Плейтест "Потайных Перекрёстков" и впечатления от игры

Забавно, но после знакомства с Потайными Перекрёстками одна из моих основных мыслей — это «лишь бы авторы ничего не упустили и включили в книгу все те интересности, которые мы видели на плейтесте и которые упоминали в обсуждениях». Сеттинг однозначно цепляет, и про него хочется узнавать больше.



Авторы уже провели ряд плейтестов, в одном из которых посчастливилось участвовать мне. Леонид Мойжес устроил нам приключение по Коммуне Тихих — затворников, книгочеев и исследователей мира Перекрёстков. На примере этого приключения я и хочу изложить свои впечатления об игре. При этом я постараюсь отделить факты об игре как о продукте от впечатлений о самой сессии, которая, к слову, получилась весьма занимательной — положительно сказались как мастерские навыки Мойжеса, так и качества моих соигроков.

БАШНЯ, ПЕЧАТЬ, ДЕВУШКА И ШОТЛАНДЕЦ

Башня, в которой...

Начали играть мы далеко не сразу. У нас был тысяча и один вопрос — чем и как живут Горожане, как умирают (а умирают они не до конца, если только при умервщлении не используются темнейшие секреты), как рождаются и женятся, как взаимодействуют между собой и с людьми. Фактов столько, что без готовой книги очень трудно всё изложить компактно и последовательно. Например, для того, чтобы предмет стал доступен Горожанам, он должен быть забыт или потерян человеком, и при этом с ним должна быть связана более-менее сильная эмоция. Воровать Горожанам запрещает древний пакт, а добывать ресурсы из земли могут далеко не все из них. По этой причине даже мелкие предметы представляют собой ценность для Горожан, а переработка и починка являются важными навыками (именно поэтому наряды Верхних такие пёстрые — они шьются из лоскутов либо покрываются заплатками). Мастер терпеливо и охотно отвечал на все вопросы, пока мы не почувствовали, что пора бы начать игру.

Наши персонажи, члены Коммуны Тихих, жили на Перекрёстке, известном как Сухарева (иногда — Сухаревская) Башня. Наш Перекрёсток населяло два-три десятка Тихих — в целом безобидных существ, увлечённых чтением, сбором информации, письменной культурой, естествознанием и, вынужденно, выживанием. Выглядят Тихие вполне по-человечески, исключение — Проклятые, которые являются бесплотными невидимками. Тихим свойственна некоторая бледность кожи и склонность к простым одеяниям. Наш Перекрёсток был довольно благополучным — благодаря старинному артефакту, хранимому настоятелем Иоганном, наш Перекрёсток избегал внимания Старших — мировой клики «Иллюминатов», сведущих в колдовстве и порою терзающих сообщества Горожан. Среди нас были как Рождённые — Горожане, никогда не бывшие людьми — так и Проклятые с Учёными. Учёные — это люди, которые настолько экстраординарно развили в себе некую черту или склонность, что стали ближе к другой стороне реальности. Как правило, среди Тихих Учёные — это те, кто попал на Перекрёстки благодаря глубокому изучению искусств или необычных материй.

Проблемы в нашем уютном доме начались, когда заветный артефакт, именуемый Печатью Соломона, неожиданно исчез. Взволнованный настоятель поручил сестре Софии, дочери уважаемого исследователя, и брату Лао, способному защитнику и колдуну, найти пропажу и вора. Для них день начался необычно ещё даже до вести от Иоганна — голуби рассказали сестре Софии о странных событиях, произошедших в Городе неподалёку от Башни, и Лао по её просьбе ходил в Город, чтобы разузнать побольше. В ходе расследования первым подозреваемым стал я в образе брата Константина, который как раз возвращался в Башню из Города, где ему удалось разжиться стеклянным стаканом и несколькими листами бумаги. Бумага, как легко догадаться, представляет большую ценность в обществе чтецов, и брат Константин, сложив листы букетиком и поместив их в стакан, уже собирался подарить улов своей возлюбленной Афине. В башне София и Лао взяли его под белы рученьки и доставили в комнату настоятеля, который дозволил Константину участвовать в поисках, но в то же время велел Софии и Лао на всякий случай приглядывать за самонадеянным юношей. Юноша оказался полезен, так как немного владел магической дисциплиной Коммуны Медных, с одним из представителей которых он водил дружбу. Это знание позволило поговорить со шкатулкой, в которой лежала Печать, а также, чуть погодя, с ампулой, которую брат Лао нашёл в месте, о котором рассказывали голуби.

Тихоходы

Мы очень быстро нашли собрата, причастного к пропаже, так что в какой-то момент мне даже показалось, что события сессии не выйдут за пределы Башни. Это, конечно, было преждевременное предположение, особенно с учётом того, что мне известна склонность Мойжеса к разносторонним историям. Брат Симеон, владелец местного «музейчика» разного рода занимательных вещиц, действительно помог украсть Печать, но вором оказалась… Афина (влюблённый брат Константин набросился на Симеона с воплем «ты лжёшь, мерзавец!»). После трудного разговора с предводителем наших Проклятых невидимок, пристрастившимся к азартным играм и не желавшим отвечать без партии в кости, мы собрались в путешествие, припахав провинившегося Симеона в качестве проводника. Симеон утверждал, что думал, что Афина хотела свергнуть Иоанна, но это было в тот момент не особо важно.

Коридоры между Перекрёстками — своего рода кротовые норы, пролегающие одновременно и сквозь материальное пространство, и сквозь мир Горожан. Они небезопасны, но при наличии навыка и способностей путешествие по ним становится предпочтительнее, чем прогулка по Городу людей. С помощью Симеона мы без труда добрались до соседнего Перекрёстка Верхних — мастеров и изобретателей, — куда ранее отправилась Афина. По дороге мы встретили немытого паренька из племени Бурых, который спешил разнести весть о новой вспышке агрессии со стороны бунтарей-Медных. Добрая сестра София вывела ему на руке послание, предписывавшее обитателям Башни принять гонца. С трудом вытянув сведения из Верхних, мы продолжили погоню за Афиной и очутились неподалёку от Курского вокзала, где жили Медные.

Ах, эти Медные. Недаром мой персонаж водился с ними. В этом месте я не могу удержаться от сравнения с Бруха, причём в контексте их наиболее завораживающих меня черт. Рядом с Курским вокзалом стоят огромный невидимый купол, под которым в середине залы на полу лежит куча самых разных вещей — коллективного имущества общины. Медные верят в равенство и справедливость и ради защиты своих идей часто готовы навешать тумаков как друг другу, так и окружающим. В них сочетаются хаос и стремление к правде, а также умение постоять за себя и настоять на своём. К счастью, эти ребята не собирались устраивать проблемы каждому встречному, хоть и не рады были шатающимся туда-сюда чужакам. Они пропустили нас.



Сёстры

Афину мы нашли на улице Радио (кстати, я работаю неподалёку), когда она пыталась запрыгнуть от нас в трамвай. Разумеется, она целиком оправдалась (по мнению брата Константина) — некий могущественный Старший похитил её сестру Зою и в обмен на её освобождение потребовал отдать ему Печать. Мы отговорили Афину от сделки (честно говоря, ей бы в любом случае не позволили пожертвовать Печатью), пообещав, что сделаем всё, чтобы вернуть её сестру невредимой.

Здесь вступили в действие очень тонкие правила по взаимодействию мира людей с миром Перекрёстков. Дело в том, что Горожане нематериальны и не могут даже открыть дверь или пнуть мяч, находящиеся в мире людей. Для того, чтобы временно перейти в пространство «между мирами» и получить возможность воздействовать на мир людей, Горожанину нужен «проводник» — человек, находящийся в необычном состоянии (опьянён, разозлён, очарован и т.д.) и в соответствующем окружении (одинокая комната, тёмная подворотня, крыша старого дома, лавочка у Патриарших прудов, но на худой конец подойдёт просто тень). Сестре София для того, чтобы открыть дверцу ячейки, в которой лежала Печать, пришлось попасться на глаза человеку и непрестанно вызывать у него смущение, пока она искала ключ в урне и открывала замок.

Брат Константин проследил за приспешниками Старшего, явившимися, чтобы забрать Печать, прошмыгнул в машину и через некоторое время оказался в здании МИД. Сестра София и брат Лао тем временем занялись расшифровкой Печати, которую было недостаточно просто вернуть на прежнее место — требовался ритуал, который восстановит защиту Башни от Старших. Большим специалистом по тайне Печати был отец Софии, который составлял записи о ней многие годы, предшествовавшие его исчезновению. Благодаря трудам своего отца и огромному порыву усилий сестра София разгадала шифр, после чего вместе с Лао поспешила выручать Константина.

Чернокнижник

Брату Константину приходилось несладко, так как в таком огромном здании он чувствовал себя, мягко говоря, дезориентированно. К тому же в здании хозяйничал Старший, принявший меры для обнаружения особо любопытных Горожан. На восьмом этаже уборщик в свете УФ-лампы заметил следы Константина и собирался поднять тревогу, так что пришлось дать ему в морду. Разумеется, просто так этого сделать было нельзя — ведь это тоже взаимодействие с миром людей. Пришлось потратить Очко Перекрёстка и объявить, что уборщик прикладывался к бутылке. Поскольку Константин оставался невидимым для прочих сотрудников, находившихся в здании, со стороны результат драки выглядел так, будто вусмерть пьяный уборщик не может устоять на ногах.

К счастью, к этому времени подоспели София и Лао, вопреки законам взявшие такси и не заплатившие водителю. Вместе мы достигли потайной камеры, где враги держали Зою, но радоваться было рано — как оказалось, Старший присутствовал в ней лично, и оказался он никем иным, как Яковом Брюсом. Лао с огромным трудом сумел нанести ему тяжёлый удар и выиграть для нас немного времени, которое мы потратили на то, чтобы вызволить Зою и сбежать. Зоя выглядела ужасно — Брюс обездвижил её и через трубки медленно сцеживал кровь, которая впоследствии должна была послужить материалом для колдовских экспериментов.

Возвращение домой

Сухарева Башня снова стала безопасным домом. Героическая сестра София завершила давнюю работу своего отца, брат Лао воссоединился со своей подругой Зоей, и мне очень хочется верить, что у брата Константина сложится с сестрой Афиной. Раньше она не относилась к нему всерьёз, но — эй, он спас её сестру, да и вообще герой! :)
Что касается волнений среди Медных — как оказалось, к этому приложил руку наш наставник Иоганн, который собирался было поднимать силы для борьбы со Старшими.

ЧТО ЖЕ ТАК ЗАХВАТЫВАЕТ?

Меня безумно очаровывают Медные (хотя Тихие мне теперь тоже родные), Учёные (всех Коммун) и сам образ Горожан, живущих по ту сторону Города, шьющих свою одежду из лоскутов и строящих свои жилища и инструменты из вещей, провалившихся к ним из мира людей. Ты идёшь в кинотеатр, а на свободном месте в заднем ряду на самом деле сидит Тихий, которому тоже интересен этот сеанс. Ты открываешь дверь в кладовую на чердаке, а там, оказывается, есть ещё одна дверь, и ведёт она на альтернативную крышу, где пыхтит и работает машина Верхних. Образ жизни в условиях «реколонизации» (термин, подсказанный Мойжесом) продуктов производства всегда привлекал меня в киберпанке, а теперь вот привлекает ещё и в Потайных Перекрёстках, где он смешан с тайной и мистикой.



ПОЧЕМУ ПОТАЙНЫЕ ПЕРЕКРЁСТКИ — НЕ МИР ТЬМЫ

Когда я дал ссылку на сообщество Перекрёстков на вконтакте своему другу, он с ходу выдал «ах, ничего оригинального, ведь всё это уже было в Мире Тьмы». Его первое впечатление можно понять, но всё-таки он ошибается. Если почитать доступные на данный момент материалы об игре, посмотреть презентацию или, тем более, поиграть в Перекрёстки на плейтесте, то различия становятся довольно очевидными.

Дело в том, что Мир Тьмы — это плохое место. «Игра не о том, что ты находишь, а о том, что ты теряешь», как говорил, кажется, Джастин Ахилли. Правда, если я не ошибаюсь, говорил он это конкретно о VtM, а не о WoD в целом, но высказывание более-менее применимо ко всем линейкам. Вампиры теряют рассудок в безнадёжной схватке со Зверем и со сменой эпох, оборотни ведут давно проигранную битву, подменыши выпадают из Грёзы. Все что-то теряют и живут в мире, в котором страшные стороны существования нарочито подчёркнуты. Потайные Перекрёстки же — это мир странный, но не разрушающийся и не разрушающий. Горожане — это не трагические аномалии (кроме Проклятых, но это частный случай), а достойные городские обитатели, просто живут они с другой стороны пелены реальности. В нём много страхов и опасностей (в том числе глобальных и практически непобедимых), но в целом он полон жизни. Не «не-жизни» и не угасания, а именно жизни. Это, разумеется, не делает мир Перекрёстков обыденным — напротив, он подкупает своими чудесами и странностями.

Безусловно, волей-неволей Мир Тьмы наложил на Перекрёстки определённый отпечаток — автор слишком долго по нему водил, чтобы избежать этого. Но это, судя по всему, отнюдь не самое сильное влияние в списке источников вдохновения.

КОЕ-ЧТО О СИСТЕМЕ

Подробный разбор системы делал Экс, так что я пройдусь только по нескольким моментам, привлекшим моё внимание. Сразу оговорюсь, что речь идёт о бета-версии механики: впоследствии создатели игры могут многое изменить.

Такая игровая сущность как Амплуа представляет собой практически полный аналог аспекта из Fate Core. Поведение, соответствующее Амплуа и создающее для персонажа затруднение или опасность, награждается Очками Перекрёстков, которые впоследствии можно тратить на заимствование нарративных прав у мастера. Использование нарративных прав также должно быть связано с Амплуа: Плут может объявить, что в баре находится его дружок по прежним авантюрам, Любовник может объявить, что как минимум несколько человек заинтересованы в его компании, и так далее. В целом это должно предоставлять персонажу новые возможности для продвижения вперёд или ухода от неприятностей, однако эти эффекты также могут снизить сложность той или иной проверки, что следует из изменившейся в пользу персонажа ситуации. Сложность в том, что Амплуа сосуществует с Нитками и Иголками. Нитки и Иголки очень похожи на бэкграунды из Сторителлера: Связи, Дом, Ресурсы, Репутация и прочее. Любое из наименований может быть как Ниткой (тем, за что можно «потянуть» персонажа; например, Репутация как Нитка означает, что персонаж стремится поддерживать мнение о себе), так и Иголкой (тем, чем может воспользоваться персонаж; например, Репутация означает, что кто-то придерживается высокого мнения о нём). В текущей версии правил Нитки и Иголки не участвуют в игровой арифметике («кинь дайспул Двойник+Связи» не используется), а просто описывают ресурсы персонажа: Иголка-Репутация на 1 означает, что некоторые считают тебя неплохим специалистом в чём-либо, Связь-Нитка на 2 означает, что ты на многое готов ради кого-то. По опыту плейтеста Амплуа и Нитки-Иголки не кажутся инородными сущностями и нормально работают совместно, но у меня есть смутное подозрение, что многим наличие двух элементов, описывающих бэкграундные возможности и слабости персонажа, покажется избыточным. Буду рад услышать мнения по этому поводу. Мне кажется, всё-таки стоит прикрутить использование Ниток и Иголок в арифметике, будь то дайспул Сторона+Иголка или автоматические успехи за каждый пункт в Иголке. Это сделает разницу между Связями на 1 и на 2 более очевидной.

Раз уж заговорили об автоматических успехах. Каждая Сторона (аналог базового атрибута) имеет временное назначение, изначально равное постоянному. Пункты временного значения можно тратить для получения автоматических успехов при проверках (имеются в виду «successes» или «hits», а не удачность проверки в целом). На плейтесте это был вполне толковый и ценный расходуемый ресурс, спасающий от наглого поведения кубов. Восстанавливается временное значение за счёт рекреационных активностей, соответствующих Стороне — Тело восстанавливается за счёт отдыха и тренировок, Двойник — за счёт общения и свиданий, и тому подобное. Есть мысль, что возможность разом бахнуть 4 пункта Стороны и получить 4 успеха ещё до броска кубов (при том, что 4 — это весьма высокая сложность проверки) может стать поводом для попытки поабьюзить систему и «сейв-лоудом» повыполнять экстраординарные задачи (уровня «создать редкий артефакт»), но, скорее всего, всё нормально. Во-первых, экстраординарные задачи могут иметь сложность выше 4. Во-вторых, мастер может рассудить, что для их выполнения требуется много времени или много ресурсов. В-третьих, временное значение Стороны восстанавливается не так уж быстро, так что сценарий «мастер, я хочу раз в день кидать на создание мега-крутого артефакта, вкладывая все пункты Стороны» не прокатит.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я буду очень ждать выхода Потайных Перекрёстков. На мой взгляд, на данный момент это самый интересный проект в ИНРИНРЯ, так что я готов поддерживать его как информационно, так и, когда (если) мы увидим краудфандинговую кампанию, финансово. И, конечно же, мой разум уже подсказывает мне ворох идей для приключений.

P.S. Ну и напоследок — прохладная история о дайсометании. Под конец тестовой сессии мне нужно было набрать 4 успеха для выполнения довольно трудной задачи. Для надёжности я вложил в проверку 3 единицы переменного значения соответствующей Стороны (расходуемый запас гарантированных успехов), после чего мне оставалось выкинуть 1 успех (хотя бы одна 5 или 6) на дайспуле из 7d6. Мастер желает мне удачи и советует доказать теории вероятности, что она таки существует и работает. Я бросаю. Шесть кубиков падают на стол, один прилипает к ладони. Шесть упавших не показывают НИ ОДНОГО успеха. Все притихли, глядя, как я бросаю седьмой кубик. 5! Есть успех! Я был настолько впечатлён этим событием, что забрал кубик и затем договорился с Эксом, которому этот кубик принадлежал, о том, что оставлю этот кубик себе, а ему взамен отдам аналогичный.

3 комментария

avatar
А вот у меня сложилось впечатление, что Перекрестки — это такой какой-то дефолтный сеттинг городского фентези под нилгеймана.
avatar
Авторы упоминают Нила Геймана в списке главных источников вдохновения.
avatar
Настоклько прекрасный обзор, что ищу кнопку: «постовить автору 100500 плюсов» и очень сожалею, что не нахожу.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.