Несовпадение в аксиомах
Ладно, завязываю с троллингом. Предлагаю поговорить о чём-нибудь разумном.
Бесконечный тред о мастерском произволе на МРИ напомнил мне о сделанном когда-то мной наблюдении: если достаточно долго и обстоятельно (пытаясь доискаться до истины, а не обмениваясь оскорблениями) дискутировать с человеком, с которым у тебя есть принципиальное расхождение по какому-то вопросу, можно рано или поздно упереться в то, что у вас есть расхождение в аксиомах. Для тебя — раз уж я заговорил о той многострадальной теме — является «совершенно очевидным» (аксиомой), что самое главное в ролевых играх — это отыгрыш роли, и без него ролевая игра не может быть ролевой. Для твоего оппонента «совершенно очевидно», что главное в ролевых играх — это предельно честный «проблем-солвинг», а всё остальное — от лукавого. Или, если не ограничиваться ролевыми играми, в дискуссии об истории твой оппонент может быть твёрдо уверенным, что все люди склоняются к «Neutral Evil мировоззрению», а мотивацией людей, как и движущей силой истории, является удовлетворение базовых человеческих инстинктов, и ничего кроме этого не существует, а ты можешь указывать ему на то, что есть и другие категории (но это будет бесполезно).
Вот как только было выявлено такое расхождение в аксиомах, лежащее в основе противоречия во взглядах, самый разумный путь, на мой взгляд — это «согласиться не соглашаться». Потому что дальше может быть только спор о том, чьи аксиомы аксиоматичнее, который в лучшем случае будет выглядеть как спор о вкусах и достоинствах арбуза перед свиным хрящиком, а в худшем — как разговор двух инопланетян из разных вселенных с различными законами физики.
(Впрочем, я вообще не очень оптимистично оцениваю возможность объяснить что бы то ни было любому человеку с помощью логических аргументов).
Бесконечный тред о мастерском произволе на МРИ напомнил мне о сделанном когда-то мной наблюдении: если достаточно долго и обстоятельно (пытаясь доискаться до истины, а не обмениваясь оскорблениями) дискутировать с человеком, с которым у тебя есть принципиальное расхождение по какому-то вопросу, можно рано или поздно упереться в то, что у вас есть расхождение в аксиомах. Для тебя — раз уж я заговорил о той многострадальной теме — является «совершенно очевидным» (аксиомой), что самое главное в ролевых играх — это отыгрыш роли, и без него ролевая игра не может быть ролевой. Для твоего оппонента «совершенно очевидно», что главное в ролевых играх — это предельно честный «проблем-солвинг», а всё остальное — от лукавого. Или, если не ограничиваться ролевыми играми, в дискуссии об истории твой оппонент может быть твёрдо уверенным, что все люди склоняются к «Neutral Evil мировоззрению», а мотивацией людей, как и движущей силой истории, является удовлетворение базовых человеческих инстинктов, и ничего кроме этого не существует, а ты можешь указывать ему на то, что есть и другие категории (но это будет бесполезно).
Вот как только было выявлено такое расхождение в аксиомах, лежащее в основе противоречия во взглядах, самый разумный путь, на мой взгляд — это «согласиться не соглашаться». Потому что дальше может быть только спор о том, чьи аксиомы аксиоматичнее, который в лучшем случае будет выглядеть как спор о вкусах и достоинствах арбуза перед свиным хрящиком, а в худшем — как разговор двух инопланетян из разных вселенных с различными законами физики.
(Впрочем, я вообще не очень оптимистично оцениваю возможность объяснить что бы то ни было любому человеку с помощью логических аргументов).
13 комментариев
Это, впрочем, не имеет никакого отношения к реальным спорам, за вычетом очень малого количества совсем-уж-гиков.
В спорах же о субъективном: «что вкуснее — мед или клубника» или при споре об определениях (в отсутствие официального определения, не имеющего возможности двоякого толкования) «согласиться не соглашаться, но принять к сведению» — как раз единственное логичное завершени спора двух рациональных людей. Ну и конечно же споры о том, какой источник данных надежней в отсутствие возможности экспериментальной их проверки тоже попадают в категорию субъективных предметов.
Олсо, хотя именованной теоремы такой и нет, но довольно очевидно что _рациональный_ человек не может отстаивать заявления о «субьективном» в принципе.
а) Обсуждения некого предмета с целью установления истины.
б) Разговор о личных предпочтениях и/или видении некого предмета.
в) Обсуждение субъективности/объективности некоторого вопроса.
С другой стороны, ему вообще очень сложно что-то доказать. «Есть два мнения — моё и неправильное» — это про него. В лучшем случае он согласится что «может быть иногда, в некоторых, особо оговорённых случаях 2+2 действительно равно 4, а не пяти, как я думаю» (пример синтетический, реальный писать — стена текста).
Стоит ли говорить, что в НРИ у него точно такие же… концепции. И сдвинуть с них его нереально. В снаружи мы вроде как говорим на одном языке и об одном и том же, и даже согласны иногда. А вглубь копнешь…
… и это человек, которого я знаю 18 лет.
*безнадёжно махнул рукой*
Ну и да, всё это подразумевает, что человек ведёт беседу с целью, а не просто реагирует на последнюю реплику.