RGB RPG: фанатам нарративок посвящается

Поскольку моя система Adventure Algorithms больше подходит для игр за столом, чем онлайн, я поставил себе задачу разработать что-нибудь эдакое специально для игр через Discord в нашем клубе. Представляю набросок мини-системы, написанный под впечатлением от The Sundered Land Винсента Бейкера. Плейтестов с реальными игроками ещё не было.

Сначала сеттинг-специфичная часть: мы искатели приключений на свою задницу, исследуем покрытый руинами континент, где 100 лет назад исчезла высокоразвитая цивилизация, пытаемся понять, что с нею стало, и помогаем новым поселенцам освоиться на побережье. (Система к сеттингу не привязана, если хочется другое — можно сделать.)

Каждый игрок пусть опишет в двух словах, что привело его персонажа в эти проклятые места.

У вас есть… (выберите столько из списка, сколько игроков участвует, плюс ещё 1, и распределите между персонажами)
  • пара выносливых мулов, навьюченных припасами в дорогу
  • кайло, чиненый револьвер, ящик шахтёрской взрывчатки и умение этим всем пользоваться
  • прочная одежда скалолаза, ледоруб, надёжная верёвка и крючья
  • острый глаз, быстрые ноги и многочисленные ножи, рассованные по рукавам и сапогам
  • лекарские познания, дорожный посох и здоровенная сума с медикаментами
  • бинокль, пара острых мачете и ружьё с серебряными пулями
  • верный пёс по кличке Ворон
  • ветхая карта, где отмечены несколько мест (Это места силы? Клады? Логова? Могильники? Да хрен их знает!)
  • банка красной краски, заговорённой для начертания охранных знаков
  • имя потустороннего существа, которое должно вам три услуги
  • книга на давно вышедшем из употребления диалекте, где описана история этих мест
  • лук и стрелы, охотничий рог, связка факелов и голова, забитая балладами о приключениях

Выберите, что вы ищете на этот раз:
  • припасы, чтобы благополучно перезимовать: еда, шкуры, топливо, инструменты
  • логово чудовища, терроризирующего всё побережье
  • строительные материалы, чтобы восстановить маяк и старый форт
  • безопасную дорогу в глубь материка, сквозь пустоши и болота
  • запретные знания погибшей цивилизации
  • пропавших средь местного вечного тумана людей
  • золото, ценную руду и богатства подземелий
  • храм местных Сил, где по слухам есть порталы в другие храмы на этом же материке

Теперь собственно правила:

Каждый игрок начинает игру с тремя кубиками в руке: красный (сила духа, ярость, живучесть), зелёный (мастерство, точность, уверенность), синий (опыт, знания, интуиция).

1) Боевые сцены, преодоление опасных препятствий и прочие рискованные действия отыгрываем так:
Ведущий описывает сцену и препятствие/противника, и может задать игрокам вопросы, чтобы добавить подробностей. В зависимости от того, как игроки подойдут к проблеме, ведущий озвучивает сложность (обычно от 1 до 3). Игроки после этого должны совместно отдать количество кубиков = сложности. Отдавая кубик, нужно описать соответствующее цвету кубика действие (заявку).

Если нужное число кубиков не набрали (не хватило или решили сэкономить) — возможность упущена, наступают внезапные медведи и прочее непотребство, зато кубики остаются при игроках, а ведущий даёт развитие сцены не в пользу персонажей. После этого игроки получают по одному дополнительному кубику, цвет выбирает ведущий. Масштаб непотребства будет зависеть от того, сколько кубиков недодали.
Rule of thumb: 1 = setback/retreat, 2 = loss/injury, 3 = disaster.

Если нужное число кубиков набрали — значит, превозмогли. Бросаем все отданные кубики и суммируем выпавшее по каждому цвету:
  • красного больше всех: это вам непросто обойдётся. Ведущий ставит персонажа в трудное положение и у игрока есть один шанс описать, как он справится с ситуацией или получит помощь. Или не получит и пострадает за общее дело.
  • зелёного больше всех: красавчики, справились мастерски, но знайте — самоуверенность это медленный и коварный убийца. Ведущий даст вам что-то сверх ожидаемого, но в будущем это может навлечь неприятности или подвергнуть вас лишнему риску.
  • синего больше всех: новая информация. Не обязательно хорошая. Каждый игрок пусть скажет, есть ли какие-нибудь догадки по текущей цели. Ведущий выберет, кто прав. Может, и никто, но вы обязательно узнаете что-то новое.

2) Промежуточные сцены между боями (интерлюдии), долговременный отдых в лагере или тренировку отыгрываем так:
Если персонажи позволяют себе целый день отдыха в лагере или устраивают привал на целый день в походе, то каждый игрок может получить назад 1 кубик того цвета, которого у него сейчас нет. Если вы делаете привал в опасной местности, то необходимо описать, как вы обеспечите безопасность. Весь остальной мир в это время не ждёт, так что за время, пока персонажи отдыхают, может что-то произойти или они могут куда-то не успеть.

В дополнение к кубику за отдых (или вместо него, если мы играем интерлюдию без полноценного дня отдыха), каждый игрок может потенциально получить ещё +1 кубик:
  • расскажи другим персонажам о похожей ситуации в прошлом, которая тебе многого стоила или оставила серьёзные шрамы. Получи +1 красный кубик.
  • попроси другого персонажа помочь тебе: обучением, лекарством, советом или ещё как-то. Если он согласен и может помочь, получи +1 зелёный кубик.
  • открой другим персонажам тайну или расскажи о чём-то новом, что знает твой персонаж, но не знают они. Получи +1 синий кубик.
Максимальное число кубиков у одного игрока — 4.

3) Развитие персонажа.
После каждого приключения вы можете с благословения ведущего дописать в список «У вас есть...», чему персонаж успел научиться, какие ценные предметы или союзников приобрёл и конечности/органы потерял. Возможно, ведущий даст вам выбрать из списка, аналогичного приведённому в начале статьи.

Пояснение: элементы из списка «У вас есть...» можно и нужно использовать для обоснования, как вы спасаетесь от опасности или преодолеваете препятствие, поэтому его расширение таки даёт вам больше возможностей в игре, хоть вы и не получаете непосредственно дополнительных кубиков.

13 комментариев

avatar
Какое интересное PbtA ;)
avatar
Ха. Элементы оного, несомненно, тут есть или подразумеваются. Как и в Sundered Land.
Игра не обязательно должна быть «2d6 с тремя исходами», чтобы быть PbtA.
avatar
красного больше всех: это вам непросто обойдётся. Ведущий ставит персонажа в трудное положение и у игрока есть один шанс описать, как он справится с ситуацией или получит помощь. Или не получит и пострадает за общее дело.

То есть можно всё красное и недостаток одного кубика по сложности это одно и тоже. Прекрасно.
avatar
Недостаток одного кубика = не смогли победить и отступили.
Красное = победили, но один персонаж (потенциально) пострадал.
По-моему, далеко не одно и то же :)
avatar
Не поняла насчёт этого.

Бросаем все отданные кубики и суммируем выпавшее по каждому цвету

А зачем бросать-то? Если кубик красный, то он останется красным, какое бы число на нём не выпало. Может, имеется в виду «подсчитывается число кубиков того или иного цвета»?

Игровой процесс выглядит слишком куцым. То, справились ли герои с препятствием, решается за какие-то несколько секунд, при этом игрокам не нужно даже подходить к решению проблемы творчески: достаточно выбросить нужное количество кубиков, при этом описание не привязано к цвету кубика вообще (можно потратить 3 синих кубика и описать, как вы сваливаете с дороги огромное дерево голыми руками). Более того, одинаково будет решаться проблема с препятствием «на дороге впереди завал» и «мы столкнулись с патрулём орков». Из-за малого количества кубиков (как стартового, так и предельного) попытка добавить интерес в виде разбивки большого препятствия на маленькие — например, боя с орками на бой с главой патруля и самим патрульными — тоже провалится. Ну и в чём интерес-то? В том, чтобы накопить больше кубиков для решения задачи? Тому, чтобы рассказать интересную историю, этот игромех не помогает, а даже мешает.

По мне, если уж брать за основу систему «на решение задачи вместо броска мы тратим некие ресурсы», то количество этих ресурсов стоит сразу увеличить. Не «1 на старте, максимум 4», а «10 на старте, максимум 30», как-то так. Может, увеличить и количество цветов.
avatar
А зачем бросать-то? Если кубик красный, то он останется красным, какое бы число на нём не выпало. Может, имеется в виду «подсчитывается число кубиков того или иного цвета»?
Подсчитываются выпавшие на кубиках очки. Если у нас один красный и один синий кубик, то результат будет зависеть от того, на каком из них выпадет больше.

можно потратить 3 синих кубика и описать, как вы сваливаете с дороги огромное дерево голыми руками
Используемый кубик определяет и подход к решению проблемы. Свалить дерево голыми руками — это больше красный вариант.
Цитата: «Отдавая кубик, нужно описать соответствующее цвету кубика действие (заявку)»
И да, без адекватного предложенного решения ситуации ведущий кубик не примет. Нельзя просто отдать синий и сказать «ну я чето там нахимичил, давайте дальше».

Игровой процесс выглядит слишком куцым. То, справились ли герои с препятствием, решается за какие-то несколько секунд, при этом игрокам не нужно даже подходить к решению проблемы творчески
Не, ну если хочется именно интересных тактических выборов на уровне игромеханики, а не на уровне фикшена, то данные правила не про это. Тут скорее так: сцену отыгрываем в свободной форме (как в Фиаско) а по ходу дела игроки вносят в общий кон свои кубики, пока не наберут сколько надо.
Последний раз редактировалось
avatar
А, с очками понятно.
Не, ну если хочется именно интересных тактических выборов на уровне игромеханики, а не на уровне фикшена, то данные правила не про это.

В том-то и дело, что на уровне приведённого куска игромеханики интересное решение на уровне фикшена не на что не повлияет. Ну, позволит разве что кинуть синий кубики вместо красного.

Мне не слишком нравится и то, что даже при успехе герои отгребают неприятные последствия. По крайней мере, в описании последствий сделан упор на негатив. Я понимаю, что это сделано для того, чтобы двигать фикшн — но в этой функции оно тоже как-то не особо смотрится.
«Красный успех» — один из игроков должен будет описать, как чуть не пострадал за общее дело… Или постарадал. Если выберет второе и будет ходить раненый, например, или с пробитой бронёй, это двинет действие вперёд. А если он опишет, как орк чуть не отрубил ему голову, но он точным ударом меча отрубил ему руку? Никуда это ничего не двинет.
«Зелёный успех» — вы спрятались в засаде и нашпиговали орков стрелами, окей. Сняли с их трупов ценные трофеи. Всё отлично. ДМ на листке помечает, что надо подкинуть игрокам какую-нить гадость. Нуу… Это двинет нарратив вперёд… Но учитывая, что ресурсов у игроков мало, а даже успех может дать негативные последствия… Это так себе решение.
*Синий успех" — самый интересный вариант, который реально может куда-то нарратив двинуть.

Но всё равно — в текущем виде это пока симулятор неудачника, который идёт навстречу своей гибели. Давай предположим, что, потратив все кубики, герои сталкиваются с проблемой высокой сложности, провал которой имеет катастрофические (disaster) последствия. И что они могу сделать? Ничего, потому что у них нет кубиков! Они могут описать, как прячутся от патруля орков — но если кубиков у них нет, персонажи не могут это сделать. Это не очень-то хорошо отражает упор на фикшн, а, наоборот, ему мешает. Более того, это будет заставлять ведущего сводить большую, эпичную сцену к одной-двум проверкам — ведь у игроков очень маленький ресурс.
avatar
Интересное решение на уровне фикшена повлияет на то, какой будет следующая сцена.
Потому что «красная» победа и «синяя» победа могут двинуть фикшен в совершенно разных направлениях, и у игроков таким образом есть возможность опосредованно влиять, как будет развиваться история. Работает ПбтАшный принцип «play to find out what happens».

Давай предположим, что, потратив все кубики, герои сталкиваются с проблемой высокой сложности, провал которой имеет катастрофические (disaster) последствия. И что они могу сделать? Ничего, потому что у них нет кубиков! Они могут описать, как прячутся от патруля орков — но если кубиков у них нет, персонажи не могут это сделать.
Не-не-не.
Ведущий назначает сложность после того, как игроки скажут, чего хотят добиться. И даже может в этом плане торговаться с игроками, как в Фейте. Победить патруль орков в открытом бою может быть задачей на три кубика. Укрыться от патруля в кустах — задача на один кубик.

И если у нас 0 кубиков, мы хотим укрыться в кустах. Нам не хватает 1 кубика для успеха, поэтому укрыться не получилось — нас заметили, мы убежали.

Если же у нас 0 кубиков, а мы отважно бросаемся в бой — ок, катастрофический провал, либо героев берут в плен, либо один персонаж гибнет, прикрывая отступление остальных.

Маленький ресурс задуман для того, чтобы у истории было то, что по-английски называют Pacing. Чтобы после напряжённой сцены с челленжем шла сцена-передышка (пожалуй, стоит дописать что это не обязательно будет привал).

И не такой уж ресурс маленький, ведь у каждого игрока по три кубика. Большую, трёхкубиковую сцену можно легко разбить на три этапа-препятствия, на каждое из которых нужно потратить кубик или пропустить.
avatar
И если у нас 0 кубиков, мы хотим укрыться в кустах. Нам не хватает 1 кубика для успеха, поэтому укрыться не получилось — нас заметили, мы убежали.

Ок, это ещё более-менее. Однако тут вырастает нагрузка на ДМа — он должен следить за ресурсом игроков и давать им возможность избежать неприятностей с минимальными потерями (выставляя сложность 1), если этого ресурса не осталось…

И не такой уж ресурс маленький, ведь у каждого игрока по три кубика. Большую, трёхкубиковую сцену можно легко разбить на три этапа-препятствия, на каждое из которых нужно потратить кубик или пропустить.

Учитывая, что пропуск этапа ведёт к тому, что ситуация складывается не в пользу героя и возникают новые проблемы, которые нужно решать — я бы не сказала, что ресурса достаточно. Да и три этапа-препятствия для большой сцены — слишком мало. Тут даже нет смысла во время эпичной битвы музыку включать для атмосферы, с большой вероятностью трек не успеет закончится )

Более того, на мой взгляд, с таким количеством ресурса трудно реализовать разницу между персонажами. Точнее, пока её вообще нет: что знахарка, что воин, что учёный-нижник имеют одинаковое количество кубиков. Нельзя показать, что твой персонаж ловкий, но тупой, или слабый, но умный. Как я понимаю, ты работаешь над этим аспектом? Или у тебя вообще не будет архетипов?
avatar
Однако тут вырастает нагрузка на ДМа — он должен следить за ресурсом игроков и давать им возможность избежать неприятностей с минимальными потерями (выставляя сложность 1), если этого ресурса не осталось…
Скорее давать им возможность восстановиться, отыграв сцену без челленжа. В среднем мы чередуем опасность и передышку. Т.е. любая сцена, где нет угрозы, потенциально даёт возможность вернуть кубик за отыгрыш. (Правила там надо чуть переписать, чтобы было понятно, что это не только когда персонажи останавливаются на полноценный отдых.) Ситуация «все по нулям» должна быть скорее исключением. И ещё уменьшается вероятность того, что один игрок будет занимать весь спотлайт.

Лично я не воспринимаю это как нагрузку, наоборот, это дополнительная подсказка, какой должна быть следующая сцена с точки зрения темпа повествования. По поводу «слишком быстро» — имхо, тут влияют личные предпочтения и стиль вождения.

Более того, на мой взгляд, с таким количеством ресурса трудно реализовать разницу между персонажами. Точнее, пока её вообще нет: что знахарка, что воин, что учёный-нижник имеют одинаковое количество кубиков. Нельзя показать, что твой персонаж ловкий, но тупой, или слабый, но умный. Как я понимаю, ты работаешь над этим аспектом? Или у тебя вообще не будет архетипов?

По выбору цветов все персонажи действительно равноправны, но, скажем, красный кубик сам по себе не даёт возможности крушить черепа могучим ударом. Красный цвет определяет только подход персонажа к решению проблемы — грубо, решительно, опрометчиво. Игроку, который отдаёт кубик, всё ещё нужно описать, что именно персонаж делает и уложиться при этом и в рамки выбранного цвета, и в рамки того, что персонаж реально умеет делать.

Обрати внимание, что в списке «У вас есть...» перечислены не только предметы, но и знания/умения, и это НЕ флавор-текст, это задаёт рамки способностей персонажа согласно фикшену. И по мере развития персонажа предлагается расширять именно этот список, а не увеличивать количество кубиков.

А учёный-книжник, который вопреки всему попытается буквально огреть врага по голове книгой, вряд ли преуспеет больше одного раза, и у него не будет никакой возможности «отмазаться» от последующего риска пострадать за общее дело. Думаю, я бы в такой ситуации сказал «ок, но книгу ты потерял, вычёркивай».
avatar
Вот именно связка между способностями персонажей и игромеханикой пока слабая. Потому что игромеханика не мешает книжкнику убивать орков книгами, потому что вот этого…

и у него не будет никакой возможности «отмазаться» от последующего риска пострадать за общее дело. Думаю, я бы в такой ситуации сказал «ок, но книгу ты потерял, вычёркивай».

… В правилах нет. Тут игрок может закономерно возмутиться: сказано ведь, что я описываю, как чуть не пострадал за общее дело, а не ты!
avatar
Возможно, дело в моём былом опыте игр по Risus и Fiasco, но я совершенно не вижу проблемы. Игромеханика в данном случае ответственна за темп повествования и характер сцен. Кубики ограничивают нарративные права игрока, а способности персонажа определяются тем, что игрок выбрал из списка «У вас есть...».

Тут игрок может закономерно возмутиться: сказано ведь, что я описываю, как чуть не пострадал за общее дело, а не ты!
Мне следовало сказать: в такой ситуации я бы предложил этот вариант. Пускай описывает игрок, но ведущий и он должны прийти к согласию, что это укладывается в рамки фикшена и способностей персонажа. При этом последнее слово — укладывается или нет — за ведущим. Это подразумевается.
avatar
Чуть-чуть переписал заголовки в правилах, чтобы разграничить понятия сцены-передышки между битвами и сцены с полноценным даунтаймом. Первую можно вставлять практически после каждого боя или двух, вторая же даёт больше возможностей для восстановления, но и потерю времени, особенно если мы возвращаемся для отдыха в лагерь.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.