Презумпция (не)адекватности

Регулярно просматривая список новых наборов на игры на dungeonmaster.ru, заметил, что быстрее всего у меня отбивают всякое желание заявляться на игру длинные списки правил, которым должны следовать игроки, как они должны правильно постить/играть, и что им категорически запрещается делать. Среди правил, популярных (по абсолютно необъяснимым для меня причинам) на Данженмастере, первые места в моём личном хейт-листе занимают даже не «кросспол запрещён, анимешные аватарки запрещены» (хотя последнее правило всегда, когда я с ним сталкиваюсь, вызывает у меня недоумение), а популярные на сайте «правило трусов» (то есть когда игрок обязан прописывать свой инвентарь предельно детально, вплоть до нижнего белья) и «правило кирпича» (то есть игрок не может вводить в повествование новые сущности, сколь бы незначительными они ни были — вроде валяющегося рядом кирпича).

Что я по поводу всего этого думаю: лично я за всю свою мастерскую практику очень редко выставлял игрокам длинные списки правил, как правильно писать посты и взаимодействовать с другими игроками, — и несмотря на это, я в целом в большинстве случаев был доволен своими играми и своими игроками. Да, мои игры по тем или иным причинам за единственным исключением не доходили до логического завершения (хотя для форумных игр это, как показывает мой опыт, скорее норма, чем исключение) — но это происходило не потому, что мои игроки не придерживались какого-то Свода Правил Правильной Игры (разве что я мог бы попытаться донести до них правило: «Учитывайте, что мастер подвержен приступам тормознутости и перепадам вдохновения»). Да, среди моих игроков попадались не вполне адекватные (записи под тэгом «сын ошибок трудных» тому свидетельством), но это было не потому, что они не придерживались какого-то Универсального Свода Игровых Правил (ну, может быть, кроме универсального правила «не быть мудаком» и ему подобных, но такие правила довольно трудноформализуемы). Я не выставлял своим игрокам никаких списком правил правильной игры и не бил их линейкой по пальцам за малейшие отступления от этих правил — и, что удивительно, в большинстве своём мои игроки, набранные из абсолютно случайных людей, многих из которых я до игры вообще не знал, были адекватны и не вызывали у меня необходимости наказывать их за неправильную игру.

В общем, я привык считать игроков, заявляющихся ко мне на игры, по умолчанию адекватными людьми (если они не продемонстрируют обратного), которые не нуждаются в том, чтобы их воспитывали и учили, как нужно играть в ролевые игры. Если же исходить из противоположной презумпции — что игроки по умолчанию суть существа, нуждающиеся в строгих формальных правилах, за отступление от которых их нужно наказывать, — то… мне не очень понятно, зачем с таким подходом вообще пускать в игру каких-то незнакомых игроков, а не водить игры для узкого круга «своих». Как ни удивительно, большинство моих игроков, набираемые без какого-то особенного искусственного отбора, оказывались адекватными людьми и хорошими игроками.

По-моему, так. ©

20 комментариев

avatar
По моему опыту форумок, длинными списками правил и определений (которые обычно начинаются с «Мастер Игры — это...») обычно страдают малоопытные ГМы, насмотревшиеся этого у кого-то другого, и думающие, что таковы правила хорошего тона. Типа все официально.
По мне это как шапка в фанфикшне с «умными» словами типа Ангст, Ванилька и Лимон, которые ничего кроме понтов не прибавляют.
avatar
У длинных сводов правил есть ещё один минус. Их мало кто читает (если отбор по игру не вёлся специально по такому признаку) и, за определённым порогом, мало кто соблюдает (даже не по злому умыслу, а потому что не укладываются все в голове). Соответственно, они де-факто становятся нужны не столько как задающие настроение положения, а как аргументы в споре — «почему ты сделал вот так, когда в пункте 16.2 ясно сказано, что...». Когда начинаются подобные кляузы друг на друга — это обычно плохой знак и признак проблем.
avatar
Вывод: перед тем как пропустить пост(каждый, а не только первый) игрока, необходимо проводить небольшой тест на знание правил, придуманных мастером не менее чем из пяти вопросов. А то понапишут всякое…
Также такой подход создаст минигру, развивающую память и внимательность.

Ну и наконец: кляуз скорее всего не будет, потому что игроки разбегутся раньше, чем появится спорная ситуация…
avatar
Ну, я, честно говоря, не то чтобы когда-либо видел прямо-таки большие списки прямо-таки пронумерованных правил (и вообще, мне не всегда стоит верить на слово, когда я что-то говорю, потому что я лучше запоминаю свои впечатления, чем конкретные факты)…

Хотя вот буквально на днях я видел прямо-таки стену текста от мастера, в которой последний расписывал, что он требует от своих игроков, чего им ожидать от игры, и чего мастер не будет делать. Двойной юмор здесь в том, что у этого конкретного мастера, бывшего автором этой стены текста, в профиле был длинный список того, чего он никогда не собирается делать, не умеет делать и не считает нужным учиться делать: не собирается изучать никакие игровые системы, не умеет и не хочет писать развёрнутые литературные посты и предыстории персонажей и много чего ещё никому не должен делать.
avatar
У меня другой опыт — я это скорее видел у мастеров с некоторым стажем, у которых сложилось чёткое представление о Правильном Способе Играть в Ролевые Игры (я когда-то писал на имажинарии, что самый большой процент неадекватных игроков, которых лучше не допускать до игры, я встречал среди опытных ролевиков с чётким представлением, о том, Как Надо играть в ролевые игры). Хотя, конечно, тут не обошлось без фактора «среди всех моих знакомых ГМов приняты вот такие игровые правила, и я тоже буду их придерживаться» (не подвергая сомнению то, насколько эти правила адекватны).
avatar
Просто из малоопытных ГМов, думающих что так надо, вырастают многоопытные ГМы, думающие что так надо) Но обычно они таки подхватывают заразу у кого-то другого по незнанию, а потом сами становятся переносчиками.
avatar
Никогда не видел особого смысла в подобных перечнях правил, ограничивался парой строчек о том, как мы будем размещать посты в древовидных ветках. Хотя анимешные аватарки в не-анимешных играх, конечно же, здорово выбиваются стилистически и реально бесят.
avatar
Просто странно зачем выделять один стиль рисовки. «Аватарка должна соответствовать тематике игры» звучит куда логичней и полней покрывает множество неподходящих аватарок.
А наезд на собственно анимешные попахивает «Я посмотрел наруто, мне не понравилось и теперь я считаю своим долгом кричать на каждом углу о том как не люблю аниме». Что говорит уже не о стремлении к стилистическому единообразию, а несколько о другом.
avatar
Полностью с тобой согласен, сам никогда на чьи-либо аватарки не наезжал, ограничивался мягкой просьбой/рекомендацией о соответствии стиля аватарке тематике игры.

Что не отменяет того, что при наборе в игру по AD&D даже при наличии подобной рекомендации есть очень высокий шанс получить наряду с портретами, вырезанными из иллюстраций Отуса и Элмора, бисёнена с копной сиреневых волос, а вот вероятность увидеть там фаюмский портрет или рисунок Пикассо крайне невелика. Потому что на подобных форумах есть некоторый процент игроков, которые неспособны представить себе, что возможное какое-то стилистическое единообразие, из которого образы их любимого аниме-сериала выбивались бы. *разводит руками*
avatar
Я скорее про то что в игре по, скажем, ВК странно выделять бисененов из прочих терминаторов, ковбоев и танцующих трусов.
Но если бисенены и панцу преобладают — то да, логично что некоторые будут упоминать именно их.
avatar
В этих наших интернетах как кол-во неадекватов, не боящихся получить банхаммером выше чем в реале.

Списки же с строгими правилами — для мастеров, которые не умеют говорить «нет» во время игры и которым проще отсечь всю категорию, чем в каждом отдельном случае выносить свое суждение. например, «правило трусов» не заставляет мастера размышлять о разнице между «к походным рационам же должна прилагаться соль» и «я все время тащил с собой 46 10футовых шестов»). Самое забавное что часто такое приводит к обратному результату: 46 10футовых шестов легче спрятать в чарнике между 2 иголками и трусами в горошек, чем в заявке на «покупаю скалолазное снаряжение»
avatar
«к походным рационам же должна прилагаться соль» и «я все время тащил с собой 46 10футовых шестов»).

Или к «к походным рационам должна полагаться соль» и «эй, мастер, в наших рационах есть соль. Я сейчас её продам и мы купим корабль» (Эй, мастер, как это у нас нет воза соли? Что это за мастерский произвол?) %)
avatar
Да-да, именно так )
Или если вспомнить «Землю Санникова»: мастер не докапывался, когда местных папуасов угостили чаем, а вот развернуть обширную торговлю не дал.
avatar
Охо-хо!
Да это же то самое, то самое желание контроллировать всё и вся!
Которое лезет из многих разных вещей — от «игроки же весь мой драгоценный сюжет сломают!» до «я же Мастер, я тут Господь Бог!».
Знаем. Колесили. Избавились за ненадобностью и регулярно отбиваемся от рецидива.
avatar
«кросспол запрещён, анимешные аватарки запрещены»
на моей памяти кросспол очень редко бывает адекватным, просто потому что далеко не всегда можно адекватно отыгрывать противоположный пол в рамках жанра и зачастую любители кросспола это замаскированные любители треша и тупняка, а анимешные аватарки если их слишком много или они не соответствуют жанру могут раздражать. Хотя мысль твою я понял и в целом согласен.
avatar
Хмм… Есть ряд правил для игроков, которые я размещаю в своих играх. Правда, они не касаются кросспола (в конце-концов мастер всегда кроссполит, если у него есть нипы противоположного пола) или аватарок.

Действуй! Первая задача любого игрока — что-то делать. Будь активным, не будь пассивным. Изучай все вокруг, задавай вопросы, делай хоть что-то — создавай сюжет этого приключения.
Рискуй! Оставь эти жалкие попытки максимально обезопаситься — ты пришел сюда, чтобы совершать подвиги! Будь крутым и ярким — взорви этот гребаный мир! Даже если твой герой при этом погибнет — тебе хоть будет о чем рассказать после игры.
Не пытайся всех контролировать! Ты не в компьютерной игре и герои других игроков — не твои юниты. Не навязывай своих решений другим игрокам и уж тем более не заявляй за них ходов. Не отменяй и не оспаривай их заявок — они не меньше тебя имеют право пустить тут все под откос.
Не отсиживайся за спинами! Не жди, когда тебе дадут слово. Если твой персонаж суров и немногословен — сделай так, чтобы за него громко и внятно говорили его поступки, жесты и мимика. Не жди, когда мастер вспомнит о тебе — у него и без того полно проблем. Если остальные игроки галдят и не дают тебе вставить слово — привлеки внимание мастера и сделай заявку вполголоса. Мастер озвучит результат и остальные вынуждены будут его выслушать.
Создавай! Этот мир — не мир мастера. Игроки создают окружающий мир и сюжет приключения куда в большей степени, нежели он. Не стесняйся вводить в игру новых персонажей, новые места и события. Описывай, говори — пусть все это влияет на сюжет. Пусть введенных тобой персонажей мастер сделает угрозами — это лишь сделает игру интересней. Пусть описанные тобой места мастер сделает хитроумными ловушками — это станет отличным сюжетным поворотом.
Все это позволит твоему герою максимально проявить себя. Нет ничего хуже, чем герой без прошлого, которого никто не знает и которому нечего терять. Не будь таким.
Не бойся неудач! Некоторые игроки очень остро реагируют на неудачные броски, канючат по поводу рака кубов и постоянно просят сменить рандомайзер. Но стоит помнить, что злодей не так часто получает возможность красиво проявить себя. И одной из таких возможностей является проваленный бросок игрока. Так что просто смирись с тем, что время от времени надо давать злодею показаться крутым. Иначе нет никакого интереса побеждать его.

Вот тех, кто явно не исполняет эти правила я не люблю и стараюсь не водить. В последнюю партию набились сразу два таких, так они мало того, что сами не несли ничего в игру, мешали остальным делать интересную историю — постоянно хватали за руки и перебивали, так еще и чванно считают себя опытными игроками с большим стажем и ядром партии.
avatar
Тут речь все же немножко о другом: о мастерах, что в требованиях к игрокам выставляют какие-то поехавшие ограничения и заостряют внимание на третьестепенных деталях героя (инвентарь, цвет глаз, анимешные аватарки).
avatar
Не бойся неудач!
Что касается рака кубов, то иногда, действительно избегать плохих бросков просто необходимо: хотя бы ради того, чтобы не заболачивать конфликт, не вводить лишние сущности и не сливать ходы в нонэкшены.
В последнюю партию набились сразу два таких,
А как так получилось, что они при этом являются ядром партии?
avatar
иногда, действительно избегать плохих бросков просто необходимо
Тогда мастер просто пропустит действие без броска. Если тебе критично, чтобы действие свершилось — не заставляй игрока кидать кубы. Просто скажи ему, что да, он достаточно крут сегодня, чтобы сделать это без броска.

А как так получилось, что они при этом являются ядром партии?

Они им не являются, но считают себя таковым. Есть такие люди, которые считают, что главный тот, кто больше всех и громче всех говорит, а не тот, кто больше и лучше делает.
avatar
У меня два правила:
1. В каждом (игровом) споре последнее слово — за мной. Если после этого желание поспорить остается, можем обсудить вне игры.
2. Мы тут играем, а не *подставьте сюда любое другое занятие*. Все это подождет до конца игры.
Мне хватает.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.