Кое-что о магии

Их новые ружья
могут разить наповал,
но в их очагах не тлеет полынь-трава,
никто не помнит обрядов,
не знает старого колдовства.
Поэтому тот, кто пришел за мной
рисковал.


Дана Сидерос.

Вот с такой лирической ноты я и начну.

Я очень люблю магов, как игровой класс, как социальную группу и как один из столпов фантастики.За годы моей практики как ДМа, я потратил десятки часов на составление и продумывание магической системы, оцифровки, де-цифровки, введение и исключении нарративности, прописание сотен заклятий и десятков ритуалов.
Как же жаль, что делал это зря. Зато процесс был хорош.

Во-первых баланс, который я не признаю. (идея, что можно ставить на одну черту человека с мечом (по сути — та же обезьяна с палкой) и существо одним взмахом руки вызывающее пламя мне всегда казалась греховно-кощунственной).
Во-вторых — бездна идей. В третьих — ненависть к тому, как это было реализовано в иных системах и сеттингах (уверен, есть хорошие представители).

Не так давно, я собирался написать небольшой гайд по магии, как я её вижу и какой она будет в моих ролевках. Цели было три:

Во-первых — колдовство – страшное, опасное и очень сложное занятие. Далеко не каждый, даже из тех, кто рвется к власти любыми методами, решится на него. Магия требует от человека больших жертв, а зачастую – самой человечности.
Во-вторых – в создании магической системы я опирался, как это ни смешно, на исторические источники, стараясь максимально приблизить колдовство в игре, к тому, как его понимали и представляли столетия назад.

В-третьих – показать, что ворожба – это не просто набор способностей для персонажа игрока или НПС, это многогранный источник, позволяющее использовать книгу и как источник для приключения, и для создания неожиданной ситуации или необычного НПС.

Стоит ли говорить, что у меня не вышло? Я написал 8 страниц и бросил, ибо вновь осознал, что дело это бесперспективное.

Потому как:
1) что бы выполнить пункты 1 и 2 нужно написать текст сравнимый с серьезной книгой. Например с изумительной книжкой Дж. Л. Киттреджа «Колдовство в средние века: Подлинная история магии».
2) А что бы выполнить третий пункт нужно понять «зачем?». Ради себя мне делать это не нужно — моя способность к импровизации не раз меня выручала. Для своих игроков — тоже, эти сволочи, не могут оценить прорву труда. Для некого читателя — бессмысленно, магия не привязана к системе и как абстрактная информаия мало кого заинтересует.

Посему, просто расскажу как оно у нас будет в моем Тёмном Фентези.
С учетом того, что вожу я по легким домашним системам, механика проста до идиотизма, посему и описывать её не буду. Я упоминал о ней тут.
Итак, заклятья прописаны для миров, в которых магию творят по средствам совершения обрядов. Когда колдун хочет сотворить заклинание, он сперва совершает обряд, используя компоненты и заговоры, после чего (при успешном завершении обряда, разумеется), он способен проявить само заклятие.

А если совсем уж просто: сперва чернокнижник проводит обряд «Слепоты», распевая заговоры, протыкает иглой своё глазное яблоко. Если он выдержал это и не сбился, то иглу можно вытащить и глазное яблоко придет в норму. Теперь, в любой момент, произнося краткую волшебную фразу, черный маг способен заставить ослепнуть свою жертву. Если же, черный маг сбился, то формула заклятья не будет иметь силы. Ах, да, еще у него в глазу останется игла…


А описания заклятий в рулбуке будут вот в таком виде:
«насылать мороки», «создавать голема», «видеть прошлое», «вызывать дождь», «пугать до смерти нежить».

А ритуалы будут ответствующие, идиотически-ужасные: поедание жучков и человеческой плоти, самобичевание, использование слёз вдов и ногтей покойника, медитация на углях и прочие радости.

И знаете что? Я приучу игроков к тому, что маг-это не походная артиллерия и не «чувак, который нас бафает», а очень очень неоднородный персонаж.

Ну вот так.
P.S. Никогда не пишите постов вместе с виски! Очень уж сумбурно получается.

P.P.S. Точка зрения автора, может не совпадать с точкой зрения автора.

20 комментариев

avatar
Мне кажется, тебе будет приятно и полезно заглянуть в Lamentations of the Flame Princess Weird Fantasy Role-Playing, а также какие-нибудь публикации по Глоранте, например, раздел по магии в грядущем The Guide to Glorantha.
avatar
Халвард, зачем, ну зачем каждый раз, когда сюда пишет очередной восторженный своим открытием человек «я придумал не так, как в D&D!!11», — ты скучным голосом сообщаешь ему названия систем и сеттингов, где это все уже было?
Отнимать у людей радость грешно.
avatar
Так в посте выше вроде нет ничего, убивающего радость. Указание на неоригинальность? Автор, вроде, как раз жаловался, что желаемое делать — нужны большие силы и не факт, что будет оценено. Как раз знакомство с уже реализованными аналогами — благо, потому что позволяет сократить труды, за счёт… кхм… творческого переосмысления чужих идей, как подсказывает мне голос кого-то красного и рогатого с плеча.
avatar
1. Я считаю, что делиться с людьми знанием — всегда благо. (Да, бесхитростный простец милее Господу, чем самый высокоучёный теолог, но всё же).
2. Знакомство с уже имеющимся только поможет восторженному автору создать что-то действительно новое и ценное, не растратив себя на изобретение велосипедов, дающее лишь мимолётную и обманчивую радость.
3. В данном случае я указываю не столько на «где это всё уже было», сколько на «где есть шаги в схожем направлении, которые можно плодотворно объединить с твоими собственными идеямм». Тем более, что ОП не готовую сисетму тут вывесил, а явно находится в поиске.
4. Голос у меня не скучный, не надо.
avatar
Помнится, у покойного Трахтенберга была передача на радио про анекдоты, где он отгадывал концовку анекдотов рассказанных радиослушателями в эфире. Было очень забавно.
Как-то мне это напомнило данные сообщения. :3
avatar
Кстати, позвольте мне парочку вопросов: 1. если я напишу нечто подобное, сообщите ли Вы мне название системы, в которой это уже реализовано? 2. а почему, собственно, «Халвард»?
avatar
2. а почему, собственно, «Халвард»?
Сначала ты работаешь на свой ник, а потом он работает против тебя.
avatar
Можем попробовать. Зачем же нужен коллективный разум, если он не отвечает на вопросы?
avatar
А ритуалы будут ответствующие, идиотически-ужасные
В тему магии неудобной, опасной, с недружественным и неинтуивно понятным пользователю интерфейсом еще можно посмотреть CoC. Не который Corruptions of Champions, а который Call of Cthulhu.
что маг-это не походная артиллерия и не «чувак, который нас бафает», а очень очень неоднородный персонаж.
Там неоднородность и особенность спеллкастеров замечательно отражена. Она впрочем замечательно отражена еще во многих сисетмах и сеттингах. Начиная от Нвода с Арс Магикой и заканчивая каким-нибудь Sorcerer'ом или Вахой. Т.е. в этих системах маги конечно тоже могут быть походной артиллерией и наделять своих подчиненных толикой своего могущества, но с нюансами.
Я приучу игроков к тому
А для этого есть какие-то предпосылки? Игроки ущемляют права фуллкастера и относятся к нему потребительски, забывая о том, что маг тоже человек?
Или просто решили попробовать иной формат игры, где магия — реально таинственная и опасная штука? Опасная не столько для других, сколько для самого форсюзера.
avatar
Кстати ради вдохновения еще рекомендую заглянуть в Kult RPG — там авторы абсолютно теми же самыми предпосылками руководствовались )
avatar
Во-первых баланс, который я не признаю. (идея, что можно ставить на одну черту человека с мечом (по сути — та же обезьяна с палкой) и существо одним взмахом руки вызывающее пламя мне всегда казалась греховно-кощунственной).
Меня всегда удивляли люди, утверждающие такое. Баланс — это не значит, что мужик с железным дрыном будет настолько же силен, как и мужик с Дрыном из Груши Разумной, творящий фаерболы. Баланс — это немного другое.
avatar
Баланс означает, что если в мире типичные волшебники очень круты, то в партии скорее всего Ринсвинд, или в лучшем случае Шмендрик. А если в партии настоящий маг, который может сдвинуть горы, то партийный файтер, скорее всего, прямо-таки супергерой. Или вождь несметных толп варваров. Или подрабатывает, держа небесный свод.
avatar
Это уже ближе, но не обязательно. В частности, если магия не применяется по щелчку пальцев, то парень с дрыном может помочь, пока колдун собирает у последней из своего рода эльфийки-девственницы-альбиноса кровь (и не спрашиваете, какую). Хотя это грубый вариант, есть и потоньше.
avatar
В общем случае такое решение считается низкоиграбельным — в то время, как воину нужно принимать много решений и делать интересные вещи, игрок мага скучает. Сам маг, несомненно, очень занят. но его игрок — нет.
avatar
Как я уже говорил, вариант грубый. ИМХО, в нМТ сделано поинтереснее. Маг, возможно, сильнее вампира, но не то, чтобы безнадежно и это убивало игру для обоих партийцев.
avatar
В плане баланса кастеров и некастеров мне The Riddle of Steel нравится. Неудачно откидал кастовалку и потерял несколько лет жизни. Да, маг вполне может быть круче простого смертного, но очень невесело играть пятидесятилетним персонажем, который родился двадцать лет назад.
avatar
И сильно он теряет в атрибутах или ещё в чём при старении?
avatar
After the age of 40 each character must roll on Table 5.8 once a year. Aging rolls are Tests of HT, but the Target Number varies with the character's age. Each success on this HT roll reduces the number of points lost from amongst the 10 Temporal and Mental Attributes. Table 5.9 sets forth the quantity of points lost from these traits. Each point is individually subtracted from a randomly selected trait (roll 1d10, where 1=ST, 2=AG, 3=T0, 6=WP, 10=Per, etc… ). If the same trait is re-rolled more than once the points lost are cumulative. When any Attribute finally reaches 0 due to aging, that character passes away from age or disease.
avatar
Довольно заметно. Игроку мага придётся часто менять персонажей :)
avatar
Там дайспул кастовалки делится на две части: успех кастовалки и защита от старения. Если не хочешь стареть, то кастуй осторожно, что означает слабые заклинания с сильной страховкой и низкой, но раздражающей вероятностью провала.

И да, «несколько лет» я для красного словца вставил. На самом деле потерять целый год и более там надо постараться. Но вот полгода за один каст — это вполне реально.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.