Полевые ролевые игры непобедимы, как ритуальный каннибализм

В продолжении жестокого оффтопика, развязанного мной в беседе с уважаемой Химой в дневнике у Guns_n_Droids, хочется четче очертить тезисы, которые там были высказаны мной, и, возможно, прийти к некоторым выводам. В последние 10 лет одним из моих хобби было чтение полевой ролевой прессы, назовем вещи своими именами. Когда это все начиналось, я был в некотором роде максималистом, и в беседе с одной весьма приятной дамой высказал тезис, что полевщики в наше просвещенное время поднимающегося цунами настольных и компьютерных РИ по сути - динозавры и вскоре вымрут. Жизнь показала, что скорее вымрут настольные, компьютерные и прочие виды РИ, а также Ваш покорный, чем полевки. Когда-то не так давно, оракул российского РИ Лариса Бочарова написала текст "История ролевого движения в России от античности до наших дней" - http://www.avalon.blaga.ru/guild/history.shtml (к сожалению, другой ссылки не нашел за 10 минут поиска). В этом тексте крайне лапидарно показаны корни явления ролевых игр - это ритуалы, выполняемые по (тайным) правилам. Автор ограничилась в рассмотрении вопроса античностью, причем довольно травоядной - эллинизм, Косский храм Асклепия. В то время как можно было сделать еще пару шагов и с легкостью найти те сценарии, с которых Феоктит списывал сюжеты для своих РИ - это замечательные мистерии культа богини-матери в том числе фригийского происхождения. С тех пор игровая практика по сути, через "тамплиеров", итальянские артистические кружки, германский штурм унд дранг и британско-американские (не) шуточные клубы и тайные общества дошла до нас. Именно поэтому, само мероприятие стоит рассматривать как карнавал, со всеми его атрибутами. Т.к. он и есть один из корневых аспектов игровой практики с акробатами, танцующими на канатах, по которым в прежние века вынужден был перемещаться обреченный на смерть турецкий пленный. А теперь перейдём к теме. А именно, должен ли человек под маской владеть навыком маски, чтобы иметь успех на карнавале? Должен ли вольный каменщик уметь класть фундаменты и замешивать цемент? Конечно, неплохо было бы чтобы палач мог придушить кого-нибудь своей бутафорской веревкой, а Рыцарь Востока владеть бетономешалкой, лопатой и ситом для крупного песка. Но это не есть их основная задача. Их задача - выполнение ритуала, следование правилам их (игровой) практики. Навыки, которые воспитываются в рамках данной практики - это эмпатия, чувство братства между достаточно чужими людьми. По крайней мере такова цель для рядовых участниках маскарада. Все остальное - умение выживания в лесу, рукопашный бой, резьба по дереву, стрельба из пулемета, английская поэзия 18-го века - давали в отдельных учебных заведениях и тем, кому это было надо. Если смотреть с этой точки зрения, то по причине хтоничности затрагиваемых архетипов полевые РПГ могут только мутировать во что-то, но не исчезнуть. С этой же точки зрения внедрение в карнавал избыточных элементов, как то стратегия/экономика/регулярная магия ведет к деградации развлечения, поскольку в основе - нарушение повседневных правил, переодевание, смена ролей. Но. Если этих элементов не включать в полевую ролевую игру, то большинству современных участников будет довольно скучно. Потому, что они современные пост-советские люди. Выбор элементов хорошей полевой игры численностью 0-500 человек был завершен к 2002 году. К этому времени было сыграно все и выбраны все модели, которые в принципе могут быть применены. Видимо, 500-800 человек - это предел организаторских способностей стихийно возникающего коллектива ведущих (интересно, что батальон российской армии насчитывает именно 350-900 человек - и это наименьшее подразделение имеющее собственный штаб и способное действовать , как маленькая армия). Для того, чтобы двигаться к многотысячным играм необходимы регулярная организация, инфраструктура, финансирование, понятийный аппарат. Все это в настоящее время создаётся усилиями людей доброй воли. А малочисленные игры самой эволюцией обречены заново открывать, или пользоваться готовыми наработками 90-х 2000-х годов. И это неплохо. Это - жизнь.
  • нет
  • avatar
  • 0

11 комментариев

avatar
А выводы-то можно поподробней? ) А то пока вроде бы очерчены основные тенденции - мэйнстрим идет к коммерциализации и социализации, а некоторые психи делают малые игры "ручной работы" не сильно парясь на "наработки".
Сие верно для большинства общественных движений. Оно либо загибается, либо находит место в обществе.
Причем здесь полевые игры?
avatar
При том, что пост немного не о том, о чем Вы написали. Выводы - внутри, и довольно очевидны. В частности, один из выводов: "психи" с ручной работой повторяют в 158 раз то, что делали в 1992-м году". Это, по-моему, очень интересный вывод - нестандартный творческий человек - ведущий ролевой игры по результатам своей деятельности стандартен, как рабочая пчела.
avatar
имхо несмотря на факт, что в целом сюжеты и ситуации вполне возможно, что и повторяются, в частности опыт каждого игрока и мастера уникален.
avatar
Как нам рассказывал специалист по переходным течениям покойный профессор Павельев: "- Статистика разводов предсказуема и неинтересна. Другое дело - любовный треугольник. Тысячи лет описывается в литературе и все плачут". В нашем хобби как-то много внимания уделяется личным переживаниям, а я пытаюсь на статистике заострить внимание. Т.к. всяким продавцам радости надо понимать, кому и зачем они радость продают, например.
avatar
Гмм...
Пардон муа, а что вы называете "результатами деятельности"? Количество проведенных игр? Статистику по игрокам? Заработаные деньги? Сюжетные схемы?
Личные впечатления игроков, ради которых все и затевалось?
И как вы сравниваете последнее? ) Критерии пожалуйста.
avatar
«Странный это был отдел. Лозунг у них был такой: «Познание бесконечности требует бесконечного времени». С этим я не спорил, но они делали из этого неожиданный вывод: «А потому работай не работай - все едино». И в интересах неувеличения энтропии Вселенной они не работали".
Музыкой навеяло...
avatar
Все видно по отчетам после события. И по деньгам, и по схемам, и по впечатлениям. В особых случаях - можно съездить лично и убедиться в том, в чем можно убедиться, не выходя из дома. Но Вы опять, куда-то мимо, если честно. Пост был не только про рабочих пчел.
avatar
Я просто задаю вопросы по тем частям поста, которые мне не слишком понятны и которые имеют отношение к моему личному опыту и вследствие этого мне интересны.
На констатацию фактов развития неформальных сообществ я могу разве что с умным видом покивать.

Что же до "впечатлений" - я вот все жажду услышать о том, как их можно измерить или сравнить без посещения. Отчеты это то что пишут после игры? - "Отлично поиграли, афтар пиши есче"?
В таком случае ничего нового в играх не было и не будет вообще. Факт. )
avatar
Впечатления сравнить очень просто. Берем отчеты с некоторой содержательной частью (например, длиннее Вашего последнего комментария). Сравниваем число положительных и число отрицательных. Профит.

Для некоторых выдающихся мастерских групп сравниваем отчеты ведущих с прошлых игр с отчетом с только что прошедшей игры - профит в квадрате.
avatar
Метод оценки впечатлений от ролевой игры по одному критерию... Изящно.
Больше вопросов не имею. )
avatar
Спорим с пугалом? Это старая, уважаемая практика.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.