На пороге костяного дома: игра становится искусством

Это доклад Николая Дыбовского, художественного руководителя студии «Ice-Pick Lodge» на КРИ 2005. Для тех, кто не помнит или не знает, ледорубами этих людей были созданы такие игры как «Мор. Утопия» и «Тургор».


Когда-то их творчество, идеи, символы и смыслы сильно повлияли на меня. Хочется верить, что и сегодня кто-то сумеет отыскать что-то новое и полезное в Колиных словах.

Слушать





















  • нет
  • avatar
  • 4
  • +20

41 комментарий

avatar
Инстант лайк. Ледорубы — ван лав.
avatar
Дыбовский вообще крут невмерно.
avatar
Мне нравится «Мор. Утопия» и, скорее, нравится, чем не нравится «Тургор», но к Дыбовскому я отношусь довольно прохладно. Мне не очень нравятся люди, стремящиеся привнести метафизику и мистицизм туда, где можно обойтись без них, особенно когда метафизика начинает замещать этику. В слайдах, кстати, чрезмерная любовь к метафизике очень хорошо заметна, потому что основную массу мыслей — с частью из которых я вполне согласен — можно было бы донести гораздо проще и понятнее. Ну и вообще там слишком много всего намешано на мой вкус — так что Кен Левин, при всем моем уважении к ICL, все же для меня является большим авторитетом.
avatar
Мор.Утопия на 90% состоит из метафизики и мистицизма. Тургор — на 95%. Если страсть Дыбовского к мистицизму помогает ему делать такие замечательные игры, значит в ней он прав и значит он применяет метафизику правильным образом. Значит, он молодец. Именно благодаря мистицизму. В том числе в области этики, иначе разве создал бы он то что создал? А по поводу хаотичной организации мыслей, мешающей внятно их излагать… ну я сходным образом мыслю, поэтому для меня, например, все сказанное предельно понятно и думаю даже понятнее, чем если бы было приглажено и заполировано «более ясным языком».
avatar
Ну, как бы, именно поэтому лично для меня Infinite все же круче и Мора, и Тургора. У Левина игры о довольно простых этических вопросах в антураже, который имеет налет метафизики/мистицизма. У Дыбовского получаются игры, в которых первичен именно антураж, за которым теряется этическая составляющая происходящего. Это не значит, что Дыбовский плохой или глупый, но лично мне такой подход кажется менее выигрышным и попахивает не столько вовлечением игрока в процесс, сколько самлюбованием.
avatar
Bioshock Infinite +1
??-????? ????????????? ????????.
avatar
Вы звучите так, будто хотите сказать что-то плохое.
avatar
Я, понимаю, что сейчас скажу непопулярное мнение, но творения Дыбовского в целом отдают какой-то напускной пафосности и псевдоинтелектуальности, которая мешает объяснить вещи простым языком. Причем именно из этого пафоса и какбе-интеллекта игры ледорубов как-то привлекают аудиторию, хотя если слегка отстраниться от всей метафизики, то станет понятно, что игры как таковые сделаны ужасно. Просто ужасно.
avatar
К сожалению, это достаточно популярное мнение )) С точки зрения геймплея игры Ледорубов действительно далеки от шедевра. Ледорубы берут уникальной атмосферой, сеттингом и персонажами, а Мор еще глубоким сюжетом.
На счет «напускного пафоса» и «псевдоинтеллектуальности» спорить не возьмусь, потому как не понимаю, что означают эти слова и чем они отличаются от «пафоса» и «интеллектуальности».
Про интеллектуальность скажу следующее. Игра, как произведение искусства, вынуждена работать с символами и абстракциями. А для того, чтобы говорить о сложном, как правило, нужен сложный язык. В данном случае язык сложных символов и метафор.
И да, уникальный язык абстракции, метафор и, поднимаемых игрою, тем — самая сильная сторона Колиных проектов, за которую и ценит Ледорубов их целевая аудитория. Отстраняться от этого — это все равно, что отстраниться от пострелушек и графона в Колде ))
avatar
Не соглашусь с одним пунктом. Я видел хорошие произведения, рассказывающие простыми словами о сложном.
А конкретно как они работают с метафорами… честно скажу, что я не нашёл каких-то невероятно сложных тем в «Море». Какие темы раскрылись в конце каждой линии? Чудо с большой буквы (Самозванка), Жертва (Артем), Красота (Даниил), Свобода своих действий (все), Иллюзорность всего происходящего (все), Манипуляции (вроде Даниил, и еще Самозванка), Судьба (все)…
Большая часть этих тем я видел раскрытыми в других произведениях. Жертва — Fullmetal Alchemist, Свобода — Матрица, Иллюзорность — Матрица и Начало, Манипуляции — Аватар (который мультсериал), Чудо — Властелин Колец… Разве что Красота линии Даниила меня не зацепила из-за мелочности главного героя. Но во всех вышеперечисленных произведениях эти темы раскрыты понятно и без применения сложных слов там, где без этого можно было обойтись.
Так что пока я не вижу, зачем превращать Мор в стену текста, половина слов которых должна быть с Пафосными Большими Буквами. Или там есть прямо супер-тонкие темы, которые я пропустил?
avatar
Вот уж не знаю, где ты в Море сложные слова раскопал. По мне так все довольно ясно, если следить за подаваемой информацией и поумерить СПГС. Видимо, различие лежит in the eye of the beholder.
avatar
Мы делали игры по Мору, так что материал был изучен достаточно подробно. Если интересно, можно будет при встрече повонзаться )) Сейчас и тут не готов, писать много придется — проще в живую ))
avatar
Смешной случай вспомнил )) Один мой друг долго и путано пытался мне объяснить суть достаточно сложной проблемы, которая у него образовалась в его рабочей группе, простыми словами. Но как то все не выходило. Тогда он «психанул» и сказал — «ну, проще говоря я не смог выйти за рамки дискурса» )) И тогда я его наконец понял. Это я к тому, что сложные слова нужны, их не просто так для «пафоса» придумали. Они нужны для того чтобы говорит о сложных вещах.
avatar
Ну, как я уже говорил, я видел темы в «Море» объясненными простыми словами (и это ничего не ухудшило). Я мог бы повспоминать, как же тема жертвы и приносящего в жертву раскрыта на примере Артема и как она раскрыта лучше в другом произведении, но мне лень. Просто скажу — мне не нравится Мор, мне не нравится стиль подачи, мне не нравится общее направление сюжета и логические нестыковки, которые порой сюжет рушат, мне не нравится необъясненные вещи оставленные на «потому что»…
Блин, увлекся. Короче, мне не нравится Мор.
avatar
«Мне вообще! Ничего! Не нравится! Сэр!»
:D
Ну это-то понятно! Вкусы бывают разные.
avatar
Возможно с этого стоило начать и этим закончить? О_о
avatar
Да ты чего? НЕ спорить в интернете? Нонсенс!
avatar
Кен Левин, при всем моем уважении к ICL, все же для меня является большим авторитетом.
В чем именно?
avatar
В гейм-дизе и, в частности, взаимодействии игры и игрока.
avatar
Странный выбор, конечно, даже если учитывать прекрасный СС2.
По-моему, Левайн, скорее, иллюстрирует путь от отличнного образца геймдизайна к среднему и, в конце-концов, к плохому.
avatar
Биошоки весьма и весьма хороши: даже если они тебе не нравятся, качество их отрицать довольно сложно, мне кажется. Не знаю, по какой мерке их можно оценить как скатывание от среднего к плохому дизайну.
avatar
Биошок — нормальная игра.
Биошок: Инфинит — это хорошее что угодно, но не хороший геймдизайн. Можешь холиварить, только, пожалуйста, не в этой узкой кишке текста.
SS2 > BS > BSI
Очень четко, по-моему.
avatar
Я с тобой не согласен. С моей точки зрения Bioshock: Infinite — лучшее, что случалось с индустрией за последние два года, и это лучшее — исключительная заслуга Левина. Впрочем, у меня все равно было желание накатать отдельный пост, так что можно там обсудить.
avatar
Давай. Я прочитаю.
avatar
Окей. На днях напишу.
avatar
Не готов аргументированно спорить вообще: просто учти, что я использую шкалу, где какой-нибудь black ops это проходная посредственность, а не однозначно плохой геймдизайн.
avatar
avatar
Фак, извиняюсь, случайно ткнул в минус.
avatar
Ну, с моей точки зрения скорее имеет место быть путь от хорошего к неплохому (да, мне не понравились первые два Биошока), а потом очень хорошему.
avatar
Странно, но я не знаю, почему, но я согласен с Аваллахом. Меня по неизвестной причине вообще не зацепили первые два Bioshock'а. Я просто их бросил. В BSI я крайне не согласен с концовкой (за последними дверьми), мне абсолютно неважно, ЧЕМ является BSI — главное, что в ней интересно было… поучаствовать. И вообще — девиз маркетинга, похоже, звучал как «БОЛЬШЕ ФАНСЕРВИСА — ХОРОШЕГО, РАЗНОГО.» И я всё равно доволен. Да, пострелушки и суперспособности вышли так себе, ну и что с того? И дело тут даже не в том, что в Rapture было страшно, тесно, сыро, глубоко, мрачно и ridiculous. Нет. В Восторге, не смотря на наличие сумасшедших, сплайсеров, радиопереговоров, записей и немного сестёр было пусто, одиноко и скучно… Не было протагониста, не было друга, не было врага… К концовке не возникало желания идти дальше. Голоса в голове...

В BSI — наоборот, все вокруг были живые, человечные, рядом. Вы участвуете, вовлечены в происходящее, как и протагонист… Короче, я не знаю, зачем я всё это рассказал.

В Мор не играл, в Тургоре меня вальнули, когда я случайно боёвку, причем управление так сильно мешало, что я отложил игру на отдалённое, светлое будущее. Претензий/отзывов не имею.
avatar
На сколько я помню, в докладе довольно много отсылок на Проппа. Так что это скорее мифологизм нежели мистицизм.
А где вы там метафизику углядели вообще в толк не возьму? Ни на слайдах ни в докладе нет ничего о поиск первопричины или исследовании изначальной природы бытия, как мне помнится.
avatar
Не, там реально это есть. Практически в аксиоматике, в движении линии расуждений.
avatar
Да это вообще анимизм какой-то по хорошему счету.
avatar
Знатный СПГС! Помним.
avatar
?? ????? ?? ??? ?????????? ? ????????????? ????????, ??? ? ????????? ??? ?????? ??????-?????? ???? «Knock, Knock», ? ?????????? ??? ? ??? ???????? ? ????? ???? ???????? ????????????.
avatar
И когда они её наконец-то запилят?
avatar
Катикрис, мы ждем твоей отписи на форумке.))
(Если с ДМом сработало...)
avatar
Оффтоп: пиши, пожалуйста, в личку :)
avatar
avatar
О, круть!
avatar
Очень круто, спасибо!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.