмотки, так хоть книжками себя порадую!

8 комментариев

avatar
Эх, теперь немного жалею, что не вписался в крауд-кампанию в своё время. Опасался, что будет слишком много статей в стиле капитана Очевидность или просто уже знакомого.
Вот серьёзно, зачем эта унылая транслитерация, да ещё с указанием английского названия в скобках?
Ммм, вайб переводов 90-х))
avatar
Стать от кэпа есть, но есть и очень годные.
Книжку и сейчас можно заказать на сайте тридевятого.
avatar
Знаю, но сейчас уже далеко не в приоритете. На книги про создание сюжетов и миров тоже было бы интересно увидеть обзоры. Но больше всего на создание карт в стиле фэнтези, хотя тут у меня руки-крюки)
avatar
Эту я покупать не стала, потому что рисовать не умею. На что она мне? )
avatar
Ну, не знаю… научится?) Вроде она позиционируется как книга для начинающих. Возможно там не только непосредственно про рисование но и как в принципе создавать ощущение реалистичности карты. А то некоторые мастера, может, прогуливали школьную географию)
avatar
Спасибо за обзор!

Буду очень рад почитать и отдельные статьи.
avatar
Спасибо, отличныый обзор!
Соглашусь, слишком часто подобная литература либо представляет собой сборник цитат КО, либо просто налита водой под завязку — поэтому я не большой фанат читать книжки по гмству. Как здорово, что ты осилила всё и проставила аннотации и отметки на наиболее интересных главах. Снимаю шляпу.
avatar
Спасибо за обзор, очень интересно.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.