Огнарёк —

Любую фэнтези-игру украсит хорошее изображение народных культур. По-моему, в классических сеттингах очень не хватает народных традиций и праздников. В магическом мире праздник обязан быть особенным, и оттого невероятно интересным.

Предлагается поучаствовать в создании канвы осеннего праздника ОГНАРЁК. Это праздник урожая+хэллоуин, благодарение земли, лесов и вод за отданные богатства; время единения с природой и с духами, их активного проявления в мире живых. Духи тоже этого весь год ждут, и для них это так же праздник, как и для людей. В этот день и ночь мир людей и мир духов становятся близки как никогда.



Смотрите, как у нас в Мэннивее проходит Бельтайн: inran.ru/wiki/Бельтайн
Желающие свободно могут использовать что понравится.
В таком духе предлагается проработать и Огнарёк.

Пока здесь пусто: inran.ru/wiki/Огнарек
Но что может помешать сделать самый крутой, проработанный и захватывающий праздник из всех, описанных в мировой фэнтези-литре? Правильно, ничего не может помешать. Предлагайте идеи, традиции, конкурсы, развлечения людей на Огнарёк.

Для затравки:
Инкарналии, центральная часть Огнарёка. Инкарнация+карнавал.
Во многих культурах на осенние праздники развита традиция Ряженых, масок, костюмов и страшилок. В мире, где магия и духи живут бок о бок с людьми, раз в году получается сделать нечто большее.

Весь год можно готовить вместилища для духов, которые в Огнарёк придут и вселятся в них:

— Дух дерева вселится в чучело-буратино и будет разгуливать среди людей, пугая и веселя их. Его шесть сучьев-рук, покрытых листвой, обрастут кислыми, скороспелыми плодами, которых сможет вкусить каждый. Его корни-ноги, светильник в его груди, тыква вместо головы со зловещими огнями… Кадавр огнарёка )

— Дух звериного царства вселится в большое старое зеркало, и будет каждому показывать его искаженное отражение или исполнять, хотя бы в зазеркалье, его затаенную мечту.

— Дух ветра вселится в самодельный «инструмент» — реечную раму с жестянками, склянками, звенелками, трещетками и колокольцами; мечась и скользя по «нотному стану», он будет создавать музыку для танцующих и поющих людей. Музыку духов.

— Дух трясины вселится в матерчатую куклу и будет испускать разные запахи, от гниющей плоти до аромата весенних цветов. Болото помнит запах всего, что поглотило…

— Дух воды вселится в котел с медовухой и станет куролесить в животах тех, кто его выпил.



— Дух огня вселится в костер, через который все прыгают, и будет вздымать невиданные языки пламени, чтобы опалить смельчаков. А затем все станут бросать старые вещи в костер, одержимый духом, и он будет вспыхивать разным цветом и показывать огромные огненные фигуры того, что пожирает.

Инкарналии позволяют смертным весь год готовить вместилища для духов, какие угодно, проявляя фантазию, сметку, мастерство. Кузнец приладит внутрь доспеха гнездо из дубовых листьев для духа древнего дуба, и тот до рассвета вселится в доспех… Каждая семья хочет. чтобы именно в ее вместилище вселился дух. А духи выбирают каждый что ему интереснее, веселее и ближе.

52 комментария

avatar
Забавно, но есть же Самайн
avatar
Тянущий за собой ряд ассоциаций, от которого автору мира возможно хотелось уйти.

P.S. Так, к примеру, одну из технологий в космомире я назвал не экзоскелетами, а экзомышечными доспехами. Чтобы уйти от ненужной ассоциации с «паверармором» или «экзачом»
avatar
Ну, раз уже Бельтайн там есть…
avatar
Бельтайн, как верно написал Dusha, ошибка с моей стороны. Устаревшее название. Когда закончим описание Огнарёка, поменяю название и ему.
avatar
Arris прав, просто скопировать земные праздники смысла по-моему нет. В мире, где реальны магия, духи, боги — культура будет другой. Неужто не интересно? Выпустите внутреннего Миклухо-Маклая в тред :)
avatar
Мой опыт показывает, что про этнографию приятно писать, но желающих в неё играть как-то маловато. Можно, конечно, сказать, что плохо пишите. Ну так и остальное не лучше…
avatar
Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не кубиками ;)
avatar
Понятно. А у меня обратный опыт, если мир зашел, то делать в нем интересно все.
Но этнографию и не надо давать в виде чтения лекций со слайдами и пожизневого отыгрыша скилла «folk lore» :) Надо чтобы до праздника появились затруднения, а во время стали происходить нежданные события из ряду вон. То есть, душераздирающие квесты в шуме и гаме народных гуляний.

Среди описанных выше инкарнаций могут появиться безумные духи, способные сильно навредить людям, а указанные ниже души мертвых могут, повинуясь колдовству Одержителей вселиться в своих детей, и устроить в поселении если не мистический ритуал, то как минимум угрозу жизни PCs. Разбираясь в происходящем, герои получат больше впечатлений и паттернов, проживут более насыщенную жизнь в ролевой игре. Что и требуется.

Ок, когда в Инране наступит осень (уже скоро), и мы отыграем Огнарёк, выложу отчет с фотографиями и впечатлениями игроков.
avatar
Ну, так вот, этот мир «не заходит». Причем на начальной стадии. Т.е. на саму фразу «давайте играть по оригинальному мастерскому сеттингу» у людей перекашиваются лица. На ацтеков народ приходилось зазывать с песнями и плясками, а на дженерик-фентези про дварфов как-то сами собрались.
avatar
Ну ок, конкретному игроку не заходит конкретный мир. Это будет независимо от проработанности культур, населяющих его. Ценность разработки и отыгрыша самобытной культуры, праздников и традиций магического мира это никак не отменяет.

Насчет перекашиваются лица сочувствую, но у меня совершенно обратный опыт.
avatar
Ну, я определяю ценность по количеству игравших. И когда я задаю себе вопрос: «Сколько народу играет в мои детально проработанные сеттинги, а сколько — в дженерик-фентези (не говоря уже про то, что сделано и издано профессионалами)», то вижу что цифры не в мою пользу. Если у вас по-другому — мои искренние поздравления!
avatar
Видимо я считерил, потому что тупо не вожу ничего кроме Инрана уже 6 лет, и не собираюсь :) Недостатка в желающих играть при этом не наблюдаю, обычно вожу по 7 человек и некоторым приходится ждать своей очереди.
avatar
Возможно, дело не в оригинальности сеттинга, а в личных качествах мастера, и они весьма хороши. Если б кто другой (и лучше не один, а человек так десять) водил с таким же успехом — тогда был бы повод для разговора о том, какой замечательный сеттинг.
avatar
Всегда с чего-то все начинается. Возможно, если человек такой хороший мастер, то и сеттинг он создал достойный внимания?

Но мы говорили о ценности проработки культур и традиций, а это не имеет отношений к конкретным сеттингам, это вещь общая. Я написал, почему считаю, что этнография никак не отягощает ходки, и может быть вполне органичной. Ну и примеры двух традиций для Огнарёка привел вполне расписанные и конкретные.
avatar
А я могу второй раз написать, что людям изучать выдуманную этнографию по большей части не интересно. Не потому, что этнография плохо проработана, а потому, что эти люди на игры за другим ходят.
avatar
С другой стороны, многим игрокам не нравится, когда мир с феодальным устройством общества, доиндустриальным производством, магами и драконами в комплекте оказывается заселён людьми, которые думают, разговаривают и ведут себя, как современные западные обыватели. Чувство правдоподобия страдает. В общем, всё хорошо в меру.
avatar
А многие вообще могут отыграть «думать не как современный западный обыватель»?
avatar
Очень немногие. Причем как мастера, так и игроки. И чтоб мастер и игрок совпали во взглядах на то, как надо играть Средневековье — не часто такое бывает.
avatar
а). Мои по большей части могут, а общая статистика меня не очень интересует.

б). Реакция «я не знаю, как надо, но точно не вот так» вполне встречается. То есть, если у кого-то не очень хорошо получается отыгрывать «думать не как современный западный обыватель», это ещё не повод не пытаться.
avatar
Так у вас там элита, а у нас кто попало. Я пришла к выводу, что можно так условия подогнать, что ни мастеру, ни игрокам (большинству) ракообразно не будет.
avatar
Ну в общем да, это такой отдельный скилл: находить компромисс, который был бы самобытен, интересен, внутренне логичен и при этом достаточно легко понятен и запоминаем.
avatar
*громким шепотом* И у женщин весьма он развит!
avatar
2_jaguar «Да ты сексист!» © 8)
avatar
С другой стороны, многим игрокам не нравится
а). Мои по большей части могут, а общая статистика меня не очень интересует.
Всё логично, чо!

Откуда мне знать, как правильно, если даже эксперты не совсем согласны друг с другом? Я пока ни одного средневекового человека не встречал. Может быть лучше играть так, как больше нравится конкретной игровой группе и не пытаться играть так, как считают нужным какие-то люди в интернете? Я только рассуждаю, конечно. Поправь меня, если я ошибаюсь.
avatar
Я ещё раз повторяю: не важно, что ты не знаешь, как правильно. Важно, что ты знаешь, что вот так вот — точно неправильно (вызывает когнитивный диссонанс у участников), и это повод конкретно вот так не делать.
avatar
А, ну, так это уже другой момент, как потратить не слишком мало и не слишком много времени на обсуждение до игры, чтобы избежать максимум когнитивного диссонанса во время игры. То есть, правдопободное, когерентное средневевковье/голливудское средневековье в данном случае — частный случай… этих… различных ожиданий.

У а нас пока на почве фотореалистичного средневековья вроде еще никто не загонялся, вот, я и удивляюсь.
avatar
Насчет «многие» не знаю, это вообще сложно, но некоторые могут.

По моим наблюдениям за очень узкой группой — примерно 20% могут. Отыграть.
avatar
Это отдельная пэстня. Много чего нецензурного я могу по этому поводу сказать, но не буду.
avatar
А я бы поставил диктофон на запись и слушал потом долгими зимними вечерами…
avatar
людям изучать выдуманную этнографию по большей части не интересно
Так и не надо изучать, культура будет частью жизни людей в модуле. Когда у мастера есть заранее известные ему особенности, приметы, традиции, праздники, он их понемногу вплавляет в происходящее в его модуле. Иногда может сделать напрямую частью сюжета, как в примере с праздником, что я выше привел. В общем, если в меру это делать, игроки получат и то, за чем пришли — и нечто большее.
avatar
Вот так с ровного места культура не появится. Уж хоть взять самое простое — систему счета денег. Если не десятеричная, а 20-12-10 — всё, приехали, на третью сессию она становиться десятиричной. Я не говорю про лунный календарь и тринадцатидневную неделю…
avatar
Ну да, это задача большая и не из простых. Но интересно же (имхо).
Короче я буду придумывать традиции и праздники и выкладывать.
Надеюсь мы все же дойдем до того, что будем обсуждать эти придумки, а не саму целесообразность этнографии :)
avatar
Не, читают люди это охотно и радостно. А вот как дело доходит до игры…

Но не исключаю такой вариант: если есть книга (а она есть или по крайней мере будет, как я поняла), то найдутся желающие поиграть именно в тот мир, который описан в книге. Это может быть запросто.
avatar
Книга в процессе, 2 повести готово. Я на нее основной упор и делаю, в серии повестей раскрыть мир проще и сильнее, чем в статьях, вики или комплитах. Ну и тем более чем на форумах )
avatar
Без особого напряжения перехожу на играх на английскую систему измерений — в футах, ярдах, милях. Беда только с градусами Фаренгейта и дюймами (лень умножать на 12 футы, моск унутри то мыслит в метрической системе, просто транслятор быстро работает).

систему счета денег. Если не десятеричная, а 20-12-10
Часто на играх постулируется, что курс медяшки к серебру плавает в зависимости от дня недели. Вот после такого он быстро становится 10*10 :)
avatar
Тут, Свельта, есть фокус.
Мастер такие моменты прописывает главным образом для себя — чтобы достоверно и правдоподобно показать дух иного мира.

Заучивать в добровольно-принудительном порядке названия стран, месяцев календаря или даты праздников нравится далеко не всем.

Но, к примеру, если игрокам нравится заниматься каким-то контентом — почему нет-то?

Я краешком зацепил одну игру, где персонажи занимались антропологией и археологией. И очень интересовались всем, что связано с прошлым мира, легендами и слухами о вымершей цивилизации.

Но вот так чтобы всем… я уверен, все хорошо в миру.
avatar
В мире, где реальны магия, духи, боги — культура будет другой.
Не вижу, почему. Для культуры важно, что её носитель убеждён в существовании магии, духов, богов, а не то, существуют ли таковые на самом деле.
avatar
Но будут ли духи, боги и магия действовать так, как люди в нашем воображают(ли), что магия, духи и боги должны действовать?

Хотя, в воображаемом сеттинге-то можно сделать оба варианта.
avatar
Культура это результат человеческого восприятия реальности. Меняется реальность — меняется культура. С магией реальность заметно меняется.
Ведь «убежден в существовании загробной жизни» и «поговорил с мертвой бабушкой через спелл нанятого некроманта speak with dead», а тем более «на твою утонувшую дочь скастовали райздед» — сильно разные вещи. Как ни верь в духовные силы, полета это не даст, а заклинание полета даст. Как не думай, что ты чудо-кузнец, энчант випон круче. Как не считай экономику торговли повседневными бытовыми вещами от посуды до инструментов и одежды, заклинание второго уровня repair ее изменит. И так далее. Практически любое бытовое или логистическое заклинание, становясь частью жизни, меняет ее. Как научные изобретения и прогресс поменяли жизнь на Земле.
avatar
А, ну если иметь в виду не «реальность магии, богов, духов», а конкретно «наличие работающей магии D&D-шного типа» (я вообще не очень уверен, что в общем контексте корректно называть эти заклинания «магией»), то да.
avatar
Ну магия вне зависимости от системы реализуется как-то. Заклинания, ритуалы, что угодно — если она в принципе есть, значит как-то влияет на мир и ее наличие уже делает развитие цивилизации не так, как в земной истории. Наличие на одной планете другого соседнего разумного вида (духи с их цивилизацией и есть другой разумный вид) тоже вряд ли не оставит своего следа. Про богов вообще молчу.
avatar
Из твоего изначального тезиса следует, что в мире, где существуют духи, полностью соответствующие анимистским верованиям аборигенов Тробрианских островов, не могла бы существовать культура аборигенов Тробрианских островов. Я всего лишь об этом.
avatar
Мой изначальный тезис:
в мире, где реальны магия, духи, боги — культура будет другой.

Реально значит реально. Ясное дело, каждый все понимает как ему хочется, но не до такой же степени.
avatar
То есть, культура Средневекового Запада не могла бы существовать в мире, где всё такое же, только святые действительно творили все чудеса, о которых повествуют жития?
avatar
Культура была бы заметно иной. Потому что святые бы творили гораздо больше чудес, и разных. Святые мусульманской культуры творили бы иные чудеса, нежели святые индийской культуры, и т.д.
+ Иногда на землю сходили аватары скандинавских богов чтобы позарубаться с аватарами греческих, ну и естественно все их стотысячные армии последователей зарубались бы с ними. Вся история крестовых походов и развития средневековой Европы была бы «немного» иной. Все институты религиозные и их воздействие на культуру и историю были бы «немного» иными.
+ сказки братьев Гримм обросли бы кучей жизненных подробностей про соседство человека и малого народца, а само соседство приносило бы различные плоды, как несчастья, так и выгоду обеим сторонам.

На этом завязываю т.е. считаю что все это очевидные вещи, я тебе их уже пять раз высказал, ты просто предпочитаешь сузить мой изначальный тезис и спорить с его малой частью. Но я не постулировал малую часть тезиса, я постулировал весь тезис, поэтому всю дорогу мы сравниваем соленое с легким.

Если бы ты написал «В мирах, где магия максимально близка к земным представлениям о магии, и культура будет близка к земной», я бы сразу сказал «Да, конечно» :)
Хотя это был бы не ответ на мой тезис, а просто дополняющая мысль одной из его составляющих.
avatar
Культура была бы заметно иной. Потому что святые бы творили гораздо больше чудес, и разных.
С какой стати?
Святые мусульманской культуры творили бы иные чудеса, нежели святые индийской культуры, и т.д.
Какие ещё «святые мусульманской культуры», «святые индийской культуры», а тем более аватары скандинавских и греческих богов? В примере, про который я тебя спрашиваю, их существования не предполагалось.
Если бы ты написал «В мирах, где магия максимально близка к земным представлениям о магии, и культура будет близка к земной», я бы сразу сказал «Да, конечно» :)
Окей, значит меня ввела в заблуждение твоя слишком общая формулировка, а на деле противоречия между нами нет. Good to know.
avatar
Ок, еще раз попробую уточнить.

В примере, про который я тебя спрашиваю, их существования не предполагалось.
А в примере, который я написал изначально, и на который ты ответил, речь шла о реальной магии, реальных духах и реальных богах. Если даже сводить магию только к чудесам святых, то с чего будут святые только одной культуры и религии на всей Земле? Это уже второе искусственное ограничение внутри первого искусственного ограничения. Т.е. ты приводишь усеченный, частный пример, а из него зачем-то делаешь сравнительный общий вывод. Смысла в этом нет, т.к. ты не на мой пример отвечаешь, а на свой собственный.
avatar
Слушай, по-моему мы в сущностном отношении всё уже выяснили. Просто «мир, в котором реальны магия, боги, духи» — это довольно широкая категория, куда безусловно попадает мир, каким его представляли себе средневековые носители наивного католицизма. Потому что это мир, в котором реальны христианская Троица, духи умерших и некоторые магические ритуалы (например, закапывание гостии в поле для обеспечения урожая или обручение дожа с морем для обеспечения торгового и военного успеха Венецианской республики). И твои тезисы «В мире, где реальны магия, духи, боги — культура будет другой» и «В мире, где магия максимально близка к земным представлениям о магии, и культура будет близка к земной» противоречат друг другу в том виде, в котором ты их сформулировал. Понятно, что в первом случае ты на самом деле имел в виду нечто более частное, чем то, что написал. Бывает. Не вижу тут дальнейшего повода для обсуждения.

Т.е. ты приводишь усеченный, частный пример, а из него зачем-то делаешь сравнительный общий вывод.
А вот тут двойка с минусом тебе. Я всего лишь на основе частного контрпримера опровергаю твой общеутвердительный тезис.
avatar
То есть, культура Средневекового Запада не могла бы существовать в мире, где всё такое же, только святые действительно творили все чудеса, о которых повествуют жития?

Нет, она «всего лишь» была бы немного другой. Хм, а может быть и не немного.
Я не большой спец по христианским чудесам и христианской религии в целом, но мне кажется, что с действительно-творимыми чудесами институт папства был бы другим. Не надо было бы обманывать людей, пряча Божье Слово за мишурой и словоблудием, прямо — «вот чудо».

Да, конечно обманывать все равно стали бы — те, кто не умеют творить чудеса — записались бы в фальшивые чудотворцы. Но тут уж дальнейшая позиция зависит от Церкви (хотя я пессимист и понимаю, что рано или поздно фальшивые чудеса были бы объявлены реальными).
avatar
Карго-культ шлет большой привет.
avatar
Я всецело за интересные описания, но меня смущают названия.
Бельтейн — праздник из реального мира, стоит ли смешивать в одном произведении реальные и вымышленные праздники?
Огнарёк — очень уж похоже на Рагнарёк — это умышленно?
avatar
Вы правы насчет Бельтайна. Это реликт начала работы над миром, писался 6 лет назад. Праздник самобытен, а вот название надо придумать подходящее, в такт Огнарёку. Хотя невозможно избежать использования земных названий, имен и слов, но в данном случае стоит прочувствовать и поставить органичное, свое.

Очевидная аллюзия на Рагнарёк конечно намеренная. Это праздник-прощание с теплом, с щедрой землей и водами, с летом, праздник-встреча грядущих холодов. В нем чувствуется поступь рока, неотвратимый приход мертвенных холодов. Земля умирает и возрождается каждый год снова. И важной частью этого является открытое свидание людей с духами.

А так же, например, вызов душ мертвых. Ведь если есть speak with dead и призыв душ, то должен быть специальный день в году, когда эти возможности используются людьми. И прадедушка приходит увидеться с правнуками, на минуту или до рассвета. Дух прабабушки вселяется в ее дочь, чтобы рассказать правнукам старую семейную легенду…



Короче, идеи есть? :)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.