Синдром ведущего
Привет, Имажинария.
Сегодня я хочу с тобой поговорить об одной штуке, которую я называю «синдром ведущего».
Во многих статьях и руководствах я часто встречал совет следующего типа: «Если вы хотите быть хорошим ведущим, то вам стоит время от времени играть самому. Так вы сможете посмотреть на игру по сторону ширмы и обнаружить какие-то новые для себя особенности».
Суть проблемы (если её так можно назвать) состоит в следующем. Когда я играю у кого-то сам, то зачастую внутри постоянно вертятся мысли в духе «как это сделал бы я сам». Появляется желание покритиковать, особенно когда я знаю игровую систему лучше этого ведущего. И, конечно же,жжение дискомфорт от того, что расходятся ожидания от игры: хотелось поиграть в приключение, ориентированное на персонажей и поразгадывать мрачные тайны — получили «догадайся, что надо было сделать». Хотелось поиграть в дарк фентези — получили железобетонные рельсы.
Скажи, Имажинария, как часто ты, будучи действующим ведущим, сам/а играешь? Бывает ли желание «я бы сделал по-другому»? Сталкиваешься ли с тем, что хочется «взять и показать как надо»?
Сегодня я хочу с тобой поговорить об одной штуке, которую я называю «синдром ведущего».
Во многих статьях и руководствах я часто встречал совет следующего типа: «Если вы хотите быть хорошим ведущим, то вам стоит время от времени играть самому. Так вы сможете посмотреть на игру по сторону ширмы и обнаружить какие-то новые для себя особенности».
Суть проблемы (если её так можно назвать) состоит в следующем. Когда я играю у кого-то сам, то зачастую внутри постоянно вертятся мысли в духе «как это сделал бы я сам». Появляется желание покритиковать, особенно когда я знаю игровую систему лучше этого ведущего. И, конечно же,
Скажи, Имажинария, как часто ты, будучи действующим ведущим, сам/а играешь? Бывает ли желание «я бы сделал по-другому»? Сталкиваешься ли с тем, что хочется «взять и показать как надо»?
30 комментариев
И так как это радикально отличный от моего опыт, желания «исправить» игру или какого-то дискомфорта обычно не возникает. В чужой монастырь со своим рулбуком не ходят.
Не раз были игры, когда системой распоряжались сколь угодно вольно и меня это не напрягало, потому что меня захватывал сюжет. Были игры, когда я напоминал о том или ином правиле для конкретной ситуации, чтобы мастер не изобретал его на коленке и это тоже проходило гладко. Были игры, в которых я был готов простить любые вольности ради компании, в которой было чертовски приятно играть. И, конечно, были игры, когда меня бесили решения мастера, его стиль построения повествования и взаимодействия с игроками.
В последних случаях я обычно какое-то время ем кактус, надеясь на то, что, возможно, это лишь единичный случай и делать на его основе вывод о стиле мастера в целом нельзя. Потом, как правило, ничего не меняется и я понимаю, что колючесть кактуса превалирует над его вкусовыми качествами. После этого я выхожу из игры, в деталях объясняя причины. Хотел бы сказать, что это всегда проходит гладко, но это не так.
Анализируя сейчас эту линию поведения, я думаю, что она довольно бестолковая и малопродуктивная, а стадию поедания пустынного растения надо менять на объяснения. Причём лучше всего — сразу после той игры, от которой остался столь неприятный осадок.
Мысли «я бы сделал по-другому» в отношении истории, мира или системы, которую ты бы в принципе никогда не стал водить, звучат странно. И мой (прямо скажем, небогатый) опыт как игрока во многом состоит именно из таких игр. Порой меня это очень печалит.
Каких-либо негативных эффектов «синдрома ведущего» за собой не замечал. Практически у всех мастеров, у которых я с удовольствием водился, есть какие-то моменты, которые «я бы сделал по=другому», но это никогда не мешало мне погружаться в игру и получать от неё фан. Напротив, я ценю возможность увидеть на практике другие подходы и научиться чему-то новому. Разумеется, бывает так, что мне что-то не нравится, но я не могу сказать, что это потому, что «я бы сделал по=другому»: причинно-следственная связь тут очевидно направлена в противоположную сторону. Я не стану устраивать игрокам «догадайся, что надо было сделать» и «железобетонные рельсы», потому что это была бы неинтересная игра, только и всего.
Бывают проявления своеобразного genre-savvyness с моей стороны, когда я легко разгадываю тайный мастерский замысел. Но обычно это бывает с начинающими мастерами, слишком полагающимися на шаблонные ходы, или с хорошо знакомыми мне ведущими, которые злоупотребляют наработанными схемами. Бывают ещё забавные моменты, когда я in-character озвучиваю некоторую версию происходящих в игре событий и по глазам мастера понимаю, что походя высказанная моим персонажем идея кажется ему лучше и интереснее его собственной сюжетной заготовки. В обоих случаях я не берусь утверждать, что это связано с моим опытом ведущего.
затащить в постельповодить всех) высказывание GM'у развёрнутых замечаний между сессиями было нечастым, но вполне обычным делом, воспринимавшимся естественно. Но разумеется, попадаются ведущие, с которыми у меня не такой хороший контакт и которые с какой-то болезненной серьёзностью относятся к собственному мастерению. К сожалению, именно у них моменты, после которых мне хочется «взять и показать как надо» случаются заметно чаще. В таких случаях да, проще не играть.Впрочем у меня странные игроки, я их пытаю на тему что им не понравилось чуть ли не после каждой сессии, а они обычно (кроме одного) молчат.
Правда меня слегка удивляют мастера, которые категорически не желают получать фидбек.
Столкнулся с этим в форме «мне похуй на ваше мнение о моей игре, не нравится — не играйте, прогибать игру под ваши комплексы я не буду». Ну прямо патологическое непонимание сущности фидбека :(
Да, регулярно и постоянно.
Хотя последние пару лет то ли я стал терпимее (и терпеливее), то ли стал играю у такого мастера, с которым мысли «взять и показать как надо» не возникает, он показывает мир очень правдоподобно.
А вот раньше — да, регулярно. Очень мешало играть то, что через глаза игрока смотрит искушённая и опытная сволочь, которой очень тяжело натянуть на себя маску персонажа.
Смотрю и вижу — вот тут мастер описывает криво, вот тут игрок тупит (даже с учетом инфы, которая есть у его персонажа — дико тупит!), а вот тут вообще мастеру надо подавать материал иначе.
А вот тут мастер описывает происходящее… и вот он его еще только описывает, а я уже просчитал подоплёку событий (особенно если магия замешана, ага!) и знаю, что, как, почему, зачем и кто виноват.
Честно говоря, сильно мешает играть — особенно если персонажей не менять.
Есть и другой вариант: если мастер, который тебя водит, раньше играл у тебя. Есть у меня один знакомый, который очень долго у меня играл, а потом стал водить сам.
Так вот, я играть у него не могу, мне тупо скучно: все проблемы, которые он ставит перед игроками скопированы (максимум с заменой действующих лиц) с ситуаций, которые я ставил перед ним. Я знаю все грабли, на которые я могу наступить… и наступать на них повторно неинтересно. Это не приносит опыта, только тратит время, силы, эмоции.
Вот у Свельты в «Троллячьх фьордах» такой режим «предзнания» хотя и работает — но играть не мешает. Мир то совсем незнакомый и мастер тоже (совершенно никакого представления не имею, как и на какие грабли мастер наступает — чтобы этот опыт получить, надо пуд соли вместе съесть). С другой стороны, я неплохо представляю возможности нашей группы (ну в меру своего понимания дыды) и могу оценить достаточно быстро (интуитивно!) оптимальную тактику в бою. Нет, не до уровня «применяю такой-то скилл с такими-то бонусами», а на уровне «сюда энтенгл, потом туда полетит такой спелл, потом такой, потом кину хилку туда, потом...» (а потом обычно боёвка заканчивается :) ).
Если бы я играл файтерским классом, оценивать было бы сложнее, но я друид :)
P.S. Возможно, в системе, где передача нарративных прав — нормальное явление, синдром ведущего будет проявляться слабее.
Обратную связь очень люблю и ценю, но — после игры. И сам стараюсь этому же следовать. Возможность собраться и поиграть — большая радость, и тратит драгоценное время на метаигровое обсуждение и споры просто обидно, а высказать мнение или собрать фидбэк можно пока все собираются или остаются допить чай)
Короче, переходя к сути моей мысли весь мой негативный мастерский опыт заставляет меня быть назойливым (надеюсь что в хорошем смысле слова) игроком. Я пытаюсьь иметь четкое представление о своем персонаже и правилах, поддерживать связь с мастером и помогать другим игрокам (затыкаться когда отожрал достаточно спотлайта и переводить стрелки на того кому не хватило). Может не всегда получается, но мне кажется мое прозябание в роли мастера делает меня чуть лучшим игроком. Делает ли меня лучшим мастером мой опыт игрока… Наверное, может быть…
Горбатого могила исправит.В больших дозах привычка вождения, конечно, может мешать как описано в стартовом посте. Мне кажется, что тут надо или а) играть в игры с большой долей влияния игрока на процесс, или б) найти ведущего с существенно иным стилем или играющего в принципиально иные по жанру игры, и играть у него какое-то время — чтобы какое-то время смена ситуаций и новизна не давали проявляться эффекту «ну кто же так тонет? Вот как надо!».
До того, как я повстречал множество людей из «настольно-ролевой тусовки» я думал, что я только мастер и никак иначе. Но действительно хорошие игры, действительно легко глядящие на жизнь люди и мастера позволили мне насладиться радостью игрока. Пускай редкой и недолгой (хотя сейчас я стал играть чаще).
Так что да, я считаю, что хорошему мастеру нужно бывать игроком. Но хороший игрок хорошим мастером не станет, что недавно доказала одна ситуация. У мастера слишком много ответственности, как у организатора, «тимбилдера» и инженера, а это тянут ну очень малое количество человек.
Проблема сбора партии — проблема партии. Партия не может собраться без пинка? Партия распускается/пересобирается.
Но… в то же время, как и с любыми другими, есть два типа сеттингов (фильмов, книг etc). Первые хочется править, а вторые — оставить как есть, со всеми их неидеальностями. Где проходит грань, сказать не могу, но это связано с непосредственной заинтересованностью. «Редактируемые» продукты как правило рассматриваются даже не как законченные произведения, а как набор заготовок. Вроде как «вообще в другой ситуации я смотреть/читать/играть в это бы не стал, но пару тропов утащу, как-никак классика всё-таки». Проще говоря, ситуация как и в «хороших» сеттингах: хорош не тот, в котором нет логических нестыковок, ошибок и контента, который лично мне не нравится, а тот, при ознакомлении с которым так интересно, что эти мелочи просто не замечаешь. Для игры это справедливо в большей мере.
Ну а что касается своего мастерения, то это уже постоянно. Задним умом все крепки. Всё можно было сделать лучше, качественнее, интереснее, к сессии можно было лучше подготовиться, замотивировать игроков и так далее.
Одна из причин, по которой так ценен послесессионный фидбэк.