О печали и личном ужасе

Любовь, страх, отчаяние, безумие. Сильные, чистые состояния, на тему которых немало написано, снято и сыграно. Возможно, вы не знаете каждую их грань, но умеете добавить щепотку того или этого в основное блюдо — в ролевую игру.

Печаль куда тоньше. Это сожаление о том, чего нельзя изменить. Неизменное связано с печалью так же, как неизвестное — со страхом. Мысли о смерти страшат, потому что человек не знает, что его ждёт, и печалят, потому что близкие утешатся, и сама память о нём изгладится.

Личный ужас из маскарада мне не по душе — именно потому, что он «ужас». У вампира ничуть не больше оснований бояться, чем у человека. Но в идее вампиризма есть печаль, печаль того рода, когда в самоистязаниях находишь особое наслаждение. (Нет, я не садист и не психопат, это идея из эссе «Философия творчества» Эдгара Аллана По. Прочтите его, прежде чем обвинять меня в жестоком обращении с игроками). Когда я вожу маскарад, то побуждаю персонажей игроков задаваться вопросами, ответ на который им слишком хорошо известен.

Смогу ли я полюбить? Увижу ли море в солнечный день? Стану ли вновь человеком? Избавлюсь ли от своего проклятия?

Nevermore.
  • нет
  • avatar
  • +5

52 комментария

avatar
>У вампира ничуть не больше оснований бояться, чем у человека.

Больше. А почему — написано в конце твоего же поста. Именно потому что он никогда больше не сможет полюбить. Более того, чем больше Зверь побеждает, тем больше простых и человеческих чувств исчезают из эмоционального спектра вампира.
Именно потому что стать человеком и снять проклятие Каина — невозможно. Точнее, возможно, но рецепт к становлению негемоглобинозависимым и ходящим под солнцем простым парнем лежит у вампиров где-то в области мифов и легенд и для достижения сказочного просветления нужно многое в себе побороть. А сработает ли этот рецепт из мифов стопроцентно, даже, если ты все сделал «правильно»? Хрена с два. Это же миф, кто знает, сколько в нем правды?
avatar
А чуть выше я определил разницу между страхом и печалью. Ничего удивительного, что идея вампиризма пугает лично вас: вы не испытали в реальности того, что я описал. Для вампира же это обыденность, печалящая, приводящая в отчаяние — но не страшащая. Вампир боится того же, что и человек — прежде всего смерти. Нередко за счет своих способностей он боится даже меньше, чем когда был человеком.

Давайте сравним эмоции вампира с эмоциями смертельно больного — другого обреченного. Такой человек ненавидит боль, приходит в отчаяние, но боится он не самой болезни, а смерти. Болезнь лишь напоминает ему, что он обречен. Пугает болезнь только тех, кто не болен.

То, с чем сталкиваешься каждый день, само по себе не пугает. Пугают последствия.
avatar
Я, наверное, не так выразился. Если бы состояние вампира было одним и тем же, постоянно, год за годом — да, ваша мысль была бы верная.
Но, в существовании вампира нет стагнации, всегда можно стать еще хуже, еще бесчеловечней, еще более не-человеком. А в конце лишь тенью былого себя, который хочет лишь жрать, спать и убивать.
avatar
Вам знаком страх старости? Страх, что через сорок лет станете не таким, как сейчас. Выпадут волосы, сгниют зубы, на вас будет неприятно смотреть, все, кого вы знали, умрут, а закончится тем, что вы станете овощем, человеком лишь по названию.

Объясните, пожалуйста, в чем разница между вампирским страхом грядущего изменения и потери себя, который описали вы, и человеческим страхом грядущего изменения и потери себя, который описал я.
avatar
Легко.
1. Старость неизбежна. Потеря Человечности — нет.
2. Во время первых признаков старости вы не убиваете всех, кто окажется рядом. (Опционально — родных и близких).
3. Старея, вы не становитесь потенциальным объектом охоты для фанатиков.
4. К тому, что вы состаритесь и умрете, вас готовят с детства. К приходу Зверя вы не готовы.
5. Ну и, конечно же, при первых признаках старости вы не теряете контроль над собой, делая ужасные вещи, которые приходится разгребать лично вам.
Пяти пунктов хватит?
avatar
Я спросил, чем отличаются страхи, страх вампира и страх человека, а не чем отличаются явления.
avatar
Эм…
Вот все эти пункты, которые отличают приход Зверя и приход старости и делают первый страх реальнее и ощутимее.
avatar
Бесполезно сравнивать страхи количественно. Прежде всего следует сказать, что вероятность события и сила страха не всегда связаны. Предположим, умерла от гепатита коллега по работе, и теперь человек отчаянно боится переливаний крови. Разве страх развился из-за того, что риск подхватить гепатит стал выше?

Красивая женщина так боится старости, как никакой вампир не боится какой-то там потери себя. Повторюсь, бесполезно сравнивать количественно, нужно качественное сравнение. Пожалуйста, скажите, в каком аспекте отличаются вышеприведенные страхи.
avatar
Старость она где-то там и тогда.
Зверь всегда рядом. В тебе.
Старость не перехватывает контроль над твоим телом, заставляя тебя делать ужасные вещи.
avatar
Снова отличия между явлениями. Попробуйте еще раз, а для контроля используйте фразу «страх вампира отличается от страха человека, потому что вампирскому страху присуще (не присуще) следующее...»
avatar
Ох. Если для вас не видна разница между тем, что рядом, в тебе, и изредка перехватывает над тобой контроль, заставляя творить ужасные вещи и тем, что далеко и наступит в любом случае, то не думаю, что есть смысл продолжать этот спор.
avatar
Смысл продолжать разговор есть, если собеседники говорят на одном языке. Если вы не можете говорить на моем, я попробую говорить на вашем.

У страха старости есть множество подстрахов, мелких страхов, объединенных общей темой. Страх потерять разум, страх потерять красоту, страх потерять дееспособность, страх потерять контроль над своим телом, страх стать зависимым от других. Не думаю, что смогу перечислить все за один присест.

У страха потери человечности и страха старости подстрахи не во всем совпадают, но есть четкие параллели. Я боюсь стать овощем — я боюсь стать безмозглым монстром. Я боюсь, что за старостью последует смерть — я боюсь, что за потерей человечности последует окончательная смерть. Я боюсь, что старость лишит меня разума и контроля над собственным телом — я боюсь, что потеря человечности лишит меня, опять же, разума и контроля над собственным телом.

Вот о чем я говорил, когда попросил назвать разницу между двумя страхами. Приведите то, чего боится вампир и чему нет прямой аналогии в страхе человека.

Вы же рассуждаете примерно следующим образом: wicked боится горилл, а я боюсь крокодилов. Чтобы доказать ему, что это тотально разные страхи, опишу ему, насколько страшен крокодил. Это не какое-то там млекопитающее, крокодил холодный и противный! Никакого сравнения с боязнью жалкой волосатой гориллы.

Возражу и на аргумент «зверь у меня внутри, а старость — где-то там». Да. Да, это так. Как это влияет на страх? Красивая женщина, которую я уже приводил в качестве примера, и даже мнительный мужчина воспринимает старость как нечто близкое, как нечто, что всегда с собой. Тик-так, тик-так. Они почти физически ощущают, как появляется новая морщинка и вырастает седой волосок. Старость для них — каждодневная реальность, это не течение времени, а крохотные, порой надуманные, изменения в организме.

Теперь про «зверь в любой момент может захватить надо мной контроль». В категориях страха очень трудно рассуждать о времени. Какой страх сильнее — тот, что страшный врач, который сидит рядом, вонзит в руку иголку, или тот, что случайная бродячая собака наградит бешенством? В категориях страха страх потерять контроль от того, что зверь возьмет верх, и страх потерять контроль над собой из-за старческого слабоумия равноценны.

Я вас уважаю и не стремлюсь к победе в споре, чтобы потешить эго. Но я много размышлял над природой эмоций, и в посте — не плод моих рассуждений за чашкой чая, а результат того, что я обдумывал годами.
avatar
Охвау. Я вас тоже уважаю, но, боюсь, не смогу выдать вам равноценный по размеру ответ. Наверное, просто потому что кродля меня разница очевидна.

>Я боюсь, что старость лишит меня разума и контроля над собственным телом — я боюсь, что потеря человечности лишит меня, опять же, разума и контроля над собственным телом.

Конечно. Но до этого, Зверь будет раз за разом выдергивать вас из объятий Человечности, показывая, что он сильнее. До полной потери Человечности, раз за разом борясь с приступами Безумия, вы будете понимать, что в вас, именно в вас живет ваш главный противник. И, в отличие, от старости, до того, как полностью вас уничтожить, он не раз унизит вас в ваших же глазах. Есть большая разница между обнаружением седого волоска и внезапного пробуждения от Зверя с разорванным трупом лучшего друга на руках. И у вампира нет никакой отсрочки. Зверь всегда рядом. Внутри. Ждет, чтобы вырваться. Хотя бы на десять минут, когда до полной потери Человечности (аналога старческого слабоумия по вашем меркам) еще ой как далеко.
avatar
LEXX, вы продолжаете описывать страшного зубастого крокодила :3

Отвечу на красочное описание красочным описанием. Я ведущий, я умею. Представьте девчушку, которая досматривает за выжившей из ума старухой. У той шаркие шаги, трясущиеся пальцы, неприятный запах, она плохо слышит и видит, а когда подходишь к ней ближе — тебе в лицо летят мелкие капельки слюны. Старуха часто поливает девчушку ругательствами, а однажды даже замахнулась на нее мокрой тряпкой. Девчонка помогает старухе в душе, видит сморщенную обвисшую кожу и торчащие кости. У старухи артрит, она часто кричит от боли. У девчушки разрывается сердце, она ничем не может помочь.

Да, я не вижу разницы между страхом frenzy у вампира и страхом, который чувствует эта девочка. Явления различны, а страхи — нет. Крокодил и горилла, помните? :3
avatar
Да, но старуха дожила до этого возраста!
А у вампиров нет отсрочки, Зверь терзает их с самого Становления. До того, как Человечность обнулится, у еще не «постаревшего», по вашим меркам, приступы Безумия будут захватывать бедного бладсакера, заставляя его делать ужасные вещи. Старость — она там и потихоньку. Зверь — всегда с вами и всегда начеку.
Сет меня забери, Викед, но я не знаю, как объяснить эту вполне очевидную для меня вещь.
avatar
Я тоже не знаю, как объяснить, что между страхом гориллы и страхом крокодила разницы нет :3
avatar
Ну, то, что и то и то страх — это понятно.
Я, например, боюсь и иголок в моей коже и изнасилования медведем гризли. Но медведей я боюсь явно больше.
avatar
Давайте вернемся к моему топику. Я утверждал, что у вампира не больше оснований для страха, чем у человека. После нашего разговора очевидно, что это так: вампир обретает страх потери человечности, но гарантированно теряет страх старости. Условие с «не больше оснований» соблюдено. И это если на миг забыть о том, что часть вампирского сообщества чихать хотела как на человечность, так и на ее потерю.
avatar
Я помню топик. И все еще с ним не согласен. Именно из-за специфики страха потери Человечности(хотя точнее будет называть это страхом Зверя), из-за всемогущих Старейшин, из-за маньяков Шабаша, и еще из-за кучи причин у вампира больше оснований для страха. И это, если на миг забыть, что вампиры и люди живут в очень разных мирах, и у бладсакеров он гораздо темнее, мрачнее и, как следствие, страшнее.
avatar
Могу возразить на каждую фразу из вашего комментария, но вот теперь разговор и впрямь подошел к той точке, когда проще его завершить. Жаль, что я не подобрал нужных слов, отстаивающих мою позицию, но и вам не удалось пошатнуть мои представления :3
avatar
между страхом гориллы и страхом крокодила разницы нет
а вообще между страхами разница есть?
обычный человек боится гориллу больше, чем гориллофоб, или столько же?
мне кажется, что ваше изначальное утверждение о том, что все страхи равны, высосано из пальца
да, страхи субьективны и разные люди боятся по разному
но это никак не отменяет статистики о том, что одних вещей в целом боятся больше, чем других
avatar
Любой страх можно свести до базисного страха при помощи вопроса «а почему я этого боюсь?». Почему я боюсь высоты? Потому что боюсь упасть. Почему я боюсь упасть? Потому что боюсь смерти (базисный страх) и потому что боюсь остаться калекой. Почему я боюсь остаться калекой? Потому что боюсь стать ущербным (базисный страх) и одиноким (базисный страх).

С точки зрения базисных страхов разницы между страхом гориллы и страхом крокодила никакой. Разница, скажем, между страхом смерти и страхом безумия колоссальна.

Я не утверждал, что все страхи равны, я утверждал, что вампирские страхи сводятся до тех же базисных страхов, что и страхи человека.
avatar
извините, но это какой то бред про «точку зрения базисных страхов»
страх — это эмоция
эмоции связаны с гормонами и обменом веществ
через это можно установить силу эмоций и увидеть, например, что Петя боится горилл больше, чем Вася боится крокодилов
«базисные страхи» — модель, говорящая только о причине страха, вы же пытаетесь ее приплести к разговоре о его силе
так вот, возвращаясь к силе, при том, что она в целом субьективна, существуют статистические закономерности касательно того, что одни вещи в целом и чаще страшнее других
и пойнт Лексса в том, что у вампирского страха потери человечности достаточно причин быть в целом более сильным, чем человеческий страх потери молодости
тем паче, что один сводится к страху безумия, а другой к страху смерти, и, насколько я вас понял, вы и сами понимаете, что разница между ними велика
avatar
Есть такая штука — объективация. Различение двух объектов зависит от того, хочешь ли ты их различать. Находишься ли в позиции различания. Поэтому спорить об этом бесполезно — можно видеть нечто как одинаковое (акцентируя внимание на аспектах, которые одинаковы) и можно видеть как различное (акцентируя внимание на различиях). Мера весомости подобных и различных аспектов субъективна. Плюс, несложно переходить из позиции различания в подобие и обратно, без сложных техник и переосмысления жизни. О чем тут спорить, товарищи?

я утверждал, что вампирские страхи сводятся до тех же базисных страхов, что и страхи человека.
Лично как по мне было бы круто чтобы не сводилось. Но я вот, с одной стороны, не приведу пример такого базисного страха вампира, которого бы ну совсем не было у людей, а с другой стороны — не вижу причин, почему бы у вампира из ВтМ ему появиться. Так что соглашусь с г-ном Викед
avatar
Есть такая штука — объективация. Различение двух объектов зависит от того, хочешь ли ты их различать.
это слишком субьетивистская и инструменталистская позиция, чтобы я мог с ней согласиться
А длиннее Б независимо от того, считаем ли мы важным именно данное качество А и Б

Но я вот, с одной стороны, не приведу пример такого базисного страха вампира, которого бы ну совсем не было у людей, а с другой стороны — не вижу причин, почему бы у вампира из ВтМ ему появиться.
скажем так, на протяжении всего треда у меня создавалось впечатление, что пойнт викеда в том, что страх безумия у вампира ничем не отличается от страха смерти человека, так же, как и страх гориллы не отличается от страха крокодила
если речь о природе — с ним можно согласиться, если речь о силе — то никак, извините
avatar
Я говорил о качественном, а не о количественном сравнении, и о «подстрахах», по которым сравнивал вампирский страх потери человечности и человеческий страх старости. Я писал об этом прямым текстом.
avatar
Бесполезно сравнивать страхи количественно.
будем считать, что я об этом и мой пойнт — полезно и возможно
что же до качества, то ок, почему бы и нет, все страхи по природе своей одинаковы
но именно поэтому имеет смысл говорить о них только в контексте количества
avatar
Есть такая штука — объективация. Различение двух объектов зависит от того, хочешь ли ты их различать.

это слишком субьетивистская и инструменталистская позиция, чтобы я мог с ней согласиться
А длиннее Б независимо от того, считаем ли мы важным именно данное качество А и Б

На основании этого можно сказать что А и Б различны — ведь А длиннее Б, или что они одинаковы — это же буквы одного алфавита, а длина не важна.
avatar
ну это все нас к проблеме универсалий отсылает
в рамках которой я имею вполне четкую позицию — как отдельные обьекты А и Б безусловно различны, уже тот факт, что мы способны говорить об этом, свидетельствует в эту пользу
другой вопрос, что разница между А и Б может быть, а может и не быть важной
например, она недостаточно велика, чтобы мы не могли назвать и то и другое буквами алфавита, но достаточна, чтобы мы могли говорить о гласных и согласных
но субьективна лишь наша оценка значения разницы, а не сама разница
avatar
Ну да, ты меня понял. Добавь еще то что я намеренно упрощал чтобы оставаться все же в контексте страхов.

В итоге, спор выше — это упорствующее навязывание именно своей оценки значимости разницы страхов другому.
avatar
у меня сложилось ощущение, что это спор двух не понимающих друг друга людей
один считает, что ему говорят про силу, другой про качество и оба правы в своих утверждениях
ну, по крайней мере если Лекс и правда про силу говорил
если про качество, то не прав
avatar
хотя ок, ты прав, а я нет
avatar
wicked, мне нравится ваш исходный пост, дает нотку вдохновения…
Но вот аргумент про старость в дискуссии с LEXX-ом кажется мне обоюдоострым:

Для вампира:
«Смогу ли я полюбить? Увижу ли море в солнечный день? Стану ли вновь человеком? Избавлюсь ли от своего проклятия?»

Для старика:
«Полюбит ли кто-нибудь меня? Смогу ли я прокатиться на горных лыжах в солнечный день? Стану ли вновь молодым? Искуплю грехи юности?»

Та же печаль, просто чуть более привычная…
avatar
Да, вы правы, старость столь же печальна, как и вампиризм. Но я говорил о том, почему для меня основная тема маскарада — печаль, а не о том, что вампиризм — лучший способ раскрыть тему печали.
avatar
Ок, про старость понял-отстал.

Печаль как тема для вампирской истории мне интересна,
но непосредственно маскарадовские вампиры, имхо, подвержены ей достаточно слабо: борьба за власть/человечность/существование — обычно подавляют (по крайней мере в тех играх свидетелем которых был я).
Поэтому буду благодарен, если вы расскажете что-нибудь про ваши вождения по маскараду. Интересны как техники, так и сами истории.
avatar
Моя лучшая игра по Вампирам длилась всего несколько сессий, но помнить я ее буду долго. Глобально — история была довольно простой — кто-то обратил несколько людей, и люди переживают результат этого обращения. Постепенно понимая кем или чем они стали. Мы долго переживали голод, долго пытались понять, как это — пить кровь другого, и как это — то, что теперь это уже не изменить. И это было круто. Вы спрашиваете про техники — так вот, прелесть крылась в мелочах, которые — тем не менее — часть сеттинга, явно в нем описаны но игнорируются в других играх по Вампирам, в которых я участвовал.

У меня есть заблуждение, что это от тяжелого ДнДшного наследия. Группа ролевиков, получив в свое распоряжение вместо мага 1 уровня существо заведомо превосходящее по могуществу человека — концентрирует внимание на этом могуществе, забывая об обратной стороне персонального ужаса. Это проявляется, например, в том что этап Охоты на человека (той или иной) отыгрывается походя, за минуту, а вот ни к чему не ведущая встреча у примогена занимает остаток сессии
avatar
Ну зачем же вы везде дндшное наследие-то пихаете? я вот в днд играл только в четверку, уже в зрелом возрасте, но печаль в вампирах мне не попадалась.

В результате тот «персональный ужас» который случался в вампирах у меня можно описать скорее так:
«Эгей! Я пафосный властелин ночи, смертоносный хищник, полный хитрости и жестокости… упс, оказывается, этот мир полон очень неприятных вещей, а я совсем не на вершине пищевой цепочки, и теперь мне придется углубить свои познания в жестокости на собственной шкуре»
avatar
Я пихаю ДнДшное наследие не как всеобщую причину, а как причину особенностей именно тех, лично моих, других сессий по вампирам, и, думается, небезосновательно. Сори что там неясно написал это
avatar
«Долго пытаться понять, как это — пить кровь другого» — это хорошо, но на один раз.
А во всех прочих играх, каждый раз отыгрывать охоту — это задолбаться можно. Даже если не совершать лишних телодвижений, кушать надо раз в два-три игровых дня.
avatar
Грей, я привел голод и охоту как пример, а не как единственную приятную мелочь. Было много всего другого, которое сложно вспомнить и еще сложнее передать. Общая канва была — некая интровертированность, внимание на том что внутри у вампира. Кроме голода — это еще изменение восприятия — людей, солнца, животных… Это что вспоминается

И, соответственно, для игры в «персональный ужас» мне это кажется более чем уместным — интровертированность внимания
avatar
Просто отметил этот момент как не годящийся на, собственно, «технику» он довольно одноразов.

Вот про внимание ко внутреннему миру — это куда ближе
к вопросу. Я бы с интересом прочитал даже не коммент, а полноценную статью о том, как вытаскивать внутренний мир персонажа за общий игровой стол. Вот это было бы действительно полезно и для Маскарада, и для других игр.

То, что в ВтМку чаще играют как в «супергопников с клыками» — это не всегда проблема ДнДшного наследия или игроков-манчкинов.
avatar
Это хорошо, да. Это отлично. То есть можно придумать ситуацию с людьми, которые вынуждены переживать похожую ломку личности благодаря внешним обстоятельствам, но вот с вампирами это очень хорошо можно проиллюстрировать. Здорово. Правда одноразово, как Грей и сказал. А вот после становления и осознания собственной «новой сути», боюсь эта линейка не предлагает личного ужаса больше, чем какое-нибудь жесткое фентези с сомнительными персонажами в сомнительном мире. Т.е. экзестенциальный хоррор можно отыграть, но не более удобно, чем с людьми.
avatar
Что значит, не сможет полюбить? А True Love на что?
avatar
Она далеко не у каждого встречного-поперечного кровососа, как мне кажется.
avatar
Nevermore в этом случае уже уместен. Как показывает практика, и некоторые канонические персонажи — была бы только воля и желание. И Голконды можно достичь. И любовь познать после превращение в вампира.

Я не думаю, что некоторых проклятие больше щадит(ну, или всех, кроме Бруджа) и можно любить. Просто чудовищем быть легче, не?
avatar
Можно получить Нобелевскую премию, но у вас и ваших знакомых ее, скорее всего, нет. И это печально :3
avatar
Быть быдлом проще, не? Я даже почти уверен, что нобелеская премия не волнует стольких, скольких волнует любовь. Но любовь не волнует стольких, скольких волнует еда здесь и сейчас. Однозначно факт.
avatar
Не могли бы вы раскрыть свою мысль, а главное, сказать, как она относится к теме моего топика?
avatar
Жирный Nevermore в отношении «полюбить» не уместен в этом сеттинге. That's it.
avatar
Представьте, что вы молодой ученый и мечтаете о Нобелевской премии. В минуты отчаяния вы спрашиваете себя: смогу ли я достигнуть цели? И отчаяние отвечает за вас: никогда. Если в один день вы получите премию, у вас не будет причины для печали, но раньше-то она была. Прочтите «Ворона», чтобы точнее понять значение моего nevermore. Я не люблю английские слова в русском тексте, а потому употребляю их очень осторожно.
avatar
Мне казалось, что оВоДовским вампирам это их покушать вполне заменяет всё, кроме этой самой готично-волшебной True Love, которая что среди вомперов, что среди морталов редкость примерно одинаковая.
avatar
Да, странно даже, в линейке вомперов она самая дорогая…
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.