О печали и личном ужасе
Любовь, страх, отчаяние, безумие. Сильные, чистые состояния, на тему которых немало написано, снято и сыграно. Возможно, вы не знаете каждую их грань, но умеете добавить щепотку того или этого в основное блюдо — в ролевую игру.
Печаль куда тоньше. Это сожаление о том, чего нельзя изменить. Неизменное связано с печалью так же, как неизвестное — со страхом. Мысли о смерти страшат, потому что человек не знает, что его ждёт, и печалят, потому что близкие утешатся, и сама память о нём изгладится.
Личный ужас из маскарада мне не по душе — именно потому, что он «ужас». У вампира ничуть не больше оснований бояться, чем у человека. Но в идее вампиризма есть печаль, печаль того рода, когда в самоистязаниях находишь особое наслаждение. (Нет, я не садист и не психопат, это идея из эссе «Философия творчества» Эдгара Аллана По. Прочтите его, прежде чем обвинять меня в жестоком обращении с игроками). Когда я вожу маскарад, то побуждаю персонажей игроков задаваться вопросами, ответ на который им слишком хорошо известен.
Смогу ли я полюбить? Увижу ли море в солнечный день? Стану ли вновь человеком? Избавлюсь ли от своего проклятия?
Nevermore.
Печаль куда тоньше. Это сожаление о том, чего нельзя изменить. Неизменное связано с печалью так же, как неизвестное — со страхом. Мысли о смерти страшат, потому что человек не знает, что его ждёт, и печалят, потому что близкие утешатся, и сама память о нём изгладится.
Личный ужас из маскарада мне не по душе — именно потому, что он «ужас». У вампира ничуть не больше оснований бояться, чем у человека. Но в идее вампиризма есть печаль, печаль того рода, когда в самоистязаниях находишь особое наслаждение. (Нет, я не садист и не психопат, это идея из эссе «Философия творчества» Эдгара Аллана По. Прочтите его, прежде чем обвинять меня в жестоком обращении с игроками). Когда я вожу маскарад, то побуждаю персонажей игроков задаваться вопросами, ответ на который им слишком хорошо известен.
Смогу ли я полюбить? Увижу ли море в солнечный день? Стану ли вновь человеком? Избавлюсь ли от своего проклятия?
Nevermore.
52 комментария
Больше. А почему — написано в конце твоего же поста. Именно потому что он никогда больше не сможет полюбить. Более того, чем больше Зверь побеждает, тем больше простых и человеческих чувств исчезают из эмоционального спектра вампира.
Именно потому что стать человеком и снять проклятие Каина — невозможно. Точнее, возможно, но рецепт к становлению негемоглобинозависимым и ходящим под солнцем простым парнем лежит у вампиров где-то в области мифов и легенд и для достижения сказочного просветления нужно многое в себе побороть. А сработает ли этот рецепт из мифов стопроцентно, даже, если ты все сделал «правильно»? Хрена с два. Это же миф, кто знает, сколько в нем правды?
Давайте сравним эмоции вампира с эмоциями смертельно больного — другого обреченного. Такой человек ненавидит боль, приходит в отчаяние, но боится он не самой болезни, а смерти. Болезнь лишь напоминает ему, что он обречен. Пугает болезнь только тех, кто не болен.
То, с чем сталкиваешься каждый день, само по себе не пугает. Пугают последствия.
Но, в существовании вампира нет стагнации, всегда можно стать еще хуже, еще бесчеловечней, еще более не-человеком. А в конце лишь тенью былого себя, который хочет лишь жрать, спать и убивать.
Объясните, пожалуйста, в чем разница между вампирским страхом грядущего изменения и потери себя, который описали вы, и человеческим страхом грядущего изменения и потери себя, который описал я.
1. Старость неизбежна. Потеря Человечности — нет.
2. Во время первых признаков старости вы не убиваете всех, кто окажется рядом. (Опционально — родных и близких).
3. Старея, вы не становитесь потенциальным объектом охоты для фанатиков.
4. К тому, что вы состаритесь и умрете, вас готовят с детства. К приходу Зверя вы не готовы.
5. Ну и, конечно же, при первых признаках старости вы не теряете контроль над собой, делая ужасные вещи, которые приходится разгребать лично вам.
Пяти пунктов хватит?
Вот все эти пункты, которые отличают приход Зверя и приход старости и делают первый страх реальнее и ощутимее.
Красивая женщина так боится старости, как никакой вампир не боится какой-то там потери себя. Повторюсь, бесполезно сравнивать количественно, нужно качественное сравнение. Пожалуйста, скажите, в каком аспекте отличаются вышеприведенные страхи.
Зверь всегда рядом. В тебе.
Старость не перехватывает контроль над твоим телом, заставляя тебя делать ужасные вещи.
У страха старости есть множество подстрахов, мелких страхов, объединенных общей темой. Страх потерять разум, страх потерять красоту, страх потерять дееспособность, страх потерять контроль над своим телом, страх стать зависимым от других. Не думаю, что смогу перечислить все за один присест.
У страха потери человечности и страха старости подстрахи не во всем совпадают, но есть четкие параллели. Я боюсь стать овощем — я боюсь стать безмозглым монстром. Я боюсь, что за старостью последует смерть — я боюсь, что за потерей человечности последует окончательная смерть. Я боюсь, что старость лишит меня разума и контроля над собственным телом — я боюсь, что потеря человечности лишит меня, опять же, разума и контроля над собственным телом.
Вот о чем я говорил, когда попросил назвать разницу между двумя страхами. Приведите то, чего боится вампир и чему нет прямой аналогии в страхе человека.
Вы же рассуждаете примерно следующим образом: wicked боится горилл, а я боюсь крокодилов. Чтобы доказать ему, что это тотально разные страхи, опишу ему, насколько страшен крокодил. Это не какое-то там млекопитающее, крокодил холодный и противный! Никакого сравнения с боязнью жалкой волосатой гориллы.
Возражу и на аргумент «зверь у меня внутри, а старость — где-то там». Да. Да, это так. Как это влияет на страх? Красивая женщина, которую я уже приводил в качестве примера, и даже мнительный мужчина воспринимает старость как нечто близкое, как нечто, что всегда с собой. Тик-так, тик-так. Они почти физически ощущают, как появляется новая морщинка и вырастает седой волосок. Старость для них — каждодневная реальность, это не течение времени, а крохотные, порой надуманные, изменения в организме.
Теперь про «зверь в любой момент может захватить надо мной контроль». В категориях страха очень трудно рассуждать о времени. Какой страх сильнее — тот, что страшный врач, который сидит рядом, вонзит в руку иголку, или тот, что случайная бродячая собака наградит бешенством? В категориях страха страх потерять контроль от того, что зверь возьмет верх, и страх потерять контроль над собой из-за старческого слабоумия равноценны.
Я вас уважаю и не стремлюсь к победе в споре, чтобы потешить эго. Но я много размышлял над природой эмоций, и в посте — не плод моих рассуждений за чашкой чая, а результат того, что я обдумывал годами.
кродля меня разница очевидна.>Я боюсь, что старость лишит меня разума и контроля над собственным телом — я боюсь, что потеря человечности лишит меня, опять же, разума и контроля над собственным телом.
Конечно. Но до этого, Зверь будет раз за разом выдергивать вас из объятий Человечности, показывая, что он сильнее. До полной потери Человечности, раз за разом борясь с приступами Безумия, вы будете понимать, что в вас, именно в вас живет ваш главный противник. И, в отличие, от старости, до того, как полностью вас уничтожить, он не раз унизит вас в ваших же глазах. Есть большая разница между обнаружением седого волоска и внезапного пробуждения от Зверя с разорванным трупом лучшего друга на руках. И у вампира нет никакой отсрочки. Зверь всегда рядом. Внутри. Ждет, чтобы вырваться. Хотя бы на десять минут, когда до полной потери Человечности (аналога старческого слабоумия по вашем меркам) еще ой как далеко.
Отвечу на красочное описание красочным описанием. Я ведущий, я умею. Представьте девчушку, которая досматривает за выжившей из ума старухой. У той шаркие шаги, трясущиеся пальцы, неприятный запах, она плохо слышит и видит, а когда подходишь к ней ближе — тебе в лицо летят мелкие капельки слюны. Старуха часто поливает девчушку ругательствами, а однажды даже замахнулась на нее мокрой тряпкой. Девчонка помогает старухе в душе, видит сморщенную обвисшую кожу и торчащие кости. У старухи артрит, она часто кричит от боли. У девчушки разрывается сердце, она ничем не может помочь.
Да, я не вижу разницы между страхом frenzy у вампира и страхом, который чувствует эта девочка. Явления различны, а страхи — нет. Крокодил и горилла, помните? :3
А у вампиров нет отсрочки, Зверь терзает их с самого Становления. До того, как Человечность обнулится, у еще не «постаревшего», по вашим меркам, приступы Безумия будут захватывать бедного бладсакера, заставляя его делать ужасные вещи. Старость — она там и потихоньку. Зверь — всегда с вами и всегда начеку.
Сет меня забери, Викед, но я не знаю, как объяснить эту вполне очевидную для меня вещь.
Я, например, боюсь и иголок в моей коже и изнасилования медведем гризли. Но медведей я боюсь явно больше.
обычный человек боится гориллу больше, чем гориллофоб, или столько же?
мне кажется, что ваше изначальное утверждение о том, что все страхи равны, высосано из пальца
да, страхи субьективны и разные люди боятся по разному
но это никак не отменяет статистики о том, что одних вещей в целом боятся больше, чем других
С точки зрения базисных страхов разницы между страхом гориллы и страхом крокодила никакой. Разница, скажем, между страхом смерти и страхом безумия колоссальна.
Я не утверждал, что все страхи равны, я утверждал, что вампирские страхи сводятся до тех же базисных страхов, что и страхи человека.
страх — это эмоция
эмоции связаны с гормонами и обменом веществ
через это можно установить силу эмоций и увидеть, например, что Петя боится горилл больше, чем Вася боится крокодилов
«базисные страхи» — модель, говорящая только о причине страха, вы же пытаетесь ее приплести к разговоре о его силе
так вот, возвращаясь к силе, при том, что она в целом субьективна, существуют статистические закономерности касательно того, что одни вещи в целом и чаще страшнее других
и пойнт Лексса в том, что у вампирского страха потери человечности достаточно причин быть в целом более сильным, чем человеческий страх потери молодости
тем паче, что один сводится к страху безумия, а другой к страху смерти, и, насколько я вас понял, вы и сами понимаете, что разница между ними велика
Лично как по мне было бы круто чтобы не сводилось. Но я вот, с одной стороны, не приведу пример такого базисного страха вампира, которого бы ну совсем не было у людей, а с другой стороны — не вижу причин, почему бы у вампира из ВтМ ему появиться. Так что соглашусь с г-ном Викед
А длиннее Б независимо от того, считаем ли мы важным именно данное качество А и Б
скажем так, на протяжении всего треда у меня создавалось впечатление, что пойнт викеда в том, что страх безумия у вампира ничем не отличается от страха смерти человека, так же, как и страх гориллы не отличается от страха крокодила
если речь о природе — с ним можно согласиться, если речь о силе — то никак, извините
что же до качества, то ок, почему бы и нет, все страхи по природе своей одинаковы
но именно поэтому имеет смысл говорить о них только в контексте количества
На основании этого можно сказать что А и Б различны — ведь А длиннее Б, или что они одинаковы — это же буквы одного алфавита, а длина не важна.
в рамках которой я имею вполне четкую позицию — как отдельные обьекты А и Б безусловно различны, уже тот факт, что мы способны говорить об этом, свидетельствует в эту пользу
другой вопрос, что разница между А и Б может быть, а может и не быть важной
например, она недостаточно велика, чтобы мы не могли назвать и то и другое буквами алфавита, но достаточна, чтобы мы могли говорить о гласных и согласных
но субьективна лишь наша оценка значения разницы, а не сама разница
В итоге, спор выше — это упорствующее навязывание именно своей оценки значимости разницы страхов другому.
один считает, что ему говорят про силу, другой про качество и оба правы в своих утверждениях
ну, по крайней мере если Лекс и правда про силу говорил
если про качество, то не прав
Но вот аргумент про старость в дискуссии с LEXX-ом кажется мне обоюдоострым:
Для вампира:
«Смогу ли я полюбить? Увижу ли море в солнечный день? Стану ли вновь человеком? Избавлюсь ли от своего проклятия?»
Для старика:
«Полюбит ли кто-нибудь меня? Смогу ли я прокатиться на горных лыжах в солнечный день? Стану ли вновь молодым? Искуплю грехи юности?»
Та же печаль, просто чуть более привычная…
Печаль как тема для вампирской истории мне интересна,
но непосредственно маскарадовские вампиры, имхо, подвержены ей достаточно слабо: борьба за власть/человечность/существование — обычно подавляют (по крайней мере в тех играх свидетелем которых был я).
Поэтому буду благодарен, если вы расскажете что-нибудь про ваши вождения по маскараду. Интересны как техники, так и сами истории.
У меня есть заблуждение, что это от тяжелого ДнДшного наследия. Группа ролевиков, получив в свое распоряжение вместо мага 1 уровня существо заведомо превосходящее по могуществу человека — концентрирует внимание на этом могуществе, забывая об обратной стороне персонального ужаса. Это проявляется, например, в том что этап Охоты на человека (той или иной) отыгрывается походя, за минуту, а вот ни к чему не ведущая встреча у примогена занимает остаток сессии
В результате тот «персональный ужас» который случался в вампирах у меня можно описать скорее так:
«Эгей! Я пафосный властелин ночи, смертоносный хищник, полный хитрости и жестокости… упс, оказывается, этот мир полон очень неприятных вещей, а я совсем не на вершине пищевой цепочки, и теперь мне придется углубить свои познания в жестокости на собственной шкуре»
А во всех прочих играх, каждый раз отыгрывать охоту — это задолбаться можно. Даже если не совершать лишних телодвижений, кушать надо раз в два-три игровых дня.
И, соответственно, для игры в «персональный ужас» мне это кажется более чем уместным — интровертированность внимания
Вот про внимание ко внутреннему миру — это куда ближе
к вопросу. Я бы с интересом прочитал даже не коммент, а полноценную статью о том, как вытаскивать внутренний мир персонажа за общий игровой стол. Вот это было бы действительно полезно и для Маскарада, и для других игр.
То, что в ВтМку чаще играют как в «супергопников с клыками» — это не всегда проблема ДнДшного наследия или игроков-манчкинов.
Я не думаю, что некоторых проклятие больше щадит(ну, или всех, кроме Бруджа) и можно любить. Просто чудовищем быть легче, не?