Поиск: магические фентази сеттинги, где идет прогресс

Понемногу дорабатываю один из своих старых проектов и возник недостаток подходящих идей. Может кто-нибудь подкинет хороших референсов?

Интересуют примеры фэнтази сеттингов (откуда угодно: игры, книги, фильмы, манга...) в которых нет застоя технологий, а наоборот идет их бурный рост. Условный исторический период: от древнего мира до ренессанса.

Интересуют в первую очередь миры, где не идет подмен «современных технологий» магическими аналогами, а скорее некий синтез, развитие мысли «как бы развивалось общество, начиная с первобытного строя, при наличии доступа к сильной магии».

51 комментарий

avatar
Ну вот например Blue Rose — это то, что тебе надо?
или надо более бурно, как в Эберроне?
avatar
Более бурно, но не как в Эберроне, т.к. там скорее идет замена «современных технологией» магией, а не синтез.
avatar
как бы развивалось общество, начиная с первобытного строя, при наличии доступа к сильной магии
1. Что такое сильная магия? Для древнего человека вечно горящая свеча не такое уж крутое заклинание, хотя и полезное. А для нас оно пздц какое могущественное, просто потому что вечное.
2. Зачем её развивать если она сильная? В смысле, если магия покрывает все потребности общества, развивать её нет смысла.
avatar
Что такое сильная магия?
Непростой вопрос) Такая магия, по которой можно сказать, что это фэнтази, а не просто псевдо исторический мир с налетом мистики.
Зачем её развивать если она сильная?
А зачем развивать технологии, если они и так крутые? ;) Метание огненных шаров и туманные предсказания будущего — это хорошо, но нет предела совершенству)
avatar
Непростой вопрос) Такая магия, по которой можно сказать, что это фэнтази, а не просто псевдо исторический мир с налетом мистики.
Ну вот не понятен критерий. В современном мире, жезл фаерболла не на много лучше штурмовой винтовки, а по ряду показателей откровенно хуже.
В ВК Гендальф фаерболлов не кидал, но это считается прямо таким архитипичным фентези.
А зачем развивать технологии, если они и так крутые?
Незачем. Нахрен никому это не надо. Их и не развивают если нет каких-то задач, которые не решаются средствами текущих технологий. Ленточный конвеер был возможен и до Форда, но просто не было необходимости массово и быстро производить такие сложные устройства.
Философский камень люди искали, потому что хотели получить богатство и вечную жизнь, а ядерный распад исследовали надеясь получить мощное оружие и снизить стоимость электроэнергии.
Проблема с магией в том, что работает она «непонятно как», соответственно непонятно как она должна развиваться.
avatar
Проблема с магией в том, что работает она «непонятно как», соответственно непонятно как она должна развиваться.
Так и технологии работают «непонятно как» для общества с недостаточно развитой наукой. Как там дедушка Кларк формулировал свой 3й закон?)
Магия в фэнтази с точки зрения применимости вроде ничем от науки не отличается: проведи ритуал — получи более-менее ожидаемый эффект. И можно предположить, что развиваться она должна в том же направлении: решать насущные проблемы общества.
avatar
проведи ритуал — получи более-менее ожидаемый эффект.
Только совершенно непонятно, как этот ритуал улучшать, чтобы получить больший эффект.

Пока магия остается непредсказуемой системой со случайно получающимися эффектами — её развитие невозможно. Максимум — вслепую. Изменил одно слово в ритуале наугад — или умер или ничего.
avatar
Только совершенно непонятно, как этот ритуал улучшать, чтобы получить больший эффект.
Так и с технологиями такая же история была. Вон средневековые алхимики мешали все со всем и далеко не сразу получили хоть какие-то результаты, более того результаты оказались совсем не тем, к чему они стремились.
avatar
В ВК Гендальф фаерболлов не кидал, но это считается прямо таким архитипичным фентези.
Фаерболлы в какой-то мере он все же кидал) Эпизод с метанием накачанных магией шышек в хоббите и с поджиганием дубов при нападении варгов сарумана в властелине колец. Да и вышел же он в итоге победителем в схватке с огромным демоном, при этом еще свалившись в пропасть.

Но общую мысль понял. Вот более «радикальный пример»: игра престолов. Это все еще фэнтази, пусть магия здесь очень ограниченная и своеобразная.
avatar
Так и технологии работают «непонятно как» для общества с недостаточно развитой наукой. Как там дедушка Кларк формулировал свой 3й закон?)
Речь не об этом. Речь о том, что вам нужно придумать всю вашу «науку 2.0» которая будет магией. Иначе вы просто не сможете понять, возможно это в вашем сеттинге или нет. Вот я не хочу кидать фаерболлы, а хочу чтобы сердца врагов просто останавливались. Или хочу щит от фаерболлов или фаерболл который может преодолевать щит или ещё что в таком духе. Это возможно? Как это работает? Что для этого нужно? Можно ли создать меч который разрубает всё? Можно ли конкретно в вашем сеттинге создать bag of holding?

Магия в фэнтази с точки зрения применимости вроде ничем от науки не отличается: проведи ритуал — получи более-менее ожидаемый эффект.
Мы вообще о каком фентези говорим? У нас какая магия?
Неизвестные законы мира которые мы используем? Магия как врожденное свойство некоторых существ? Магия как божественная сила? Нет блин единой концепции магии, в каждом сеттинге её вертят так, как нужно авторам.
avatar
Что интересно,
Магия как врожденное свойство некоторых существ? Магия как божественная сила?
в конечном счете сводится то к
Неизвестные законы мира которые мы используем

;-)

Чтобы понять, какова эволюция магии, стоит изучить — как естествознание стало современным деревом наук.
avatar
Чтобы понять, какова эволюция магии, стоит изучить — как естествознание стало современным деревом наук.
Да, согласен. Мысль дельная)

avatar
Нет блин единой концепции магии, в каждом сеттинге её вертят так, как нужно авторам.
Все в любом случае сводиться к неким неясным (на тот момент) законам мироздания. Будь это произнесение какие-то слов и жестов волшебной палочкой, или ритуальное сжигание пьявок с кровью определенного человека.
avatar
Все в любом случае сводиться к неким неясным (на тот момент) законам мироздания.
Фундаментально — может быть. Речь чуть о другом. В концепции «тайного знания», это должно работать так же, если ты знаешь нужные слова/действия и выстраиваешь их в верную последовательность ты будешь получать устойчивый результат. Не важно кто повесил над дверью подкову, нечисть через эту дверь не пройдет. Не важно кто пошептал над водой молитву, вода теперь святая.

Если магия это врожденное свойство, то как ты не пыжся, ты ей не овладеешь. Нету в тебе этого. Те кто ей пользуется могут сами не знать как конкретно это делают. Людям не нужно знать анатомию и генетику, чтобы рожать детей. Да, может быть в будущем, в вашем мире дойдут до идеи «генетики» и поймут как и что определяет дар магии, но совсем не факт, что он от этого станет доступен большему числу людей. Мендель с горохом давно экспериментировал и мы много узнали с тех пор, но пока наши эксперименты и инструменты очень ограничены.

Про божественную силу думаю понятно. В людях магии нет вообще, её им дает кто-то другой в обмен на что-то. Это всё равно, что давать пещерным людям мушкеты и надеяться что это подстегнет металлургию и химию.
avatar
В Аркануме технологический прогресс убивал магию — там где были механизмы колдовать не получалось, а в доме магов и лампочка не зажигалась.
В Златогорье наоборот — маги занимались созданием механизмов для облегчения своей работы и магии.

В Fable 1-3 магия существует, но при этом технологический прогресс идет.
В совсем экзотическом Мире Большого Киева показана «дикая техника» — пистолеты, автомобили — все надо приручать. Этим занимаются эльфы, гномы, вервольфы.
avatar
Кстати да, фейбл хороший пример. Правда, там просто идет развитие технологий, без синтеза с магией: «фэнтази средневековье» сменяется «фэнтази новым временем».

Про Златогорье почитаю, спасибо!
avatar
Эберрон-- раз, Шедоуран-- два, Седьмое Море-- три. Да-да, в семьморье магия неплохо так переплетается с общественным и техническим прогрессом, причём в каждой стране по-своему.
avatar
Эберрон — это немного не то. Шедоуран тоже, т.к. не подходит ни по временному периоду, ни по развитию общества при наличии магии (магия появилась уже в условно текущем обществе).
А вот про 7е море я забыл. Спасибо! Прочитаю.
avatar
Шедоуран тоже, т.к. не подходит ни по временному периоду, ни по развитию общества при наличии магии
У Шедоурана, есть «братский сеттинг» под названием Earthdawn, в котором описывается предыдущая магическая эпоха. Его условно можно считать как раз-таки древним миром с доступом к сильной магии.
avatar
Кстати, а есть на примете хорошие гайды по 7му морю? Может какие-то компиляции материалов для мастера?
avatar
Cryptomancer (что было бы, если бы информационные технологии строились на волшебстве).
avatar
Необычный вариант) Спасибо!
Хотя тоже по описанию во многом замена «современных технологий» на магию.
avatar
Как ни парадоксально, но прямой замены там по сути нигде и не получается, хотя автор этого и хотел )
avatar
В принципе аниме жанра «Сёнен» в фэнтезийных сеттингах вполне подходят (One Piece, Fairy Tail, с натяжкой — Naruto). Новые вундервафли магического, технического, совмещенного и черт-знает-какого характера изобретаются постоянно (минимум 5 штук на арку).
avatar
«Инран» заявляет о себе как о сеттинге с магическим прогрессом. На настоящий момент тема не настолько развита как хотелось бы, но в ВКшной группе есть темы с обсуждениями где оно хорошо раскрывается в комментах.
avatar
Проглядите эти материалы. Там в количестве интересных идей:

makkawity.livejournal.com/3751113.html
makkawity.livejournal.com/3751826.html
makkawity.livejournal.com/3753022.html
avatar
Собственно итоговый материал тут уже обсуждался — imaginaria.ru/p/makkaviti-pro-magicheski-orientirovannuyu-ekonomiku.html
avatar
Как ни странно, МИФы Асприна иногда изображают миры, где прогресс таки шагнул вперёд. Особенно интересен в этом плане Базар Девы. Возможно, подойдёт «Дело о свалке токсичных заклинаний» Тертдлава.
На отдельные идеи можно растаскать Нуменеру, которая уж слишком фэнтези, и, возможно, вот это, хотя для тебя оно слишком «gonzo», пожалуй.
avatar
Ах да! Конечно же, «Умирающая земля» Вэнса демонстрирует довольно высокий уровень развития магии — и временами остатки довольно развитой, опять же, цивилизации (ну и просто это мастхэв и нестареющая классика). По ней даже отдельная ролёвка есть.
avatar
ASE1 и Вэнс — отличные рекомендации!
avatar
Спасибо) Много интересного)
avatar
Кстати Викториана — стимпанк + фентезитропы на альтернативной Земле. За органическим сочетанием магии и прогресса можно сразу в сурсбуки последней редакции )
avatar
Плоский Мир же. И магия с самого начала, с влиянием на общество (Hogfather), и с прогрессом (Going Postal).
avatar
Кстати да. Причем если отбросить весь юмор и сатиру, то в плоский мир подходит почти идеально)
avatar
Final Fantasy IX.
avatar
Хорошо) Есть описание или обзор мира этой игры?
avatar
Даже не знаю. Игра-то довольно старая. Наверное, проще всего полистать соответствующую викию.
avatar
А почему именно Девятая, кстати?
avatar
А я играл-то только в три: V, VI и IX. В пятой просто фэнтезятина. В шестой магия скорее пробуждается, чем дополняет технологию. В девятой магия и технология сосуществуют и хоть в каком-то виде взаимодействуют (двигатели Мглы, например). Да и то, честно сказать, так себе пример, ибо паровой двигатель Сида Фабула скорее забивает на магию, чем пытается ей пользоваться.
avatar
Magic, Inc. Хайнлайна?
avatar
Я вообще думаю в том направлении, что в мире с научно-магическим прогрессом возможности для создания новых заклинаний должны были бы появляться по мере расширения знаний магов об окружающем их мире. Допустим, для заклинаний, воздействующих на инерцию, кто-то должен сформулировать Первый закон Ньютона, для гравитационных заклинаний кто-то должен открыть само явление гравитации. (Получается, качественные заклинания лечения болезней тогда будут невозможны до открытия существования микроорганизмов?) Правда, чтобы проработать сеттинг в этом направлении, нужно глубоко так закопаться в историю науки, причём сразу во многих областях.

Можно зайти с другой стороны и посмотреть на то, как менялись представления людей о магии на протяжении веков — от первобытного шаманизма, через средневековые алхимию-астрологию-теургию до современной эзотерики — и описывать прогресс в области магии через это.
avatar
Вспоминается «Гарри Поттер и методы рационального мышления».
Маги умели трансфигурировать только объекты целиком. Гарри Поттер знал, что всё состоит из атомов, а значит — не целое по факту.
И в течении многих часов пытаясь изменять себе восприятие через концепции квантовой физики он научился трансфигурировать части объектов.
avatar
И в течении многих часов пытаясь изменять себе восприятие через концепции квантовой физики он научился трансфигурировать части объектов.
Да, но прогресса по факту выходит не было. Гарри ничего не открыл, ничего не улучшил. Он стал мыслить иначе и смог делать то, что не могли другие. Внутренний прогресс, характерный для магии.
ГП тяжелый пример, Роулинг старательно не объясняет как там работает магия, зачем волшебникам палочки итд.
avatar
Получается, качественные заклинания лечения болезней тогда будут невозможны до открытия существования микроорганизмов?
Вы же понимаете, что этот мир может быть устроен иначе. И болезни могут быть насланы демонами, ну на худой конец вызваны миазмами принесенными с болот.
Можно ещё на M:tA оглянуться. Там традиции представлены по сути от архаичных до современных, а изменение фокусов и практик вполне можно считать за прогресс.
avatar
Кстати! Новенькая Тирания и не такие новенькие Пилларсы могут подать идеи.
Тирания: маги собираются в гильдии, каждая из которых исповедует свою философию и ревностно охраняет свои знания-- знания о «ключах» заклинаний. Заклинания там создаются из компонентов (ключ-- основа заклинания, его элемент, можно сказать, форма-- разряд, бьёт по площади, линия и так далее, и штрихи-- то, что, например, увеличивает дальность заклинания). Вот эти штучки выявляются путём исследований и из них собираются заклинания. Правда, в плане прогресса там разве что одна гильдия-- магов-кузнецов-- реально влияет на технический прогресс.
Пилларсы: магия-- причина, почему огнестрельное оружие уже есть, а тактику войн особо не изменило. Потому что хорошо зачарованную кольчугу пуля не пробьёт, а магический жезл бьёт не хуже пистолета. Слияние маги, помощи богини огня и технологий позволило создать бомбу, которая уничтожила бога. Магия и технология, впрочем, не разделены строго: пистолет тоже можно зачаровать, некоторые гильдии магов или рыцарские ордена также занимаются крафтом. Самое передовое направление магии-- анимансия, позволяет манипулировать душами. Предано анафеме в 90% цивилизованного мира, потому как лезет в области, где правят только боги, ну и аниманты имеют дурную привычку похищать людей и ставить над ними эксперименты. Вместе с тем они единственные научились лечить или хотя бы облегчать состояние душевнобольных (потому что чаще всего причина безумия в Пилларсах-- это повреждение твоей души во время реинкарнации) и создавать големов (правда, вселяется в голема душа человека, личность которой разрушается, и в големе она остаётся навечно, не возвращаясь в цикл реинкарнаций-- то есть это даже хуже, чем смерть). Спойлер: некоторые боги очень сильно против прогресса, и уничтожают тех, кто его продвигает. А то и целые цивилизации.
avatar
Ещё в Tyranny магия тоже прогрессирует. У значительной части ключей известен первооткрыватель, и не все они — обитатели далёкого прошлого: к гибели одного ГГ мог приложить руку в предыстории, а вторая вполне может ходить с ним\ней в партии.
avatar
Я побуду занудой и выскажу своё мнение, буду надеяться оно DarkStar чем то поможет.
Смотри, тебе этот магический прогресс вообще зачем?
Тебе нужно, чтобы магия становилась круче прям при игроках? Эдакая магическая промышленная (или какая иная) революция? Или нужна старая, слабая, реликтовая магия? Или наоборот, старая магия как обычно сильнее новой?

Просто я вижу 2 пути.
1. Симуляция прогресса. Ты не придумываешь систему магии этого мира, ты не знаешь как она работает, но знаешь что она делает, что она может и не может. Всё. Дальше ты описываешь, что открывались новые заклинания, какие-то заклинания могут открываться даже в процессе игры. Прогресс может быть выражен в уменьшении ритуализации. Ну раньше нам нужно было человека рунами с ног до головы покрыть и камлать всю ночь. Потом положить в магический круг и творить ритуал. А теперь можно просто наложить руки и пошептать. А в будущем даже рук не нужно будет накладывать, просто посмотреть или подумать. Вот до чего магия дошла!

2. Построение системы. Это путь хардкора, если ты и твои игроки от такого тащатся, либо ты планируешь водить по этому миру оч долго и надо хорошо его понимать. Ты придумываешь, что по факту являет собой магия этого мира и как конкретно она работает. На примере:
Допустим в нашем мире, магии у людей нет, всё что они могут — договариваться с различными духами. Каждый дух отвечает четко за что-то своё.
И начинается у нас всё с шаманизма и духов животных, деревьев, гор итд. Развитие идет в том, что люди учатся с ними общаться, языку, этикету итд.
Потом, они выходят на контакт с богами, либо замечают что помогая постоянно конкретному духу, делают его сильнее. И создают богов. И вот у нас уже пантеоны, строгие системы ритуалов (чтобы абы кто нашего бога не поюзал), а с богами работают свещенники-операторы.
А дальше выделяется главный, омни-бог с множеством универсальных подчиненных, ритуалы становятся практичнее но появляется авторизация, как ритуал доступа к конкретному богу. Священники по прежнему имеют более широкие права доступа.
А потом возможно через омни-бога получают доступ к другим духам, духам стихийн например. И внезапно, они могущественные (не такие как омни-бог), раскармливать их как родного бога не надо, но их надо заново изучать. И опять этикет, привычки, методы работы. Вуаля, стихийные маги а ля аватар. А потом внезапно доступ к духам людей, думали что это невозможно.
Ну и так далее.
Куда это может завести и какие последствия может иметь? Кто знает. Сделки с демонами, где одна ошибка в договоре будет стоить тебе души. Просачивание элементальных планов в родной план мага, либо внезапная материализация некоторых агрессивных, либо просто не прирученых духов. Духи, которые овладевают телами людей. Итд.
avatar
Пехов. «Под знаком мантикоры» и «Пересмешник»
В первом случае технология развивалась из-за ограниченного доступа к магии. Только для избранных, то есть церкви.
А во втором, на технологию сделали ставку, так как посчитали её более полезной и надежной, одновременно сильно ограничив магию законами. Хотя в данном случае есть сильные отклонения в развитии науки. Чего стоит только способ получения электричества.
avatar
Много всякого вразброс:

игры:
dominions — магия в большинстве своём слабеет со временем, но знания о ней ширятся. +некие особо сильные расообразующие проклятья со временем наоборот разрастаются.

аниме:
Magi — основной источник магии — артефакты из появившихся с десяток лет назад данженов. Таким образом сейчас сеттинг переживает магический скачок.
Log Horizon — самая магическая магия завязана на скрытых фичах мморпг, в результате по мере их открытия растёт уровень маготехнологии.
Мир, отраженный в глазах девушки, смотрящей на небо — просто хорошо показанные высокоразвитые магические цивилизации.

книги:
Безумная роща — нарастающее могущество местных волшебников по прошествию времени.
Циклоп. Король камней — весь сюжет происходит в магическом средневековье, но вот эпилог показывает последствия в этаком ренессансе
Ник — попаданец, который используя свои невероятные умения в кодерстве берётся улучшать местную магию.
avatar
«Земной круг» Джо Аберкромби. За шесть романов в повседневную жизнь входит порох, увеличивается роль банковской системы.
«Отблески Этерны» Веры Камши. Примерно XVIII век. Магия была, есть и будет, но в эпоху прогресса о ней забыли, а зря.
Мир Ведьмака туда же, если читать интерлюдии в последних томах (правда, они весьма петросянские).
avatar
Final Fantasy VI
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.