Относительно suspension of disbelief и вуду-акул

Geometer в своём комментарии к моей записи навёл меня на интересную, как мне кажется, мысль…

На тивитроупах есть такой троп под названием Voodoo Shark — такое объяснение, призванное заткнуть сюжетную дыру, которое порождает ещё большую сюжетную дыру. Мысль, на которую навёл меня дядя Геометр, звучит так: действия, которые призваны избежать того, чтобы сломать suspension of disbelief, могут сами сломать его ещё сильнее.

Эталонный пример из ролевой викии: «Партия приключенцев второго уровня забрела в логово к древнему красному дракону». Будучи второуровневой, партия не может победить древнего красного дракона — это нарушило бы правдоподобие происходящего. Ведущий не может (или не догадывается, как) просто дать партии сбежать — это нарушило бы логичность событий в том плане, что всё происходит «по правилам». Мастер решает ввести в повествование «локального Эльминистера», который внезапно появляется и спасает партию — но это тоже нарушает правдоподобие, потому что воспринимается игроками как очевидное появление «бога из машины».

Другой пример — из недавних цитат на «Ша.баше»:
Партия уже некоторое время плывёт на корабле, подключается новый игрок, которого надо вписать, но как сделать это посреди моря?
Игрок создаёт варвара, с двумя глефами и просто непомерной силушкой и зашкаливающей выносливостью. Закупает самую обычную тележку, смолит ей дно и таким образом получает патент на первую сухопутно-водоплавающую телегу.
Каково было удивление партии, когда на перерез их кораблю, пользуясь двумя глефами как вёслами, плывёт огромный варвар на телеге.
Также тележка использовалась для всяческого лута и перевозки девочки роги.
Здесь мастер должен был ввести персонажа в игру так, чтобы не нарушить при этом причинно-следственные связи, так как это нарушило бы логичность мира (т.е., персонаж не мог просто появиться на корабле и сказать «я всегда был здесь»). Но в итоге сделал это так, что нарушил правдоподобие в другом месте.

На самом деле, в описанных стуациях, вероятно, всё же были варианты, как не нарушить правдоподобие мира: в случае с новым персонажем на корабле мне навскидку приходит в голову подобранный этим кораблём потерпевший кораблекрушение. Или, если уж наш варвар грёб глефами на телеге, то ничто не мешало ведущему дать персонажу лодку. Я не могу залезть в голову этому ведущему, но подозреваю, что выбор в пользу телеги был сделан потому, что на телегу у персонажа-варвара деньги были, а на лодку, нет. Если я прав, то здесь ведущий сделал выбор в пользу следования букве правил (не давать персонажу лодку просто так), пожертвовав при этом, опять-таки, правдоподобием.

5 комментариев

avatar
Собственно, в таком описании (ничего личного) это не то, чтобы дико оригинальная мысль. Более общо — неумелое исполнение может испортить всё, несмотря на благие намерения. Факт. Даже ролевые игры тут не надо приплетать.

Если это наставление — делайте, детки, хорошо и не делайте, бяки, плохо — то всё-таки ценность его в таком виде невелика. Если просто констатация «и так бывает» — совершенно согласен…
avatar
Господин Журден открыл, что всю жизнь разговаривал прозой. :)
avatar
А может, игра была юморная и о правдоподобии не задумывались? У меня в текущей кампании на уровне правил прописано увеличение абсурда к финалу каждой сессии.
avatar
Поддерживаю предыдущего оратора. Цитата вырвана из контекста, но в таком виде лично для меня она звучит как очень клёвый и веселый стеб над ситуацией и над правилами. Если общий дух игры это позволял, то почему бы и нет?
avatar
Если у варвара не было момента с демонстрацией того насколько он "Badass", то это плохой, негодный отыгрыш варвара.
Это как при наличии карлика не устроить сцену где его передают в сумке с деньгами товаром, чтобы он потом из неё вылез и устроил диверсию.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.