Мир Тьмы: гайд по Новому Орлеану
Когда я писала этот гайд, моей основной целью было облегчить жизнь игроков, которым генериться для игры по Новому Орлеану, и ведущему, который хочет по всему этому водить. Чтобы им не приходилось судорожно листать вики, выясняя, чем Байуотер отличается от Мид-Сити, где расположен самый престижный университет и так далее. Я не пыталась описать структуру общества того или иного вида супернатуралов, обитающих в городе. Хоть затеялось это описание ради вождения по Гайстам, все мои дополнения, касающиеся сомнов в этом городе, в этом посту я удалила, потому что они были откровенно лишние и выглядели глупо. Осталось лишь перечисление самых крупных кладбищ в каждом районе. Это такая шпаргалка для тех, кто хочет избрать местом действия Новый Орлеан — а он того стоит, поверьте — чтобы им не приходилось, как мне, пару недель выискивать интересующую их информацию в интернете.
Примечание: я знаю, что Новый Орлеан описан в книге «Вампир: Реквием». Просто он описан откровенно паршиво: только центр и пара прилегаюших районов, и карта только центра.
Примечение два: я знаю о существовании книги «Новый Орлеан: город проклятых», но её у меня нет, и куда дешевле было написать шпаргалку самой, нежели переводить книгу. Тем более что я собираюсь водить по Гайстам, а та книга посвящена вампирам, судя по всему, и потому тамошние зацепки историей не годятся.
Общие сведения
Историю Нового Орлеана с датами и цифрами вы можете прочитать в той же википедии; тут я перечислю ключевые моменты.
Местность, на которой был построен город, раньше была землёй индейцев племени Натчез. И была она угадайте чем для них? Правильно! Кладбищем. Неплохое начало для самого мистического города штатов. Сам натчезы не были няшками и практиковали человеческие жертвоприношения, но вскоре сами стали жертвами цивилизации – колонисты, расширяя хону влияния, схлестнулись с индейцами, большинство перебили, а оставшихся загнали в резервации, где они, ввиду своей немногочисленности, смешались с другими племенами.
«Нувель Орлеан» был воздвигнут французами в 1680-м, причём на строительство подрядили в основном преступников. Мол, искупите свою грехи тяжким трудом. Так что первыми горожанами стали каторжники. Строгостью нравов они не отличались, а потому проституция, наркомания и прочая веселуха расцвела в Новом Орлеане пышным цветом, чему способствовало положение как крупного торгового порта. Вокруг расцветали сахарные и хлопковые плантации, для работы на которых в Новый Орлеан привозили сотни рабов. Будучи центром работорговли, город, как это ни парадоксально, стал тем, где было больше всего свободных чёрных. Да и чёрных вообще: до урагана Катрина его вообще было больше половины, сейчас – около трети. Подобное «разноцветие» служило и служит до сих пор причиной межрасовых конфликтов, но в то же время именно в Новом Орлеане «чёрная» и «белая» культуры по-настоящему смешались, внеся вклад в культуру мировую (джаз и родственные стили музыки, креольская кухня). Судьба города и жизнь в нём простотой не отличались: болезни, наводнения, тёрки чёрных и белых, захват Испанией, возвращение под власть Франции, продажа колонии штатам, гражданская война, где Новый Орлеан – конечно же – выступал на стороне Конфедерации – и проигрыш в ней… Потом будет расцвет мафии и наркоторговли, рождение джаза, и, наконец, ураган Катрина, который был в 2005 году и из-за которого Новый Орлеан пережил небольшой апокалипсис.
А у мест с непростой судьбой всегда есть романтический ореол, который притягивает творческие задумки, как огонь – бабочек.
Атмосферные элементы
Болота. Они просто окружают Новый Орлеан, поросшие вековыми деревьями и населённые крокодилами. По ним можно плавать на лёгких лодках, добираясь до уединённых островов в глубине. В старые времена тёмными ночами темнокожие собирались там и проводили обряды вуду с плясками и жертвоприношением чёрных петухов. Там прятались контрабандисты и беглецы. Там бродил ругару – оборотень, имевший вид человека с головой волка или собаки (а иногда химеры: человек-цыплёнок, человек-свинья, человек-козёл). Там водились аллигаторы, которым так удобно скармливать трупы (чем и занималась мафия). Аллигаторы там водятся до сих пор: особенно любят маршруты туристических экскурсий. Нет, не потому что им нравится вкус туристов, а потому что туристы и экскурсоводы кормят их сосисками и прочей вкусняшкой. Так что такие аллигаторы толстые и добрые – по словам экскурсоводов, не тронут даже если турист в воду упадёт. Но вот аллигаторы в чащобах вряд ли такие няшки.
Болота Манчак. Новый Орлеан стоит на южном берегу озера Порчартрейн, а на западном берегу лежат болота Манчак. Слава у них самая дурная: говорят, сотню лет назад колдунью вуду, Джулию Вайс, держали пленницей на одной из болотных деревень. В гневе она прокляла те места. И точно: потоп вскоре уничтожил деревни на болоте Манчак. Говорят, там бродят призраки и оборотни-ругару. Но это говорят, а вот факты: компания, которая купила эти болота и пыталась осушить, не добилась результата. Более того, потоп и ураган уничтожил лагерь рабочих. Иногда на поверхность болота всплывают тела тех, кто потонул в нём несколько лет назад. Некоторые из них были идентифицированы как жертвы мафии: похоже, мафия использовала Манчак как удобное место для избавления от трупов. И это ещё не упоминаем аллигаторов, которые тут весьма голодные.
Креолы и каджуны. (как меня поправил untitled) Слово «креол» в Луизиане означало, грубо говоря, потомка колонистов-не англичан (в основном-- испанцев и французов). Иногда в это число попадали мулаты — незаконные дети, которые рождались у темнокожих рабынь от белых господ (или, реже, наоборот, но это считалось куда более позорным). Полноправными наследниками они становились редко, однако в Новом Орлеане родители заботились о том, чтобы дать им образование и кое-какое наследство. В высших кругах было модно иметь темнокожих любовниц даже при наличии законной жены. Понятное дело, «муженёк» должен был содержать любовницу. Положение полкровок в обществе было сложным: они были свободными и образованными людьми, у которых было больше общего с их белыми родителями, чем с чёрными слугами. Когда, после поражения в гражданской войне, все, в ком была хоть капля чёрной крови, на уровне закона были приравнены к неграм, то они почувствовали себя примерно как породистые болонки, отправленные в стаю уличных псов. Сейчас понятие «креолы» ушло в прошлое, от него осталась в основном «креольская кухня», в которой кулинарные традиции Франции смешиваются с испанскими и африканскими.
Ещё одни обитатели Нового Орлеана, а, точнее, его сельских пригородов – каджуны: потомки жителей французских колоний на юго-западе Канады, куда их в Луизиану депортировали англичане, когда захватили эти самые колонии. Живут в основном в изолированных деревеньках на болотах, среди аллигаторов и прочей живности, и разговаривают на диалекте французского, называемого каджунским – гремучая смесь французского с индейскими языками. Нечто вроде болотных реднеков. Известны своей терпимостью к цветным и к межрасовым бракам – потому что в их поселения на болотах частенько попадали сбежавшие из рабства негры – и каджунской кухней. Собственно, в городе каджуны как раз представлены прежде всего «национальными» ресторанчиками, куда туристы приходят попробовать блюда из риса и густые супы. Кстати, преподавание на французском в школах в Луизиане было запрещено на федеральном уровне, что каджуны посчитали попыткой культурного геноцида.
Свобода нравов. Городом греха Новый Орлеан считался всегда. В старые времена там были гаремы из рабынь и квартал красных фонарей, который потом прикрыли, сейчас же проституция запрещена де-юре, но де-факто процветает, как и стрип-бары. Наверное, нашли какую-то лазейку в законах, не знаю. А ещё там полно гей-баров и имеются гейские и лесбийские кварталы, отмеченные радужными флагами. Всё потому, что в Новом Орлеане много католиков, а они относятся к секс-меньшиньствам куда лучше, чем протестанты.
Миссисипи. Город стоит на этой огромной полноводной реке. «Идите вверх по течению», «это расположено ниже по течению», «через пару кварталов от реки» – вы запросто это услышите, спрашивая, как пройти куда-то. Вода Миссисипи коричневая из-за того, что река полна ила. По ней до сих пор ходят паровые суда, как в девятнадцатом веке: специально для туристов, ностальгирующих по штатам того времени. Самое известное экскурсионное судно такого типа – пароход «Натчез».
Джаз. Стиль музыки, появившийся в начале ХХ века в Новом Орлеане, смешение европейских и африканских музыкальных традиций. Стиль-символ города и чёрного населения штатов. В Новом Орлеане даже хоронят под джаз: грустная мелодия – когда гроб несут на кладбище сменяется весёлой, когда процессия идёт с кладбища.
Вуду. Смесь католицизма и африканских племенных верований. В Новый Орлеан привезена с Гаити; получила распространение среди чернокожих, и, возможно, так бы осталась их уделом, если бы не одна дама по имени Мари Лаво (о ней чуть ниже). Благодаря ей вуду проникло в массы и стало популярно не только среди чёрного, и белого населения – введя в ритуалы такие элементы, как статуэтки святых и распятие, Лаво смогла избавить вуду от репутации сатанизма на африканский лад.
В Новом Орлеане вы найдёте как музей вуду, так и множество лавочек, где торгуют товарами, необходимыми для ритуалов вуду, так и толпы всяких вудуистов на кладбищах, где они пьют ром и разговаривают с духами.
Кладбища. Новый Орлеан расположен в низине. С севера у него озеро Портчартейн, с востока и юга – воды Мексиканского Залива. Основная часть города находится ниже уровня моря, а тут ещё из-за строительства канализации почва просела, в результате чего город окончательно начал напоминать большую чашу. Которую залило к едрене-фене во время урагана Катрина в 2005-м, но и до этого наводнения были бичом города. Особенно тех обитателей, что были уже мертвы: стоило вырыть яму под гроб, она наполнялась водой, а чуть город подтопит – кладбища размывало первыми, поскольку делались они в низинах, ибо возвышенности застраивались жилыми домами. Что делать? Не скармливать же покойников аллигаторам! Новоорлеанцы нашли выход: они начали сооружать для каждого умершего небольшой склеп, каменную коробку, на которую могло настраиваться ещё несколько коробок-склепов. Это не только позволило защитить усопших от наводнений, но и сделало кладбища Нового Орлеана местной достопримечательностью.
Канализация. Она есть (конечно!), но была создана довольно поздно из-за высокого грунтовых вод. К чему о ней упомянуто: большой, запутанной, уходящей вглубь системы канализационных тоннелей в Новом Орлеане никогда не было и нет.
Марди Гра. У нас этот праздник зовётся масленицей, в Новом Орлеане и штатах вообще – Марди Гра, и отмечается немного по-другому. Но суть прежняя: многодневная пирушка перед великим постом. Начинается Марди Гра за 47 дней перед постом и длится неделю. Это время карнавала: по центральным улицам движутся платформы с огромными куклами и наряженными людьми, которые бросают в толпу пластиковые монетки и блестящие бусы. На время Марди Гра администрация города официально передаёт власть королю или королеве карнавала, который (которая) выбираются простыми горожанами. Пластиковые блестящие бусы – символ Марди Гра в Новом Орлеане: их вручают тем, чей костюм их впечатлил. Или отсутствие оного: девушка, которая оголяет грудь, чтобы получить бусы – обычное зрелище на этот праздник. А ещё, конечно, все сытно едят, много пьют, танцуют и играют… То есть занимаются тем, чем занимаются обычно, только с большим размахом.
Персоны
Мари Лаво. Негритянка на четверть, незаконная дочь белого плантатора и мулатки, она работала парикмахером в городе, и была весьма подкована в магии вуду. Её магия показала себя настолько действенной, что она вскоре стала едва ли не влиятельнее губернатора, к ней ехали с других концов страны, чтобы получить сделанный ей талисман или важный совет. О ней и её дочери – тёзке матери – было сложено немало легенд. Для материалистов есть правдоподобное объяснение способностей Лаво: как это часто бывает с гадалками да ведьмами, жрица просто была хорошим психологом. Поначалу к ней в заведение ходила чёрная прислуга, с которой Лаво болтала по душам – а прислуга ведь знает немало тайн! Память у жрицы была уникальная, и через некоторое время у неё накопилось достаточно компромата на власть имущих, чтобы заставить ходящего на сторону губернатора вернуться к жене, а суд – смягчить приговор. Дополнительную известность она приобрела благодаря организации неких, гхм, «танцев». Дело в том, что чернокожие сначала проводили церемонии вуду в глубине болот – и через некоторое время власти законодательно запретили подобные собрания. Мари Лаво же начала организовывать службы вуду в городе, понятное дело, в более цивилизованном формате. Однако для белых господ и это было экзотикой; не говоря уже о том, что подобные танцы были также и смотринами, на которых господа могли подобрать себе темнокожую любовницу по вкусу (что было страсть как модно). В итоге все оставались довольны, а могущество королевы вуду только возрастало.
Её дочь звали также – Мари, и, поскольку со своим любовником Лаво так и не обвенчалась, то дочь унаследовало её фамилию. Мари Лаво-вторая тоже была мамбо; увы, нельзя сказать, была она сильна так же, как её мать – из-за того, что их звали абсолютно одинаково, уже не разобрать, какие легенды относятся к матери, а какие – к дочери.
Конечно, после смерти Мари (или даже обе) стала призраком. Или даже королевой призраков: она – что-то вроде духа-хранителя города, и ходит по его улицам то в человеческом облике, то превращаясь в ворону. Иногда она предводительствует целой орде развесёлых призраков.
Зомби. Ручной питон Мари Лаво, которого похоронили вместе с ней и который считался воплощение ей лоа. Он до сих пор ползает по кладбищу, карая тех, кто непочтительно относится к могиле хозяйки.
Дельфина ЛаЛори. Власть развращает – это все знают. Особенно когда подвластные ничего не могут против тебя сделать. Не секрет, что на многих плантациях с рабами обращались весьма жестоко, но именно госпожа ЛаЛори сделала себе имя «американской салтычихи». Возможно, потому, что жила она не в удалённой плантации, а Новом Орлеане. Муж был дантистом, а, значит, значительной персоной. В шикарном особняке Дельфина то и дело устраивала пышные приёмы и слыла образцовой хозяйкой. А вот соседи поговаривали, что с рабами она обращается жутко жестоко – все видели, как убегавшая от неё служанка предпочла спрыгнуть с балкона и разбиться насмерть, только бы не получить наказания от госпожи. Поговаривали, что у неё настоящая комната пыток на чердаке, и те рабы, что туда попадают, больше не возвращаются. В один прекрасный – не для Дельфины – день её дом загорелся. Как выяснилось, его подожгла кухарка, рискуя сама погибнуть в дыму – на кухне она была прикована цепью. Соседи, помогая тушить пожар, кинулись на чердак: проверять, врут ли слухи (тем более что хозяйка давать ключ от чердака отказалась наотрез). Слухи не врали. Описания того, что предстало глазам соседей, варьируется. Где-то говорится, что там была натуральная сцена из «Пилы» – рабы с зашитыми губами, отрезанными конечностями, разрезанными черепами и так далее. Где-то – что там было человек семь прикованных к стенам, избитых и истощённых. Последняя версия, скорее всего, правдива, поскольку все рабы с чердака выжили – что маловероятно, будь они действительно расчленены на кусочки. Что самое интересное, садизм дамы вызвал возмущение, да такое, что ей пришлось покинуть город (по другим источникам – сменить имя, фамилию и поселиться в другом районе).
Как и следовало ожидать, после смерти дух ЛаЛори не остался покоиться с миром. До сих пор бродит но улицам и захаживает в свой особняк по адресу 1140, Ройал Стрит (Французский квартал), где может во сне вцепиться в горло темнокожему работнику. Призраки рабов, замученных ей, тоже бродят по особняку, гремя цепями.
Мари Онейда Тумпс. Не все ведьмы в Новом Орлеане были вуду. Мари Тумпс склонялась к Кабалле, Гоэтии, и прочим практикам родом из Европы и ближнего востока. Она полагала, что если хочешь быть магам, то нужно испробовать все виды магии, даже самые тёмные. Она основала ведьминский шабаш, который был даже официально признан религией – и существует по сей день. Из-под пера Белой Королевы (видимо, так её называли, противопоставляя Мари Лаво) вышла книга «Magick, High and Low»; ну а после смерти – которая случилась где-то сорок лет назад – её призрак остался бродить по Новому Орлеану, хоть и доподлинно неизвестно, где она похоронена.
Дровосек. Серийный убийца, хозяйничавший в Новом Орлеане в 1918-1919 годах. Как можно догадаться из прозвища, его оружием был топор: он взламывал им двери в дом жертв, им же и убивал. Пойман он так и не был: убийства прекратились так же внезапно, как и начались. Говорят, что джек потрошитель новоорлеанского разлива работал на мафию: первыми его жертвами были итальянцы. Не все его жертвы умирали: одна из выживших описывала его как мужчину в широкополой шляпе с топором, но лица не разглядела. Дровосек известен также тем, что писал письма в газеты, где называл себя дьяволом во плоти и намекал, кто будет следующей жертвой. Однажды он написал, что совершит убийство 15 марта, через 15 минут после полуночи – но не тронет тех, у кого дома будет играть джаз. И ночь превратилась в джазовую вечеринку в городском масштабе. Никто убит не был. Как знать, не стояла ли за Дровосеком действительно итальянская мафия, и не была ли «ночь джаза» шуткой, которую позволил себе один из мафиози, любивший джаз?
Катрина
В 2005 году Новый Орлеан узнал, что такое апокалипсис, а потом – что такое постапокалипсис. Короче: с Мексиканского Залива принесло ураган Катрина, он обрушил принесённую из моря воду в озеро Портчартрейн, и дамба, отделяющая его от города – как вы помните, город находится ниже уровня озера – не выдержала. И каналы, пронизывающие город, тоже. Новый Орлеан начал наполняться водой, как чашка. Поскольку его большая часть – одноэтажные коттеджи, их заливало по самую крышу, а то и вовсе сносило. Залило 80% Нового Орлеана, погибло около полутора тысяч человек. Организована эвакуация была не сказать что очень хорошо, и эвакуировали прежде всего тех, кто жил ближе к центру. А бедные кварталы, где жили в основном чёрные, оставили на произвол судьбы. Апокалипсис сменился постапокалипсисом: на улицах по горло воды вперемешку с нефтью и нечистотами из канализации, во всём этом плавают трупы, мародёры грабят оставленные дома, а те, кто остался, живут на чердаках, без электричества и воды, и с ружьями наготове. В центре банды грабят супермаркеты и оружейные магазины и сразу опробуют оружие друг на друге. Поскольку воду, которая течёт по улицам, мягко говоря, пить нельзя, за питьевую воду начинаются буквальные сражения. Конечно, в итоге власти США разгребли весь этот кошмар, но Новый Орлеан на некоторое время стал городом-призраком, из которого уехала большая часть населения. Хотя до сих пор имеются заброшенные кварталы, где на дверях полуразвалившихся домов – отметки спасателей, а чёрное население Нового Орлеана сильно сократилось (у большинства чёрных не было денег, чтобы вернуться домой и отстраиваться заново). Имеется даже конспирологическая теория, что власти США специально наслали ураган на Новый Орлеан и взорвали дамбу, чтобы уменьшить поголовье негров.
Новый Орлеан: что и где
Это карта Нового Орлеана, где указаны районы. Вы можете найти другие: с более дробным делением на районы, или, наоборот, где несколько объединены в один.
А это другая карта – «осудительная» – которая скажет вам, возможно, куда больше, чем первая, если вы спикаете по-инглишу.
Сердце города: Французский Квартал и Деловой центр
Историческая часть города – французский квартал, или Vieux Carré — «старый уголок». Любой туристический путеводители по Новому Орлеану в первую очередь пошлёт вас туда.
Бурбон-стрит. Арбат новоорлеанского разлива, лицо Нового Орлеана, место, которое туристы посещают в первую очередь. Ну, вы представляете – множество кафушек и сувенирных лавок, уличных музыкантов, музеев и достопримечательностей. Местные сюда тоже захаживают: отдыхать, а потому атмосфера безбашенного веселья не оставляет это место никогда, а по утрам видны останки ночных битв за трезвость, проигранных участниками. Тут можно не только вдоволь наслушаться джаза, но и полюбоваться на дома со знаменитыми балконами-галереями, которые тянутся почти по всему периметру дома – характерная и узнаваемая черта архитектуры Французского Квартала. Именно на Бурбон-стрит устраиваются карнавальные шествия на Марди Гра в феврале-месяце; нечто подобное, хоть и с меньшим масштабом, устраивается каждое воскресенье. Один из символов Бурбон-стрит и вообще Нового Орлеана – бусы: простенькие пластиковые блестящие бусы. Во время Марди Гра их дарят – ну, точнее, бросают в – особенно понравившихся участников. Традиция так полюбилась, что прекратила ограничиваться Марди Гра: на Бурбон-стрит бусы можно за копейки купить на каждом углу, и местные от широты души вешают их на балконы, на перила, на ветки деревьев, бросают с балконов или дарят прохожим. Лица женского пола специально демонстрируют обнажённую грудь, чтобы получить бусы в знак одобрения оного деяния и, надо полагать, самой груди. Так что, девушки, если в вас на Бурбон-стрт бросают бусы – это прямой намёк.
Рояль-стрит. Улица, которая идёт параллельно с Бурбон-стрит. Тоже туристический центр, но куда больше, чем кафушек и клубов, там уличных музыкантов и художественных салонов.
Площадь Джексона и собор Сен-Луи. Изначально на площади Джексона проводились военные смотры и казни, но уже в середине XIX века здесь разбили парк и поставили памятник Эндрю Джексону (генерал, который победил англичан в битве за Новый Орлеан в 1815 г.). Сейчас парк – место, где играют самые разные музыканты, а художники рисуют и продают свою работы. На площади возвышается собор Сен-Луи; говорят, что он не просто населён призраками – призраки приходят туда на службу! Ведёт службу призрачный священник – иногда это отец Антуан (жил во времена Дельфины ЛаЛори и Мари Лаво), иногда отец Дагобер (его предшественник). На скамьях сидят призраки Нового Орлеана: Лаво, ЛаЛори (всё хочет вымолить прощение за грехи), архитектор, что проектировал собор (он умер до того, как собор был достроен), органистка, чья жизнь в браке настолько не удалась, что игра на органе в церкви стала единственной отдушиной, и многие другие.
Музеи. Из самого интересного и экзотичного: музей вуду, музей смерти, музей фармакологии. Музей смерти рекомендуется посещать людям только с крепкими нервами: там выставлены как различные атрибуты похорон, так и инструменты для вскрытия, экспонаты связанные с серийными убийцами и фотографии их деятельности, фото вскрытых тел и самоубийц и так далее.
Даунтаун (деловой центр). Также используется аббревиатура CBD — Central Business District. Пожалуй, единственное место в Новом Орлеане, где вместо двух- и трёхэтажных коттеджей высятся небоскрёбы. Ни красот архитектуры, ни того, что было бы интересно туристам, тут нет (если не считать пары-тройки музеев). Даунтаун – место офисов, банков, деловых встреч и переговоров, и, конечно, место работы как бизнесменов, так и самого разного офисного планктона.
Кладбище Святого Петра. Ныне не существующее самое старое кладбище Нового Орлеана. Кладбище было «старого образца» – то есть гробы там закапывали в землю (и их периодически вымывало во время наводнений). В итоге, после нескольких эпидемий, переполнилось, и было ликвидировано: покойников перезахоронили на Сен-Луи №1. Не всех, однако. До сих пор владельцы домов в центре, когда захотят вырыть бассейн или по каким-то причинам закапываются глубоко в землю, натыкаются на кости – остатки старого кладбища. Утверждение, что Новый Орлеан стоит на костях, стоит понимать более чем буквально…
Мерседес-Бенц Супердоум. Также известен как «Луизиана Супердоум», «Супердоум», «Доум» и «Нью-Орлеан Супердоум». Огромный крытый стадион в центре Нового Орлеана. Как выяснилось при постройке, на этом месте когда-то было старое кладбище (возможно, кладбище св. Петра, первое кладбище Нового Орлеана). Как полагают, именно по этой причине под куполом стадиона частенько происходят загадочные происшествия, а некоторые спортсмены даже умирают прямо посреди игры. На стадионе укрылось множество людей во время урагана Катрина; помощи они ждали в условиях тяжёлых и антисанитарных. Хоть стадион и не был затоплен, часть его купола была повреждена.
Тримей
«Джазовый» квартал, полный кафе и клубов; считается, что именно в нём зародился джаз. Район прочно связан с афроамериканской культурой: здесь есть сквер Луи Армстронга, музей «Свободных цветных». К сожалению, район сильно пострадал во время урагана Катрина, и не особенно безопасен в данное время.
Сторивилл. Часть нынешнего района Тримей раньше звалась Сторивиллом и была кварталом красных фонарей: при попытке справиться с разгулом проституции власти города решили её узаконить, чтобы владельцы публичных домов хотя бы налоги платили. Часть борделей Сторивилла предназначались для богатых белых (чёрным их вообще было посещать запрещено) и обслуга там была соответствующая: не только дамы, но и дорогая выпивка, и музыка. Часть – для чёрных, и «работали» там в основном негритянки (это место называлось «Чёрным Сторивиллом»). Бордели были хуже, дешевле, преступность цвела пышным цветом. Но и в «белом», и «чёрном» Сторивилле использовали для привлечения клиентов музыку. Так родился джаз. В 1917 году бордели, однако, прикрыли, а потом и вовсе снесли, а сам квартал перестроили.
Кладбище Сент-Луи №1. Эпидемия малярии, жёлтой лихорадки и прочих болячек выкосила столько народу, что кладбище Святого Петра переполнилось, и пришлось открывать новое. Хоронили там в основном бедняков, и под землёй. Когда эпидемия пошла на убыль, стали ставить знаменитые новоорлеанские саркофаги, прямо поверх безымянных могил. Да, мы поняли: жители Нового Орлеана просто любят строить что-то поверх кладбищ, так часто это случается.
Именно на этом кладбище, по одной версии, похоронена Мари Лаво. Её саркофаг – место паломничества как горожан, так и туристов. Он весь исчерчен крестиками: три в ряд, мелом или кусочком кирпича. Начерти три крестика, постучи в саркофаг и попроси Королеву о чём-нибудь, а когда желание исполнится, принеси подношение: немного денег, выпивку, или там бусы – что-то, Мари любила при жизни. Это только один из вариантов обряда: в некоторых нужно обходить вокруг могилы, в некоторых – оставлять подношение сразу, в некоторых – молиться, но крестики ставятся всегда. Не похоронен под грудой подношений саркофаг пока что только потому, что подношения регулярно подбирают местные вуду без особого места жительства. Или даже с особым, но просто не брезгующие таким заработком. Королева не против: в конце концов, она не брала плату за магию с чернокожих, вот и после смерти позволяет им забираться дары.
Есть на этом кладбище и второй склеп, в котором-то, по другой версии, Лаво и похоронена. Он тоже исписан крестиками: сюда девушки приходят просить себе мужа. Говорят, этот обычай завели проститутки из борделей в округе – тайных борделей, потому что к тому времени проституцию запретили – которые приходили просить у Королевы совета и помощи.
В этом же районе, через пару кварталов, расположено кладбище Сент-Луи №2, а в соседнем районе – Сент-Луи №3.
Художники и радуга: Мариньи
Не самый безопасный, но очень богемный район.
Фобур-Мариньи. Квартал в Мариньи. Известен как квартал художников, творческих людей… И секс-меньшинств. Там весьма бурная ночная жизнь, сердцем которой является Френчмен-Стрит, названная «местным Бурбоном».
Кладбища. Кладбища Мандевил и Сейнт-Рох, погост в испанском стиле со старинной церковью.
Живописные особняки: Гарден-Дистрикт
Или, в переводе на русский, «район садов». Назвали его так не зря: он утопает в зелени. Здесь живут самые обеспеченные граждане Нового Орлеана. Во время урагана Катрина гарден-дистрикт почти не пострадал, и так же как красив, как и был прежде: викторианские особняки девятнадцатого века, ухоженные сады, улицы, названные в честь древнегреческих божеств. Хоть до центра рукой подать, район садов – очень тихое и спокойное место, в отличие от шумного французского квартала.
Кладбище Лафайет №1. Это кладбище чаще всего мелькает в фильмах о вампирах и прочей готике Нового Орлеана. Оно очень живописно, полно прекрасных деревьев и цветов. Через пару десятков лет после основания кладбища начала эпидемия жёлтой лихорадки, которая унесла около двух тысяч жизней, и кладбище элементарно переполнилось и было закрыто. Но свой ресурс оно исчерпало на все 150%: тут очень много «многоместных» саркофагов, с полдесятком ячеек.
Спокойные районы: Сентрал Сити, Аптаун, Одубон, Карролтон
Двухэтажная Америка как она есть: ряды коттеджей с аккуратными садиками. Это довольно благополучные и тихие районы, где живут люди с доходами выше среднего. Верхняя часть Аптауна когда-то была не самым благополучным районом, но это в прошлом. Из достопримечательностей – в основном парки и университеты.
Тулейнский университет. Частный исследовательский университет, расположенный в районе Одубон рядом с парком. Там же расположен кампус. Был основан в 1834 году как медицинский колледж, который через полвека разросся до университета. Имеются архитектурный и медицинский факультеты, а также факультет общественного здоровья и тропической медицины, естественных наук и инженерии, социальной работы. Также в рамках университета есть школа права, школа искусств и школа бизнеса (что бы под этими понятиями не подразумевалось).
Медицинский факультет и медицинский исследовательский центр Тулейнского университета расположены в Даунтауне.
Парк и зоопарк Одубон. Зоопарк довольно большой и старый: он начал создаваться в конце девятнадцатого века. Там можно полюбоваться на множество разных животных, в том числе любовно воссозданный участок болота с плавающими в нём аллигаторами; полюбоваться с безопасных смотровых мостков, понятное дело. Парк Одубон – тихое место, тенистое и малолюдное.
Кладбища. Неподалёку от Гарден-дистрикт расположено кладбище Сейн-Джозеф, в Аптауне – кладбище Валенс, в Карролтоне – кладбище св. Мэри. Ни призраками, ни какой-то особой архитектурой они не знамениты.
Зелень и кладбища: Мид-Сити, Лейквью, Джентилли
Менее фешенебельные, чем описанные выше, эти районы населены в основном теми, кого называют «средним рабочим классом». Они сильно пострадали во время Катрины, когда воды озера хлынули через прорванную дамбу в город. Особенно это касается приозёрных районов – Лейквью и Джентилли.
Кладбище Холт. Расположенное на краю Мид-Сити, считается единственным ныне существующим подземным кладбищем Нового Орлеана. Также считается бедняцким кладбищем: денег на приличные надгробия у тех, кто там хоронит, нет, а у некоторых вообще нет денег на надгробия. Поэтому на некоторые могилы просто наваливают любимые вещи покойного. Говорят, именно здесь, а не на Сен-Луи, могила Мари Лаво, не отмеченная ничем. Здесь растут чудесные большие вязы со свисающим клочьями мхом, в дуплах которых, как говорят, звучат голоса духов умерших.
Кладбище Метейри. Расположено на краю Лейквью. Долгое время считалось самым престижным кладбищем Нового Орлеана. Вместе с тем самое не-новорорлеанское по духу и архитектуре: вместо тесных лабиринтов саркофагов – широкие проходы, большие гробницы, всё гламурное и аккуратное. Но призраки тут тоже ходят. Во-первых, это призрак создателя кладбища, Чарльза Говарда. Он разбогател, выиграв в первой лотерее, что проводилась в Луизиане; но никакое богатство не смогло повысить его статус в глазах тех, кто считал себя настоящими аристократами. Когда он подал заявку на членство в элитном Жокейском Клубе Метейри, ему отказали. И он поклялся, что когда-нибудь выкупит земли ипподрома и устроит там кладбище. Так оно и вышло – но сам Говард умер, упав с лошади (!), и упокоился в центре собственного погоста. И периодически бродит по некрополю. Ещё там имеется своя новоорлеанская Хатико: собака, которая после смерти хозяйки так и не ушла с кладбища, а осталась на её могиле. В честь этого на могиле потом поставили памятник плачущей собаке, который очень любят горожане. Есть там и свой Медный Всадник: статуя Джози Арлингтон, заслуженной бордель-маман всего Нового Орлеана. Суровые родители когда-то не пустили домой девочку, которая, несмотря на запрет, отправилась гулять с парнем поздно вечером, и девочка вынуждена была заняться проституцией. Как ни странно, подобное деяние не мешало Джози искренне любить семью, а семье – жить на деньги, которые присылала Джози. Джози создала первый благоустроенный бордель в Новом Орлеане, со стриптизом и услугами эскорта, а также отказывалась брать на работу девственниц – мол, девственностью я никогда торговать не буду. Проституцию запретили уже после смерти Джози, но в сердцах горожан она, видимо, осталась как проститутка с золотым сердцем, а потому к её могиле ходило столько туристов, что близкие Джози перезахоронили её останки. А памятник остался: девушка, стоящая у закрытой двери.
К сожалению, хоть это кладбище и славное место, шумную вечеринку, в лучших традициях скованных, там не устроишь. Порядок на кладбище охраняет призрак шефа полиции Хеннеси, убитый мафией – это убийство так и не было раскрыто.
Поэтому хотите веселиться – идите на кладбище Холт.
Другие кладбища. Этот район богат на кладбища, как никакой другой. Тут имеется целая полоса кладбищ в соседних кварталах, разделённая только улицам: Холт и Метейри, о которых мы уже говорили, но также Масоник Темпл (масонское, как можно понять из названия), Дисперсед оф Джуда, Сайпресс Гроув. В Джентилли есть кладбища Ахвас Шолем и Хебрю Рест. Кладбища пострадали во время наводнения, и некоторые останки так и не удалось идентифицировать и вернуть в могилы.
Университеты. В Мид-Сити расположен Луизианский университет Ксавье, ещё один частный университет, известный прежде всего колледжем фармацевтики, хотя также имеется колледж наук и искусств, где можно получить биологические, гуманитарное и так далее образование. Рядом с городским парком и кладбищем Холт расположен колледж Дельгаго и студенческий кампус. В Джентилли, неподалёку от озера, расположен Новоорлеанский Университет – государственный университет, имеющий репутацию «место для тех, у кого не хватило денег поступить в заведение поприличнее».
Городской парк. Огромный парк, в котором имеются как районы с аттракционами, так и поля для игры в гольф, теннисные корты и просто уголки для отдыха и любования природой. Имеется дубовая роща с 800-летними деревьями и музей новоорлеанского искусства.
Тут надо быть настороже: Байуотер, Седьмой, Восьмой и Верхний Девятый районы
Не самые, мягко говоря, благополучные районы. Здесь торгуют всякими весёлыми веществами, и здесь же закапывают тех, кто не смог заплатить. Уродская часть города, а состояние асфальта заставляет желать лучшего. По берегу идёт полоса заводов и складов – неплохое место, чтобы избавляться от трупов. Самый крупный поставляет металл и изделья из него вроде труб. Эти районы также пострадали во время Катрины, особенно Байуотер.
Кладбища. Кладбище Сент Винсент де Пол (Байуотер).
За рекой: Нижний Девятый Район, Араби, Чалметт, Восточный район, Алгьерс
Все эти районы лежат на другом берегу Миссисипи; первый четыре расположены на северо-востоке от центра, а последний – на юго-востоке, между изгибами реки. Восток города делится напополам каналом Мейн Аутфолл («Главный сток»). Восточный район лежит выше канала, на берегу озера, а ниже, отделённые полосой водохранилищ – Девятый Район, Араби и Чалметт. Это пригород, который к тому же сильно пострадал во время Катрины: верхние районы залило водами озеро, нижние – когда прорвался канал Мейн Аутфолл и водохранилища. На самом севере Восточного Района, над озером, имеется аэропорт Лейквью. Вдоль реки идёт полоса свалок, болотистых равнин, поросших кустарником, и всякого такого. Стрип-клубы, свалки, незаконные гонки на автор – это побережье довольно милое место.
Девятый Район. До Катрины здесь развернулось строительство социального жилья, в которое заселились в основном темнокожее население. Во время Катрины этот район пострадал больше всего, так как прорвало сразу несколько каналов, его окружающих. У многих тех, кто выжил и бал эвакуирован, не хватило денег вернуться в Новый Орлеан, а потому изрядная часть этого района – заброшенные дома. Те же, кто вернулся, столкнулись с тем, что правительство не слишком заинтересовано в финансовой помощи жителям окраин, тем более чёрным жителям. Нет худа без добра: теперь по Девятому Району водят туристические экскурсии, демонстрируя те разрушения, которые принесла Катрина. На западе района стоят «дома Бреда Питта» – то есть те, что были построены на деньги актёра, решившего помочь жителям Девятого Района. Эти дома стоят на сваях, чтобы остаться в безопасности в случае повторного затопления.
На восток от района тянутся места, населённые бомжами и, надо полагать, учитывая количество пустующих зданий – скваттерами, а ещё западнее стоит нефтеперерабатывающий завод.
Алгьерс-пойнт. Бары и смотровые площадки в Алгьерс с видом на Французский Квартал. Больше ничем Альгьерс не примечателен. Абсолютно не пострадал во время Катрины.
Кладбища. Национальное кладбище Чалметт, расположенное в одноимённом округе. Неподалёку – поле боя, на котором Новый Орлеан когда-то отстоял свою независимости от Англии. В годовщину сражения любители истории на этом месте устраивают его реконструкцию. В Алгьерсе имеется кладбище Святой Марии.
Заказник «Байю Севедж Нешнл Вайлдлайф». Находится за городской чертой западнее города. Болотный заповедник, где также имеются руины старой французской крепости.
Примечание: я знаю, что Новый Орлеан описан в книге «Вампир: Реквием». Просто он описан откровенно паршиво: только центр и пара прилегаюших районов, и карта только центра.
Примечение два: я знаю о существовании книги «Новый Орлеан: город проклятых», но её у меня нет, и куда дешевле было написать шпаргалку самой, нежели переводить книгу. Тем более что я собираюсь водить по Гайстам, а та книга посвящена вампирам, судя по всему, и потому тамошние зацепки историей не годятся.
Общие сведения
Историю Нового Орлеана с датами и цифрами вы можете прочитать в той же википедии; тут я перечислю ключевые моменты.
Местность, на которой был построен город, раньше была землёй индейцев племени Натчез. И была она угадайте чем для них? Правильно! Кладбищем. Неплохое начало для самого мистического города штатов. Сам натчезы не были няшками и практиковали человеческие жертвоприношения, но вскоре сами стали жертвами цивилизации – колонисты, расширяя хону влияния, схлестнулись с индейцами, большинство перебили, а оставшихся загнали в резервации, где они, ввиду своей немногочисленности, смешались с другими племенами.
«Нувель Орлеан» был воздвигнут французами в 1680-м, причём на строительство подрядили в основном преступников. Мол, искупите свою грехи тяжким трудом. Так что первыми горожанами стали каторжники. Строгостью нравов они не отличались, а потому проституция, наркомания и прочая веселуха расцвела в Новом Орлеане пышным цветом, чему способствовало положение как крупного торгового порта. Вокруг расцветали сахарные и хлопковые плантации, для работы на которых в Новый Орлеан привозили сотни рабов. Будучи центром работорговли, город, как это ни парадоксально, стал тем, где было больше всего свободных чёрных. Да и чёрных вообще: до урагана Катрина его вообще было больше половины, сейчас – около трети. Подобное «разноцветие» служило и служит до сих пор причиной межрасовых конфликтов, но в то же время именно в Новом Орлеане «чёрная» и «белая» культуры по-настоящему смешались, внеся вклад в культуру мировую (джаз и родственные стили музыки, креольская кухня). Судьба города и жизнь в нём простотой не отличались: болезни, наводнения, тёрки чёрных и белых, захват Испанией, возвращение под власть Франции, продажа колонии штатам, гражданская война, где Новый Орлеан – конечно же – выступал на стороне Конфедерации – и проигрыш в ней… Потом будет расцвет мафии и наркоторговли, рождение джаза, и, наконец, ураган Катрина, который был в 2005 году и из-за которого Новый Орлеан пережил небольшой апокалипсис.
А у мест с непростой судьбой всегда есть романтический ореол, который притягивает творческие задумки, как огонь – бабочек.
Атмосферные элементы
Болота. Они просто окружают Новый Орлеан, поросшие вековыми деревьями и населённые крокодилами. По ним можно плавать на лёгких лодках, добираясь до уединённых островов в глубине. В старые времена тёмными ночами темнокожие собирались там и проводили обряды вуду с плясками и жертвоприношением чёрных петухов. Там прятались контрабандисты и беглецы. Там бродил ругару – оборотень, имевший вид человека с головой волка или собаки (а иногда химеры: человек-цыплёнок, человек-свинья, человек-козёл). Там водились аллигаторы, которым так удобно скармливать трупы (чем и занималась мафия). Аллигаторы там водятся до сих пор: особенно любят маршруты туристических экскурсий. Нет, не потому что им нравится вкус туристов, а потому что туристы и экскурсоводы кормят их сосисками и прочей вкусняшкой. Так что такие аллигаторы толстые и добрые – по словам экскурсоводов, не тронут даже если турист в воду упадёт. Но вот аллигаторы в чащобах вряд ли такие няшки.
Болота Манчак. Новый Орлеан стоит на южном берегу озера Порчартрейн, а на западном берегу лежат болота Манчак. Слава у них самая дурная: говорят, сотню лет назад колдунью вуду, Джулию Вайс, держали пленницей на одной из болотных деревень. В гневе она прокляла те места. И точно: потоп вскоре уничтожил деревни на болоте Манчак. Говорят, там бродят призраки и оборотни-ругару. Но это говорят, а вот факты: компания, которая купила эти болота и пыталась осушить, не добилась результата. Более того, потоп и ураган уничтожил лагерь рабочих. Иногда на поверхность болота всплывают тела тех, кто потонул в нём несколько лет назад. Некоторые из них были идентифицированы как жертвы мафии: похоже, мафия использовала Манчак как удобное место для избавления от трупов. И это ещё не упоминаем аллигаторов, которые тут весьма голодные.
Креолы и каджуны. (как меня поправил untitled) Слово «креол» в Луизиане означало, грубо говоря, потомка колонистов-не англичан (в основном-- испанцев и французов). Иногда в это число попадали мулаты — незаконные дети, которые рождались у темнокожих рабынь от белых господ (или, реже, наоборот, но это считалось куда более позорным). Полноправными наследниками они становились редко, однако в Новом Орлеане родители заботились о том, чтобы дать им образование и кое-какое наследство. В высших кругах было модно иметь темнокожих любовниц даже при наличии законной жены. Понятное дело, «муженёк» должен был содержать любовницу. Положение полкровок в обществе было сложным: они были свободными и образованными людьми, у которых было больше общего с их белыми родителями, чем с чёрными слугами. Когда, после поражения в гражданской войне, все, в ком была хоть капля чёрной крови, на уровне закона были приравнены к неграм, то они почувствовали себя примерно как породистые болонки, отправленные в стаю уличных псов. Сейчас понятие «креолы» ушло в прошлое, от него осталась в основном «креольская кухня», в которой кулинарные традиции Франции смешиваются с испанскими и африканскими.
Ещё одни обитатели Нового Орлеана, а, точнее, его сельских пригородов – каджуны: потомки жителей французских колоний на юго-западе Канады, куда их в Луизиану депортировали англичане, когда захватили эти самые колонии. Живут в основном в изолированных деревеньках на болотах, среди аллигаторов и прочей живности, и разговаривают на диалекте французского, называемого каджунским – гремучая смесь французского с индейскими языками. Нечто вроде болотных реднеков. Известны своей терпимостью к цветным и к межрасовым бракам – потому что в их поселения на болотах частенько попадали сбежавшие из рабства негры – и каджунской кухней. Собственно, в городе каджуны как раз представлены прежде всего «национальными» ресторанчиками, куда туристы приходят попробовать блюда из риса и густые супы. Кстати, преподавание на французском в школах в Луизиане было запрещено на федеральном уровне, что каджуны посчитали попыткой культурного геноцида.
Свобода нравов. Городом греха Новый Орлеан считался всегда. В старые времена там были гаремы из рабынь и квартал красных фонарей, который потом прикрыли, сейчас же проституция запрещена де-юре, но де-факто процветает, как и стрип-бары. Наверное, нашли какую-то лазейку в законах, не знаю. А ещё там полно гей-баров и имеются гейские и лесбийские кварталы, отмеченные радужными флагами. Всё потому, что в Новом Орлеане много католиков, а они относятся к секс-меньшиньствам куда лучше, чем протестанты.
Миссисипи. Город стоит на этой огромной полноводной реке. «Идите вверх по течению», «это расположено ниже по течению», «через пару кварталов от реки» – вы запросто это услышите, спрашивая, как пройти куда-то. Вода Миссисипи коричневая из-за того, что река полна ила. По ней до сих пор ходят паровые суда, как в девятнадцатом веке: специально для туристов, ностальгирующих по штатам того времени. Самое известное экскурсионное судно такого типа – пароход «Натчез».
Джаз. Стиль музыки, появившийся в начале ХХ века в Новом Орлеане, смешение европейских и африканских музыкальных традиций. Стиль-символ города и чёрного населения штатов. В Новом Орлеане даже хоронят под джаз: грустная мелодия – когда гроб несут на кладбище сменяется весёлой, когда процессия идёт с кладбища.
Вуду. Смесь католицизма и африканских племенных верований. В Новый Орлеан привезена с Гаити; получила распространение среди чернокожих, и, возможно, так бы осталась их уделом, если бы не одна дама по имени Мари Лаво (о ней чуть ниже). Благодаря ей вуду проникло в массы и стало популярно не только среди чёрного, и белого населения – введя в ритуалы такие элементы, как статуэтки святых и распятие, Лаво смогла избавить вуду от репутации сатанизма на африканский лад.
В Новом Орлеане вы найдёте как музей вуду, так и множество лавочек, где торгуют товарами, необходимыми для ритуалов вуду, так и толпы всяких вудуистов на кладбищах, где они пьют ром и разговаривают с духами.
Кладбища. Новый Орлеан расположен в низине. С севера у него озеро Портчартейн, с востока и юга – воды Мексиканского Залива. Основная часть города находится ниже уровня моря, а тут ещё из-за строительства канализации почва просела, в результате чего город окончательно начал напоминать большую чашу. Которую залило к едрене-фене во время урагана Катрина в 2005-м, но и до этого наводнения были бичом города. Особенно тех обитателей, что были уже мертвы: стоило вырыть яму под гроб, она наполнялась водой, а чуть город подтопит – кладбища размывало первыми, поскольку делались они в низинах, ибо возвышенности застраивались жилыми домами. Что делать? Не скармливать же покойников аллигаторам! Новоорлеанцы нашли выход: они начали сооружать для каждого умершего небольшой склеп, каменную коробку, на которую могло настраиваться ещё несколько коробок-склепов. Это не только позволило защитить усопших от наводнений, но и сделало кладбища Нового Орлеана местной достопримечательностью.
Канализация. Она есть (конечно!), но была создана довольно поздно из-за высокого грунтовых вод. К чему о ней упомянуто: большой, запутанной, уходящей вглубь системы канализационных тоннелей в Новом Орлеане никогда не было и нет.
Марди Гра. У нас этот праздник зовётся масленицей, в Новом Орлеане и штатах вообще – Марди Гра, и отмечается немного по-другому. Но суть прежняя: многодневная пирушка перед великим постом. Начинается Марди Гра за 47 дней перед постом и длится неделю. Это время карнавала: по центральным улицам движутся платформы с огромными куклами и наряженными людьми, которые бросают в толпу пластиковые монетки и блестящие бусы. На время Марди Гра администрация города официально передаёт власть королю или королеве карнавала, который (которая) выбираются простыми горожанами. Пластиковые блестящие бусы – символ Марди Гра в Новом Орлеане: их вручают тем, чей костюм их впечатлил. Или отсутствие оного: девушка, которая оголяет грудь, чтобы получить бусы – обычное зрелище на этот праздник. А ещё, конечно, все сытно едят, много пьют, танцуют и играют… То есть занимаются тем, чем занимаются обычно, только с большим размахом.
Персоны
Мари Лаво. Негритянка на четверть, незаконная дочь белого плантатора и мулатки, она работала парикмахером в городе, и была весьма подкована в магии вуду. Её магия показала себя настолько действенной, что она вскоре стала едва ли не влиятельнее губернатора, к ней ехали с других концов страны, чтобы получить сделанный ей талисман или важный совет. О ней и её дочери – тёзке матери – было сложено немало легенд. Для материалистов есть правдоподобное объяснение способностей Лаво: как это часто бывает с гадалками да ведьмами, жрица просто была хорошим психологом. Поначалу к ней в заведение ходила чёрная прислуга, с которой Лаво болтала по душам – а прислуга ведь знает немало тайн! Память у жрицы была уникальная, и через некоторое время у неё накопилось достаточно компромата на власть имущих, чтобы заставить ходящего на сторону губернатора вернуться к жене, а суд – смягчить приговор. Дополнительную известность она приобрела благодаря организации неких, гхм, «танцев». Дело в том, что чернокожие сначала проводили церемонии вуду в глубине болот – и через некоторое время власти законодательно запретили подобные собрания. Мари Лаво же начала организовывать службы вуду в городе, понятное дело, в более цивилизованном формате. Однако для белых господ и это было экзотикой; не говоря уже о том, что подобные танцы были также и смотринами, на которых господа могли подобрать себе темнокожую любовницу по вкусу (что было страсть как модно). В итоге все оставались довольны, а могущество королевы вуду только возрастало.
Её дочь звали также – Мари, и, поскольку со своим любовником Лаво так и не обвенчалась, то дочь унаследовало её фамилию. Мари Лаво-вторая тоже была мамбо; увы, нельзя сказать, была она сильна так же, как её мать – из-за того, что их звали абсолютно одинаково, уже не разобрать, какие легенды относятся к матери, а какие – к дочери.
Конечно, после смерти Мари (или даже обе) стала призраком. Или даже королевой призраков: она – что-то вроде духа-хранителя города, и ходит по его улицам то в человеческом облике, то превращаясь в ворону. Иногда она предводительствует целой орде развесёлых призраков.
Зомби. Ручной питон Мари Лаво, которого похоронили вместе с ней и который считался воплощение ей лоа. Он до сих пор ползает по кладбищу, карая тех, кто непочтительно относится к могиле хозяйки.
Дельфина ЛаЛори. Власть развращает – это все знают. Особенно когда подвластные ничего не могут против тебя сделать. Не секрет, что на многих плантациях с рабами обращались весьма жестоко, но именно госпожа ЛаЛори сделала себе имя «американской салтычихи». Возможно, потому, что жила она не в удалённой плантации, а Новом Орлеане. Муж был дантистом, а, значит, значительной персоной. В шикарном особняке Дельфина то и дело устраивала пышные приёмы и слыла образцовой хозяйкой. А вот соседи поговаривали, что с рабами она обращается жутко жестоко – все видели, как убегавшая от неё служанка предпочла спрыгнуть с балкона и разбиться насмерть, только бы не получить наказания от госпожи. Поговаривали, что у неё настоящая комната пыток на чердаке, и те рабы, что туда попадают, больше не возвращаются. В один прекрасный – не для Дельфины – день её дом загорелся. Как выяснилось, его подожгла кухарка, рискуя сама погибнуть в дыму – на кухне она была прикована цепью. Соседи, помогая тушить пожар, кинулись на чердак: проверять, врут ли слухи (тем более что хозяйка давать ключ от чердака отказалась наотрез). Слухи не врали. Описания того, что предстало глазам соседей, варьируется. Где-то говорится, что там была натуральная сцена из «Пилы» – рабы с зашитыми губами, отрезанными конечностями, разрезанными черепами и так далее. Где-то – что там было человек семь прикованных к стенам, избитых и истощённых. Последняя версия, скорее всего, правдива, поскольку все рабы с чердака выжили – что маловероятно, будь они действительно расчленены на кусочки. Что самое интересное, садизм дамы вызвал возмущение, да такое, что ей пришлось покинуть город (по другим источникам – сменить имя, фамилию и поселиться в другом районе).
Как и следовало ожидать, после смерти дух ЛаЛори не остался покоиться с миром. До сих пор бродит но улицам и захаживает в свой особняк по адресу 1140, Ройал Стрит (Французский квартал), где может во сне вцепиться в горло темнокожему работнику. Призраки рабов, замученных ей, тоже бродят по особняку, гремя цепями.
Мари Онейда Тумпс. Не все ведьмы в Новом Орлеане были вуду. Мари Тумпс склонялась к Кабалле, Гоэтии, и прочим практикам родом из Европы и ближнего востока. Она полагала, что если хочешь быть магам, то нужно испробовать все виды магии, даже самые тёмные. Она основала ведьминский шабаш, который был даже официально признан религией – и существует по сей день. Из-под пера Белой Королевы (видимо, так её называли, противопоставляя Мари Лаво) вышла книга «Magick, High and Low»; ну а после смерти – которая случилась где-то сорок лет назад – её призрак остался бродить по Новому Орлеану, хоть и доподлинно неизвестно, где она похоронена.
Дровосек. Серийный убийца, хозяйничавший в Новом Орлеане в 1918-1919 годах. Как можно догадаться из прозвища, его оружием был топор: он взламывал им двери в дом жертв, им же и убивал. Пойман он так и не был: убийства прекратились так же внезапно, как и начались. Говорят, что джек потрошитель новоорлеанского разлива работал на мафию: первыми его жертвами были итальянцы. Не все его жертвы умирали: одна из выживших описывала его как мужчину в широкополой шляпе с топором, но лица не разглядела. Дровосек известен также тем, что писал письма в газеты, где называл себя дьяволом во плоти и намекал, кто будет следующей жертвой. Однажды он написал, что совершит убийство 15 марта, через 15 минут после полуночи – но не тронет тех, у кого дома будет играть джаз. И ночь превратилась в джазовую вечеринку в городском масштабе. Никто убит не был. Как знать, не стояла ли за Дровосеком действительно итальянская мафия, и не была ли «ночь джаза» шуткой, которую позволил себе один из мафиози, любивший джаз?
Катрина
В 2005 году Новый Орлеан узнал, что такое апокалипсис, а потом – что такое постапокалипсис. Короче: с Мексиканского Залива принесло ураган Катрина, он обрушил принесённую из моря воду в озеро Портчартрейн, и дамба, отделяющая его от города – как вы помните, город находится ниже уровня озера – не выдержала. И каналы, пронизывающие город, тоже. Новый Орлеан начал наполняться водой, как чашка. Поскольку его большая часть – одноэтажные коттеджи, их заливало по самую крышу, а то и вовсе сносило. Залило 80% Нового Орлеана, погибло около полутора тысяч человек. Организована эвакуация была не сказать что очень хорошо, и эвакуировали прежде всего тех, кто жил ближе к центру. А бедные кварталы, где жили в основном чёрные, оставили на произвол судьбы. Апокалипсис сменился постапокалипсисом: на улицах по горло воды вперемешку с нефтью и нечистотами из канализации, во всём этом плавают трупы, мародёры грабят оставленные дома, а те, кто остался, живут на чердаках, без электричества и воды, и с ружьями наготове. В центре банды грабят супермаркеты и оружейные магазины и сразу опробуют оружие друг на друге. Поскольку воду, которая течёт по улицам, мягко говоря, пить нельзя, за питьевую воду начинаются буквальные сражения. Конечно, в итоге власти США разгребли весь этот кошмар, но Новый Орлеан на некоторое время стал городом-призраком, из которого уехала большая часть населения. Хотя до сих пор имеются заброшенные кварталы, где на дверях полуразвалившихся домов – отметки спасателей, а чёрное население Нового Орлеана сильно сократилось (у большинства чёрных не было денег, чтобы вернуться домой и отстраиваться заново). Имеется даже конспирологическая теория, что власти США специально наслали ураган на Новый Орлеан и взорвали дамбу, чтобы уменьшить поголовье негров.
Новый Орлеан: что и где
Это карта Нового Орлеана, где указаны районы. Вы можете найти другие: с более дробным делением на районы, или, наоборот, где несколько объединены в один.
А это другая карта – «осудительная» – которая скажет вам, возможно, куда больше, чем первая, если вы спикаете по-инглишу.
Сердце города: Французский Квартал и Деловой центр
Историческая часть города – французский квартал, или Vieux Carré — «старый уголок». Любой туристический путеводители по Новому Орлеану в первую очередь пошлёт вас туда.
Бурбон-стрит. Арбат новоорлеанского разлива, лицо Нового Орлеана, место, которое туристы посещают в первую очередь. Ну, вы представляете – множество кафушек и сувенирных лавок, уличных музыкантов, музеев и достопримечательностей. Местные сюда тоже захаживают: отдыхать, а потому атмосфера безбашенного веселья не оставляет это место никогда, а по утрам видны останки ночных битв за трезвость, проигранных участниками. Тут можно не только вдоволь наслушаться джаза, но и полюбоваться на дома со знаменитыми балконами-галереями, которые тянутся почти по всему периметру дома – характерная и узнаваемая черта архитектуры Французского Квартала. Именно на Бурбон-стрит устраиваются карнавальные шествия на Марди Гра в феврале-месяце; нечто подобное, хоть и с меньшим масштабом, устраивается каждое воскресенье. Один из символов Бурбон-стрит и вообще Нового Орлеана – бусы: простенькие пластиковые блестящие бусы. Во время Марди Гра их дарят – ну, точнее, бросают в – особенно понравившихся участников. Традиция так полюбилась, что прекратила ограничиваться Марди Гра: на Бурбон-стрит бусы можно за копейки купить на каждом углу, и местные от широты души вешают их на балконы, на перила, на ветки деревьев, бросают с балконов или дарят прохожим. Лица женского пола специально демонстрируют обнажённую грудь, чтобы получить бусы в знак одобрения оного деяния и, надо полагать, самой груди. Так что, девушки, если в вас на Бурбон-стрт бросают бусы – это прямой намёк.
Рояль-стрит. Улица, которая идёт параллельно с Бурбон-стрит. Тоже туристический центр, но куда больше, чем кафушек и клубов, там уличных музыкантов и художественных салонов.
Площадь Джексона и собор Сен-Луи. Изначально на площади Джексона проводились военные смотры и казни, но уже в середине XIX века здесь разбили парк и поставили памятник Эндрю Джексону (генерал, который победил англичан в битве за Новый Орлеан в 1815 г.). Сейчас парк – место, где играют самые разные музыканты, а художники рисуют и продают свою работы. На площади возвышается собор Сен-Луи; говорят, что он не просто населён призраками – призраки приходят туда на службу! Ведёт службу призрачный священник – иногда это отец Антуан (жил во времена Дельфины ЛаЛори и Мари Лаво), иногда отец Дагобер (его предшественник). На скамьях сидят призраки Нового Орлеана: Лаво, ЛаЛори (всё хочет вымолить прощение за грехи), архитектор, что проектировал собор (он умер до того, как собор был достроен), органистка, чья жизнь в браке настолько не удалась, что игра на органе в церкви стала единственной отдушиной, и многие другие.
Музеи. Из самого интересного и экзотичного: музей вуду, музей смерти, музей фармакологии. Музей смерти рекомендуется посещать людям только с крепкими нервами: там выставлены как различные атрибуты похорон, так и инструменты для вскрытия, экспонаты связанные с серийными убийцами и фотографии их деятельности, фото вскрытых тел и самоубийц и так далее.
Даунтаун (деловой центр). Также используется аббревиатура CBD — Central Business District. Пожалуй, единственное место в Новом Орлеане, где вместо двух- и трёхэтажных коттеджей высятся небоскрёбы. Ни красот архитектуры, ни того, что было бы интересно туристам, тут нет (если не считать пары-тройки музеев). Даунтаун – место офисов, банков, деловых встреч и переговоров, и, конечно, место работы как бизнесменов, так и самого разного офисного планктона.
Кладбище Святого Петра. Ныне не существующее самое старое кладбище Нового Орлеана. Кладбище было «старого образца» – то есть гробы там закапывали в землю (и их периодически вымывало во время наводнений). В итоге, после нескольких эпидемий, переполнилось, и было ликвидировано: покойников перезахоронили на Сен-Луи №1. Не всех, однако. До сих пор владельцы домов в центре, когда захотят вырыть бассейн или по каким-то причинам закапываются глубоко в землю, натыкаются на кости – остатки старого кладбища. Утверждение, что Новый Орлеан стоит на костях, стоит понимать более чем буквально…
Мерседес-Бенц Супердоум. Также известен как «Луизиана Супердоум», «Супердоум», «Доум» и «Нью-Орлеан Супердоум». Огромный крытый стадион в центре Нового Орлеана. Как выяснилось при постройке, на этом месте когда-то было старое кладбище (возможно, кладбище св. Петра, первое кладбище Нового Орлеана). Как полагают, именно по этой причине под куполом стадиона частенько происходят загадочные происшествия, а некоторые спортсмены даже умирают прямо посреди игры. На стадионе укрылось множество людей во время урагана Катрина; помощи они ждали в условиях тяжёлых и антисанитарных. Хоть стадион и не был затоплен, часть его купола была повреждена.
Тримей
«Джазовый» квартал, полный кафе и клубов; считается, что именно в нём зародился джаз. Район прочно связан с афроамериканской культурой: здесь есть сквер Луи Армстронга, музей «Свободных цветных». К сожалению, район сильно пострадал во время урагана Катрина, и не особенно безопасен в данное время.
Сторивилл. Часть нынешнего района Тримей раньше звалась Сторивиллом и была кварталом красных фонарей: при попытке справиться с разгулом проституции власти города решили её узаконить, чтобы владельцы публичных домов хотя бы налоги платили. Часть борделей Сторивилла предназначались для богатых белых (чёрным их вообще было посещать запрещено) и обслуга там была соответствующая: не только дамы, но и дорогая выпивка, и музыка. Часть – для чёрных, и «работали» там в основном негритянки (это место называлось «Чёрным Сторивиллом»). Бордели были хуже, дешевле, преступность цвела пышным цветом. Но и в «белом», и «чёрном» Сторивилле использовали для привлечения клиентов музыку. Так родился джаз. В 1917 году бордели, однако, прикрыли, а потом и вовсе снесли, а сам квартал перестроили.
Кладбище Сент-Луи №1. Эпидемия малярии, жёлтой лихорадки и прочих болячек выкосила столько народу, что кладбище Святого Петра переполнилось, и пришлось открывать новое. Хоронили там в основном бедняков, и под землёй. Когда эпидемия пошла на убыль, стали ставить знаменитые новоорлеанские саркофаги, прямо поверх безымянных могил. Да, мы поняли: жители Нового Орлеана просто любят строить что-то поверх кладбищ, так часто это случается.
Именно на этом кладбище, по одной версии, похоронена Мари Лаво. Её саркофаг – место паломничества как горожан, так и туристов. Он весь исчерчен крестиками: три в ряд, мелом или кусочком кирпича. Начерти три крестика, постучи в саркофаг и попроси Королеву о чём-нибудь, а когда желание исполнится, принеси подношение: немного денег, выпивку, или там бусы – что-то, Мари любила при жизни. Это только один из вариантов обряда: в некоторых нужно обходить вокруг могилы, в некоторых – оставлять подношение сразу, в некоторых – молиться, но крестики ставятся всегда. Не похоронен под грудой подношений саркофаг пока что только потому, что подношения регулярно подбирают местные вуду без особого места жительства. Или даже с особым, но просто не брезгующие таким заработком. Королева не против: в конце концов, она не брала плату за магию с чернокожих, вот и после смерти позволяет им забираться дары.
Есть на этом кладбище и второй склеп, в котором-то, по другой версии, Лаво и похоронена. Он тоже исписан крестиками: сюда девушки приходят просить себе мужа. Говорят, этот обычай завели проститутки из борделей в округе – тайных борделей, потому что к тому времени проституцию запретили – которые приходили просить у Королевы совета и помощи.
В этом же районе, через пару кварталов, расположено кладбище Сент-Луи №2, а в соседнем районе – Сент-Луи №3.
Художники и радуга: Мариньи
Не самый безопасный, но очень богемный район.
Фобур-Мариньи. Квартал в Мариньи. Известен как квартал художников, творческих людей… И секс-меньшинств. Там весьма бурная ночная жизнь, сердцем которой является Френчмен-Стрит, названная «местным Бурбоном».
Кладбища. Кладбища Мандевил и Сейнт-Рох, погост в испанском стиле со старинной церковью.
Живописные особняки: Гарден-Дистрикт
Или, в переводе на русский, «район садов». Назвали его так не зря: он утопает в зелени. Здесь живут самые обеспеченные граждане Нового Орлеана. Во время урагана Катрина гарден-дистрикт почти не пострадал, и так же как красив, как и был прежде: викторианские особняки девятнадцатого века, ухоженные сады, улицы, названные в честь древнегреческих божеств. Хоть до центра рукой подать, район садов – очень тихое и спокойное место, в отличие от шумного французского квартала.
Кладбище Лафайет №1. Это кладбище чаще всего мелькает в фильмах о вампирах и прочей готике Нового Орлеана. Оно очень живописно, полно прекрасных деревьев и цветов. Через пару десятков лет после основания кладбища начала эпидемия жёлтой лихорадки, которая унесла около двух тысяч жизней, и кладбище элементарно переполнилось и было закрыто. Но свой ресурс оно исчерпало на все 150%: тут очень много «многоместных» саркофагов, с полдесятком ячеек.
Спокойные районы: Сентрал Сити, Аптаун, Одубон, Карролтон
Двухэтажная Америка как она есть: ряды коттеджей с аккуратными садиками. Это довольно благополучные и тихие районы, где живут люди с доходами выше среднего. Верхняя часть Аптауна когда-то была не самым благополучным районом, но это в прошлом. Из достопримечательностей – в основном парки и университеты.
Тулейнский университет. Частный исследовательский университет, расположенный в районе Одубон рядом с парком. Там же расположен кампус. Был основан в 1834 году как медицинский колледж, который через полвека разросся до университета. Имеются архитектурный и медицинский факультеты, а также факультет общественного здоровья и тропической медицины, естественных наук и инженерии, социальной работы. Также в рамках университета есть школа права, школа искусств и школа бизнеса (что бы под этими понятиями не подразумевалось).
Медицинский факультет и медицинский исследовательский центр Тулейнского университета расположены в Даунтауне.
Парк и зоопарк Одубон. Зоопарк довольно большой и старый: он начал создаваться в конце девятнадцатого века. Там можно полюбоваться на множество разных животных, в том числе любовно воссозданный участок болота с плавающими в нём аллигаторами; полюбоваться с безопасных смотровых мостков, понятное дело. Парк Одубон – тихое место, тенистое и малолюдное.
Кладбища. Неподалёку от Гарден-дистрикт расположено кладбище Сейн-Джозеф, в Аптауне – кладбище Валенс, в Карролтоне – кладбище св. Мэри. Ни призраками, ни какой-то особой архитектурой они не знамениты.
Зелень и кладбища: Мид-Сити, Лейквью, Джентилли
Менее фешенебельные, чем описанные выше, эти районы населены в основном теми, кого называют «средним рабочим классом». Они сильно пострадали во время Катрины, когда воды озера хлынули через прорванную дамбу в город. Особенно это касается приозёрных районов – Лейквью и Джентилли.
Кладбище Холт. Расположенное на краю Мид-Сити, считается единственным ныне существующим подземным кладбищем Нового Орлеана. Также считается бедняцким кладбищем: денег на приличные надгробия у тех, кто там хоронит, нет, а у некоторых вообще нет денег на надгробия. Поэтому на некоторые могилы просто наваливают любимые вещи покойного. Говорят, именно здесь, а не на Сен-Луи, могила Мари Лаво, не отмеченная ничем. Здесь растут чудесные большие вязы со свисающим клочьями мхом, в дуплах которых, как говорят, звучат голоса духов умерших.
Кладбище Метейри. Расположено на краю Лейквью. Долгое время считалось самым престижным кладбищем Нового Орлеана. Вместе с тем самое не-новорорлеанское по духу и архитектуре: вместо тесных лабиринтов саркофагов – широкие проходы, большие гробницы, всё гламурное и аккуратное. Но призраки тут тоже ходят. Во-первых, это призрак создателя кладбища, Чарльза Говарда. Он разбогател, выиграв в первой лотерее, что проводилась в Луизиане; но никакое богатство не смогло повысить его статус в глазах тех, кто считал себя настоящими аристократами. Когда он подал заявку на членство в элитном Жокейском Клубе Метейри, ему отказали. И он поклялся, что когда-нибудь выкупит земли ипподрома и устроит там кладбище. Так оно и вышло – но сам Говард умер, упав с лошади (!), и упокоился в центре собственного погоста. И периодически бродит по некрополю. Ещё там имеется своя новоорлеанская Хатико: собака, которая после смерти хозяйки так и не ушла с кладбища, а осталась на её могиле. В честь этого на могиле потом поставили памятник плачущей собаке, который очень любят горожане. Есть там и свой Медный Всадник: статуя Джози Арлингтон, заслуженной бордель-маман всего Нового Орлеана. Суровые родители когда-то не пустили домой девочку, которая, несмотря на запрет, отправилась гулять с парнем поздно вечером, и девочка вынуждена была заняться проституцией. Как ни странно, подобное деяние не мешало Джози искренне любить семью, а семье – жить на деньги, которые присылала Джози. Джози создала первый благоустроенный бордель в Новом Орлеане, со стриптизом и услугами эскорта, а также отказывалась брать на работу девственниц – мол, девственностью я никогда торговать не буду. Проституцию запретили уже после смерти Джози, но в сердцах горожан она, видимо, осталась как проститутка с золотым сердцем, а потому к её могиле ходило столько туристов, что близкие Джози перезахоронили её останки. А памятник остался: девушка, стоящая у закрытой двери.
К сожалению, хоть это кладбище и славное место, шумную вечеринку, в лучших традициях скованных, там не устроишь. Порядок на кладбище охраняет призрак шефа полиции Хеннеси, убитый мафией – это убийство так и не было раскрыто.
Поэтому хотите веселиться – идите на кладбище Холт.
Другие кладбища. Этот район богат на кладбища, как никакой другой. Тут имеется целая полоса кладбищ в соседних кварталах, разделённая только улицам: Холт и Метейри, о которых мы уже говорили, но также Масоник Темпл (масонское, как можно понять из названия), Дисперсед оф Джуда, Сайпресс Гроув. В Джентилли есть кладбища Ахвас Шолем и Хебрю Рест. Кладбища пострадали во время наводнения, и некоторые останки так и не удалось идентифицировать и вернуть в могилы.
Университеты. В Мид-Сити расположен Луизианский университет Ксавье, ещё один частный университет, известный прежде всего колледжем фармацевтики, хотя также имеется колледж наук и искусств, где можно получить биологические, гуманитарное и так далее образование. Рядом с городским парком и кладбищем Холт расположен колледж Дельгаго и студенческий кампус. В Джентилли, неподалёку от озера, расположен Новоорлеанский Университет – государственный университет, имеющий репутацию «место для тех, у кого не хватило денег поступить в заведение поприличнее».
Городской парк. Огромный парк, в котором имеются как районы с аттракционами, так и поля для игры в гольф, теннисные корты и просто уголки для отдыха и любования природой. Имеется дубовая роща с 800-летними деревьями и музей новоорлеанского искусства.
Тут надо быть настороже: Байуотер, Седьмой, Восьмой и Верхний Девятый районы
Не самые, мягко говоря, благополучные районы. Здесь торгуют всякими весёлыми веществами, и здесь же закапывают тех, кто не смог заплатить. Уродская часть города, а состояние асфальта заставляет желать лучшего. По берегу идёт полоса заводов и складов – неплохое место, чтобы избавляться от трупов. Самый крупный поставляет металл и изделья из него вроде труб. Эти районы также пострадали во время Катрины, особенно Байуотер.
Кладбища. Кладбище Сент Винсент де Пол (Байуотер).
За рекой: Нижний Девятый Район, Араби, Чалметт, Восточный район, Алгьерс
Все эти районы лежат на другом берегу Миссисипи; первый четыре расположены на северо-востоке от центра, а последний – на юго-востоке, между изгибами реки. Восток города делится напополам каналом Мейн Аутфолл («Главный сток»). Восточный район лежит выше канала, на берегу озера, а ниже, отделённые полосой водохранилищ – Девятый Район, Араби и Чалметт. Это пригород, который к тому же сильно пострадал во время Катрины: верхние районы залило водами озеро, нижние – когда прорвался канал Мейн Аутфолл и водохранилища. На самом севере Восточного Района, над озером, имеется аэропорт Лейквью. Вдоль реки идёт полоса свалок, болотистых равнин, поросших кустарником, и всякого такого. Стрип-клубы, свалки, незаконные гонки на автор – это побережье довольно милое место.
Девятый Район. До Катрины здесь развернулось строительство социального жилья, в которое заселились в основном темнокожее население. Во время Катрины этот район пострадал больше всего, так как прорвало сразу несколько каналов, его окружающих. У многих тех, кто выжил и бал эвакуирован, не хватило денег вернуться в Новый Орлеан, а потому изрядная часть этого района – заброшенные дома. Те же, кто вернулся, столкнулись с тем, что правительство не слишком заинтересовано в финансовой помощи жителям окраин, тем более чёрным жителям. Нет худа без добра: теперь по Девятому Району водят туристические экскурсии, демонстрируя те разрушения, которые принесла Катрина. На западе района стоят «дома Бреда Питта» – то есть те, что были построены на деньги актёра, решившего помочь жителям Девятого Района. Эти дома стоят на сваях, чтобы остаться в безопасности в случае повторного затопления.
На восток от района тянутся места, населённые бомжами и, надо полагать, учитывая количество пустующих зданий – скваттерами, а ещё западнее стоит нефтеперерабатывающий завод.
Алгьерс-пойнт. Бары и смотровые площадки в Алгьерс с видом на Французский Квартал. Больше ничем Альгьерс не примечателен. Абсолютно не пострадал во время Катрины.
Кладбища. Национальное кладбище Чалметт, расположенное в одноимённом округе. Неподалёку – поле боя, на котором Новый Орлеан когда-то отстоял свою независимости от Англии. В годовщину сражения любители истории на этом месте устраивают его реконструкцию. В Алгьерсе имеется кладбище Святой Марии.
Заказник «Байю Севедж Нешнл Вайлдлайф». Находится за городской чертой западнее города. Болотный заповедник, где также имеются руины старой французской крепости.
20 комментариев
… Думаю, в вашем случае будет о-очень много чёрного йумора: З
По игре по гайстам было бы интересно отчеты почитать!:)
В остальном — браво еще раз!
grabschonheiten.diary.ru/?tag=3412889
Про бусы и сиськи на Бурбон стрит, вне Марди Гра, сказки.
UPD. еще в городе есть очень романтичные трамвайчики
Одна туристка писала, что в будний день кто-то кидал бумы с балкона.
Думаю, когда все выпьют, то вполне могут и забыть, что не Марди Гра.
www.dropbox.com/s/36dqsg0ppv58s9y/IMG_5154.JPG?dl=0
www.dropbox.com/s/vdx6bfdvki5pcgy/FullSizeRender.jpg?dl=0
Олсо, нашел указатели: www.dropbox.com/s/hewgxasl5ualw2n/IMG_5063.JPG?dl=0