Сильный Suspension of Disbelief

За всю мою игровую практику (примерно 10 лет, разные мастера и системы, много LARP) я не могу вспомнить ни одного случая, чтобы разрушение SoD* серьезно испортило мне удовольствие от игры.

Причины я вижу две:
Во-первых, я ролевое быдло (т.е. в отличие от тонкочувстующих натур я редко иммерсирую до полного слияния с персонажем) – но это, как мы понимаем, дано не каждому.
Во-вторых, я освоил несколько методов, позволяющих усиливать SoD в произвольных местах, и этими-то методами и хочу поделиться с сообществом.

1. Мантра «про людей».
Регулярное чтение этой мантры позволяет смириться с тем, что люди – существа странные и могут действовать совершенно непредсказуемо.
Текст: «Люди разные. У некоторых – странные жизненные ценности, у некоторых – неизвестные мне мотивы, некоторые – просто идиоты. Поэтому некоторые поступки — необъяснимы».

В качестве тренировки можно повторять эту мантру, читая новостные сайты, раздел «Прочее»:
«В Индии женщина вышла замуж за змея»;
«Заговор диетологов»;
«МММ-2014»;
«Мужчина на спор отрезал себе голову бензопилой»;
«Иранец пытался ограбить банк под заклинанием невидимости»;
«Грабитель-лентяй вызвал жертву (разносчика пиццы) на дом».

В дальнейшем, с этой же мантрой можно переходить и на раздел «Политика».

2. «Отключаем мозг»
Оно же «примем за данность». В мире игры есть какие-то факты, но совершенно не обязательно, что между ними должны быть взаимосвязи. Поэтому не надо искать взаимосвязи там, где их не предполагается.

Пример: в сеттинге есть бронированные дирижабли.
Из этого следует, что вы не можете сбить дирижабль главгада одним выстрелом.
Следует ли из этого, что вы можете снять броню с дирижабля и сделать из неё необычайно легкие доспехи? – не обязательно.
Оно может следовать, если у мастера этот момент продуман. Иначе – нет, вы не можете сделать невесомую броню.

Иными словами, в сеттинге есть два факта: броня дирижаблей легкая, броня приключенцев тяжелая. Это два не связанных между собой факта (считайте, что они относятся к разным областям науки). В любом спорном вопросе вспоминайте, что быт приключенцев изучает отдельная дисциплина – адвенчурология, и то, что доступно приключенцу не обязательно доступно NPC. Вопрос: «А почему остальные жители не поступят так же?» не имеет смысла.

Естественно, если фокус вашей игры – экспорейшн или детектив, то этот совет можно применять только к тому, что не находится в фокусе.

В качестве тренировки можно смотреть/читать большинство комиксов про супергероев.

3. «Сосредотачиваемся на главном»
Определяемся, где фокус игры и что лично вам тут интересно. Если нарушающая SoD деталь не находится в фокусе – просто отбрасываем её как несущественную.

Пример: игра про дворцовые интриги, ваш персонаж – вельможа, едущий на прием к королю. Мастер описывает, как вы едете по опрятному средневековому городу. В вашем же представлении средневековый город – это грязь, вонь, мусор и ночные горшки, выплескиваемые на улицу. Не нужно орать, что вы смотрели «Трудно быть богом» и город просто не может быть опрятным. Да какая разница? Ваш персонаж – аристократ, проводящий всю жизнь во дворцах, ему безразлично как выглядит город и что там делают жалкие простолюдины. Просто выбросите состояние улиц из головы.
Кстати, большинство людей поступает так в реальной жизни.

В качестве тренировки – попробуйте вспомнить что-нибудь из неинтересного университетского курса непрофильного предмета (философия, экономика, высшая математика – в зависимости от факультета). Что-нибудь из серии «Сдал и забыл». Осознайте, как вы забыли — и применяйте метод в дальнейшем.

* да, я знаю, что у этой аббревиатуры есть более популярная расшифровка – Save-or-Die.

48 комментариев

avatar
Не согласен с пунктом 2. По-моему, возможность не игнорировать возможностью злоупотребления доступными технологиями — одно из сильных мест НРИ.
avatar
Только если это лежит близко к фокусу игры (интересно кроме игрока еще кому-то).
Если игра про инженеров/попаданцев или появление новых технологий — то естественно, что такие злоупотребления — важная часть игры.

А вот если игра про интриги в древнем Китае (с кунг-фу и гейшами), то фразу: «Хей, а ведь у нас известен порох, давайте-ка наладим промышленное производство огнестрела» нужно предварительно тщательно обсудить с мастером и игроками.
avatar
А потом мы создаём вечный двигатель из комбинации самоподдерживаемых зачарований Heat, Cool и двигателя Стирлина. После чего заклинанием Draw Power переводим мощность в магическую энергию и делаем, что хотим, например, второй вечный двигатель.
avatar
1) Это не будет вечный двигатель в плане нарушения законов физики — он получает энергию из окружающей маны.
2) Хотя даровый двигатель — это тоже очень неплохо.
3) Возможность существования таких двигателей постулируется в Spaceships. ИП только что открыли один из возможных вариантов его реализации.

Что они будут с ним делать?
avatar
Создадут самоподдерживающуюся паровую турбину, у которой мощность выше. Выше мощность — выше приток маны. Дальше пойдёт техномагическая сингулярность через кастование грейт вишей, а чтобы избежать критических провалов, которые неизбежно наступят, перед каждым грейтвишем будет использоваться прекогнишен.
avatar
Не будет им сингулярности. Во-первых, они даже более мощную турбину не создадут без Gadgeteer'а, потому что она развалится.
Во-вторых, в моих сеттингах слишком мощный магогенератор просто через некоторое время снижает уровень маны в своей окрестности и перестаёт работать.
В-третьих, в моих сеттингах прекогнишен не работает и даже если работает — может предсказать результат конкретного каста грейт виша — только предсказать, что они такими темпами наверняка будут уничтожены.
avatar
Сначала можно перебиваться при помощи Restore Mana или переездом, а потом у нас будет Mana Enhancer и там уже хоть трава не расти.
avatar
Я не уверен, где ты собираешься добыть Mana Enhancer'а, но двигатель будет снижать ману до тех пор, пока не перестанет работать, потому что потребляет её быстрее, чем она восстанавливается.
avatar
Грейт вишем же с ограничениями вполне влезает.
avatar
Дальше пойдёт техномагическая сингулярность через кастование грейт вишей
Я тут подумал — наверное, я просто скажу им, что они сделали себе по 1 или 2 грейт виша каждый, прежде чем опасность всё уничтожить стала слишком велика или их поймал ответственный за магобезопасность, и мы продолжим заниматься интересными делами.
avatar
Но мы же пытаемся захватить мир, что может быть интересней этого?
avatar
Тогда пусть прекратят маяться грейт вишами, и поступают как правильные завоеватели мира — делают армию боевых големов.
avatar
Зачем? Делаешь фамилиара на 25% от своих очков (МУХАХАХАХА) со способностью проникать в тело человека и подчинять его себе. Затем апгрейдишь до группы фамилиаров. Серый кардинал — это всегда умнее, чем видная мишень.
avatar
Затем апгрейдишь до группы фамилиаров.
И тут тебя съедает Ктулху, призванный на критпровале.

Серый кардинал — это всегда умнее, чем видная мишень.
Мы играем в НРИ. Правильное решение — это всегда то, в котором больше приключений. «Умные» решения, в результате которых персонаж находится в безопасности и загребает жар чужими руками — неизбежно, необъяснимо и совершенно бессмысленно проваливаются.
avatar
И тут тебя съедает Ктулху, призванный на критпровале.
Только прекогнишен, только безопасный вызов!
avatar
Прекогнишн: «если ты продолжишь злоупотреблять грейт вишем, и не пойдёшь немедленно приключаться, мастер натравит на тебя Ктулху. ему скучно.»
avatar
Мы играем в НРИ. Правильное решение — это всегда то, в котором больше приключений.
Разумеется. Просто я люблю heist и процесс доставки фамилиара до цели мне интересен больше, чем очередная банальная война големами, в которой придётся участвовать в роли стратега, а не действующего лица.
avatar
Так, и? Они все сделали, у них получилось. Что дальше? Мир в их власти. Причем, я так понимаю, за не очень большую серию бросков. Я бы все это разрешил. Тупо, чтоб посмотреть в их лица через полчаса.
avatar
Дальше пойдёт техномагическая сингулярность через кастование грейт вишей
Как вариант — сказать, что они теперь в трансгуманистическом сеттинге, и чтобы получить апгрейды им нужно не только создать грейт виш, но и заплатить очки персонажа, как и всем киборгам.
avatar
После чего заклинанием Draw Power переводим мощность в магическую энергию
:D
Заклинание Draw Power хорошо работает с объектами размером с современную электростанцию. Если объект не может выдавать хотя бы мегаватт электроэнергии, то с этим заклинанием можно вообще не связываться. Для энчанта нужно 36 мегаватт (100 энергии в секунду), если тебе не удастся отспорить возможность вкладывать энергию по единице в секунду, а не 100 энергии в конце каждого часа или вся энергия одновременно в конце энчанта.

Мой справочник по физике говорит мне, что мегаваттов не бывает даже в советских поездах, и речь идёт о небольших электростанциях.
avatar
Двигатель Стирлинга на 150 киловатт сделали ещё в прошлом веке, а к источникам тепла и холода можно присоединить более одного такого двигателя. Проблема в том, что тогда увеличится скорость переноса тепла, но нас это не волнует.
avatar
«Вечные» двигатели в 20ом веке — это не проблема. Сеттинг выдержит.
avatar
Вообще в 20ом веке самое страшное для сеттинга — это Create Fuel, которое делает уран. Фунтами.
avatar
Стирлинг появляется в 19, а первые паровые машины вообще в первом, но некоторые историки говорят, что раньше.

Просто двигатель Стирлинга просто собрать в одиночку у себя дома, а для использования урана придётся с другими людьми кооперироваться. Паровую машину тоже просто, но у неё скорее всего КПД будет ниже.
avatar
Вообще с тем же успехом можно собрать обычный двигатель, на угле, и использовать его.
avatar
С углём будут проблемы в виде продуктов сгорания, интереса окружающих и сложности в маскировке.
avatar
Маскировать применение грейт вишей, которые стабильно содержат шанс уничтожения цивилизации, от любых предсказательных или чувствующих опасность способностей — невозможно.
Строительство магоэлектростанции — тоже нетривиально скрыть.
avatar
Если электростанция на двигателях Стирлинга, то у неё вообще нет внешних проявлений. Если паровая турбина, то в ней есть отсек для уничтожения пара, в итоге там тоже производство безотходное.
avatar
Это просто здоровенное здание и многоденег в купленном оборудовании.
avatar
Э, что? Паровая турбина на 10 МВт поместится в гараже. Магитехническая паровая турбина будет занимать ещё меньше места.
avatar
Паровая турбина на 10 МВт поместится в гараже.
Хмм… что-то здесь не то.

Магитехническую паровую турбину придётся изобретать по правилам изобретений. Ты наверное помнишь, что там нужны баснословные суммы вложений?
avatar
Которые не так сложно достать при имеющемся генераторе маны в виде описанного Стирлинга. Сама-то турбина нам нужна только потому что у неё КПД выше.
avatar
Делать энчанты по бросовым ценам?
Рано или поздно (скорее, рано) полезут промышленные шпионы.
Материализация всякого хлама на продажу?
На этом много не заработаешь.
Запатентовать и продавать?
Но тогда далеко не только у ИП будет источник бесконечной энергии.
avatar
100 k$ — это не настолько серьёзные деньги, чтобы у тебя не было принципиальной возможности их собрать.
avatar
А потом мы создаём вечный двигатель из комбинации самоподдерживаемых зачарований Heat, Cool и двигателя Стирлина. После чего заклинанием Draw Power переводим мощность в магическую энергию и делаем, что хотим, например, второй вечный двигатель.
Вообще — это неправильный подход.
Киношные изобретатели изобретают вечный двигатель, и ставят его на свой летающий авианосец (или на чём они предпочитают передвигаться).
avatar
Мощности не хватит, если только изменения в систему магии не вносить. Тут даже без вопросов.
avatar
Почему не хватит? согласно Spaceships 7, хватит и 1 единицы энергии на 1 систему роторов. Правда, вертолётные винты на корабле больше 6ого размера — сверхнаучны, но нас это не останавливает, потому что мы делаем летающий авианосец.
Система «Elemental Furnace» из Пирамиды 3-64 (хорошо соответвующая описанию) даёт на ТУ7^ 2 единицы энергии, так что можно поставить хоть две винтовые системы, для повышения улетательности.
avatar
Потому что у меня — двигатель Стирлинга на руках, а не эти вундервафли.
avatar
Главное чтобы не пришёл Аррис, у которого нет двигателя Стирлинга, зато есть магия :)
avatar
Думаю, этот топик можно смело переносить в блог ГУРПС.
avatar
Вообще-то этому топику место в «полезных советах», это мы просто нафлудили слишком много оффтопика.
Наверное потому, что я вспомнил цельнометаллические дирижабли.
avatar
Размечтался.
avatar
Истово плюсую. Сам предпочитаю играть в своего персонажа, нежели стремиться влезть в его шкуру. И да, попытки подогнать создаваемую мастером реальность под субъективные представления о логичности — это зло, в первую очередь потому, что на споры уходит драгоценное игровое время.
avatar
Хороший пост. Но мне не близок. Как-то так сложилось, что SoD наваливается на меня частенько и реально портит игру. Даже понимая, что «это все фантастика» и т.д. SoD заставляет сильно фрустрирует. Не то чтобы прям играть нельзя, но осадочек… осадочек остается.
Кстати SoD часто бывает у меня как у GM-а, и это еще хуже. Если персонажи начинают совершать в нашем пространстве игры нелепые/невозможные вещи — руки опускаются.
avatar
SoD — это хорошо, разрушение SoD (т.е. Disbelief) плохо ;-)
avatar
Небольшая коррекция терминологии: Suspension of Disbelief — это желательное и базовое состояние для игры или потребления художественного произведения. Неприятные чувства начинаются, когда он нарушен («сломан»).
avatar
у GM-а, и это еще хуже. Если персонажи начинают совершать в нашем пространстве игры нелепые/невозможные вещи — руки опускаются.
У меня такое тоже раньше было, но со временем я осознал, что это неизбежно (ибо игрокам постоянно находиться в роли и сохранять серьёзность бывает тяжело). В итоге, если начинается крейзилунерство, я негласно организую таймаут, в который сам поддерживаю веселье, в то же время ненавязчиво переводя шутки в русло предположений и трёпа, а не заявок. Посмеялись — возвращаемся туда, где прервались, снова всё в колее, последствий нет.
avatar
Самое плохое это не когда у игроков suspension of disbelief разрывает, а когда персонажи начинают крутить головами и пытаться понять, что это за хрень вокруг них происходит.

Это обычно значит, что мастер где-то ну очень сильно облажался.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.